Паломники из Черкизово посетили Оптину — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Паломники из Черкизово посетили Оптину

Опубликовано: 18 марта 2025

Категории: Новости

15 и 16 марта 2025 года Илиинская воскресная школа совершила традиционное великопостное паломничество в Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь.

Выезжая утром из весенней Москвы, богомольцы и предположить не могли, что в Калужской области окажутся в снежном буране: была вероятность, что они и вовсе не попадут в монастырь. Все участники поездки молились, читали акафист святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.

К вечеру всё успокоилось и выглянуло солнце, монастырь оказался в снегу, будто в зимней сказке.

После вечернего богослужения и исповеди паломники пропели акафист Пресвятой Богородице и разошлись по своим кельям.

Новость о его кончине схиархимандрита Илии (Ноздрина) илиинцы узнали одними из первых, — по окончании литургии. Когда дети и родители пришли в келью преподобного Амвросия Оптинского в Иоанно-Предтеченском скиту, экскурсовод Ксения сказала: «Вы счастливая группа, вы сейчас ближе всех к батюшке Илию. Дух его здесь, с вами».

Гостям из Черкизова очень не хотелось покидать это место. По пути обратно все делились впечатлениями и духовным осмыслением поездки. Несмотря кончину отца Илия, радость от поездки все же преобладала на скорбью.

Специалисты Восточного викариатства передали продуктовые наборы для подопечных семей

10 октября специалисты по социальному служению Восточного викариатства передали 43 продуктовых набора для подопечных семей Московского детского хосписа №1.

Как показала практика, семьи с неизлечимо больными детьми часто нуждаются в самом необходимом, даже в продуктах. Именно поэтому социальные службы многих храмов восточного викариатсва с особой любовью и заботой готовят продуктовые наборы.

В октябре мы собрали на 10 наборов больше, чем в сентябре.

Под патронажем Первого детского хосписа находится 400 семей с неизлечимо больными детьми. Собранные продуктовые наборы передали в Первый детский хоспис ответственная за социальное служение Восточного викариатства Екатерина Борисенкова и соцработник храма Преображения Господня в Богородском матушка Елена Субботина.

В сборе продуктовых наборов приняли участие храмы:
— храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино;
— храм Преображения Господня в Богородском;
— храм преп.Александра Свирского;
— храм Преображения Господня на Преображенской площади
— храм Живоначальной Троицы в Кожухово;
— храм Димитрия Солунского на Благуше;
— храм Святителя Николая на Преображенском кладбище;
-храм Воскресения Христова в Сокольниках;
— храм Спаса Нерукотворного образа в Перово.

Если вы хотите помогать в Детском хосписе (прогулки с детьми) просим написать на почту e-borisenkova75@mail.ru ответственной за социальное служение в Восточном викариатстве Екатерине Борисенковой

Пресс-служба Восточного викариатства

12 октября 2023
ПОДРОБНЕЕ

Епархиальная комиссия по работе с вузами приглашает московских студентов на лекторий, посвященный благоверному князю Александру Невскому

В конце мая в Московской духовной академии пройдут дни благоверного князя Александра Невского, в рамках которых будут организованы авторские лекции для студентов, а также состоится презентация нового интерактивного сайта «Александр Невский». Мероприятия приурочены к празднованию 800-летия со дня рождения святого.

Комиссия по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы предложила московским студентам 25 мая посетить Свято-Троицкую Сергиеву лавру и принять участие в интерактивном лектории в МДА, на котором выступят яркие представители исторической науки.

Лекции пройдут в стенах Московской духовной академии, центрального высшего учебного заведения Русской Православной Церкви и старейшего вуза России. Студенты не только посетят уникальное историческое место, но и посмотрят на жизнь духовной школы изнутри.

***

Руководитель проекта «Александр Невский» священник Анатолий Колот рассказал в интервью о том, что ждет гостей лектория.

— Епархиальная комиссия по работе с вузами предложила московскому студенчеству принять участие в днях благоверного князя Александра Невского, организуемых Московской духовной академией, что, надеемся, станет большим событием в жизни столицы. Все желающие смогут посетить Троице-Сергиеву лавру и МДА. Отец Анатолий, какая программа ждет гостей?

— В дни Александра Невского, которые мы планируем провести в мае в стенах Московской духовной академии, пройдут лекции для молодежи и всех желающих. Наш лекторий — это не научное мероприятие и не конференция. Он будет состоять из открытых авторских лекций, которые прочтут яркие представители исторической науки. Как мы полагаем, лекции должны пройти с максимальным вовлечением слушателей, быть интересными для широкой аудитории. Нам очень хочется сделать так, чтобы люди, которые придут на лекции не скучали. Кроме того, в рамках лектория мы сможем организовать экскурсию по Троице-Сергиевой лавре, в народе ее называют «сердцем России» и духовным центром нашей страны. В Лавре очень много интересного, уникальный архитектурный ансамбль, который формировался в течение 400 лет. Участники экскурсии познакомятся с историей и жизнью монастыря, посмотрят древние фрески, поднимутся на самую высокую колокольню в России, полюбуются видами Лавры, города Сергиева-Посада и окрестностей. Важно то, что лекторий пройдет в стенах Московской духовной академии, и это тоже может быть интересно студентам светских вузов, так как не всегда представляется возможно попасть в стены духовной школы и посмотреть, как ее жизнь выглядит изнутри. Московская духовная академия — это центральное высшее учебное заведение Русской Православной Церкви и старейший вуз России, который был основан в 1685 году. Поэтому у студентов будет возможность побывать в уникальном историческом месте и получить яркие впечатления.

— Расскажите, пожалуйста, о лекторах, которые у вас выступят.

— Лекторы у нас выступят очень интересные, среди них доктор исторических наук Р.А. Соколов, который является директором Института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) и специализируется именно на личности Александра Невского, является одним из лучших специалистов по этой теме в исторической науке сегодняшней России. Также выступят два замечательных лектора из Московского государственного университета — кандидаты исторических наук А.В. Лаушкин и А.Е. Тарасов. Все они принимали участие в создании интернет-сайта, посвященного Александру Невскому, презентация которого состоится в мае.

— В своем интервью сайту Богослов.ру Вы рассказали о том, что интернет-сайт «Александр Невский» будет интересен молодежи, кроме текстового, фото- и видео-форматов будет много интерактива. Расскажете поподробнее?

— Разделы сайта «Александр Невский» будут очень оригинальными и нестандартными. Посетители смогут увидеть географические объекты времен Александра Невского и сопоставить их с нынешними, проследить линию жизни князя, увидеть события мировой истории XIII века. Всю информацию будет дополнять серия инфографики, которую можно будет свободно скачать и использовать даже в учебных целях. Один из блоков — своего рода интерактивный музей с изображениями вещей, сохранившихся с эпохи XIII столетия, которые можно будет приблизить и рассмотреть детально. На сайте будет много интерактивных тестов. Также пользователи смогут принять участие в историческом квесте, им будет предложено одеть русского и других воинов в соответствующую амуницию XIII века. И это далеко не все. Не хочется раскрывать все подробности, пусть что-то останется сюрпризом.

— На чем следует молодым людям, студентам делать акцент, знакомясь с жизнью святого Александра Невского?

— В Вашем вопросе прозвучало фраза «святого Александра Невского». В этой связи я бы хотел отметить, что наш сайт ориентирован на широкую аудиторию, не только на православных людей. Мы рассматриваем личность благоверного князя Александра Невского с разных сторон, есть конечно и тема святости, но это лишь часть. Личность Александра Невского уникальна и в некотором смысле универсальна, поэтому она — для всех жителей России, вне зависимости от национальной или религиозной принадлежности. Князь был выдающимся государственным деятелем XIII века. В его время было принято решать вопросы силой, огнем и мечом преодолевать государственные проблемы, он же проявлял удивительное миролюбие. Хотя, как мы знаем, ему приходилось сражаться, и он не проиграл не одной битвы, но акцент в своей политике он делал все-таки не на войне, а на мире. Это очень важный опыт для нас сегодня.

— Чем может быть светскому молодому преподавателю или студенту интересен святой Александр Невский в научной работе?

— Хотел бы сказать немного о другом. Очень много мифологии вокруг его личности, много домыслов и альтернативных видений истории, которые не подтверждаются фактами и источниками. Мне кажется, что одна из задач ученых — развеивать мифы и делать так, чтобы в информационном пространстве присутствовало, в первую очередь, аутентичное содержание о жизни и наследии князя.

— Знаю студентов, которых волнует вопрос: в чем я могу подражать человеку, который жил в XIII веке? Что бы Вы ответили?

— Александр Невский своей жизнью показал, что не человек для государства, а государство для человека. Мне кажется, что это заслуживает внимания и на этом нужно делать акцент. Опыт XIII века может быть интересен как сегодняшним руководителям государства, так и его жителям, в первую очередь — молодым людям.

— От лица Комиссии по работе с вузами и научным сообществом благодарю Вас за беседу!

15 мая 2021
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в Неделю о Страшном Суде

7 марта 2021 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшний воскресный день мы вспоминаем все, что Господь сказал о Страшном, последнем Его Суде, почему и воскресенье это на языке церковного Устава именуется Неделей о Суде.

Суд есть непременное условие выявления справедливости, правды. Суд существует столько, сколько существует человеческий род, потому что в каждом конфликте есть правда и есть ложь, и для того чтобы выявить правду и обличить ложь, люди привлекают неких посредников. Конечно, во многих случаях конфликты, будь то на личностном или семейном уровне, в каком-то узком кругу, решаются без всякого посредничества, но иногда столкновение интересов бывает настолько значительным, настолько сильно влияет на тех, кто участвует в конфликте и даже на тех, кто вне всякого конфликта, что становится ясно: для его разрешения требуется третейское вмешательство. Таким третейским вмешательством и является суд.

Приходя на суд, люди передают свою проблему, свой конфликт, столкновение своих и чужих интересов третейской силе, полагая, что судья беспристрастен, что он способен объективно рассмотреть конфликт и вынести то решение, которое поможет утвердить правду и разрушить ложь. У суда совершенно особый потенциал влияния на жизнь общества, потому что суд — это светское учреждение, способное утверждать Божию правду. Ведь что такое правда и неправда в деяниях человеческих? Это праведность и греховность, и тот, кто прав, защищает ценности, заложенные в его нравственном чувстве, а нравственное чувство имеет своим источником Самого Бога.

У нравственности нет иного источника — только Божественный источник. Все попытки людей, отказавшихся от Бога, объяснить нравственность исходя из неких социальных, общественных, культурных предпосылок, легко опровергаются. Нет более убедительного доказательства бытия Божия, чем присутствие нравственного начала в человеческой жизни. Вот почему великий ученый Иммануил Кант и говорил, что величайшее доказательство Божие — это звездное небо и нравственный закон в сердце.

Действительно, это так. Нравственность невозможно вывести ни из социальных, ни из культурных, ни из иных обстоятельств и условий человеческой жизни. А иначе было бы множество нравственностей: сколько голов, столько и умов. Как различаются политические системы, культурные обычаи! Как различается все то, что сформировано в результате естественного развития тех или иных человеческих общностей! Можно себе представить, как невероятно отличалась бы одна модель суда от другой, если бы все это покоилось на результатах развития человека и общества. Однако во всем мире, на протяжении всей истории, правда была правдой, ложь была ложью, добро было добром, а зло было злом; и суд человеческий призван к тому, чтобы помочь людям утвердить правду и наказать ложь, поддержать добро и наказать зло.

Сам факт существования суда, основывающегося на законе, который в свою очередь основан на нравственном чувстве человека, и есть убедительнейшее доказательство Божественного присутствия в мире. Без Бога не было бы никакой абсолютной правды, а значит, не было бы и нравственности, как не было бы и закона.

Сегодняшнее воскресное богослужение, с чтением соответствующего Евангелия (Мф. 25:31-46), и направлено на размышление о Суде. Но, конечно, не о человеческом суде, но о последнем Суде — том, что будет совершен Самим Богом над всем родом человеческим. Это Страшный Суд, последний акт человеческой истории. Никто не знает, когда он произойдет, те дни сокрыты от каждого из нас, но остается нерушимым указание Самого Бога на то, что человеческая история завершится Судом, который люди назвали Страшным. С этим названием он и вошел и в христианскую культуру, и в наши богослужебные тексты. Почему Страшный? А потому что у грешника не может не быть страха перед этим Судом. Любой человеческий суд можно повернуть в свою пользу; так бывает не всегда, но уж если есть очень сильное желание и огромные возможности, то человеческий суд может поддержать одну из сторон. Но Суд Божий никакими человеческими силами повернуть в свою сторону будет невозможно. Господь явит Свою правду, и этот страшный и самый справедливый суд будет принимать во внимание не только наши поступки, но и наши мысли, наши чувства — все то сокровенное, что каждый человек не склонен раскрывать перед другими, но в чем чаще всего обретаются начала наших грехов. Все это будет предметом рассмотрения на Божественном Суде.

А почему именно сегодня мы вспоминаем о Суде Божием? А потому что мы стоим накануне Святой Четыредесятницы — Великого поста, и воспоминание о Суде наводит на мысль о том, что ничто не утаится из содеянного нами пред Богом и есть только одна возможность приклонить милость Божию к нам и испросить у Него прощение наших грехов, которая обретается через искреннее раскаяние человека пред Богом. А ведь покаяние и составляет сердцевину и подлинный смысл поста — покаяние как искреннее раскаяние пред Господом в своих грехах, как изменение мыслей и чувств своих, как изменение жизни.

Неизвестно, когда Господь явит Свой конечный Суд всему роду человеческому. Некоторые очень озабочены темой Второго пришествия, и пастырям часто приходится отвечать на вопросы верующих, которые с большим интересом и беспокойством задают вопросы о Страшном Суде. А мой ответ всем вопрошающим на эту тему был бы такой: каждого из нас ждет суд Божий, и до этого суда у каждого из нас остается все меньше и меньше времени, потому что личный суд над нами будет совершен после того, как перестанет биться наше сердце. Второе пришествие, эсхатологическое, всеобъемлющее, которое будет явлено всем человеческим родам и всей вселенной, в нашей личной жизни преломится простым, но вместе с тем совершенно особенным актом нашей кончины, потому что после смерти мы предстанем пред лицом Божиим. Это и будет наш Страшный Суд, и для того чтобы у нас была надежда на спасение, на обретение милости Божией, нет никакого другого средства, как только находить в себе силы и по-настоящему раскаиваться пред Богом.

Для того-то нам и даруется пост — время покаяния и молитвы, потому что без молитвы не может быть и покаяния. А через покаяние и молитву мы способны обрести милость Божию и изменить самих себя, то есть принести подлинное покаяние. Да поможет нам Господь укрепиться теми мыслями, которые мы с вами обрели сегодня через евангельское чтение, через молитвы, через Божественную службу, и, сохраняя эти мысли, не расточая их, достойно вступить в поприще Великого поста. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5782117.html

7 марта 2021
ПОДРОБНЕЕ

Прошла Литературная встреча

6️⃣ октября в храме Святой Троицы при ДГКБ св. Князя Владимира состоялась долгожданная Литература встреча, посвященная творчеству Бориса Пастарнака

Встреча началась с рассказала Елены Орехановой о жизни поэта.
Стихотворение «На Страстной» стало первым, которое стали читать и подробнее разбирать участники встречи. В нем через оригинальное переплетение идиллии и баллады совершается неканоническое с христианской точки зрения Воскресение природы и человека. Стихотворение стало третьим в цикле «Стихотворений Юрия Живаго». Оно датируется 1946 годом – то есть является одним из самых ранних в цикле, который писался до конца 1953 года. В стихотворении задается евангельский сюжет, за который Пастернак, а точнее созданный им поэт Юрий Живаго, еще не взялся. Здесь он буквально прорастает сквозь совершенно идиллическое сознание.

На второй половине встречи, участники читали с большим трепетом подготовленные заранее стихотворения

Очень радостно, что наши встречи посещает с каждым разом всё больше ценителей русской литературы.

❤️Спасибо каждому участнику за тёплую и душевную атмосферу в это осеннее воскресенье!

На Страстной

Ещё кругом ночная мгла.
Ещё так рано в мире,
Что звёздам в небе нет числа,
И каждая, как день, светла,
И если бы земля могла,
Она бы Пасху проспала
Под чтение Псалтыри.

Ещё кругом ночная мгла.
Такая рань на свете,
Что площадь вечностью легла
От перекрёстка до угла,
И до рассвета и тепла
Ещё тысячелетье.

Ещё земля голым-гола,
И ей ночами не в чем
Раскачивать колокола
И вто́рить с воли певчим.

И со Страстного четверга
Вплоть до Страстной субботы
Вода буравит берега
И вьёт водовороты.

И лес раздет и непокрыт,
И на Страстях Христовых,
Как строй молящихся, стоит
Толпой стволов сосновых.

А в городе, на небольшом
Пространстве, как на сходке,
Деревья смотрят нагишом
В церковные решетки.

И взгляд их ужасом объят.
Понятна их тревога.
Сады выходят из оград,
Колеблется земли уклад:
Они хоронят Бога.

И видят свет у царских врат,
И чёрный плат, и свечек ряд,
Заплаканные лица —
И вдруг навстречу кре́стный ход
Выходит с плащаницей,
И две берёзы у ворот
Должны посторониться.

И шествие обходит двор
По краю тротуара,
И вносит с улицы в притвор
Весну, весенний разговор
И воздух с привкусом просфор
И вешнего угара.

И март разбрасывает снег
На паперти толпе калек,
Как будто вышел человек,
И вынес, и открыл ковчег,
И всё до нитки ро́здал.

И пенье длится до зари,
И, нарыдавшись вдосталь,
Доходят тише изнутри
На пустыри под фонари
Псалтырь или Апостол.

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь —
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья.

<1946>

8 октября 2024
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up