2 августа в храме Илии Пророка в Черкизово прошел традиционный престольный праздник.
«Вы, сегодня пришедшие почтить пророка Илию и прославить Господа в Его святом пророке, вопреки очень непростой погоде, явили верность Господу и любимому нами пророку Илии, пришли в его святой храм. Те, кто украсили наш святой храм этими благолепными цветами, явили веру и верность. Наш хор, который готовился и будет петь сегодня особенные песнопения, явил веру и верность. Каждый из нас являет веру и верность в малых делах. Те, кто приводит своих детей в воскресную школу весь учебный год каждое воскресенье, хотя в воскресенье хотелось бы отдохнуть, тоже являют веру и верность. Эту веру и верность надо являть с усердием. Надо бояться того, чтобы остыть, охладеть, привыкнуть к нашему обычному церковному быту.
Нам нужно всегда быть горячими, устремленными, такими же, каким был святой пророк Илия.
Да вдохновляет он нас, и мы помолимся ему, чтобы мы всегда были верными и верующими, горящими в вере и верности нашей!»
архиепископ Зеленоградский Савва, проповедь накануне престольного праздника, дня пророка Божия Илии, 1 августа 2024 года
В Храм Христа Спасителя были возвращены два исторических образа Божией Матери: «Всех скорбящих Радость» и «Владимирская». Как произошло их обретение? Об этом aif.ru поговорил с настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине города Москвы, ответственным секретарем журнала «Храмоздатель», протоиереем Владимиром Клюевым.
Владимир Клюев: Это значимое событие, которое, несомненно, обладает глубоким духовным символизмом. Всё началось с того, что в одной из проповедей в храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине я призвал прихожан возвращать в храмы иконы, спасённые их предками во времена гонений. Совершенно неожиданно на этот призыв откликнулся наш прихожанин Алексей Кудинов, который рассказал, что его бабушка, Анастасия Кудинова, в 1930-е годы сохранила икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», вывезенную из Храма Христа Спасителя перед его разрушением. Алексей выразил желание безвозмездно передать святыню в храм, где она заняла бы свое историческое место.
Юлия Тутина, aif.ru: Отец Владимир, как проходила работа по атрибуции этой иконы? Как удалось подтвердить её подлинность?
— С апреля 2023 года совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева мы проводили исследование. Сотрудники этого учреждения проявили к этой находке огромный интерес. В результате было установлено совпадение с образом «Богоматерь «Всех скорбящих Радость»» кисти Фёдора Андреевича Бронникова, академика живописи XIX века. Эксперты музея подтвердили её историко-культурную и художественную ценность. Таким образом, слова Алексея Кудинова были подтверждены искусствоведами. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта старинная икона 5 ноября 2024 года была возвращена в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в Москве.
— Автор образа, художник Фёдор Бронников известен в основном специалистам по русской живописи, думаю, немногие знают его как иконописца.
— Действительно, Фёдор Андреевич Бронников был выдающимся художником, писавшим картины на античные и исторические темы, и весьма известный в этом качестве. Его светская живопись отличается мягкостью красок, выразительностью образов и высоким художественным уровнем. На каком-то этапе творческого пути Бронников почти исключительно посвятил себя картинам из древнеримской жизни и итальянскому жанру. Например, в 1863 году он был признан профессором исторической живописи за картину: «Гораций читает свои сатиры Меценату».
Но вместе с тем церковное искусство было ему также близко, художник внёс большой вклад в оформление Храма Христа Спасителя, и найденная икона — одно из тому доказательств. Кстати говоря, до революции не было какого-то строгого разделения между церковным и светским искусством. И это касается не только живописи. Так, архитекторы того времени равным образом проектировали и гражданские сооружения, и величественные храмы. Об этом можно прочитать, в частности, журнале «Храмоздатель», ответственным секретарем редакции которого я являюсь.
— Помимо этой иконы, в Храм Христа Спасителя была возвращена ещё одна святыня — список Владимирской иконы Божией Матери…
— Да, 13 июля 2024 года список Владимирской иконы, вывезенный из Храма Христа Спасителя перед его разрушением, был возвращен в собор. Позже, 31 января 2025 года, после проведённой реставрации, прямо перед годовщиной интронизации Святейшего Патриарха образ занял своё историческое место. Этот список XIX века был обнаружен мною при подготовке материала для журнала «Храмоздатель» в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Оказалось, что он был вывезен туда во время гонений на Церковь.
Из истории освящения Храма Христа Спасителя, который состоялся 7 июня (26 мая) 1883 года, известно, что перед иконой Божией Матери Владимирская молились, герои Отечественной войны 1812 года, дожившие до этого торжества:
Ветераны, украшенные медалями, в память Отечественной войны 1812 года.
Депутации от полков, получивших разные отличия за участия в походах и сражениях в 1812–1814 гг.
Депутации от Донского и Оренбургского казачеств, добровольно снарядивших ополчения в 1812 году.
Депутации от губерний, принимавших участие в составлении народного ополчения в 1812 года.
Депутации от Москвы и Бородина.
Депутации от городов, при которых происходили сражения в 1812 году.
Депутации от губерний и городов, подвергавшихся нашествию и служивших театром военных действий в 1812 году.
— Кто же сохранил этот список для потомков?
— Эту икону сохранил священник Василий Орлов, который служил настоятелем Никольского храма в 1920–1930 годы. Благодаря его заботе икона не только уцелела, но и была передана по наследству прихожанам, которые сохранили её в храме. Мы можем только восхищаться тому, как наши предки в условиях гонений на веру, угрозы их жизни сохраняли святыни. Ведь тогда не было, практически, никакой надежды, что Храм Христа Спасителя восстановят, что вера в нашем народе возродится. Атеисты праздновали победу и обещали, что религия исчезнет как явление. Но люди верили, что Бог не оставит ни их, ни чтимые святыни, и эта вера оказалось сильнее воинствующего безбожия.
— А что Вы можете сказать про Евграфа Сорокина, кисти которого принадлежит Владимирский образ?
— Евграф Семёнович Сорокин был выдающимся художником и педагогом, профессором живописи. С его творческим восхождением связана одна действительно впечатляющая история. По совету своего учителя, ярославского живописца, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину: «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца». Это произведение было представлено государю, который и повелел направить Евграфа Семеновича в Академию художеств в 1841 году.
Он также внёс огромный вклад в оформление Храма Христа Спасителя.
В правом клиросе находился образ «Нерукотворенного Спаса», писанный художником с образа, находящегося в церкви Спаса, что за золотой решеткой в Кремле, а в левом — образ Владимирской Богоматери — снимок с образа, находящегося в Успенском Соборе. Причем профессор Сорокин написал их безвозмездно.
Им написаны фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей. На северной двери был изображен св. Архидиакон Лаврентий, в диаконовском облачении; правая рука с орарем простерта к народу в тот момент, когда святой произносит слова: «Станем добрее».
На южной двери — Первомученик Стефан также в диаконовском облачении; в правой руке святого — кадило, в левой — камень как знамение его страдания.
Четыре внутренних столба Храма (пилоны), послужившие основанием для купола, в верхней их части, при соединении с арками, расширяются, образуя так называемые паруса, расписанные профессором Сорокиным совместно с профессором Бруни.
В Парусах Храма, были помещены четыре иконы: три из них изображают важнейшие моменты земной жизни Спасителя, в которых Господь явил свою славу: Преображение, Воскресение и Вознесение Христа, а четвертая картина — Сошествие Святого Духа на Апостолов.
Ниже этих изображений помещены Евангелисты — ученики и свидетели Христовых чудес, передавшие нам божественное учение и различные сведения о Его земной жизни.
Таким образом, на северо-восточном парусе изображено Преображение Господне, а под ним — Евангелист Лука, на юго-восточном — Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн, на северо-западном парусе — Воскресение (изображение сделано по древнему рисунку и представляет восхождение Христа из ада на небо и возведение праведников Ветхого завета), а под ним — Евангелист Матвей, и на юго-западном — Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Марк.
Сорокин художественно исполнил образ Христа Спасителя для плащаницы Храма с вышитою шелком пеленою, она окаймлена золотым с орнаментом бордюром, заключающем в себе молитвенную надпись.
Ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах Храма Христа Спасителя некоторых произведений Бруни, не законченных вследствие смерти последнего. Работы Сорокина отличаются тщательной прорисовкой деталей, глубокой духовностью и академической техникой исполнения. Его авторство было установить проще, икона была подписана.
В парижской церкви Александра Невского (в 1860-1861 гг.) его кисти принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди.
— Какое значение имеет возвращение этих образов?
— Мы благодарим Господа, что обе иконы находятся там, где они и должны быть — в Храме Христа Спасителя. Их возвращение — это не только восстановление исторической справедливости, но и духовно значимое событие, напоминающее нам о неразрывной связи времён, стойкости веры и подвиге тех, кто сберёг святыни в годы гонений.
Я также благодарю ключаря кафедрального собора, протоиерея Михаила Рязанцева, который принял участие в том, чтобы обе эти иконы вернулись в Храм. Хотелось бы подчеркнуть и роль члена Патриаршей комиссии по реставрации икон, протоиерея Георгия Мартынова, который оказывал неоценимую помощь в установлении подлинности образов и контроле за их реставрацией.
История возвращения икон, думаю, вдохновит многих небезразличных людей — тех, кто сохраняет святыни, исследует и реставрирует их, собирает исторические сведения, без которых немыслимо сохранять наше духовное наследие.
24 декабря 2023 года Илиинская молодежь и семейный клуб Черкизова провели квартирник “У Светоча”. После Божественной литургии все собрались в Доме причта на небольшой камерный концерт с угощениями.
Была возможность выступить сольно, спеть совместно любимые новогодние композиции, прочитать стихи. “Конец года для многих связан с особой суетой, накопленной усталостью. Захотелось собрать компанию друзей, чтобы в теплой обстановке уютно провести время”, — отметила помощник настоятеля по организации молодежных и семейных программ Анна Шаронова.
Участники квартирника специально для встречи приготовили постные угощения.
Заранее порядок выступления не был предусмотрен, в формате “свободной сцены” желающие играли на фортепиано, гитаре, все вместе выбирали песни под общее исполнение. Выступали не только взрослые, но и дети. В завершение встречи собравшиеся обсудили предстоящие послушания в дни празднования Рождества Христова.
За Божественной литургией епископу Савве сослужили: первый секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г.Москве протопресвитер Владимир Диваков, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов, настоятель подворья Оптиной пустыни в Москве, храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе архимандрит Мелхиседек (Артюхин), руководитель Референтуры Московской Патриархии протоиерей Олег Корытко, настоятель храма великомученика Димитрия Солунского на Благуше протоиерей Андрей Милкин, сотрудники информационно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии в священном сане, клирики черкизовского храма, помощник председателя Отдела внешних церковных связей протодиакон Владимир Назаркин.
Поздравляя сослужащее духовенство, хоры, прихожан и паломников с днем памяти пророка Илии, епископ Зеленоградский Савва напомнил, что пророк Илия вместе с пророком Моисеем были с Господом во время Его Преображения. «Нам нужно преображать свою жизнь, чтобы соучаствовать в Преображении Господнем и чтобы и дальше пророк Илия покровительствовал нам. Будем преображать нашу жизнь по примеру пророка Илии. Он всегда горел в стремлении к Богу. Будем и мы гореть этим стремлением к Богу», – сказал иерарх.
К трудам на благо Святой Церкви и в связи с круглой датой заведующая складом, снабженец храма пророка Илии в Черкизове Дарья Николаевна Гимранова удостоена общецерковной награды – медали преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. Приход дружно поздравил Дарью Николаевну соборным пением: «Аксиа!».
Затем на территории исторической резиденции Московских митрополитов состоялись гуляния «Илиин день».
По просьбе приходского совета Черкизова Управлением штаба Центрального округа войск национальной гвардии Российской Федерации была оказана помощь в организации полевой кухни. Отпробовать кашу из специального армейского прицепа могли все желающие.
Однако главными угощениями стали пастила, мед, варенье из черноплодной рябины и морошки, пряники и пироги, а также иван-чай и чай из самоваров. Интерактивную программу приготовили Автономная некоммерческая организация «Центр содействия в реализации социально-культурных, образовательных и благотворительных проектов «Площадка»».
3 марта 2022 года управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий направил всем епархиальным Преосвященным на территории Российской Федерации циркулярное письмо о сборе средств на помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям.
В документе сообщается, что по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Русской Православной Церкви организована помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям, эту деятельность координирует Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению.
Митрополит Дионисий поблагодарил всех Преосвященных, которые организовали работу по оказанию помощи беженцам из Донбасса в соответствии с рекомендациями, направленными в епархии 22 февраля.
«По данным МЧС, с 18 февраля по 3 марта границу Российской Федерации пересекли 140 тысяч человек. К 28 февраля на территории 21 субъекта Федерации действуют 252 пункта временного размещения, в них находится свыше 18 тысяч человек. Десятки тысяч людей устроились самостоятельно. Многим из них требуется помощь. Кроме того, нуждаются и пострадавшие мирные жители, оставшиеся в зоне конфликта», — отмечается в циркулярном письме.
В связи с этим Святейший Патриарх Кирилл благословил объявить сбор средств на помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям.
Всем епархиальным Преосвященным в ближайшие три воскресенья (6, 13 и 20 марта) надлежит провести кружечный сбор в храмах епархий. Собранные средства до 30 марта необходимо перевести на счет Синодального отдела по благотворительности по следующим реквизитам: ПРО Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), Адрес: 109004, г. Москва, ул. Николоямская, д. 57, стр. 7 ИНН 7709048164, КПП 770901001, ОГРН 1037739255762 р/с 40703810838110001646 к/с 30101810400000000225 БИК 044525225 в ПАО Сбербанк России Назначение платежа: Помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям
Управляющий делами Московской Патриархии пояснил, что епархиям, на территории которых к 30 марта развернуты пункты временного размещения беженцев, собранные пожертвования можно не перечислять на счет Синодального отдела по благотворительности, а использовать самостоятельно на помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям. При этом отчет о сборе и расходовании пожертвований на помощь беженцам должен быть опубликован на епархиальных сайтах не позднее 31 декабря с.г.
После публикации соответствующей информации на сайте Патриархия.ru необходимо разместить на сайтах епархий информацию о начале сбора средств.
Митрополит Дионисий благословил разместить листовки о работе церковной горячей линии 8 800 70-70-222 во всех пунктах временного размещения беженцев — государственных и церковных, если они организованы на территории епархии, в региональных и муниципальных штабах помощи беженцам.
В циркулярном письме также говорится о необходимости ежедневно направлять сведения о помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям со стороны епархии на почту diaconia@patriarchia.ru для составления информационных сводок о помощи Церкви беженцам и пострадавшим мирным жителям. В письмах нужно сообщать информацию о размещении беженцев в церковных учреждениях, гуманитарной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям, адресной помощи, духовной помощи и других видах помощи.
Для разрешения возникающих вопросов, связанных с помощью беженцам и пострадавшим мирным жителям, можно обращаться к руководителю сектора организации помощи в чрезвычайных ситуациях Синодального отдела по благотворительности Полине Юферевой (тел.: +7 (909) 928-95-07, e-mail: diaconia@patriarchia.ru), а также к заместителю председателя Синодального отдела по благотворительности иеромонаху Пантелеимону (Алешину) (тел.: +7 (915) 102-33-83, e-mail: diaconia@patriarchia.ru).