Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня трезвости — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня трезвости

Опубликовано: 11 сентября 2020

Категории: Новости

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю Дня трезвости.

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

В праздник Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна Церковь предписывает соблюдать строгий пост, дабы, как говорит Устав, «не стали мы сообщниками чревоугодия Ирода». Ведь если бы царь Ирод воздержался от чрезмерного винопития, разжегшего в нем гордыню и другие страсти, то, возможно, он одумался бы и не отдал бы приказ отсечь голову святому Иоанну, которого сам почитал как праведника.

К сожалению, люди нередко совершают непоправимые греховные поступки под влиянием алкоголя, в состоянии опьянения делают то, что никогда бы не позволили себе в трезвом виде. Такие деяния порой разрушают не только их жизнь, но и жизни окружающих. Рассуждая об этом, святитель Тихон Задонский предупреждает: «Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны» (Слово в день Введения Пресвятой Богородицы во храм).

В напоминание о пагубных последствиях, к которым приводит невоздержание и потакание страстям, Священный Синод нашей Церкви определил ежегодно в праздник Усекновения главы святого Иоанна Предтечи отмечать День трезвости.

Сегодня многие люди, страдающие различными видами зависимостей, осознают их пагубность и обращаются за помощью в церковные организации, каковых уже более шестисот. Очевидно, что в борьбе с зависимостью необходимы не только медицинские технологии. Изменение мировоззрения — вот одно из важнейших условий, помогающих страждущему человеку преодолеть инерцию греха.

Молитвами Крестителя Спасова Иоанна да поможет нам Бог всегда побеждать страсти и, по совету апостола Павла, «не упиваться вином, от которого бывает распутство; но исполняться Духом, воспевая в сердцах наших Господу» (Еф. 5:19).

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Викариатский этап Рождественских чтений в Преображенском храме

В субботу 26 ноября 2022 года, по благословению епископа Верейского Пантелеимона, управляющего Восточным Викариатством города Москвы, в московском храме Преображения Господня на Преображенской площади состоялся Викариатский этап XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Участниками стали учителя и методисты общеобразовательных светских школ, педагоги и родители общеобразовательных православных и воскресных школ Восточного округа столицы.

На пленарном заседании был представлен доклад Главы Калязинского муниципального района, кандидата исторических наук Константина Геннадьевича Ильина на тему: «Духовное и национальное единение — щит России и залог сохранения человечества». После доклада Константин Геннадьевич ответил на вопросы присутствующих и рассказал, как строится духовно-нравственная работа с населением в Калязинском муниципальном районе.

Далее последовал круглый стол с двумя докладами:

1. Доклад преподавателя истории искусства МБУ ДО «Детская художественная школа» УМР, кандидата культурологии Елены Александровны Резчиковой на тему: «Вызовы современности и ответы воспитательной политики Российской Федерации».

2. Доклад клирика храма Преображения Господня на Преображенской площади г. Москвы доктора наук в области Славистики, кандидата богословия — иерея Кирилла Киселева на тему «Церковь и общество в эпоху так называемого постхристианства».

Затем была проведена церемония награждения победителей, участвующих от Восточного Викариатства в Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира», темой которого в этом году стала личность преподобного Сергия Радонежского. Около 40 подростков получили Грамоты и памятные подарки, которые вручил молодым людям настоятель Преображенского храма протоиерей Борис Потапов

В заключительной части встречи прозвучал музыкальный концерт церковных песнопений из Литургического цикла Двунадесятых Праздников. Его исполнил Вокальный ансамбль «Мелос», состоящий из певчих Правого Хора храма Преображения Господня на Преображенской площади г. Москвы под управлением Григория Жежеля. Музыкальное исполнение сопровождалось объяснениями текстов, их богословского и вероучительного смысла. Были представлены песнопения с Праздников Благовещения Пресвятой Богородицы, Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, Рождества Христова, Светлого Христова Воскресения и Успения Пресвятой Богородицы и несколько песнопений Страстной седмицы Великого Поста.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

29 ноября 2022
ПОДРОБНЕЕ

Владыка Пантелеимон совершил Всенощное бдение в храме на Семеновском кладбище

10 апреля 2021 года в храме Воскресения Христова на Семеновском кладбище Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным округом возглавил Всенощное бдение под воскресный день в 4-ю Неделю Великого поста.

Его Преосвященству сослужили: благочинный Воскресенского округа протоиерей Александр Дасаев, настоятель храма архимандрит Августин Пиданов, духовенство храма, иерей Михаил Голубков — клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице, секретарь Комиссии по больничному служению, диакон Игорь Куликов — руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, помощник благочинного диакон Дмитрий Камозин.

Архипастырское слово владыки Пантелеимона:

Дорогие отцы, братия и сестры! Всегда очень рад возможности послужить в вашем храме, который я, почти 60 лет тому назад, помню еще обезображенным и оскверненным. Но приходя сюда теперь и видя его красоту и благолепие, слыша пение замечательного хора, участвуя в благоговейном служении, я очень радуюсь, что наша жизнь изменилась и мы сейчас можем созерцать красоту этого храма и участвовать в возрождении его святынь.

Очень благодарен отцу настоятелю и всем, кто потрудился над возрождением храма! Дай Бог, чтобы мы и дальше заботились о красоте наших храмов и наполняли их молитвой, красивым и благоговейным пением. Все это приобщает нас к Богу.

Когда я учился в школе, меня, как и многих из вас, учили не тому, чему должны были бы учить. Нам, так или иначе, внушали знания, которые противоречат Евангелию, Библии и основываются на атеистическом мировоззрении. С тех пор прошло 60 лет, и мы теперь имеем возможность приобщиться другим знаниям, которые дают пищу нашей душе, наполняют ее радостью, приобщают к вечной жизни.

Хотя нельзя не отметить, что мы живем во время информационной войны против добра, против Бога, продолжаются нападки на Церковь и христианскую веру, а в школах по-прежнему учат, что человек произошел от обезьяны. К сожалению, программы с тех пор мало изменились, и в школах с большим трудом удается говорить о Православии, да и делают это часто не священнослужители, а люди, которые порой сами далеки от Православия. В современном информационном поле, в интернет-пространстве очень много грязи и лжи, и они, так или иначе, на нас воздействуют. Мы сами не всегда замечаем, как подчиняемся мутному информационному потоку и верим всему тому, что нам внушают, небескорыстно и не без каких-либо целей. Поэтому для нас очень важно приобщаться к тем знаниям, которые хранит Церковь.

Сегодня мы празднуем память прп. Иоанна Лествичника, которая всегда совершается в 4 неделю Великого поста. Этот святой оставил замечательную книгу о том, как нужно восходить по лествице добродетелей, которую он расположил по числу лет земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. В «Лествице» рассказывается, как восходить от греха к Богу, как бороться со страстями, с чревоугодием (общая для всех нас страсть, с которой мы даже постом не всегда справляемся), с гордостью и тщеславием, сребролюбием, унынием (особенно поражающим нас сейчас, когда Бог посетил нас таким трудным испытанием, как пандемия).

Конечно, эта книга написана не для людей, живущих в мегаполисе в XXI веке, она написана для монахов, для тех, кто отвергся от мира, поэтому ее содержание начинается с описания тех ступеней, с которых человек должен начинать приобщаться монашеской жизни. Но в этом труде есть много полезного и для нас, несмотря на то, что мы не можем во всем подражать монашествующим. Мы живем в такое время, когда наш главный подвиг, как говорили святые отцы, будет заключаться в благодушном перенесении скорбей, а не в каком-то строгом аскетизме.

«Лествица» и другие святоотеческие творения, которые сейчас доступны как никогда, должны быть обязательной пищей для нашего ума, должны формировать наше сознание и мировоззрение. Каждый из нас может найти для себя полезные книги в разном формате, разных авторов, и тех, кто жил в «золотой век» святоотеческой письменности, и тех, кто жил недавно: книги прп. Паисия Святогорца, отца Иоанна Крестьянкина, письма новомучеников, оптинских старцев – все они должны стать для нас, особенно в пост, ежедневным чтением.

Книга Иоанна Лествичника, по Типикону, должна прочитываться в седмичные дни Великого поста на богослужении, но мы не каждый день бываем в храме и не всегда священнослужители, из-за наших немощей, могут удлинять службу. Но каждый из нас в оставшееся время поста обязательно должен приобщиться к тем святоотеческим писаниям, которые для нас оставлены.

Мы научились читать не только для того, чтобы следить за новостями в новостной ленте, но прежде всего для того, чтобы узнавать и понимать слово Божие и творения святых отцов, через которых действовал Святой Дух. Дух Святой через них учит нас тому, как мы должны жить.

Об этом нам всем нужно вспомнить в этот день воскресный, день памяти прп. Иоанна Лествичника. Пусть каждый найдет для себя полезное чтение в книжной лавке, в интернете или у знакомых, и не только купит книгу и поставит ее на полку, но и обязательно прочитает. У многих из нас много дома различных книг, но мы их не открываем, говорим, что «нет времени».

Но время поста – это период, когда мы должны отказаться от наших привычек и обычного бездумного, легкого образа жизни, связанного только с заботами о житейском. В пост нужно обязательно приобщаться к удивительному духовному богатству, без которого наша душа не может существовать. Внешней красоте храма должны соответствовать наши возрожденные души. А душа каждого из нас –словесная. Не приобщаясь к словам Евангелия и святых отцов, мы не сможем нашу душу украсить и возродить. К примеру, чтобы возродить храм, можно нанять неверующих людей, пригласить искусных архитекторов и художников. Но чтобы возродить душу – нужен каждодневный труд каждого из нас, эта задача еще более трудная.

Дай Бог, чтобы в день памяти прп. Иоанна Лествичника каждый из нас вспомнил о необходимости поучаться в Божественном законе и у святых отцов умению бороться с грехами, навыку различать добро и зло, для того, чтобы этот пост не прошел для нас без пользы.

Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Иоанна Лествичника, Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас! С праздником, с воскресным днем!

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства


12 апреля 2021
ПОДРОБНЕЕ

В Донской монастырь будет принесен ковчег с частицей мощей свт. Луки Крымского

4 сентября 2020 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Донской ставропигиальный мужской монастырь для поклонения верующих будет принесен ковчег с частицей мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского.

Торжественная встреча святыни состоится в 8.00.

До 9 сентября мощи будут пребывать в Большом соборе монастыря. Поклониться святыне можно будет с 7.00 до 21.00.

Проводы мощей — 10 сентября в 7.30.

Информационный источник: http://moseparh.ru

31 августа 2020
ПОДРОБНЕЕ

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 18-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

24 октября 2021 года, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов VII Вселенского Собора (787), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня за Литургией мы слышали отрывок из Второго послания апостола Павла к Коринфянам (2 Кор. 9:6-11), где он говорит следующие слова: кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.

Совершенно очевидно, что апостол Павел использует эту аналогию, этот пример из сельскохозяйственной жизни, потому что точно знает: его слово поймет каждый человек. Ведь большинство из тех, кто слушал апостола, имели отношение к земле и хорошо понимали: чем лучше засеешь, чем больше вложишь в землю, тем больше и получишь.

Но Павел, конечно, не давал инструкций своим слушателям относительно того, как им вести собственное хозяйство, потому что в этом они разбирались, наверное, лучше, чем сам апостол. Используя сельскохозяйственный образ, Павел, несомненно, отнес свои слова к совершенно иному. Кто лучше сеет, тот лучше и пожинает. О каком же сеянии идет речь? Речь идет о том сеянии, в результате которого вырастает урожай всей нашей жизни. И этот результат, этот урожай, будучи нематериальным, вместе с человеческой душой переходит в вечность и предстает пред Богом.

Вот о каком сеянии и каком урожае говорит апостол Павел. И, конечно, эта тема имеет отношение к любому человеку вне зависимости от того, занят ли он в сельском хозяйстве или в какой-то другой сфере деятельности. Эти слова — для всех нас; кстати, они отразились и в народной мудрости: «что посеешь, то и пожнешь». То есть можно погубить сеяние, погубить все труды, или, напротив, получить результаты своих трудов с избытком.

Если вдуматься, мысль апостола Павла вполне соответствует всей жизненной логике. В самом деле, скажу сейчас современным языком: чем эффективнее инвестиции, тем больше прибыль. Сеяние — это и есть наша инвестиция в самих себя. Это самая важная инвестиция, более важной не существует, потому что в результате — не прибыль предприятия, а спасение нашей души, а значит, наше подлинное счастье и благополучие. Не призрачное, которое ищут в ночных барах, ресторанах, развлекательных заведениях, всячески желая себя развеселить и подменяя подлинное счастье весельем. Многие по опыту знают, что веселье, особенно сопровождавшееся распитием спиртных напитков, чаще всего не радостью заканчивается, а горькими слезами. Иногда люди волосы на голове рвут: ну что же я наделал, зачем все это было? А потому что весело было… Другими словами, эти инвестиции размером во всю жизнь должны быть вложены каждым человеком в самое прибыльное дело. И каково же это дело? Куда нам с вами вкладывать свои инвестиции, то есть свой разум, свою волю, свои чувства, свои знания, свой опыт? Мы должны вкладывать все это в дело, которое откроет перед нами врата Божественного Царства и не только после смерти, но уже здесь, на земле, сделает нас счастливыми.

Но ведь для того чтобы вкладывать инвестиции, нужно руководство. Сейчас существует множество различных консалтинговых групп, множество различных письменных руководств — куда и как вложить деньги, чтобы разбогатеть. Но у нас с вами есть лучшее руководство, которое прошло проверку на протяжении тысячелетий и ни разу не дало сбой. Исполняя предписания этого руководства, человек всегда выигрывал. Этим руководством является слово Божие. Нужно лишь внимательно слушать слово Божие, применять его и в большом, и в малом в своей собственной жизни. С женой поссорился — а что Слово Божие говорит, как мне из этого кризиса выйти? С детьми нет общего языка, сердце матери надрывается — как поступить, куда идти, в какую консультацию? Да откройте вы Евангелие, внимательно прочитайте и получите все консультации! А уж если что-то не поняли — к батюшке идите, он растолкует.

У нас с вами есть инструкции, но, самое главное, у нас с вами есть начальный капитал, который может стать самой правильной инвестицией. Этим капиталом является наша жизнь, наш разум, наше нравственное чувство и, конечно, знания, которые необходимо иметь. Знание Божественного закона — самого главного закона; знание опыта святых людей, которые в жизни своей достигли того, о чем мы сейчас с вами говорим. Другими словами, у нас есть все, чтобы распорядиться своим капиталом так, чтобы получить избыточную прибыль — полноту жизни здесь, абсолютно правильную систему жизненных координат, и жизнь будущего века.

А теперь давайте соотнесем эту задачу со всеми другими, которыми мы занимаемся каждый день. Вот мы выходим из храма — у нас, конечно, много забот и задач, и каждая из них имеет смысл и значение, чаще всего не только материальное, но и духовное. Потому что за этими задачами стоит либо забота о здоровье, своем или ближних своих, или воспитание детей, или какая-то помощь другим людям, или исполнение государственных задач. Все это серьезно, все это нужно исполнять. Но для того чтобы достичь окончательной цели, о которой мы сейчас говорим, нужно помнить, что самой великой нашей заботой и самой большой ответственностью является забота и ответственность о своей душе и о душах наших ближних, родных нам людей.

Вот почему я всегда говорю, что религия — это не 25-й и не 38-й пункт в повестке дня, а если так, то и верующим себя не следует называть. Вера — это № 1 в нашей жизненной повестке. Помните это, пожалуйста, — № 1. А если № 1, то и жить мы должны соответствующим образом, начиная с посещения храма, чтения Священного Писания, с построения жизненных отношений с другими людьми — не на основе советов неких специалистов, а на основе слов главного Советчика — Самого Спасителя, которые дарованы нам и запечатлены на страницах Евангелия.

Я уверен в том, что абсолютное большинство людей имеет своим приоритетом именно то, о чем я говорю. Потому что если бы это было иначе, то вряд ли бы наш народ прошел через все страшные исторические испытания. И даже тогда, когда формально люди отреклись от веры, назвали себя атеистами, они ведь по инерции жили евангельскими заповедями. Нигде в марксизме не сказано, что нужно грудью броситься на амбразуру, ни в одном воинском уставе так не сказано. А люди вставали, шли и грудью закрывали амбразуру. По какому закону? По какому требованию? Да по той самой Божественной заповеди — блажен, кто душу свою положит за други своя (см. Ин. 15:13).

Самый главный закон, основополагающий для всех иных законов, — это закон Божий. А значит, вера во Христа, Господа и Спасителя, посещение храма, молитва, добрые дела — это не то, что мы должны делать по остаточному принципу, когда уже все прочее сделали, — ну, теперь и в церковь схожу. Это самое важное дело, поверьте мне, — особенно в воскресный день. С чего еще может начинаться у православного человека воскресный день, как не с посещения храма? И чем больше людей будут наполнять наши храмы, чем больше они будут соприкасаться с духовным опытом, принесенным к нам сквозь тысячелетия от апостолов, от святых, от наших благочестивых предков, тем сильнее, мудрее мы будем. А ведь без мудрости никакого счастья не построишь.

В этот святой воскресный день я бы хотел еще и еще раз пожелать всем нам неформально относиться к своей вере. Ходить в храм не в силу привычки, но сознательно, понимая, что вера и жизнь по вере, слышание слова Божия и жизнь по этому слову есть самый высокий приоритет человеческой жизни. Потому что все другие инструкции распространяются только на внешнюю сторону человеческой жизни, а инструкция, которую мы получаем из слова Божия, простирается на всю человеческую жизнь, как духовную, так и материальную, и на всю жизнь вечную. Будем хранить эту инструкцию и будем идти по тому пути, который Сам Господь указал нам как путь к счастью, путь к подлинной свободе, путь к Его Небесному вечному Царству. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5855601.html

24 октября 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up