Прошли мероприятия памяти митр.Иоанна (Вендланда) — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Прошли мероприятия памяти митр.Иоанна (Вендланда)

Опубликовано: 27 марта 2024

Категории: Новости

Духовенство и прихожане храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново приняли участие в мероприятиях памяти митрополита Иоанна (Вендланда).

25 марта 2024 года исполнилось 35 лет со дня кончины митрополита Иоанна (Вендланда). Владыка на протяжении 17 лет управлял Ярославской кафедрой. Именно митрополит Иоанн в 1972 году тайно рукоположил в сан священника Глеба Александровича Каледу, будущего известного всероссийского пастыря протоиерея Глеба. Отец Глеб много лет и до самой кончины Владыки приезжал к нему на исповедь как к своему духовнику.

В памятный день молитвенно почтить память архипастыря в Феодоровском соборе Ярославля, рядом с которым погребен владыка Иоанн, собрались священнослужители и миряне. Панихиду у могилы совершил епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин.

За панихидой молился митрополит Ярославский и Ростовский Вадим, настоятель храма Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново иерей Роман Богдасаров, клирик храма протоиерей Анатолий Стрельников, священнослужители и миряне.

После панихиды в Ярославской духовной семинарии состоялся вечер памяти митрополита Иоанна (Вендланда), в которых также приняло участие духовенство храма Зосимы и Савватия Соловецких. Открыл вечер памяти митрополит Ярославский и Ростовский Вадим.

На вечере были показаны видео воспоминаний архиепископа Михея (Хархарова) и протоиерея Игоря Мальцева, долгие годы служивших вместе с владыкой Иоанном, и Любови Башировны Шишхановой, народной артистки России. В актовом зале, где проходила встреча, была организована выставка фотографий и личных вещей владыки, бережно хранящихся духовными чадами.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

Фестиваль в честь Дня Победы прошёл в Метрогородке

12 мая на Подворье при храме ап. Андрея Первозванного в Метрогородке прошел фестиваль «Наследники победы», посвященный Дню Великой Победы.

В начале праздника была встреча и поздравление ветеранов, которые почтили нас своим приходом и рассказали об участии в войне. Далее праздничный концерт открыл фольклорный ансамбль «Донская слободка» под руководством хормейстера-фольклориста Жанны Кабановой. Наполнив атмосферу праздника колоритом русского задушевного распева, они исполнили церковные и военно-патриотические песни.

Подхватили эстафету дети, из всем полюбившегося ансамбля Околица, и кадеты под руководством заслуженной артистки России Татьяны Суворовой. В историческом уголке посетители могли рассмотреть и потрогать оружие, награды, части обмундирования и экипировки солдат нашей и фашистской армий. Отведав каши из полевой кухни с чаем из самовара на дровах, участники праздника и гости отправились играть в спортивные игры, которые вдоволь привезли и организовали наши друзья военно-патриотического клуба «Русичи»: стрельба из лука, метание ножа, стрельба по мишеням из пневматической винтовки и т.д. Прошло соревнование по сборке и разборке автомата Калашникова.

Праздник завершился показательным выступлением отряда «Прометей». Мастера рукопашного боя показали приемы самообороны, захватов, обезвреживание противника и способы его конвоирования, обратив внимание на то, что православный парень должен уметь защитить своих родных, близких и Отечество. Насыщенно и ярко прошел этот день.

Храм ап. Андрея Первозванного в Метрогородке приглашает всех желающих присоединиться к приходскому клубу «Молодежь Первозванная» (ответственный: Григорий, тел. 8-968-639-5734).

13 мая 2019
ПОДРОБНЕЕ

1 сентября в Косинской школе

1 сентября в ЧОУ «Православная школа Косинская»  отметили День знаний. Торжество началось в храме Успения Пресвятой Богородицы, где настоятель храма и духовник школы прот. Димитрий Бабьев отслужил молебен на начало учебного года, окропил всех собравшихся святой водой и обратился с напутственным словом.
После благословения все участники праздника перешли к торжественной линейке. Директор школы Запорожченко Елена Васильевна поздравила всех обучающихся, учителей и родителей с началом нового учебного года. Среди почётных гостей на линейке присутствовала Самарина Ирина Александровна, член совета ветеранов Косино-Ухтомского района.
Особенно волнительным этот день стал для первоклассников, которые впервые переступили порог школы, чтобы начать своё путешествие в удивительный мир знаний. Для них это событие стало не просто праздником, а настоящим началом новой главы в их жизни, полной ярких впечатлений, новых знакомств и первых достижений. 
Нашу торжественную линейку посетили даже Мальвина и Буратино, который  хотел получить волшебный ключ знаний. Но ему рассказали, что знания надо добывать трудолюбием и усердием.
С музыкальным подарком для учителей, учащихся и родителей выступил  ансамбль «Семейный круг» с песней «Твоя Россия».
В завершение праздника ребята выпустили в небо воздушные шары.
После торжественной линейки все направились в свои классы на первый в этом учебном году урок.
День знаний – это не просто дата в календаре, а начало увлекательного пути длиной в целый учебный год. Пусть этот год станет временем роста, развития и достижения целей для всех, кто шагнул в новый учебный сезон.

3 сентября 2025
ПОДРОБНЕЕ

Объявлен всероссийский творческий конкурс «Александр Невский»

15 февраля 2021 года, в праздник Сретения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Патриаршем обращении по случаю празднования Дня православной молодежи объявил о начале всероссийского молодежного творческого конкурса, приуроченного к 800-летию благоверного князя Александра Невского.

Реализовать свой творческий потенциал молодым художникам и музыкантам в возрасте от 18 до 35 лет предлагается в пяти номинациях: гимнографическое произведение, хоровое произведение, скульптура, живопись, икона.

Конкурс, организованный Министерством культуры Российской Федерации, Патриаршим советом по культуре и Российским военно-историческим обществом, проводится в рамках реализации указа Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 448 «О праздновании 800-летия со дня рождения князя Александра Невского».

Прием заявок осуществляется до 15 июля 2021 года.

Подробная информация о конкурсе размещена на сайте Российского военно-исторического общества.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5773785.html

18 февраля 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up