Патриаршая проповедь после Литургии в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь после Литургии в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга

Опубликовано: 12 июля 2022

Категории: Новости, Патриарх

12 июля 2022 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в историческом императорском соборе апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. По окончании Литургии Святейший Владыка произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый господин губернатор! Дорогие представители государственной власти! Отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с праздником сего града, града святого Петра, с престольным праздником исторического кафедрального собора Петербурга, находящегося здесь, в крепости, откуда и пошел Петербург, с днем памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла!

В сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 16:13-19), посвященном апостолам, содержится очень важный сюжет, который, при правильном понимании, может многое нам открыть. А речь шла вот о чем. Господь спрашивает Своих учеников: а за кого Меня почитают люди? Ведь толпы ходили, и Спаситель спрашивает: а за Кем они ходят? Почему они за Ним ходят? Апостолы стали перечислять: кто-то Тебя почитает за Иоанна Предтечу, кто-то за Илию Пророка, который жил за сотни лет до того, за Иеремию, за других пророков. Мол, кто-то из великих пророков и явился в образе этого Человека, потому что кто может творить такие чудеса, кто может говорить такие слова, кроме как пророк? Люди связывали личность Господа и Спасителя с историческими ветхозаветными пророками, и это было в каком-то смысле логично, все оставалось в парадигме Ветхого Завета. Но, понимая так пришествие Спасителя, люди не открывали для себя самое главное.

Когда же Господь спросил апостолов: ну, а вы за кого Меня почитаете? — последовали слова апостола Петра: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Наверное, эти слова всех поразили. И Господь говорит Петру: ты сказал это не потому, что тебе так сказали плоть и кровь твоя, то есть не по памяти, не в силу своего образования или каких-то знаний. Ни по каким причинам, которые формируют мышление человека и обостряют его память, сказать это было невозможно. Почему? Да потому что ты, Петр, получил это откровение свыше.

И ведь действительно, так оно и произошло. Апостол Петр исповедовал Иисуса, своего Учителя, Мессией, Господом и Спасителем. Это было что-то совершенно невероятное. Нам с вами сейчас и не понять всей неожиданности этого исповедания, так выпадающего из общепринятой картины религиозной жизни. Ведь иудеи ждали Мессию, и вдруг простой человек говорит: да ты и есть Сын Божий, Мессия, то есть Избавитель мира!

Исповедание апостола Петра легло в основу всей дальнейшей христианской истории. И мы с вами как продолжатели апостола Петра свидетельствуем миру, что Иисус есть Господь, пришедший в мир две тысячи лет назад. Не великий мыслитель, как о том могут писать в умных толстых книгах; не религиозный деятель, обладавший особой силой внушения, а Сын Божий, Сам Господь, явившийся в мир. И потому вслед за апостолом Петром поколения и поколения христиан повторяют: Ты Сын Божий, Избавитель мира.

И ведь не всегда свидетельство о том, что Господь есть Мессия, обетованный пророками Ветхого Завета, было спокойным и безопасным. Напротив, на протяжении большей части истории это свидетельство сопровождалось очень большими рисками. Что было во времена господства языческих культов, хорошо известно; гонения продолжались и на окраинах Римской и Византийской империй, где христианство соприкасалось с другими религиями. Но, наверное, никогда не было так опасно проповедовать слово Божие, как в нашем Отечестве, которое вошло в совершенно нелогичное состояние полного разрыва с Богом и Церковью в связи с революцией, произошедшей не где-то там, а здесь, в этом городе.

И потому с особым чувством я и, думаю, многие из вас возносили сегодня молитву ко Господу. Потому что свидетельство о том, что Иисус есть Сын Божий, Мессия, Спаситель, мы с вами, люди XXI века, повторяем в совершенно иных исторических, культурных и политических условиях. Что же это означает? А для того чтобы понять, что это означает, давайте напряжем память и попытаемся вспомнить, какое интеллектуальное, духовное или иное открытие древности до сих пор для нас актуально. Ответ: никакое. Да, в школах, университетах мы изучаем, в том числе, творения древних греческих и римских философов, нам это интересно, но это всё неактуально, мы не живем теми идеями, теми мыслями, которые будоражили мир, которые считались пиком интеллектуального развития человечества. Всё в прошлом, всё предмет истории, археологии и прочих наук, изучающих прошлое. А весть, которую нам принес Господь, — это не исторический сюжет, который изучается как далекое прошлое. Почему? Да потому что Господь Слово Свое, мысль Свою, проповедь Свою реально актуализирует всякий раз, когда мы собираемся для совершения Святой Евхаристии. Мы называем Евхаристию Таинством воспоминания, но ведь речь не о ментальном воспоминании, — мы наслаждаемся пиром веры, мы сердцем и разумом чувствуем совершение Таинства. А Таинство — это и есть то, что актуализирует прошлое, что делает его реальностью и что, собственно говоря, стирает границу между прошлым и настоящим, и не где-то, не в фантазиях, а в реальной жизни Церкви. Потому что Церковь вчера и сегодня и во веки — та же самая. И в нашей с вами общине апостолы, первые святые, исповедники и мученики чувствовали бы себя так же, как мы чувствуем. Может быть, только удивлялись одеждам, что-то, конечно, изменилось, но ведь в главном всё то же самое!

Через Божественную Евхаристию Господь является нам, и это так важно сегодня, очень важно, потому что мир очень быстро меняется. Иногда эти перемены к лучшему, когда речь идет о научно-техническом развитии, которое дарит человеку новые машины, оборудование, некие системы, которые облегчают его труд, его жизнь. Но одновременно это развитие несет в себе определенные трудности, проблемы, а главное, опасности. И если наш высокотехнологичный мир превратится в мир языческий, то у него нет будущего. Это проистекает из примера того самого языческого общества, развитого, образованного, высокоинтеллектуального. Где оно? Его нет; более того, оно рухнуло так, что никакого реального преемства у него не было, кроме как в Церкви, которая, впитав в себя определенную мудрость прежних веков, преломила ее через христианское послание и передала последующим поколениям. И только Церковь до скончания века актуализирует каждому последующему поколению жизнь, проповедь, страдание, смерть и Воскресение Господа и Спасителя, как это происходит всякий раз, когда мы совершаем Евхаристию и когда мы не ментально вспоминаем об этом событии, но реально становимся его соучастниками. В этом и есть сила Церкви.

Церковь не только совершает Евхаристию — она проповедует, она учит людей жить по Божиим законам, она предлагает систему нравственных ценностей, которые испытаны веками и отклонение от которых приводило людей и целые цивилизации к тяжелейшим последствиям. Но всякий раз, как в прошлом, так и сегодня, когда Церковь настаивает на необходимости жить по Божиим заповедям и Божиим законам, очень многие на все это смотрят сверху вниз: «Ну, чему вы нас учите? У нас компьютеры, мы на пике прогресса, наше общество развивается на научно-технологических основах. А там, в Церкви, что происходит?» А в Церкви происходит самое главное — в Церкви живет Христос, в Церкви все подлинные ценности актуализируются силой Святого Духа через Божественную Евхаристию и соделывают нас участниками всего того, что совершил Господь, Его учения, Его страданий, Его смерти, Его Воскресения и Его второго и страшного пришествия, которое тоже вне исторического календаря и тоже актуализируется через совершение Святой Евхаристии.

Поэтому, когда мы приходим в храм, мы не просто учимся, хотя и это происходит — храм всегда был школой благочестия, — но в первую очередь силой благодати Божией через Таинство Святой Евхаристии мы соединяемся с Господом, с вечностью, со всем тем, что было в прошлом, что есть сейчас и что будет в будущем. Мы действительно выходим на иной уровень человеческого бытия, который только и возможен в Церкви, через ее святые Таинства.

Сегодня мы переживаем непростое время, но простых времен вообще-то не бывало никогда. Каждое время несло свои вызовы, свои проблемы, и потому только те, кто умел всё это воспринять правильно, и выходили победителями из исторических катаклизмов, сложнейших и опаснейших. И глад, и мор, и войны, и междоусобные брани — чего только не было! Вот для того чтобы мы как страна, как народ имели надежду на то, что пройдем благополучно через все мировые кризисы, мы должны обязательно хранить веру в сердце. Мы должны всенепременно хранить связь с Богом через молитву, через участие в Таинствах. Для нас это всё не прошлое, не то, что ученые, изучающие филологию, называют плюсквамперфект, то есть время, которое давно прошло и не имеет отношения к настоящему. Это реальность нашей жизни. И да поможет нам Господь сохранять веру, которая соединяет нас с Господом, со святыми апостолами, сознавать, что это не прошлое, а настоящее и будущее, и строить свои отношения с ближними и дальними, строить, если хотите, свою политику именно с учетом того великого духовного наследия, которым мы обладаем.

Молитвами святых первоверховных апостолов Петра и Павла, покровителей града Петрова, да хранит Господь Санкт-Петербург, землю Русскую и всю нашу Церковь. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5943698.html

ПРИХОЖАНЕ ХРАМА ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ В БОГОРОДСКОМ НАВЕЩАЮТ ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «МАЯК»

Священники из богородского храма Преображения Господня уже много лет подряд регулярно навещают Центр содействия семейному воспитанию «Маяк». Они осуществляют духовное попечение — окормляют живущих там ребятишек и персонал, ухаживающий за ними.

Следует пояснить, что само это учреждение предназначено для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики. Несколько дней назад протоиерей Сергей Субботин в очередной раз совершил таинство крещения в корпусе по Открытому шоссе, дом 29, корп. 12. В этот раз крестили пятерых малышей в возрасте от двух месяцев до года. Крёстными мамами для них стали сотрудницы Центра. Это тоже уже вошло в традицию.

Рассказала об этом директор ЦССВ «Маяк» Людмила Музякова. «У нас ребята воспитываются до достижения 18 лет, — уточнила она, — а попадают сюда детки разного возраста, нередко принимаем и новорожденных. И каждого ребёночка батюшка обязательно крестит…».

Руководительница «Маяка», как и её коллеги, считает, что делать это необходимо. Даже врач-невропатолог Центра Татьяна Азарова, сама женщина верующая, убеждена, что небесное покровительство должно помогать воспитанникам. Ведь всем хочется, чтоб и здоровье у них стало крепче, и реабилитация шла успешнее, и новая семья нашлась…

Такими же соображениями руководствовались сотрудники «Маяка», когда в сентябре 2016 года пригласили отца Сергия из богородского храма освятить новый корпус по Лосиноостровской, дом 29, стр. 1. Там поселились детки постарше. К ним тоже регулярно приходит батюшка и молодые прихожане. Они как волонтёры занимаются с детьми, играют, развлекают их. По выходным сопровождают в воскресную школу. Перед Пасхой и Рождеством обычно проводят мастер-классы, мастерят всякие поделки. Когда нужно — помогают выезжать на экскурсии.

Такая помощь дополняет собственную достаточно насыщенную программу. Ведь с детьми с особыми возможностями здоровья работа проводится по индивидуальным планам. Обязательно учитывается их медицинский диагноз и индивидуальные возможности. Для ребят устраиваются праздники и развлечения силами сотрудников. Кроме того, в Центр приглашаются творческие коллективы и аниматоры, осуществляются выезды на детские спектакли и другие мероприятия.

Независимое издание «Сокольники и весь Восточный округ»

14 августа 2018
ПОДРОБНЕЕ

Малое освящение храма на Салтыковской улице

Во вторник, 14 мая, управляющий Восточным викариатством, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон совершил малое освящение храма в честь Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосино.

С 2014 года на этой территории находится временный храм в честь свв. Бориса и Глеба, вокруг которого формируется приход. В 2015 году начались строительные работы по главному храму.

На Пасху 2019 года в храме было совершено первое богослужение. Собралось такое множество людей, что не все смогли поместиться в новом храме, который рассчитан всего на 200 человек. Это один из первых проектов Программы строительства православных храмов в Москве, сегодня подавляющее большинство новых храмов по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла строятся на 500 и более человек.

15 мая 2019
ПОДРОБНЕЕ

Состоялся благотворительный хоккейный матч в поддержку врачей больницы свт. Алексия

12 января 2022 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла на ГУМ-катке на Красной площади состоялся благотворительный хоккейный матч в поддержку врачей больницы святителя Алексия, митрополита Московского. На льду встретились команды ЛХК «Преображение» Отдела по делам молодежи Московской епархии и ЛХК «Димитрий Донской» молодежной сборной Салаватской епархии.

Е.В. Драгунова, председатель Комитета общественных связей и молодежной политики г. Москвы, обращаясь к игрокам и болельщикам, пожелала всем хорошей игры, отметив, что победа не важна, важно то, что мы все вместе, что Москва — город неравнодушных людей, и сегодняшняя дружеская встреча хоккейных команд носит, в том числе, и благотворительный характер. После чего произвела торжественную церемонию с вбрасыванием шайбы.

А.И. Семенов, руководитель Центра артроскопии и спортивной травмы больницы святителя Алексия, выразил благодарность организаторам и участникам благотворительного хоккейного матча «Рождественские подарки врачам» за то, что их работу ценят и помнят в эти непростые времена.

Матч завершился со счетом 7:6 в пользу ЛХК «Димитрий Донской». Но для команд это скорее формальность, поскольку главной целью игры было общение и начало доброй традиции подобных дружеских встреч на льду.

Протоиерей Кирилл Сладков, капитан команды ЛХК «Преображение», председатель Отдела по делам молодежи Московской епархии, поздравил всех с праздником Рождества Христова. Он выразил благодарность врачам и всему медицинскому персоналу, которые стоят на первой линии борьбы с коронавирусной инфекцией, и поблагодарил епископа Салаватского и Кумертауского Николая, капитана команды ЛХК «Димитрий Донской», за помощь в организации и проведении матча.

Спортивное мероприятие приехали поддержать звезды российской эстрады: Стас Море, поэт, музыкант, посол XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов, финалист международного конкурса «Новая волна»; иеромонах Фотий (Мочалов), победитель телепроекта «Голос»; Леонид Бахталин, солист театра «Московская оперетта», а также Оперного центра Галины Вишневской и Москонцерта; Александр Демидов, композитор, дирижер и мультиинструменталист; Елена Комарова, композитор, создатель и художественный руководитель фолк-группы «Калина Фолк»; Дмитрий Певцов, советский и российский актер театра и кино, депутат Государственной Думы; Алена Бабенко, российская актриса театра, кино и телевидения, кинопродюсер, заслуженная артистка Российской Федерации.

Информационный источник: http://moseparh.ru/na-krasnoj-ploshhadi-proshel-blagotvoritelnyj-xokkejnyj-match-v-podderzhku-vrachej-bolnicy-svyatitelya-aleksiya.html

13 января 2022
ПОДРОБНЕЕ

Святейший Патриарх освятил храм Введения Пресвятой Богородицы в Вешняках

13 сентября 2020 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы (395-408), день перенесения мощей блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев (1992) (переходящее празднование в воскресенье перед 6 сентября по старому стилю), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы (Рождественское благочиние Восточного викариатства Московской городской епархии) и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Его Святейшеству сослужили: епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, управляющий Восточным викариатством, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служениюепископ Наро-Фоминский Парамон, управляющий Северным и Северо-Западным викариатствами, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Дасаев, благочинный Воскресенского округа, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках г. Москвы; архимандрит Алексий (Туриков), секретарь Святейшего Патриарха; протоиерей Максим Кравченко, настоятель Введенского храма в Вешняках г. Москвы; иеромонах Пантелеимон (Алешин), руководитель секретариата Восточного викариатства, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Кускове г. Москвы; столичное духовенство.

В храме присутствовали: председатель Комитета по международным делам Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий; депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве В.И. Ресин; префект Восточного административного округа г. Москвы Н.В. Алешин; глава управы района Вешняки г. Москвы Е.Д. Щербачев; благотворители и строители нового храма. 

Богослужебные песнопения исполнил хор Данилова ставропигиального монастыря (регент Г.Л. Сафонов). 

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по строительству храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках, Патриаршего подворья г. Москвы протоиерей Максим Кравченко, настоятель означенного храма, был удостоен права ношения наперсного креста с украшениями. 

Проповедь перед причастием произнес священник Сергий Зеленов, клирик Введенского храма в Вешняках г. Москвы.

По окончании богослужения настоятель храма протоиерей Максим Кравченко приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству евхаристический набор — чашу, дискос и звездицу.

Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил настоятеля храма протоиерея Максима Кравченко за труды.

«Хотел бы сердечно поблагодарить Вас, отец настоятель, за сегодняшнее богослужение, за многое, что было сделано в этом храме. Рад видеть этот храм в том виде, в каком он сейчас предстает передо мной, — сказал Святейший Владыка. — Но больше радуюсь тому, что здесь собирается народ Божий. Дай Бог, чтобы среди этого народа было побольше молодежи и детей, потому что будущее Церкви будет во многом зависеть от того, как мамы и папы будут приводить своих детей в храм Божий. И даже не только будущее Церкви, а будущее страны. Поэтому призвание детей и молодежи к церковной жизни является нашей общей огромной ответственностью. Очень надеюсь, что в этом благоустроенном храме, в этом замечательном приходе будет и дальше продолжаться работа, направленная на то, чтобы как можно больше людей юного возраста и молодого поколения присутствовали в храме на богослужении». 

В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх Кирилл передал список Донской иконы Божией Матери.

Во внимание к помощи в строительстве храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы Святейший Патриарх Кирилл наградил медалью ордена святого благоверного князя Даниила Московского префекта Восточного административного округа г. Москвы Н.В. Алешина, заместителя председателя Комитета государственного строительного надзора г. Москвы С.Н. Игнатьева и главу управы района Вешняки г. Москвы Е.Д. Щербачева.

Ряд благотворителей и участников строительства храма были удостоены Патриарших грамот.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5690683.html

14 сентября 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up