«Храм был полон, как на Пасху» — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

«Храм был полон, как на Пасху»

Опубликовано: 29 мая 2023

Категории: Новости

28 мая в храме святого князя Владимира в Новогиреево состоялся молебен перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец». Молебен возглавил настоятель храма, протоиерей Алексей Батаногов. 
 

Инициатива проведения молебна принадлежала сотрудникам телеканала «Спас». Телеканал «Спас» еженедельно, по воскресным дням в 21:30 проводит трансляцию молебнов из различных храмов перед разными святынями. На этот раз молебен состоялся в храме святого князя Владимира в Новогиреево города Москвы. Специально по этому случаю в храм была доставлена святыня – мироточивая икона Божией Матери «Умягчение злых сердец». Икона на постоянной основе храниться в подмосковном Бачурино, но, как правило, находится в путешествиях по миру.
 
Несмотря на позднее время проведения молебна, храм наполнился людьми.
— Молящихся было очень много. Храм был полон, как на Пасху – поделился впечатлениями настоятель храма, протоиерей Алексей Батаногов.
— За неделю до этого события мы обсуждали с батюшкой, что нам было бы хорошо написать копию этой иконы для нашего храма, а потом икона сама пожаловала в гости, – вспоминает прихожанка храма Наталья Стрелкова, – а за день до молебна мы с дежурными с удивлением отмечали, что к этим выходным принесли очень много цветов для украшения, хотя ещё никто не знал, что этот образ Божией Матери окажется у нас в храме. Только потом поняли в чём дело!
 
После совершения молебна, икона была увезена из храма. Запись прямой трансляции можно посмотреть на информационных ресурсах телеканала «Спас»: https://vk.com/video-55490878_456492429  

Пресс-служба Восточного викариатства и храма святого князя Владимира в Новогиреево

Священники поддержали почти 2000 человек с помощью общероссийской горячей линии #МыВместе

За два месяца в рамках проекта общероссийской горячей линии #МыВместе 32 московских священнослужителя Русской Православной Церкви ответили на более чем 1900 звонков по вопросам духовной помощи. 

Священники принимают звонки круглосуточно с 18 апреля. Вызов, в случае соответствующего запроса позвонившего, переадресуют на священника операторы горячей линии. В дневном режиме (с 7 до 23 часов) священники разделены на две смены, в каждой из них по 12 человек, смена меняется каждые 3 дня. В ночном режиме (с 23 до 7 утра) священники разделены на 4 смены, в каждой из которых по 2 человека. В дневную смену в поступает 40-50 звонков, в ночную – 10-15.

Несмотря на смягчение карантинных мер, многие люди продолжают звонить и задавать вопросы.

«Просьбы поступают из разных уголков страны. В основном люди обращаются за серьезными духовыми советами и обсуждают проблемы семейной и внутренней жизни», — отметил кандидат исторических наук, декан исторического факультета ПСТГУ протоиерей Андрей Постернак – он дежурит в дневное время.

«Ночью звонят из центральных регионов и Дальнего Востока. Люди уже больше привыкли к карантину, для них это не какое-то событие, которое совсем выбивает их из колеи. Но тем не менее востребованность в этой линии есть, особенно у людей, далеких от Церкви, которые не решаются заговорить с местным священником», — рассказал настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин.

Напоминаем, что в колл-центр можно обратиться круглосуточно. Телефон горячей линии: 8 (800) 200 3411.

Проект общероссийской горячей линии #МыВместе по поддержке и координации помощи людям, которые попали в группу риска в связи с распространением нового типа коронавируса COVID-19, реализуется Общероссийским народным фронтом в партнерстве с Фондом Росконгресс, Ассоциацией волонтерских центров, Всероссийским общественным движением добровольцев в сфере здравоохранения «Волонтеры-медики», «Волонтерами Конституции» и ПАО «Ростелеком».

В период карантина Церковь открыла 96 горячих линий, действуют более 100 православных добровольческих служб, почти 7 тысяч церковных волонтеров участвуют в помощи.

В связи с пандемией более 100 тысяч человек нуждаются в срочной продуктовой помощи в России и других странах. В епархиях отмечается значительное увеличение количества обратившихся за помощью. На сайте Милосердие.ру открыт сбор средств на покупку продуктов и предметов первой необходимости для людей, которые оказались в состоянии крайней нужды. 

Поддержать сбор средств можно на сайте Милосердие.ру, или отправив sms на короткий номер 3443 со словом Еда и суммой пожертвования. Например, Еда 300.

Информация о различных направлениях помощи Церкви в период карантина – в последней информационной сводке Синодального отдела по благотворительности.

Информационный источник: http://www.diaconia.ru

18 июня 2020
ПОДРОБНЕЕ

Икона Божией Матери Феодоровская в Москве

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, из Богоявленско-Анастасииного монастыря города Костромы в Москву будет принесена Чудотворная икона Божией Матери Феодоровская.

Торжественная встреча Феодоровской иконы в Москве состоится 14 мая 2023 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, где она будет размещена на время пребывания в столице. Богослужение, как ожидается, возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Начало в 10.00.

Доступ верующих к иконе будет открыт ежедневно с 15 по 27 мая с 8.00 до 21.00


Святейший Патриарх призывает всех верующих встретить Чудотворный образ и усердно молиться Пресвятой Владычице о Церкви и Отечестве.


—————————
ТЕКСТ ОБРАЩЕНИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА ПО СЛУЧАЮ ПРИНЕСЕНИЯ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ФЕОДОРОВСКОЙ» В КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОРНЫЙ ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ В 2023 ГОДУ

14 мая 2023 г.
Организаторам и участникам торжественного принесения
Феодоровской иконы Божией Матери из Костромы в Москву
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Досточтимые отцы! Дорогие братья и сёстры!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Сердечно приветствую всех вас этими жизнеутверждающими словами. В дни продолжающегося пасхального торжества мы с радостью встречаем в Первопрестольном граде Москве чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери, принесённую из Богоявленско-Анастасииного монастыря Костромы в главный собор Русской Православной Церкви — Кафедральный Соборный Храм Христа Спасителя.
Эта святыня, неразрывно связанная с историей России, издревле почитается нашим народом, прославляющим заступничество Царицы Небесной, явленное после горячих молитв перед сим дивным образом. Пресвятая Богородица не раз подавала Свою всесильную помощь людям, откликалась на их молитвы в минуты опасности, испытаний и скорбей. Так было в далёком XIII веке, когда Кострома была чудесно спасена от войск ордынских завоевателей. Так случилось в веке XVII, когда после долгого периода Смуты и нестроений в нашем Отечестве Пречистая Дева Мария явила милость и чрез Свой чудотворный Феодоровский образ благословила на царствование первого представителя новой династии — Михаила Романова.
На протяжении трёх столетий Феодоровская икона Божией Матери почиталась великой святыней и особой покровительницей Императорского Дома. В честь неё иностранные принцессы, выходя замуж за великих князей и принимая Православие, получали отчество «Феодоровна». К заступничеству Пречистой Владычицы многократно прибегали люди, находившиеся у кормила государственной власти, и неизменно обретали предстательством Божией Матери силы и мудрость.
Несмотря на меняющиеся общественно-политические реалии, мы твёрдо уповаем на то, что державный покров Царицы Небесной не покинет страну нашу, пока народ хранит верность Её Божественному Сыну и Его Церкви. «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2, 5) — пусть сии кроткие слова Пресвятой Богородицы, обращённые некогда к служителям на брачном пире в Кане Галилейской, всегда будут духовным напутствием и для нашего народа.
Желаю вам крепости сил, душевного мира и помощи Божией в добрых делах. Благословение Христа Спасителя и Его Пречистой Матери да пребывают со всеми вами.
КИРИЛЛ
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ


11 мая 2023
ПОДРОБНЕЕ

Воспитанники Воскресной школы посетили Марфо-Мариинскую обитель милосердия

26 июня 2021 года, воспитанники Воскресной школы храма Преображения Господня на Преображенской площади съездили на первую экскурсию в Марфо-Мариинскую обитель милосердия, основанную в 1907 году Великой княгиней Елисаветой Феодоровной.

Группе из 8 детей и 8 взрослых, среди которых были педагоги воскресной школы и родители учеников, экскурсовод Наталья Николаевна поведала много интересных фактов из жизни обители, семье Великой княгини Елисаветы Феодоровны и насельницах Марфо-Мариинской обители любви и милосердия.

Создавая свою Обитель, Великая основательница видела её отличной от обычного монастыря. Особенности Обители, заложенные Елисаветой Феодоровной, сохраняются до сих пор. О них и узнали участники экскурсии. Также экскурсанты побывали в доме-музее преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, где была проведена интересная обзорная экскурсия.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

4 июля 2021
ПОДРОБНЕЕ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up