Представители компании благотворителя «Норильский Никель» побывали в храме иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перово — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Представители компании благотворителя «Норильский Никель» побывали в храме иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перово

Опубликовано: 22 апреля 2021

Категории: Новости

21 апреля в храмовом комплексе с храмом иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на шоссе Энтузиастов, вл. 44, состоялось выездное совещание с участием начальника управления капитального строительства Департамента управления делами ПАО ГМК «Норильский никель» Татьяны Валерьевны Ромаиди.

Храмовый комплекс возведен в рамках Программы строительства православных храмов в Москве. Компания «Норильский никель» выступила благотворителем на этом объекте.

В выездном совещании также приняли участие помощник председателя ФХУ по строительству храмов иерей Александр Привалов и заместитель директора Некоммерческого партнерства «Единая служба заказчика Московской Патриархии» (НП «ЕСЗ МП») иерей Михаил Титов; начальник сметно-договорного отдела ФХУ Татьяна Викторовна Горская; руководитель подрядной организации ООО «ЮниСтройПроект» Сергей Юрьевич Панечкин, менеджер Управления капитального строительства Департамента управления делами ПАО «ГМК «Норильский никель» Роман Эдуардович Василенко.

Настоятель храма священник Димитрий Макеев тепло встретил гостей, провел по храмовому комплексу, показал новую церковь, приходские помещения, включая хозяйственные и подсобные, рассказал о процессе созидания нового прихода.

Настоятель особо подчеркнул, что храм в этом месте востребован. В нем уже начались богослужения, и народ с радостью собирается в новой церкви.

«Мы строим храмы там, где они нужны людям, где они востребованы. А «Норильский никель» поддерживает нас в возведении самых знаковых объектов, — прокомментировал прошедшее совещание помощник председателя ФХУ по строительству храмов иерей Александр Привалов. – Этот храм расположен на пересечении транспортных потоков. Рядом находится метро. Здесь проходит много людей. При этом сам участок непростой, в том числе и с точки зрения инженерных коммуникаций. В ходе проектирования и строительства нам приходилось решать множество проблем. Но сегодня мы видим результат! Храм явился украшением и архитектурной доминантой этого района. Особую благодарность хотелось бы выразиться нашему благотворителю. Благодаря «Норильскому никелю» наша Программа обрела несколько прекрасных храмов. И благодетель готов продолжать с нами сотрудничать в этом благородном деле созидания храмов Божиих».

Попечением ПАО «ГМК «Норильский никель» построено уже шесть церквей в Москве: храм благоверного князя Александра Невского при МГИМО; храмовый комплекс Всех святых, в земле Русской просиявших, в Черемушках; храмовый комплекс великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве; храмовый комплекс благоверного князя Андрея Боголюбского на Волжском бульваре; храмовый комплекс Покрова Пресвятой Богородицы в Некрасовке; храмовый комплекс иконы Божией Матери «Воспитание» на шоссе Энтузиастов. В конце прошлого года начали строительство храмового комплекса с храмом преподобного Сергия Радонежского на Красноярской улице.

Информационный источник: http://www.fedmp.ru/news/predstaviteli-kompanii-blagotvoritelya-norilskij-nikel-pobyvali-v-hrame-ikony-bozhiej-materi-vzyskanie-pogibshih-na-shosse-entuziastov-v-g-moskve/

Престольный праздник в храме в Южном Измайлове

15 марта 2022 года в престольный праздник в честь Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» в храме святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских в Южном Измайлове, возглавил Литургию Преждеосвященных Даров управляющий Восточным викариатством города Москвы епископ Верейский Пантелеимон.

Преосвященному епископу Пантелеимону сослужили: протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный Рождественского округа г. Москвы, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово; иерей Павел Огрызков, настоятель храма в честь святителя Николая архиепикопа Мир Ликийских в Южном Измайлове; иерей Борис Седов — клирик храма в честь святителя Николая архиепикопа Мир Ликийских в Южном Измайлове; иерей Петр Иванов — настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Гольнове; иерей Михаил Голубков — клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице, секретарь Комиссии по больничному служению, диакон Игорь Куликов — руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.

Настоятель храма иерей Павел Огрызков обратился к Преосвященному епископу Пантелеимону, сослужившим священникам и прихожанам с приветственным и благодарным словом:

Дорогой, любимый Владыка! Позвольте от всего прихода поблагодарить Вас за то, что Вы сегодня возглавили Преждеосвященную Литургию. Все мы знаем, как появился образ Державной иконы Божией Матери и Пресвятая Богородица взяла под Свой покров землю Русскую, после того как Российская земля лишилась своего земного предстателя и управителя – царя.
Поэтому особенно радостно в этот день возносить Ей благодарственные молитвы под Вашим водительством, дорогой Владыка! Позвольте пожелать Вам доброго здравия, утешения, покровительства Пресвятой Владычицы Богородицы во всех Ваших делах, чтобы Ее молитвами Господь даровал Вам силы, здравие и долгоденствие!

Архипастырское слово владыки Пантелеимона по случаю престольного праздника:

Дорогой отец настоятель, дорогой отец благочинный! Я всегда очень рад служить в вашем приходе, где у вас складывается такая добрая христианская жизнь, где много детей, замечательные певчие.

Сегодня, дорогие отцы, братия и сестры, мы молимся Божией Матери и вспоминаем, как Она взяла под Свою Державу нашу Церковь и всю нашу страну. Более ста лет назад скрепы, которые сдерживали зло в пределах нашей Отчизны, расшатались. Именно в это время была явлена Державная икона Божией Матери, Которая державной рукой защищала всех, веровавших в Ее заступничество, от тех бед, которые были попущены Богом на Русскую землю за грехи нашего народа.

В начале каждого века Русь настигали обычно трудности и скорби: то Смутное время, то нашествие Наполеона… Сейчас вновь настало скорбное время: мы столкнулись с разделением, военными действиями, появились голодающие, невинно страдающие люди, раненые воины. Некоторые люди живут сейчас в подвалах домов без света и электричества, без воды и пищи, страдают и со страхом думают о будущем.

В это время мы должны особенно молиться Божией Матери, чтобы Она взяла под Свой Покров всю Русскую Православную Церковь, которая объемлет не только территорию нашей страны, но и Украину, Белоруссию, другие страны. Обращаясь к Ней, мы должны находить утешение, радость, успокоение в наших бедах и беспокойствах.

Но мы не должны забывать и того места и назначения, к которому призваны. К сожалению, зло часто возникает и в нас самих, поэтому каждый из нас должен стоять, прежде всего, на страже своего сердца: не допускать разделений, осуждения, злобы, гнева, раздражения на тех людей, которые его окружают.

Все войны и бедствия, которые случаются на земле, – выявление того, что происходит в сердце каждого человека. И каждый из нас, сострадая тем, кто находится сейчас в зоне боевых действий, сам должен не допускать такие «боевые действия» в отношении своих ближних, своей семьи.

Каждый из нас должен меньше доверять и уделять внимания всякого рода сообщениям и новостям, потому что они во многом инициируются злом. Надо находиться в том информационном пространстве, которое создала Церковь, утверждаться в Евангелии, апостольских посланиях, в церковном Предании – в этом призван жить человек и находить пищу для своего ума и сердца.

В вашем храме, как и во всех храмах Русской Православной Церкви, проходил сбор средств для помощи людям. Прошу вас не жалеть особенно денег, не жалеть сил, молиться и помогать тем, кто сейчас в гораздо более тяжелом положении, чем мы с вами. Это наши братья и сестры, и мы все должны сделать, чтобы им помочь и сохранить наше с ними единство: в молитве и в вере, в скорбях и трудностях.

Сегодня праздник малого престола вашего храма, престольный праздник! Желаю всем вам, дорогие друзья, не взирая ни на что, всегда радоваться, за все Бога благодарить и всегда молиться Ему, призывать на помощь Царицу Небесную, Державную Божию Матерь. В Ее власти находятся и наши души и все, что происходит в этом мире. Поздравляю вас с замечательным праздником!

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

17 марта 2022
ПОДРОБНЕЕ

Завершился пятый ежегодный лагерь многодетных семей Восточного викариатства

Под Переславлем-Залесским завершился пятый ежегодный лагерь многодетных семей Восточного викариатства «От мала до велика».

Мы попросили рассказать о лагере Екатерину Борисенкову, руководителя лагеря и ответственную за социальное служение в Восточном викариатстве:

«В этом году в лагере «От мала до велика» смогли отдохнуть более 100 человек из 22 семей. Смена продлилась 12 дней. Благодарим за проведение творческих активностей Дарью и Алексея Ивановых и Анну Бельских.

Множество мастер-классов и спортивных мероприятий сделали отдых наших семей незабываемым и очень насыщенным: были проведены игры «Зарница», «Маршал», «Что? Где? Когда?», «Форт Боярд» и многое другое.

Несмотря на ненастную погоду, наш лагерь посетили с беседами и лекциями такие интересные гости, как епископ Переславский и Углический Феоктист, священник-психолог иерей Валентин Марков, историк Сергей Митюшин.

И дети, и родители называют время в лагере лучшим событием лета

Благодарим всех неравнодушных людей, благодаря которым состоялся этот замечательный лагерь!

Пресс-служба Восточного викариатства

2 августа 2023
ПОДРОБНЕЕ

ХРАМ СВЯТЫХ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ БУДЕТ ОКОРМЛЯТЬ СОТРУДНИКОВ РОСГВАРДИИ

Руководством Росгвардии «была выражена заинтересованность в придании храму во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольяново статуса духовного центра по окормлению сотрудников Росгвардии, работающих в столице» — отмечает новостная служба сайта Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами.

28 марта в Главном управлении по работе с личным составом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (ГУРЛС ФСВНГ РФ) прошла рабочая встреча статс-секретаря, заместителя директора ФСВНГ РФ генерала-полковника С.В. Захаркина с заведующим сектором по взаимодействию с Росгвардией Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами священником Романом Богдасаровым.

Обсуждались вопросы взаимодействия Русской Православной Церкви и Росгвардии в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания сотрудников Федеральной службы. Были подведены итоги прошедшего отчетного периода, намечены основные направления дальнейшего сотрудничества.

Участники встречи констатировали востребованность и необходимости создания православных молитвенных комнат, часовен и храмов на территории подразделений Росгвардии. Была выражена заинтересованность в придании храму во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольяново статуса духовного центра по окормлению сотрудников Росгвардии, работающих в столице.

По результатам встречи, одним из основных направлений взаимодействия должно стать расширение духовно-просветительской деятельности и патриотического воспитания учащихся кадетских корпусов и иных образовательных учреждений Росгвардии, а также пастырское окормление сотрудников ФСВНГ РФ и членов их семей во всех регионах Российской Федерации на приходском, епархиальном и общецерковном уровнях.

В мероприятии приняли участие: полковник Д.Г. Суханов, начальник Управления воспитательной работы, заместитель начальника ГУРЛС ФСВНГ РФ; полковник Д.П. Ермаков, начальник Отдела информационно-воспитательной работы, заместитель начальника Управления воспитательной работы ГУРЛС ФСВНГ РФ; Н.А. Зинченко, сотрудник сектора Росгвардии Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами.

31 марта 2018
ПОДРОБНЕЕ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up