Проповедь Патриарха на праздник Собора Московских святителей — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Проповедь Патриарха на праздник Собора Московских святителей

Опубликовано: 18 октября 2020

Категории: Новости

18 октября 2020 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, праздник Собора Московских святителей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. 

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь: 

«Сегодня за Литургией мы слышали отрывок из Евангелия (Лк. 6:31-36), в котором содержатся самые важные, наверное, слова, реально наставляющие на путь спасения. А звучат они так: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так вы поступайте с ними. 

Вот такая простая фраза, одно предложение, а в нем — весь нравственный смысл Нового Завета. Но не просто вся христианская этика в концентрированном виде — в этих словах действительно указание единственного пути ко спасению. И если мы вдумаемся в слова «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так вы поступайте с ними», то поймем, что путь ко спасению не так уж труден. 

Почему же Господь предлагает нам через самих себя посмотреть на свой жизненный путь? А потому что мы воспринимаем мир через самих себя — через наш разум, память, зрение, слух, обоняние, осязание. Мы являемся главным инструментом, посредством которого наша душа наполняется содержанием. Мы впитываем все, что дает нам окружающий мир — и правильные мысли, и порой неправильные, и возвышенные, и самые что ни на есть низменные. Человек все впитывает, все воспринимает, и от него зависит, насколько он способен отделять добро от зла и насколько он способен усваивать доброе и отвергать злое. 

Вот если каждый из нас попытается запомнить слова сегодняшнего Евангелия и применить их в первом же конфликтном случае, при решении первой же проблемы во взаимоотношениях с людьми, то мы почувствуем великую благодатную силу Божественной заповеди «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так вы поступайте с ними». И да поможет нам Господь не только запомнить эту простую истину, которая открывает нам дверь спасения, но и попытаться осуществить в нашей повседневной жизни. Аминь».

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru

Патриаршая проповедь в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

7 февраля 2021 года, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.

Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем Евангельском чтении (Лк. 18:35-43) мы встречаемся с удивительной человеческой трагедией, которая была разрешена силой Божией. Некто слепой неотступно следовал за Спасителем, зная о Его чудодейственной силе, и кричал: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня!» Он просил Господа об исцелении от страшного недуга; и можно себе представить, какой силы была эта мольба, когда слепой точно знал, что перед ним Тот, Кто может его исцелить. И слепой сознавал: если он упустит эту великую для себя возможность, то уже никогда не увидит Божий свет. Тогда Господь говорит ему: «Прозри! вера твоя спасла тебя».
Эти слова доносят до нас величайший смысл того, что есть вера в Бога, какой огромной силой исполняется человек, который верит в Бога. А почему? А потому что вместе с верой открывается и ведение; вера вводит человека в живое соприкосновение с Господом, и каждый, кто обращается к Богу с верой, обретает особый жизненный опыт.
Вся атеистическая работа с верующими людьми, направленная на то, чтобы разрушить их веру, сводилась в нашей стране к тому, чтобы рационально, опираясь якобы на некие научные достижения, доказать, что Бога нет. Несчастные пропагандисты просто не понимали, что используют совершенно иной способ убеждения, чем тот, через который люди приходят к вере в Бога. Ссылаясь на некие достижения науки, на некие логические рассуждения, атеисты стремились убедить верующих в том, что вера в Бога ничтожна, потому что Бога нет.
Почему же все это не достигло цели? Да потому что вера людей основывается не на человеческих знаниях, но на реальном духовном опыте — опыте соприкосновения с Божественной силой. И это не самовнушение, ведь никакое самовнушение не могло дать людям силу идти навстречу мучениям, смерти, вставать у расстрельной стены. Им надлежало ответить на вопрос, быть или не быть: если ты остаешься верующим — не быть, или сохранить жизнь, если отрекаешься от веры. Какое здесь могло быть самовнушение? Все отходит на второй план, наступает момент истины, главный момент человеческой жизни, — и в этот главный момент люди не через логические доказательства, а через реальный опыт общения с Богом заявляли о своей вере и не предавали Господа.
Вера не только соединяет человека с Богом. Вера возвышает человека, вера дает ему некие крылья, помогающие взлететь над обыденностью, над человеческими предрассудками и предубеждениями, над некими штампами мыслей и слова, над всякой модой — имеется в виду не мода одеваться, а мода на мысли, на политику, на определенные образцы поведения. Вера вооружает человека таким знанием, что он воспаряет над всякой повседневностью и становится неуязвимым. Все, что легко порабощает человека, все, что вводит его в плен чужих мыслей или чужих действий, искренне верующего человека поработить не может.
Вот почему всякие революции, которые стремились поставить человека в центр бытия, всегда были связаны, так или иначе, с отрицанием Бога и в первую очередь направляли острие своей борьбы против веры. Взять хотя бы наши революционные события начала XX века. Вроде как борьба была направлена против эксплуататоров — помещиков, капиталистов, но когда после 1920 года помещиков и капиталистов уже и в помине не было, борьба с верой и Церковью только нарастала. И даже в 50-е и в начале 60-х годов — какие уж тогда эксплуататоры, какие классовые враги? Никого не осталось, все позади, — а война с верой продолжалась.
И возникает вопрос: а почему так? А потому что вера приносит подлинную свободу от всякого плена человеческого, будь то плен идеологический, политический или какой-либо другой. Вера возвышает нас, приближает к Богу и помогает оценить с Божественной высоты все то, что происходит в человеческой жизни, увидеть суету этой жизни, — особенно тогда, когда в очередной раз кто-то призывает к великим героическим свершениям во имя справедливости, во имя благополучия, во имя человеческого счастья. Но мы, взирая на происходящее с остротой зрения верующего человека, должны не терять способность различать духов и оставаться свободными от всякого приражения чужими мыслями и идеями, от всякого плена идеологий и политических концепций, потому что мы пребываем только в одном плену — в плену Божественной благодати.
Сегодня мы вспоминаем новомучеников и исповедников Церкви Русской. Сравнительно недавно был учрежден этот замечательный праздник: в связи с том, что первой жертвой безбожного террора стал владыка митрополит Киевский Владимир, погибший у стен Киево-Печерской лавры, было принято решение поминать в этот день всех убиенных Христа ради, всех святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Предыдущие героические поколения русских православных людей не убоялись страданий и смерти, сохранили верность Христу, а вместе с этой верностью — и способность различать духов. Вот и мы должны, обращаясь к нашим новомученикам и исповедникам, просить у них помощи, чтобы не терять способность различать духов. Помолимся и о том, чтобы Отечество наше никогда более не проходило через бунты, междоусобные брани, через страшные перемены, подобные тем, что отбрасывали страну и народ наш на десятилетия назад и мешали мирному поступательному совершенствованию всех сторон общественной жизни.
Молитвами святых новомучеников и исповедников Российских да хранит Господь страну нашу от всякой междоусобной брани, да хранит народ наш от всяких соблазнов, могущих поколебать веру, а значит, привести к утрате жизненных ориентиров. Пусть Господь укрепляет нас в вере православной, которая действительно дает возможность воспарить над повседневностью и, взирая с небесной высоты на происходящее в нашей личной или общественной жизни, сохранить правильную систему ценностей, которую мы воспринимаем через слово Божие и подлинный религиозный опыт людей, живущих в Церкви. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5768793.html


7 февраля 2021
ПОДРОБНЕЕ

БЛАГОУКРАШЕНИЕ ХРАМА НА СУЗДАЛЬСКОМ ПРУДУ

В храм Всех Святых в Земле Российской просиявших в Новокосино продолжается роспись стен.

11 августа 2018
ПОДРОБНЕЕ

НА СОВЕТЕ ВИКАРИАТСТВА БЫЛИ УТВЕРЖДЕНЫ НОВЫЕ КАНДИДАТЫ К РУКОПОЛОЖЕНИЮ

25 сентября в храме Воскресения Христова на Семеновском кладбище состоялось первое в этом году заседание Совета Восточного викариатства. На заседании специальная комиссиия рассмотрела кандидатуры, представленные приходами храмов викариатства рукоположения в диаконский и священный сан.

В заседании приняли участие члены Экзаменационной комиссии Московской епархии.

Кандидат в священники: диакон Александр Демьянович Круглик, клирика храма Патриаршего подворья Воскресения Христова на Семеновском г. Москвы.

К рукоположению во диаконы были представлены:

алтарник храма Покрова Божией Матери в Измайлове Димитрий Пушкарев;

алтарник храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском Александр Рязанцев;

алтарник храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках Шелухин Романа;

Испытуемые кандидаты прошли экзамен, на котором им задавали вопросы, касающиеся особенностей их будущего служения. После проверки их знаний и навыков все кандидатуры были одобрены членами Комиссии. Совет викариатства во главе с управляющим Восточным викариатством, епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном, принял решение всем кандидатам дать рекомендации Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, чтобы Святейший Патриарх благословил представленных кандидатов на служение в Церкви.

1 октября 2018
ПОДРОБНЕЕ

Епископ Пантелеимон выступил на Московском урбанистическом форуме

17 августа викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Верейский Пантелеимон выступил на Всероссийском форуме среднего профессионального образования, который проходит в рамках Московского урбанистического форума. В сессии приняли участие заместитель Министра здравоохранения России Татьяна Семенова, заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Елена Ефремова, представители медицинских образовательных учреждений, главный врач станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А. С. Пучкова города Москвы. На сессии епископ Пантелеимон рассказал о медицине как служении милосердию.

«Душа и тела соединены в человеке в некое единство. Если болеет тело, то это отзывается и на душе, обостряются страдания души. В болезни увеличивается внутренний дисбаланс человека. Попадая в больницу, человек чувствует себя одиноким. Кроме того, в больнице человек видит и страдания других людей, иногда крайне тяжелые. Поэтому в болезни человек особенно нуждается в любви и заботе», — сказал епископ Пантелеимон в ходе форума.

Председатель Синодального отдела по благотворительности отметил важность воспитания нравственных, духовных основ у студентов  медицинских образовательных учреждений. Он также подчеркнул особую роль сестер милосердия в поддержке больного, в его выздоровлении.

«Внимательная, заботливая, умеющая слушать и сострадать сестра милосердия может помочь врачу лучше понять то, что происходит с больным. Святой врач Евгений Боткин говорил:  “Бодрость духа – драгоценное и сильное лекарство, которым нередко гораздо больше можете помочь, чем микстурами и порошками. Только сердце для этого нужно, только искреннее сердечное участие к больному человеку”», — отметил епископ Пантелеимон.

В ходе форума заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Елена Ефремова рассказала об единственном в России Свято-Димитриевском училище сестер милосердия, где наравне со стандартными дисциплинами, изучение которых входит в курс по специальности «Сестринское дело», также изучают духовные аспекты профессии.

Свято-Димитриевское училище сестер милосердия существует с 1992 года. Святейший Патриарх Московский и всея Руси является председателем Попечительского совета училища. Училище стало первым в России и по сей день остается единственным государственным образовательным учреждением в своем роде. Здесь получают среднее профессиональное образование, по окончании которого выдаются дипломы государственного образца.

В училище стремятся сочетать передовые современные знания по уходу за больными и сестринскому делу с традицией служения сестер милосердия, которые не только оказывают больным квалифицированную медицинскую помощь, но и поддерживают их духовно.

Выпускники Свято-Димитриевского училища работают во многих социальных проектах православной службы «Милосердие» — крупнейшей в России церковной службы помощи. Среди проектов службы «Милосердие»: Свято-Спиридоньевская богадельня, патронажная служба помощи, служба паллиативной помощи ВИЧ-инфицированным и другие. 

Информационный источник: https://www.diaconia.ru/episkop-panteleimon-vystupil-na-moskovskom-urbanisticheskom-forume#

18 августа 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up