ПАСХАЛЬНАЯ ВСТРЕЧА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ХРАМЕ ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

ПАСХАЛЬНАЯ ВСТРЕЧА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ХРАМЕ ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ

Опубликовано: 21 апреля 2018

Категории: Новости, Социальное служение

20 апреля 2018 года храм Всех святых, в Земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы совместно с ГБОУ школа № 2127 города Москвы провели Пасхальную встречу для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в данном учреждении. Встречу с ребятами провел клирик храма диакон Антоний Данилов.

Встреча была приурочена к празднику Святой Пасхи. Около 20 детей с разных классов пришли на встречу, чтобы узнать о смысле главного православного праздника и его радостных традициях. Под сопровождение красочных слайдов отец Антоний рассказал подрастающему поколению евангельскую канву события Воскресения Христова, предшествующих празднику Великом посте и освящении снедей в Великую субботу, поведал о ключевых моментах праздничного богослужения, традициях крашения праздничных яиц, детских играх этого дня и, самое главное, о том, что привнесло в мир Воскресение Христово.
Дети живо реагировали на появления в стенах школы священнослужителя: отвечали на его вопросы, задавали свои, а также научились христосоваться. Встреча завершилась раздачей сладких подарков и взаимным пожеланием, чтобы такие беседы проходили чаще.

Святейший Патриарх Кирилл возглавил онлайн-совещание викариев Московской епархии

13 мая 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил совещание управляющих Московскими викариатствами и представителей синодальных учреждений, которое проходило в режиме видеоконференции.

В рамках мероприятия обсуждались вопросы церковного служения в условиях распространения коронавирусной инфекции, а также перспективы снятия ограничений в контексте предложений по поэтапному выходу из карантина, разработанных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

В совещании приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, управляющий Центральным викариатством митрополит Воскресенский Дионисий, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям Патриарший экзарх Западной Европы митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, управляющий викариатством Новых территорий архиепископ Каширский Феогност, управляющий Северо-Восточным и Юго-Восточным викариатствами архиепископ Егорьевский Матфей, наместник Андреевского ставропигиального монастыря, управляющий Юго-Западным викариатством епископ Дмитровский Феофилакт, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, управляющий Восточным викариатством епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляющий Северным викариатством епископ Сергиево-Посадский Парамон, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, управляющий Западным викариатством епископ Павлово-Посадский Фома, наместник Донского ставропигиального монастыря, управляющий Северо-Западным и Южным викариатствами епископ Бронницкий Фома, заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5636500.html

14 мая 2020
ПОДРОБНЕЕ

В Гольяново прошла десятая велопрогулка Воскресной школы

10 сентября состоялась десятая по счету велопрогулка Детской Воскресной школы храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове. Маршрут “юбилейного” велосипедного паломничества пролегал в храм Воскресения Христова на Семеновском кладбище. Среди участников были как регулярные участники, так и новички, кто первый раз побывал в нашем велопутешествии.

Среди последних были ребята, которые несколько лет уговаривали родителей привести велосипед с дачи в город, чтобы принять участие в очередной велопрогулке и для них эта поездка стала исполнением давнего заветного желания. Кроме этого, самой младшей участнице нашего велопробега было всего 4 года, и путешествовала она в небольшом велоприцепе, предназначенном для перевозки детей.

В десятый раз благословил на дорогу и принял участие на велосипеде клирик храма иерей Евгений Бадыло. Маршрут был всем хорошо знаком, потому как по нему пролегал путь в прошлые совместные поездки в храмы Димитрия Солунского на Благуше и Николая Чудотворца на Преображенском кладбище, из-за чего время в дороге прошло незаметно.

По приезде к храму Воскресения Христова на Семеновском кладбище никакого кладбища рядом с храмом дети и взрослые не обнаружили, поскольку оно не сохранилось, осталось только название. Экскурсовод и прихожанка храма Елена Ивановна поведала паломникам о том, что кладбище это было предназначено для военных, которые погибли защищая наше Отечество. Название Семеновское оно получило от названия села, из мальчишек которого был набран один из потешных полков Петра I – Семеновский.

В ходе экскурсии прозвучали интересные рассказы о военных забавах 11-летнего царя, о том, откуда село получило название Семеновское и о самом храме в честь Воскресения Христова, построенном в XIX веке по проекту именитого архитектора Константина Тона – автора храма Христа Спасителя и Кремлевских Дворцов. Снаружи здание храма кажется небольшим, но внутреннее его пространство удивило всех своими размерами. Также особо были отмечены яркие фрески, напоминающие собой росписи соборов Московского Кремля.

Выяснилось, что же в здании храма есть второй этаж, где расположилась уютная трапезная.  Здесь слушатели после экскурсии попили чай и немного отдохнули, а затем пустились в обратный путь, уже планируя поездку в новое место.

 Участники велопрогулки благодарят сотрудников храма Воскресения Христова за теплый, радушный прием!

Пресс-служба Восточного викариатства и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове

15 сентября 2023
ПОДРОБНЕЕ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

В Москве проходит фотоконкурс «В объективе православная молодежь»

С 3 по 31 мая 2021 года в Москве проходит фотоконкурс «В объективе православная молодежь».

Организаторы мероприятия — Отдел по делам молодежи Московской городской епархии при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики г. Москвы.

Срок предоставления конкурсных материалов — по 31 мая включительно.

Оглашение победителей фотоконкурса и торжественное награждение состоится в День молодежи России, 27 июня, в саду им. Н.Э. Баумана в рамках молодежного фестиваля «Светлая Москва», приуроченного к 800-летию со дня рождения благоверного князя Александра Невского.

Конкурс проводится в следующих номинациях: «Таинство»; «Азбука волонтерства»; «Портрет в храме»; «Жизнь в храме».

Информационный источник: http://moseparh.ru/v-moskve-proxodit-fotokonkurs-v-obektive-pravoslavnaya-molodezh.html

16 мая 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up