Отпевание протоиерея Валентина Султана — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Отпевание протоиерея Валентина Султана

Опубликовано: 29 июня 2019

Категории: Новости

28 июня состоялось отпевание клирика храма Воскресения Христова в Сокольниках протоиерея Валентина Султана, скончавшегося после продолжительной болезни. Отпевание возглавил Управляющий Восточным викариатством города Москвы преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, которому сослужило духовенство города Москвы: протоиерей Александр  Дасаев, протоиерей Павел Куцов, протоиерей Андрей Голованов, протоиерей Максим Кравченко, протоиерей Сергий Князев, иерей Александр Алешин, иерей Евгений Головин, иерей Василий Щур, иерей Борис Векленко, иерей Михаил Лихачев, иерей Илия Воронков, иерей Борис Зыкунов, иерей Георгий Арсенов, иерей Андрей Кривоногов, иерей Андрей Тихонов, игумен Серафим (Кравченко), инок Сергий (Лебедев), протодиакон Валерий Щеглов, протодиакон Владимир Лоб, протодиакон Николай Султан, диакон Димитрий Камозин.

По 3 песни канона надгробное слово произнес протоиерей Максим Кравченко. По 6 песни канона надгробное слово произнес протоиерей Павел Куцов.

В конце отпевания преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский огласил соболезнования Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Это событие напоминает нам и о нашей с вами кончине, об ответственности перед Богом, напоминает о том, что мы должны быть всегда готовы к исходу из этого мира, который наполнен грехом. И конечно должны быть подобны отцу Валентину, жить кротко и смиренно, достигая при этом внутреннего покоя и тишины. Это очень особое событие для всех нас, так как мы провожаем отца Валентина в вечную жизнь, за пределы нашего земного бытия, ведь вся жизнь священника должна быть устремлена в Царство Небесное. Пастырь должен готовить себя и своих прихожан, паству свою к вечной жизни, он не должен задерживаться здесь. Как говорил прп. Авросий Оптинский:“ Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх”. Будем молиться о нашем собрате, чтобы Господь удостоил его Царствия Небесного. Благодать Божия, которая почила на нем, которая через него совершала Таинства, конечно же будет сопутствовать ему в этом пути, в вечную жизнь. Будем молиться и просить, чтобы Господь удостоил его пребывание с праведными и упокоил его душу» — сказал епископ Пантелеимон.  

Автобиография протоиерея Валентина Султана

 Протоиерей Валентин Алексеевич Султан родился 10 июля 1939 года в Молдавии, Атакском районе, селе Мерешовка, в благочестивой семье крестьянина. По окончании средней школы трудился псаломщиком в храме Рождества Пресвятой Богородицы  (с. Бриганы, Молдавия). 1959-1962гг. служил в рядах Cоветской армии. В 1968 году окончил Московскую Духовную Академию. В 1971 году женился на Егоровой Марии Феодоровне. Воспитал троих детей. 30 января 1972 года рукоположен во диакона Святейшим Патриархом Пименом и служил в храме Архангела Гавриила Антиохийского подворья в Москве.24 декабря 1972 года рукоположен во пресвитера Святейшим Патриархом Пименом и назначен в Петропавловский храм, что в Лефортове города Москвы. В храме Воскресения Христова в Сокольниках служил с 20 февраля 1984 года. К празднику Святой Пасхи в 2019 году был удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской.

Акция #окнаПасхи

Акция #окнаПасхи, запущенная в Вербное воскресенье, 12 апреля 2020 года, по инициативе журнала «Фома», охватила тысячи пользователей сети, получила широкую поддержку в епархиях Русской Православной Церкви и вышла на международный уровень.

Суть акции — объединить православных христиан, которые не смогут из-за карантина присутствовать в храме на пасхальных богослужениях. Редакция журнала «Фома» призвала всех верующих в Пасхальную ночь зажечь в полночь дома фонарик, лампаду или свечу и поставить их на окно.

Начиная с вечера воскресенья публикации с призывом присоединиться к акции широко разошлась по социальным сетям, например, во «ВКонтакте» записи об акции #окнаПасхи появляются в среднем каждые пять минут. Акцию поддержали также многие священники, включая известных священников-блогеров, разместивших репосты на своих страницах. А также архиереи в епархиях Русской Православной Церкви.

Кроме того, из Рунета акция перешла и в англоязычный сегмент сети, распространяясь там среди православных пользователей из разных стран под хештегом #WindowsOfPascha.

«Акция «Окна Пасхи» ни в коем случае не имеет цели заменить собой богослужение, потому что ничто не может заменить православному человек Литургию и таинства, — поясняет первый заместитель главного редактора журнала «Фома» Владимир Гурболиков. — Но с помощью этой акции мы сможем еще раз продемонстрировать наше единство во Христе. Даже на расстоянии мы остаемся единой Церковью, а ночь Воскресения — это не время для страха и одиночества».

Организаторы акции призывают также помнить и о пожарной безопасности.

«Со свечой нужно быть внимательным и аккуратным, а лучше использовать вместо нее фонарик или даже электронную свечку. Ведь главное в акции — сам символ света в окне», — говорит Владимир Гурболиков.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5623727.html

18 апреля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Встречи Илиинской молодежи со священником Тимофеем Готяшвили

Раз в месяц, начиная с декабря 2019 года, стали проводиться беседы молодых со священнослужителем. По благословению епископа Зеленоградского Саввы, настоятеля храма пророка Илии в Черкизове, встречи на духовные темы проводит клирик Черкизова священник Тимофей Готяшвили.

В январе молодые люди общались в самом конце месяца, 26 января 2020 года, и говорили о молитве. «Тема очень насущная и актуальная на все времена, а поэтому у нашей молодёжи было очень много вопросов», — отметила помощник по молодежному служению настоятеля храма Анфиса Бугрова. 

Отец Тимофей особенно подчеркнул, что «главное в молитве —  это состояние души человека». «Подумайте, как бы молился человек, которого бы выбросили в океан с корабля, — сказал он. — Но он без труда сообразит, что ему нужно произнести, что выразит его состояние души, будь то один из псалма Давида или его собственные слова. Получается, главное в молитве —  это состояния души человека».

Отправить свои вопросы священнику и внести предложения по теме следующей встречи может каждый молодой прихожанин храма пророка Илии в Черкизове. Затем они обсуждаются молодежным сотрудником Черкизова с отцом Тимофеем, а также ребятами из «Илиинского светоча», после чего определяется главная проблематика встречи.

Следующая беседа состоится 23 февраля 2020 года. Узнать о мероприятиях «Илиинского светоча»и написать Анфисе Бугровой можно по электронной почте: molod@hramilii.ru.

16 февраля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Восточное викариатство встречает Пасху

Представляем вниманию читателей сайта традиционный фоторепортаж о праздновании Пасхи Христовой в храмах Восточного викариатства

20 апреля 2025
ПОДРОБНЕЕ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up