7 февраля в 18.30 ч. в приходском Просветительском центре при храме Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово состоится лекция-концерт протоиерея Павла Гумерова «Высоцкий. Трагедия русской души».
Многим гостям центра уже полюбились регулярные встречи с
протоиереем Павлом Гумеровым – всегда интересные, живые и познавательные. Но в
этот раз отец Павел придет не с беседой на привычную тему семейных отношений.
В 2020 году исполняется 40 лет со дня смерти Владимира
Семеновича Высоцкого. Недавно, 25 января, отмечался его день рождения.
Настоятель Песчанского храма, отец Иоанн Ермилов, давно хотел устроить в центре
вечер песен Высоцкого. И неожиданно этот вечер сложился в необычном формате.
Отец Павел расскажет о духовных исканиях поэта, о его жизни,
творчестве и вере. А также поведает о судьбе песен Высоцкого после ухода барда
с нашей земли. Рассказ батюшки будет сопровождаться песнями Владимира
Высоцкого, которые будет исполнять он сам.
Если вы любите творчество Владимира Семеновича и хотите
получить оценку его творчества с христианской точки зрения, обязательно
приходите!
Контактный телефон: +7 9253355213 или ioasafcenter@yandex.ru
В Храм Христа Спасителя были возвращены два исторических образа Божией Матери: «Всех скорбящих Радость» и «Владимирская». Как произошло их обретение? Об этом aif.ru поговорил с настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине города Москвы, ответственным секретарем журнала «Храмоздатель», протоиереем Владимиром Клюевым.
Владимир Клюев: Это значимое событие, которое, несомненно, обладает глубоким духовным символизмом. Всё началось с того, что в одной из проповедей в храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине я призвал прихожан возвращать в храмы иконы, спасённые их предками во времена гонений. Совершенно неожиданно на этот призыв откликнулся наш прихожанин Алексей Кудинов, который рассказал, что его бабушка, Анастасия Кудинова, в 1930-е годы сохранила икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», вывезенную из Храма Христа Спасителя перед его разрушением. Алексей выразил желание безвозмездно передать святыню в храм, где она заняла бы свое историческое место.
Юлия Тутина, aif.ru: Отец Владимир, как проходила работа по атрибуции этой иконы? Как удалось подтвердить её подлинность?
— С апреля 2023 года совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева мы проводили исследование. Сотрудники этого учреждения проявили к этой находке огромный интерес. В результате было установлено совпадение с образом «Богоматерь «Всех скорбящих Радость»» кисти Фёдора Андреевича Бронникова, академика живописи XIX века. Эксперты музея подтвердили её историко-культурную и художественную ценность. Таким образом, слова Алексея Кудинова были подтверждены искусствоведами. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта старинная икона 5 ноября 2024 года была возвращена в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в Москве.
— Автор образа, художник Фёдор Бронников известен в основном специалистам по русской живописи, думаю, немногие знают его как иконописца.
— Действительно, Фёдор Андреевич Бронников был выдающимся художником, писавшим картины на античные и исторические темы, и весьма известный в этом качестве. Его светская живопись отличается мягкостью красок, выразительностью образов и высоким художественным уровнем. На каком-то этапе творческого пути Бронников почти исключительно посвятил себя картинам из древнеримской жизни и итальянскому жанру. Например, в 1863 году он был признан профессором исторической живописи за картину: «Гораций читает свои сатиры Меценату».
Но вместе с тем церковное искусство было ему также близко, художник внёс большой вклад в оформление Храма Христа Спасителя, и найденная икона — одно из тому доказательств. Кстати говоря, до революции не было какого-то строгого разделения между церковным и светским искусством. И это касается не только живописи. Так, архитекторы того времени равным образом проектировали и гражданские сооружения, и величественные храмы. Об этом можно прочитать, в частности, журнале «Храмоздатель», ответственным секретарем редакции которого я являюсь.
— Помимо этой иконы, в Храм Христа Спасителя была возвращена ещё одна святыня — список Владимирской иконы Божией Матери…
— Да, 13 июля 2024 года список Владимирской иконы, вывезенный из Храма Христа Спасителя перед его разрушением, был возвращен в собор. Позже, 31 января 2025 года, после проведённой реставрации, прямо перед годовщиной интронизации Святейшего Патриарха образ занял своё историческое место. Этот список XIX века был обнаружен мною при подготовке материала для журнала «Храмоздатель» в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Оказалось, что он был вывезен туда во время гонений на Церковь.
Из истории освящения Храма Христа Спасителя, который состоялся 7 июня (26 мая) 1883 года, известно, что перед иконой Божией Матери Владимирская молились, герои Отечественной войны 1812 года, дожившие до этого торжества:
Ветераны, украшенные медалями, в память Отечественной войны 1812 года.
Депутации от полков, получивших разные отличия за участия в походах и сражениях в 1812–1814 гг.
Депутации от Донского и Оренбургского казачеств, добровольно снарядивших ополчения в 1812 году.
Депутации от губерний, принимавших участие в составлении народного ополчения в 1812 года.
Депутации от Москвы и Бородина.
Депутации от городов, при которых происходили сражения в 1812 году.
Депутации от губерний и городов, подвергавшихся нашествию и служивших театром военных действий в 1812 году.
— Кто же сохранил этот список для потомков?
— Эту икону сохранил священник Василий Орлов, который служил настоятелем Никольского храма в 1920–1930 годы. Благодаря его заботе икона не только уцелела, но и была передана по наследству прихожанам, которые сохранили её в храме. Мы можем только восхищаться тому, как наши предки в условиях гонений на веру, угрозы их жизни сохраняли святыни. Ведь тогда не было, практически, никакой надежды, что Храм Христа Спасителя восстановят, что вера в нашем народе возродится. Атеисты праздновали победу и обещали, что религия исчезнет как явление. Но люди верили, что Бог не оставит ни их, ни чтимые святыни, и эта вера оказалось сильнее воинствующего безбожия.
— А что Вы можете сказать про Евграфа Сорокина, кисти которого принадлежит Владимирский образ?
— Евграф Семёнович Сорокин был выдающимся художником и педагогом, профессором живописи. С его творческим восхождением связана одна действительно впечатляющая история. По совету своего учителя, ярославского живописца, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину: «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца». Это произведение было представлено государю, который и повелел направить Евграфа Семеновича в Академию художеств в 1841 году.
Он также внёс огромный вклад в оформление Храма Христа Спасителя.
В правом клиросе находился образ «Нерукотворенного Спаса», писанный художником с образа, находящегося в церкви Спаса, что за золотой решеткой в Кремле, а в левом — образ Владимирской Богоматери — снимок с образа, находящегося в Успенском Соборе. Причем профессор Сорокин написал их безвозмездно.
Им написаны фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей. На северной двери был изображен св. Архидиакон Лаврентий, в диаконовском облачении; правая рука с орарем простерта к народу в тот момент, когда святой произносит слова: «Станем добрее».
На южной двери — Первомученик Стефан также в диаконовском облачении; в правой руке святого — кадило, в левой — камень как знамение его страдания.
Четыре внутренних столба Храма (пилоны), послужившие основанием для купола, в верхней их части, при соединении с арками, расширяются, образуя так называемые паруса, расписанные профессором Сорокиным совместно с профессором Бруни.
В Парусах Храма, были помещены четыре иконы: три из них изображают важнейшие моменты земной жизни Спасителя, в которых Господь явил свою славу: Преображение, Воскресение и Вознесение Христа, а четвертая картина — Сошествие Святого Духа на Апостолов.
Ниже этих изображений помещены Евангелисты — ученики и свидетели Христовых чудес, передавшие нам божественное учение и различные сведения о Его земной жизни.
Таким образом, на северо-восточном парусе изображено Преображение Господне, а под ним — Евангелист Лука, на юго-восточном — Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн, на северо-западном парусе — Воскресение (изображение сделано по древнему рисунку и представляет восхождение Христа из ада на небо и возведение праведников Ветхого завета), а под ним — Евангелист Матвей, и на юго-западном — Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Марк.
Сорокин художественно исполнил образ Христа Спасителя для плащаницы Храма с вышитою шелком пеленою, она окаймлена золотым с орнаментом бордюром, заключающем в себе молитвенную надпись.
Ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах Храма Христа Спасителя некоторых произведений Бруни, не законченных вследствие смерти последнего. Работы Сорокина отличаются тщательной прорисовкой деталей, глубокой духовностью и академической техникой исполнения. Его авторство было установить проще, икона была подписана.
В парижской церкви Александра Невского (в 1860-1861 гг.) его кисти принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди.
— Какое значение имеет возвращение этих образов?
— Мы благодарим Господа, что обе иконы находятся там, где они и должны быть — в Храме Христа Спасителя. Их возвращение — это не только восстановление исторической справедливости, но и духовно значимое событие, напоминающее нам о неразрывной связи времён, стойкости веры и подвиге тех, кто сберёг святыни в годы гонений.
Я также благодарю ключаря кафедрального собора, протоиерея Михаила Рязанцева, который принял участие в том, чтобы обе эти иконы вернулись в Храм. Хотелось бы подчеркнуть и роль члена Патриаршей комиссии по реставрации икон, протоиерея Георгия Мартынова, который оказывал неоценимую помощь в установлении подлинности образов и контроле за их реставрацией.
История возвращения икон, думаю, вдохновит многих небезразличных людей — тех, кто сохраняет святыни, исследует и реставрирует их, собирает исторические сведения, без которых немыслимо сохранять наше духовное наследие.
30 июля 2020 года викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточном викариатством г. Москвы Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, совершил чин освящения куполов и крестов строящегося храма в честь прп. Саввы — Сторожевского на пл. Викторио Кодовильи вл. 1 в Северном Измайлове.
В совершении освящения куполов и крестов строящегося храма владыке Пантелеимону сослужили: настоятель строящегося храма — протоиерей Павел Куцов, благочинный Воскресенского округа — протоиерей Александр Дасаев, помощник благочинного Воскресенского округа — диакон Дмитрий Камозин.
30 июля в Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре торжественно празднуют перенесение святых мощей прп. Саввы Сторожевского, ученика преподобного Сергия Радонежского, и положение их под новую сень в 1847 году. Очень радостно, что такое значимое событие для прихода, жителей района и всей столицы совпало с перенесением святых мощей прп. Саввы Сторожевского.
***
Рака и сень над св. мощами прп. Саввы Сторожевского
Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 декабря/16 декабря 1407 года. Тело Преподобного было погребено у входа в собор Рождества Пресвятой Богородицы справа, под окном. В настоящее время это место находится внутри храма, так как к нему была пристроена обходная галерея. Умножались чудеса, совершаемые по молитвам к почившему угоднику Божию, росло его почитание на Руси. В 1430-х годах чудесным образом была написана первая икона святого: преподобный Савва явился во сне игумену монастыря Дионисию и повелел написать свой образ. Известно, что уже в 1505 году на могиле преподобного служились молебны.
Преподобный Савва был канонизирован на Московском Соборе 1547 года, возглавляемом митрополитом Макарием. На этом соборе были канонизированы многие местночтимые святые, коим и являлся преподобный Савва. Днем памяти святого был установлен день его успения – 16 декабря. Инок Новгородского Антониева Монастыря Маркелл составил житие и службу святому.
Первое обретение мощей преподобного было совершено в царствование государя Алексея Михайловича 1 февраля (19 января) 1652 года. Мощи были обретены нетленными после 245-летнего пребывания в земле, положены в гробнице и поставлены на правой стороне в соборе Рождества Пресвятой Богородицы у южных врат, ведущих в алтарь, где они и находились до 1919 года. Так был установлен второй праздник преподобному Савве Сторожевскому.
После войны 1812 года была восстановлена сначала рака преподобного, а в 1847 году была сооружена новая бронзовая сень над ракой с украшениями из накладного серебра. Средства на новую сень собирались по всей России. Сам праздник 17/30 июля прошел очень торжественно, при большом стечении богомольцев. Возглавил торжества святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский, священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. На время работ святые мощи были перенесены в придел преподобного Саввы, а потом вернулись на прежнее место. Поэтому праздник и получил название перенесения святых мощей и положения их под новую сень. С тех пор 30 июля – местночтимый праздник святого в Саввиной обители. После вступления епископа Леонида (Краснопевкова) в должность настоятеля монастыря в 1859 году была установлена традиция крестных ходов 17/30 июля из скита преподобного Саввы в монастырь. С 1997 года традиция крестного хода восстановлена.
«Вера, природа и семья — итоги незабываемого летнего лагеря»
В воскресенье 27 июля завершилась седьмая смена ежегодного традиционного палаточного лагеря для многодетных семей Восточного викариатства города Москвы «От мала до велика».
Смена называлась «Вокруг света за 8 дней». Темой этой смены стало «путешествие» семей по разным странам — лагерь побывал в России, Греции, Ирландии, Египте, Японии, Грузии, Италии, Сербии.
Все семьи готовили презентации о православии в этих странах, украшали общую трапезу, проводили мастер-классы в тематике выбранных стран.
Ключевым мероприятием стал концерт, на котором участники представили в творческом виде свои страны — это были танцы, театральные сценки, мини-спектакли. Концерт закончился общим фуршетом.
Каждый год в лагерь съезжаются семьи, чтобы отпуск провести всем вместе — в ритме современной жизни собраться всем членам больших семей бывает очень сложно. Такой лагерь позволяет отключиться от суеты и вместе побыть, занимаясь общими делами — от костра до молитвы, с утра до вечера у участников была возможность общаться друг с другом и с другими членами большого единого сообщества.
Лагерь жил очень насыщенной жизнью: день начинался и заканчивался совместной молитвой, проходила общая зарядка и мини-диско для малышей, в течение дня жители лагеря распределялись на дежурства — от послушаний по уборке лагеря до дежурств и помощи на кухне, дети участвовали в дежурствах совместно с родителями. Прошла душеполезная встреча с епископом Переславском и Углическим Феоктистом (Игумновым). В один из вечеров был устроен вечер русской песни, а в течение дня происходили разные мероприятия: соревнования в настольные игры, организация турнира «Что? Где? Когда?», была проведена игра Зарница, готовка шомпольного хлеба, а в один из дней участники устроили себе «Тайного друга» на котором семьи дарили друг другу подарки.
Так как всех жителей лагеря объединяло то, что все они — участники православного сообщества, а духовником лагеря был ответственный по вопросам семьи, материнства и детства иерей Павел Огрызков, то общение с Богом и любовь ко Христу это главное, что всех соединило: даже в палаточном лагере, на свежем воздухе прошло субботнее и воскресное Богослужение, в праздник Казанской иконе Божией матери был отслужен молебен с акафистом, а завершился лагерь благодарственным молебном.
Много любви, общения, смеха, интересных разговоров и обсуждений — лагерь, который сближает: это будут самые теплые воспоминания о лете.