Патриаршая проповедь после Литургии в Андреевском кафедральном соборе г. Геленджика — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь после Литургии в Андреевском кафедральном соборе г. Геленджика

Опубликовано: 28 июня 2022

Категории: Новости, Патриарх

26 июня 2022 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Андреевского кафедрального собора г. Геленджика и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем апостольском чтении (Рим. 2:10-16) мы находим слова, которые заставляют задуматься об их смысле. Апостол говорит о язычниках, о тех, кто был лишен Божественного Откровения, кто жил вне русла духовности и веры, определяемых законами Ветхого Завета, то есть словом Божиим. И вот, размышляя об участи язычников, апостол написал нечто совершенно неожиданное для всех тогдашних последователей Спасителя. Он пишет, что добрые дела, которые хранятся в сердцах этих язычников, вот они-то и помогут им оправдаться пред Господом. В самом деле, было бы, наверное, какой-то космической несправедливостью, если бы все люди, жившие до Христа, не наследовали Царства Божия и вообще были обречены на духовную гибель. Ведь многие поколения людей не сподобились жить после прихода Спасителя, не сподобились быть в Его Церкви, но они совершали добрые дела, и этими добрыми делами они, по слову апостола, и оправдались пред Господом.

Но мы, христиане, помимо добрых дел, которых у нас набирается не так уж много, имеем совершенно особую силу, которая нас спасает. Мы верим, что в ответ на нашу веру и, очень желательно, в ответ на добрые дела, нас спасают не сами дела (потому что они ничтожны пред лицом Божиим, даже если нам кажется, что они велики), но нас спасает благодать Божия: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2:8-9). Вот эту силу благодати через Спасителя, через Его крестную смерть, через Его страдания, через искупление Им вины человеческой пред Богом мы и обретаем. Именно эта благодать, а не что иное, нас спасает.

Мы получаем благодать в Церкви и через Церковь, через общину верующих, которая связана непрерывной цепью иерархического рукоположения с самими апостолами. В этой апостольской общине сегодняшнего дня, которая содержит в себе все спасительные духовные характеристики общины первых христиан, мы с вами и получаем спасение. Ну, а где же собирается христианская община? Когда в Римской империи были гонения, верующие собирались в катакомбах, в подземельях, точнее в подземных кладбищах, для того чтобы никто не видел, не слышал, не мог донести. Потому что христиане подвергались жесточайшим гонениям, каждый должен был доносить на христиан, а всякий правитель должен был подвергать их пыткам, чтобы они отказались, от своих, как считали тогдашние правители, заблуждений, а если они не отказывались, — очень жестоко убивать. Не просто отсечением главы, так казнили только римских граждан, но подвергать чудовищным пыткам и умерщвлять за Христа. В той самой Церкви — Церкви, которая восприняла слово Божие от Самого Спасителя, которая передает это Божественное слово и Божественную благодать из поколения в поколение, — мы с вами и присутствуем через Таинство крещения, а через Таинство причащения Тела и Крови Господней соединяемся с Самим Господом и становимся по благодати Его Телом.

Где же собирается ныне эта община верующих? Где Тело Христово являет Себя, когда совершается Таинство Евхаристии? Это Таинство совершается в Божиих храмах. Конечно, во времена гонений где только ни совершали это святейшее Таинство наши благочестивые предки. А сегодня для того, чтобы его совершить, строятся прекрасные великолепные храмы, которые являют видимым образом торжество веры Христовой. Веры, которая дошла до нашего времени, несмотря ни на какие исторические перипетии, несмотря ни на какие жертвы и страдания. И как же замечательно, что и сегодня мы совершили Божественную Евхаристию в этом новом прекрасно построенном храме, который является в первую очередь свидетельством веры всех вас, но особенно тех, кто принял на себя инициативу построить храм Божий, кто вложил свои материальные средства, кто оказывал всестороннюю поддержку, для того чтобы храм был во благовремении построен и явил всем нам свою неземную красоту.

Если сегодня где-нибудь в странах так называемого просвещенного Запада сказать, что в России мы строим храмы, то люди, не знакомые с нашей жизнью, не поверят. Потому что сегодня христианские храмы там, на просвещенном Западе, закрываются или перепрофилируются. Например, в мечети, поскольку мусульманские общины хранят веру, и им нужны места для молитвы; вот тамошние христиане и продают мусульманам свои храмы. Но и это не самое худшее, потому что храмы иногда продают городским властям, а потом там устраивают разного рода пиршества, собрания, не имеющие ничего общего с Церковью, все то, что пожелает светское обезбоженное общество и что никак не касается духовной жизни. Мы никого не осуждаем, Бог с ними. Но это очень плохой признак, когда человек, общество и государство отказываются от веры, когда вместо веры навязывается некий эрзац, подделка, чтобы создать видимость благополучия и счастья. Говорю это не для того, чтобы кого-то осудить, но хочу, чтобы мы все поняли, какое же благословение над нашей страной и над нашим народом, что мы, пройдя путем страшных, не имевших места в истории гонений, многократно превосходивших гонения первых веков, сохранили веру. А далее явилось чудо Божие — дети вчерашних атеистов, став людьми зрелыми, о многом поразмыслив, нашли путь к храму Божию и сегодня воспитывают в вере своих детей и внуков. И нам нужны Божии храмы. Мы — один из немногих народов, у которых осталась эта потребность. Вот мы и будем сохранять эту потребность, будем сохранять нашу веру, потому что без веры не может быть никакой потребности в Божиих храмах.

Хотел бы поблагодарить всех, кто здесь, на Кубанской земле, многое делает для того, чтобы возводились Божии храмы. Поблагодарить духовенство, которое многое делает для того, чтобы сохранялась вера в людях. Вообще, духовный климат Кубани во многом служит примером, потому что здесь по мере возможности сохраняется, с опорой на замечательную культурную традицию кубанского казачества, тот уклад жизни, в котором центральное место занимает вера в Господа. И, обращаясь к вам, дорогие жители Кубани, хочу еще и еще раз сказать: храните это сокровище, завещанное вашими героическими предшественниками, вашими предками, — веру православную, воспитывайте в ней своих детей и внуков и помните, что именно вера есть сердцевина всех других добродетелей, в том числе любви к Отечеству и к родному краю. Хотел бы еще раз поблагодарить владыку Феогноста и всех, кто трудился над строительством сего нового храма. Призываю Божие благословение на землю Кубанскую, на всех вас, на местные власти, на приходских активистов, вообще на всех тех, кто сознательно хранит веру и замечательные традиции благочестивого народа Кубани.

А сейчас хотел бы в память о сегодняшнем богослужении преподнести для этого святого храма образ преподобного Герасима Болдинского. Преподобный Герасим жил в XVI веке на древней Смоленской земле, с которой связаны почти 25 лет моей архиерейской жизни. Покидая Смоленск, я взял с собой этот образ с частицей мощей. Хотел подарить в какой-нибудь храм, но как-то рука не поднималась — все-таки значительная часть жизни была связана со смоленскими обителями, с преподобным Герасимом. Но когда узнал, что есть возможность прибыть в этот храм, то подумал, что этот преподобный ликом своим будет действительно на подобающем месте, потому что такие выдающиеся угодники Божии, как Герасим Болдинский, реально соединяют нас со Святой Русью, со всей великой традицией нашего русского православного благочестия. И пусть каждый, кто приходит и прикладывается к образу преподобного Герасима в этом новом храме, помнит, что нам с вами не десять, не двадцать, не пятьдесят и даже не сто лет — мы из той глубины, в которой жили, трудились и молились великие подвижники земли Русской, и мы — их наследники. Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Герасима, Болдинского чудотворца, да хранит Господь сей град и сей вновь построенный храм — свидетель веры русских людей XXI века. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5940126.html

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ — НЕ ДЕНЬ ДЛЯ РАЗБОРОК!

В Прощеное воскресенье (в 2017 году оно будет 26 февраля), накануне Великого поста в храмах служится вечерня с чином прощения. В этот день принято у всех знакомых просить прощения и всех прощать. А если не получается от души — надо через силу? Не ведет ли это к лицемерию, формализму? О месте и смысле чина прощения в церковной традиции, о том, как подготовиться к Прощеному воскресенью, рассказывает иерей Николай ПЕТРОВ, клирик храма Святого благоверного царевича Димитрия (Москва).

— Прощеным это воскресенье называется не только потому, что после вечерни происходит чин прощения. Уже на литургии утром в евангельском чтении говорится о прощении: «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14-15). Сам чин прощения появляется впервые в русских обиходниках и соборных чиновниках только в XVI веке. Возможно, его основой послужила практика Иорданского монастыря, описанная в житии преподобной Марии Египетской, которое читается Великим постом. Но эта практика была исключительной, потому что ни в древних типиконах (уставах), ни в современном типиконе, ни в Триоди постной (богослужебной книге поста) мы этого чина не находим.
Вечерня Прощеного воскресенья — это первая служба Великого поста, ведь в Церкви день начинается с вечера. Ее последование немногим отличается от вечерни среды или пятницы Сырной седмицы, на которых уже делаются земные поклоны и читается молитва Ефрема Сирина, — просто на них мало кому удается прийти. Различий несколько: открываются царские врата, меняются облачения священников и убранство храма на черный и звучит великопостный «великий прокимен»: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю…», выражающий, по слову протоиерея Александра Шмемана, главное настроение первых дней Поста — светлую печаль: «таинственную смесь отчаянья и надежды, тьмы и света» для человека, слабого отрока, безвольного раба, стремящегося в Царство Божие, но ощущающего себя изгнанным из него. Светлая печаль — потому, что одновременно с осознанием греховности возникает и покаяние как путь к возрождению, обновлению души. Не случайно в одном из песнопений Триоди постной пост сравнивается с весной — «возсия весна постная». Только в начале весны бывает такой холодный свет, такой прозрачный воздух, и мне кажется, он очень соответствует духовному переживанию начала Поста — чистоте, трезвенности, что передается всем богослужебным строем Поста — тихие строгие распевы, темные облачения, мерные поклоны. Весна — это обновление жизни, обновление духа, но «весна душам» начинается прикровенно в самой глубине, как и в природе ранняя весна, которая наступает в это время: зримых изменений вроде нет, но уже день стал длиннее, и тьма отступает.
Вечерня Прощеного воскресенья открывает время, когда каждый может почувствовать себя немного монахом: начинаются длинные службы, земные поклоны, постная пища, чтение святоотеческих поучений. И сам чин прощения, который миряне совершают на богослужении раз в год, в монастырях принято совершать ежедневно на повечерии. Начать новый день нужно с чистой совестью. Так же и начать Великий пост — очистив свою душу от груза обид, непонимания, размолвок с другими, чтобы можно было спокойно сосредоточиться на себе, своих отношениях с Богом, по слову Христа: «Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу» (Лк. 12: 58).
После вечерни настоятель храма обращается к народу со словом, в конце которого первый просит прощения. Здесь в каждом храме могут быть свои традиции, но, как правило, священство храма выходит с крестами, и прихожане поочередно подходят сначала к ним, а потом друг ко другу со словами «Простите меня» и ответом «Бог простит, и я прощаю». Хор в это время поет обычно песнопения подготовительных дней к Великому посту, такие, как «Покаяния отверзи ми двери», а в некоторых храмах и Пасхальные стихиры, как бы указывая ту цель, к которой мы начинаем путь.
И даже если вы никого на приходе не знаете, все равно очень важно сходить на эту службу, чтобы почувствовать атмосферу наступающего Великого поста и начать свое покаяние просьбой прощения у священника.
Чин прощения повторяется Великим постом еще несколько раз: первые четыре дня первой седмицы, когда читается канон Андрея Критского, но не целиком, когда все просят прощения друг у друга, а кратко — настоятель храма в конце службы говорит: простите меня, отцы и братья, и делает земной поклон, на который верующие также отвечают земным поклоном. И еще раз в более полном варианте чин прощения повторяется в Великую среду перед последней этим Постом Литургией Преждеосвященных Даров — перед наступающим Великим четвергом, Тайной вечерей и страстными событиями Великой пятницы. Об этом говорится в Постной триоди. Его смысл — также отложить все свои «земные попечения» и достойно подготовиться к службам, на которых мы будем проживать самые страшные и важные события истории мира.
Не раз мне приходилось слышать: разве в один день можно все всем простить или за все у всех попросить прощения? Не думаю, что здесь идет речь о прощении как о каком-то однократном вдруг принятом решении. Но главным в этот день должен стать вопрос: неужели я желаю кому-то погибели и наказания Божия — или, несмотря ни на что, желаю ему спасения и вечной жизни, хочу, чтобы Бог его простил, помиловал, несмотря на мои с ним, может быть, разногласия, может быть, зло, которое он мне сделал? И если я ему спасения не желаю, могу ли идти к Пасхе, когда, как говорит святитель Иоанн Златоуст в своем слове: «…все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!» А на выяснение отношений, попытки понять другого, его поступка иногда уходит вся жизнь.
Конечно, в этот день мы должны в первую очередь спросить себя: кому я сам причинил боль, вольно и невольно? С кем у меня немирные отношения и что я могу сделать для изменения этого? И в первую очередь просить от сердца прощения у наших близких. В храме, всем вместе, это сделать проще. Проще просить прощения и простить. Эту возможность, которой нельзя пренебречь, и дает нам Церковь в Прощеное воскресенье.

Подготовила Ирина ЛУХМАНОВА

Иерей Николай ПЕТРОВ родился в 1976 году в Москве. В 1999 году закончил МАТИ, в 2000 — ПСТГУ. Клирик храма бл. цар. Димитрия.  Преподаватель духовных основ милосердия в Свято-Димитриевской училище сестер милосердия, преподаватель ОПК в Свято-Димитриевской гимназии.

25 февраля 2017
ПОДРОБНЕЕ

СЕМИНАР ДЛЯ НАСТОЯТЕЛЕЙ СТРОЯЩИХСЯ ХРАМОВ МОСКВЫ

27 февраля 2018 года в актовом зале Домового храма св. мц. Татианы при МГУ прошел семинар для настоятелей строящихся храмов, организованный Информационной комиссией Епархиального совета Московской городской епархии по благословению председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, председателя правления Фонда «Поддержки строительства храмов г. Москвы» митрополита Рязанского и Михайловского Марка и во исполнение поручения Святейшего Патриарха Кирилла и постановлений Епархиального собрания.

На семинарах присутствовали настоятели строящихся храмов Москвы, их помощники и редакторы приходских сайтов. В Восточном викариатстве на данный момент девять храмов находятся в стадии строительства.

Обсуждались следующие вопросы:

  • создание информационного поля строящегося храма: информационных стендов, сайта храма, его страниц в социальных сетях, интернет-рассылки новостей прихожанам строящегося храма;
  • налаживание контактов с местными жителями и взаимодействие с организациями, которые могут оказать помощь как в строительстве храма, так и в организации общины;
  • новый порядок взаимодействия с подрядчиками и субподрядчиками;
  • реакции на действия «храмоборцев».

Перед присутствовавшими выступили:

  • председатель правления Фонда «Поддержки строительства храмов г. Москвы» митрополит Рязанский и Михайловский Марк;
  • председатель Информационной комисии Епархиального совета Московской городской епархии, настоятель Домового храма св. мц. Татианы при МГУ прот. Владимир Вигилянский;

Семинары проходили в формате обсуждения, настоятели и их помощники делились личным опытом работы. Например, настоятелям храмов было рекомендовано регулярно принимать участие в совещаниях местных органов власти, а приходам − активнее участвовать в жизни микрорайона, в котором строится храм. 

Четыре великопостных семинара 2018 года для настоятелей — продолжение цикла регулярных встреч для настоятелей, их помощников и редакторов приходских сайтов Московской епархии, начатого три года назад. 

Ближайшая встреча, запланирована на 6 марта 2018 год.

28 февраля 2018
ПОДРОБНЕЕ

Участие духовенства Восточного округа в культурно-просветительском проекте

6 декабря 2020 года, в день памяти благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия, по благословению председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органам епископа Клинского Стефана в Патриаршем соборе в честь Воскресения Христова — главном храме Вооруженных сил Российской Федерации на территории Военно-патриотического парка «Патриот» состоялась презентация Международного православного культурно-просветительского проекта «Александр Невский».

В мероприятии приняли участие председатель ДОСААФ города Москвы, капитан первого ранга В.И. Ниниченко, военный эксперт, капитан первого ранга В.К. Сивков, генерал-полковник А.Н. Бриндиков, председатель РОО «Московские суворовцы» Д.В. Нестеров, представители образовательных учреждений и социальных организаций столицы, сотрудники Министерства культуры РФ, ПАО «Россети», АО Альфа-Банк, служащие собора Воскресения Христова.

Координатор по межъепархиальным связям проекта «Александр Невский», клирик храма Преображения Господня на Преображенской площади священник Кирилл Киселев выступил с докладом «Святой благоверный князь Александр Ярославич — христолюбивый русский воин».

Далее состоялся показ фильма о IV Международном православном детско-юношеском хоровом фестивале «Александр Невский», который прошел в 2019 году в Угличе, Ярославле, Ростове Великом, Мышкине, Рыбинске, Переславле-Залесском.

В заключение с концертом духовной музыки выступил почетный хор проекта «Александр Невский» под управлением художественного руководителя проекта и хоровых фестивалей, председателя Ярославского регионального отделения Всероссийского хорового общества Алексея Корнева.

***

Международный православный культурно-просветительский проект «Александр Невский» был учрежден в 2017 году, после проведения в 2016 году в Переславле-Залесском первого одноименного музыкального фестиваля детско-юношеских хоров, в котором приняли участие около 400 человек из России, ближнего и дальнего зарубежья.

Учредителями проекта являются Общецерковный молодежный центр при храме святителя Николая Мирликийского Патриаршего подворья в с. Здехово Московской области в лице протоиерея Сергия Киселева и Благотворительный фонд «Достойно Есть» в лице президента И.Ф. Аристова. Проект посвящен 800-летию со дня рождения благоверного великого князя Александра Невского и реализуется под эгидой Патриаршего совета по культуре, при поддержке Фонда президентских грантов и активном участии органов государственной власти федерального и регионального значения.

В рамках проекта были организованы и проведены международные хоровые фестивали, исторические конференции, акции памяти, паломнические поездки, просветительские беседы в городах России и за рубежом.

Информационный источник: Храм Преображения Господня на Преображенской площади

9 декабря 2020
ПОДРОБНЕЕ

Концерт прошел в Черкизове

16 февраля 2025 года в воскресной школе храма пророка Илии в Черкизове прошёл концерт, посвященный 80-летию Великой Победы “…Листая прошлого страницы…”.

Праздничное событие подготовила мастер художественного слова, заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия), профессор Лариса Сергеевна Максимова. Выступали студенты Высшего театрального училища (Института) имени М.С. Щепкина при государственном академическом Малом театре России Валерия Сорокина, Константин Кирсанов, студенты киргизской студии, а также воспитанники Илиинской воскресной школы Иван Третьяков, Виктория Василенок и Анна Кашицына.

Были прочитаны стихотворения Роберта Рождественского “Концерт” и “Баллада о зенитчицах”, Юлии Друниной “Искра”, одного из поэтов погибших во время Второй мировой войны, Маргариты Алигер “Соната Моцарта” и Ольги Киевской “Баллада о матери”. Исполнялись любимые и давно ставшие народными песни “Журавли”, “Тёмная ночь”, “Смуглянка”.

Зрительный зал горячо приветствовал актеров, а после окончания концерта долго не хотел их отпускать бурными аплодисментами.

Удивительно ярко и трогательно были переданы смыслы заложенные в прозвучавшие произведения. Было ощущение действительного пребывания в представленных событиях, их живого восприятия, что вызывало искреннее сочувствие героям произведений”, — отметил директор Илиинской воскресной школы священник Димитрий Болычев.

 Фотоальбом: https://hramilii.ru/fotolenty/listaya-proshlogo-straniczy/

 Видеозапись: https://vkvideo.ru/video-21315142_456239351

19 февраля 2025
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up