Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского

Опубликовано: 18 июля 2021

Категории: Новости, Патриарх

18 июля 2021 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, праздник обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святителю Иоанну Златоусту принадлежат такие слова: «Терпение — это корень всех благ и мать благочестия». Уместно их вспомнить в связи с празднованием памяти преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.

Можно ли себе представить современного человека, который бы ушел жить в дремучий лес, в опасные места? А ведь во времена преподобного Сергия Русь была терзаема разного рода набегами, в том числе людей злой воли, стремившихся через захват чужого имущества, через ограбление путников умножить свое благополучие. Другими словами, еще не было системы правопорядка, системы национальной безопасности, которые сейчас существуют и в нашей стране, и в большинстве стран мира. Человек был совершенно беззащитен; никто бы и не вспомнил о том, что некий святой старец погиб от руки беззаконных. Такова была реальность, которую нам сейчас трудно представить, а святой преподобный Сергий ушел один в дремучий лес, сам построил келью и жил там. И ему не было скучно, не было грустно, он не страдал от стрессов.

А теперь посмотрим на нашу жизнь. Мы живем в гуще людей, у нас множество возможностей общения друг с другом, мы потребляем огромное количество информации. У современного человека множество возможностей для развлечений и отдыха, приятного времяпровождения; прекрасно развита медицина — по крайней мере, по сравнению с тем, что было в прошлом; есть много средств поднять человеку настроение, избавить от угнетенного душевного состояния, от того, что мы называем стрессом.

Но что же происходит в реальности? Статистика свидетельствует о том, что все больше и больше людей подвержено стрессам, и ничто не может от них защитить — ни наука, ни продвинутые технологии, ни достаточно комфортный образ жизни; так что многие разрушают свою нервную систему под тяжестью этих стрессов, губят свою жизнь.

А вот преподобный Сергий, ушедший вглубь леса, живший в одиночестве, не был подвержен стрессам. Конечно, как всякий человек он проходил через искушения, соблазны; ему нужно было бороться с самим собой, преодолевая тяготение природы человеческой. Но, опираясь на помощь Божию, опираясь на молитву, этот угодник Божий победил самого себя и возвысился над всеми трудными, неприспособленными для уединенной жизни условиями. Другими словами, преподобный Сергий обрел огромную силу, о которой можно было только мечтать, используя исключительно духовные средства — молитву, пост, духовные размышления и, конечно, уединение.

Физическая природа людей того поколения та же, что и наша. То есть преподобный Сергий был обычным человеком, но, прибегая к особым духовным средствам, живя в уединении, он не только обрел полный покой и радость душевную, но и сподобился стать великим светильником земли нашей — настолько, что молва о деяниях Преподобного распространилась по всей Русской земле. И мы знаем, что князь Димитрий Донской, отправляясь на судьбоносное сражение с завоевателями, пришел именно к преподобному Сергию, чтобы получить у него благословение. И Преподобный благословил его и дал двух иноков, Пересвета и Ослябю, дабы они вступили в воинскую рать и приняли участие в сражении, которое имело судьбоносное значение и для страны, и для народа, и для Церкви Русской.

Мы вспоминаем преподобного Сергия как человека, обретшего огромную духовную силу, силу чудотворения, силу убеждения, силу большого влияния и на князей, и на воинов, и на простых людей. И мы вспоминаем его именно потому, что силу свою Преподобный обрел не какими-то особыми упражнениями, не какими-то особыми интеллектуальными занятиями, а через молитву, воздержание и духовный подвиг. А поскольку человеческая природа с тех пор не изменилась, не означает ли это, что пример Преподобного может быть спасительным и для нас — когда мы проходим через стрессы и сложные жизненные обстоятельства, когда теряем присутствие духа, в том числе в нынешние времена тяжелой, подчас смертельной болезни?

Мне хорошо известно, как страдают люди, находящиеся сегодня в медицинских учреждениях в очень опасном состоянии — на искусственной вентиляции легких, на грани жизни и смерти. Таких сегодня очень много, и мы не должны проходить мимо их страданий. Давайте молиться о всех, кто сегодня страдает, кто пребывает на больничном ложе буквально перед лицом смерти, за чью жизнь борются врачи в невероятно тяжелых условиях. А ведь все это происходит на фоне достаточно благополучной жизни тех, кто здоров, кто имеет достаток, кто, пользуясь летним временем, уезжает в отпуск. Жизнь течет по своему руслу, по своим порядкам и законам, а рядом — тяжкие страдания и смерть. Понятно, что мы, не будучи врачами, ограничены в своих возможностях, но мы можем и должны помогать нашей молитвой, материальной поддержкой близких и родных, то есть делать все, что в наших силах, чтобы облегчить страдания наших братьев и сестер.

И вот еще о чем нужно помнить: всякий раз, когда мы что-то отдаем другому человеку, будь то материальные средства, наше время, внимание, заботу, всякий раз, когда мы сдерживаем свои эмоции, не раздражаясь на других, — мы совершаем богоугодное дело. И чем больше таких дел будет совершаться, тем лучше будет нам самим, и тогда будет меняться состояние нашей души, наши трудности будут все меньше влиять на наше сознание, на нашу душу, на нашу нервную систему.

Жизнь, которую прожил святой преподобный Сергий, конечно, уникальна и сравнить ее с нашей невозможно. А вот ценности его жизни — они ведь общие, единые для всех времен, для всех народов. Значит, ценности духовной жизни, в центре которой — вера в Бога как высочайшая ценность, не должны покидать и нас ни при каких обстоятельствах. Но, опираясь на эти ценности, мы используем и иное, очень важное средство преодоления недугов и болезней — молитву. Когда мы с верой обращаемся к Господу, Он слышит наши молитвы и помогает нам.

Сегодня нам всем нужно усилить нашу молитву. Может быть, отстраниться от нашей повседневности настолько, насколько это возможно, — конечно, не нарушая нормальный ход жизни, но так, чтобы было меньше суеты, меньше пустоты, меньше всего того, что рассредоточивает человека и отдаляет его от Бога.

Сегодня особое время для народа нашего. И если мы хотим выйти победителями из этих тяжких обстоятельств, мы должны меняться к лучшему. Потому что изменение к лучшему в духовном смысле означает обретение силы, а в трудных условиях выживает только сильный.

Дивный пример преподобного Сергия, который обрел великую силу без всякой человеческой поддержки, в полном уединении, только через молитву и реальное общение с Богом, должен и сегодня помочь всем нам понять, что вне зависимости от нашего положения, от состояния нашего здоровья, мы все одинаково близки к Господу, потому что Он нас всех любит и готов ответить на молитвы каждого из нас. И дай Бог, чтобы стесненные обстоятельства современной жизни помогли нам иначе взглянуть на окружающий нас мир, на наши ценности, наши занятия, наше целеполагание, задуматься, так ли мы живем, насколько наша жизнь соответствует Божией правде и может ли эта жизнь вооружить нас той силой, которую обрел через праведную жизнь преподобный и богоносный отец наш Сергий, игумен Радонежский. Его молитвами да хранит Господь землю нашу, народ наш, страну нашу и каждого, каждого, кто с верой и надеждой обращается к Богу, прося Его милости к себе и спасения души и тела.

Всех вас поздравляю с великим для нас праздником — с днем памяти преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского! Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5829280.html

Состоялось выездное совещание на приходе строящегося храма прп. Сергия Радонежского на ул. Красноярская в г. Москве

8 августа 2021 г. заместитель директора Некоммерческого партнерства «Единая служба заказчика Московской Патриархии» Адгур Тофикович Харзалия и главный инженер НП «ЕСЗ МП» Иван Иванович Пойда провели выездное совещание по вопросам строительства храмового комплекса с храмом преподобного Сергия Радонежского на улице Красноярская, напротив вл. 11.

О ходе работ на объекте доложили руководитель подрядной организации ООО «Юнистройпроект» Сергей Юрьевич Паничкин, староста храма Владимир Алексеевич Иванов, другие ответственные лица.

В настоящее время возводятся наружные кирпичные стены и монолитные железобетонные конструкции (колонны, пилоны, стены) первого этажа храма, выставляется опалубка для устройства перекрытия второго этажа приходского дома. До конца года планируется выполнить «коробку» приходского дома (4 этажа) и установить опалубку сводчатых перекрытий храма.

В ходе совещания обсуждались график работ и вопросы устройства инженерных сетей (в том числе теплосети).

Напомним, на приходе планируется построить большой приходской комплекс с храмом, школой, залом и самыми разнообразными помещениями. Стилистический выбор – архитектура Руси Изначальной. В архитектурном облике читаются мотивы Русского Севера. Храмовый комплекс представляет собой своего рода замкнутое каре с внутренним двором. Фасады лаконичны, монументальны. Входная группа решена с внутренним стеклянным атриумом, в котором по проекту предполагается зимний сад.

Информационный источник: https://www.fedmp.ru/news/sostoyalos-vyezdnoe-soveshhanie-na-prihode-stroyashhegosya-hrama-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo-na-ulitse-krasnoyarskaya-v-g-moskve/

10 сентября 2021
ПОДРОБНЕЕ

Великое освящение храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перове

26 февраля 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла управляющий Восточным викариатством епископ Верейский Пантелеимон в сослужении клириков Восточного викариатства совершил чин великого освящения храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перове и совершил Божественную литургию в новоосвященном храме.

Его Преосвященству сослужили: протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный Рождественского благочиния, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове; протоиерей Дмитрий Бабьев, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино; иерей Иоанн Паскевич, помощник благочинного Рождественского благочиния; иерей Дмитрий Макеев, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перово; иерей Петр Иванов — настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Гольянове; иерей Михаил Голубков — клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице, секретарь Комиссии по больничному служению, диакон Игорь Куликов — руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви; диакон Дмитрий Иванов — клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино; диакон Захария Бегдаш — клирик храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово; диакон Дмитрий Бакланов — клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках; диакон Павел Колокольцев — клирик храма Спаса Нерукотворного Образа в Перове.

В своем архипастырском слове епископ Верейский Пантелеимон передал всем собравшимся благословение Святейшего Патриарха Кирилла и выразил сердечную благодарность за предоставленную возможность освящать этот знаковый храм.

В торжествах приняли участие представители компании-благотворителя — ПАО «ГМК «Норильский никель»»: старший вице-президент — финансовый директор С.Г. Малышев, руководитель проектов С.В. Хавронюк, главный менеджер управления капитального строительства В.М. Брундасов. От префектуры Восточного административного округа присутствовал зампрефекта А.А. Степаненко.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к помощи в строительстве храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перове г. Москвы были удостоены наград следующие лица:

  1. Иерей Дмитрий МАКЕЕВ — Права ношения палицы и наперсного креста с украшениями;
  2. РОМАИДИ Татьяна Валерьевна — медали прп. Евфросинии Московской;
  3. БРУНДАСОВ Василий Михайлович — медали кн. Даниила Московского;
  4. БУКРЕЕВ Глеб Валентинович — Патриаршей грамоты;
  5. СТЕПАНЕНКО Антон Александрович — медали кн. Даниила Московского;
  6. ПАНИЧКИН Сергей Юрьевич — медали кн. Даниила Московского;
  7. ДЖИОЕВ Эдуард Валентинович — Патриаршей грамоты;
  8. ТОМАСЕВИЧ Владислав Леонидович — Патриаршей грамоты;
  9. ТОМАСЕВИЧ Ирина Ивановна — Патриаршей грамоты.

***

Проект храмового комплекса создан в неорусском стиле по мотивам, восходящим к северным образцам храмовой архитектуры XIV-XVI веков, и представляет собой здание, в котором гармонично объединяются церковь на 500 человек и приходские помещения. Композиционно первый этаж с галереей является основанием для главного храма. Здание двухэтажное, с подвальным этажом и техническим чердаком.

Генеральным подрядчиком выступило Некоммерческое партнерство «Единая служба заказчика Московской Патриархии». К работам приступили весной 2019 года, а в эксплуатацию ввели уже в феврале 2021-го. Это стало возможным благодаря поддержке компании-мецената ПАО «ГМК «Норильский никель»».

Сегодня на приходе активно развивается социальное и просветительское служение: реализуется семейный проект «Соль земли», организован молодежный хор, проводятся регулярные лекции-беседы с прихожанами, оказывается помощь наркозависимым.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

27 февраля 2023
ПОДРОБНЕЕ

Началась разработка документа «Регламент церковного служения помощников благочинных по отдельным направлениям приходского просвещения»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальным отделом религиозного образования и катехизации во взаимодействии с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению, Синодальным миссионерским отделом, Синодальным отделом по делам молодежи начат процесс разработки проекта документа, аналогичного утвержденному Священным Синодом (Журнал №77 от 23–24.09.2021) документу «Регламент церковного служения специалиста по приходскому просвещению (единого профиля)», адресованного помощникам благочинных.

17 марта в дистанционном формате прошло первое заседание рабочей группы по разработке документа. В нем приняли участие
от Синодального отдела религиозного образования и катехизации:

-игумен Иоанн (Рубин), и.о. заместителя  председателя;
-иеромонах Геннадий (Войтишко), руководитель сектора приходского просвещения;
-Туголуков Денис Александрович, ведущий специалист сектора приходского просвещения;
-Ракушин Антон Владиленович, специалист сектора приходского просвещения;

от Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению:

-иеромонах Пантелеимон (Алешин), заместитель председателя;

от Синодального миссионерского отдела:

-Фуфаева Елена Сергеевна, руководитель сектора образовательных программ;

от Синодального отдела по делам молодежи:

-иерей Алексий Соловьев, заместитель председателя;
-иерей Василий Родионов, помощник председателя.

Участники заседания обсудили предварительное название, структуру,  подходы и сроки разработки документа.

Данный документ будет определять основные принципы деятельности помощников благочинных по отдельным направлениям приходского просвещения, требования к их образованию и квалификации, а также функциональные обязанности и ответственность.

Информационный источник: https://pravobraz.ru/po-blagosloveniyu-svyatejshego-patriarxa-kirilla-budet-razrabotan-reglament-cerkovnogo-sluzheniya-pomoshhnikov-blagochinnyx-po-otdelnym-napravleniyam-prixodskogo-prosveshheniya/

18 марта 2022
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом

6 июня 2021 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, в это воскресенье, мы стоим на пороге завершения Пасхальных празднеств, и именно в этот день в Церкви предлагается хорошо известное евангельское повествование о слепом — о том, как Господь делает зрячим слепорожденного (Ин. 9:1-38). Чудо абсолютно не объяснимое — ни с медицинской точки зрения, ни с точки зрения человеческого опыта. Никогда ничего подобного не происходило с человеком, лишенным зрения от рождения, то есть с такими глубинными нарушениями всей системы, обеспечивающей видимое восприятие окружающего мира, что он видеть ничего не может. Но, вопреки историческому опыту всего человечества, Господь Иисус Христос исцеляет слепорожденного.

Это великое чудо было по-разному воспринято окружающими, и мало кто оказался способен узреть в нем явление силы Божией. Почему? Да потому что фарисеи, которые окружали Спасителя, не были готовы признать Его даже пророком, а тем более Сыном Божиим, обладающим Божественной силой. Иудеи в недоумении, в растерянности, и потому у них возникает стремление как бы минимизировать все то, что произошло. И мы знаем из сегодняшнего повествования, какие попытки были сделаны, чтобы скрыть от людей суть этого события.

Подобное желание скрыть от людей явление силы Божией, так отчетливо явленной в чуде исцеления слепорожденного, присутствует на протяжении значительной части человеческой истории. Но совершенно особым образом стремление скрыть силу Божию стало осуществляться, с опорой на множество человеческих сил, в то время, когда господствующей философской идеей мало-помалу сделалось отрицание Бога. Бога нет! А как же тогда всё произошло? А как же мир, который был создан? Наука утверждает, что вся вселенная существует не более четырнадцати миллиардов лет. Это огромный промежуток времени, нам трудно даже представить, что это такое, — но все же ограниченный промежуток времени. Значит, было время, когда вселенной не существовало. А как же возникла вселенная? И тут современному человеку предлагается множество разных теорий того, как вселенная появляется из ничего.

Опыт человека — каждого из нас и всего рода человеческого — таков, что из ничего ничто произойти не может. Ничто — это пустота, вакуум, ничто — это отсутствие всяких материальных и прочих сил и возможностей. А Господь силой Своей создает вселенную; и вот на протяжении многих и многих эпох люди пытались объяснить, как же все это произошло. И совершенно очевидно, что человек не может объяснить происхождение видимого мира. Хоть и существуют сегодня многочисленные теории того, как всё это произошло, но они остаются гипотезами. Доказать в точности, что всё было именно так, а не иначе, невозможно, потому что начало мира лежит вне человеческого опыта.

Тем не менее существует множество теорий, согласно которым мир произошел случайно, сам по себе, и эта поражающая своим абсурдом идея овладевает умами людей. Сегодня многие так и думают, что мир сам по себе произошел из ничего, и нужно сказать еще раз, что это странная с точки зрения человеческой логики идея разрушается нашим опытом, нашим пониманием жизни и, конечно, не может господствовать над родом человеческим.

Вот и сегодняшнее евангельское чтение свидетельствует о том, что сила Божия действительно способна совершить то, что для человека представляется невозможным. Бог, создавший веки, создавший космос, в Сыне Своем явил некую крупицу Своего всемогущества, исцелив слепорожденного. И для нас, читающих этот дивный евангельский текст, очень важно понять, что в этом частном случае Бог открывает нам Свое всемогущество, Свою силу, Свою любовь к нам.

Сегодняшнее Евангелие действительно проникнуто удивительным откровением о том, что Бог — Всемогущий, что в Его руках всё — начало и конец мира, жизнь и смерть, здоровье и болезни, катаклизмы, штормы и штиль. Всё в Его руках, и потому сегодняшнее евангельское чтение должно укрепить всех нас в нашей вере, в понимании того, что сила Божия есть та сила, которая и создала мир, и управляет миром, и над нами имеет полное господство. А мы должны в ответ со смирением, любовью и полным пониманием принять это откровение о Божественном всемогуществе, о силе и любви Божией, которые являются в Его Промысле.

Наученные этим евангельским чтением, будем стараться укреплять свою веру. А если кто будет убеждать нас в том, что все произошло само собой из пустоты, из ничего — четырнадцать миллиардов лет назад ничего не было, и вдруг все появилось, — то давайте вспомним сегодняшнее чтение из Евангелия. Тогда мы поймем: не было у людей силы исцелить слепорожденного, как и сейчас нет, при всех достижениях науки и техники, но это чудо с легкостью совершает Спаситель, Сын Божий. Через это явление силы Божией будем помнить о том, что Бог — Творец и Промыслитель мира, Он над всеми, в Его деснице всё, и единственный наш ответ — это любовь к Богу за все то, что Он совершил и совершает; это стремление и желание жить по закону, который Бог дал людям, чтобы человек мог жить достойно, чтобы человек был счастлив.

И да поможет нам Господь именно таким образом воспринимать священные тексты, преломляя их через опыт своей жизни, через наше понимание того, что с нами происходит, дабы, соединяя свой опыт с величайшей мудростью Священного Писания, мы жизнь свою могли в полной мере передать в руки Божии и подчинить ее святой Божественной воле. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5817845.html

6 июня 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up