Концерт Победы прошел в Метрогородке — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Концерт Победы прошел в Метрогородке

Опубликовано: 9 мая 2024

Категории: Новости


Концерт популярной певицы, поэзия военных лет, трансляция Парада на Красной площади,  цветы от настоятеля, полевая кухня, караоке на свежем воздухе и много подарков для прихожан — радостно и душевно прошел Праздник Победы на Патриаршем Подворье при храме св.ап. Андрея Первозванного в Метрогородке.

День 9 мая в районе Метрогородок ознаменовался торжественными мероприятиями. Открыл праздник иерей Михаил Зуев. Священник пожелал гостям доброго расположения духа, поделился историей Победы своей семьи и предложил вместе посмотреть трансляцию Парада на Красной площади.

Для детей на территории Патриаршего Подворья была организована мини-выставка макетов военной техники. Ребята могли выбрать понравившуюся модель в подарок.

Учащиеся приходской Воскресной школы с портретами прадедушек и прабабушек в руках прочли проникновенные стихи о подвиге героев войны. Видеооткрытки и онлайн-поздравления были продемонстрированы в перерывах между выступлениями артистов.

Специальный гость концертной программы — член Союза Театральных деятелей,  руководитель детской хоровой студии «Соловушки» и вокально-хорового ансамбля «Песнелюбы», лауреат Международных и Всероссийских конкурсов Ольга Хмелевская исполнила трогательные песни «Расскажите, птицы», «Земля моя» и многие другие. Участники ансамбля «Соловушки» зарядили гостей солнечным настроением и оптимизмом. Арина Новельская и Эрнестина Мушегян исполнили душевные песни «Просьба», «Матушка Земля», а также задорные номера «Порушка Параня», «Чудо балалайка» другие. Участница вокально-хорового ансамбля «Песнелюбы» Татьяна Семенова дебютировала с песней «Ситцевая Русь». В завершение концерта настоятель Патриаршего Подворья при храме св.ап. Андрея Первозванного иерей Михаил Кривошеев выразил в адрес артистов теплые слова благодарности, а также вручил памятные подарки.

Пресс-служба Восточного викариатства и храме св.ап. Андрея Первозванного в Метрогородке

Подведены итоги конкурса «Красота Божьего мира»

Итоги викариатского этапа Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» — 2023

В этом 2023 году создавать рисунки можно было не только на традиционные для Конкурса семь тем, но и на тему, вызвавшую особый интерес, — иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина, в связи с 225-летием со дня рождения.  

Традиционно до 5 октября принимались детские работы со всего Восточного викариатства на викариатский этап Конкурса. До 5 ноября в приходском доме храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове будет действовать выставка рисунков. В этом году в очередной раз активное участие приняли воспитанники кружков рисования и художественных студий при Детских воскресных школах храмов Воскресения Христова в Сокольниках, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, священномученика Ермогена и преподобного Сергия Радонежского в Гольянове, Введения Пресвятой Богородицы в Вешняках, Живоначальной Троицы в Косино, святого апостола Андрея Первозванного в Метрогородке, Преображения Господня в Богородском, Центра «Слово» при храме Зосимы и Савватия, частного общеобразовательного учреждения «Православная школа Косинская», Детской художественной школы №7, школы №1502 «Энергия», школы №444.

       На Конкурс привезли 114 детских работ. 

       14 октября жюри определило победителей. В состав жюри вошли: диакон храма Илии Пророка в Черкизове Александр Николаев, директор иконописной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове Алимов Даниил Алимович, художник-педагог, мастер ткацкой мастерской, иконописец Лычагина Ирина Сергеевна.

Победителями викариатского этапа Конкурса в 2023 году стали:

В номинации «Основная тематика»:

В возрасте от 9 до 12 лет:

1 место. Белявцева Елизавета 11 лет «Лето моего детства» Детская художественная школа №7.

1 место. Быковец Фёдор 9 лет «Бой Руслана с Черномором» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

1 место. Гладких Дарья 11 лет «Дом-музей Васнецова» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

1 место. Коршунова Александра 10 лет «Притча о мудрых девах» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

1 место. Мереминская Анастасия 12 лет «На рассвете» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

2 место. Ахромова Елизавета 12 лет «Любимые уголки Москвы» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

2 место. Веприкова Мария 10 лет «Царевна-Лебедь» ИЗО-студия при храме Николая Чудотворца на Преображенском кладбище.

2 место. Миненков Тихон 9 лет «Герасим и лев» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

2 место. Пильник Алиса 10 лет «Деревянный храм» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

2 место. Чеснокова Дарья 10 лет «В деревне. Родные» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

3 место. Быстров Кирилл 10 лет «Зима» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

3 место. Кузина Ника 9 лет «Берег Байкала» воскресная школа при храме Воскресения Христова в Сокольниках.

3 место. Маслова Ксения 11 лет «Жены-мироносицы у гроба Господня» ИЗО-студия «Святоозерская» при храме «Живоначальной Троицы» в Косино.

3 место. Орлова Злата 12 лет «Князь Гвидон и царевна Лебедь» Частное общеобразовательное учреждение «Православная школа Косинская».

3 место. Скворцова Прасковея 12 лет «Свет, мерцающий во тьме» ИЗО студия «Божья коровка» Детской воскресной школы при Храме Преображения Господня в Богородском.

3 место. Сорокина Маргарита 9 лет «Размышления Христа» ИЗО-студия Детской воскресной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове.

3 место. Тихомирова Мария 11 лет «На даче у бабушки» ИЗО-студия при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове.

3 место. Устинова Мария 12 лет «Мой дом» Детская художественная школа №7.

В возрасте от 13 до 17 лет:

1 место. Кисеева Анна 16 лет «Поздняя осень» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

1 место. Воронина Анастасия 14 лет «Моя деревня» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

1 место. Зазвонова Александра 16 лет «Белка песенки поёт…» Частное общеобразовательное учреждение «Православная школа Косинская».

1 место. Яшкина Елизавета 13 лет «Таганка» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

2 место. Акулова Кристина 13 лет «Москва» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

2 место. Воронина Анастасия 14 лет «Закаты в Коломенском» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

2 место. Кисеева Анна 16 лет «Прогулка по городу» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

2 место. Никитина Екатерина 14 лет «Екатерининский храм на Всполье» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

3 место. Амусьева Анна 13 лет «Интерьер храма Пимена Великого» Детская художественная школа №7.

3 место. Антошкин Иван 14 лет «Путь земной и путь небесный» ИЗО-студия Детской воскресной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове.

3 место. Клычева Ирина 15 лет «Между небом и землей» Детская художественная школа №7.

3 место. Ольгина Полина 13 лет «Уголки Москвы» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

Кроме этого, еще 32  детские работы вызвали симпатии жюри.

1. Лебедева Елизавета 7 лет «Христос и Мария Магдалина» ИЗО-студия Детской воскресной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове.

2. Пташинская Анна 7 лет «Неожиданный гость» ИЗО студия «Божья коровка» Детской воскресной школы при Храме Преображения Господня в Богородском.

3. Шашина Полина 7 лет «Лиса и осень» ИЗО студия «Божья коровка» Детской воскресной школы при Храме Преображения Господня в Богородском.

4. Асон Ева 8 лет «Летние каникулы» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

5. Бакун де Мендес Дэвианна 8 лет «Золотая рыбка» Детской воскресной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове.

6. Гравес Елизавета 8 лет «Милосердие» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

7. Ивашина Евдокия 8 лет «Золотой петушок» Частное общеобразовательное учреждение «Православная школа Косинская».

8. Миронова София 8 лет «Русский богатырь» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

10. Обидин Ярослав 8 лет «Сказка о рыбаке и рыбке» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

9. Пильник Анастасия 8 лет «Анапский дельфинарий» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

11. Сорокина Елизавета 8 лет «Лес»

12. Акулова Таисия 9 лет «Моё лето» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

13. Зуев Степан 9 лет «Чудесный улов на Генисаретском озере» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

14. Корешков Василий 9 лет «Моление Нестора летописца» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

15. Михалева Елизавета 9 лет «Заступница Усердная» ИЗО-студия при храме священномученика Патриарха Ермогена в Гольянове.

16. Сорокина Маргарита 9 лет «Голова – хранительница меча» ИЗО-студия Детской воскресной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове.

17. Кузнецова Диана 10 лет «Николо-Угрешский монастырь» школа №444.

18. Мальченко Лука 10 лет «У лукоморья» Частное общеобразовательное учреждение «Православная школа Косинская».

19. Никакошина София 10 лет «Спящая царевна» ИЗО-студия при храме Всех Святых в земле Российской просиявших в Новокосино.

20. Смирнова Марианна 10 лет «Восхождение пророка Илии» ИЗО-студия «Святоозерская» при храме «Живоначальной Троицы» в Косино.

21. Тюпина Мария 10 лет «Поход» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

22. Бруднова Арина 11 лет «Любимый храм» Детская художественная школа №7.

23. Жеваго Елизавета 11 лет «Лыжная прогулка на закате» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

24. Марухин Серафим 11 лет «Моление в Гефсиманском саду» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

25. Никитина Екатерина 11 лет «Путешествие в закат» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

26. Иванова Мария 12 лет «Печаль Людмилы» ИЗО-студия при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове.

27. Лебедев Павел 12 лет «И в чаще терем расписной» ИЗО-студия Детской воскресной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове.

28. Федорова Елизавета 12 лет «Руслан и Людмила» Частное общеобразовательное учреждение «Православная школа Косинская».

29. Ахапкина Ксения 14 лет «Пианист» Детская художественная школа №7.

30. Мальченко Екатерина 15 лет «Три девицы под окном» Частное общеобразовательное учреждение «Православная школа Косинская».

31. Парфилова Алиса 15 лет «Полет» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

32. Севастьянова Владислава 11 лет «Утешение от благоверного князя» Воскресная школа Патриаршего Подворья при храме св. ап. Андрея Первозванного в Метрогородке.

От всей души благодарим участников за труд, творчество и вдохновение!

И поздравляем победителей!

Их работы будут отправлены  на следующий городской этап.

Пресс-служба Восточного викариатства

27 октября 2023
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в день памяти прп. Марии Египетской

18 апреля 2021 года, в Неделю 5-ю Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого.

Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение (Мк. 10:32-45) посвящено очень важной теме — первенству власти, стремлению быть первым; а если не первым, то, по крайней мере, быть во власти, то есть над теми, кто вокруг тебя, а, может, и над теми, кто далеко от тебя, — все зависит от человеческих амбиций. Одному хочется быть первым в небольшом коллективе, в семье, кому-то — уже в большей группе людей, ну, а кто-то стремится быть первым над многими и многими. И вот в сегодняшнем евангельском чтении мы находим такие слова Господа: кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугой, а кто хочет быть первым между вами — страшные слова! — да будет всем рабом.

Слова Спасителя раскрывают подлинный смысл того, чем должны быть человеческая власть и первенство между людьми; и чем выше и значительнее эта власть, тем бо́льшие обязанности и бо́льшую ответственность возлагает этими словами Господь. Ведь что такое слуга? Это тот, кто работает на другого, но, конечно, у него еще есть какое-то время и для себя: отработал, отслужил, пришел домой и там более или менее свободен. Но уж если ты хочешь быть действительно первым, то должен стать для всех рабом, а это значит, что даже придя домой, ты не имеешь права освободиться от той огромной ответственности, к которой Господь тебя призвал, и всех тех обязанностей, которые Господь на тебя возложил.

Чем выше по лестнице власти поднимается человек, тем большая на нем ответственность. А чем большая ответственность, тем ýже пространство всего, что касается личности. Сокращается пространство личной жизни, интересов, удовольствий, свободного времяпрепровождения — все это поглощается поразительными словами Спасителя «больший, будь как раб». То есть, ни свободы тебе, ни свободного времени, ни удовольствий, — ты должен весь отдать себя тому служению, к которому Бог тебя призвал, и только тогда будет нравственно и духовно оправдана твоя власть над другими людьми. Более того, только тогда люди будут воспринимать твое участие во власти с уважением, благодарностью и послушанием.

Было бы хорошо, если бы сегодняшнее евангельское чтение или, по крайней мере, отрывки, которые я сейчас процитировал, все начальники повесили бы у себя над кроватью либо поставили на письменный стол, и задумались над тем, что призыв быть слугой и быть рабом — это не человеческие, а Божии слова, и только так человек во власти оправдывается перед Богом и становится авторитетом и любимым лидером для народа. Кстати, это хорошо известно из прошлого. Не буду сейчас перечислять известные персоналии из нашей отечественной истории, но совершенно очевидно — чем больше царь или полководец отдавал себя делу, которому служил, чем более беззаветным и преданным этому делу был весь его образ жизни, тем больше любви стяжал такой царь или полководец среди народа.

А уж если называть по крайней мере одну историческую личность, то я бы хотел вспомнить Александра Васильевича Суворова. Генералиссимус, достигший самого высокого воинского звания — но каким же простым он был среди солдат! Его любили, как отца, он ел из миски ту же похлебку, что и рядовые военные, он был вместе с ними. Замечательная картина — «Переход Суворова через Альпы». Он не спускается по уютной дороге — он с кручи летит вместе со своими воинами. Конечно, это художественный образ, но он впитал в себя знания о жизни великого полководца.

Кто хочет быть бо́льшим, пусть будет слугой, а кто хочет быть первым — да будет рабом. И это не гипербола, не притча — это прямое указание и прямое обращение ко всем, кто во власти. Вот тогда власть становится близкой народу и поддерживается народом, а носитель такой власти становится любимым руководителем и даже национальным героем.

То же касается и Церкви, ведь и здесь власть. Власть духовная, но под этой духовной властью — многие люди. И когда священнослужитель призывается к особенно высокому служению, когда он призывается стать епископом Церкви и поднимается выше по иерархической лестнице, — как важно, чтобы с каждой новой ступенькой все отчетливее и отчетливее утверждалась мысль о том, что каждая новая ступенька, по которой человек поднимается, в том числе служа Господу в Церкви, — это новая ступенька к новым подвигам и новым трудам, вплоть до полной отдачи себя тому делу, к которому Господь нас призвал.

Конечно, эти слова имеют отношение не только к тем, кто во власти. Под властью мы обычно понимаем руководство значительными коллективами людей, но ведь то же самое — и в семьях. Когда муж с женой борются за власть, они должны понимать: тот, кто одерживает победу и становится первым, несет всю ответственность за семью, за дело, которое он решил возглавить. Ведь главный в семье — это не тот, кто переговорит другого, не тот, кто громче кричит на кухне, и не тот, кто может стукнуть кулаком по столу. Власть в семье — это в первую очередь отдача того, кто ею обладает, полная отдача себя во благо мужа или жены, детей и всех тех, кто в семье.

Если именно таким образом мы будем воспринимать власть — как служение, даже как рабство во благо других людей, — то резко сократится количество карьеристов. Человек, стремящийся только подниматься по служебной лестнице, неблагонадежен для Царствия Небесного, ведь на нем не исполнятся сегодняшние слова Господа и Спасителя, а значит, и участие во власти не принесет благо ни самому человеку, ни тем более тем, над кем он поставлен.

Пусть сегодняшнее евангельское чтение вразумит и успокоит всех тех, кто стремится к большей власти, особенно тех, кто одномоментно этой власти не обретает. Успокойтесь, мои братья и сестры, подумайте. Подумайте о сегодняшних словах Господа и Спасителя, и, может быть, уже не будет такой невероятной ревности о том, чтобы вступить на еще одну ступень, которая будет возвышать вас над окружающими.

Вразумленные Божественными словами Господа, обращенными к Его ближайшим апостолам, будем и мы стараться именно таким образом относиться к тому, что есть власть или первенство в любом коллективе, от самого малого до самого большого. Тогда власть будет прочной, и узы, соединяющие людей в общности, над которой тот или иной человек поставлен, будут крепкими и нерушимыми. Может быть, от правильного понимания власти зависит и единство народа. Дай Бог, чтобы единство в нашем народе постоянно укреплялось, и чтобы власть, в том числе в нашей стране, всегда помнила те великие слова, которые сегодня Господь всем нам сказал через Свое евангельское повествование. Аминь».

Информационный источник: http://moseparh.ru/v-nedelyu-5-yu-velikogo-posta-svyatejshij-patriarx-kirill-sovershil-liturgiyu-v-aleksandro-nevskom-skitu.html

18 апреля 2021
ПОДРОБНЕЕ

Церковь оказывает финансовую помощь:свыше 6,5 млн. рублей — жителям бедных регионов

В епархиях Русской Православной Церкви в России и за границей растет число обращений за продуктовой помощью. Благодаря сбору, который Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению проводит на сайте Милосердие.ru, 21 епархия уже получила более 5,1 миллионов рублей. Еще 6 епархий в ближайшее время получат в общей сложности более 1,5 миллионов рублей. Средства идут на покупку продуктов для людей, которые оказались в состоянии крайней нужды.

В Тверской епархии сформировали 482 одинаковых продуктовых набора. На этой неделе планируется отвезти их в Бежецкую и Ржевскую епархии Тверской митрополии, а также в благочиния Тверской епархии для дальнейшей передачи малоимущим.

В Тихорецкой епархии сформировано 308 продуктовых наборов, в Сызранской — 200, в Томской — 178, в Урюпинской — 100. Средства для формирования продуктовых наборов уже переданы также в Бузулукскую, Бийскую, Тверскую, Армавирскую, Ижевскую, Томскую, Находкинскую, Новокузнецкую, Салаватскую. Барнаульскую, Нефтекамскую, Кузнецкую, Серовскую, Курганскую, Нижнетагильскую, Отрадненскую, Орскую, Филиппинско-Вьетнамскую епархии. Они закупают продукты нуждающимся и в ближайшее время начнут раздачу.

«Мы помогаем в первую очередь тем, кто, в силу объективных причин, не получил государственные пособия или потратил их на задолженности, которые образовались в период карантина. Среди них многодетные семьи, одинокие матери с детьми, люди с инвалидностью, подростки из центра социальной реабилитации, бездомные, пожилые и тяжелобольные. А также люди, потерявшие работу, или родители с детьми старше 16 лет, которые не имеют права на единовременную выплату», — отметил заместитель руководителя социального отдела Ижевской епархии Алексей Артемьев.

Стандартный продуктовый набор включает в себя муку, сахар, растительное масло, гречку, рис, макароны, печенье, чай, сгущенное молоко и консервы.

Церковь помогает не только в России. Для помощи голодающим филиппинцам Синодальный отдел по благотворительности перевел 5000$ Филиппинско-Вьетнамской епархии, а также 3000$ для жителей Восточного Тимора: представители православной общины просили помочь им с продуктами в связи с наступающим голодом.

Несмотря на снятие многих карантинных ограничений, поток нуждающихся людей, которые обращаются за помощью в храмы и епархиальные социальные отделы, по-прежнему намного больше, чем до начала пандемии.

«Сейчас, благодаря неравнодушию простых людей, которые пожертвовали средства на сайте Милосердие.ru, мы смогли организовать продуктовую помощь на один месяц в тех регионах, где люди нуждались больше всего, — отметил помощник по взаимодействию с епархиями председателя Синодального отдела по благотворительности диакон Игорь Куликов. — Через месяц им снова понадобится помощь, и, вероятно, добавятся еще и другие регионы, поэтому очень важно, чтобы сбор средств не останавливался».

Поддержать сбор средств на закупку продуктов для самых нуждающихся можно на сайте Милосердие.ru, или отправив sms на короткий номер 3443 со словом «Еда» и суммой пожертвования (между словом «еда» и суммой должен быть пробел, например, «Еда 300»).

Представители компаний и организаций, которые хотели бы оказать помощь своей продукцией или иным образом, могут связаться с координатором помощи — диаконом Игорем Куликовым: ikoulikov@gmail.com, +7 (926) 583-52-82.

На сегодняшний день в России и других странах работает 101 епархиальная горячая линия помощи, действуют более 100 добровольческих служб, почти 7 тысяч церковных добровольцев участвуют в помощи нуждающимся. 

Подробная сводка о помощи Церкви в России и других странах в период пандемии с 27 июня по 3 июля

Информационный источник: http://www.diaconia.ru/cerkov-peredaet-bolee-65-mln-rublej-na-pomoshh-zhitelyam-samykh-bednykh-regionov

10 июля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря 2021 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и 104-ю годовщину со дня интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы вспоминаем событие, овеянное определенной тайной и малопонятное с обыденной точки зрения — торжественное восшествие в иерусалимский храм отроковицы Девы Марии. Само Ее вхождение по крутым ступеням Иерусалимского храма, которые были, наверное, почти в Ее рост, уже представляется чем-то чудесным. Но Ее, в присутствии первосвященника, ввели во святая святых — туда, куда только раз в год входил первосвященник, где некогда покоились скрижали завета, данные Моисею на горе Синайской, и сосуды с манной, которой питались иудеи во время своего странствия по Синайской пустыне. В это место сосредоточения святыни первосвященником была введена обычная девочка — все это необъяснимо с точки зрения тогдашних обычаев, тогдашних правил, тогдашнего закона, но это событие прочно вошло в христианское предание с самой глубокой древности, с послеапостольских времен. То есть сомневаться в реальности этого события невозможно, потому что оно никогда не подвергалось никаким сомнениям в Церкви. Так и было: Дева Мария, Отроковица, взошла по ступеням иерусалимского храма и в сопровождении первосвященника вошла во святая святых.

Для Девы Марии это было начало пути — как мы знаем, скорбного пути, исполненного многих страданий и болезней. И Дева Мария, Пречистая и Преблагословенная Мать Господа и Спасителя нашего, с этого уготованного Ей пути не сошла. Она не убоялась даже того, чтобы пойти на Голгофу, где распинали Ее Сына, где страшные воины стояли вокруг распятия, в любой момент готовые пронзить копьем не только ребра Ее Сына, но и Ее Саму. Она стояла там, вокруг многотысячной улюлюкающей толпы, которая приветствовала своими криками распятие Ее ни в чем не повинного Сына. Дева Мария не отошла от того пути, на который Она вступила, входя в иерусалимский храм.

Сегодня мы вспоминаем и другое очень важное событие, связанное с новейшей историей нашей Церкви. Сегодня годовщина интронизации Святейшего Патриарха Тихона, ныне причисленного к лику святых. Это событие произошло меньше, чем через два месяца после революции, и стало, конечно, вызовом новой власти, тем более что оно сопровождалось стечением огромного количества православных людей, какого никогда не видела Красная площадь и прилегающие площади Москвы. Тысячи и тысячи людей, с хоругвями, с крестами, с молитвой, приветствовали интронизацию Святейшего Патриарха Тихона. Это была общая молитва за избранного Патриарха. Это была радость по случаю восстановления Патриаршества в Церкви нашей. Но одновременно это был ответ верующего народа на уже тогда возникшее стремление власти к ущемлению прав православных людей, к гонению на Церковь. Именно так власть и восприняла все это — как некую демонстрацию силы. Но это не было демонстрацией физической силы — это была демонстрация духовной силы нашего народа, и в каком-то смысле она стала последней на многие-многие десятилетия, в течение которых Церковь наша переносила гонения, мучения и казни своих верных сынов и дочерей. Страдания, сравнимые только с гонениями, мучениями и казнями, которые Церковь претерпела в древние времена от языческих императоров.

Святейший Тихон, взойдя на Патриарший престол, по-человечески радовался этому ликованию множества людей, их верности, тому, что не убоялись они новых, опасных для них политических обстоятельств и во множестве собрались вокруг своего Патриарха на Красной площади. Но это было, наверное, последнее торжественное общенародное признание важности Патриаршего служения на Руси. Мы знаем, что очень скоро против Церкви были воздвигнуты гонения, не просто сопоставимые с языческими, а во много превосходящие всякие гонения против Церкви Христовой, где бы они ни происходили в течение всей человеческой истории. Ибо ни в одной стране мира не было ничего подобного тому, что произошло на Святой Руси.

И вот сегодня мы вспоминаем святителя Тихона. Мы молимся ему как покровителю Церкви нашей. Мы стараемся — по крайней мере все архиереи Русской Церкви, которые задумываются о подвиге святителя Тихона, — хоть в малой мере брать с него пример мужества, твердости, непоколебимой веры, способности идти против течения, противопоставляя духам злобы поднебесной (Еф. 6:12) свою веру, свое благочестие и свою молитву. Святитель Тихон умер в больнице, а поскольку никто не был свидетелем его кончины, то, когда возник вопрос о его канонизации, он не был причислен к новомученикам, но причтен к исповедникам. Возможно, он был новомучеником, но сие нам не известно, — известно лишь, что уже самые первые его шаги были направлены на защиту Церкви от безбожной власти.

Мы знаем, что новая власть, понимая, что прямым фронтальным ударом по Церкви не достичь желаемой цели, не разрушить Православие, решила использовать другую тактику — создать параллельную «церковь». Вроде такую же православную, чтобы там были «иерархи», «священники», «диаконы», чтобы все эти люди служили в православных храмах, но чтобы у этих так называемых «православных» не было законной иерархии и они были просто ряжеными, назначенными быть «митрополитами», «архиепископами», «епископами» светской безбожной властью. И борьба Святейшего Патриарха Тихона была направлена не против гонителей напрямую, а в первую очередь против ряженых «митрополитов», «архиепископов» и «епископов», которые должны были сместить законную иерархию, а значит, лишить народ наш силы благодати Божией, которая передается в Церкви только в том случае, если Церковь хранит законное преемство от Церкви Апостольской, идущей от Самого Господа, если она возглавляется каноническими, то есть законными архипастырями, рукоположение которых идет от самих апостолов. Только в этой Церкви живет и действует Святой Дух. А власть решила создать квазицерковь, подобие Церкви, ввести в заблуждение народ, поставить не законную иерархию, а ряженых, чтобы люди поверили и пришли не к источнику жизни вечной, а к пустому колодцу. Вот такая была новая стратегия борьбы с Церковью — лишить ее благодати. Странно, что этим занимались безбожники, которые не верят ни в какую благодать, но они вознамерились создать «церковь», лишенную всякой благодати, светскую организацию, в которой были бы люди, только облаченные в священные одежды. И что же произошло? А наш народ благочестивый не принял эту «церковь». В нее шли те, кто боялся гонений, люди, которым было что терять в этом мире, но их оказалось ничтожное меньшинство, а все остальные сохраняли верность Святейшему Патриарху Тихону.

В мои руки попал совсем недавно огромной важности подлинный исторический документ. Он был напечатан на машинке самим Патриархом Тихоном и подписан его рукой — это воззвание к Русской Православной Церкви. Святейший пишет, что только недавно ему дали возможность выйти из заключения — это 1923 год, до того он целый год пробыл в заточении, в полной изоляции от Церкви. Святейший пишет: «По милости Божией я обрел возможность обратиться к вам», и предупреждает об опасности обновленческого раскола, созданного властью. Он перечисляет по именам всех обновленческих лидеров и просит народ Божий не принимать этот раскол. Это послание распространялось по всей Русской Православной Церкви. Трудно сказать, в каком множестве оно разошлось, но хорошо знаю, по свидетельству своего благочестивого деда, который был борцом с обновленчеством, что человека могли быть арестовать только за то, что у него находили это послание. И мой благочестивый дед, с риском для своей свободы, а может, и жизни, распространял его в той местности, где он тогда жил, — в Нижегородской губернии; и, конечно, не только он, но и множество других благочестивых людей. И народ услышал слово Святейшего Патриарха Тихона и отверг обновленческий раскол. Святейший, выйдя на короткое время из своего заточения, сумел сделать самое, наверно, важное, что тогда можно было сделать, — остановить развитие опасного раскола, который мог лишить благодати и Церковь нашу, и народ наш.

Сегодня мне особенно хотелось рассказать вам об удивительном жизненном подвиге Святейшего Патриарха Тихона. И хочу еще раз сказать: как Дева Мария, совершив восхождение в храм Господень, начала Свой жизненный путь, исполненный треволнений, болезней, трудов, скорбей, так и Святейший Патриарх Тихон в день сегодняшний начал свое восхождение к Голгофе и, подобно Пречистой Деве Марии, не усомнился в правде Божией, не испугался обстоятельств, но мужественно восходил по тяжелым ступеням своего жизненного пути. И когда мы сегодня наслаждаемся единством Церкви — и дай Бог, чтобы так было до скончания века, — когда мы безбоязненно можем приходить в свои храмы, когда никакие расколы в великорусской части нашей Церкви не терзают нас, мы при этом не должны забывать о расколах на Украине и молиться, в том числе святителю Тихону, о преодолении таковых. Благодаря Бога за новую историческую реальность, мы должны с благодарностью вспоминать также имена тех, кто в прямом или в переносном смысле отдал свою жизнь за единство нашей Церкви и за чистоту Православия. И среди этих угодников особое место занимает Святейший Тихон, Патриарх Всероссийский, — ему слава и поклонение от народа нашего и от Церкви нашей во веки веков. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5869447.html

4 декабря 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up