Епископ Пантелеимон: как встретить праздник Рождества Христова — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Епископ Пантелеимон: как встретить праздник Рождества Христова

Опубликовано: 6 января 2021

Категории: Новости

Статья епископа Пантелеимона в газете «Известия» — о том, как встретить праздник Рождества

Перед Новым годом я посещал больных коронавирусом в «красных зонах». Поздравлял их и с наступающим Рождеством. Вряд ли они смогут прийти в храм 7 января, даже если их до этого выпишут из больницы. Они должны будут находиться дома на изоляции еще две недели. Я предложил им почитать о Рождестве в интернете, послушать трансляцию или посмотреть рождественскую службу по телевизору.

Надеюсь, что вы, дорогие читатели «Известий», сможете прийти в храм на праздник вместе с детьми, которых особенно призывает к Себе Христос.

«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».

Бог, сказавший эти слова, в Рождество Сам пришел на землю как Младенец.

Каждый год этот Праздник возвращает нас в детство. Каждый год с этим Праздником мы можем начать жизнь заново.

2021 год назад с Рождением Богомладенца Христа на земле началось Новое время. Новый год — для многих самый радостный праздник. Его хорошо праздновать в детстве. Ты веришь в Деда Мороза, тебя радуют недорогие подарки, елочные игрушки кажутся сказочно красивыми. Во взрослой компании на Новый год уже нет той чистоты и ожидания чуда.

Но Рождество Христово — это всегда приобщение к чуду Любви, к чистоте обновленной Богом человеческой природы.

В Рождество мы можем начать новую жизнь, найти новое счастье, обновиться душой. Мы можем заново родиться с Богомладенцем Христом.

Праздник Рождества Христова открывает новый цикл воспоминаний о земной жизни Спасителя. Его жизнь — тайна для современного мира. Узнавшие эту тайну приобщаются к чистой радости детства и к высшей мудрости понимания смысла жизни.

Бог пришел на землю, чтобы прожить трудную человеческую жизнь, исполненную страданий. Он жил среди непонимания, зависти и злобы. Его жизнь была куда труднее, чем для нас — уходящий год. Он прошел через эту жизнь и не удостоился в ее конце благодарности и почета, а принял крестную и позорную смерть.

Но Он воскрес! Воскресение Христово осталось тайной для многих — после Воскресения Он явился только тем, кто верил в Него. Христос оставил Своих учеников, взойдя на Небеса, но не покинул нас. Он сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». Господь хочет быть с каждым из нас во все дни нашей жизни.

И Рождество — это предпразднование Его Воскресения, вторая Пасха!

Мы восклицаем в Рождество: «С нами Бог!» — и Он действительно с нами. Он с нами тогда, когда мы верны Его словам, когда стараемся их исполнить.

Он с нами тогда, когда мы приходим в храм, чтобы приобщиться Его Тайнам. Он с нами и тогда, когда мы приходим к больным и несчастным, когда заботимся о нуждающихся.

Бог близок больным и бедным. Те, кому даны здоровье и богатство, должны заботиться о бедных и немощных, чтобы приобщиться ко Христу. Он родился вне домашнего уюта в холодной пещере, кроваткой для Него стала кормушка для скота. И мы в Рождество призваны позаботиться о тех, у кого нет дома, кому голодно, холодно и одиноко, кто болеет и нуждается в утешении.

В Рождестве Христовом соединяются величие и убогость, мудрость и младенческая простота, благолепие и нищета.

Сегодня мы готовимся встретить Христа не в пещере, а в богато украшенных храмах. Но и в этих храмах Он является не в золоте и пышности облачений, а в простоте Хлеба. И каждый храм, как Вифлеем — Дом Хлеба. Не только потому, что так переводится с еврейского название города, где родился Спаситель. Но прежде всего потому, что в храме мы имеем возможность приобщиться Хлебу Жизни, которым Бог стал, придя на землю.

В Рождество мы призываемся прийти и принести Ему дары, подобные тем, которые принесли Ему волхвы. Но вместо смирны мы можем принести смирение, вместо ладана — молитву, вместо золота — любовь.

Для многих был труден и страшен уходящий год. Каким будет год грядущий?

Нельзя забывать, что испытания зачастую попускаются нам для вразумления и исправления. Меня поразила одна женщина в больнице. Она рассказала, как обрела в страдании веру в то, что Бог не попускает ничего, что превысило бы наши силы. Она почувствовала в болезни близость Христа, научилась живой неформальной молитве, осознала свои ошибки и благодарила Бога за помощь.

Праздником Рождества Церковь призывает прожить грядущий год вместе со Христом. Разделить Его унижение, воспринять Его славу и войти в Его радость, превосходящую все удовольствия этой жизни.

Информационный источник: Статья на сайте «Известий»

«Песчанский хор» побывал в паломнической поездке

27 и 28 июля «Песчанский хор» и молодежный клуб храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово побывали в паломнической поездке в старинных русских городах Суздаль и Владимир.

Мероприятие организовал Молодёжный отдел Московской городской епархии.

Участники посетили, храм Покрова на Нерли и присоединились к Божественной Литургии в соборе Свято-Боголюбского женского монастыря в день празднования Крещения Руси.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово

4 августа 2024
ПОДРОБНЕЕ

Архиерейское богослужение в храме Благовещения Пресвятой Богородицы при ВДВ г. Москвы

5 декабря 2021 года в храме Благовещения Пресвятой Богородицы при б. казармах Саперного батальона штаба ВДВ г. Москвы, была совершена торжественная Божественная Литургия, которую возглавил викарий Святейшего Патриарха, Управляющий  Восточным викариатствам г. Москвы Преосвященный епископ Верейский Пантелеимон.

Его Преосвященству сослужили: благочинный Воскресенского округа столицы, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках протоиерей Александр Дасаев, настоятель храма иерей Олег Овчаров, клирик храма протоиерей Василий Гелеван, иерей Михаил Голубков — клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице, секретарь Комиссии по больничному служению, диакон Игорь Куликов — руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.

Настоятель храма иерей Олег Овчаров обратился к Преосвященному епископу Пантелеимону, сослужившим священникам и прихожанам с приветственным и благодарным словом:

Дорогой Владыка! Позвольте поблагодарить Вас от нашего прихода и от себя лично за то, что нашли возможность посетить наш святой храм и поучаствовать в Божественной литургии, возглавив ее.
Позвольте пожелать Вам здравия, многая и благая лета, сил и бодрости в наше непростое, нелегкое время! Желаем также, чтобы Господь благословлял Ваши труды и Вы по-прежнему могли радовать нас своим присутствием.
Позвольте попросить Ваших святых молитв о том, чтобы наш приход благоустраивался, духовная жизнь возрастала, чтобы все мы «едиными усты и единым сердцем» славили Господа нашего Иисуса Христа и во время оно сподобились бы вместе с Вами Царствия Небесного, к которому все мы стремимся. Помоги Вам Бог!
Позвольте нашему приходу подарить Вам в честь сегодняшнего события маленький складень, который, поскольку наш храм является еще и главным храмом ВДВ, содержит в себе символы Воздушно-десантных войск, в напоминание о той небесной радости, которую все мы пережили на сегодняшней Божественной литургии. Храни Вас Христос!

Архипастырское слово владыки Пантелеимона:

Спасибо большое, дорогой отец Олег, за подарок, за теплые слова! Очень рад послужить в вашем храме.
Дорогие друзья, сегодня мы слышали отрывок одного из апостольских посланий, которые апостолы посылали в разные города и церковные общины, чтобы утвердить людей в вере…
В толковании этого Послания говорится, что Господь не только соединил язычников и иудеев, но и освятил всех нас, приняв нашу плоть. Христианин должен жить не только духом и душой, но и телом, которое должно нам служить, поэтому мы постимся, причащаемся Святых Христовых Таин, Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
Соединение друг с другом возможно только во Христе. Мы живем в мире, где все очень часто отделяются друг от друга: разводятся, отказываются от детей, помещают родителей в интернат, воюют друг с другом, вступают во вражду некогда близкие народы. Слава Богу, что отец Олег помогает нашим славным воинам, призванным сохранять мир в Отечестве!
Грустно, что существуют границы, через которые нельзя перейти. Но во Христе мы становимся едины. Сейчас, когда за окном идет снежок, кажется, будто Господь тихо и кротко сошел на землю именно для того, чтобы сделать нас едиными. Во время службы, когда Дух Святой сходит на каждого из нас, на Святые Дары, хлеб и вино, сходит невидимо и незаметно, неощутимо для нас, но все равно явственно, во что мы, безусловно, верим – это соединение в Церкви во время службы делает нас одним народом и приобщает к вечной радости…
Очень важно здесь, на земле, трудиться для того, чтобы мы стали одним народом, одной семьей, одной общиной.
Отрадно, что вы здесь служите в мире и единомыслии, очень рад с вами познакомиться и находиться рядом.

Сегодня второй день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, но 13 лет тому назад он был омрачен очень скорбным известием о неожиданной кончине Святейшего Патриарха Алексия. Святейший Патриарх был первым свободно избранным Церковью Патриархом, он подавал пример любви и благоговения и был человеком другой культуры, воспитанным в другой, несоветской России. Все его очень любили. Когда мы о нем молимся, нам есть, за что его благодарить, о каких добрых делах, с любовью и благодарностью, вспоминать, особенно в этот день, когда он отошел от временной жизни туда, куда все мы желали бы попасть.

После Божественной Литургии епископ Пантелеимон совершил панихиду об упокоении души ныне поминаемого Святейшего Патриарха Алексия II.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

7 декабря 2021
ПОДРОБНЕЕ

В Гольянове состоялся концерт и мастер-класс

В воскресенье 2 июня в после Божественной литургии во дворе храма свщмч. Ермогена в Гольянове состоялся концерт классической музыки.

Артисты Московской филармонии Петр Камашенко (виолончель) и Елена Казина (фортепиано), исполнили музыкальные классические произведения для прихожан и жителей района Гольяново.

Прозвучали знаменитые произведения Баха, Чайковского, Рахманинова, Дворжака и Сен-Санса.

Для детей проводились  мастер-класс и настольные игры.

Участники праздника сердечно благодарят организаторов и музыкантов за великолепную возможность приобщиться к великой классической музыке.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма свщмч. Ермогена в Гольянове

3 июня 2024
ПОДРОБНЕЕ

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ: НЕ ФАРИСЕИ ЛИ МЫ?

Первая подготовительная неделя, которая начнется в это воскресенье, 5 февраля, называется в церковном календаре «Неделей о мытаре и фарисее». Своё название она получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией.  Afhbctq молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь». А мытарь коротко: «Господи! Помилуй меня грешного». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой?

Слово «фарисей» давно стало нарицательным, и это во многом справедливо, ведь фарисеи, как определённый тип людей вне зависимости от их религиозной принадлежности, – род вечный и бессмертный (думаю, каждый из нас видел таких «святош» с поджатыми губами и закатившимися глазками). Рассказанная Самим Иисусом Христом притча, никогда «не устареет», потому что обращена ко всем, кто твердо уверен в собственной праведности и потому презирает других.

«Два человека пришли в Храм помолиться, – так начинается притча. – Один был фарисей, а другой – мытарь (сборщик податей для римской казны)». Заметим, что невозможно подобрать более непохожих друг на друга людей. Фарисеи (что значит буквально «чистые», «отделённые») были авторитетными и уважаемыми в народе толкователями религиозного Моисеева Закона (Торы). Беда лишь в том, что стремление к его неукоснительному соблюдению даже в мелочах зачастую приводило их к невыносимому формализму и казуистике. Напротив, к мытарям, этим презренным «коллаборационистам» и «предателям», состоявшим на службе у римских оккупационных властей, иудеи относились с брезгливостью, считая для себя осквернением всякое с ними общение.

«Фарисей, – продолжает Христос, – встал и молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь. Я дважды в неделю пощусь, отдаю десятую часть всего, что приобретаю». А мытарь, став подальше, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь со словами: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» – Но именно он, а не фарисей, – заключает притча, – «ушёл домой более оправданным. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает (смиряет) себя, будет возвышен».

Богослужебные песнопения недели без устали варьируют эту яркую тему истинного и ложного покаяния. Высокомерие и самопревозношение, сопряженное с унижением других, именуются «мерзким надмением» и «нелепым свирепством». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой? Об этом уместно вспомнить не только верующим, но всем людям, притязающим на интеллигентность.

Для обличения фарисейского поста, бессмысленного при таком пагубном душевном расположении, православный Церковный устав нарочито отменяет на этой неделе пост в среду и пятницу.

МЫТАРЬ— (греч. telónhV,тэлонэс, лат. publicanus) – это «откупщик» или «сборщик налогов». Сам этот профессиональный термин вполне нейтрален и означает любого представителя «налоговой службы» (в Санкт-Петербурге есть «Мытнинская улица»), но в знаменитой евангельской притче речь идет о еврейском сборщике податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). Поэтому в славяно-русской традиции он стал нарицательным и означает, как правило, евангельского мытаря – «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе.

Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения (Лука 19:1, 8), обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм – единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги.

Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф 9:11 и др.). Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лука 18:9–14). «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21:31). Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф 10:3).

ФАРИСЕИ – название одного из трех древнееврейских религиозно-политических течений (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II в. до н. э.). Сам термин (евр.перушим, греч. fjarisa=oi,фарисайой, фарисеи) переводится как «обособившиеся», «отделённые», т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении, или «сепаратисты» (для их противников).

Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в своде Моисея. Пользуясь изощрёнными методами толкования, зачастую искусственными, не имеющими прямой опоры в тексте Торы, они, по существу, развивали религию Моисея и, в отличие от эллинизированных прагматиков саддукеев, верили в воскресение мёртвых, существование ангелов и духов. Эти представления вошли и в христианскую догматику. Поэтому отношение к фарисеям евангельских времен не может быть однозначным. Не случайно, что, по образному выражению одного западного историка, именно два фарисея («тайные ученики» Никодим и Иосиф Аримафейский) с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение по всему миру (имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел2).

После падения восставшего Иерусалима (70 г. н. э.) и разрушения Храма (высшее духовенство которого было из саддукеев), а затем окончательного изгнания евреев из Палестины (30-е гг. II в.), исчезли все религиозные и политические партии, и фарисеи стали единственной силой, определяющей последующее развитие иудаизма. Слившись с народом, фарисеи положили основание талмудическому еврейству. Современный раввинистический иудаизм – преемник и наследник фарисейства. Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет.

Пресс-служба Восточного викариатсва Москвы

4 февраля 2017
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up