Патриаршая проповедь после Литургии в Андреевском кафедральном соборе г. Геленджика — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь после Литургии в Андреевском кафедральном соборе г. Геленджика

Опубликовано: 28 июня 2022

Категории: Новости, Патриарх

26 июня 2022 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Андреевского кафедрального собора г. Геленджика и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем апостольском чтении (Рим. 2:10-16) мы находим слова, которые заставляют задуматься об их смысле. Апостол говорит о язычниках, о тех, кто был лишен Божественного Откровения, кто жил вне русла духовности и веры, определяемых законами Ветхого Завета, то есть словом Божиим. И вот, размышляя об участи язычников, апостол написал нечто совершенно неожиданное для всех тогдашних последователей Спасителя. Он пишет, что добрые дела, которые хранятся в сердцах этих язычников, вот они-то и помогут им оправдаться пред Господом. В самом деле, было бы, наверное, какой-то космической несправедливостью, если бы все люди, жившие до Христа, не наследовали Царства Божия и вообще были обречены на духовную гибель. Ведь многие поколения людей не сподобились жить после прихода Спасителя, не сподобились быть в Его Церкви, но они совершали добрые дела, и этими добрыми делами они, по слову апостола, и оправдались пред Господом.

Но мы, христиане, помимо добрых дел, которых у нас набирается не так уж много, имеем совершенно особую силу, которая нас спасает. Мы верим, что в ответ на нашу веру и, очень желательно, в ответ на добрые дела, нас спасают не сами дела (потому что они ничтожны пред лицом Божиим, даже если нам кажется, что они велики), но нас спасает благодать Божия: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2:8-9). Вот эту силу благодати через Спасителя, через Его крестную смерть, через Его страдания, через искупление Им вины человеческой пред Богом мы и обретаем. Именно эта благодать, а не что иное, нас спасает.

Мы получаем благодать в Церкви и через Церковь, через общину верующих, которая связана непрерывной цепью иерархического рукоположения с самими апостолами. В этой апостольской общине сегодняшнего дня, которая содержит в себе все спасительные духовные характеристики общины первых христиан, мы с вами и получаем спасение. Ну, а где же собирается христианская община? Когда в Римской империи были гонения, верующие собирались в катакомбах, в подземельях, точнее в подземных кладбищах, для того чтобы никто не видел, не слышал, не мог донести. Потому что христиане подвергались жесточайшим гонениям, каждый должен был доносить на христиан, а всякий правитель должен был подвергать их пыткам, чтобы они отказались, от своих, как считали тогдашние правители, заблуждений, а если они не отказывались, — очень жестоко убивать. Не просто отсечением главы, так казнили только римских граждан, но подвергать чудовищным пыткам и умерщвлять за Христа. В той самой Церкви — Церкви, которая восприняла слово Божие от Самого Спасителя, которая передает это Божественное слово и Божественную благодать из поколения в поколение, — мы с вами и присутствуем через Таинство крещения, а через Таинство причащения Тела и Крови Господней соединяемся с Самим Господом и становимся по благодати Его Телом.

Где же собирается ныне эта община верующих? Где Тело Христово являет Себя, когда совершается Таинство Евхаристии? Это Таинство совершается в Божиих храмах. Конечно, во времена гонений где только ни совершали это святейшее Таинство наши благочестивые предки. А сегодня для того, чтобы его совершить, строятся прекрасные великолепные храмы, которые являют видимым образом торжество веры Христовой. Веры, которая дошла до нашего времени, несмотря ни на какие исторические перипетии, несмотря ни на какие жертвы и страдания. И как же замечательно, что и сегодня мы совершили Божественную Евхаристию в этом новом прекрасно построенном храме, который является в первую очередь свидетельством веры всех вас, но особенно тех, кто принял на себя инициативу построить храм Божий, кто вложил свои материальные средства, кто оказывал всестороннюю поддержку, для того чтобы храм был во благовремении построен и явил всем нам свою неземную красоту.

Если сегодня где-нибудь в странах так называемого просвещенного Запада сказать, что в России мы строим храмы, то люди, не знакомые с нашей жизнью, не поверят. Потому что сегодня христианские храмы там, на просвещенном Западе, закрываются или перепрофилируются. Например, в мечети, поскольку мусульманские общины хранят веру, и им нужны места для молитвы; вот тамошние христиане и продают мусульманам свои храмы. Но и это не самое худшее, потому что храмы иногда продают городским властям, а потом там устраивают разного рода пиршества, собрания, не имеющие ничего общего с Церковью, все то, что пожелает светское обезбоженное общество и что никак не касается духовной жизни. Мы никого не осуждаем, Бог с ними. Но это очень плохой признак, когда человек, общество и государство отказываются от веры, когда вместо веры навязывается некий эрзац, подделка, чтобы создать видимость благополучия и счастья. Говорю это не для того, чтобы кого-то осудить, но хочу, чтобы мы все поняли, какое же благословение над нашей страной и над нашим народом, что мы, пройдя путем страшных, не имевших места в истории гонений, многократно превосходивших гонения первых веков, сохранили веру. А далее явилось чудо Божие — дети вчерашних атеистов, став людьми зрелыми, о многом поразмыслив, нашли путь к храму Божию и сегодня воспитывают в вере своих детей и внуков. И нам нужны Божии храмы. Мы — один из немногих народов, у которых осталась эта потребность. Вот мы и будем сохранять эту потребность, будем сохранять нашу веру, потому что без веры не может быть никакой потребности в Божиих храмах.

Хотел бы поблагодарить всех, кто здесь, на Кубанской земле, многое делает для того, чтобы возводились Божии храмы. Поблагодарить духовенство, которое многое делает для того, чтобы сохранялась вера в людях. Вообще, духовный климат Кубани во многом служит примером, потому что здесь по мере возможности сохраняется, с опорой на замечательную культурную традицию кубанского казачества, тот уклад жизни, в котором центральное место занимает вера в Господа. И, обращаясь к вам, дорогие жители Кубани, хочу еще и еще раз сказать: храните это сокровище, завещанное вашими героическими предшественниками, вашими предками, — веру православную, воспитывайте в ней своих детей и внуков и помните, что именно вера есть сердцевина всех других добродетелей, в том числе любви к Отечеству и к родному краю. Хотел бы еще раз поблагодарить владыку Феогноста и всех, кто трудился над строительством сего нового храма. Призываю Божие благословение на землю Кубанскую, на всех вас, на местные власти, на приходских активистов, вообще на всех тех, кто сознательно хранит веру и замечательные традиции благочестивого народа Кубани.

А сейчас хотел бы в память о сегодняшнем богослужении преподнести для этого святого храма образ преподобного Герасима Болдинского. Преподобный Герасим жил в XVI веке на древней Смоленской земле, с которой связаны почти 25 лет моей архиерейской жизни. Покидая Смоленск, я взял с собой этот образ с частицей мощей. Хотел подарить в какой-нибудь храм, но как-то рука не поднималась — все-таки значительная часть жизни была связана со смоленскими обителями, с преподобным Герасимом. Но когда узнал, что есть возможность прибыть в этот храм, то подумал, что этот преподобный ликом своим будет действительно на подобающем месте, потому что такие выдающиеся угодники Божии, как Герасим Болдинский, реально соединяют нас со Святой Русью, со всей великой традицией нашего русского православного благочестия. И пусть каждый, кто приходит и прикладывается к образу преподобного Герасима в этом новом храме, помнит, что нам с вами не десять, не двадцать, не пятьдесят и даже не сто лет — мы из той глубины, в которой жили, трудились и молились великие подвижники земли Русской, и мы — их наследники. Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Герасима, Болдинского чудотворца, да хранит Господь сей град и сей вновь построенный храм — свидетель веры русских людей XXI века. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5940126.html

Патриаршая проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице после Божественной литургии

7 ноября 2021 года, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы слышали в Евангельском чтении притчу о богатом и Лазаре (Лк. 16:19-31), которую многие хорошо знают.

Жил богатый человек — одевался в прекрасные одежды, пиршествовал и, наверное, считал себя очень счастливым, благополучным. У него было все, что он хотел. А у ворот этого богача лежал несчастный больной человек в струпьях, в язвах. Он не был физически здоров, но самое тяжелое, что он испытывал, — это чувство голода. Имя этому человеку было Лазарь.

Если бы, как многие считают, человеческая жизнь заканчивалась вместе с нашим земным существованием, то можно было бы свидетельствовать о полной, окончательной несправедливости: богатый и, по всей вероятности, не очень добрый человек всем наслаждался и был счастлив, а, быть может, святой лежал у его ворот голодный и несчастный. У многих, кто не верит в загробную жизнь, часто так и формируется представление о несправедливости мира; а многие в борьбе за справедливость сами совершают страшные преступления. Мы знаем, какие преступления творились в нашей стране, когда под лозунгом борьбы за справедливость произошла кровавая революция. Сколько тогда было жертв, сколько неправды, которая во многом превзошла всякую неправду, до того бывшую!

Но Господь говорит нам, что вместе с земной жизнью жизнь человека не прекращается, и в Евангелии повествуется о том, что произошло после смерти богача и Лазаря. Лазарь был воспринят на лоно Авраама, то есть в рай, и пребывал там, а богач брошен в ад, где был нестерпимый огонь. Никто из нас до конца не знает, что такое вечные муки, но в Евангелии все описывается понятным человеческим языком: жар страшный и жажда охватили богача, и он, подняв глаза, увидел на лоне Авраамовом того самого несчастного Лазаря, который когда-то лежал у его ворот. И просит богач Авраама: помоги, помоги! испроси, чтобы мне дали хоть немного воды остудить мой язык! Но тот отвечает: между нами и вами пропасть непроходимая. А это означает, что никакой помощи там уже не будет, и если мы грехи свои не искупим покаянием и добрыми делами, то так с ними и перейдем в то самое место, где страдал богач.

Это евангельское повествование говорит нам об очень многом. Во-первых, о том, что вечная жизнь для каждого будет своя, каждый получит по своим заслугам, и у каждого из нас два пути: либо в ту самую страшную преисподнюю, о которой повествует нынешнее Евангелие, либо на лоно Авраамово.

Ну, а что же сделать для того, чтобы все-таки иметь надежду на спасение и жизнь вечную? Чему нас учит сегодняшняя притча? Наверное, если бы богач обратил внимание на несчастного Лазаря, принял его к себе, накормил, одел, то и участь богача была бы другой.

Каждое слово Священного Писания имеет вечное значение, которое не ограничивается нашей земной жизнью, но переходит в вечность. А потому каждый должен воспринять сегодня повествование о богатом и Лазаре как обращенное лично к нему. Мы должны делать добрые дела в этой жизни. Не нужно проходить мимо Лазаря, не нужно проходить мимо тех, кто нуждается, особенно если они просят нас о помощи. И как важно, чтобы мы научились помогать другим, в том числе за счет своих собственных средств! Каждый по силе, ведь Господь не требует от нас отдать все, что имеем, для того чтобы помочь ближнему. Только святые люди, раздав все, уходили в пустыню, от каждого Господь этого не требует. Но Он требует, чтобы мы видели болезни, скорби и страдания ближнего, того, кто рядом, кого мы знаем и даже, может быть, кого мы не знаем, но свидетелем чьих страданий являемся. Именно к нам обращается сегодня призыв Божий: не проходите мимо! помогите, помогите тому, кто в вашей помощи нуждается!

Дай Бог, чтобы пронзительные Божественные слова, которые связывают наши поступки в этой жизни с нашей участью после смерти, помогли нам понять, что если мы хотим войти в Божественное Царство, то должны делать добрые дела, особенно когда видим страдающего, нуждающегося человека. А если есть возможность и материально помогать — а сейчас у многих есть такая возможность, и потому слова сегодняшнего Евангелия в первую очередь обращены к людям богатым, благополучным, ни в чем не нуждающимся, наслаждающимся этой жизнью, — то посмотрите повнимательнее вокруг себя и поделитесь хоть небольшой частью того, что имеете, с теми, кто нуждается в вашей помощи. Тогда, по слову Божию, вы обретете надежду после окончания физического бытия войти в Царствие Небесное. Но было бы неправильно считать, что Евангельские слова относятся только к богатым, что это только для них некое устрашение Божественное. Эта притча относится к каждому из нас, и к богатым, и к бедным, потому что всегда рядом с нами есть те, кто нуждается в нашей помощи — либо в добром слове, либо в добром деле, либо в материальной поддержке. Только у нас должна быть способность видеть этих людей, которые незримо, но реально протягивают к нам руки, испрашивая нашей помощи.

Пусть сегодняшнее повествование поможет всем нам становиться добрее, сердечнее, с тем чтобы мы были способны отзываться на боль другого, никогда не проходить мимо Лазаря, никогда не проходить мимо человека нуждающегося. Тогда Господь поможет нам и в этой жизни, но более всего через эти, может быть, малые дела милосердия перед нами откроется возможность обрести радость вечного бытия с Богом там, где пребывает Авраам, где нет ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. Аминь.

7 ноября 2021
ПОДРОБНЕЕ

День православной книги прошел в Метрогородке

31 марта в Духовно-просветительском центре при храме св.блгв.кн. Даниила Московского состоялся мультимедийный урок, посвященный истории книгопечатания на Руси.

На уроке учащиеся начальной и средней школы посмотрели видеоролики о первопечатнике Иване Федорове и деле всей его жизни, после чего специалист по просветительской деятельности Патриаршего Подворья провела викторину с полезными призами.

Для закрепления знаний ребятам была представлена презентация на тему: «Первая печатная книга на Руси». С помощью наглядных пособий дети также узнали, как выглядели первые книги. Настоятель храма св.блгв.кн. Даниила Московского в Метрогородке иерей Михаил Кривошеев наглядно показал учащимся, что такое устав, полуустав и скоропись. Затем школьники приняли участие в мастер-классе по оформлению буквиц церковно-славянского алфавита. За проявленные творческие способности и усердие ребят ждали призы — значки с наименованием добродетелей.

В ходе урока дети узнали множество фактов об одной из важнейших христианских книг «Апостол», освежили знания о книгах, входящих в состав Библии и их значении в жизни каждого верующего человека. В связи с этим специалист по просветительской деятельности вручила родителям учащихся карточки со ссылкой на электронную версию Библии в Синодальном переводе с толкованием святых отцов Церкви.

Чтобы полученные знания запечатлелись не только в памяти, но и отклинулись в сердцах, в завершение урока состоялся просмотр видеообращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посвященного Дню православной книги.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма св.блгв.кн. Даниила Московского в Метрогородке

4 апреля 2024
ПОДРОБНЕЕ

Состоялось совещание общественных методистов по ОРКСЭ

28 сентября в здании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению прошло совещание общественных методистов по ОРКСЭ от храмов Восточного викариатства.

На совещании выступили секретарь Восточного викариатства иерей Пётр Иванов,
методист Городского методического центра Департамента образования по ВАО Игорь Владимирович Тихоновский и советник по духовно-нравственному воспитанию при Межрайонном совете директоров 11 Друшлякова Наталья Аркадьевна.

 Общественных методистов познакомили с нормативными документами, которые создают возможности для сотрудничества с образовательными организациями, с целями и задачами этой деятельности и с предстоящими в ближайшее время мероприятиями, в которых миссионерам нужно принять участие.

Взаимодействовать со школами необходимо на светском уровне, что требует от миссионера тонкого умения говорить о духовно-нравственных ценностях, о культурных традициях.

Среди методистов есть как опытные, давно занимающиеся этим миссионерским служением, так и новые, получившие послушание в этом году. В связи с этим на совещании были намечены сроки аккредитации новых общественных методистов — в декабре текущего года.

Пресс-служба Восточного викариатства

29 сентября 2023
ПОДРОБНЕЕ

Рождественский фестиваль “Свет Христов”

С 9 по 15 января 2023 года храм пророка Илии в Черкизове впервые после 2020 года организовал традиционный Рождественский фестиваль детского творчества “Свет Христов”. Возобновление праздника после трёхлетнего перерыва, связанного с пандемией новой коронавирусной инфекции Covid-19, важное событие, возвращающее общество к нормальной жизни.

Кульминацией фестиваля стал гала-концерт, прошедший 15 января 2023 года на сцене основного партнера этой большой просветительской инициативы — Дворца творчества детей и молодежи “Преображенский”. Перед его началом с приветственным словом к зрителям, заполнившим зал до отказа, обратился заместитель управляющего делами Московской Патриархии, настоятель Илиинского прихода в Черкизове епископ Зеленоградский Савва.

“Большая радость для всех нас, что мы в полной мере можем вместе собраться и отпраздновать Рождество Христово, рождение Спасителя мира, Богомладенца Христа. Всех вас приветствую на этом замечательном празднике, который объединял нас ежегодно, и надеюсь, что так будет и впредь ещё много лет. Христос пришёл, чтобы спасти всех, Христос пришёл, чтобы мы были едиными. Давайте сегодня будем вместе в радости и праздновании этого замечательного События в истории человечества. С праздником всех,” — сказал архипастырь.

В первом отделении на тему Рождества Христова и Святок вокальные, хореографические, инструментальные и драматические номера представили семнадцать коллективов из воскресных, общеобразовательных школ и творческих объединений Москвы. Во втором отделении воскресная школа храма пророка Илии в Черкизове показала спектакль “Старый сапожник”. Все участники гала-концерта получили дипломы и подарки.

Предваряли гала-концерт несколько мастер-классов, которые организовали в холле дворца творчества приходское молодежное объединение “Илиинский светоч” и преподаватели Илиинской воскресной школы. Все желающие от мала до велика могли научиться делать открытки, броши, серьги и вязаные изделия. Мастер-классы не завершились и с началом гала-концерта — настольно они были популярными.

Также посетителям Дворца творчества была представлена экспозиция авторских работ школьников, посвящённых празднику Рождества Христова. Рождественские вертепы, вифлеемские звёзды, ангелы и палестинские пейзажи выполнены учащимися специально для фестиваля “Свет Христов” и с 9 по 14 января демонстрировались в исторической резиденции Московских митрополитов. Также в эти дни здесь для школьников проводились просветительские экскурсии, позволяющие узнать о традициях празднования православными христианами Рождества Христова.

Кроме того, на полях фестиваля активистами храма пророка Илии в Черкизове была организована благотворительная ярмарка с целью сбора средств для закупки необходимых товаров военнослужащим, находящимся на фронте. Перед Дворцом творчества были развёрнуты палатки, в которых можно было отведать свежеиспеченных блинов, выпечку Илиинских прихожанок и попробовать горячий ароматный какао. Фольклорный ансамбль “Крупица” из школы №2200 здесь же пел святочные народные песни и водил хороводы, присоединиться могли все прогуливающиеся по Черкизовскому парку. Рядом была установлена “корзина добра”: приобретение теплых вещей для фронта, которые заранее были заготовлены прихожанами Черкизова. Вторая часть ярмарки была силами представителей родительского комитета Илиинской воскресной школы устроена в холле Дворца творчества. По информации Ревизионной комиссии храма, в этот день сумма пожертвований для фронта, поступивших во время благотворительной ярмарки, составила около ста тысяч рублей.

Черкизовский приход выражает благодарность руководству района “Преображенское” и работникам Дворца детского творчества “Преображенский” за помощь в организации и проведении фестиваля детского творчества “Свет Христов”.

Источник: https://hramilii.ru/voskresnaya-shkola/3840/

15 января 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up