Начался прием заявок на конкурс «Православная инициатива — 2022» — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Начался прием заявок на конкурс «Православная инициатива — 2022»

Опубликовано: 27 января 2022

Категории: Новости

Начался прием заявок на Международный открытый грантовый конкурс «Православная инициатива — 2022».

Прием заявок на грантовую поддержку проектов продлится до 1 марта 2022 года. Заявка считается поданной после заполнения электронной формы на сайте конкурса и присвоения порядкового номера.

Конкурс по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла проводит Координационный комитет по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви. Оператором выступает Фонд поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество».

Подать заявки на грантовую поддержку своих начинаний могут канонические подразделения Русской Православной Церкви, зарегистрированные в качестве юридических лиц НКО государственные и муниципальные учреждения, негосударственные организации сферы образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты и другие, в том числе организации, созданные Русской Православной Церковью или с ее участием, а также средства массовой информации, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

Как и в прошлые годы, предоставляется возможность подать заявку по одному из четырех проектных направлений: образование и воспитание; социальное служение; культура; информационная деятельность.

Кроме того, для развития и поддержки гражданской активности в северных территориях, а также содействия созиданию историко-культурного пространства территорий Арктики, Крайнего Севера, Дальнего Востока учреждена отдельная номинация. В рамках номинации «Развитие северных территорий и поддержка коренных малочисленных народов севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» рассматриваются заявки по таким приоритетным направлениям, как духовно-нравственное воспитание, экология, региональные традиции и наследие народов.

В конкурсе предусмотрены три типа проектов: локальные, сетевые и инфраструктурные / системообразующие. Проекты первого типа реализуются одной организацией в одном или нескольких субъектах Российской Федерации; размер запрашиваемого гранта не может превышать 1 млн рублей. Сетевые проекты реализуются не менее чем в двух субъектах Российской Федерации двумя и более организациями (размер гранта – до 1 млн 800 тыс. рублей). Реализация инфраструктурных  системообразующих проектов осуществляется организацией, взаимодействующей с большим количеством других организаций. Деятельность такой организации должна быть нацелена на поддержку других НКО в части оказания информационной, консультационной и методической поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, выявления, обобщения и распространения лучших практик реализации их проектов. Размер запрашиваемого гранта не может превышать 1 млн. 800 тыс. рублей.

С целью поддержки инициатив заявителей из малых городов и сел (а также заявителей независимо от места их регистрации, если предоставленные ими проекты планируется реализовать в такого рода населенных пунктах) в рамках каждого проектного направления предоставлена возможность подать заявку по специальной номинации; такая заявка будет проходить экспертизу в особом порядке, с пониженным пороговым значением проходного балла. Размер грантовой поддержки проектов в спецноминации «Малые города и села» — до 300 тыс. рублей.

Объявление победителей грантового конкурса «Православная Инициатива — 2022» состоится не позднее 4 апреля 2022 года.

Информационный источник:

С подробной информацией о конкурсе, его сроках, правилах и необходимой документации можно ознакомиться на сайте Pravkonkurs.ru.

Фонд «Соработничество»

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ СТАЛ ЛАУРЕАТОМ ФОТОКОНКУРСА НА ГОГОЛЕВСКОМ БУЛЬВАРЕ

Храм Преображения Господня на Преображенской площади стал лауреатом фотоконкурса «Дружим со спортом» на Гоголевском бульваре. Фотографии, представленные на выставке, рассказывают о жизни и добрых делах православных общин, появившихся в последнее время благодаря программе строительства православных храмов.

Все фотоработы выполнены самими прихожанами и рассказывают о реальной жизни и деятельности приходов.
Организаторы выставки – Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы и Финансово-хозяйственное управление Русской Православной Церкви.
В церемонии открытия выставки и награждении лауреатов принял участие председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви митрополит Рязанский и Михайловский Марк.
Всего на выставке представлено 34 фотографии. Это лучшие фотоработы, отобранные по итогам конкурса, прошедшего в январе – июле 2018 года. В конкурсе приняли участие 30 новых православных приходов города Москвы, которые представили в фотографиях свои мероприятия, позволяющие приобщить прихожан и местных жителей к здоровому образу жизни, спортивным занятиям с детьми и другим формам активного досуга.
Выставка продлится до 30 сентября. Приглашаем всех желающих (ориентир — напротив дома 27).

7 сентября 2018
ПОДРОБНЕЕ

Информация. Медиа. Приходская жизнь.

29 мая в храме Илии Пророка в Черкизово прошел методический семинар для ответственных за информационную работу в храмах Восточного викариатства.

Главным докладчиком стала кандидат социологических наук, медиаэксперт, главный редактор портала «Приходы.ру» и общественный деятель Евгения Жуковская.

В подробном докладе были описаны основные тенденции в информационной работе и подробно затронута специфика работы в социальных сетях.

«Наша задача — через своевременное свидетельство о том, чем живет современный приход, попытаться просвещать. Но главное при этом не терять свою внутреннюю, приходскую сущность».

В конце встречи состоялось активное обсуждение приходских практик

29 мая 2025
ПОДРОБНЕЕ

Божественная Литургия на день взрыва храма на Преображенской площади

В четыре часа утра 18 июля 1964 года для жителей Преображенской площади и ее окрестностей произошла страшная трагедия. Ночью был взорван храм Преображения Господня, который якобы мешал строительству метрополитена. Ежегодно в храме в этот памятный, скорбный день, в 4 часа утра служится Божественная Литургия.

Как вспоминали очевидцы, которые, несмотря на запрет, не отошли от окон своих домов, храм как будто приподнялся над землей и – рассыпался в воздухе.

В конце весны 1964 года молва о сносе церкви разошлась по всей Москве. Люди стали писать письма в защиту церкви, собирали подписи. Обращались в райисполком, райком партии, в Моссовет. Незадолго до взрыва секретарь райкома партии заверял собравшихся у храма, что взрывать не будут, что можно расходиться. Поэтому многие прихожане, защищающие храм, уехали в Троице — Сергиеву Лавру благодарить преподобного Сергия Радонежского. Но это был обман со стороны властей, который был направлен, чтобы освободить храм от народа и исполнить злостное преступление.

В 2015 году, милостью Божией, храм был восстановлен. Ежегодно в храме в этот памятный, скорбный день, в 4 часа утра служится Божественная Литургия.

В этом году, в проповеди, настоятель храма прот. Борис Потапов, говорил о том, что и такие страшные события могут быть ступенькой к новой жизни, к воскресению:

«Сегодня, я размышлял о том, что, взрыв храма на обретение мощей прп. Сергия Радонежского очень символичен. Я прочитал проповедь митрополита Филатера Дроздова на память прп. Сергия, где он говорит, что невозможно обрести полную славу без страданий, смерти и воскресения. Это нам показал Сам Господь Наш Иисус Христос, и, если так можно выразиться, еще большую славу Он приобрел именно после добровольной крестной смерти за нас, смерти и воскресения. Так и прп. Сергий воссиял, как говорит митрополит Филарет, уже после того, как через 30 лет прп. Никон обрел его нетленные святые мощи. И кто знает, через смерть и разрушение этого храма, возможно он сподобится еще большего величия! А мы можем стать творцами этого величия если будем подвизаться Христа ради, если будем продолжать, то служение, которое несли многие святые отцы, служившие в нашем храме.»

Информационный источник: https://hram-preobrajeniya.ru

20 июля 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up