Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

СЕМИНАР ДЛЯ НАСТОЯТЕЛЕЙ СТРОЯЩИХСЯ ХРАМОВ МОСКВЫ

Опубликовано: 28 февраля 2018

Категории: Новости, Новости викариатства

27 февраля 2018 года в актовом зале Домового храма св. мц. Татианы при МГУ прошел семинар для настоятелей строящихся храмов, организованный Информационной комиссией Епархиального совета Московской городской епархии по благословению председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, председателя правления Фонда «Поддержки строительства храмов г. Москвы» митрополита Рязанского и Михайловского Марка и во исполнение поручения Святейшего Патриарха Кирилла и постановлений Епархиального собрания.

На семинарах присутствовали настоятели строящихся храмов Москвы, их помощники и редакторы приходских сайтов. В Восточном викариатстве на данный момент девять храмов находятся в стадии строительства.

Обсуждались следующие вопросы:

  • создание информационного поля строящегося храма: информационных стендов, сайта храма, его страниц в социальных сетях, интернет-рассылки новостей прихожанам строящегося храма;
  • налаживание контактов с местными жителями и взаимодействие с организациями, которые могут оказать помощь как в строительстве храма, так и в организации общины;
  • новый порядок взаимодействия с подрядчиками и субподрядчиками;
  • реакции на действия «храмоборцев».

Перед присутствовавшими выступили:

  • председатель правления Фонда «Поддержки строительства храмов г. Москвы» митрополит Рязанский и Михайловский Марк;
  • председатель Информационной комисии Епархиального совета Московской городской епархии, настоятель Домового храма св. мц. Татианы при МГУ прот. Владимир Вигилянский;

Семинары проходили в формате обсуждения, настоятели и их помощники делились личным опытом работы. Например, настоятелям храмов было рекомендовано регулярно принимать участие в совещаниях местных органов власти, а приходам − активнее участвовать в жизни микрорайона, в котором строится храм. 

Четыре великопостных семинара 2018 года для настоятелей — продолжение цикла регулярных встреч для настоятелей, их помощников и редакторов приходских сайтов Московской епархии, начатого три года назад. 

Ближайшая встреча, запланирована на 6 марта 2018 год.

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ РУКОПОЛОЖИЛ ВО ИЕРЕИ КЛИРИКА ВОСТОЧНОГО ВИКАРИАТСТВА АЛЕКСАНДРА МАКАРОВА

В субботу, 24 февраля, Святейший Патриарх Кирилл рукоположил во иереи клирика храма святого князя Владимира в Новогиреево Александра Макарова. Это знаменательное событие произошло в храме Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле.

Ближайшие недели отец Александр будет проходить сорокоуст в храме храма Большое Вознесение у Никитских ворот, а потом вновь вернётся к службам в храме в Новогиреево.

25 февраля 2018
ПОДРОБНЕЕ

СОСТОЯЛСЯ СЕМИНАР «К ИСТОКАМ НРАВСТВЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ПРАВОСЛАВНУЮ КНИГУ»

26 марта в школе № 386 г. Москвы состоялся семинар на тему «К истокам нравственности через православную книгу». В семинаре приняли участие воспитатели дошкольных отделений, детские творческие коллективы («Планета детства», «Серпантин», Сударушка», «Созвездие»), учащиеся 3-9 классов, учителя школы.

Среди приглашенных гостей были: иерей Андрей Тихонов (свящ. Храма Преображения Господня в Богородском) и общественный методист Ануфриева Ирина Анатольевна, Цмиль Ольга Викторовна (Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Павловская Слобода Истринского района Московской области),   Пирогова Ольга Владимировна (методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ), Ивенский Андрей Иванович (советник ГАОУ ДПО «Московский центр технологической модернизации образования»), Кажуткин Николай Николаевич (директор стадиона «Спартаковец» им. Н.П. Старостина), а также педагоги образовательных организаций Восточного округа.

С приветственным словом к участникам семинара обратилась руководитель образовательной организации Клюхина Александра Игоревна: «Весна открывает целую череду самых светлых и прекрасных праздников. В этот чудесный хоровод вплетается и День православной книги, молодой, но набирающий популярность праздник, инициатором которого стала Русская Православная Церковь. День православной книги мы отмечаем 14 марта. Дата выбрана не случайно: в этот день 1564 года дьякон Иван Федоров издал первую на Руси печатную книгу «Апостол». С 2010-го празднование проходит во всех уголках страны, ведь православная литература — это книги, которые показывают нам пути духовного совершенствования».

В своих выступлениях старший методист школы Юхно Ирина Валерьевна и педагог-психолог Шипигузова Алена Игоревна подчеркнулизначимость православной книги в воспитании подрастающего поколения. Чтение книг с православным содержанием способствует формированию у ребёнка:

— нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

— нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

— нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

— нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Особенно хочется отметить педагога Гвоздеву Любовь Анатольевну, которая написала сказку «Двенадцать месяцев», где рассказывалось о четырёх праздниках: «Рождество Христово», «Пасха. Светлое Христово Воскресение», «День Святой Троицы», «День Казанской иконы Божией Матери». Дети разных возрастных групп стали самыми активными участниками спектакля и продемонстрировали всё своё мастерство.

С заключительным словом выступил Иерей Андрей Тихонов. Он ещё раз подчеркнул значение православной литературы в жизни верующего человека и, обратившись к родителям, сказал о необходимости семейного чтения, направленного на воспитание подрастающих поколений в духе истинных христианских ценностей.

Семинар прошёл на высоком уровне.

Выражаем благодарность администрации школы № 386, педагогическому коллективу и родителям во внимание к трудам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Желаем вам неиссякаемой энергии, бодрости, оптимизма, благополучия и новых творческих идей.

 

Текст подготовила О.В. Пирогова

27 марта 2018
ПОДРОБНЕЕ

ОТКРЫТ ПРИЕМ ЗАЯВОК НА ТРЕТИЙ ОБЩЕМОСКОВСКИЙ КОНКУРС ФОТОГРАФИЙ «ДРУЖИМ СО СПОРТОМ»

Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы объявляет о начале приёма фотографий на III Общемосковский фотоконкурс «Жизнь и социальная деятельность новых православных приходов». В этом году тема конкурса «Дружим со спортом».

Конкурс посвящен спортивным достижениям маленьких и взрослых прихожан. Главными героями конкурса станут активные и спортивные прихожане московских храмов. К фотографиям желательно приложить информацию о приходе: его добрых делах и проектах.

Приходы и подворья новых и еще только строящихся храмов приглашаются принять участие в конкурсе и прислать лучшие фотографии, иллюстрирующие командные и индивидуальные спортивные достижения взрослых и маленьких прихожан.

Размер фотографий должен быть не менее 5 мегабайт, чтобы в случае победы в фотоконкурсе фотографии-победители могли быть размещены на стендах широкоформатной печати без потери качества.

Информацию о проведении конкурса можно получить у ответственного сотрудника Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Сохраненкова Михаила Геннадьевича 8 (495) 620-20-62.

Присылать фотографии на адрес электронной почты SohranenkovMG@mos.ru, а также привозить на цифровых носителях непосредственно по адресу: ул. Новый Арбат, д. 36, каб. 1408 можно до 30 апреля 2018 года.

Качественные, в большом разрешении, фотографии имеют больше шансов победить в конкурсе и оказаться на выставке, которая состоится в центре города летом 2018 года.

В 2016 и 2017 годах лучшие фотографии были размещены на стендах, фотовыставки «Жизнь и социальная деятельность новых православных приходов», которая располагалась на Гоголевском бульваре под открытым небом. Выставки увидели более 50 000 москвичей и гостей столицы.

Информацию о конкурсах, прошедших в 2016 и 2017 годах, и фотографии, присланные на эти конкурсы, можно увидеть на сайте fotoprihod.ru.

6 февраля 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up