Епархиальная комиссия по работе с вузами приглашает московских студентов на лекторий, посвященный благоверному князю Александру Невскому — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Епархиальная комиссия по работе с вузами приглашает московских студентов на лекторий, посвященный благоверному князю Александру Невскому

Опубликовано: 15 мая 2021

Категории: Новости

В конце мая в Московской духовной академии пройдут дни благоверного князя Александра Невского, в рамках которых будут организованы авторские лекции для студентов, а также состоится презентация нового интерактивного сайта «Александр Невский». Мероприятия приурочены к празднованию 800-летия со дня рождения святого.

Комиссия по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы предложила московским студентам 25 мая посетить Свято-Троицкую Сергиеву лавру и принять участие в интерактивном лектории в МДА, на котором выступят яркие представители исторической науки.

Лекции пройдут в стенах Московской духовной академии, центрального высшего учебного заведения Русской Православной Церкви и старейшего вуза России. Студенты не только посетят уникальное историческое место, но и посмотрят на жизнь духовной школы изнутри.

***

Руководитель проекта «Александр Невский» священник Анатолий Колот рассказал в интервью о том, что ждет гостей лектория.

— Епархиальная комиссия по работе с вузами предложила московскому студенчеству принять участие в днях благоверного князя Александра Невского, организуемых Московской духовной академией, что, надеемся, станет большим событием в жизни столицы. Все желающие смогут посетить Троице-Сергиеву лавру и МДА. Отец Анатолий, какая программа ждет гостей?

— В дни Александра Невского, которые мы планируем провести в мае в стенах Московской духовной академии, пройдут лекции для молодежи и всех желающих. Наш лекторий — это не научное мероприятие и не конференция. Он будет состоять из открытых авторских лекций, которые прочтут яркие представители исторической науки. Как мы полагаем, лекции должны пройти с максимальным вовлечением слушателей, быть интересными для широкой аудитории. Нам очень хочется сделать так, чтобы люди, которые придут на лекции не скучали. Кроме того, в рамках лектория мы сможем организовать экскурсию по Троице-Сергиевой лавре, в народе ее называют «сердцем России» и духовным центром нашей страны. В Лавре очень много интересного, уникальный архитектурный ансамбль, который формировался в течение 400 лет. Участники экскурсии познакомятся с историей и жизнью монастыря, посмотрят древние фрески, поднимутся на самую высокую колокольню в России, полюбуются видами Лавры, города Сергиева-Посада и окрестностей. Важно то, что лекторий пройдет в стенах Московской духовной академии, и это тоже может быть интересно студентам светских вузов, так как не всегда представляется возможно попасть в стены духовной школы и посмотреть, как ее жизнь выглядит изнутри. Московская духовная академия — это центральное высшее учебное заведение Русской Православной Церкви и старейший вуз России, который был основан в 1685 году. Поэтому у студентов будет возможность побывать в уникальном историческом месте и получить яркие впечатления.

— Расскажите, пожалуйста, о лекторах, которые у вас выступят.

— Лекторы у нас выступят очень интересные, среди них доктор исторических наук Р.А. Соколов, который является директором Института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) и специализируется именно на личности Александра Невского, является одним из лучших специалистов по этой теме в исторической науке сегодняшней России. Также выступят два замечательных лектора из Московского государственного университета — кандидаты исторических наук А.В. Лаушкин и А.Е. Тарасов. Все они принимали участие в создании интернет-сайта, посвященного Александру Невскому, презентация которого состоится в мае.

— В своем интервью сайту Богослов.ру Вы рассказали о том, что интернет-сайт «Александр Невский» будет интересен молодежи, кроме текстового, фото- и видео-форматов будет много интерактива. Расскажете поподробнее?

— Разделы сайта «Александр Невский» будут очень оригинальными и нестандартными. Посетители смогут увидеть географические объекты времен Александра Невского и сопоставить их с нынешними, проследить линию жизни князя, увидеть события мировой истории XIII века. Всю информацию будет дополнять серия инфографики, которую можно будет свободно скачать и использовать даже в учебных целях. Один из блоков — своего рода интерактивный музей с изображениями вещей, сохранившихся с эпохи XIII столетия, которые можно будет приблизить и рассмотреть детально. На сайте будет много интерактивных тестов. Также пользователи смогут принять участие в историческом квесте, им будет предложено одеть русского и других воинов в соответствующую амуницию XIII века. И это далеко не все. Не хочется раскрывать все подробности, пусть что-то останется сюрпризом.

— На чем следует молодым людям, студентам делать акцент, знакомясь с жизнью святого Александра Невского?

— В Вашем вопросе прозвучало фраза «святого Александра Невского». В этой связи я бы хотел отметить, что наш сайт ориентирован на широкую аудиторию, не только на православных людей. Мы рассматриваем личность благоверного князя Александра Невского с разных сторон, есть конечно и тема святости, но это лишь часть. Личность Александра Невского уникальна и в некотором смысле универсальна, поэтому она — для всех жителей России, вне зависимости от национальной или религиозной принадлежности. Князь был выдающимся государственным деятелем XIII века. В его время было принято решать вопросы силой, огнем и мечом преодолевать государственные проблемы, он же проявлял удивительное миролюбие. Хотя, как мы знаем, ему приходилось сражаться, и он не проиграл не одной битвы, но акцент в своей политике он делал все-таки не на войне, а на мире. Это очень важный опыт для нас сегодня.

— Чем может быть светскому молодому преподавателю или студенту интересен святой Александр Невский в научной работе?

— Хотел бы сказать немного о другом. Очень много мифологии вокруг его личности, много домыслов и альтернативных видений истории, которые не подтверждаются фактами и источниками. Мне кажется, что одна из задач ученых — развеивать мифы и делать так, чтобы в информационном пространстве присутствовало, в первую очередь, аутентичное содержание о жизни и наследии князя.

— Знаю студентов, которых волнует вопрос: в чем я могу подражать человеку, который жил в XIII веке? Что бы Вы ответили?

— Александр Невский своей жизнью показал, что не человек для государства, а государство для человека. Мне кажется, что это заслуживает внимания и на этом нужно делать акцент. Опыт XIII века может быть интересен как сегодняшним руководителям государства, так и его жителям, в первую очередь — молодым людям.

— От лица Комиссии по работе с вузами и научным сообществом благодарю Вас за беседу!

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ: НЕ ФАРИСЕИ ЛИ МЫ?

Первая подготовительная неделя, которая начнется в это воскресенье, 5 февраля, называется в церковном календаре «Неделей о мытаре и фарисее». Своё название она получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией.  Afhbctq молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь». А мытарь коротко: «Господи! Помилуй меня грешного». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой?

Слово «фарисей» давно стало нарицательным, и это во многом справедливо, ведь фарисеи, как определённый тип людей вне зависимости от их религиозной принадлежности, – род вечный и бессмертный (думаю, каждый из нас видел таких «святош» с поджатыми губами и закатившимися глазками). Рассказанная Самим Иисусом Христом притча, никогда «не устареет», потому что обращена ко всем, кто твердо уверен в собственной праведности и потому презирает других.

«Два человека пришли в Храм помолиться, – так начинается притча. – Один был фарисей, а другой – мытарь (сборщик податей для римской казны)». Заметим, что невозможно подобрать более непохожих друг на друга людей. Фарисеи (что значит буквально «чистые», «отделённые») были авторитетными и уважаемыми в народе толкователями религиозного Моисеева Закона (Торы). Беда лишь в том, что стремление к его неукоснительному соблюдению даже в мелочах зачастую приводило их к невыносимому формализму и казуистике. Напротив, к мытарям, этим презренным «коллаборационистам» и «предателям», состоявшим на службе у римских оккупационных властей, иудеи относились с брезгливостью, считая для себя осквернением всякое с ними общение.

«Фарисей, – продолжает Христос, – встал и молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь. Я дважды в неделю пощусь, отдаю десятую часть всего, что приобретаю». А мытарь, став подальше, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь со словами: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» – Но именно он, а не фарисей, – заключает притча, – «ушёл домой более оправданным. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает (смиряет) себя, будет возвышен».

Богослужебные песнопения недели без устали варьируют эту яркую тему истинного и ложного покаяния. Высокомерие и самопревозношение, сопряженное с унижением других, именуются «мерзким надмением» и «нелепым свирепством». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой? Об этом уместно вспомнить не только верующим, но всем людям, притязающим на интеллигентность.

Для обличения фарисейского поста, бессмысленного при таком пагубном душевном расположении, православный Церковный устав нарочито отменяет на этой неделе пост в среду и пятницу.

МЫТАРЬ— (греч. telónhV,тэлонэс, лат. publicanus) – это «откупщик» или «сборщик налогов». Сам этот профессиональный термин вполне нейтрален и означает любого представителя «налоговой службы» (в Санкт-Петербурге есть «Мытнинская улица»), но в знаменитой евангельской притче речь идет о еврейском сборщике податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). Поэтому в славяно-русской традиции он стал нарицательным и означает, как правило, евангельского мытаря – «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе.

Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения (Лука 19:1, 8), обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм – единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги.

Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф 9:11 и др.). Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лука 18:9–14). «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21:31). Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф 10:3).

ФАРИСЕИ – название одного из трех древнееврейских религиозно-политических течений (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II в. до н. э.). Сам термин (евр.перушим, греч. fjarisa=oi,фарисайой, фарисеи) переводится как «обособившиеся», «отделённые», т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении, или «сепаратисты» (для их противников).

Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в своде Моисея. Пользуясь изощрёнными методами толкования, зачастую искусственными, не имеющими прямой опоры в тексте Торы, они, по существу, развивали религию Моисея и, в отличие от эллинизированных прагматиков саддукеев, верили в воскресение мёртвых, существование ангелов и духов. Эти представления вошли и в христианскую догматику. Поэтому отношение к фарисеям евангельских времен не может быть однозначным. Не случайно, что, по образному выражению одного западного историка, именно два фарисея («тайные ученики» Никодим и Иосиф Аримафейский) с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение по всему миру (имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел2).

После падения восставшего Иерусалима (70 г. н. э.) и разрушения Храма (высшее духовенство которого было из саддукеев), а затем окончательного изгнания евреев из Палестины (30-е гг. II в.), исчезли все религиозные и политические партии, и фарисеи стали единственной силой, определяющей последующее развитие иудаизма. Слившись с народом, фарисеи положили основание талмудическому еврейству. Современный раввинистический иудаизм – преемник и наследник фарисейства. Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет.

Пресс-служба Восточного викариатсва Москвы

4 февраля 2017
ПОДРОБНЕЕ

Приглашение к участию в международном фестивале «Молодые таланты Отечества»

Синодальный отдел по делам молодежи совместно с НКО «Благотворительный фонд знака ордена святого Александра Невского «За труды и Отечество»» проводят V юбилейный Международный фестиваль патриотической песни и музыкального произведения детского и молодежного творчества «Молодые таланты Отечества», посвященный 800-летию благоверного князя Александра Невского.

Цель фестиваля — найти ярких и талантливых детей и молодых людей, создать необходимые условия для реализации их творческих способностей. Все конкурсанты получат дипломы участников фестиваля и ценные подарки. Лауреаты фестиваля будут награждены кубками, грамотами и ценными подарками, а также получат право выступить на лучших концертных площадках города Москвы и возможность стать участниками профессиональных эстрадных коллективов, руководители которых ведут отбор артистов во время фестиваля.

Кроме россиян в фестивале примут участие конкурсанты из стран СНГ, Европы, Израиля, Африки, Америки и Азии.

Синодальный отдел по делам молодежи объявляет прием заявок-анкет для участия в первом, отборочном этапе фестиваля. Заполненные заявки необходимо направлять на электронный адрес prpravmol@gmail.com. Прием анкет-заявок осуществляется до 25 апреля.

Ознакомиться с положением о фестивале, скачать соглашение и анкету-заявку можно на сайте Отдела.

Финал фестиваля «Молодые таланты отечества» пройдет 10-11 июня, в канун празднования Дня России, в Краснознаменном зале Московского дома ветеранов. На гала-концерте планируется присутствие депутатов, сенаторов, государственных и общественных деятелей, руководителей высших учебных заведений, деятелей культуры и искусства.

Информационный источник: https://pravoslavmolodezh.ru

10 марта 2021
ПОДРОБНЕЕ

Экскурсии для руководителей образовательных организаций

По благословению викария Святейшего Патриарха, управляющего Восточным викариатством г. Москвы Преосвященного епископа Егорьевского Мефодия 25 октября и 1 ноября были организованы экскурсии для руководителей образовательных организаций Восточного округа в Сретенский мужской монастырь.

Гости познакомились с историей обители, посетили верхний и нижний храмы нового собора в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, а также древний храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

Экскурсоводами стали насельники обители, они показали директорам копию Туринской Плащаницы, а также рассказали о священномученике Иларионе.

После осмотра храмов и святынь монастыря экскурсия была продолжена по зданию Сретенской Духовной Академии, где особое впечатление на гостей произвела библиотека и старинные книги на церковнославянском языке.

В трапезной академии в теплой и непринуждённой атмосфере за чаем состоялась беседа, в которой приняли участие ответственная за взаимодействие со школами в Восточном викариатстве Друшлякова Н. А., священник храма Преображения Господня на Преображенской площади Кирилл Киселев и методист ВАО по ОРКСЭ Тихоновской И. В., директора средних образовательных учреждений.

Беседа была посвящена современным проблемам духовно-нравственного воспитания школьников, неформальному подходу в этом важном деле, а также сохранению и передаче последующим поколениям культурного и духовного наследия.

Пресс-служба Восточного викариатства

2 ноября 2024
ПОДРОБНЕЕ

Получение дополнительного образования в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре

С 08 по 17 января 2020 г. отдел дополнительного образования Московской духовной академии и Московский государственный педагогический университет приглашают принять участие в обучении по программам дополнительного образования и повышения квалификации.

Слушатели имеют уникальную возможность пройти обучение в лучших традициях старейшей духовной школы и ведущего педагогического университета России, пообщаться с известными богословами и преподавателями, а главное погрузиться в жизнь древнего монастыря и помолиться вместе с насельниками Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Срок обучения: 10 дней.

Форма обучения: очная

Учебные сессии по следующим направлениям:

  1. Подготовительный курс «Основы Православия» в рамках программы подготовки церковных специалистов (72 аудиторных часа, сертификат Московской Духовной Академии);
  2. Повышение квалификации преподавателей  «Основы духовно-нравственной культуры» (72 аудиторных часа, сертификат Московской Духовной Академии и удостоверение Московского Педагогического Государственного Университета).

Требование к поступающим:

  1. Для курса ОДНК абитуриенты должны иметь образование не ниже среднего профессионального и рекомендацию священника или архиерея;
  2. Для курса ОП абитуриенты должны иметь рекомендацию священника.

Дополнительная информация:

6 декабря 2019
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up