Патриаршая проповедь после Литургии в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь после Литургии в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга

Опубликовано: 12 июля 2022

Категории: Новости, Патриарх

12 июля 2022 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в историческом императорском соборе апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. По окончании Литургии Святейший Владыка произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый господин губернатор! Дорогие представители государственной власти! Отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с праздником сего града, града святого Петра, с престольным праздником исторического кафедрального собора Петербурга, находящегося здесь, в крепости, откуда и пошел Петербург, с днем памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла!

В сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 16:13-19), посвященном апостолам, содержится очень важный сюжет, который, при правильном понимании, может многое нам открыть. А речь шла вот о чем. Господь спрашивает Своих учеников: а за кого Меня почитают люди? Ведь толпы ходили, и Спаситель спрашивает: а за Кем они ходят? Почему они за Ним ходят? Апостолы стали перечислять: кто-то Тебя почитает за Иоанна Предтечу, кто-то за Илию Пророка, который жил за сотни лет до того, за Иеремию, за других пророков. Мол, кто-то из великих пророков и явился в образе этого Человека, потому что кто может творить такие чудеса, кто может говорить такие слова, кроме как пророк? Люди связывали личность Господа и Спасителя с историческими ветхозаветными пророками, и это было в каком-то смысле логично, все оставалось в парадигме Ветхого Завета. Но, понимая так пришествие Спасителя, люди не открывали для себя самое главное.

Когда же Господь спросил апостолов: ну, а вы за кого Меня почитаете? — последовали слова апостола Петра: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Наверное, эти слова всех поразили. И Господь говорит Петру: ты сказал это не потому, что тебе так сказали плоть и кровь твоя, то есть не по памяти, не в силу своего образования или каких-то знаний. Ни по каким причинам, которые формируют мышление человека и обостряют его память, сказать это было невозможно. Почему? Да потому что ты, Петр, получил это откровение свыше.

И ведь действительно, так оно и произошло. Апостол Петр исповедовал Иисуса, своего Учителя, Мессией, Господом и Спасителем. Это было что-то совершенно невероятное. Нам с вами сейчас и не понять всей неожиданности этого исповедания, так выпадающего из общепринятой картины религиозной жизни. Ведь иудеи ждали Мессию, и вдруг простой человек говорит: да ты и есть Сын Божий, Мессия, то есть Избавитель мира!

Исповедание апостола Петра легло в основу всей дальнейшей христианской истории. И мы с вами как продолжатели апостола Петра свидетельствуем миру, что Иисус есть Господь, пришедший в мир две тысячи лет назад. Не великий мыслитель, как о том могут писать в умных толстых книгах; не религиозный деятель, обладавший особой силой внушения, а Сын Божий, Сам Господь, явившийся в мир. И потому вслед за апостолом Петром поколения и поколения христиан повторяют: Ты Сын Божий, Избавитель мира.

И ведь не всегда свидетельство о том, что Господь есть Мессия, обетованный пророками Ветхого Завета, было спокойным и безопасным. Напротив, на протяжении большей части истории это свидетельство сопровождалось очень большими рисками. Что было во времена господства языческих культов, хорошо известно; гонения продолжались и на окраинах Римской и Византийской империй, где христианство соприкасалось с другими религиями. Но, наверное, никогда не было так опасно проповедовать слово Божие, как в нашем Отечестве, которое вошло в совершенно нелогичное состояние полного разрыва с Богом и Церковью в связи с революцией, произошедшей не где-то там, а здесь, в этом городе.

И потому с особым чувством я и, думаю, многие из вас возносили сегодня молитву ко Господу. Потому что свидетельство о том, что Иисус есть Сын Божий, Мессия, Спаситель, мы с вами, люди XXI века, повторяем в совершенно иных исторических, культурных и политических условиях. Что же это означает? А для того чтобы понять, что это означает, давайте напряжем память и попытаемся вспомнить, какое интеллектуальное, духовное или иное открытие древности до сих пор для нас актуально. Ответ: никакое. Да, в школах, университетах мы изучаем, в том числе, творения древних греческих и римских философов, нам это интересно, но это всё неактуально, мы не живем теми идеями, теми мыслями, которые будоражили мир, которые считались пиком интеллектуального развития человечества. Всё в прошлом, всё предмет истории, археологии и прочих наук, изучающих прошлое. А весть, которую нам принес Господь, — это не исторический сюжет, который изучается как далекое прошлое. Почему? Да потому что Господь Слово Свое, мысль Свою, проповедь Свою реально актуализирует всякий раз, когда мы собираемся для совершения Святой Евхаристии. Мы называем Евхаристию Таинством воспоминания, но ведь речь не о ментальном воспоминании, — мы наслаждаемся пиром веры, мы сердцем и разумом чувствуем совершение Таинства. А Таинство — это и есть то, что актуализирует прошлое, что делает его реальностью и что, собственно говоря, стирает границу между прошлым и настоящим, и не где-то, не в фантазиях, а в реальной жизни Церкви. Потому что Церковь вчера и сегодня и во веки — та же самая. И в нашей с вами общине апостолы, первые святые, исповедники и мученики чувствовали бы себя так же, как мы чувствуем. Может быть, только удивлялись одеждам, что-то, конечно, изменилось, но ведь в главном всё то же самое!

Через Божественную Евхаристию Господь является нам, и это так важно сегодня, очень важно, потому что мир очень быстро меняется. Иногда эти перемены к лучшему, когда речь идет о научно-техническом развитии, которое дарит человеку новые машины, оборудование, некие системы, которые облегчают его труд, его жизнь. Но одновременно это развитие несет в себе определенные трудности, проблемы, а главное, опасности. И если наш высокотехнологичный мир превратится в мир языческий, то у него нет будущего. Это проистекает из примера того самого языческого общества, развитого, образованного, высокоинтеллектуального. Где оно? Его нет; более того, оно рухнуло так, что никакого реального преемства у него не было, кроме как в Церкви, которая, впитав в себя определенную мудрость прежних веков, преломила ее через христианское послание и передала последующим поколениям. И только Церковь до скончания века актуализирует каждому последующему поколению жизнь, проповедь, страдание, смерть и Воскресение Господа и Спасителя, как это происходит всякий раз, когда мы совершаем Евхаристию и когда мы не ментально вспоминаем об этом событии, но реально становимся его соучастниками. В этом и есть сила Церкви.

Церковь не только совершает Евхаристию — она проповедует, она учит людей жить по Божиим законам, она предлагает систему нравственных ценностей, которые испытаны веками и отклонение от которых приводило людей и целые цивилизации к тяжелейшим последствиям. Но всякий раз, как в прошлом, так и сегодня, когда Церковь настаивает на необходимости жить по Божиим заповедям и Божиим законам, очень многие на все это смотрят сверху вниз: «Ну, чему вы нас учите? У нас компьютеры, мы на пике прогресса, наше общество развивается на научно-технологических основах. А там, в Церкви, что происходит?» А в Церкви происходит самое главное — в Церкви живет Христос, в Церкви все подлинные ценности актуализируются силой Святого Духа через Божественную Евхаристию и соделывают нас участниками всего того, что совершил Господь, Его учения, Его страданий, Его смерти, Его Воскресения и Его второго и страшного пришествия, которое тоже вне исторического календаря и тоже актуализируется через совершение Святой Евхаристии.

Поэтому, когда мы приходим в храм, мы не просто учимся, хотя и это происходит — храм всегда был школой благочестия, — но в первую очередь силой благодати Божией через Таинство Святой Евхаристии мы соединяемся с Господом, с вечностью, со всем тем, что было в прошлом, что есть сейчас и что будет в будущем. Мы действительно выходим на иной уровень человеческого бытия, который только и возможен в Церкви, через ее святые Таинства.

Сегодня мы переживаем непростое время, но простых времен вообще-то не бывало никогда. Каждое время несло свои вызовы, свои проблемы, и потому только те, кто умел всё это воспринять правильно, и выходили победителями из исторических катаклизмов, сложнейших и опаснейших. И глад, и мор, и войны, и междоусобные брани — чего только не было! Вот для того чтобы мы как страна, как народ имели надежду на то, что пройдем благополучно через все мировые кризисы, мы должны обязательно хранить веру в сердце. Мы должны всенепременно хранить связь с Богом через молитву, через участие в Таинствах. Для нас это всё не прошлое, не то, что ученые, изучающие филологию, называют плюсквамперфект, то есть время, которое давно прошло и не имеет отношения к настоящему. Это реальность нашей жизни. И да поможет нам Господь сохранять веру, которая соединяет нас с Господом, со святыми апостолами, сознавать, что это не прошлое, а настоящее и будущее, и строить свои отношения с ближними и дальними, строить, если хотите, свою политику именно с учетом того великого духовного наследия, которым мы обладаем.

Молитвами святых первоверховных апостолов Петра и Павла, покровителей града Петрова, да хранит Господь Санкт-Петербург, землю Русскую и всю нашу Церковь. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5943698.html

Концерт колокольных звонов

Ежегодно в Москве в рамках «Пасхального фестиваля» (художественный руководитель – Валерий Гергиев) проходят концерты колокольных звонов. Храм Воскресения Христова в Сокольниках уже много лет является одной из концертных площадок.

25 апреля окрестности района Сокольники оглашались различными трезвонами, причудливыми мелодиями и трелями колоколов. Открыл концерт настоятель нашего храма протоиерей Александр Дасаев, приветствуя участников и слушателей концерта колокольного звона.

В программе прозвучали выступления профессиональных звонарей из разных городов России и Белоруссии:

Г.Светлаков и И.Карачев «Уральский вальс» (Екатеринбург);
К.Лютиков «Встречный Спиридоновский звон» (Екатеринбург);
Д.Дурандин «Волжский Костромской звон» (Кострома);
В.Котельников «Алексеевский звон» (Москва);
К.Горин «Одигитриевский звон» ( Смоленск);
О.Блохина «Подмосковный праздничный звон» ( Клин);
Л. Лебедев «Егорьевский звон в ростовской традиции» (Казань);
Э.Правоторов «Вальс колоколов» (Тверь);
Е.Корнуснов «Воскресный трезвон» (Набережные Челны);
Ю.Коренман «Будничный звон» (Витебск);
И.Турчинович «Всенощный звон» (Витебск);
К.Инок «Александровский звон» (Витебск);
М. Капранов «Петербургский звон» (Санкт-Петербург);
А.Иванов «Встречный звон» (Санкт-Петербург);
В.Маловечкин «Никольский звон» (Омск);
В.Волконский Софийский звон» (Великий Новгород).

Торжественные, плавные, мелодичные, легкие и по-древнему звучные и строгие — совершенно разные звоны, порадовали слушателей концерта и снова и снова возвестили главную весть нынешних дней — Христос Воскрес!

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Воскресения Христова в Сокольниках

26 апреля 2023
ПОДРОБНЕЕ

ОБУСТРОЙСТВО НОВЫХ ХРАМОВ В СОКОЛЬНИКАХ

Начались работы по благоустройству многострадальной церкви, а именно переданного месяц назад Русской Православной Церкви храма Смоленской иконы Божией Матери на улице Короленко.

С помощью прихожан Патриаршего Подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках уже освобождены помещения, пригодные для совершения богослужений. Доставлены в разобранном виде составные части иконостаса: царские и диаконские врата, иконы местного ряда, праздников, Святой престол и жертвенник с облачением. Приобретено всё необходимое для совершения Божественной Литургии и поддержания полноценной Богослужебной жизни храма. До окончания Великого Поста запланирован косметический ремонт помещений, монтирование иконостаса, установка престола и жертвенника.

храм равноап. Марии Магдалины

Также силами прихожан активно идет обустройство храма равноап. Марии Магдалины в одном из корпусов бывшего Сокольнического отделения Городского Работного дома на территории Подворья. Необходимость в нём появилась после того, как выяснилось, что капитальный ремонт и реставрацию храма Рождества Иоанна Предтечи с нижним приделом невозможно совместить с богослужебной деятельностью. В настоящий момент завершается отделка, происходит монтаж освещения.

19 марта 2018
ПОДРОБНЕЕ

Молодежь района Богородское посетили выставку

В воскресенье 29 октября участники молодежного объединения «Феникс» при храме Преображения Господня в Богородском посетили выставку фестиваля «Видеть и слышать».

Ребята присоединились к экскурсии и узнали о развитии богатой традиции церковного искусства: создании икон, фресок, мозаик, пластики, витражей; из уст автора услышали о процессе создания мозаики.


Выставка работает до 4 ноября.
Московский Дом Художника
г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д. 11, стр. 1
@art_in_church

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Преображения Господня в Богородском

30 октября 2023
ПОДРОБНЕЕ

СЕМЁНОВСКАЯ МОЛОДЕЖЬ В ГОРОДЕ ЛЕТОМ: РАСПИСАНИЕ НА ИЮНЬ

Екатеринински молодёжный центр — объединение храма Воскресения Христова на Семеновской — приглашает всех желающих принять участие в выездных встречах всех, кто был вынужден остаться в городе летом.

Предварительное расписание мероприятий на июнь:

 

10 июня (воскресенье), 13:00 — дружеская встреча с подвижными играми, пикник.
Место проведения: музей-заповедник «Измайлово», построенный при первых царях семейства Романовых. Посещение Храма Покрова Пресвятой Богородицы.

24 июня (воскресенье), 14:00 (время примерное, будет сообщено накануне мероприятия):
Пешая экскурсия по парку Борисовские пруды. Посещение Храма Троицы Живоначальной в Орехово-Борисово. Экскурсию проводит прихожанка Храма в Орехово-Борисово, Светлана.

30 июня (суббота), 19:30 Молодежная велопрогулка по вечерней Москве.
Место встречи: выход из метро Семёновская, возле велопроката.

Продолжает работу еженедельный Евангельский кружок по воскресеньям в 18:00 в помещении Воскресной школы на втором этаже: 3, 10, 17 и 24 июня.

5 июня 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up