«Пасха. Христос даровал нам жизнь вечную» — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

«Пасха. Христос даровал нам жизнь вечную»

Опубликовано: 2 апреля 2023

Категории: Новости, Патриарх

В Издательстве Московской Патриархии вышла в свет новая книга Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Пасха. Христос даровал нам жизнь вечную».

В книге рассказывается о Празднике праздников — Святой Пасхе в контексте глобальных исторических событий, с которыми человечеству пришлось столкнуться в последние годы.

Как сегодня христианину правильно построить свою жизненную траекторию? Как готовить себя к встрече с воскресшим Спасителем? Как отвечать на вызовы современности? Святейший Патриарх с пастырской заботой отвечает на эти важнейшие вопросы, напоминая, что «даже непростые обстоятельства нынешнего тревожного времени в перспективе дарованной нам вечности теряют свою зловещую остроту».

Источник: Издательство Московской Патриархии

В Гольянове прошли масленичные гуляния

16 марта на территории храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове прошли масленичные гуляния и Ярмарка Милосердия.

Клирики храма поздравили прихожан и пожелали доброго наступающего Великого поста.

На гуляниях звучали русские песни, были игры и развлечения. Дети делали поделки, катались на лошади и угощались сладостями.

Кроме того, на празднике директор благотворительного фонда «Зов жизни» Николай Кузьменко вручил подарок и сказал теплые слова поддержки Кириллу – мальчику, отец которого погиб год назад в зоне проведения СВО. Средства, которые были выручены от пожертвований и продаж поделок были также переданы семье Кирилла.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове

16 марта 2024
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня

27 сентября 2022 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Крест для погибающих — юродство, а для спасаемых — сила Божия», — вот чему учит нас сегодня Священное Писание. Юродство — это славянское слово, а русское слово, ему соответствующее, — «безумие». И что же получается, если перевести на наш современный язык? «Крест для погибающих — безумие, а для спасаемых — сила Божия».

А ведь так оно и есть. Что такое крест? Крест — символ страданий, мучений и смерти. И как же эти страшные явления могут быть привлекательны для человека, как они могут определять в положительном направлении жизнь человека? И те, кто не понимает смысл страданий Господа на Кресте, — кто и в древности не понимал, да и сегодня не понимает, — просто отмахиваются от этого величайшего откровения Нового Завета.

Почему же мы не отмахиваемся? Почему мы соглашаемся с тем, что крест принес не только страдания, но через страдания принес спасение? Потому что на кресте были явлены величайшие человеческие чувства, и в таком глобальном масштабе, который ни в одной человеческой личности осуществить невозможно. Что же это за чувства, что за проявления человеческой души? Это жертвенность и любовь. И если определить апогей развития способности человека жертвовать и любить, то этим апогеем будет Голгофская Жертва.

Конечно, человеческий опыт жертвенности и любви не может достигать того самого спасительного апогея, который был явлен на Голгофе. Но Жертва Христа Спасителя обозначает ориентир, некое направление движения. Через Крест Христов мы осознаем, что жертвенность и любовь являются величайшими ценностями для человека, для полноты его жизни. И одновременно это величайшие добродетели, которые оправдывают человека пред Богом, через которые человек искупляет свои грехи.

Мы знаем, что Жертва Голгофская была жертвой искупления. Господь принял эти страшные мучения, чтобы искупить пред Божественным правосудием все грехи мира. Наши с вами кресты, наши жертвы невозможно сравнить с тем, что совершил Спаситель. Но в масштабах наших человеческих возможностей, в масштабах личности каждого жертвенность и любовь являются действительно апогеем духовной жизни.

А что происходит, если мы отмахиваемся от этих ценностей? В самом деле, почему я должен жертвовать чем-то ради другого человека? Человек, отрицающий значение жертвенности, может привести множество подобных утилитарных аргументов. Зачем мне чем-то жертвовать, во имя чего? Но сегодняшний день может научить всех, даже тех, кто принципиально отрицает возможность принести в жертву не только себя — об этом и речи нет! — а хотя бы частицу своей жизни, своего времени, своих материальных возможностей. Сегодняшний день может убедить отрицающего необходимость жертвы в том, что жертва приносит человеку спасение. А синонимом спасения на обычном нашем языке является слово «счастье».

Вот если мы будем способны сопрягать жертвенность со счастьем, то изменятся, радикально изменятся человеческие отношения. Потому что человеку всегда хочется что-то получить. Сделал работу — получить деньги, трудишься хорошо — получить повышение по карьерной лестнице; да мало ли какие ценности для нас привлекательны, так что ради них мы готовы и трудиться, и даже жертвовать! И ведь так и происходит в нашей жизни. Тот, кто хорошо трудится, теряет свое время, иногда даже рискует здоровьем, но в ответ на это получает и материальное поощрение, и продвижение по службе.

Ну, а как же поступать в духовной жизни? Сегодняшний день помогает нам понять, что когда мы приносим себя в жертву, когда мы разделяем с другими свое время, свои материальные возможности, свою любовь — искренне, не конъюнктурно, не по необходимости, а от сердца, — тогда мы обретаем великий Божий дар. Мы становимся ближе к Богу. Господь прощает нам наши грехи. Ведь даже право, которым руководствуется человеческое общество, предполагает, что преступник должен искупить свою вину, и таким искуплением чаще всего является тюремное заключение. А как мы можем искупить нашу вину в течение нашей земной жизни, чтобы пред Богом не предстать с нашей виной? Нашим искуплением здесь и является жертвенность, жертвенная любовь, помощь тем, кто страдает. И не для того чтобы отметиться перед телекамерами, или чтобы про тебя в газетах написали, а так, тихонечко прийти и помочь…

Должен вам сказать, что многие люди сегодня так и поступают. Ко мне стекается информация, которая не попадает в общественное пространство, а потому я не могу оглашать какие-то имена, но действительно поражаешься жертвенности, являемой многими и многими нашими согражданами. Особенно сейчас, когда такая непростая ситуация на Украине, когда, защищая все наше историческое Отечество — и Россию, и Украину, — воины наши жертвуют здоровьем и жизнью, как важно, чтобы и весь народ наш был способен жертвовать во имя Христово ради всех тех, кто нуждается, кто не словесно, а самим своим существом просит этой помощи!

Иногда задают вопрос: «Ну, а кому помогать-то? Смотрю направо, налево — не вижу…». А тут надо помолиться, чтобы Господь открыл наши очи духовные, так чтобы мы увидели, кому помогать. В ответ на молитву Господь всегда открывается самым неожиданным образом и дает возможность проявить свою любовь, свою жертвенность, с тем чтобы принести жертву в первую очередь Ему, а через эту жертву получить прощение грехов и радость душевную.

Еще раз хочу сказать, что сегодня то время, когда мы особенно должны задавать себе этот судьбоносный вопрос: «А что я делаю?» Потому что происходящее сегодня на просторах Святой Руси, конечно, омрачает сердца многих. Не буду говорить о себе, но с этими мыслями, с этим страданием и ложусь, и встаю, и провожу весь день, потому что являюсь Патриархом не только Московским, но и всея Руси. Но в то же время верю, что по милости Божией пройдет эта напасть, что она не подорвет тех глубинных основ нашего совместного бытия, которые сохраняют в единстве народ Святой Руси, живущий в России и на Украине. Верю, что Господь приклонит милость и прекратится междоусобная брань. И там, где сегодня недоумение, страдания и скорбь, должна явиться наша человеческая любовь друг ко другу. А в ответ на эту любовь — любовь Господа к нашему единому народу, к тем, кто живет в России и на Украине, к тем, кто живет в разных уголках Земли.

Пусть Господь в это очень непростое время всех нас укрепит в вере и благочестии. В первую очередь обращаюсь сейчас к тем православным людям, которые считают, что можно посетить храм один раз в году, и этого достаточно. А другие говорят: в пост надо посетить храм, причаститься, и достаточно. Третьи говорят: достаточно одного раза в месяц. И одни, и другие, и третьи неправы! Воскресный день дается нам для того, чтобы мы посвящали его Богу. А кто не желает отдать Богу часть воскресного дня, думая, что сделает для себя что-то получше — телевизор посмотрит, погуляет, в гости пойдет, — тот глубоко ошибается. «День седьмый Господу Богу твоему», говорит заповедь Божия. А это значит, что воскресный день должен начинаться с молитвы. Но если по каким-то обстоятельствам человек не может в храм пойти (хотя чаще всего эти обстоятельства надуманы), то по крайней мере в утренние часы нужно помолиться вместе со своей семьей, испросить у Господа прощения за то, что в этот день в храм не пришел. Всё это сейчас так важно, мои дорогие!

Мои родители пережили ленинградскую блокаду, и они рассказывали мне о том, как наполнялись в Ленинграде Божии храмы, как люди голодные, почти умирающие, стекались в храмы, несмотря на обстрелы, несмотря на ослабление всех физических сил. Храмы Ленинграда во время блокады были переполнены, и, может быть, эта молитва и спасла город. Не хочу сравнивать нынешние времена с тем, что пережили ленинградцы в тяжелейшие годы блокады, но в ведь в каком-то смысле и сегодня наступило судьбоносное время! Потому что многие восстают на Русь, и у многих голова закружилась в желании погубить Русь, ее самобытность, ее независимость, ее свободу. И сегодня мы должны особенно укрепить себя в вере, наполнить наши храмы, молиться за власти, за воинство, за своих родных, близких, молиться за Церковь Православную, которая в этих тяжелейших условиях сохраняет духовное единство Святой Руси.

И да поможет нам Господь! Еще раз хочу сказать, что мы дожили с вами до судьбоносного времени, а в судьбоносное время следует обновить нашу веру, обострить наше сознание и нашу память, посмотреть иначе на многое из того, на что мы еще вчера смотрели без особого внимания и особой заботы. Тогда наша духовная мобилизация, к которой я сейчас всех призываю, поможет и мобилизации всех сил нашего Отечества. И она, несомненно, поможет в конце концов полному примирению России и Украины, которые составляют единое пространство Русской Православной Церкви.

Можете себе представить состояние меня как Патриарха всея Руси, когда сегодня брат убивает брата. Наверное, кто-то из носителей крайних политических взглядов скажет: вот, проповедует пацифизм в то время, когда… Не пацифизм, но этими словами я просто свидетельствую о нашем общем долге пред Богом — молиться о прекращении междоусобной брани, делать все для того, чтобы восстановились братские отношения двух частей единой Руси, и молиться еще и о том, чтобы Господь избавил, особенно нашу молодежь, от того, чтобы жизнь их пресеклась в этой междоусобной брани. А для того чтобы было так, надо, надо чтобы брань прекратилась.

И да помогает нам Господь, святые угодники единой Руси, преподобные Киево-Печерские и преподобные отцы многочисленных обителей, включая Троице-Сергиеву лавру, на просторах великой Руси! Будем уповать на их молитвы, ведь и их душа сегодня скорбит и страдает по поводу того, что происходит. И будем надеяться, что общими усилиями, без того чтобы идти по пути опасных компромиссов, могущих навредить единой Руси, мы все одновременно двигались по пути примирения и восстановления того духовного единства, которое было сформировано в недрах единой Русской Православной Церкви.

Пусть благословение Божие пребывает над всей Святой Русью, над начальствующими, над духовными руководителями, над воинами и над всеми теми, от кого может зависеть мирный и благополучный исход нынешнего весьма опасного столкновения двух братских народов. Пусть Господь хранит нас всех и укрепляет в вере, любви, единомыслии. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5963304.html

27 сентября 2022
ПОДРОБНЕЕ

Детский праздник воспитанников Воскресной школы храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках

16 января 2022 года в Воскресной школе храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках состоялся детский праздник, посвященный великому событию — Рождеству Господа Иисуса Христа. Всех детей и их родителей, а также многочисленных гостей, со светлым праздником поздравил настоятель храма иеромонах Афанасий (Иванов).

В этом году юные актеры Воскресной школы храма подготовили небольшой, но очень добрый и интересный спектакль, наполненный христианским смыслом о добре, любви и милосердии. В нем всем зрителям Ангел и Звездочки рассказали о событиях Рождества, о добрых пастухах, о мудрых волхвах и о звезде, которая освящала им путь к младенцу Христу. Ангел поведал историю и о скромной зеленой Елочке, которая за свою доброту и смирение стала символом великого праздника. Кроме того, воспитанники Воскресной школы поздравили всех гостей рождественскими стихами и песнями.

И конечно же, в завершение праздника, по традиции все наши дети получали из рук Деда Мороза и Снегурочки заслуженные подарки! Ребята отгадывали загадки Зимнего Дедушки и его Внучки, рассказывали стихи и пели песни.

Информационный источник: Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках

18 января 2022
ПОДРОБНЕЕ

Крестным ходом к месту строительства на Соколиной горе

20 января, в понедельник, Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в храме Сергия и Варвары (Островских) состоялась Божественная Литургия, совершен молебен на начало возведения основного храма преподобного Александра Свирского на Соколиной горе с Крестным ходом к месту строительства. Богослужение совершил настоятель строящегося храма, иерей Василий Щур, обратившийся затем к собравшимся с пастырским словом.

«Кто побывал в Иерусалиме, на Святой Земле и видел, где жил пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн, тот ужаснется. Там, где он провел жизнь, беспрерывно соблюдая строжайший пост и самоотверженно служа людям, мы с вами сможем выдержать от силы несколько дней. Креститель Господень Иоанн был последним пророком, закрывшим Завет Ветхий и начавшим Завет Новый, ибо наставлял в жизни праведной великое множество людей, не имея писанного Евангелия, которое приоткрывал ему Сам Господь. Всю жизнь служа Господу, Иоанн Креститель бесстрашно обличал сильных мира сего, перед которыми трепетали его современники, и умер за Христа, будучи усеченным мечом «,– рассказал прихожанам отец Василий.

«Сейчас будем служить молебен на начало строительства, — сказал отец Василий. — Мы пять лет этого ждали, пять лет к этому шли. Нижний, «крестильный» храм будет освящен в честь Крестителя Спасова Иоанна. То есть сегодняшнее 20 января — это будет наш престольный праздник. Просим ходатайства Иоанна Предтечи пред Господом, чтобы мы благополучно начали и успешно, без препятствия со стороны злых сил смогли возвести этот храм — чтобы это был прекрасный дом Божий, войдя в который человек забудет о земных страстях и о грехе». 

Дальше батюшка обратился к строителям: «Представьте себе, что вы строите храм в честь вашего Небесного покровителя. Как вы его должны строить? Лучше чем свой дом! Построить храм, который потом будет стоять веками – это не только дело всей моей жизни. Все наши прихожане усиленно молились, чтобы Бог помог и указал нам строительную компанию: чтобы не мы вас выбрали, а Он избрал. Возведенный храм будет всегда напоминать тем, кто туда придет, о всех нас, положивших на его строительство ту или иную часть своей жизни». Батюшка попросил прихожан усиленно молиться за Ивана Николаевича, начальника участка Владимира Петровича, за генерального директора Александра Васильевича и всех, кто начинает возводить храм, в котором через Крещение родится в жизнь вечную множество людей.

Отец Василий особым образом благословил участвующих в Богослужении строителей возложением Евангелия. Отец настоятель пожелал им помощи Божией и особого заступничества святых Иоанна Крестителя и Александра Свирского, попросил соработать Господу через строительство храма достойно, с благоговением и любовью, дабы снискать Его благодать. После чтения молебна, участники Крестного хода вышли во двор и обошли место, где начинается стройка.

Батюшка окропил землю и собравшихся крещенской святой водой. По окончании Богослужения батюшка пригласил Ивана Николаевича и Владимира Петровича на первую планерку, в ходе которой, в частности, обсуждалось внесение последних уточнений в планы строительства.

Помощи Божией строителям и крепкой молитвы всем нам — так неоднократно говорил батюшка в ходе проповеди, обращаясь к нам, прихожанам: «Господи, благослови начать строительство храма и не ослабевать в молитвах. Все мы помним, как долго дело двигалось к началу строительства, и вот – оно началось! Рассуждая по-светски, результат достигнут, в то время как человек верующий должен прежде остального заботиться о чистоте сердца и искренности намерений. Поэтому всем нам надо продолжать усиленно молиться. Посильное участие в строительстве храма Божия обновляет душу, предуготовляя ее для жизни вечной, но может и, наоборот, испортить человека, если он вдруг сведет все к одной только стройке».

23 января 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up