«МЫ НЕ БОИМСЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА»: ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В ХРАМЕ СЩМЧ. ЕРМОГЕНА В ГОЛЬЯНОВО — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

«МЫ НЕ БОИМСЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА»: ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В ХРАМЕ СЩМЧ. ЕРМОГЕНА В ГОЛЬЯНОВО

Опубликовано: 3 марта 2018

Категории: Викарий, Новости

2 марта епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме свщмч. Ермогена в Гольяново, отмечавшего свой престольный праздник (2 марта – день преставления святого).

По окончании службы настоятель храма отец Алексий Довгополый обратился к владыке Пантелеимону со словами благодарности за радость совместного служения в такое особое и непростое время, как Великий пост. «Это время радостное, время подвигов, – сказал отец Алексий, – мы его не боимся, Великого поста, мы вступили в него с надеждой себя исправить, но в то же время это и труд, и работа над собой. Во время этого труда и каких-то, может быть, маленьких подвигов нам необходимо и духовное утешение, и какие-то радости. И Вы нам своим служением, своей молитвой эту радость принесли и нас укрепили. Мы Вам за это очень благодарны, и наша благодарность – в этой иконочке, мы просим ее принять на молитвенную память и сердечно благодарим Вас за то, что Вы к нам приехали».

В своем ответном слове Владыка рассказал прихожанам об особенностях только что совершенной Литургии и о духовном смысле и плодах Святого Причащения.

«Дорогой отец настоятель, дорогой отец благочинный, дорогие братья и сестры! Мы с вами сегодня, в день престольного праздника храма, совершили богослужение, которое называется Литургией Преждеосвященных Даров. Ради того, чтобы мы не унывали, не ослабевали, благословляется служить ее в дни, когда не полагается совершение Литургии св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого. Для нас это великое утешение, великая радость!

Раньше эта Литургия совершалась вечером и люди весь день постились, ничего не вкушали, чтобы вечером причаститься Святых Христовых Таин. Эта Литургия не имеет той полноты, которую имеет Литургия, совершаемая в субботу и воскресенье, когда на хлеб и вино сходит Святый Дух, освящает их, прелагает в Тело и Кровь Господа и Бога Иисуса Христа. Эти Святые Дары были освящены в воскресенье и хранились на Престоле до сегодняшнего дня, благодаря чему мы с вами сегодня смогли причаститься.

Мы с вами должны подумать о том, что с нами происходит, когда мы причащаемся Святых Таин. К нам приходит Господь. Бог, Который создал небо и землю, создал нас, принимает плоть, становится Человеком и дает нам Свое Тело – как хлеб, Свою Кровь – как вино, чтобы быть с нами во все дни нашей жизни. Господь хочет в нас жить, хочет, чтобы наша жизнь была соединена с Ним, и желает, чтобы в этой жизни мы были едины друг с другом, потому что мы причащаемся от одного Хлеба, от одной Чаши – и в этом единство Церкви. Церковь едина не потому, что ее соединяют какие-то правила, хотя это очень важно, и не только потому, что в ней есть иерархическое единство. Главное, что нас соединяет, – это приобщение Телу и Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

К этому Таинству был приобщен и священномученик Ермоген, память которого мы с вами сегодня празднуем и с которым, причащаясь Святых Таин, мы тоже становимся едины. Господь хочет, чтобы Ему было не тесно в нашем сердце, чтобы мы жили для Него, жили Им, исполняли Его заповеди. Конечно же, это общение с Богом будет становиться все более радостным, все более полным, если мы с вами продолжим следовать Его заповедям.

Надеюсь, что сегодняшняя служба поможет нам и дальше идти по пути исполнения заповедей, который бывает труден, но который ведет в вечную жизнь. Молитвами священномученика Ермогена, да помилует и спасет Господь всех нас!».

Текст: Татьяна Москвина

Престольный праздник в храме Южном Измайлово

22 мая 2021 года в престольный праздник храма в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Божественную Литургию возглавил управляющий Восточным викариатством города Москвы епископ Верейский Пантелеимон.

Преосвященному епископу Пантелеимону сослужили: протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный Рождественского округа г. Москвы, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово; иерей Павел Огрызков, настоятель храма в честь святителя Николая архиепикопа Мир Ликийских; иерей Михаил Голубков — клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице, секретарь Комиссии по больничному служению, диакон Игорь Куликов — руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, диакон Андрей Постнов — выпускник Православного Свято-Тихоновского богословского института.

Настоятель храма иерей Павел Огрызков обратился к Преосвященному епископу Пантелеимону, сослужившим священникам и прихожанам с приветственным и благодарным словом:

Дорогой Владыка! Дорогие отцы, братия и сестры!

В день памяти святителя Николая мы собрались здесь, чтобы прославить этого великого угодника Божия. У каждого православного христианина особое отношение к святителю Николаю. Наипаче для нас, священников, он является прекрасным примером пастырского служения, образцом для подражания, поскольку он с большой горячностью реагировал на человеческие беды и нужды, истово защищал православную веру, являясь и добрым, и строгим, и угодником, и, с другой стороны, противником всякой неправды.

В этот день мы все возносили свои молитвы в храме, посвященном святителю Николаю, под Вашим, Владыка, предводительством, за что сердечно Вас благодарим. Ваше служение придает событию особую значимость, праздничность и привносит особую архиерейскую молитву, которая при обычных богослужениях, когда мы служим простым священническим чином, не совершается.

Примите нашу сердечную благодарность за то, что Вы разделили нашу радость. Желаем Вам покровительства этого великого святителя и его помощи в том, чтобы ему подражать.

Дорогой Владыка! Позвольте в эти пасхальные дни преподнести Вам пасхальный букет и пожелать Вам доброго здравия и помощи Божией!

Архипастырское слово владыки Пантелеимона по случаю престольного праздника храма:

Спасибо большое, дорогой отец Павел! Сердечно благодарю Вас за приглашение! Я очень люблю служить в вашем храме: здесь очень красиво, замечательный иконостас, прекрасно поют певчие, очень энергично, и ваши прихожане усердно молятся, всегда много детей. Вы замечательно организуете приходскую жизнь, благоговейно, с любовью. Поэтому еще раз благодарю Вас за приглашение в день вашего престольного праздника!

И всех вас, дорогие отцы, благочинного, который особенно покровительствует своему старому другу и ему помогает, поздравляю с праздником святителя Николая! В этом святом любовь превосходила строгость, и наша с вами христианская жизнь должна быть исполнена, прежде всего, любви. Если нет любви – то не может быть никакой строгости. Спасибо за напоминание, что я как архиерей должен к этому стремиться, но если у меня не получится, то прошу прощения. Спасибо большое! Христос Воскресе!

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

27 мая 2021
ПОДРОБНЕЕ

О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ — ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

Иногда я в разных аудиториях прошу собравшихся назвать известные им заповеди Божии. Всегда называют заповеди «не убий», «не укради» и другие заповеди из Ветхого Завета, но очень редко вспоминают о заповедях блаженства.

Десять ветхозаветных заповедей – это общие заповеди для всех т.н. традиционных религий, а девять заповедей блаженства из 5 главы Евангелия от Матфея являют совершенную высоту и красоту, для которой создан человек. Эти заповеди поют на каждой воскресной литургии, но мало кто помнит их.

Первая заповедь выражена в очень красивой поэтической форме: «БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ ДУХОМ, ИБО ИХ ЕСТЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ», т.е. блаженны, радостны в наибольшей степени те, кто осознал свою нищету, свое несовершенство; блаженны те, кто добровольно обнищал от всех привязанностей к земному; блаженны те, кто как нищие просят у Бога милости. Наверное, кого-то может возмутить то, что он должен, как нищий просить милости; что он должен осознавать себя несовершенным и недостойным. Хочется быть достойным и хорошим. Но нищие духом, это те, кто познал на своем собственном примере испорченность человеческой природы. Что толку в том, что мы замечаем в себе столько достоинств, но подвластны смерти и иногда смерти внезапной? Что толку в нашей высокой оценке себя, когда мы часто не можем совладать с собой, со своим гневом, со своими плохими мыслями и желаниями?  Осознавшему свою нищету, открывается путь к приобретению духовного богатства; увидевшему свои болезни, дается лекарство для исцеления.

Вот как пишет об этой заповеди преп. Иустин (Попович):

«Нищ духом тот человек, который всем существом ощущает, что его человеческий дух крайне скуден, крайне недостаточен, крайне убог, чтобы мог он жить сам по себе, но что ему всегда необходим Тот, Кто только и богат духом. <…> Это чувство духовной нищеты – начало христианства. Ибо оно непрестанно побуждает человека богатеть в Бога».

«Второе имя нищеты духа – это смирение. Смирение – это источная добродетель и начало всех добродетелей, подобно тому как гордость – источный грех и начало всех грехов.  … без него любая «добродетель» становится пороком.  <…> В области мышления смирение проявляется как смиренномудрие… Смиренномудрие заключается в том, чтобы скромно мыслить, смиренно размышлять, держа свой ум в пределах веры и святости. Смиренномудрие требует от человека долгого и неустанного благодатного упражнения в царствовании над своими мыслями, чувствами, хотениями, настроениями.  Здесь человек любую свою мысль, и чувство, и настроение ограждает огненным поясом смирения, веры и молитвы, чтобы не свернули они, не заблудились в чарующих дебрях греховных похотей и не сорвались бы в притягательные бездны лукавых страстей».

Как часто мы блуждаем в этих «чарующих дебрях», как притягивают нас эти адские бездны, прикрытые лукавым дьяволом и кажущиеся нам местом отдохновения и наслаждения!

Заповеди блаженства – лестница, спущенная с неба. Под руководством святых отцов мы можем восходить по ней и обрести подлинное блаженство; настоящую, нескончаемую радость.

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон

14 марта 2018
ПОДРОБНЕЕ

Чин отпевания протоиерея Геннадия Трохина

22 октября, Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси совершил Божественную Литургию в храме Преображения Господня в Богородском. По окончании богослужения епископ Пантелеимон возглавил чин отпевания протоиерея Геннадия Трохина.

В конце отпевания Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский огласил соболезнования Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Как часто смерть наступает внезапно! Это особенно хорошо известно людям, которые прожили долгие годы. Порой смерть приходит тогда, когда меньше всего ее ожидают. Отец Геннадий долгое время боролся с продолжительной болезнью, и никто не мог предположить, что смерть наступит для него так внезапно.
Мы верим, что Господь прекращает нашу жизнь в самый благоприятный момент для спасения души. Поэтому нельзя унывать и роптать, но можно плакать и молиться, немного скорбеть. Особенно эту скорбь чувствуют сейчас члены семьи отца Геннадия. В нашем сердце остается рана, которая со временем заживает, но она всегда будет напоминать нам о том, что смерть наступит и для нас. А пока мы живем, мы должны друг друга любить, друг о друге заботиться, помогать. Стараться делать добрые дела в память о наших близких.
Отец Геннадий совершал трудный, великий подвиг служения у престола Божьего и, как любой человек, имел какие-то недостатки. Поэтому будем усердно молиться о нем Богу, чтобы Господь простил ему все содеянное, чтобы не обратил внимания на его недостатки, но увидел священнический труд. Будем молиться, дорогие братья и сестры, об отце Геннадии, чтобы милосердный Господь упокоил его душу в селениях праведных!» — 
сказал епископ Пантелеимон.»

В завершение продолжительного последования вокруг храма был совершен Крестный ход с гробом почившего пастыря.

23 октября 2019
ПОДРОБНЕЕ

О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ — «БЛАЖЕННЫ АЛЧУЩИЕ И ЖАЖДУЩИЕ ПРАВДЫ, ИБО ОНИ НАСЫТЯТСЯ»

Преподобный Иустин (Попович) пишет, что: «Алчущий не может питать себя самим собою, равно как и жаждущий – поить себя самим собою, … <голод и жажду> возможно утолить и угасить только чем-то внешним.

Относящееся к телу относится и к душе. Испытывая голод и жажду, она не питает и не поит себя собою, но простирается вне себя и во внешнем мире изыскивает для себя пищу и питие».

Преподобный говорит, что голод и жажда души бывают нормальными, естественными, а бывают и ненормальными.

Ненормальные голод и жажда – это желание греха, страстей, похотей, и «чем больше душа насыщает и напояет себя грехами, страстями и похотями, тем сильнее ощущает она голод и жажду… и этот голод и жажда знаменуют собой проклятие для человека.

Нормальные голод и жажда – это когда душа алчет и жаждет вечной Истины, вечной Любви, вечной Благости, вечной Премудрости, вечной Радости, вечной Жизни, вечного Блаженства, одним словом, — вечной Правды, Правды Божией. И никто из людей не может в этом помочь, потому что ни у кого и нет такой пищи и питья.

Есть только Одно Существо, Которое имеет, чем утолить голод и насытить жажду – это Богочеловек Христос.  И когда Он возвещает, что блаженны алчущие и жаждущие правды, то под правдой разумеет Себя как воплощение всех Божиих и человеческих совершенств.

Алчущие правды насытятся … если будут питаться Христом, ибо Он есть «хлеб живой, сошедший с небес» (Ин. 6,51;35). Он дает воду живую (см.Ин.6:50)…

Христос… есть единственная подлинная пища и единственное подлинное питие… питаться Христом, жить Им, в Нем и ради Него – это верх блаженства.»

— епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон

29 марта 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up