Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в Храме Христа Спасителя — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 28 сентября 2020

Категории: Патриарх

27 сентября 2020 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем Воздвижение Креста Господня. Наверное, практически каждый знает о том, как был обретен Крест Господень при благочестивой императрице Елене, матери императора Константина, и как с тех пор, с IV века, особо почитается крестное древо Господне.

В этот день мы во время Божественной литургии слышим замечательные слова апостола (1 Кор. 1:18-24) о том, что слово о кресте для погибающих есть юродство, то есть безумие, а для нас, спасаемых, — сила Божия, ибо написано: отвергну мудрость мудрецов и разум разумных. Какие удивительные слова! Почему же они были сказаны? А потому что проповедь о кресте была действительно безумием с точки зрения тогдашнего Рима. Крест был символом самой позорной смерти, которую трудно с чем-то сравнить, даже обратившись к страшной истории человеческих казней, — настолько мучительной и позорной она была. Ни один гражданин Рима не был распят на кресте, поскольку считалось, что римский гражданин, даже преступник, имеет право на достойную смерть — поэтому таковых усекали мечом.

И вот эта самая позорная смерть оказывается в центре апостольской проповеди. И какие слова прозвучали: мудрость мудрецов будет ничто и разум разумных будет отвергнут! Почему же идея, столь безумная с точки зрения жизненной философии того времени, была избрана Господом для спасения человеческого рода? Каждый может себе представить: а если сегодня для проповеди Христа было бы избрано нечто самое позорное из нашей жизни? Конечно, никто бы так не поступил по одной только причине: самое позорное затмило бы самую красивую проповедь, и люди бы ей не поверили. Но Господь избирает самое позорное, самое презираемое, чтобы оно стало символом спасения людей. Он избирает орудие позорной казни — крест, — чтобы мудрость человеческая и разум разумных были отвергнуты.

Если бы христианство было рукотворным, как все то, что создавалось человеческой цивилизацией, — философия, искусство, — разве какой-нибудь философ или художник избрал бы для продвижения своих идей самое отвергаемое, самое позорное? Даже безумец так бы не поступил! Но Господь избирает самое позорное — смертную казнь на кресте, которой подвергались только изгои; потому что благоугодно было Богу юродством проповеди спасти мир. Не человеческая мудрость, не человеческая сила, а юродство, безумие, у которого, с точки зрения жизненной логики, нет никаких оснований к существованию, избирается в качестве проповеди. И эта проповедь побеждает языческий Рим! Именно эта проповедь становится самой сильной и убедительной из всех, какие только знает род человеческий! Именно благодаря этой проповеди и мы с вами, люди XXI века, в день Воздвижения Креста Господня поклоняемся его святому и спасительному древу. И знаем, что и после нас — до тех пор, пока будет существовать род человеческий, — будет существовать вера в спасительную силу Креста Господня.

Мы, люди слабые, приземленные, в своей жизни чаще всего ищем опору на сильных, на богатых, если такие попадаются нам на жизненном пути, и это понятно: к сильному всегда хочется приблизиться, от сильного что-то хочется получить. А вот сегодняшний день учит нас: не надейтесь на князя и на сына человеческого, в нихже несть спасения (см. Пс. 145:3). Сегодняшний день учит нас, что единственная сила, способная преобразить человека, исцелить его от болезней душевных и телесных, преобразить жизнь рода человеческого — это сила Божественная. Без этой силы не может быть достигнут рай, а рай есть синоним абсолютного счастья.

Очень важно запомнить: в рай невозможной войти, опираясь только на силу человеческую, — нужна сила Божия. А это значит, что подлинного счастья человек не может обрести, опираясь только на свои силы. Чему нас сегодня учит массовая культура? Опирайся на свои силы, чтобы стать богатым; опирайся на свои силы, чтобы стать известным; опирайся на свои силы, чтобы обрести власть над другими. Но разве все то, к чему нас призывают, есть синоним человеческого счастья? Разве нет людей глубоко несчастных во власти? Разве нет людей невероятно богатых, которые влезают в петлю или бросаются с мостов, уничтожая самих себя? Разве все то, что является счастьем и благополучием с точки зрения современного обывателя, есть синоним счастья? Совсем нет! Потому что счастье — это внутреннее состояние человека, и оно не находится в прямой зависимости от достижения тех целей, которые нам навязывает современная цивилизация. Внутреннее состояние радости и счастья зависит именно от того, к чему сегодня нас призывает крест Господень, — от глубокой веры, от жизни в соответствии с Божиим законом, полноту которой не может обеспечить ни мудрость мудрых, ни разум разумных. Именно поэтому апостол говорит, что нужно отвергнуться этой мудрости и этого разума, потому что они не определяют человеческое счастье, они неспособны ввести в рай.

Замечательные мысли, которые проистекают из очень сильных и убедительных слов апостола, должны стать частью нашего мировоззрения. Нам ведь часто чего-то хочется в жизни, и по-человечески все это понятно. Хочется, чтобы было больше, лучше, быстрее, красивее, — нам много чего хочется. Но когда мы слишком напрягаем свои силы для достижения этих целей, давайте задаваться вопросом: а мы точно будем счастливы, достигнув этой цели? Мы точно обретем рай, или это очередной миф, это мираж, некий туман; и мираж рассеивается, и цели, к которым мы устремляемся, вдруг перестают быть значимыми для нас?

Сегодняшняя проповедь о кресте обращает наше внимание к самому главному, к самому значительному — к смыслу нашей жизни. Если Господь юродством проповеди, как сказал апостол, принес спасение (см. 1 Кор. 1:21), то это значит, что всякая человеческая сила, всякая власть не имеют никакого отношения к нашему счастью, к нашему спасению, — к этому имеет отношение только сила Божия. Уповая на эту силу, привлекая эту силу своими молитвами, мы обретаем реальную возможность войти в Божие Царство, коснуться рая уже здесь, на земле, и надеяться на то, что милостью Божию обретем этот рай и это счастье — абсолютное, без всяких оговорок, — в Царствии Небесном. Аминь».

Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! 
Дорогие отцы, братья и сестры!

С глубокой и сердечной болью воспринимаю страдания людей, вызванные происходящими событиями.
Как Патриарх всея Руси и Предстоятель Церкви, паства которой находится в России, Украине и в других странах, глубоко сопереживаю всем, кого коснулась беда.
Призываю все стороны конфликта сделать всё возможное, чтобы избежать жертв среди мирных жителей.

Обращаюсь к архиереям, пастырям, монашествующим и мирянам с призывом оказывать всемерную помощь всем пострадавшим, включая беженцев, людей, оставшихся без крова и средств к существованию.

Русский и украинский народы имеют общую многовековую историю, восходящую к Крещению Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Верю, что эта дарованная Богом общность поможет преодолеть возникшие разделения и противоречия, приведшие к нынешнему конфликту.

Призываю всю полноту Русской Православной Церкви возносить сугубую, горячую молитву о скорейшем восстановлении мира.

Всемилостивый Господь предстательством Пречистой Владычицы нашей Богородицы и всех святых да сохранит русский, украинский и другие народы, которые духовно объединяет наша Церковь!

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5903813.html

25 февраля 2022
ПОДРОБНЕЕ

20 ноября — День рождения Святейшего Патриарха Кирилла

20 ноября 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского.

Предстоятелю Русской Православной Церкви сегодня исполнилось 74 года.

За Литургией Патриарх вознес сугубые молитвы о новопреставленных Святейшем Патриархе Сербском Иринее и митрополите Казанском и Татарстанском Феофане, скончавшихся сегодня утром.

По окончании Литургии Патриарх совершил литию по почившим Предстоятелю Сербской Православной Церкви и главе Татарстанской митрополии.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5721793.html

20 ноября 2020
ПОДРОБНЕЕ

В Великую Среду Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В Великую Среду Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

12 апреля 2023 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; архиепископ Егорьевский Матфей, управляющий Северо-Восточным и Юго-Восточным викариатствами г. Москвы; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; клирики Храма Христа Спасителя, московское духовенство.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев). Песнопение «Да исправится молитва моя» исполнило трио молодежного хора православных добровольцев под управлением Анны Голик.

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви клирики храмов Восточного викариатства Московской епархии к празднику Святой Пасхи удостоены следующих богослужебно-иерархических наград:

права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Иже херувимы…»:

  • протоиерей Димитрий Бабьев, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Косине;

права ношения палицы:

  • протоиерей Сергий Кодинцев, клирик храма Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршего подворья в Новокосине;
  • протоиерей Анатолий Стрельников, клирик храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове;
  • иерей Георгий Хозяшев, клирик храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове

Фотографии взяты с официального сайта Русской Православной Церкви

12 апреля 2023
ПОДРОБНЕЕ

Слово Патриарха Кирилла в Неделю 7-ю по Пятидесятнице в Храме Христа Спасителя

31 июля 2022 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы, сильные, должны нести немощи бессильных, а не себе угождать, — вот такие слова мы слышали сегодня в Послании апостола Павла (Рим. 15:1-7). И каждый, слушая это, может спросить самого себя: а разве я сильный? Кто-то скажет: мне уже и лет много, силы были, но ушли. А кто-то скажет: может быть, по сравнению с кем-то я сильный, а вообще-то у меня болезни, трудности в жизни, и я своей силы не чувствую. Каждый может критически отнестись к вопросу, к нему обращенному: ты сильный или нет? Более того, если человек вдруг ответит «я сильный», это может показаться странным, ведь некая слабость всегда есть.

Так почему же апостол Павел называет сильными нас — своих учеников, свою паству? Конечно, это неслучайно, потому что христианин призван быть сильным и должен быть сильным. Не потому, что у него сильные мышцы, не потому, что у него много денег, не потому, что у него большая власть — чаще всего нет ни одного, ни другого, ни третьего. Но человек, живущий по заповеди Христовой, становится реально сильным, он возвышается над обыденностью, у него формируется совершенно иной критерий оценки окружающей его жизни. Он не обращает внимания на то, на что многие обращают внимание, он не страдает от того, от чего многие страдают, потому что приоритет настоящего христианина настолько высок и свят, что, несомненно, возвышает всякого стремящегося к этому идеалу и приближает к Богу.

Конечно, для того чтобы нести тяготы ближних, а не себе угождать, нужны определенные качества. Но если проанализировать свою собственную жизнь или хотя бы отдельные ее эпизоды, то окажется, что мы не слишком терпеливы. Нет терпения, к которому нас Господь призывает, а нетерпеливый человек не может другому угождать, исполняя слово апостола. На самого-то себя не хватает сил — раздражаешься, нервничаешь, беспокоишься, суетишься. Кому же еще угождать, как не самому себе, если считаешь, что тебя обокрали, чего-то лишили? Наше недовольство жизнью нас очень ослабляет. А недовольство часто проистекает от зависти: сосед живет лучше, или в фильме на красивых машинах катаются, в красивых домах живут, а я не в таком. Так возникает чувство недовольства и неуверенности. Отсутствие благополучия по сравнению с благополучием других часто становится искушением, рассредоточивает нас, ослабляет нашу внутреннюю силу и волевые качества.

Человек, который постоянно недоволен своим состоянием, который оценивает свое благополучие по благополучию другого, — это несчастный человек. А потому ключ к счастью заключается в том, чтобы не оценивать свое благополучие по благополучию другого. Мы же не оцениваем свое благополучие по состоянию несчастных людей! Мы говорим: смотри, как сосед хорошо живет. Жена говорит мужу: что же ты так мало денег приносишь, посмотри, как они хорошо живут! И мы никогда не соотносим себя с теми, кто живет хуже нас или кто менее здоров, чем мы.

Вот для того чтобы развивать в себе такие чувства, время от времени нужно погружать себя в среду, где абсолютное большинство людей и живет хуже нас, и чувствует себя хуже нас. Очень полезны посещение больниц, созерцание человеческих скорбей. Почему Господь призывает христиан навещать тех, кто заключен в темнице? Конечно, для того, чтобы принести добро, но, может быть, и для того, чтобы мы соотнесли свое наличное состояние с состоянием тех, кто живет хуже нас. Тех, кто болеет, кто скорбит, кто в заключении, кто беден. Поэтому для того чтобы духовно расти, для того чтобы действительно становиться учениками Христовыми, первое, что мы должны исторгнуть из своего сознания, из своей души, из своей воли — это зависть по отношению к другим людям. Еще хуже, когда зависть толкает человека на совершение зла в отношении того, кто живет лучше, у кого карьера успешнее. Все это в первую очередь наносит непоправимый ущерб самому человеку. Казалось бы, мы стараемся освободиться от тяготы созерцания чужого благополучия, а на самом деле себя погружаем в страдания, муки и наносим себе действительно непоправимый ущерб.

Как же понять, кто из нас сильный или слабый? Все это очень относительно. А какова точка отсчета? Для хорошего футболиста мы все с вами инвалиды — но мы же не инвалиды! А для чемпиона по поднятию тяжестей мы вообще где-то за пределами, потому что ничего поднять не можем. Но ведь это не так! Поэтому оценка других по себе — это самая неправильная оценка. Никогда не судите людей по себе, у каждого свой жизненный путь, и мы должны идти своим путем, не завидуя и тем более не раздражаясь на других, не создавая себе врагов лишь потому, что мы недовольны тем, как кто-то живет лучше нас.

Для того чтобы человек мог преодолевать все эти соблазны и идти по пути спасения, нужно стяжать особое качество, которое преподобный Нил Синайский относил к самым возвышенным качествам, соединяющим нас с Самим Богом. Прежде всего это, конечно, любовь. Но любовь уж совсем возвышенное чувство, а если любви нет? Что, все потеряно? Сложилась жизнь так, что любви нет, да и простирать ее вроде не на кого… От чего отталкиваться? Что делать? Так вот, Нил Синайский учит нас, что нужно начинать с терпения. Нужно научиться терпеть, в том числе своих ближних, сослуживцев, родственников, знакомых, которые нас иногда раздражают, кому мы завидуем, с кем порой действительно очень трудно.

Ну, а почему терпение есть добродетель? А потому что с этого все начинается. Господь сказал, что высшая заповедь есть любовь. А можно полюбить человека, которого ты не можешь терпеть? Невозможно. А можно ли человека, которого ты не можешь терпеть, постараться терпеть? Не замахиваться на любовь, а просто терпеть? Терпеть соседа, терпеть сослуживца, терпеть коллегу по работе. Просто не раздражаться, а терпеть, заставляя себя понять, что через терпение мы к Богу приближаемся, как говорил Нил Синайский. А ведь, действительно, так и есть. Любовь приближает нас к Богу, но до любви, как уже было сказано, очень далеко. Поэтому давайте начнем с самого простого — с терпения. Будем терпеть, особенно когда нас кто-то раздражает, и будем стараться, несмотря на скорби и трудности нашей жизни, через терпение учиться делать добро.

Время от времени мне приходится посещать дома престарелых, больницы. И я обратил внимание, как иногда в таких домах слабые, несчастные, больные люди помогают соседям по палате. Думаешь: у тебя самого или самой силенок-то никаких нет, и какое же нужно терпение, чтобы, превозмогая тяжесть своего собственного положения, реально помогать другому, вопреки собственному покою и благополучию! Почему это происходит? Потому что такие люди способны терпеть, а через терпение у человека возникает любовь. И это, конечно, относится не только к экстремальным или непростым ситуациям, о которых я сказал. И если мы научимся начинать наши отношения с людьми с терпения, то, несомненно, следующим результатом станет любовь. Нужно только начать — терпеть, не раздражаться, не отвечать плохим слово на плохое слово, а промолчать, подумать, помолиться об этом человеке. Через терпение мы будем действительно созидать свой внутренний мир таким, каким он должен быть для вхождения в Божие Царство. И, если есть терпение, то, несомненно, в какой-то момент сердцем овладеет любовь. В терпении вашем стяжите души ваши (Лк. 21:19), учит нас слово Божие.

Сегодняшнее чтение также призывает нас к стяжанию этой добродетели. Не самой, может быть, высокой и важной, но той, без которой никакие духовные высоты не могут быть достигнуты. Да поможет нам Господь начать с терпения, чтобы возрастать в любви — в любви к Богу и нашим ближним. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5948093.html

4 августа 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up