Епископ Савва: «Как хранить в сердце своем любовь Божию?» — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Епископ Савва: «Как хранить в сердце своем любовь Божию?»

Опубликовано: 7 июля 2019

Категории: Новости

Настоятель Илиинского прихода в Черкизове епископ Зеленоградский Савва в честь празднования Рождества Иоанна Предтечи обратился к прихожанам с призывом следовать советам Иоанна Крестителя и добросовестно исполнять свои ежедневные обязанности.

“Несмотря на слова обличения и призывы покаяться, Иоанн Предтеча давал довольно простые советы. Эти советы могут пригодиться и в наше время. «Когда воины спрашивали его, как жить, он отвечал: “несите честно вашу службу”, другим людям он также говорил: “честно делайте то, на что вы поставлены”», — сказал архиерей. 
По его словам, “направление нашей жизни должно диктоваться устремлением к Богу, к богоподобию, а для этого есть очень простой способ: где бы мы ни были поставлены -руководителями, чиновниками, домохозяйками или домохозяевами, учителями, воинами, — мы можем нашу службу, даже если это не работа, а домашний труд, совершать честно”. При этом, епископ убеждён, что мы, как правило, знаем как их совершать честно — наша совесть нам говорит: тут я поступаю не по честности, не так, как должен, халатно, лениво, кого-то обманываю. 

Епископ Савва в своей воскресной проповеди также коснулся сегодняшнего Апостольского чтения, в котором были такие слова: “надежда наша не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам” (Рим. 5:5).

“Мы все имеем скорби, как и христиане апостольских времен имели скорби: это могли быть скорби от гонителей и внутренние скорби от бытовых обстоятельств, обстоятельств, связанных с работой, с положением в обществе”, — сказал архиерей. 

При этом, епископ Савва привел слова апостол Павла, который говорит, что этими скорбями мы хвалимся, потому что от них происходит терпение, а от терпения надежда, а надежда не постыжает, поскольку любовь излилась на нас благодатью Святаго Духа. По мнению епископа Савва, эти слова остаются вечными, непреложными и неизменными, и столь же значимыми и сегодня.“Особенно сегодня. Может быть даже более чем 10-15 лет назад. Сегодня мы сталкиваемся со скорбями от бытового неустройства, от неуверенности в завтрашнем дне, от непонимания, что дальше делать, как дальше жить. От этого мы озлобляемся, нервничаем и скорбим. Братья и сестры, вечным обращением к нам звучат слова апостола: надежда наша не постыжает, потому что любовь Божия излилась на нас”, — сказал иерарх.  Епископ Савва сказал, что:“Нет ничего большего, чем любовь Божия и нет ничего большего, чем надежда на эту любовь”. 

«Братья и сестры! Будем же ее хранить в сердцах наших, каждый день, постоянно. Вставая утром, вспоминать о любви Божией, излившейся на нас, в течение дня вспоминать о ней и ложиться спать с этой мыслью. Да сохраниться в нас надежда и да избежим мы скорби. Аминь!» — заключил епископ Зеленоградский Савва.


Информационная служба храма пророка Божия Илии в Черкизове:
http://hramilii.ru/news/20409/

Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня

27 сентября 2022 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Крест для погибающих — юродство, а для спасаемых — сила Божия», — вот чему учит нас сегодня Священное Писание. Юродство — это славянское слово, а русское слово, ему соответствующее, — «безумие». И что же получается, если перевести на наш современный язык? «Крест для погибающих — безумие, а для спасаемых — сила Божия».

А ведь так оно и есть. Что такое крест? Крест — символ страданий, мучений и смерти. И как же эти страшные явления могут быть привлекательны для человека, как они могут определять в положительном направлении жизнь человека? И те, кто не понимает смысл страданий Господа на Кресте, — кто и в древности не понимал, да и сегодня не понимает, — просто отмахиваются от этого величайшего откровения Нового Завета.

Почему же мы не отмахиваемся? Почему мы соглашаемся с тем, что крест принес не только страдания, но через страдания принес спасение? Потому что на кресте были явлены величайшие человеческие чувства, и в таком глобальном масштабе, который ни в одной человеческой личности осуществить невозможно. Что же это за чувства, что за проявления человеческой души? Это жертвенность и любовь. И если определить апогей развития способности человека жертвовать и любить, то этим апогеем будет Голгофская Жертва.

Конечно, человеческий опыт жертвенности и любви не может достигать того самого спасительного апогея, который был явлен на Голгофе. Но Жертва Христа Спасителя обозначает ориентир, некое направление движения. Через Крест Христов мы осознаем, что жертвенность и любовь являются величайшими ценностями для человека, для полноты его жизни. И одновременно это величайшие добродетели, которые оправдывают человека пред Богом, через которые человек искупляет свои грехи.

Мы знаем, что Жертва Голгофская была жертвой искупления. Господь принял эти страшные мучения, чтобы искупить пред Божественным правосудием все грехи мира. Наши с вами кресты, наши жертвы невозможно сравнить с тем, что совершил Спаситель. Но в масштабах наших человеческих возможностей, в масштабах личности каждого жертвенность и любовь являются действительно апогеем духовной жизни.

А что происходит, если мы отмахиваемся от этих ценностей? В самом деле, почему я должен жертвовать чем-то ради другого человека? Человек, отрицающий значение жертвенности, может привести множество подобных утилитарных аргументов. Зачем мне чем-то жертвовать, во имя чего? Но сегодняшний день может научить всех, даже тех, кто принципиально отрицает возможность принести в жертву не только себя — об этом и речи нет! — а хотя бы частицу своей жизни, своего времени, своих материальных возможностей. Сегодняшний день может убедить отрицающего необходимость жертвы в том, что жертва приносит человеку спасение. А синонимом спасения на обычном нашем языке является слово «счастье».

Вот если мы будем способны сопрягать жертвенность со счастьем, то изменятся, радикально изменятся человеческие отношения. Потому что человеку всегда хочется что-то получить. Сделал работу — получить деньги, трудишься хорошо — получить повышение по карьерной лестнице; да мало ли какие ценности для нас привлекательны, так что ради них мы готовы и трудиться, и даже жертвовать! И ведь так и происходит в нашей жизни. Тот, кто хорошо трудится, теряет свое время, иногда даже рискует здоровьем, но в ответ на это получает и материальное поощрение, и продвижение по службе.

Ну, а как же поступать в духовной жизни? Сегодняшний день помогает нам понять, что когда мы приносим себя в жертву, когда мы разделяем с другими свое время, свои материальные возможности, свою любовь — искренне, не конъюнктурно, не по необходимости, а от сердца, — тогда мы обретаем великий Божий дар. Мы становимся ближе к Богу. Господь прощает нам наши грехи. Ведь даже право, которым руководствуется человеческое общество, предполагает, что преступник должен искупить свою вину, и таким искуплением чаще всего является тюремное заключение. А как мы можем искупить нашу вину в течение нашей земной жизни, чтобы пред Богом не предстать с нашей виной? Нашим искуплением здесь и является жертвенность, жертвенная любовь, помощь тем, кто страдает. И не для того чтобы отметиться перед телекамерами, или чтобы про тебя в газетах написали, а так, тихонечко прийти и помочь…

Должен вам сказать, что многие люди сегодня так и поступают. Ко мне стекается информация, которая не попадает в общественное пространство, а потому я не могу оглашать какие-то имена, но действительно поражаешься жертвенности, являемой многими и многими нашими согражданами. Особенно сейчас, когда такая непростая ситуация на Украине, когда, защищая все наше историческое Отечество — и Россию, и Украину, — воины наши жертвуют здоровьем и жизнью, как важно, чтобы и весь народ наш был способен жертвовать во имя Христово ради всех тех, кто нуждается, кто не словесно, а самим своим существом просит этой помощи!

Иногда задают вопрос: «Ну, а кому помогать-то? Смотрю направо, налево — не вижу…». А тут надо помолиться, чтобы Господь открыл наши очи духовные, так чтобы мы увидели, кому помогать. В ответ на молитву Господь всегда открывается самым неожиданным образом и дает возможность проявить свою любовь, свою жертвенность, с тем чтобы принести жертву в первую очередь Ему, а через эту жертву получить прощение грехов и радость душевную.

Еще раз хочу сказать, что сегодня то время, когда мы особенно должны задавать себе этот судьбоносный вопрос: «А что я делаю?» Потому что происходящее сегодня на просторах Святой Руси, конечно, омрачает сердца многих. Не буду говорить о себе, но с этими мыслями, с этим страданием и ложусь, и встаю, и провожу весь день, потому что являюсь Патриархом не только Московским, но и всея Руси. Но в то же время верю, что по милости Божией пройдет эта напасть, что она не подорвет тех глубинных основ нашего совместного бытия, которые сохраняют в единстве народ Святой Руси, живущий в России и на Украине. Верю, что Господь приклонит милость и прекратится междоусобная брань. И там, где сегодня недоумение, страдания и скорбь, должна явиться наша человеческая любовь друг ко другу. А в ответ на эту любовь — любовь Господа к нашему единому народу, к тем, кто живет в России и на Украине, к тем, кто живет в разных уголках Земли.

Пусть Господь в это очень непростое время всех нас укрепит в вере и благочестии. В первую очередь обращаюсь сейчас к тем православным людям, которые считают, что можно посетить храм один раз в году, и этого достаточно. А другие говорят: в пост надо посетить храм, причаститься, и достаточно. Третьи говорят: достаточно одного раза в месяц. И одни, и другие, и третьи неправы! Воскресный день дается нам для того, чтобы мы посвящали его Богу. А кто не желает отдать Богу часть воскресного дня, думая, что сделает для себя что-то получше — телевизор посмотрит, погуляет, в гости пойдет, — тот глубоко ошибается. «День седьмый Господу Богу твоему», говорит заповедь Божия. А это значит, что воскресный день должен начинаться с молитвы. Но если по каким-то обстоятельствам человек не может в храм пойти (хотя чаще всего эти обстоятельства надуманы), то по крайней мере в утренние часы нужно помолиться вместе со своей семьей, испросить у Господа прощения за то, что в этот день в храм не пришел. Всё это сейчас так важно, мои дорогие!

Мои родители пережили ленинградскую блокаду, и они рассказывали мне о том, как наполнялись в Ленинграде Божии храмы, как люди голодные, почти умирающие, стекались в храмы, несмотря на обстрелы, несмотря на ослабление всех физических сил. Храмы Ленинграда во время блокады были переполнены, и, может быть, эта молитва и спасла город. Не хочу сравнивать нынешние времена с тем, что пережили ленинградцы в тяжелейшие годы блокады, но в ведь в каком-то смысле и сегодня наступило судьбоносное время! Потому что многие восстают на Русь, и у многих голова закружилась в желании погубить Русь, ее самобытность, ее независимость, ее свободу. И сегодня мы должны особенно укрепить себя в вере, наполнить наши храмы, молиться за власти, за воинство, за своих родных, близких, молиться за Церковь Православную, которая в этих тяжелейших условиях сохраняет духовное единство Святой Руси.

И да поможет нам Господь! Еще раз хочу сказать, что мы дожили с вами до судьбоносного времени, а в судьбоносное время следует обновить нашу веру, обострить наше сознание и нашу память, посмотреть иначе на многое из того, на что мы еще вчера смотрели без особого внимания и особой заботы. Тогда наша духовная мобилизация, к которой я сейчас всех призываю, поможет и мобилизации всех сил нашего Отечества. И она, несомненно, поможет в конце концов полному примирению России и Украины, которые составляют единое пространство Русской Православной Церкви.

Можете себе представить состояние меня как Патриарха всея Руси, когда сегодня брат убивает брата. Наверное, кто-то из носителей крайних политических взглядов скажет: вот, проповедует пацифизм в то время, когда… Не пацифизм, но этими словами я просто свидетельствую о нашем общем долге пред Богом — молиться о прекращении междоусобной брани, делать все для того, чтобы восстановились братские отношения двух частей единой Руси, и молиться еще и о том, чтобы Господь избавил, особенно нашу молодежь, от того, чтобы жизнь их пресеклась в этой междоусобной брани. А для того чтобы было так, надо, надо чтобы брань прекратилась.

И да помогает нам Господь, святые угодники единой Руси, преподобные Киево-Печерские и преподобные отцы многочисленных обителей, включая Троице-Сергиеву лавру, на просторах великой Руси! Будем уповать на их молитвы, ведь и их душа сегодня скорбит и страдает по поводу того, что происходит. И будем надеяться, что общими усилиями, без того чтобы идти по пути опасных компромиссов, могущих навредить единой Руси, мы все одновременно двигались по пути примирения и восстановления того духовного единства, которое было сформировано в недрах единой Русской Православной Церкви.

Пусть благословение Божие пребывает над всей Святой Русью, над начальствующими, над духовными руководителями, над воинами и над всеми теми, от кого может зависеть мирный и благополучный исход нынешнего весьма опасного столкновения двух братских народов. Пусть Господь хранит нас всех и укрепляет в вере, любви, единомыслии. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5963304.html

27 сентября 2022
ПОДРОБНЕЕ

Встреча настоятеля храма с начальником Медико-санитарной части

В четвертую Неделю по Пасхе — Неделю о расслабленном —
иерей Василий Щур, настоятель храма прп. Александра Свирского на Соколиной горе, встретился с начальником близлежащей Медико-санитарной части — Сергеем Игоревичем Ежиковым и его сотрудниками.

После службы в воскресный день памяти свт. Николая Чудотворца о. Василий Щур рассказал об этой встрече прихожанам:

С Сергеем Игоревичем и его заместителем мы познакомились несколько лет назад, когда они впервые пришли в наш храм. Название «Медсанчасть» осталось с еще тех времен, когда эта очень большая организация относилась к военному ведомству, и там работали тысячи людей. Ее филиал находится совсем рядом с храмом, на шоссе Энтузиастов. Сейчас, по сути, Медсанчасть стала районной поликлиникой, куда перешли и прикрепились многие наши прихожане. Я уже несколько раз приходил и проводил беседы с сотрудниками Медсанчасти, среди которых есть
воцерковленные люди.
Я передал образ св.вмч. целителя Пантелеимона руководству Медсанчасти. Икону с зажженной лампадой разместят у входа, чтобы перед нею всегда могли помолиться врачи и пациенты.
В скором времени планируется освящение помещений Медсанчасти.

Информационный источник: храм прп. Александра Свирского на Соколиной горе

28 мая 2022
ПОДРОБНЕЕ

«Жаворонки» в Измайлове

В воскресенье, 23 марта в воскресной школе храма Рождества Христова в Измайлове прошло занятие с участием настоятеля храма архимандрита Александра (Елисова).

Отец настоятель побеседовал с ребятами о наступившей Крестопоклонной неделе, поразмышлял с ними о нравственнном и духовном выборе, который стоит перед каждым человеком, а также напомнил о мученическом подвиге 40 Севастийских мучеников, чья память праздновалась накануне.

Батюшка поделился своими теплыми детскими воспоминаниями о связанных с праздником традициях и вместе с директором воскресной школы протоиереем Евгением Зуевым вручил детям традиционное для этого праздника постное угощение – мягкие и румяные булочки «жаворонки». 

24 марта 2025
ПОДРОБНЕЕ

Собрание учредителей: Лицей духовной культуры во имя прп. Серафима Саровского

15 января 2021 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, в Лицее духовной культуры во имя преподобного Серафима Саровского в Москве состоялось праздничное богослужение.

По благословению управляющего Восточным викариатством Преосвященного Пантелеимона, епископа Орехово-Зуевского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Божественную литургию возглавил благочинный Рождественского округа, настоятель храма Казанской-Песчанской иконы Божией Матери в Измайлове протоиерей Иоанн Ермилов. Ему сослужил настоятель храма святых прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове иерей Роман Богдасаров.

На Литургии молились председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, духовенство и сотрудники лицея.

По окончании богослужения состоялось общее собрание учредителей лицея.

В собрании участвовали учредители лицея и официальные представители: митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, ректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова игумен Петр (Еремеев), председатель Отдела религиозного образования Московской городской епархии иеромонах Онисим (Бамблевский), основатель лицея И.А. Кузнецов.

Также в совещании приняли участие сотрудники Синодального отдела религиозного образования и катехизации: руководитель Аппарата Вячеслав Серегин, руководитель юридической службы Елена Зайчикова, ответственный секретарь Экспертного совета Вячеслав Матвеев.

В качестве приглашенных гостей в собрании участвовали первый проректор РПУ Екатерина Горбунова, помощник председателя Отдела религиозного образования г. Москвы Андрей Теплов, директор лицея Владимир Сидоров.

Участники собрания обсудили вопросы, связанные с текущей деятельностью лицея, перспективами и планами его развития.

Информационный источник: «Православное образование»

18 января 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up