Проповедь Патриарха Кирилла в день памяти равноапостольного князя Владимира — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Проповедь Патриарха Кирилла в день памяти равноапостольного князя Владимира

Опубликовано: 28 июля 2021

Категории: Новости, Патриарх

28 июля 2021 года, в день памяти равноапостольного великого князя Владимира, день церковно-государственного праздника Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.

Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня великий праздник — мы вспоминаем событие, которое радикально изменило жизнь наших далеких предков. 1033 года тому назад в Киеве, Матери городов Русских, по изволению великого князя Владимира были крещены киевляне, а затем и вся Русь. Наши предки приняли новую веру. Бывшие язычники обратились ко Христу и через святое крещение вошли в Церковь Божию.

Хорошо известно, что это событие, помимо глубокого религиозного смысла и духовного значения огромного масштаба, имеет большое историческое значение. Крещение изменило мировоззрение древних русичей. Крещение изменило личную и общественную нравственность. Не в том смысле, что исчезли все пороки, и не в том смысле, что каждый стал добрым и святым. Грех никуда не исчез, но грешник, через крещение обретший благодать Божию, получил мощное оружие — силу благодати, которая только и способна испепелять грех, менять человека к лучшему, открывать его сердце к Богу, свету, святости, добру.

Люди отказались от идолов, то есть от ложных богов. Хорошо известно, что идол был не чем иным, как неким неодушевленным предметом, которому люди поклонялись как божеству. Стояли истуканы на Русской земле, как стояли они тогда и в Европе, да и по всему тогдашнему миру, и почитались как боги, так что люди приносили им жертвы. И мы знаем, какой была жизнь Древней Руси: жестокость, кровопролитие, отсутствие всяких нравственных идеалов, сильный имел право на все, а слабый не имел права ни на что; и какой темной была эта языческая страница нашей национальной жизни!

С Крещением Руси идолы исчезли, и люди стали поклоняться единому истинному Богу. Люди стали поклоняться Господу Иисусу Христу, и свет Евангелия, идеалы христианства стали постепенно, но реально входить в ткань народной жизни, меняя не только мировоззрение, но и нравственность, сам стиль общения людей. Там, где раньше была только жестокость, появились сострадание и любовь. И эта перемена, которая по своему значению превосходит все последующие радикальные перемены в нашей истории, открыла новую, христианскую эру, в которой жил, развивался, совершенствовался наш народ, и повлекла за собой огромные изменения в личной, семейной, общественной, государственной жизни.

Итак, самым важным было, наверное, то, что наши предки отказались от идолов — рукотворных ложных богов. Но если задуматься о том, что происходит в современном мире, то напрашиваются некие аналогии. Древние поклонялись рукотворным богам, а чему сегодня поклоняются люди? В первую очередь те, кто лишен веры в Бога, веры в Христа, но не только они, ведь и многие христиане поклоняются новым идолам. В определенный период таким идолом была идеология, некое мощное интеллектуальное учение, которое принимали миллионы людей, обязываясь жить в соответствии с его требованиями. Мы знаем, что все это не выдержало испытание временем, но ведь существуют не только идеологические идолы. Сегодня средствами массовой информации навязываются определенные вкусы, стиль поведения, так что нас снова учат поклоняться идолам. Например, формируется некий образ человека, главная ценность которого заключается не в любви, не в радости душевной, не в чистоте помыслов и жизни, а в силе; и множество других факторов влияет сегодня на сознание, заставляя поклоняться ложным богам, идолам.

Идолопоклонство никуда не делось, и потому борьба с идолами остается актуальной. Каждый, в том числе христианин, должен, наверное, задать себе вопрос: а не поклоняется ли он каким-то идолам, языческим божкам, внимание к которым оттесняет на периферию подлинную спасительную веру в Единого Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа? И это вопрошание каждого о самом себе, направленное к самому себе, к своей совести, должно помочь нам понять: а не являемся ли мы идолопоклонниками, даже принадлежа формально к наследникам святого равноапостольного великого князя Владимира?

Пусть воспоминание о Крещении Руси, этом эпохальном историческом событии, так круто изменившем жизнь нашего народа, поможет нам задуматься о том, насколько мы являемся наследниками Святой Руси, не скатились ли мы в идолопоклонство, столь могущественное в древние времена и не менее влиятельное сегодня. Форма и объекты поклонения меняются, но суть остается та же, что у идолопоклонников древности, когда мы поклоняемся ложным ценностям, неким идолам, пренебрегая великими заветами, которые обращены к нам Самим Господом и Спасителем через Его Божественное Слово. Утверждая эти заветы, трудились наши благочестивые предки — просвещали словом Христовой истины наш народ, строили храмы и монастыри, создавали бесценные сокровища нашей национальной православной культуры. И дай Бог, чтобы и мы, люди XXI века, могли освободиться от влияния ложных богов, тех идолов, поклонение которым несет смерть душе и нередко болезни нашему телу.

Вспоминая День Крещения Руси, великий подвиг равноапостольного князя Владимира, повернувшего историческое развитие нашей страны, вспоминая великий акт христианизации нашего народа, явившего миру множество подвижников, святых, преподобных, святителей, давайте и мы встанем среди всех тех, кто нам предшествовал, — мысленно, идейно, духовно, с тем чтобы и сегодня так же утверждать ценности Православия, ценности христианской жизни, которые одаривают человека силой преодолевать тяготение к идолопоклонству.

Молитвами святого равноапостольного великого князя Владимира да хранит Господь землю Русскую, да сохраняет в единстве весь наш исторический народ, ныне живущий в разных государствах, но вышедший из одной киевской купели Крещения. Дай Бог, чтобы наше духовное общенациональное единство помогало преодолевать все соблазны и разрушительное тяготение к поклонению новым идолам, сохранять истинную веру и благочестие в нашем народе. Аминь».

Информационный источник: http://moseparh.ru/v-den-pamyati-ravnoapostolnogo-knyazya-vladimira-svyatejshij-patriarx-kirill-sovershil-liturgiyu-v-aleksandro-nevskom-skitu.html

В Храме Христа Спасителя обсудили ход строительства православных храмов на востоке столицы

27 октября 2022 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось совещание по вопросам строительства православных комплексов в Восточном викариатстве.

В ходе совещания советник Патриарха по вопросам строительства, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Ресин и и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата иеромонах Никандр (Пилишин) обсудили ход реализации московской программы в Восточном округе, где введено в эксплуатацию 13 храмовых комплексов и еще 11 находятся в стадии строительства. Планируется, что три из них будут сданы в этом году: храмы священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, и преподобного Сергия Радонежского в Гольянове и храм Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове.

На совещании рассматривали ход строительства пяти объектов. Первый – уже сданный в эксплуатацию, храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перове. Техническим заказчиком на данном объекте является Единая служба заказчика Московской Патриархии. Храм был построен менее чем за два года, а 4 апреля 2021 года епископ Верейский Пантелеимон совершил чин малого освящения. Сегодня в храме ведется работа по внутреннему убранству: пишут иконы и готовятся к чину великого освящения.

Строительство храмового комплекса Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове находится в стадии завершения. В настоящее время ведутся работы по внутренней и внешней отделке храма и приходского дома. Напомним, здесь была произведена поэтапная реконструкция ветхого здания: на месте восточной его части возведен двухэтажный храм, на месте западной — трехэтажный приходской дом, в центральной части укреплен фундамент и заново возведены перекрытия. Таким образом, после реконструкции у жителей района появится полноценный храмовый комплекс вместимостью 500 человек.

В храме преподобного Саввы Сторожевского в Северном Измайлове (пл. Викторио Кодовильи) ведутся штукатурные работы, подводят наружную теплотрассу, водопровод и канализацию.

При церкви преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Федоровны в Восточном Измайлове приступили к устройству железобетонной плиты перекрытия подземного этажа приходского дома. По проекту в здание «заходят» все коммуникации, поэтому было принято решение строить в первую очередь именно его, а затем приступить к строительству основного храма.

Строительство храмового комплекса преподобного Александра Свирского на Соколиной горе идет по плану: возводят кирпичную кладку стен основного объема. К сожалению, идет отставание от графика, подрядчик не выдерживает сроков, в связи с чем на совещании был поднят вопрос о его замене.

Информационный источник: https://www.fedmp.ru/news/v-hrame-hrista-spasitelya-obsudili-hod-stroitelstva-pravoslavnyh-hramov-na-vostoke-moskvy/

2 ноября 2022
ПОДРОБНЕЕ

Паломническая поездка в Троице-Сергиеву Лавру

04 января 2022 года по благословению настоятеля храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерея Алексея Митюшина группа прихожан храма съездила в паломническую поездку в Троице-Сергиеву Лавру и в Гефсиманский Черниговский скит.

Паломники поклонились мощам игумена земли Русской прп. Сергия Радонежского и далее посетили с экскурсией Церковно-археологический кабинет Московской Духовной Академии. Музей поразил паломников множеством старинных икон, историческими фотографиями, богослужебными предметами, мемориальными комнатами (кабинет патриарха Алексия I, Елизаветинские покои с изразцовыми печами). Обо всем этом интересно рассказал о.Александр (аспирант Духовной академии).

После посещения Церковно-археологического кабинета паломники отправились в Гефсиманский скит. В Гефсиманском скиту было очень тихо, уютно заснежено. Паломники приложились к мощам старца Варнавы и к Черниговской иконе Божией Матери. И закончилось всё замечательным вкусным обедом в скитской трапезной. Паломники уезжали с большим желанием вернуться вновь в это святой место. Чудесный день и столько радостных впечатлений!

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

10 января 2022
ПОДРОБНЕЕ

11 — ЛЕТИЕ ХИРОТОНИИ ВО ЕПИСКОПА

Одиннадцать лет назад 20 августа 2010 года, по окончании всенощного бдения в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Пантелеимона (Шатова) во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии.

После Божественной Литургии 21 августа 2010 года Святейший Патриарх Кирилл сказал замечательные слова, которые владыка по сей день старается исполнять:

«…Как в прошлом, так особенно и в настоящем спасительная миссия Церкви не может быть ограничена стенами или оградой храма. Идти к страждущим, идти к нуждающимся, идти к заблудшим — таково служение епископа, и оно ныне возложено на тебя как твое первое и последнее и главное послушание Богу».

От всей души поздравляем дорогого владыку и желаем ему многая и благая лета!

20 августа 2021
ПОДРОБНЕЕ

Мэр Москвы наградил епископа Пантелеимона знаком отличия «За заслуги перед Москвой»

25 декабря в здании мэрии на Тверской мэр Москвы Сергей Собянин вручил государственные награды и награды города Москвы жителям столицы. Знаком отличия «За заслуги перед Москвой» был награжден председатель Синодального отдела по благотворительности, руководитель православной службы «Милосердие» и Больничной Комиссии Московской епархии епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Награду епископ Пантелеимон получил за многолетнюю плодотворную деятельность на благо города Москвы и москвичей, большой личный вклад в реализацию социально значимых и благотворительных проектов, организацию работы по оказанию помощи и духовной поддержки пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Епископ Пантелеимон не раз ходил в «красную зону» поддержать самых тяжелых больных, отметил Сергей Собянин.

Фото: Пелагия Замятина для пресс-службы Синодального отдела по благотворительности

«Я расцениваю эту награду как высокую оценку того, что делает сейчас Церковь, наши больничные священники, которые посещают больных дома, в больнице, «красной зоне», — сказал епископ Пантелеимон. – При поддержке Департамента здравоохранения города Москвы мы подготовили специальную группу больничных священников. Они соблюдают все правила, знают, как одевать СИЗы, знают, как вести себя в «красной зоне». Мы приготовили специальный регламент посещения тех, кто находится в «красной зоне». Священники из специальной группы посещают больных и наряду с врачами несут служение в ковидных отделениях больниц. И наши православные добровольцы приходят к людям, которые находятся на изоляции, помогают бездомным. Это награда – признание наших общих трудов».

Викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон поблагодарил не только за награду, но и за возможность разделить благородный труд врачей. «Коронавирусная инфекция часто действует на сознание и душу человека. И здесь нужна помощь не только психиатра, но и духовного человека, который смог бы утешить и поддержать. И я вам благодарен, что мы можем участвовать в этом общем деле помощи людям».

Фото: Пелагия Замятина для пресс-службы Синодального отдела по благотворительности

Отдельно епископ Пантелеимон затронул вопрос о необходимости создания в России института больничных капелланов. «Я надеюсь, что в нашей стране появится такой корпус больничных капелланов, который есть во многих странах мира, когда представители традиционных конфессий вместе с врачами оказывают помощь нуждающимся», — сказал председатель Синодального отдела по благотворительности.

Мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что 2020 год был непростой, он стал испытанием для всех горожан. «Меня часто спрашивают, как городу удается справляться с этой ситуацией, с которой многие города мира не смогли справиться. Конечно, это стало возможным, потому что все городское сообщество, москвичи вместе плечом к плечу встали на борьбу с этой заразой. Не было ни одной отрасли, которая бы не подключилась к этой сложной работе. Все помогали в той или иной мере. Мы бы по отдельности ничего не сделали», — подчеркнул Сергей Собянин.

Он также поздравил всех, кто получил награды, и поблагодарил их за личный вклад на благо города Москвы. «Люди разных профессий, разных возрастов, но их объединяет любовь к нашему городу, любовь к нашей стране, и, конечно же, к своей профессии, которой вы посвятили свои жизни, огромное вам спасибо», — сказал Сергей Собянин.

Вопрос посещения священниками пациентов с коронавирусом в больницах приобрел особую актуальность. 20 ноября эту тему обсуждали Святейший Патриарх Кирилл и президент В.В. Путин: Президент поблагодарил Патриарха и всех священников за их пастырский труд в период пандемии.

За последнее время председатель Синодального отдела по благотворительности, викарий Святейшего Патриархаепископ Орехово-Зуевский Пантелеимон навестил пациентов с коронавирусом в больнице в Коммунарке, в 52-й больнице Москвы, во временном госпитале в ТЦ «Москва» и на ВДНХ, а также в Госпитале для ветеранов войн в Санкт-Петербурге.

С апреля при Синодальном отделе по благотворительности действует специальная группа священников для посещения в Москве пациентов с COVID-19 в больнице и на дому. В спецгруппе 20 священников, они прошли инструктаж по технике безопасности и обучение.

Со 2 апреля по 25 декабря только в московском регионе священники из спецгруппы совершили 1067 выездов: 449 — на дом, 618 — в больницу. За это время они посетили 57 больниц. Священники всегда посещают больных коронавирусом в специальных костюмах и средствах защиты.

Больничная Комиссия Московской епархии организовала работу круглосуточного телефона +7-903-660-30-40. По этому номеру человек с коронавирусом в Москве может оставить заявку о совершении Таинств исповеди, соборования и причастия на дому или в больнице.

Сейчас в Москве большинство вызовов — в больницу, и в основном люди просят прийти к умирающим в реанимации. В среднем в день в Москве от 5 до 10 выездов священника. Также священники посещают людей с коронавирусом в других регионах.

При участии эпидемиологов в начале апреля Синодальный отдел по благотворительности разработал правила совершения треб на дому и в лечебных учреждениях при посещении людей с коронавирусом. Эти правила были разосланы во все епархии. Также сотрудники Синодального отдела по благотворительности записали обучающие видео для священников по использованию СИЗ. 3496 комплектов индивидуальных средств защиты направил Синодальный отдел по благотворительности для священников в 109 епархий для посещения больных с коронавирусом.  

Церковь оказывает не только духовную помощь людям, пострадавшим от коронавируса.

С июня более 39 тысяч нуждающихся в 54 епархиях в России, Киргизии, Молдавии, Филиппинах и Восточном Тиморе получили продуктовую помощь от Синодального отдела по благотворительности. Эта помощь была приобретена на средства, собранные Синодальным отделом по благотворительности при поддержке сайта Милосердие.ру.

В России работают более 90 церковных приютов для бездомных, и в них фиксируется рост числа обращений на фоне пандемии.

Информационный источник: http://www.diaconia.ru

26 декабря 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up