Прославление Креста Христова в храме Успения Богородицы в Вешняках — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Прославление Креста Христова в храме Успения Богородицы в Вешняках

Опубликовано: 2 октября 2019

Категории: Новости

26 сентября, накануне праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в храме было совершено всенощное бдение с литиёй, на котором в конце великого славословия был вынесен из Алтаря Крест Христов и положен в центре храма для поклонения верующих. Торжественное богослужение возглавил настоятель — иеромонах Афанасий (Иванов) в сослужении клириков храма.

В сам день праздника, 27 сентября, были совершены ранняя (возглавил священник Александр Подпалов) и поздняя (возглавил иеромонах Афанасий) Божественные литургии в нижнем Успенском храме. В проповеди после чтения Святого Евангелия о. Настоятель обратил внимание на слова святого апостола Павла в послании к коринфянам, что для погибающих Крест Христов — юродство, а для тех, кто желает идти спасительным путём в Царство Небесное — сила Божия.

«Для неверующего человека Крест — всего лишь орудие страшной казни, которая описывается в сегодняшнем евангельском чтении, а для последователя Христа Крест — ключ, открывающий врата Небесного Отечества, потому что без несения своего креста, терпения скорбей и перенесения жизненных треволнений невозможно преобразить свою душу, т.к. эти скорби после смерти Христа Спасителя на Кресте являются для нас лекарством к святости», — отметил о. Афанасий.

После поздней Божественной литургии клирики храма вместе с прихожанами участвовали в освящении Поклонного Креста, установленного в память новомучеников и исповедников Церкви Русской, служивших в храме Успения в Вешняках — священномучеников Петра (Зверева), архиепископа Воронежского, протоиерея Сергия Цветкова, протоиерея Иоанна Якушева, священника Иоанна Плеханова. После освящения Креста было совершено поклонение Кресту Господню и славление празднику Воздвижения.

Богослужебные песнопения с особой торжественностью исполнил мужской хор под управлением дьякона Серафима Дубанова.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы

29 апреля 2022 года, в пятницу Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Спаси Господи, дорогой владыка наместник, владыка ректор, отцы, братья и сестры!

Когда имеем — не ценим, а потеряем — плачем, как говорит народная пословица. Мне много и часто приходилось бывать в Лавре, так что обыденными становились эти посещения и молитвы. Конечно, мощи Преподобного не могут не вызывать совершенно особых чувств, и у этой святыни обыденности никогда не бывало. Однако богослужения проходили, как обычно, и с этим я уже как-то сроднился, привык. Но вот прошли два года, когда я был словно закован в цепи, ограничивавшие мое передвижение ввиду опасной пандемии. Я должен был прислушиваться к врачам, да, наверное, даже если бы не прислушивался, то трудно было бы мне добраться до Сергиева Посада. Оберегали очень сильно, чтобы не произошло никакого контакта с инфицированными. Наверное, так и должны были поступать все те, кто заботился о здоровье, и, может быть, уберегли меня таким образом от инфекции.

Но вот когда я сегодня, два года спустя, вошел под своды этого храма, я понял, какая же радость, какое счастье быть в обители Преподобного, в этих священных стенах. Когда мы бываем регулярно, острота восприятия святыни стирается из-за нашей человеческой слабости, но когда наступает время разлуки, особенно длительной, то соприкосновение со святынями Троице-Сергиевой лавры производит очень сильное движение души и осознание того, каково же значение Лавры Преподобного, вообще каково значение святыни в жизни православного христианина.

И как это чувство объяснить людям, лишенным веры? Не поймут, скажут «излишняя эмоциональность», «нервы слабые»… Но ведь все это неверно! И нервы в норме, и слабостей особых нет, особенно у многих из нас, закаленных трудностями жизни. Но когда соприкасаешься со святыней, то реально чувствуешь соприкосновение — с сердцем твоим, с разумом твоим — Божественной благодати.

И вот сегодня я пережил особую Пасху в своей жизни здесь, в Троице-Сергиевой лавре, когда после двухлетнего перерыва мог помолиться в этом замечательном соборе вместе с братией, владыками, с вами, мои дорогие, и вновь войти в эту духовную колею. И дай Бог, чтобы она никогда более не прерывалась на столь продолжительное время!

То, что произошло с народом, со всей страной, — это, конечно, напасть, болезнь, но ведь Господь, как учит Церковь, посылает нам болезни и скорби для нашего исправления. Очень важно, чтобы все мы сделали правильные выводы, вынесли нужные суждения из того, что с нами произошло за эти два тяжелых года. А если забудем, если скажем, что это очередная случайность, мало ли чего не бывает, то потеряем очень важное, не сделав из произошедшего нужный духовный, мировоззренческий вывод. А вывод для нас, верующих, такой: мы живем благодатью Божией, это не фантазия — это реальность; и когда пресекается возможность прикасаться к источнику благодати, тогда человек оскудевает и духовно, и физически.

Можно себе представить, что замыслили в свое время те люди, которые, производя политические перевороты в нашей стране, намеревались навсегда оторвать русский народ от веры, от благодати, от святыни, и во что бы мы все превратились. Но силой благодати Божией, несмотря ни на какие человеческие ухищрения, вера возродилась, храмы и монастыри открылись, и множество людей обратилось к Богу, — особенно это стало зримым в два года тяжелых испытаний пандемией.

Вот мое впечатление о Пасхальном богослужении в Храме Христа Спасителя: за все годы моего Патриаршества никогда такой Пасхи не было, так много было народа, такими радостными были лица! И совершенно очевидно, что это результат того, что люди были оторваны от храма, в том числе от участия в Пасхальных богослужениях, в течение двух лет. А что было бы, если бы действительно была разрушена религиозная, церковная жизнь в нашем Отечестве? Какая бы была страшная пустыня и какими были бы люди — наверняка, тоже страшные, лишенные духовных и нравственных ориентиров. Но Господь не допустил свершиться этому страшному эксперименту над Россией — построению нерелигиозного, безбожного общества. Вот и сегодня небольшой двухгодичный перерыв в регулярном посещении храмов на мгновение ввел нас в соприкосновение с этой реальностью, отделенной от обычной регулярной церковной жизни; и как же чувствуется недостаток участия людей в этой регулярной церковной жизни, в регулярном посещении храмов, причащении Святых Христовых Таин! Но есть надежда, что все мы возвратимся, как говорит пословица, на круги своя. Посещение воскресных богослужений, посещение монастырей, храмов, участие в паломничествах — все это должно вновь возродиться и, может быть, с новой силой, с тем чтобы укрепились вера и благочестие в нашем народе.

Хотел бы поблагодарить владыку наместника, владыку ректора, всех вас, насельники дорогие святой обители, за то, что не умолкало богослужение, не потухали лампады, творилась молитва и сохранялся монастырский порядок. Обитель, несмотря на внешние скорби, сохраняла свою духовную жизнь, оставаясь великим центром благочестия и молитвы для всего нашего народа. Дай Бог, чтобы мы, вразумленные тяжелыми внешними испытаниями, еще и еще раз осознали важность нашей принадлежности Церкви, жизненную необходимость регулярного посещения храма, причащения Святых Христовых Таин, исповедования грехов наших. И если сохраним благочестие, присущее нашему народу, если еще более укрепимся в вере, если еще больше осознаем необходимость жизни в Церкви, то, несомненно, будем иметь силу отражать и физические, и духовные напасти, в чем бы они ни выражались и как бы они не осуществлялись.

Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, да хранит Господь землю Русскую, да хранит Господь сию святую обитель и всех, кто с верой, благочестием и благоговением входит под своды ея святых храмов. Пусть благословение Божие, сила Духа Святого пребывает над всеми нами, укрепляя нас в вере и благочестии и помогая, несмотря ни на что, идти по выбранному нами пути жизни в Церкви, который, верим, приведет нас к Божественному Царству. Пусть благодать Святого Духа, излившаяся через освящение воды в сей святой пасхальный день, каждого из нас укрепит в благочестии и чистоте, в правильном духовном и умственном устройстве, чтобы никакие испытания, соблазны и искушения не могли повредить нашему духовному состоянию и сдвинуть нас с единственно правильного пути — пути в Царствие Божие через участие в жизни Святой Церкви, через принятие Святых Христовых Таин, через принесение покаяния и исповедание своих грехов. Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия да хранит Господь всех нас на этом спасительном церковном жизненном пути. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5922089.html

30 апреля 2022
ПОДРОБНЕЕ

В ПАМЯТЬ О ДУХОВНОМ ПОДВИГЕ НОВОМУЧЕНИКОВ В ИЛИИНСКОМ ХРАМЕ УСТАНОВЛЕНА МЕМОРИЛЬНАЯ ДОСКА

1 апреля 2018 г., в праздник Входа Господня в Иерусалим,настоятелем храма пророка Илии в Черкизове, заместителем управляющего делами Московской Патриархии архимандритом Саввой (Тутуновым) была освящена установленная на храме мемориальная доска в память Черкизовских новомучеников. 

Приход храма пророка Илии выражает особую благодарность благотворителю: вице-президенту Международного фонда славянской письменности и культуры, Владиславу Ивановичу Мещангину, на средства и трудами которого она была изготовлена . 

На мемориальной плите, установленной на фасаде Илиинского храма, напротив мечта упокоения еще одного чтимого подвижника веры, Ивана Яковлевича Корейши, увековечена память трех священнослужителей, судьбы которых связаны с Илиинским храмом: митрополита Киевского (Богоявленского) Владимира, первого архиерея Русской Церкви, убитого революционерами; архиепископа Можайского Димитрия (Добросердова), жившего при храме, а также клирика Илиинского храма в 1930-1934 гг. протоиерея Александра Соколова.

Священномученик митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский)
В годы своего служения на Московской архиерейской кафедре, с 1898 по 1912 гг.,  внес большой вклад в развитие черкизовского храма и прилегающей к нему резиденции. Было реконструировано прежнее здание храма, создана внутренняя роспись, а также выстроена изящная шатровая колокольня. То здание, которые мы видим сейчас в Черкизове — главным образом, результат трудов митрополита Владимира. 
Позднее святитель был назначен на Киевскую кафедру. В эти годы в Киеве бушевала гражданская война: большевиками начались невиданные там дотоле грабежи и насилия, сопровождавшиеся осквернением монастырей и храмов, начались угрозы и насилие над священством. Митрополит Владимир был зверски убит революционными солдатами 7 февраля 1918 года, прямо у стен Киево-Печерской Лавры, став первым священномучеником ХХ века из числа иерархов Русской Православной Церкви. Его честные мощи были обретены летом 1992 года и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Священномученик Димитрий (Добросердов), архиепископ Можайский
С самого начала 1920-х гг. владыка Димитрий, популярный среди верующих своей епархии, подвергался сильным нападкам большевиков и был вынужден покинуть родные места после превого заключения в тюрьму. В 1926-27 гг. впервые оказался в столице: ему довелось сослужить митрополиту Петру (Полянскому) на его последней всенощной в храме великомученицы Екатерины на Ордынке, где пел знаменитый хор Чеснокова. Также епископ Димитрий служил в храме Николы Мясницкого, а также в храмах под Москвой. Иподиаконами у него были Николай Овчинников и Василий Евдокимов. Позднее владыка был буквально изгнан в Пятигорск, откуда вернулся в 1934 году, когда был назначен викарием Московской епархии. Преследуемый властями за «антисоветскую агитацию», он прожил здесь, в сторожке при Илиинской церкви на Большой Черкизовской улице, три года – вплоть до самого ареста. Его не допускали до служения, не разрешали общаться с паствой, оказывали мощное давление по всем направлениям, но Владыка не признал себя виновным и отказался кого-нибудь оговорить. Архиепископ Димитрий был расстрелян на Бутовском полигоне 21 октября 1937 года, погребен в общей безвестной могиле.

Новомученик протоиерей Александр Соколов

На долю протоиерея Александра Соколова выпало служение в Илиинском храме в самые страшные для Церкви годы.
В Черкизово он был назначен в 1930 году, когда каждый священник был под контролем НКВД. За четыре года власти создали условия, невозможные для его дальнейшего служения в Москве, и в полной нищете и большом страхе он отбыл в сельский приход под Дмитровом, в Спасскую церковь в селе Павельцово. Здесь, живя в церковной сторожке он прослужил до самого ареста в январе 1938 года.
Практически без следствия, после месяца пыток на Таганке, он был расстрелян и, подобно тысячам замученных верующих, погребен в Бутово в общей могиле.

http://hramilii.ru/news/18957/
2 апреля 2018
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршее слово в день памяти святителя Петра в Успенском соборе Московского Кремля

6 сентября 2022 года, в праздник перенесения мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы прославляем святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Этот день обращает наш мысленный взор к тому времени, когда Русская Церковь проходила через особенно тяжкие испытания. Киев, мать городов русских и столица Русского государства, оказался открыт для губительных набегов Орды; город поджигали, грабили, из него вывозили богатства. Стало совершенно очевидно, что Киев в тех условиях уже не мог быть столицей всего Русского государства, потому что был слишком уязвим, и возникла политическая и, я бы сказал, стратегическая необходимость переместить центр Русского государства в другое, более безопасное место. Таким центром стал град Владимир на северо-востоке Руси. Почему? А потому что Владимир находился в лесной зоне, вокруг были дремучие леса, в которых не могла эффективно действовать конница кочевников — главная военная сила тех, кто разграбил и спалил Киев. Для того чтобы уберечь центральную церковную и гражданскую власть, было принято решение уходить в леса. Так ведь поступают и подвижники: многие святые, избавляясь от искушений и опасностей, уходили именно в леса спасать души; а в данном случае страна должна была переместить центр своей политической, государственной жизни подальше от кочевников. Поэтому Владимир стал следующей столицей нашей страны, и все понимали необходимость такого решения.

Ну, а затем, когда стал возвышаться град Москва, когда сюда стали стекаться как интеллектуальные, так и материальные силы страны, великий князь Иван Калита предложил митрополиту Киевскому и всея Руси, который жил во Владимире, переехать в град Москву. Так и произошло, и великий князь сделал все для того, чтобы пребывание митрополита Киевского, а отныне и Московского, и всея Руси было благополучным и безопасным в граде Москве.

Но когда мы говорим о географических центрах — Киев, Владимир, Москва, — мы ведь не подразумеваем, что вокруг каждого из этих городов формировалась некая отделенная от единого Тела Церкви церковная общность. То была единая Церковь, центр которой перемещался вместе с перемещением столицы, для того чтобы Предстоятель всегда был рядом с великим князем, чтобы духовный центр был там же, где и центр политической жизни. И святитель Петр переехал сюда, в город Москву, по настоятельной просьбе великого князя Ивана Калиты, того самого, который собирал материальные ценности в Москве, чтобы обеспечить устойчивое существование новой столицы. И для того чтобы эта столица была действительно признана всей Русью, необходимо было, чтобы и Первопрестольная кафедра переместилась в Москву.

А когда святитель Петр перенес сюда кафедру всея Руси, потребовалось, конечно, чтобы в Первопрестольном граде был построен кафедральный собор. Святитель Петр начал это строительство, заложив Успенский собор, в котором мы с вами сейчас находимся, — главный храм всея Руси как в прошлом, так и в настоящем. Святитель Петр не дожил до освящения этого храма, он не увидел торжества Православия в новой столице, но он сделал самое, может быть, важное — он сохранил единый центр Русской Православной Церкви, разумно переместив его туда, где ему ничто не угрожало. В каком-то смысле это деяние святителя Петра было провиденциальным, потому что град Москва, хотя и был дважды покорен внешними врагами, но никогда не склонился пред врагом и никогда не повредил себе как столице всея Руси, но, наоборот, явил пример мужества, отваги, дерзновения, любви к Отечеству и любви к Церкви. Вот и сегодня сей величественный Успенский собор, главный кафедральный собор Святой Руси, построенный по замыслу святителя, свидетельствует нам о великих деяниях и удивительном прозрении митрополита Петра, устроившего Первосвятительскую кафедру здесь, в граде Москве.

Сегодня, как и во времена святителя Петра, Церкви Русской угрожает много опасностей. Тогда это были кочевники, которые нападали на землю Русскую, грабили ее, убивали людей, разрушали экономические возможности страны, но и сегодня, как мы знаем, не все спокойно в мире. И в каком-то смысле совершенно особое служение, несомненно по воле Божией, вручается ныне и граду сему, и стране нашей. Потому что сила современной России способна противостоять многим силам, в том числе борющимся с Богом и со Христом. Тем силам, которые направлены и направляют свое жало на уязвление человека таким образом, чтобы он потерял способность различать добро и зло. Исчезло из политического лексикона понятие греха, потому что вместо различения добра и зла возникла новая модель поведения, ориентированная исключительно на выбор самого человека, когда он сам определяет, что для него добро, а что зло. Но когда значительная часть так называемого цивилизованного мира подхватывает эти идеи, страна наша, как то было в прошлые времена, сохраняет свою способность противостоять этому страшному искушению. И мы должны блюсти способность и готовность отличать добро от зла, руководствуясь не сиюминутными политическими интересами, не человеческими амбициями, а исключительно тем нравственным законом, который Бог вложил в наши души, в саму природу человека. И дай Бог, чтобы Первопрестольный град Москва сохранял возможность оставаться островом свободы в этом бушующем мире, чтобы именно здесь формировалось здоровое духовное сопротивление всяким попыткам смешать добро и зло и полностью отказаться от того, чтобы грех называть грехом, а добродетель — добродетелью. Дай Бог, чтобы молитвами святителя Петра, положившего основу церковной жизни в Первопрестольном граде нашем Москве, укреплялась вера православная в наших людях, укреплялась любовь к Отечеству, укреплялась способность противостоять соблазнам и козням искусителей, чтобы оставалась живой вера наша, сохранялись независимость и свобода нашего Отечества. И если будет так, то остается надежда на спасение.

Молитвами святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, да сохранит Господь землю Русскую, да укрепит Он братьев, живущих ныне в разных государствах — России, Украине и Беларуси, — в единомыслии и осознании особой ответственности за нашу общую судьбу, а в каком-то смысле за судьбу мира. И верим, покуда пребудет благословение святителя Петра над Русью, над народом нашим, над Церковью нашей, и мы по его молитвам будем сохранять великую способность отличать правое от левого, добро от зла, грех от святости. Молитвами святителя Киевского, Московского и всея Руси Петра да хранит Господь землю Русскую, да поможет Господь преодолеть разногласия, чаще всего провоцируемые извне, которые сегодня угрожают единству всего нашего народа. Да сохранит Господь, молитвами святителя Петра, народ наш в единомыслии и вере православной. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5956879.html

6 сентября 2022
ПОДРОБНЕЕ

Ночные пробежки по Лосиному острову

Илиинская молодежь организует ночные пробежки по Лосиному острову

7 сентября 2024 года дружной компанией члены клуба “Илиин светоч” преодолели почти двенадцать километров в темной чаще Лосиного острова.

На старт вышли 22 любителя бега. Перед стартом организаторы рассказал о безопасности во время пробежки, а руководитель клуба Максим Швец провел активную разминку.

Предварительные планы – совместная «ночная» пробежка один раз в месяц. Ориентировочная дата следующего старта – 5 октября 2024 года.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Илии Пророка в Черкизово

13 сентября 2024
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up