Патриаршая проповедь в Неделю 3-ю Великого поста после Литургии в храме великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве г. Москвы — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в Неделю 3-ю Великого поста после Литургии в храме великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве г. Москвы

Опубликовано: 28 марта 2022

Категории: Новости, Патриарх

27 марта 2022 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве г. Москвы и Божественную литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня особый день, когда мы преклоняем свои колена пред изображением креста Господня. Преклонение пред крестом стало очень важной частью нашей традиции, но если от нее абстрагироваться, если посмотреть глазами совершенно не знающего ни о чем человека, — перед чем же мы преклоняем колена? Люди преклоняются перед несчастным, который висит на кресте, то есть люди преклоняются перед человеческим страданием. Если человек, далекий от Бога и Церкви, соотнесет увиденное со своей собственной жизнью, то он сразу поймет, что едва ли не главное дело его жизни — уйти от страданий как можно дальше. И это правильно! Заболел — немедленно лечиться. Если что-то случилось в жизни — как можно быстрее исправить неудачу или ошибку, чтобы избежать скорбей и страданий. Ведь чаще всего не сама ошибка нас убивает, а то, что в нас происходит в результате этой ошибки, вызванный ею глубокий стресс, разочарование. Человек иногда буквально заболевает от скорбей. И вполне естественно: как от края пропасти человек отступает назад, движимый даже не разумом, а инстинктом, так же человек бежит прочь от страданий.

Что же мы видим сегодня в храме? Мы видим совершенно особый образ — страдания распятого на кресте Человека. Это так далеко от нашей жизни, от нашей культуры, что даже представить себе невозможно, что когда-то это был обычный способ умерщвления преступника, страшный и жестокий способ. Но мы никак не связываем с кровью изображение креста, написанное прекрасными красками или сделанное ювелирами. Мы не отождествляем себя в этот момент ни со страданиями Спасителя, ни с самим фактом Его мучительной смерти. Более того, Православная Церковь делает это сознательно. На Западе есть особый культ поклонения кресту и на нем распятого и измученного Спасителя. У нас нет такой традиции, наш крест не являет образ измученного человека. Те, кто бывал в католических храмах на Западе, знают, какие там бывают страшные изображения распятого Спасителя, особенно эпохи барокко, когда в красках разрисовывали, как кровь течет из ран. В Православии этого нет. В Православии есть образ Спасителя распятого, но нет традиции поклонения самим страданиям как таковым, в отрыве от того, что пришло через эти страдания. А через эти страдания пришло спасение роду человеческому, и потому мы поклоняемся Спасителю на кресте, зная, что крест был орудием спасения. И совершенно неслучайно, что сразу за воспоминаниями о Страстях Христовых, которые мы особо совершаем в Великую Пятницу, наступает Пасха, исполненная великой радости и торжества, — день, которым символически выражается вся христианская вера.

И тем не менее, если вернуться к теме страданий, то нельзя не сказать, что страдания, несомненно, — это часть нашей жизни. Иногда человек не может понять, почему же с ним такое произошло. Почему страшный диагноз у него или его ближних, почему он выбился из колеи, почему потерял работу, почему то, другое, третье… Страдание входит в жизнь человека, и если страдание не сопровождать молитвой и правильным к нему отношением, то можно очень сильно себе навредить, порой непоправимо, и мы знаем, что иногда страдания заканчиваются человеческой смертью. Но что же помогает нам иначе взглянуть на страдания? Крест Христов. Для чего Господь взошел на крест? Для чего Он принял все эти страшные страдания? Он их принял для того, чтобы нас избавить от самого страшного — от власти греха. Он на кресте искупил наши грехи. Род человеческий искуплен от грехов страданиями Спасителя. Не освобожден от ответственности, а искуплен, то есть Бог снял Свое осуждение с рода человеческого, но, конечно, не снимает право Своего суда в тех случаях, когда человек совершает зло. Другими словами, крест Христов неразрывно связан с пониманием того, что через крест явилось нам спасение, искупление, освобождение.

А что же происходит, когда мы в жизни сталкиваемся с нашими крестами? Мы отмахиваемся от креста как можно дольше, а когда наконец понимаем, что отмахнуться нельзя, то либо впадаем в уныние, либо ожесточаемся. А на самом-то деле — если Господь дает нам Свой образ, если Он предлагает нам взойти на наш маленький крест, то, наверное, не для того, чтобы мы погибли, но для того чтобы мы, по образу распятого Спасителя, искупили свои собственные грехи. Чтобы этот маленький крест — болезни и скорби, которые нас посещают, — мы воспринимали именно как наш крест, а не как совершенно неоправданный и несправедливый поворот судьбы. Чтобы мы не воспринимали страдания и скорби как случайность, как нечто вдруг свалившееся на нас, подобно тому как сосулька весной падает с крыши и может убить человека. Всё не так! Если мы имеем в жизни скорби и страдания, особенно такие, от которых не можем избавиться, — давайте вспомним Господа и Спасителя, ведь Он тоже страдал. А что в результате Его страданий? Род человеческий искуплен от греха.

А если мы согрешили, кому-то тайком навредили, но закон не нарушили, и власть нас к ответу не привлекла, разве что совесть немножко помучила? Ну, совесть можно и заглушить — иногда спиртным, иногда развлечениями, иногда еще чем-то. А что же с нашим беззаконием, что с нашим грехом, что с нашим преступлением пред Богом? Оно исчезло? Совсем нет! Для того чтобы оно исчезло, оно должно быть искуплено. И мы должны искуплять свои грехи так же, как Господь искупил грехи рода человеческого. И потому, когда мы входим в полосу невзгод, болезней, трудностей, не отмахиваться надо, не судьбу винить, тем более не на Бога роптать, а задуматься: а почему со мной так произошло? И внимательный взгляд в самого себя, в свою жизнь с самого детства, анализ своих поступков непременно приведет нас к мысли: это мой крест, и я должен искупить свой грех, все те ссоры, конфликты, а часто и преступления, которые не всегда наказуемы с точки зрения человеческого, государственного закона, но наказуемы с точки зрения и с позиции Божественного закона. И если мы будем воспринимать наши скорби как наш крест, как шанс искупить наши грехи, то не будет отчаяния, скорби, ропота на Бога и на людей.

И как важно нам понять, что каждое страдание, через которое мы проходим в жизни, — это шанс для нас искупить наши грехи! Это совсем не означает, что человек должен приветствовать страдания, радоваться им, — нет! Но когда приходит скорбь, она не должна нас сокрушать, она не должна нас выбивать с нашей жизненной позиции, тем более не должна нас разрушать ни духовно, ни физически. И к какому же заключению мы приходим? К очень простому: крест, который мы видим, — это не символ слабости, не символ болезни, а это великий символ искупления грехов. Как Господь через крест искупил человеческие грехи, так и мы через наши скорби имеем шанс искупить наши грехи, чтобы пред Богом предстать с чистой совестью, очищенными от грехов еще при нашей земной жизни.

И да поможет нам всем Господь именно таким образом и никак иначе воспринимать наши человеческие кресты — болезни, скорби, неудачи. Они никогда не должны нас разрушать. Они никогда не должны провоцировать нас на то, чтобы Бога хулить или других людей обижать. Всякую скорбь и всякое страдание мы всегда должны стараться связать с каким-то моментом в нашей жизни, с тем чтобы понять, что это не случайность, но Господь дает нам возможность взойти на свой собственный крест и пред Ним, а может, и пред ближними искупить свои грехи. Всему этому мы, несомненно, научаемся, особенно во время Крестопоклонной недели Великого и спасительного поста. И неслучайно именно в эти дни Церковь дает нам возможность помолиться перед изображением креста, подумать о крестных страданиях Спасителя, перенести созерцание Спасителя на кресте на свою собственную жизнь и понять, что наши скорби ведут нас не к слабости, а к силе, не к болезни, а к здоровью, не к погибели, а к спасению. Да поможет нам Господь именно так, по-христиански, встречать скорби, никогда не подвергая сомнению великий спасительный Божественный промысл о всех нас. Наученные этим великим истинам, которые лежат в основе христианского почитания креста Господня, не побоимся и дальше нести наши кресты, памятуя о том, что должное несение креста есть наше личное искупление наших личных грехов. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5912620.html

В Москве молитвенно почтут память преподавателей, сотрудников и студентов столичных вузов, скончавшихся во время пандемии

25 января 2021 года, в день памяти мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших, День российского студенчества, в храме апостола Иоанна Богослова под Вязом — домовой церкви Российского православного университета будет совершена Божественная литургия с поименным поминовением преподавателей, сотрудников и студентов высших учебных заведений Москвы, скончавшихся во время пандемии коронавирусной инфекции.

С инициативой такого общегородского поминовениях усопших Комиссия по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы выступила в конце 2020 года, направив в столичные высшие учебные заведения предложение о составлении помянника с именами скончавшихся преподавателей, сотрудников и студентов. Инициативу поддержали Российский союз молодежи и ФГБУ «Ресурсный молодежный центр» (Росмолодежь). Данное предложение нашло отклик во всех учебных заведениях Москвы.

Богослужение возглавит председатель Комиссии по работе с вузами и научным сообществом, ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев).

Богослужебные песнопения исполнит малый состав участников сводного Московского студенческого хора под управлением художественного руководителя и главного дирижера хора, преподавателя Московской консерватории имени П.И. Чайковского М.А. Котельникова.

Литургия будет транслироваться в прямом эфире на видеохостинге «YouTube» и в социальных сетях. Во время трансляции богослужения планируется выводить на поля экрана фотографии с именами усопших. Начало трансляции в 10.00.

Аккредитацию представителей СМИ на богослужение осуществляет Студенческий центр Российского православного университета «Новая площадь». Прием заявок проводится до 17.00 24 января по электронной почте sma@rpu-rf.ru. Для получения аккредитации необходимо прислать заявку, содержащую полное название СМИ, ФИО сотрудника, контактный телефон. Справочная информация предоставляется по телефону: +7 903 597-60-70.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5756520.html

22 января 2021
ПОДРОБНЕЕ

На приходе храма прмц. Елисаветы началось строительство дома причта

На приходе храма преподобномученицы Елисаветы в Восточном Измайлове (на пересечении Сиреневого бульвара и улицы 15-я Парковая) началось строительство дома причта, входящего в основной церковный комплекс, сообщил главный инженер Некоммерческого партнерства «Единая служба заказчика Московской Патриархии» В.Г. Смаковский.

На участке приступают к разработке траншеи по периметру котлована для последующего устройства шпунтового ограждения. Строительные материалы для первого этапа работ доставлены на площадку.

По словам В.Г. Смаковского, до конца года планируется построить подземный этаж приходского дома.

Решение начинать возведение церковного комплекса с дома причта обусловлено тем, что в это здание «заходят» все инженерные сети (вода, тепло, канализация), пояснил главный инженер НП «ЕСЗ МП».

Некоммерческое партнерство «Единая служба заказчика Московской Патриархии» выступает на этом объекте генеральным подрядчиком.

Храмовый комплекс преподобномученицы Елисаветы проектировали специалисты компании ООО «Скиф» — давнего партнера Программы строительства православных церквей в Москве.

В комплекс входят три отдельно стоящих здания: храм на 380 человек с колокольней, дом причта и церковная лавка с административными помещениями. Эти три здания в сочетании с малыми формами — Святыми вратами, сенью с крестом и др. формируют внутреннее пространство церковного ансамбля, где предусмотрено место и для площади перед входом, и для газонов и цветников, и для пожарного проезда, и для хозяйственного двора.

Непосредственно в приходском доме разместятся классы воскресной школы, трапезная, а также инженерно-технические помещения.

Легкая ограда с низким цоколем призвана не столько изолировать пространство комплекса от окружающей застройки, сколько привлечь внимание прохожих. Той же цели служит расположение всех трех зданий, в том числе и храма, вплотную к границе участка, где они выходят непосредственно на красную линию.

Наличие традиционной высокой колокольни — редкий элемент для современного храмостроительства. Храм окружен многоэтажными жилыми домами, значительно превышающими его по высоте, в связи с этим возникла потребность создать некий акцент, привлекающий к себе дополнительное внимание, каким, на взгляд авторов, может отлично служить колокольня.

***

С 2016 года на приходе действует временный храм апостола Иоанна Богослова, совершаются регулярные богослужения. Также установлено небольшое здание, в котором размещаются классы воскресной школы и другие приходские помещения.

Информационный источник: https://www.fedmp.ru/news/nachalo-avgusta-oznamenovalos-novoj-strojkoj/

5 августа 2022
ПОДРОБНЕЕ

Состоится Пасхальный фестиваль в храме Воскресения Христова в Сокольниках

Дорогие братия и сестры! Приглашаем вас посетить праздничные мероприятия, которые состоятся в рамках XXI Московского Пасхального фестиваля в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Художественный руководитель – Валерий Гергиев.

27 апреля в 14:00 — концерт хоровой духовной музыки Хора Мариинского театра (Санкт-Петербург) под управлением Константина Рылова — Всенощная Рахманинова;

3 мая в 12:00 — концерт колокольного звона с участием лучших звонарей из разных городов России и других стран.

***

Хор Мариинского театра — коллектив, широко известный в России и за рубежом, это один из ведущих хоровых коллективов в мире.
Хор Мариинского театра давно вышел в своем творчестве за рамки только оперных спектаклей. Мариинским певцам одинаково подвластны русская духовная музыка, зарубежная классика, фольклор разных стран и композиционные техники ХХ века.
Успех хора исторически был основан на бережном хранении старинных традиций русского ансамблевого исполнительства и высокопрофессиональной работе выдающихся хормейстеров — Карпа Кучеры, Ивана Помазанского, Евстафия Азеева и Григория Казаченко. Традиции эти передавались из поколения в поколение — это уникальный случай, когда коллектив является «вечно живущим» исполнителем, обладающим красивым, мощным звучанием, способным удивить необычайно богатой звуковой палитрой и ярким актерским мастерством.

В репертуаре хора кроме многочисленные оперные произведения русской и зарубежной классики, сочинения кантатно-ораториального жанра и хоровых произведений a cappella широко представлена духовная музыка — сочинения Дмитрия Бортнянского, Максима Березовского, Артемия Веделя, Степана Дегтярева, Александра Архангельского, Александра Гречанинова, Павла Чеснокова, Игоря Стравинского, Александра Кастальского («Братское поминовение»), Сергея Рахманинова (Всенощное бдение и Литургия св. Иоанна Златоуста), Петра Чайковского (Литургия св. Иоанна Златоуста).

С участием Мариинского хора выпущено множество записей. Высокую оценку критики получили опера «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, кантата «Иван Грозный» Сергея Прокофьева и Реквием Джузеппе Верди, кантата «Александр Невский» Сергея Прокофьева, прозвучавшая на I Московском Пасхальном фестивале.

За запись сочинения Софьи Губайдулиной «Страсти по Иоанну» в 2003 году хор Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева был номинирован на «Грэмми» за «Лучшее хоровое исполнение».

На III Международном хоровом фестивале, посвященном Дню России (в 2009 году), хор Мариинского театра под управлением Андрея Петренко исполнил мировую премьеру Литургии св. Иоанна Златоуста Александра Левина.

Хор Мариинского театра — постоянный участник хоровых программ Московского Пасхального фестиваля и Международного фестиваля, посвященного Дню России.

Информационный источник: https://xbxc.ru

13 апреля 2022
ПОДРОБНЕЕ

Начался прием заявок на конкурс «Православная инициатива — 2022»

Начался прием заявок на Международный открытый грантовый конкурс «Православная инициатива — 2022».

Прием заявок на грантовую поддержку проектов продлится до 1 марта 2022 года. Заявка считается поданной после заполнения электронной формы на сайте конкурса и присвоения порядкового номера.

Конкурс по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла проводит Координационный комитет по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви. Оператором выступает Фонд поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество».

Подать заявки на грантовую поддержку своих начинаний могут канонические подразделения Русской Православной Церкви, зарегистрированные в качестве юридических лиц НКО государственные и муниципальные учреждения, негосударственные организации сферы образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты и другие, в том числе организации, созданные Русской Православной Церковью или с ее участием, а также средства массовой информации, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

Как и в прошлые годы, предоставляется возможность подать заявку по одному из четырех проектных направлений: образование и воспитание; социальное служение; культура; информационная деятельность.

Кроме того, для развития и поддержки гражданской активности в северных территориях, а также содействия созиданию историко-культурного пространства территорий Арктики, Крайнего Севера, Дальнего Востока учреждена отдельная номинация. В рамках номинации «Развитие северных территорий и поддержка коренных малочисленных народов севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» рассматриваются заявки по таким приоритетным направлениям, как духовно-нравственное воспитание, экология, региональные традиции и наследие народов.

В конкурсе предусмотрены три типа проектов: локальные, сетевые и инфраструктурные / системообразующие. Проекты первого типа реализуются одной организацией в одном или нескольких субъектах Российской Федерации; размер запрашиваемого гранта не может превышать 1 млн рублей. Сетевые проекты реализуются не менее чем в двух субъектах Российской Федерации двумя и более организациями (размер гранта – до 1 млн 800 тыс. рублей). Реализация инфраструктурных  системообразующих проектов осуществляется организацией, взаимодействующей с большим количеством других организаций. Деятельность такой организации должна быть нацелена на поддержку других НКО в части оказания информационной, консультационной и методической поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, выявления, обобщения и распространения лучших практик реализации их проектов. Размер запрашиваемого гранта не может превышать 1 млн. 800 тыс. рублей.

С целью поддержки инициатив заявителей из малых городов и сел (а также заявителей независимо от места их регистрации, если предоставленные ими проекты планируется реализовать в такого рода населенных пунктах) в рамках каждого проектного направления предоставлена возможность подать заявку по специальной номинации; такая заявка будет проходить экспертизу в особом порядке, с пониженным пороговым значением проходного балла. Размер грантовой поддержки проектов в спецноминации «Малые города и села» — до 300 тыс. рублей.

Объявление победителей грантового конкурса «Православная Инициатива — 2022» состоится не позднее 4 апреля 2022 года.

Информационный источник:

С подробной информацией о конкурсе, его сроках, правилах и необходимой документации можно ознакомиться на сайте Pravkonkurs.ru.

Фонд «Соработничество»

27 января 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up