«Гражданский экзамен» по Основам социальной концепции Русской Православной Церкви — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

«Гражданский экзамен» по Основам социальной концепции Русской Православной Церкви

Опубликовано: 15 августа 2020

Категории: Религиозное образование

Стартовала всероссийская просветительская акция «Гражданский экзамен — 2020. Социальная концепция Русской Православной Церкви».

Специально разработанный «онлайн-экзамен» состоит из 17 тестовых вопросов, ответив на которые каждый может проверить свой уровень знания и понимания Основ социальной концепции Русской Православной Церкви.

«Экзамен» приурочен к 20-летию принятия Основ социальной концепции — документа, в котором сформулирована позиция Русской Православной Церкви по главным вопросам современного мира.

Член «Экзаменационной комиссии» — экспертного совета проекта «Гражданский экзамен», первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, заместитель главы Всемирного русского народного собора, декан Социально-гуманитарного факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова, доктор политических наук Александр Щипков утверждает: «Глубинная связь «Основ социальной концепции» с мировоззрением народа выразилась в том, что даже те, кто далек от Церкви, имеют общественные взгляды, близкие к ее положениям».

Координатор проекта «Гражданский экзамен» Сергей Волобуев уверен: «Знание и понимание официальной позиции Православной Церкви по вопросам, актуальным для всего нашего общества, является необходимым элементом гражданской культуры. Вне зависимости от личного мировоззренческого выбора каждого из граждан России».

«Актуальность Основ социальной концепции Русской Православной Церкви год от года возрастает. Многие ее положения, написанные два, а по сути, три десятилетия назад, оказываются буквально пророческими. Социальная концепция Церкви учит человека оставаться человеком в условиях новейших вызовов. Поэтому важно, чтобы как можно большая часть наших современников познакомилась с этим документом», — считает член «Экзаменационной комиссии» — экспертного совета проекта «Гражданский экзамен», генеральный директор Центра гуманистической экологии и культуры Сергей Лаковский.

В акции смогут принять участие граждане России, проживающие в зарубежных странах и российские соотечественники. Команда проекта «Гражданский экзамен» рассчитывает, что в акции примут участие не менее 250 тысяч граждан России.

Каждый участник, зарегистрировавшийся на сайте гражданскийэкзамен.рф, ответивший на все тестовые вопросы и оставивший корректные контактные данные, получит электронный сертификат и справку о правильных ответах.

Акция продолжится до Рождества Христова. Планируется, что ее итоги будут подведены в ходе Международных Рождественских образовательных чтений в январе 2021 года.

Общественно-просветительский проект «Гражданский экзамен» начал работу в 2019 году. Цели проекта — содействие формированию современной гражданской идентичности и гражданской культуры на основании принципов и ценностей Конституции России. Основной метод реализации проекта — онлайн-тестирование в комплексе с иными онлайн-просветительскими технологиями.

Первый «Гражданский экзамен» состоялся 12 декабря 2019 года. В акции приняли участие 200 тысяч граждан России.

В 2020 году проект «Гражданский экзамен» реализовал акции «Гражданский экзамен — 2020. Поправки в Конституцию», «Гражданский экзамен — 2020. Безопасность личности, общества и государства», «Гражданский экзамен — 2020. История и культурное наследие России. Великая Отечественная война» (к 75-летию Победы).

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5676929.html

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ: НЕ ФАРИСЕИ ЛИ МЫ?

Первая подготовительная неделя, которая начнется в это воскресенье, 5 февраля, называется в церковном календаре «Неделей о мытаре и фарисее». Своё название она получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией.  Afhbctq молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь». А мытарь коротко: «Господи! Помилуй меня грешного». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой?

Слово «фарисей» давно стало нарицательным, и это во многом справедливо, ведь фарисеи, как определённый тип людей вне зависимости от их религиозной принадлежности, – род вечный и бессмертный (думаю, каждый из нас видел таких «святош» с поджатыми губами и закатившимися глазками). Рассказанная Самим Иисусом Христом притча, никогда «не устареет», потому что обращена ко всем, кто твердо уверен в собственной праведности и потому презирает других.

«Два человека пришли в Храм помолиться, – так начинается притча. – Один был фарисей, а другой – мытарь (сборщик податей для римской казны)». Заметим, что невозможно подобрать более непохожих друг на друга людей. Фарисеи (что значит буквально «чистые», «отделённые») были авторитетными и уважаемыми в народе толкователями религиозного Моисеева Закона (Торы). Беда лишь в том, что стремление к его неукоснительному соблюдению даже в мелочах зачастую приводило их к невыносимому формализму и казуистике. Напротив, к мытарям, этим презренным «коллаборационистам» и «предателям», состоявшим на службе у римских оккупационных властей, иудеи относились с брезгливостью, считая для себя осквернением всякое с ними общение.

«Фарисей, – продолжает Христос, – встал и молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь. Я дважды в неделю пощусь, отдаю десятую часть всего, что приобретаю». А мытарь, став подальше, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь со словами: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» – Но именно он, а не фарисей, – заключает притча, – «ушёл домой более оправданным. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает (смиряет) себя, будет возвышен».

Богослужебные песнопения недели без устали варьируют эту яркую тему истинного и ложного покаяния. Высокомерие и самопревозношение, сопряженное с унижением других, именуются «мерзким надмением» и «нелепым свирепством». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой? Об этом уместно вспомнить не только верующим, но всем людям, притязающим на интеллигентность.

Для обличения фарисейского поста, бессмысленного при таком пагубном душевном расположении, православный Церковный устав нарочито отменяет на этой неделе пост в среду и пятницу.

МЫТАРЬ— (греч. telónhV,тэлонэс, лат. publicanus) – это «откупщик» или «сборщик налогов». Сам этот профессиональный термин вполне нейтрален и означает любого представителя «налоговой службы» (в Санкт-Петербурге есть «Мытнинская улица»), но в знаменитой евангельской притче речь идет о еврейском сборщике податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). Поэтому в славяно-русской традиции он стал нарицательным и означает, как правило, евангельского мытаря – «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе.

Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения (Лука 19:1, 8), обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм – единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги.

Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф 9:11 и др.). Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лука 18:9–14). «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21:31). Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф 10:3).

ФАРИСЕИ – название одного из трех древнееврейских религиозно-политических течений (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II в. до н. э.). Сам термин (евр.перушим, греч. fjarisa=oi,фарисайой, фарисеи) переводится как «обособившиеся», «отделённые», т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении, или «сепаратисты» (для их противников).

Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в своде Моисея. Пользуясь изощрёнными методами толкования, зачастую искусственными, не имеющими прямой опоры в тексте Торы, они, по существу, развивали религию Моисея и, в отличие от эллинизированных прагматиков саддукеев, верили в воскресение мёртвых, существование ангелов и духов. Эти представления вошли и в христианскую догматику. Поэтому отношение к фарисеям евангельских времен не может быть однозначным. Не случайно, что, по образному выражению одного западного историка, именно два фарисея («тайные ученики» Никодим и Иосиф Аримафейский) с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение по всему миру (имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел2).

После падения восставшего Иерусалима (70 г. н. э.) и разрушения Храма (высшее духовенство которого было из саддукеев), а затем окончательного изгнания евреев из Палестины (30-е гг. II в.), исчезли все религиозные и политические партии, и фарисеи стали единственной силой, определяющей последующее развитие иудаизма. Слившись с народом, фарисеи положили основание талмудическому еврейству. Современный раввинистический иудаизм – преемник и наследник фарисейства. Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет.

Пресс-служба Восточного викариатсва Москвы

4 февраля 2017
ПОДРОБНЕЕ

Прошла встреча студентов МПУ с настоятелем храма

15 октября, в рамках проекта духовно-просвятительского центра им. Митрополита Филарета при храме Свт. Николая Чудотворца на Преображенском кладбище, состоялась лекция-беседа студентов Московского Политехнического Университета и настоятеля храма иерея Алексия Тимакова «Вера, как самое главное, что есть у человека».

 Священник рассказал молодёжи, что и Вера и неверие-это важные вещи, потому что только я сам в себе выстраиваю свою иерархию ценностей, но в этом случае цена каждой веры разная.

«Ищите и обрящите»- сказал Спаситель. Если человек искренне ищет истину — он обязательно найдёт её, Господь откроет каждому свой путь.

*
Ты значил все в моей судьбе.
Потом пришла война, разруха,
И долго-долго о Тебе
Ни слуху не было, ни духу.
И через много-много лет
Твой голос вновь меня встревожил.
Всю ночь читал я Твой Завет
И как от обморока ожил»…

Словами стихотворения «Рассвет» Пастернака закончилась лекция настоятеля, которые заставили молодых людей задуматься и подготовить вопросы к следующей лекции.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма свт. Николая Чудотворца на Преображенском кладбище

17 октября 2023
ПОДРОБНЕЕ

В Гольяново прошла встреча с учениками

18 октября иерей Петр Иванов, настоятель храма прп. Сергия в Гольяново, провёл беседу с ребятами и учителями в школе №1598.

Эта беседа проходила в рамках серии встреч на тему: «Встреча с интересным человеком».

Ребят, изъявивших желание послушать батюшку, в этой школе набралось достаточно много. Отец Петр не только рассказал о строительстве храма в честь преподобного Сергия Радонежского, настоятелем которого он является, но и о том, чем занимаются люди, которые ходят в храм, что такое милосердие и помощь ближним.
Также батюшка принес с собой показать школьникам старинную икону в киоте, книги и небольшой колокол.

По словам педагогов, к середине беседы все ощутили некоторую свободу в общении, и зазвучали вопросы. Молодых людей интересовало, чем православие отличается от католицизма, может ли священник разгласить тайну исповеди, как батюшка относится к изотерике, картам таро и вообще гаданиям.

Отец Петр постарался доступно и с долей юмора ответить на вопросы школьников.

Такие встречи особенно ценны, ведь через них ребята знакомятся с православной верой в неформальной обстановке.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма прп. Сергия в Гольяново

19 октября 2023
ПОДРОБНЕЕ

Противосектантская деятельность

Комиссия по реабилитации лиц, отпавших от православия

+7 905 64-808-64; +7 916 874-38-09

komissiya@svetfavora.ru
Предварительная запись на приём обязательна,
+7 968 652-72-28

https://svetfavora.ru

Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова при храме «Всех Скорбящих Радость» на Б. Ордынке

Приемный день: понедельник с 12:00 до 17:00 ч.

Телефоны: +7 963 635 40 94, +7 968 671 57 17

http://www.glagolvery.ruи

5 октября 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up