«Пасха. Христос даровал нам жизнь вечную» — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

«Пасха. Христос даровал нам жизнь вечную»

Опубликовано: 2 апреля 2023

Категории: Новости, Патриарх

В Издательстве Московской Патриархии вышла в свет новая книга Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Пасха. Христос даровал нам жизнь вечную».

В книге рассказывается о Празднике праздников — Святой Пасхе в контексте глобальных исторических событий, с которыми человечеству пришлось столкнуться в последние годы.

Как сегодня христианину правильно построить свою жизненную траекторию? Как готовить себя к встрече с воскресшим Спасителем? Как отвечать на вызовы современности? Святейший Патриарх с пастырской заботой отвечает на эти важнейшие вопросы, напоминая, что «даже непростые обстоятельства нынешнего тревожного времени в перспективе дарованной нам вечности теряют свою зловещую остроту».

Источник: Издательство Московской Патриархии

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день 75-летия Великой Победы

9 мая 2020 года, в 75-ю годовщину Великой Победы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил заупокойную литию по погибшим и усопшим участникам Великой Отечественной войны в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес Первосвятительское слово. 

75 лет назад закончилась самая страшная война в истории человечества, унесшая миллионы и миллионы жизней. И среди жертв, которые принесли на алтарь победы многие народы и страны, наибольшую принесли воины и мирные жители нашего Отечества. Разные называют цифры, потому что, наверное, невозможно подсчитать всех погибших, но даже если принять, что война унесла 27 миллионов человеческих жизней, трудно себе представить, что это означает. Мы знаем, какой большой город Москва, однако в его исторических границах — лишь десять с небольшим миллионов жителей, не считая приезжих. Можете себе представить: 27 миллионов — это почти три Москвы! Это наши отцы, наши старшие братья и сестры, это наш народ. Это те, кто потерял всякую возможность иметь потомство. Их жертва, принесенная на алтарь Победы в Великой Отечественной войне, тяжело сказалась на народонаселении нашей страны. Мы потеряли не только множество людей во время войны, но и детей тех, кто должен был их родить, но не родил, потому что погиб во время войны. Мы потеряли внуков тех, которые должны были родиться от живших во время войны, но они не родились, потому что их отцы погибли. Страшная печать войны, ее тяжелейшие последствия самым жестоким образом отразились на жизни нашего народа.

Нынешнее поколение, особенно молодое, воспринимает Отечественную войну как что-то очень отдаленное. Но для того чтобы приблизить эту трагедию к жизни современного человека, достаточно сказать, что нас было бы гораздо больше, мы жили бы гораздо лучше, страна была бы, несомненно, более организованной и удобной для жизни, мы совершили бы многие и многие великие дела на благо своего Отечества, если бы вместе с нами были те, кто погиб во время войны, кто не родился во время войны, их дети и внуки. Последствия войны не столь остро не переживаются нынешним поколением, но они, несомненно, ослабили великий потенциал нашего Отечества. Мы живем в эпоху, когда раны войны изгладились из памяти или, по крайней мере, не производят такого тяжелого впечатления, как в послевоенные годы. Страшные эпизоды той войны изгладились из памяти даже у тех, кто ее застал. Ну, а все остальные могут судить о войне только по фильмам, по книгам, которые, конечно, очень далеки от той страшной реальности.

Последствия войны, несомненно, наложили тяжелейший отпечаток на жизнь нашего народа, но за время войны произошло что-то очень важное. Мы вступили в войну с разрушенными храмами, с закрытыми монастырями, с заключенными священнослужителями и верующими. Правители наши отчитывались друг перед другом и перед народом в том, что в жизни наших людей практически не осталось веры, каких бы то ни было признаков религиозной жизни. Но вот началась война — и будто бы не было страшных лет гонений. Люди перестали стесняться своей веры и, перекрестившись, шли в атаку с именем Божиим. Они открыто исповедовали свою веру, и никто более не смел этому препятствовать.

Религиозное возрождение нашего народа во время войны — это один из факторов, который, несомненно, повлиял на ее исход. Потому что верующий человек исполняет свой долг, имея ответственность не только перед начальником, который над ним поставлен, но и перед своей совестью и, самое главное, пред Богом. А ведь именно Господь сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Господь призвал нас быть готовыми отдавать свою жизнь за других, и если в мирное время эта заповедь не воспринимается как очень актуальная, то в военное время она сделалась для многих руководящим принципом их жизни.

Как мне говорили фронтовики, и я об этом уже неоднократно говорил, в окопах не было неверующих. Потому что встать по команде из окопа, подняться во весь рост и идти навстречу смерти может только человек, который победил страх. Если страх господствует, если он сковывает сознание и парализует волю, то воин не может подняться и идти навстречу смерти. Но если человек верит в бессмертие, если он, может быть, не столько умом, сколько сердцем своим чувствует, что отдать жизнь свою за други своя есть не только доблесть, но и возвышеннейшее требование, которое Бог обратил к людям, то исполняется силой разум, укрепляется воля, и человек побеждает страх.

Мы верим, что сила Божия присутствовала среди наших солдат и укрепляла их. Перед отправкой на фронт многие зашивали в свои гимнастерки текст псалма «Живый в помощи», и, как рассказывали мне участники боевых действий, перед атакой рука тянулась к словам великого псалма, и, коснувшись священного текста, многие с упованием на волю Божию обретали и смелость, и мужество.

В результате войны обновилась религиозная жизнь, открылись многие храмы, монастыри. Время от времени в нашей стране еще проводились разного рода атеистические кампании, но уже никто не осмеливался за посещение храма или за открытое исповедание веры посылать людей в заточение, в ссылку, подвергать другим суровым наказаниям. Хоть и не было полного благоприятствования для веры Христовой, но вера в нашем народе укреплялась, и, наверное, чувство присутствия Бога в жизни помогало и послевоенным поколениям людей справляться с трудностями, которые выпадали на их долю.

Мы сегодня вспоминаем в первую очередь тех, кто героически отстоял наше Отечество от страшной оккупации. Мы не можем даже представить, что было бы, если бы враг победил; об этом не хочется и думать. Но совершенно очевидно, что мы с вами не стояли бы сегодня здесь, в этом храме, и вместе с нами сегодня не совершали бы благодарственные заупокойные богослужения тысячи и тысячи людей, вспоминающих о бессмертном подвиге тех, кто своей жизнью и своей смертью сохранил для нас, в том числе, возможность исповедовать веру в Господа и Спасителя и жить по законам православной веры. За многое мы должны поблагодарить героев, которые отдали свою жизнь на полях битв Великой Отечественной войны. Благодарность Церкви — это всегда молитва. И мы совершили заупокойную панихиду, вспоминая каждый своих, молясь за своих родных и близких, тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны, или кто пропал без вести, как мой родной дядя Владимир, в честь которого я и был назван Владимиром. Он был одним из тех, кто в первый день войны встретил полчище оккупантов, потому что служил связистом под Брестом, и, наверное, погиб в тот же день, исполняя свой воинский долг.

Знаю, что практически нет семьи, где люди не вспоминали бы сегодня тех, кто погиб или был изувечен, защищая родину, тех, благодаря кому мы сегодня имеем возможность жить в свободной стране и свободно исповедовать свою веру. Поэтому заупокойная молитва сегодня соединяется у нас с молитвой об Отечестве нашем, чтобы Господь сохранил народ наш, страну нашу от врагов внешних и внутренних, чтобы Господь дал нам силы возрастать в вере, в благочестии, в любви к Отечеству, в любви друг к другу, чтобы Он укрепил нас в подвиге служения друг другу, как это делали воины на поле брани Великой Отечественной войны, когда жизнь ближнего, жизнь друга, жизнь солдата, находившегося рядом, были настолько значимы, что люди ради жизни ближнего были готовы отдать свою собственную жизнь. Дай Бог, чтобы не только в экстремальных условиях, но и в обычных, даже достаточно комфортных условиях современной жизни мы оставались способными иметь такую любовь к ближнему, о которой Господь сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

Пусть Господь хранит нашу страну, нашу землю, наш народ, всю историческую Русь от врагов, от потрясений, от междоусобной брани, от смертей. Сейчас мы особо молимся о том, чтобы Господь оградил всех нас от страшного поветрия, которое пришло в этот юбилейный год к нам, которое унесло и уносит жизни людей. Пусть память о великих героях Отечественной войны поможет нам быть более мужественными и в условиях этой напасти, чтобы мы думали не только о своей собственной жизни, но и о жизни тех, кто рядом с нами, — по примеру героев Великой Отечественной войны. Да хранит Господь Отечество наше, народ наш, Церковь нашу от всякого зла, и благословение Его пусть пребывает со всеми нами. Аминь. Христос Воскресе!

Информационный источник:http://www.patriarchia.ru/db/text/5633969.html

9 мая 2020
ПОДРОБНЕЕ

Итоги конференции на тему «Православное воспитание детей»

29 февраля в Храме Преображения Господня на Преображенской Площади прошла конференция на тему «Православного воспитания детей». Перед прихожанами храма и его гостями делились опытом воспитания: настоятель храма – протоиерей Борис (Потапов), клирик храма — иерей Кирилл (Киселев), прихожанка храма – Ермилина Ольга.

Свой доклад «Духовное воспитание детей», отец Борис открыл цитатой Архимандрита Иоанна Крестьянкина: «Если не хотите, чтобы дети пили – не пейте, не хотите, чтобы дети курили – не курите, не хотите, чтобы блудили – не блудите. Воспитывайте детей примером своей собственной жизни». Будучи отцом семерых детей, отец Борис знает, как важен личный пример, что он сильнее всякого слова, сказанного ребенку. Духовное воспитание ребенка начинается с воспитания самого себя. Далее отец Борис рассказал о важности общения в семье, о том, что нужно говорить с детьми обо всем, вникать в жизнь детей, знать его думы.

«Нам надлежит воспитывать в детях высшую христианскую нравственность, чтобы жили они, чтобы живы были мы, и не захлебнулся мир злом окончательно», — сказал отец Борис.

Основными проблемами воспитания отец Борис назвал:

 — проблема фарисейства — то есть, когда мы говорим одно, а делаем и думаем другое. Если мы сами чего-то не понимаем или не принимаем, не нужно понуждать делать это наших детей, а лучше вместе разобраться.

— отношения в семье. Если в наших отношениях нет религиозного чувства, нет Христа, то ребенок приходит к страшному выводу, что жизнь родителей делится на две неравные части. Религиозную жизнь (суббота и воскресенье в храме) и жизнь обычную, когда этого всего нет.

— проблема общения с самим ребенком. Ребенок ждет от нас искренности – а в религиозной жизни особенно. Важно научиться отвечать на неудобные вопросы, особенно о Боге. Не ругать ребенка и не стыдить, а попытаться объяснить ему все через Евангелие.

Отец Борис закончил свой доклад, также словами Старца Архимандрита Иоанна Крестьянкина: «Мы верим, что если наши дети регулярно в младенчестве причащались Святых Христовых Тайн, то как бы их не носило житейское море, они рано или поздно ввернуться в Лоно Церкви!».

Второй докладчик – Ермилина Ольга, в прошлом профессиональный спортсмен, сейчас массажист-реабилетолог, рассказала о «Физическом воспитании ребенка от рождения до старшего школьного возраста». Были освещены цели, задачи, средства физического воспитания, детей разных возрастов с учетом особенностей развития ребенка.

Завершил конференцию отец Кирилл с докладом «Проблемы воспитания детей». Он подробно раскрыл само понятие «воспитание» с точки зрения научной, социальной, военной, психологической, педагогической. Были сделаны выводы что православная вера никогда не вступала в конфликт ни с одним из этих определений. «Все, что говорит наука, включено в то, что говорит Православная Церковь».

Подводя итоги конференции участники сделали акцент на том, что дети — это отражение родителей.

«Многочисленные вопросы к докладчикам со стороны слушателей дают повод на дальнейшие встречи по данной тематике», — сказал отец Борис.

6 марта 2020
ПОДРОБНЕЕ

Очередная встреча настоятеля храма Успения Богородицы в Вешняках с прихожанами

11 декабря после вечернего богослужения на приходе состоялась встреча настоятеля иеромонаха о. Афанасия с прихожанами храма. Темой встреч является объяснение последовательности и смысла богослужений Русской Православной Церкви.

На этой встречи прихожане подробно познакомились с содержанием богослужебных книг, используемых при совершении ежедневного богослужения.
После основной части встречи каждый желающий задал вопросы, касающиеся веры и Церкви.

Следующая встреча состоится 25 декабря, в среду, после вечернего богослужения.

11 декабря 2019
ПОДРОБНЕЕ

В парке на Яузе состоялся мастер-класс

31 августа в последний день лета в парке на Яузе состоялся мастер-класс «Первая помощь» Свято-Владимирского сестричества при храме Святой Живоначальной Троицы при ДГКБ им. Святого князя Владимира

Навыки оказания первой помощи — то, чем стоит овладеть каждому, даже ребёнку.

Наши сестры-милосердия провели объёмный мастер-класс в рамках фестиваля «Лето в Москве» для слушателей всех возрастов, чтобы они всегда могли помочь и себе и окружающим.

Желаем всем здоровья и поможи Божьей во всех делах!

Пресс-служба храме Святой Живоначальной Троицы при ДГКБ им. Святого князя Владимира и Восточного викариатства

31 августа 2024
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up