Освящение купола и креста храма священномученика Ермогена в Гольяново — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Освящение купола и креста храма священномученика Ермогена в Гольяново

Опубликовано: 7 августа 2020

Категории: Новости

6 августа 2020 года по благословению Пантелеимона, епископа Орехово-Зуевского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющего Восточным викариатством г. Москвы благочинный Воскресенского округа протоиерей Александр Дасаев совершил освящение купола и креста строящегося храма священномученика Ермогена на ул. Уральская в Гольяново.

В совершении освящения купола и креста строящегося храма отцу благочинному сослужили: настоятель строящегося храма — иерей Алексей Довгополый, диакон Владислав Соколов, помощник благочинного Воскресенского округа — диакон Дмитрий Камозин.

Для прихода данное событие стало очень долгожданным, которое укрепило и воодушевило на дальнейшее завершение строительных работ.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

День Сухопутных войск России

Ежегодно 1 октября отмечается День Сухопутных войск Российской Федерации. И так как храм Преображения Господня на Преображенской площади является главным храмом этого рода войск, приход храма принял самое активное участие в военных торжествах.

Празднование Дня Сухопутных войск началось 30 сентября с Божественной Литургии в храме, которую по благословению Святейшего Патриарха возглавил настоятель храма протоиерей Борис Потапов в сослужении клира.

За Божественной литургией молился заместитель Главнокомандующего Сухопутными войсками России генерал-лейтенант Владимир Иванович Попов и другие официальные лица Вооруженных сил РФ.

По окончании Божественной Литургии участники богослужения направились к памятнику Воинам — преображенцам для отдания воинских почестей и возложения цветов. Далее на плацу рядом с памятником было представлено дефиле с оружием солдат Преображенского полка и выступление военного оркестра.

А уже 1 октября 2019 г. в храме состоялся торжественный молебен, за которым было совершено освящение образа святого благоверного князя Александра Невского — небесного покровителя Сухопутных войск РФ для главного храма Вооруженных сил Российской Федерации, который сейчас строится в парке Патриот.

Чин освящения совершил епископ Клинский Стефан, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Владыка приветствовал главнокомандующего Сухопутными войсками генерала армии Олег Леонидович Салюков, который присутствовал на службе, главкомат и военнослужащих Сухопутных войск, пожелав им всемерной помощи Божией в прохождении воинской службы.

В ответном слове Олег Леонидович выразил глубокую признательность Святейшему Патриарху Кириллу, Верховному Главнокомандующему Владимиру Владимировичу Путину и Министру обороны РФ генералу армии Сергею Кужугетовичу Шойгу за инициативу по созданию главного храма Вооруженных сил Российской Федерации и усвоение небесным покровителем Сухопутных войск святого благоверного князя Александра Невского.

В завершение военнослужащие приложились к иконе своего небесного покровителя.

4 октября 2019
ПОДРОБНЕЕ

Заседание Высшего Церковного Совета

27 апреля 2023 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Открывая заседание, Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам заседания со вступительным словом.

«Христос Воскресе!

Сердечно приветствую всех членов Высшего Церковного Совета.

Сегодня в повестке нашего заседания вопросы церковного служения в зоне проведения специальной военной операции. Отрадно заметить, что за последнее время церковные учреждения заметно активизировали свою работу, направленную на помощь беженцам и мирным жителям, которые пострадали от конфликта. Причем делается это без особых указаний сверху, что меня очень радует; проявляется инициатива — так и должно быть. А что касается моей позиции, то я всячески поддерживаю все начинания, направленные на решение этих важных гуманитарных вопросов.

За счет благотворительных пожертвований за 2022 год нам удалось собрать и передать более 2850 тонн гуманитарной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям, из них более 1770 тонн направлены в Бердянскую, Горловскую, Донецкую, Запорожскую, Луганскую, Северодонецкую, Харьковскую и Херсонскую епархии.

При церковной больнице святителя Алексия организованы курсы сестер милосердия для помощи раненым. Добровольцы, подготовленные Учебным центром больницы, регулярно направляются вахтовым методом в Больницу интенсивного лечения Мариуполя и Горловскую больницу № 2, для того чтобы ухаживать за ранеными пациентами.

Также более 200 волонтеров-строителей, откликнувшихся на призыв Русской Церкви, сегодня помогают восстанавливать жилые дома в Мариуполе, который больше всех, как вы знаете, пострадал от боевых действий. За месяц волонтеры своими силами отремонтировали уже 18 частных домов и готовы продолжать работу. Эта важная инициатива реализована Синодальным отделом по благотворительности. Благодарю, владыка, за инициативу и за то, что это было сделано достаточно оперативно.

К сожалению, от боевых действий неизбежно страдают храмы и монастыри, нередки сведения и о целенаправленных обстрелах храмов. Так, в Пасхальную ночь был нанесен удар по району, где расположен Свято-Преображенский собор города Донецка. Один человек, ни в чем не повинный, погиб, Царство Небесное! Также получил ранение иподиакон. Это, конечно, вопиющий акт террора, но он предан молчанию в мировых СМИ и правозащитном сообществе.

Во время боевых действий в том же Мариуполе многие приходы либо полностью утратили свое имущество, либо лишились значительной его части. Знаю, что Санкт-Петербургская митрополия оказала поддержку храмам Мариуполя и передала церковную утварь.

В феврале 2023 г. в Донецкой Народной Республике состоялось открытие отделения Всемирного русского народного собора. Это событие свидетельствует о возрождении общественной жизни, о готовности людей проявлять инициативу и занимать активную позицию по отношению к тому, что происходит. Конечно, нашим приоритетом является полноценное восстановление церковноприходской жизни, и мы должны достигать положительных результатов, в первую очередь через диалог с местными властями.

Хотел бы в заключение поблагодарить всех, кто трудится, помогая нашим братьям, претерпевающим тяжелые испытания. Данную работу необходимо продолжать, расширять и очень активно рассказывать об этом мировому сообществу».

Затем Святейший Владыка представил повестку заседания, в которую включены, в частности, вопросы деятельности духовных семинарий, активизации работы синодальных учреждений в Крыму, Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областях, а также рассмотрение предложений по теме XXXII Международных Рождественских образовательных чтений (24-27 января 2024 года).

В состав Высшего Церковного Совета под председательством Святейшего Патриарха Кирилла входят:

  • — руководитель Управления Московской Патриархии по делам епархий в странах ближнего зарубежья митрополит Крутицкий и Коломенский Павел;
  • — управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий;
  • — председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний;
  • — председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент;
  • — председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност;
  • — председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, и.о. председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл;
  • — председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан;
  • — председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон;
  • — председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений;
  • — руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома;
  • — председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Раменский Иринарх;
  • — председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон;
  • — председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим;
  • — председатель Синодального миссионерского отдела епископ Луховицкий Евфимий;
  • — председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов;
  • — и.о. председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата иеромонах Ермоген (Бурыгин);
  • — председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда;
  • — руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега).

К участию в заседании также были приглашены: заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва; руководитель и главный редактор Издательства Московской Патриархии епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай; первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, заместитель главы Всемирного русского народного собора, ректор Российского православного университета св. Иоанна Богослова А.В. Щипков.

Источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

28 апреля 2023
ПОДРОБНЕЕ

Впервые в истории принесение мощей святых Петра и Февронии из Мурома в Москву

14 июля в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Липецкий и Задонский Арсений возглавил встречу раки с мощами святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских.

Рака с мощами святых покровителей брака принесена из Свято‑Троицкого женского монастыря Мурома в Москву по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Мощи благоверных князей Муромских впервые были привезены из Мурома в Москву, для это события была специально изготовлена новая рака.

В богослужении также участвовали: митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий, Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии; митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний, Патриарший экзарх Западной Европы; архиепископ Егорьевский Матфейепископ Гурий (Шалимов)епископ Красногорский Иринарх, председатель Синодального отдела по тюремному служениюепископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыряепископ Иероним (Чернышов)епископ Воскресенский Дионисий, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служениюепископ Муромский и Вязниковский Нилепископ Балашихинский Николайепископ Павлово-Посадский Фома, первый заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархатаепископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Троице-Сергиевой лаврыепископ Бронницкий Фома, наместник Донского ставропигиального монастыряепископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Клинский Стефан, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органамиепископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального монастыряпротопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связейпротоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; наместники ставропигиальных монастырей, представители духовенства всех московских приходов.

Перед святыми мощами были вознесены молитвы о сохранении и укреплении супружества и об умножении народа нашего.

С 14 по 21 июля мощи муромских святых будут находиться в Храме Христа Спасителя. Доступ паломников будет осуществляться с 15 по 21 июля с 8.00 до 20.00.

Для удобства паломников и представителей СМИ Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси открыла страницы в социальных сетях: ВКонтакте и Фейсбук.

Статья опубликована по материалам сайта patriarchia.ru

14 июля 2019
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up