Издательский Совет проведет конференцию «Образ Бога в современной литературе» — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Издательский Совет проведет конференцию «Образ Бога в современной литературе»

Опубликовано: 13 января 2021

Категории: Новости

22 января 2021 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента, главы Издательского Совета, пройдет научно-практическая конференция «Образ Бога в современной литературе».

Конференция проводится Издательским Советом совместно с Союзом литераторов Российской Федерации и литературно-философской группой «Бастион». В работе конференции примут участие видные современные писатели, поэты, публицисты.

Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

1. Как часто литераторы России последних десятилетий — от послевоенного времени до наших дней — обращались к образу Господа Бога в своих произведениях?
2. Для каких сфер художественной литературы это более характерно: литература основного потока, поэзия, фантастика, биографические труды?
3. Как часто зарубежные писатели середины XX — начала XXI века вводили образ Господа Бога в свои тексты?
4. Что такое Бог в понимании современного литератора?
5. Как раскрывается христианское представление о сущности Бога, его роли в судьбах мироздания — на страницах литературных произведений последних десятилетий?
6. Видно ли возрождение интереса к образу Господа Бога в литературе трех десятилетий постсоветского периода? И как литератор наших дней «вводит» Его в свои произведения: буквально, иносказательно, через «чудеса» или другим образом.

Конференция состоится в Каминном зале Издательского Совета по адресу: г. Москва, ул. Погодинская, д. 20/3, стр. 2. Начало мероприятия в 14.00.

В связи с противоэпидемическими мерами формат конференции частично переведен в дистанционный. О желании принять участие в дистанционном формате оргкомитет конференции просит сообщить не позднее 18 января секретарю оргкомитета Дмитрию Михайловичу Володихину по тел +7 (915) 322-80-16, e-mail: volodih@mail.ru.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5749421.html

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

«Черкизовскую осень» отпраздновали презентацией русских добродетелей

22 октября 2023 года школьники среднеобразовательных учреждений г.Москвы и воспитанники воскресных школ российской столицы собрались в исторической резиденции Московских митрополитов на фестивале «Черкизовская осень». Ребята выступали перед зрителями и красочно рассказывали о добродетелях, традиционных для русского народа.

Участники должны были заранее выбрать одно из нравственных качеств, нарисовать плакат о нем, подготовить поделки и, представив это все зрителям, объяснить свой выбор той или иной добродетели. Также было необходимо привести примеры святых или выдающихся людей России, проявивших эту добродетель.

К собравшимся с приветственным словом обратился заместитель управляющего делами Московской Патриархии, настоятель храма пророка Илии в Черкизове епископ Зеленоградский Савва. «Цель фестиваля состоит в том, чтобы показать, представить, подумать над добродетелью. Что и как мы хотим делать в жизни, чтобы эти размышления были не оставалист только какими-то красивыми поделками и плакатами», – сказал он.

Иерарх подчеркнул, что через знакомство с добродетелями важно «пропустить их через себя». Это необходимо, чтобы «приближаться к Богу», а для этого «надо менять к себя к лучшему».

«Чтобы менять к себя к лучшему, нужно сначала понять, а что это такое “лучшее”. Так, лень удаляет нас от Бога, а мужество, наоборот, нас к Нему приближает. Сам Христос мужеством восшел на Крест за нас и воскрес. Нам важно продумать эту добродетель, усвоить ее и пережить», – отметил владыка Савва.

Участниками фестиваля стали команды общеобразовательных школ: №444, рассказавшая о добродетели милосердия и сострадания, №1797, подготовившая презентацию добродетели мужества, а также воскресных школ: храма пророка Илии (представила добродетель почитания и заботы о старших), Донского монастыря (поведали о добродетели дружбы и взаимовыручки), храма Казанской Песчанской иконы Божией Матери (сделали повествование о добродетели мужества). Кроме того, приехала фольклорная студия «Потешка» Святоозерской воскресной школы при храме Живоначальной Троицы в Косино с зарисрвкой о добродетели трудолюбия.

Организаторы фестиваля ставили перед собой задачу вдохновить участников фестиваля и показать им, что нравственность – традиционна для русского народа, и тем самым пробудить уважение и любовь к своему народу и Родине.

«Такие праздники позволяют детям сплотиться, проявить себя, посмотреть на других, увидеть радость в глазах», — поделилась своими впечатлениями мама одной из участниц фестиваля «Черкизовская осень».

В конце праздника выступавшие сами стали зрителями фольклорного представления объединения «Измайловская слобода». Все водили хороводы и играли в подвижные танцевальные игры.

Каждая команда получила из рук епископа Саввы дипломы.

https://hramilii.ru/voskresnaya-shkola/cherkizovskuyu-osen-otprazdnovali-prezentacziej-russkih-dobrodetelej/

3 ноября 2023
ПОДРОБНЕЕ

Подопечным семьям хосписа переданы продуктовые наборы

5 сентября специалисты по социальному служению Восточного викариатства передали 33 продуктовых набора (включая сезонные овощи и фрукты) для подопечных семей Московского детского хосписа №1.

Поскольку семьи с неизлечимо больными детьми, часто нуждаются в самом необходимом, в том числе в продуктах, принято решение сделать такие передачи регулярными. Под патронажем Первого детского хосписа находится 400 семей с неизлечимо больными детьми.

В сборе продуктовых наборов приняли участие храмы:
— храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино;
— храм Преображения Господня в Богородском;
— храм преп.Александра Свирского;
— храм Царственных Страстотрепцев в Южном Измайлове;
— храм Живоначальной Троицы в Кожухово;
— храм Димитрия Солунского на Благуше;
— храм Святителя Николая на Преображенском Погосте;
— храм Димитрия Солунского в пос.Восточном;
— храм Спаса Нерукотворного образа в Перово.

Собранные продуктовые наборы передали в Первый детский хоспис ответственная за социальное служение восточного викариатства Екатерина Борисенкова и соцработник храма Преображения Господня в Богородском матушка Елена Субботина.

Желающих помочь просим написать на почту e-borisenkova75@mail.ru ответственной за социальное служение в Восточном викариатстве Екатерине Борисенковой

Пресс-служба Восточного викариатства

7 сентября 2023
ПОДРОБНЕЕ

Илиинский шахматный турнир между детьми и духовенством прошел в Черкизове

25 февраля 2023 года состоялся финал первого Илиинского турнира по шахматам среди воспитанников воскресной школы и духовенства храма пророка Илии в Черкизове

Команду духовенства возглавил епископ Зеленоградский Савва. В нее вошли священник Роман Тарабрин, священник Димитрий Болычев, диакон Иоанн Кизюн. В команду детей вошли ребята, прошедшие в предыдущие недели отборочные этапы турнира.

По итогам проведенных партий в командном зачете победу одержало духовенство: 8,5 : 9,5. В личном зачете у ребят наметились три лидера, причем два человека набрали одинаковое количество очков и было принято решение играть дополнительную партию за первое место. Победители турнира в личном зачете: Дарья Безручко набрала 11 очков, Иван Третьяков — 10 очков, Николай Усанов — 7 очков. Призеры были награждены медалями, а победитель Дарья Безручко получила кубок турнира.

Финал, как и весь турнир, получился ярким и интересным. Духовенство отметило высокий уровень подготовки детей к таким спортивно-интеллектуальным состязаниям.

Информационная служба @hramilii

26 февраля 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up