Патриаршая проповедь в Неделю 3-ю Великого поста после Литургии в храме великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве г. Москвы — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в Неделю 3-ю Великого поста после Литургии в храме великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве г. Москвы

Опубликовано: 28 марта 2022

Категории: Новости, Патриарх

27 марта 2022 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве г. Москвы и Божественную литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня особый день, когда мы преклоняем свои колена пред изображением креста Господня. Преклонение пред крестом стало очень важной частью нашей традиции, но если от нее абстрагироваться, если посмотреть глазами совершенно не знающего ни о чем человека, — перед чем же мы преклоняем колена? Люди преклоняются перед несчастным, который висит на кресте, то есть люди преклоняются перед человеческим страданием. Если человек, далекий от Бога и Церкви, соотнесет увиденное со своей собственной жизнью, то он сразу поймет, что едва ли не главное дело его жизни — уйти от страданий как можно дальше. И это правильно! Заболел — немедленно лечиться. Если что-то случилось в жизни — как можно быстрее исправить неудачу или ошибку, чтобы избежать скорбей и страданий. Ведь чаще всего не сама ошибка нас убивает, а то, что в нас происходит в результате этой ошибки, вызванный ею глубокий стресс, разочарование. Человек иногда буквально заболевает от скорбей. И вполне естественно: как от края пропасти человек отступает назад, движимый даже не разумом, а инстинктом, так же человек бежит прочь от страданий.

Что же мы видим сегодня в храме? Мы видим совершенно особый образ — страдания распятого на кресте Человека. Это так далеко от нашей жизни, от нашей культуры, что даже представить себе невозможно, что когда-то это был обычный способ умерщвления преступника, страшный и жестокий способ. Но мы никак не связываем с кровью изображение креста, написанное прекрасными красками или сделанное ювелирами. Мы не отождествляем себя в этот момент ни со страданиями Спасителя, ни с самим фактом Его мучительной смерти. Более того, Православная Церковь делает это сознательно. На Западе есть особый культ поклонения кресту и на нем распятого и измученного Спасителя. У нас нет такой традиции, наш крест не являет образ измученного человека. Те, кто бывал в католических храмах на Западе, знают, какие там бывают страшные изображения распятого Спасителя, особенно эпохи барокко, когда в красках разрисовывали, как кровь течет из ран. В Православии этого нет. В Православии есть образ Спасителя распятого, но нет традиции поклонения самим страданиям как таковым, в отрыве от того, что пришло через эти страдания. А через эти страдания пришло спасение роду человеческому, и потому мы поклоняемся Спасителю на кресте, зная, что крест был орудием спасения. И совершенно неслучайно, что сразу за воспоминаниями о Страстях Христовых, которые мы особо совершаем в Великую Пятницу, наступает Пасха, исполненная великой радости и торжества, — день, которым символически выражается вся христианская вера.

И тем не менее, если вернуться к теме страданий, то нельзя не сказать, что страдания, несомненно, — это часть нашей жизни. Иногда человек не может понять, почему же с ним такое произошло. Почему страшный диагноз у него или его ближних, почему он выбился из колеи, почему потерял работу, почему то, другое, третье… Страдание входит в жизнь человека, и если страдание не сопровождать молитвой и правильным к нему отношением, то можно очень сильно себе навредить, порой непоправимо, и мы знаем, что иногда страдания заканчиваются человеческой смертью. Но что же помогает нам иначе взглянуть на страдания? Крест Христов. Для чего Господь взошел на крест? Для чего Он принял все эти страшные страдания? Он их принял для того, чтобы нас избавить от самого страшного — от власти греха. Он на кресте искупил наши грехи. Род человеческий искуплен от грехов страданиями Спасителя. Не освобожден от ответственности, а искуплен, то есть Бог снял Свое осуждение с рода человеческого, но, конечно, не снимает право Своего суда в тех случаях, когда человек совершает зло. Другими словами, крест Христов неразрывно связан с пониманием того, что через крест явилось нам спасение, искупление, освобождение.

А что же происходит, когда мы в жизни сталкиваемся с нашими крестами? Мы отмахиваемся от креста как можно дольше, а когда наконец понимаем, что отмахнуться нельзя, то либо впадаем в уныние, либо ожесточаемся. А на самом-то деле — если Господь дает нам Свой образ, если Он предлагает нам взойти на наш маленький крест, то, наверное, не для того, чтобы мы погибли, но для того чтобы мы, по образу распятого Спасителя, искупили свои собственные грехи. Чтобы этот маленький крест — болезни и скорби, которые нас посещают, — мы воспринимали именно как наш крест, а не как совершенно неоправданный и несправедливый поворот судьбы. Чтобы мы не воспринимали страдания и скорби как случайность, как нечто вдруг свалившееся на нас, подобно тому как сосулька весной падает с крыши и может убить человека. Всё не так! Если мы имеем в жизни скорби и страдания, особенно такие, от которых не можем избавиться, — давайте вспомним Господа и Спасителя, ведь Он тоже страдал. А что в результате Его страданий? Род человеческий искуплен от греха.

А если мы согрешили, кому-то тайком навредили, но закон не нарушили, и власть нас к ответу не привлекла, разве что совесть немножко помучила? Ну, совесть можно и заглушить — иногда спиртным, иногда развлечениями, иногда еще чем-то. А что же с нашим беззаконием, что с нашим грехом, что с нашим преступлением пред Богом? Оно исчезло? Совсем нет! Для того чтобы оно исчезло, оно должно быть искуплено. И мы должны искуплять свои грехи так же, как Господь искупил грехи рода человеческого. И потому, когда мы входим в полосу невзгод, болезней, трудностей, не отмахиваться надо, не судьбу винить, тем более не на Бога роптать, а задуматься: а почему со мной так произошло? И внимательный взгляд в самого себя, в свою жизнь с самого детства, анализ своих поступков непременно приведет нас к мысли: это мой крест, и я должен искупить свой грех, все те ссоры, конфликты, а часто и преступления, которые не всегда наказуемы с точки зрения человеческого, государственного закона, но наказуемы с точки зрения и с позиции Божественного закона. И если мы будем воспринимать наши скорби как наш крест, как шанс искупить наши грехи, то не будет отчаяния, скорби, ропота на Бога и на людей.

И как важно нам понять, что каждое страдание, через которое мы проходим в жизни, — это шанс для нас искупить наши грехи! Это совсем не означает, что человек должен приветствовать страдания, радоваться им, — нет! Но когда приходит скорбь, она не должна нас сокрушать, она не должна нас выбивать с нашей жизненной позиции, тем более не должна нас разрушать ни духовно, ни физически. И к какому же заключению мы приходим? К очень простому: крест, который мы видим, — это не символ слабости, не символ болезни, а это великий символ искупления грехов. Как Господь через крест искупил человеческие грехи, так и мы через наши скорби имеем шанс искупить наши грехи, чтобы пред Богом предстать с чистой совестью, очищенными от грехов еще при нашей земной жизни.

И да поможет нам всем Господь именно таким образом и никак иначе воспринимать наши человеческие кресты — болезни, скорби, неудачи. Они никогда не должны нас разрушать. Они никогда не должны провоцировать нас на то, чтобы Бога хулить или других людей обижать. Всякую скорбь и всякое страдание мы всегда должны стараться связать с каким-то моментом в нашей жизни, с тем чтобы понять, что это не случайность, но Господь дает нам возможность взойти на свой собственный крест и пред Ним, а может, и пред ближними искупить свои грехи. Всему этому мы, несомненно, научаемся, особенно во время Крестопоклонной недели Великого и спасительного поста. И неслучайно именно в эти дни Церковь дает нам возможность помолиться перед изображением креста, подумать о крестных страданиях Спасителя, перенести созерцание Спасителя на кресте на свою собственную жизнь и понять, что наши скорби ведут нас не к слабости, а к силе, не к болезни, а к здоровью, не к погибели, а к спасению. Да поможет нам Господь именно так, по-христиански, встречать скорби, никогда не подвергая сомнению великий спасительный Божественный промысл о всех нас. Наученные этим великим истинам, которые лежат в основе христианского почитания креста Господня, не побоимся и дальше нести наши кресты, памятуя о том, что должное несение креста есть наше личное искупление наших личных грехов. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5912620.html

Встреча со студентами

8 сентября в рамках духовного окормления колледжей Восточного округа г. Москвы иерей Николай Катан, клирик храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках, провел встречу со студентами колледжей ГБПОУ КАИТ № 20 и ГБПОУ ТК № 21.

Встреча началась с молебена на начало учебного года в храме Введения в Вешняках.

Также для ребят провели экскурсию и рассказали о устройстве храма.

Для студентов было важно самим зажечь свечи, самим сосредоточиться и помолиться.

Молились о начале учебного года. Молились о семье, о друзьях, о своих внутренних вопросах и переживаниях….

В конце всех ждала вкусная трапеза.

Благодарим настоятеля протоиерея Максима Кравченко и матушку Ольгу за гостеприимный прием.

Желаем студентам успехов в учебе.

10 сентября 2025
ПОДРОБНЕЕ

Состоится концерт духовных песнопений

Дорогие друзья! 1 марта приглашаем посетить праздничный концерт духовных песнопений в исполнении камерного хора Гаудеамус МГТУ им. Баумана Н.Э, который состоится в храме Воскресения Христова в Сокольниках, после Воскресной Божественной литургии.

Художественный руководитель и дирижер — заслуженный деятель искусств России, профессор Владимир Леонидович Живов.

Программа мероприятий:

В 9:30 ч. начало Божественной литургии.

В 11:30 ч. начало Концерта Духовных Песнопений.

22 февраля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Начался прием заявок на конкурс «Православная инициатива — 2022»

Начался прием заявок на Международный открытый грантовый конкурс «Православная инициатива — 2022».

Прием заявок на грантовую поддержку проектов продлится до 1 марта 2022 года. Заявка считается поданной после заполнения электронной формы на сайте конкурса и присвоения порядкового номера.

Конкурс по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла проводит Координационный комитет по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви. Оператором выступает Фонд поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество».

Подать заявки на грантовую поддержку своих начинаний могут канонические подразделения Русской Православной Церкви, зарегистрированные в качестве юридических лиц НКО государственные и муниципальные учреждения, негосударственные организации сферы образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты и другие, в том числе организации, созданные Русской Православной Церковью или с ее участием, а также средства массовой информации, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

Как и в прошлые годы, предоставляется возможность подать заявку по одному из четырех проектных направлений: образование и воспитание; социальное служение; культура; информационная деятельность.

Кроме того, для развития и поддержки гражданской активности в северных территориях, а также содействия созиданию историко-культурного пространства территорий Арктики, Крайнего Севера, Дальнего Востока учреждена отдельная номинация. В рамках номинации «Развитие северных территорий и поддержка коренных малочисленных народов севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» рассматриваются заявки по таким приоритетным направлениям, как духовно-нравственное воспитание, экология, региональные традиции и наследие народов.

В конкурсе предусмотрены три типа проектов: локальные, сетевые и инфраструктурные / системообразующие. Проекты первого типа реализуются одной организацией в одном или нескольких субъектах Российской Федерации; размер запрашиваемого гранта не может превышать 1 млн рублей. Сетевые проекты реализуются не менее чем в двух субъектах Российской Федерации двумя и более организациями (размер гранта – до 1 млн 800 тыс. рублей). Реализация инфраструктурных  системообразующих проектов осуществляется организацией, взаимодействующей с большим количеством других организаций. Деятельность такой организации должна быть нацелена на поддержку других НКО в части оказания информационной, консультационной и методической поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, выявления, обобщения и распространения лучших практик реализации их проектов. Размер запрашиваемого гранта не может превышать 1 млн. 800 тыс. рублей.

С целью поддержки инициатив заявителей из малых городов и сел (а также заявителей независимо от места их регистрации, если предоставленные ими проекты планируется реализовать в такого рода населенных пунктах) в рамках каждого проектного направления предоставлена возможность подать заявку по специальной номинации; такая заявка будет проходить экспертизу в особом порядке, с пониженным пороговым значением проходного балла. Размер грантовой поддержки проектов в спецноминации «Малые города и села» — до 300 тыс. рублей.

Объявление победителей грантового конкурса «Православная Инициатива — 2022» состоится не позднее 4 апреля 2022 года.

Информационный источник:

С подробной информацией о конкурсе, его сроках, правилах и необходимой документации можно ознакомиться на сайте Pravkonkurs.ru.

Фонд «Соработничество»

27 января 2022
ПОДРОБНЕЕ

Экскурсии прошли для слушателей курсов

Для учителей-слушателей курсов повышения квалификации по Основам православной культуры прошли экскурсии в храмы и открытые уроки с участием священнослужителей 

В первом полугодии 2025 года в Восточном округе около 100 учителей общеобразовательных школ прошли обучение на курсах повышения квалификации по Основам православной культуры.

Именно этим педагогам в ближайшее время предстоит преподавать четвероклассникам курс «Основы религиозных культур и светской этики».

В рамках взаимодействия со школами общественные методисты от храмов Восточного викариатства совместно с методистом ВАО по ОРКСЭ, директорами, заместителями и учителями школ провели экскурсии в храмы и открытые уроки.

20 марта методисты храмов Илии Пророка в Черкизове,  преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове,  Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском и Спаса Нерукотворного Образа в Перове приняли у себя в гостях преподавателей.

Для них были организованы экскурсии, лекции по методике преподавания ОПК и чаепития.

1 апреля в школе 1502 и двух зданиях школы 1530 были проведены уроки, в которых приняли участие священники.

Занятия на темы «Икона», » Благовещение», «Родители и дети» получились интересными и дали возможность состояться доброму знакомству.

Данная деятельность позволила учителям вживую соприкоснуться с красотой православной культуры.

Надеемся, что преподаватели более глубоко осознали важность и современность православия, вдохновились творческим подходом к преподаванию курса ОПК и в дальнейшем обязательно приведут своих учащихся на экскурсии в храм и пригласят священника на уроки.

Фото Наталии Друшляковой, Игоря Тихоновского, Евгении Полозковой, Жанны Дорониной, Марины Думиной

8 апреля 2025
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up