Патриарх Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриарх Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены

Опубликовано: 22 июня 2022

Категории: Новости

22 июня 2022 года, в День памяти и скорби — 81-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок от Русской Православной Церкви к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду у стен Московского Кремля.

В памятной церемонии приняли участие: Патриарший наместник Московской митрополии, руководитель Управления Московской Патриархии по делам епархий в странах ближнего зарубежья митрополит Крутицкий и Коломенский Павел; управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Воскресенский Дионисий; председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност; архиепископ Егорьевский Матфей; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Одинцовский и Красногорский Фома; председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим; председатель Синодального миссионерского отдела епископ Луховицкий Евфимий; заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва; заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Силуан; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков; личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла архимандрит Алексий (Туриков); благочинные церковных округов г. Москвы, наместники ставропигиальных мужских монастырей, игумении женских монастырей.

В церемонии также участвовали военный комендант г. Москвы генерал-лейтенант Е.А. Селезенев, офицеры и солдаты роты почетного караула 154-го отдельного комендантского Преображенского полка.

После возложения венка, минуты молчания и исполнения военным оркестром Гимна России Святейший Патриарх Кирилл, иерархи, духовенство и монашествующие Русской Православной Церкви возгласили «Вечную память» «вождем и воином, на поле брани за веру и Отечество наше жизнь свою положившим».

Затем состоялся марш роты почетного караула 154-го отдельного комендантского Преображенского полка.

Святейший Владыка обратился со словом к офицерам и солдатам роты почетного караула:

«Всех вас, дорогие воины, сердечно приветствую в этот день!

День скорбный — мы вспоминаем начало войны против нашей Родины, когда грозный враг, покорив всю Европу, вступил в наши священные рубежи с полной уверенностью в скорой и полной победе. Но мы знаем, что получилось в результате. Самая мощная армия, покорившая всю Европу, во многом превосходившая наши войска и по вооружению, и по другим характеристикам, столкнулась с непреодолимой твердыней. Этой твердыней была и армия нашей страны, и весь народ наш: все встали на защиту Родины, и никакой вражеской силы не хватило, чтобы эту твердыню сломить, разрушить.

А движущей силой наших людей была любовь к Отчизне. Мы любим своих родителей, близких, родных — так устроена человеческая природа; но наша любовь никогда не может замыкаться только на тех, кто связан с нами узами кровного родства. Бог призвал нас к большей любви, и в слове Божием сказаны поразительные слова: нет больше той любви, как если кто душу свою, то есть жизнь свою, положит за други своя, то есть за ближних (см. Ин. 15:13). Эта заповедь в первую очередь реализуется в Вооруженных силах, которые призваны защищать Отечество; и каждый, кто принимает присягу, кто сознательно вступает на путь служения в Вооруженных силах, связывая большую часть своей жизни с этим служением, отдает себе отчет в том, что он встает в ряду тех, кто обещается до конца дней своих, даже несмотря на опасность для жизни, защищать Отечество.

Этой силой духа людей, а также высокой организацией Вооруженных сил и, конечно, высоким уровнем вооружения и обеспечивается безопасность, независимость и свобода нашего Отечества. И в вашем лице я приветствую все Вооруженные силы России, всех, кто защищает Родину, всех, кто обещает ее защищать до последней капли крови. Дай Бог, чтобы никто из вас и всех тех, к кому я сегодня мысленно обращаюсь, не положил жизнь свою на полях войны. Но каждый из тех, кто вступает в ряды Вооруженных сил, обязуется защищать Родину, в том числе ценой своей жизни, и это единственная специальность, единственная работа, именуемая в народе служением, которая требует жертвы от тех, кто вступает на этот путь. А отсюда проистекает уважение к Вооруженным силам, как, наверное, ни к одной другой профессии; и сегодня это особое уважение в полной мере возродилось. Были времена забвения, о которых и вспоминать не хочется, но сегодня никто из офицеров не стесняется своей формы. Никто из военнослужащих не стесняется своей формы, потому что Вооруженные силы пользуются уважением и доверием народа, и дай Бог, чтобы было так.

Всем вам, особенно тем, кто демобилизуется, — знаю, что многие из вас в ближайшее время покинут ряды Вооруженных сил, — желаю успехов и призываю на всех вас Божие благословение, чтобы все было благополучно в вашей личной жизни, в семейной жизни. А тем, кто остается в рядах Вооруженных сил, желаю помощи Божией в несении этого ответственнейшего служения во благо всего нашего народа. Храни вас Господь!»

Предстоятель Русской Православной Церкви также обратился к иерархам, духовенству и монашествующим. Святейший Владыка, в частности, сказал:

«Многое из того, что я сказал молодым ребятам в военной форме, относится и к нам, духовному воинству. Так же, как профессиональный военный остается в рядах Вооруженных сил практически до конца физической возможности осуществлять свою работу, так и мы — пожизненно в своих рядах. И наша с вами забота — о духовной безопасности народа и страны, а духовная безопасность связана с укреплением веры православной.

Знаем, что именно православная вера вдохновляет на то, чтобы защищать наше Отечество. Защищать не только с помощью военной силы, ведь самое главное оружие человека — это внутренняя, духовная сила. Это сила нравственного чувства, сила любви, и на этом поле мы с вами работаем. Это наш долг — укреплять любовь друг к другу, к Отечеству, воспитывать стремление постоянно возвышаться, расти нравственно, духовно, интеллектуально, потому что одно тесно связано с другим. И пусть Господь помогает всем нам достойно нести это великое служение до конца наших дней.

Всех вас приветствую с этим днем, который, как я сказал, был связан с великой печалью, но предопределил великую радость — победу нашего народа над самым страшным врагом в истории, который вступил на нашу землю и стремился ее поработить.

Да хранит Господь Отечество наше, Президента нашего, главнокомандующего Владимира Владимировича Путина, власти, Вооруженные силы и, конечно, духовное наше воинство, всех православных людей, которые, с верой и любовью вознося молитву к Господу, пребывают в любви к своему земному Отечеству.

Храни вас Господь, братья».

Информационный источник: http://moseparh.ru/predstoyatel-russkoj-cerkvi-vozlozhil-venok-k-mogile-neizvestnogo-soldata-u-kremlevskoj-steny.html

Святейший Патриарх совершил чин Великого освящения в Гольянове

27 сентября 2025 года, в праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобного Сергия Радонежского, Патриаршего подворья в Гольянове, и Божественную литургию в новоосвященном храме.
У врат храма Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, управляющий Юго-Восточным и временный управляющий Восточным викариатствами епископ Егорьевский Мефодий; благочинный Воскресенского округа, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках протоиерей Александр Дасаев; настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Гольянове иерей Петр Иванов; префект Восточного административного округа г. Москвы Н.В. Алешин.
Были освящены два престола: верхний — в честь преподобного Сергия Радонежского и нижний — в честь праведных богоотец Иоакима и Анны. Также Святейший Патриарх Кирилл освятил 20 антиминсов. Всего за 2025 год Святейший Владыка освятил 100 антиминсов, а за все время своего Патриаршего служения — 2600.
За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Павлово-Посадский Силуан, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; епископ Егорьевский Мефодий; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Дасаев; протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный Рождественского округа, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове; протоиерей Димитрий Бабьев, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Косине; протоиерей Алексий Батаногов, настоятель храма равноапостольного князя Владимира в Новогирееве; протоиерей Павел Куцев, настоятель храма преподобного Саввы Сторожевского в Измайлове; иерей Петр Иванов; иерей Роман Богдасаров, настоятель храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове; иерей Алексий Довгополый, настоятель храма священномученика Ермогена в Гольянове; иерей Михаил Кривошеев, настоятель храма апостола Андрея Первозванного в Метрогородке; иерей Иоанн Паскевич, помощник благочинного Рождественского округа; иерей Димитрий Камозин, помощник благочинного Воскресенского округа; столичное духовенство.

В храме присутствовали: префект Восточного административного округа г. Москвы Н.В. Алешин; глава управы района Гольяново г. Москвы С.В. Меркулов; первый вице-президент — финансовый директор ПАО «ГМК «Норильский никель»» С.Г. Малышев; директор департамента управления делами ПАО «ГМК «Норильский никель»» С.В. Хавронюк; строители, благотворители, благоукрасители новоосвященного храма.

https://moseparh.ru/v-prazdnik-vozdvizheniya-kresta-gospodnya-predstoyatel-russkoj-cerkvi-osvyatil-xram-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo-v-golyanove-g-moskvy.html
27 сентября 2025
ПОДРОБНЕЕ

Состоялась пешая экскурсия молодежи храма Воскресения Христова на Семеновской

05 июля 2020 года состоялась очередная городская пешая прогулка молодежи храма Воскресения Христова на Семеновском кладбище.

Маршрут проходил по достопримечательностям района Сокол.

Экскурсовод Елена (активист молодежного центра храма) провела молодежь по тихим улочкам района Сокол, так неожиданно тихо расположившемся недалеко от шумных магистралей города. Экскурсанты узнали об истории села Всехсвятское, храме и месте, где было мемориальное кладбище Первой мировой войны, посёлке Сокол, где до сих пор сохранились старые дома.

Завершением экскурсии стало посещение храма Всех святых на Соколе.

Пресс-служба Восточного викариатства.

7 июля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Состоится конференция о христианском воспитании детей

Дорогие братья и сестры, приглашаем вас в Храм Преображения Господня на Преображенской площади поговорить о том, что волнует всех родителей (и будущих тоже) – о христианском воспитании детей.

Как сохранить в ребёнке искреннюю, чистую веру и укрепить духовно, подготовить к взрослой жизни?
Важные вопросы взаимоотношений родителей и детей обсудим уже в эту субботу в 15:00 с настоятелем храма протоиереем Борисом Потаповым и иереем Кириллом Киселёвым.

Приглашаем всех желающих принять участие в обсуждении воспитания нашего младшего поколения!

Сайт храма: http://www.hram-preobrajeniya.ru/ 
Адрес: г. Москва, Преображенская пл., д.9А

27 февраля 2020
ПОДРОБНЕЕ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up