Патриаршая проповедь после Литургии в Андреевском кафедральном соборе г. Геленджика — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь после Литургии в Андреевском кафедральном соборе г. Геленджика

Опубликовано: 28 июня 2022

Категории: Новости, Патриарх

26 июня 2022 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Андреевского кафедрального собора г. Геленджика и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем апостольском чтении (Рим. 2:10-16) мы находим слова, которые заставляют задуматься об их смысле. Апостол говорит о язычниках, о тех, кто был лишен Божественного Откровения, кто жил вне русла духовности и веры, определяемых законами Ветхого Завета, то есть словом Божиим. И вот, размышляя об участи язычников, апостол написал нечто совершенно неожиданное для всех тогдашних последователей Спасителя. Он пишет, что добрые дела, которые хранятся в сердцах этих язычников, вот они-то и помогут им оправдаться пред Господом. В самом деле, было бы, наверное, какой-то космической несправедливостью, если бы все люди, жившие до Христа, не наследовали Царства Божия и вообще были обречены на духовную гибель. Ведь многие поколения людей не сподобились жить после прихода Спасителя, не сподобились быть в Его Церкви, но они совершали добрые дела, и этими добрыми делами они, по слову апостола, и оправдались пред Господом.

Но мы, христиане, помимо добрых дел, которых у нас набирается не так уж много, имеем совершенно особую силу, которая нас спасает. Мы верим, что в ответ на нашу веру и, очень желательно, в ответ на добрые дела, нас спасают не сами дела (потому что они ничтожны пред лицом Божиим, даже если нам кажется, что они велики), но нас спасает благодать Божия: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2:8-9). Вот эту силу благодати через Спасителя, через Его крестную смерть, через Его страдания, через искупление Им вины человеческой пред Богом мы и обретаем. Именно эта благодать, а не что иное, нас спасает.

Мы получаем благодать в Церкви и через Церковь, через общину верующих, которая связана непрерывной цепью иерархического рукоположения с самими апостолами. В этой апостольской общине сегодняшнего дня, которая содержит в себе все спасительные духовные характеристики общины первых христиан, мы с вами и получаем спасение. Ну, а где же собирается христианская община? Когда в Римской империи были гонения, верующие собирались в катакомбах, в подземельях, точнее в подземных кладбищах, для того чтобы никто не видел, не слышал, не мог донести. Потому что христиане подвергались жесточайшим гонениям, каждый должен был доносить на христиан, а всякий правитель должен был подвергать их пыткам, чтобы они отказались, от своих, как считали тогдашние правители, заблуждений, а если они не отказывались, — очень жестоко убивать. Не просто отсечением главы, так казнили только римских граждан, но подвергать чудовищным пыткам и умерщвлять за Христа. В той самой Церкви — Церкви, которая восприняла слово Божие от Самого Спасителя, которая передает это Божественное слово и Божественную благодать из поколения в поколение, — мы с вами и присутствуем через Таинство крещения, а через Таинство причащения Тела и Крови Господней соединяемся с Самим Господом и становимся по благодати Его Телом.

Где же собирается ныне эта община верующих? Где Тело Христово являет Себя, когда совершается Таинство Евхаристии? Это Таинство совершается в Божиих храмах. Конечно, во времена гонений где только ни совершали это святейшее Таинство наши благочестивые предки. А сегодня для того, чтобы его совершить, строятся прекрасные великолепные храмы, которые являют видимым образом торжество веры Христовой. Веры, которая дошла до нашего времени, несмотря ни на какие исторические перипетии, несмотря ни на какие жертвы и страдания. И как же замечательно, что и сегодня мы совершили Божественную Евхаристию в этом новом прекрасно построенном храме, который является в первую очередь свидетельством веры всех вас, но особенно тех, кто принял на себя инициативу построить храм Божий, кто вложил свои материальные средства, кто оказывал всестороннюю поддержку, для того чтобы храм был во благовремении построен и явил всем нам свою неземную красоту.

Если сегодня где-нибудь в странах так называемого просвещенного Запада сказать, что в России мы строим храмы, то люди, не знакомые с нашей жизнью, не поверят. Потому что сегодня христианские храмы там, на просвещенном Западе, закрываются или перепрофилируются. Например, в мечети, поскольку мусульманские общины хранят веру, и им нужны места для молитвы; вот тамошние христиане и продают мусульманам свои храмы. Но и это не самое худшее, потому что храмы иногда продают городским властям, а потом там устраивают разного рода пиршества, собрания, не имеющие ничего общего с Церковью, все то, что пожелает светское обезбоженное общество и что никак не касается духовной жизни. Мы никого не осуждаем, Бог с ними. Но это очень плохой признак, когда человек, общество и государство отказываются от веры, когда вместо веры навязывается некий эрзац, подделка, чтобы создать видимость благополучия и счастья. Говорю это не для того, чтобы кого-то осудить, но хочу, чтобы мы все поняли, какое же благословение над нашей страной и над нашим народом, что мы, пройдя путем страшных, не имевших места в истории гонений, многократно превосходивших гонения первых веков, сохранили веру. А далее явилось чудо Божие — дети вчерашних атеистов, став людьми зрелыми, о многом поразмыслив, нашли путь к храму Божию и сегодня воспитывают в вере своих детей и внуков. И нам нужны Божии храмы. Мы — один из немногих народов, у которых осталась эта потребность. Вот мы и будем сохранять эту потребность, будем сохранять нашу веру, потому что без веры не может быть никакой потребности в Божиих храмах.

Хотел бы поблагодарить всех, кто здесь, на Кубанской земле, многое делает для того, чтобы возводились Божии храмы. Поблагодарить духовенство, которое многое делает для того, чтобы сохранялась вера в людях. Вообще, духовный климат Кубани во многом служит примером, потому что здесь по мере возможности сохраняется, с опорой на замечательную культурную традицию кубанского казачества, тот уклад жизни, в котором центральное место занимает вера в Господа. И, обращаясь к вам, дорогие жители Кубани, хочу еще и еще раз сказать: храните это сокровище, завещанное вашими героическими предшественниками, вашими предками, — веру православную, воспитывайте в ней своих детей и внуков и помните, что именно вера есть сердцевина всех других добродетелей, в том числе любви к Отечеству и к родному краю. Хотел бы еще раз поблагодарить владыку Феогноста и всех, кто трудился над строительством сего нового храма. Призываю Божие благословение на землю Кубанскую, на всех вас, на местные власти, на приходских активистов, вообще на всех тех, кто сознательно хранит веру и замечательные традиции благочестивого народа Кубани.

А сейчас хотел бы в память о сегодняшнем богослужении преподнести для этого святого храма образ преподобного Герасима Болдинского. Преподобный Герасим жил в XVI веке на древней Смоленской земле, с которой связаны почти 25 лет моей архиерейской жизни. Покидая Смоленск, я взял с собой этот образ с частицей мощей. Хотел подарить в какой-нибудь храм, но как-то рука не поднималась — все-таки значительная часть жизни была связана со смоленскими обителями, с преподобным Герасимом. Но когда узнал, что есть возможность прибыть в этот храм, то подумал, что этот преподобный ликом своим будет действительно на подобающем месте, потому что такие выдающиеся угодники Божии, как Герасим Болдинский, реально соединяют нас со Святой Русью, со всей великой традицией нашего русского православного благочестия. И пусть каждый, кто приходит и прикладывается к образу преподобного Герасима в этом новом храме, помнит, что нам с вами не десять, не двадцать, не пятьдесят и даже не сто лет — мы из той глубины, в которой жили, трудились и молились великие подвижники земли Русской, и мы — их наследники. Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Герасима, Болдинского чудотворца, да хранит Господь сей град и сей вновь построенный храм — свидетель веры русских людей XXI века. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5940126.html

В Москве прошла конференция для церковных социальных работников

24 июня 2021 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялась конференция с участием церковных социальных работников г. Москвы. Форум открыл председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон.

В начале конференции епископ Пантелеимон вручил медаль «Патриаршая благодарность» начальнику Управления по связям с общественностью Департамента здравоохранения г. Москвы Светлане Браун во внимание к самоотверженному труду по борьбе с коронавирусной инфекцией. Председатель Синодального отдела по благотворительности поблагодарил Светлану Браун и подчеркнул, что благодаря ее трудам многие люди в больницах получили духовную поддержку. «Светлана Браун очень помогла нашему взаимодействию с Департаментом здравоохранения. Она организовывала посещения священниками «красных зон», включение священников в группу медиков-волонтеров и, конечно, ее трудами многие люди в больницах, в реанимациях были напутствованы Святыми Тайнами. Многие поисповедовались, многие были утешены нашими священнослужителями», — отметил архиерей.

«Хотела бы сказать слова благодарности за то, что вы организовали, как мы называем, летучий отряд добровольцев-священников, которые понимали степень риска и шли на это добровольно, потому что мы видели какой запрос у пациентов именно на духовную помощь. Хотела бы искренне поблагодарить каждого, кто помогает людям и в «красных зонах», и разносит лекарства, продукты. Это вклад в общую победу над эпидемией», — сказала Светлана Браун.

Обращаясь к участникам конференции, епископ Пантелеимон отметил, что «социальное служение — это исполнение той заповеди, к которой призван не только христианин, но и каждый, кто носит в себе образ Божий, кто является человеком. И когда человек это знает, когда он чувствует у себя в душе потребность служить другим, тогда он, конечно, понимает, что исполнение заповеди о любви к ближнему — есть призыв к любви, а не просто печальная, трудная обязанность, которую мы должны исполнять, чтобы потом получить награду в Царствии Небесном», — сказал владыка.

Начало социального служения заключается в том, чтобы давать, а не принимать. «Об этом говорит сам Господь, эти слова записаны в Деяниях апостольских: «блаженнее давать, нежели принимать». И вот это блаженство давать, а не принимать и есть начало того, что мы с вами называем социальным служением. И, конечно, это радость. Радость помогать другим, сострадать, сочувствовать. И эта радость и есть, собственно говоря, жизнь», — подчеркнул председатель Синодального отдела по благотворительности.

Епископ Пантелеимон отметил, что основа нашей жизни — это Христос. «Мы должны обязательно иметь общение со Христом. Это должно быть общением ума и сердца. Оно должно быть и в молитвах, и в богомыслии, и в чтении Евангелия, и в участии в Евхаристии. Это общение дает нам силы и помогает противостоять злу, которое действует в нас и во всем мире», — сказал архиерей.

Председатель Синодального отдела по благотворительности также призвал участников конференции стараться помочь тем, кому особенно сейчас тяжело. «Сейчас огромное количество людей нуждается в нашей помощи. В помощи нуждаются и больные в «красных зонах», в помощи нуждаются и врачи, которые лечат этих пациентов. В помощи нуждаются многие люди по всей нашей стране», — отметил епископ Пантелеимон.

В период пандемии Синодальный отдел по благотворительности организовал сбор средств на продукты для нуждающихся людей. В 76 епархий в России, Молдавии, Казахстане и Кыргызстане, на Филиппины и в Восточный Тимор Синодальный отдел по благотворительности направил с июня 2020 года 27,6 миллионов рублей для покупки продуктов нуждающимся людям.

С апреля 2020 года при Синодальном отделе по благотворительности действует специальная группа священников для посещения в Москве пациентов с COVID-19 в больнице и на дому. В спецгруппе 30 священников, они прошли инструктаж по технике безопасности и обучение. Просьбы о вызове священника к больному с коронавирусом принимаются круглосуточно по телефону +7 903 660-30-40.

Со 2 апреля 2020 года по 26 июня 2021 года только в московском регионе священники из спецгруппы совершили 2696 выездов. За это время они посетили 57 больниц. Священники всегда посещают больных коронавирусом в специальных костюмах и средствах защиты.

Для подготовки добровольцев «красных зон» больниц Комиссия по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы  организовала специальные курсы. Они начнутся с 7 июля.

На конференции также выступил директор ресурсного центра Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Григорий Барухов. Он представил проект мэра Москвы Сергея Собянина для людей старшего возраста «Московское долголетие».

Во второй части состоялась групповая работа участников конференции.

Информационный источник: http://www.diaconia.ru/v-moskve-proshla-konferenciya-dlya-cerkovnykh-socialnykh-rabotnikov

26 июня 2021
ПОДРОБНЕЕ

ПРАЗДНИЧНАЯ ЛИТУРГИЯ В ХРАМЕ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ДАНИИЛА МОСКОВСКОГО В МЕТРОГОРОДКЕ

8 июля, в день памяти святых Петра и Февронии Муромских, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон совершил Божественную Литургию в храме святого благоверного князя Даниила Московского в Метрогородке.

Временный храм-часовня святого благоверного князя Даниила Московского в Метрогородке возведен на месте строительства храма святого апостола Андрея Первозванного в Метрогородке. Владыке сослужили благочинный Воскресенского округа протоиерей Александр Дасаев и настоятель прихода иерей Михаил Кривошеев.

На приходе действует Воскресная школа, организована группа социального служения «Ближний». Община окормляет детский психоневрологический санаторий №44. При поддержке храма издается музыкальный журнал «Мифасолькины» www.mifasolkiny.ru.

9 июля 2018
ПОДРОБНЕЕ

Дети разного возраста приглашаются к участию в фестивале творчества “Свет Христов”

С 19 по 30 января 2022 года храм пророка Илии в Черкизове проводит традиционных фестиваль детского творчества “Свет Христов”. Заявки могут быть отправлены воскресными школами, дошкольными учреждениями, общеобразовательными учебными заведениями и учреждениями культуры независимо от формы собственности и подчинения. Возраст участников неограничен.

Событие разделено на две части: выставочную и концертную (из-за продолжающейся пандемии — в формате видеозаписи). Фестиваль проводится с духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания детей и подростков на основах православной культуры.

На выставку принимаются работы в двух категориях: скульптура и живопись. Творческая работа должна соответствовать одной из следующих тем:

Рождественский вертеп;

Иерусалим, Вифлеем, Палестина – в Рождество Христово (эта тема – для пейзажей, городских видов и моделей);

Ангелы (возможны многофигурные композиции);

Вифлеемская звезда;

Каждая творческая работа может быть выполнена индивидуально или коллективно. К работам прилагается информация: фамилия, имя, возраст автора(ов), класс (для школьников), название учебного заведения, ФИО учителя или воспитателя, название работы. Художественный совет фестиваля оставляет за собой право отбора лучших работ для экспозиции.

Кроме того, в оргкомитет фестиваля можно прислать видеозаписи творческих номеров на тему «Мировые традиции Христославия». Участники готовят номер, отражающий рождественские традиции любой страны мира, или просто интересно рассказывающий об этих традициях. При постановке номеров приветствуется и поощряется использование костюмов, реквизита и декораций.

Возможные жанры концертных номеров: «Инструментальное исполнительство», «Богослужебные песнопения», «Академический вокал», «Народные песни, пляски и хороводы», «Литературно-музыкальные композиции». Номер должен предваряться кратким вводным рассказом: из какой страны данная традиция, в чем ее содержание.

Творческие работы и видеозаписи номеров принимаются до 19 января 2022 года. Контактное лицо: Александр Александрович Николаев (+7 916 188 4323, e-mail: metodist@hramilii.ru).

Подведение итогов фестиваля состоится 30 января 2022 года. Участники получат дипломы, учреждения —благодарственные письма с указанием ФИО учителей, подготовивших учеников к фестивалю.

В очном формате гала-концерт фестиваля на площадке Дома творчества для детей и молодежи “Преображенский” проходил в январе 2020 года. Как это было представлено в фоторепортаже Татьяны Перец на архивном сайте храма пророка Илии в Черкизове.

***

Заявка на участие

в Рождественском фестивале детского творчества «Свет Христов» 2022
от __________________________________

(название учреждения)

  1. Фамилия, имя участника.
  2. Возраст участника. Класс (только для школьников).
  3. Название образовательного учреждения.
  4. Название творческой работы или концертного номера.
  5. Для концертного номера дополнительно указать:
    • жанр (песня, танец и т.д.);
    • название;
    • автора слов, музыки;
    • продолжительность в минутах;
    • количество участников;
    • руководителя коллектива или педагога, подготовившего номер.
  6. ФИО учителя, подготовившего ученика к фестивалю, телефон, е-mail.
  7. Ссылка на видеоматериал.
    Заявку можно оформить в виде таблицы.

Информационный источник: https://hramilii.ru/voskresnaya-shkola/deti-raznogo-vozrasta-priglashayutsya-k-uchastiyu-v-festivale-tvorchestva-svet-hristov/

11 января 2022
ПОДРОБНЕЕ

Состоялось совещание по вопросам строительства храма на ул. Гаражная в Москве

6 июля в Донском монастыре председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, директор НП «Единая служба заказчика Московской Патриархии», возглавил совещание по вопросам строительства храмового комплекса с храмом преподобного Александра Свирского на улице Гаражная, вл. 3.

В совещании приняли участие епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, управляющий Восточным викариатством; первый заместитель председателя ФХУ епископ Бронницкий Фома, наместник Донского монастыря, управляющий Северо-Западным и Южным викариатствами; заместитель префекта Восточного административного округа г. Москвы Антон Александрович Степаненко; первый заместитель директора НП «Единая служба заказчика Московской Патриархии» иерей Михаил Титов; руководитель Юридической службы ФХУ Ольга Валентиновна Бражникова; начальник сметно-договорного отдела ФХУ Татьяна Викторовна Горская; инженер-строитель Строительного отдела ФХУ Иван Иванович Шавлов и другие ответственные лица.

Владыка Пантелеимон особо подчеркнул, что место для храма выбрано удачное, так как здесь будет проходить много людей. Церковь в этом районе очень востребована.

Напомним, строительство храмового комплекса началось в этом году. В процессе разработки котлована было принято решение поднять храм на 1,6 м. Именно этот вопрос и стал главной темой совещания.

Проектировщикам было дано задание изменить проект и согласовать новую проектную документацию в экспертизе.


ПРОЕКТ ХРАМА ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО НА СОКОЛИНОЙ ГОРЕ

Вместимость храма — 550 человек. Высота храма до основания креста — 16 метров. Главный архитектор: С.В. Борисов, член Союза архитекторов Москвы, доцент кафедры «Храмовое зодчество» МАРХИ.

«Окружающая участок застройка, образованная промышленными и жилыми зданиями второй половины XX — начала XXI веков, лишена художественной выразительности и стилевого единства и является фоновой, что не создает каких-либо определенных требований к архитектуре нашего храма, — рассказал архитектор. — Образно-художественное решение проектируемого храма преподобного Александра Свирского представляет синтез традиций Севера и Северо-Запада России времен жизни преподобного. Скатные крыши образуют традиционные фронтоны, прикрытые аттиками незначительной кривизны, вторящими абрису центрального пологого купола. Шатровая кровля колокольни корреспондируется с рундуком лестницы, акцентирующей главный вход. Аркады крылец и порталов галереи образуют ритмические ряды, создающие многоплановость фасадных решений, вводя пространство в объем здания. Скромные декоративные элементы, набор которых ограничен арочными наличниками над окнами и поддерживающими пилястры ступенчатыми выпусками кладки, вместе с традиционными для древнерусской архитектуры кладочными кирпичными элементами, создают приближенный к человеческому восприятию уровень масштабности. Вместе с тем ограничение по высоте в исходно-разрешительной документации препятствовало созданию объемно-пространственной композиции, имеющей вертикальную ориентированность. И мы обратились к традиции византийских храмов с плоскими куполами».

Цветовыми акцентами на фасадах являются мозаичные иконы, расположенные на значимых в смысловом отношении участках плоскости стен.

Информационный источник: Финансово-хозяйственное управление

9 июля 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up