Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

ОБРАЗ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ» ПРИБЫЛ СЕГОДНЯ В ХРАМ СЕРГИЯ В ГОЛЬЯНОВЕ

Опубликовано: 24 февраля 2018

Категории: Новости, Новости викариатства

24 и 25 февраля в храме будет пребывать чудотворный мироточивый образ Владычицы нашей Богородицы «Умягчение злых сердец».

Икона мироточит уже 17 лет и по праву называется «живой», поскольку мгновенно реагирует на те или иные события в обществе кровотечением или мироточением. Каждый, кто прикасается к этой Святыне не уходит без благодатной помощи и заступничества Божией Матери. Икону редко можно застать в Москве, так как она часто «путешествует» по всему миру и исцеляет страждущих и немощных людей. Приглашаются всех на поклонение образу в дни его нахождения в храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове города Москвы.

Справки по телефону: 8(925)727-7239

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ХРАМЕ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В КОСИНЕ

В день памяти перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, 22 мая, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, управляющий Восточным викариатством, совершил Божественную Литургию в храме святителя Николая Чудотворца в Косине.

Появление на этом месте первого деревянного храма связывают с обретением иконы святого Николая у Святого озера, что случилось задолго до первого упоминания о самом селе Косино. С XVI века принят обычай входить в Святое озеро, читая молитву; об этом свидетельствуют монеты, которые нашли на дне озера во время правления Михаила Фёдоровича и его сына Алексея Михайловича. Первое упоминание о храме самого святителя Николая Чудотворца датируется 1617 годом. Об это указывается в дарственной грамоте Михаила Фёдоровича. В 1673 году построен новый храм в честь святителя Николая Чудотворца. В 1818 году по проекту Дмитрия Лухманова построены два каменных храма: в честь Пресвятой Богородицы и святителя Николая. В 1920 году с икон храма святителя Николая сняли оклады. В 1939 году были сброшены кресты. В 1940 году запретили богослужение. Во время Великой Отечественной войны в зданиях находились производства. В 1947 году храм в честь святителя Николая Чудотворца сильно пострадал от пожара. В 1950 году отдан краеведческому музею. В 1990 году храм восстановлен святителя Николая, 16 ноября того же года освящён. 

23 мая 2018
ПОДРОБНЕЕ

В Москве открылась выставка «Россия в ее иконе…»

25 июня 2022 года в Музее русской иконы имени Михаила Абрамова открылась выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина».

В экспозиции — редкие иконы XV-XVI веков, новооткрытые иконы строгановских мастеров, работы изографов Оружейной палаты и их последователей, провинциальные образы XVII столетия, памятники эпохи барокко из Москвы, Великого Устюга и Кинешмы, иконы из старообрядческих регионов, искусство иконописцев Палеха и Мстеры. Большая часть работ будет представлена широкой публике впервые.

Выставка поделена на периоды, которые отражают многообразие русской иконописи, — от классических средневековых памятников до стилистических экспериментов предреволюционных десятилетий.

Экспозиция открывается крупной группой икон XV-XVI веков, созданных в художественных столицах тогдашней Руси — Новгороде, Москве, Пскове и в городах среднерусских областей. Среди них выделяется одна из самых древних и впечатляющих икон коллекции — «Распятие» рубежа XV-XVI веков. В 1929-1932 годах икона экспонировалось в Великобритании и США в составе знаменитой выставки, организованной Игорем Грабарем и впервые познакомившей Запад с древнерусской живописью. «Распятие» не вернулось в Советский Союз, и долгое время его местонахождение оставалось неизвестным, но несколько лет назад проданную при советской власти икону удалось обнаружить за рубежом и вернуть в Россию.

Образ из легендарной коллекции московского старообрядца Егора Егорова — «Святители Никита и Иоанн, епископы Новгородские» XVI века. Это произведение после 1917 года перемещалось из одного музея в другой, некоторое время хранилось в Третьяковской галерее, о чем свидетельствует инвентарный номер на обороте, а в 1930‑е годы было продано за границу и оказалось в коллекции икон американского предпринимателя Джорджа Ханна. Теперь и этот памятник находится в России.

Ряд памятников XVII века начинается группой произведений годуновского периода и эпохи первых Романовых. Среди них центральное место занимают новооткрытые иконы, заказанные представителями семейства Строгановых. Одна из них — «Благовещение», связанная с творчеством крупнейшего иконописца первой трети XVII столетия Назария Истомина Савина.

Важной частью раздела коллекции, посвященного искусству последней трети XVII — начала XVIII столетия, является серия икон Спаса Нерукотворного, композиционно и стилистически связанных с одноименными образами письма Симона Ушакова.

Основу раздела, включающего памятники второй половины XVIII века, составляют столичные иконы эпохи барокко и рококо. Мерная икона 1763 года с тремя фигурами избранных святых является одним из самых впечатляющих произведений Михаила Фунтусова, тесно связанного с родом графов Шереметевых. На последнюю треть XVIII столетия приходится также расцвет старообрядческой иконописи Урала, Выга и Верхнего Поволжья, в частности, Романова-Борисоглебска, а также села Павлово на Оке близ Нижнего Новгорода. Одна из жемчужин этого раздела — икона «Страшный суд». Она была приобретена в Нижегородской области в семье, где хранилась больше двухсот лет.

Произведения середины XIX — первой четверти XX века показывают разнообразие путей сохранения и обновления древней традиции в новых культурных условиях. Одним из самых важных явлений в русском церковном искусстве начала XX столетия стал стиль модерн, способствовавший созданию новой версии живописной иконы и существенно повлиявший на традиционное иконописание. На выставке можно увидеть триптих «Богоматерь Знамение Серафимо-Понетаевская с избранными святыми и праздниками» 1910 г. Это икона авторства последнего царского изографа Николая Емельянова. Вероятно, императрица Александра Феодоровна, особо почитавшая Серафимо-Понетаевский образ, подарила эту икону полковнику Дмитрию Ломану в честь окончания строительства царскосельского Феодоровского собора.

По словам владельца коллекции Игоря Сысолятина, первоначально ее концепция строилась на поздней русской иконе, преимущественно XIX века. Затем собрание расширилось, охватив практически все времена и направления, а также центры иконописания России XV-XX столетий. «Сейчас в моей коллекции более тысячи икон. 320 отобраны для выставки. По ним можно проследить всю историю русской церковной живописи за пять веков, с XV по начало XX века, во всей полноте ее проявлений», — рассказал Игорь Сысолятин.

«Музей русской иконы в Москве — один из первых российских музеев икон на базе частного собрания, — отметил в своем выступлении куратор выставки, доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник сектора древнерусского искусства Государственного института искусствознания Александр Преображенский. — Для этой выставки были отобраны произведения, которые ранее не выставлялись. Экспозиция икон из собрания Игоря Сысолятина включает наиболее сохранные памятники, несущие достоверную информацию об искусстве эпохи, к которой принадлежат».

Коллекция Игоря Сысолятина — одно из крупнейших частных собраний икон.

Выставка продлится до 1 октября.

Адрес музея: ул. Гончарная, д. 3, стр. 1.

Информационный источник: Пресс-служба Музея русской иконы

27 июня 2022
ПОДРОБНЕЕ

Крещенское купание в Новокосино

В этом году приход храма Всех Святых в Земле Российской просиявших в Новокосино вновь организовал крещенское купание на территории храма.

В строящемся доме причта был установлен бассейн объемом 15 000 литров. Были сделаны раздевалки и комфортная температура. За 2 дня купель посетили несколько сотен человек, в том числе пожилые люди, инвалиды и детишки.

22 января 2020
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в Неделю по Богоявлении после Литургии в Александро-Невском скиту

23 января 2022 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова — эти слова мы сегодня услышали, когда был прочитан отрывок из Послания апостола Павла к Ефесянам (Еф. 6:10-17). В этом же послании находим и другие слова: Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2:8-9). 

Что же хочет передать нам апостол Павел из того откровения, которое он получил от Самого Господа и Спасителя? Он передает нам то, что человек спасается не своей силой, не своей праведностью и даже не своими добрыми делами, а исключительно силой благодати Божией. 

Благодать — это Божественная энергия, и только она может приблизить человека к Богу. В самом деле: бесконечный Великий Творец вселенной, Господь, явившийся нам в Сыне Своем, — и человек ограниченный, слабый, греховный… Какие бы силы ни напрягал человек, он обременен грехами и не в состоянии, даже несмотря на покаяние, приблизиться к Божественной славе, тем более войти в Божественное Царство, то есть обрести спасение. Поэтому каждый должен помнить: мы спасаемся не своими делами, потому что они ничтожно малы, даже если кажутся нам значительными, а только благодатью Божией. 

Господь изливает Свою благодать на людей, но каждый имеет возможность принять эту благодать или отвергнуть. Вот тут-то и нужно вспомнить о добрых делах. Человек ведь совершает по-настоящему добрые дела не по приказу, не по чьему-то требованию и даже не по чьей-то просьбе, хотя и просьба иногда присутствует. Решающий фактор — это желание самого человека сделать доброе дело, другому помочь. И когда мы совершаем добрые дела, мы открываем себя Божественной благодати.

В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в телеси повиннем греху (Прем. 1:4), учит нас Священное Писание. А что такое злохудожная душа? А это та самая душа человеческая, которая исполнена зла, которая не навыкла совершать добрые дела, для которой добродетель есть нечто абсолютно чужеродное. В нее не может войти премудрость Божия, а вместе с премудростью — и спасение. 

От силы благодати Божией зависит человеческий путь, но ведь человек сам идет по этому пути, благодать не ведет его за ручку. Бог не определяет наши поступки, мы сами избираем свой жизненный путь. А на этом пути, который изначально может быть очень правильным, удобным, мы сами воздвигаем себе препятствия — крутые повороты, страшные обрывы, пропасти, множество других обстоятельств, которые могут нас погубить. Не Бог создает эти препятствия — мы сами себе их создаем, а на то, чтобы их преодолеть, никаких наших сил не хватит, если уж мы сами вырыли себе яму. Все исправления недобрых дел нашей жизни, все исправления кривизны нашего жизненного пути можно совершить только силой Божественной благодати. Вот почему и сказано: благодатью вы все спасены через веру, и сие не от вас, не от добрых ваших дел, чтобы никто не похвалился.

Сегодня мы научены тому, что благодать Божия нас спасает. По любви Божией Божественная энергия прикасается к нам, помогает нам пройти через все препятствия жизненного пути и обрести спасение. Единственное, что нам нужно делать, единственное, что от нас зависит, — это не ставить средостения между действием благодати Божией и нашей душой, нашим сердцем. А средостения мы выставляем очень умело, поддаваясь на соблазны, когда, например, начинаем размышлять, а есть Бог или нет Его. Но отрицаясь Бога, мы отрицаемся Его благодати. Поэтому замечательные слова из Послания апостола Павла к Ефесянам о том, что благодать есть дар Божий и именно этот дар спасает нас, — являются, может быть, одними из самых важных в Новом Завете. Они помогают нам понять, что нас спасает и, лишившись чего, мы навсегда лишаемся надежды на спасение.

Да поможет нам Господь — через нашу веру, и особенно через веру, подкрепляемую молитвой, и особенно через веру, подкрепляемую добрыми делами! Через все это мы и можем привлечь к себе силу Божественной благодати и этой силой обрести спасение. Да поможет нам Господь на нашем жизненном пути, чтобы мы прошли его без крушений, без несчастных случаев, отнимающих духовное здравие, а иногда погубляющих духовную жизнь. И пусть благодать Божия присутствует со всеми нами, исцеляя наши души и укрепляя наши стопы на пути спасения. Аминь

24 января 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up