Два храма в Восточном викариатстве готовятся к чину великого освящения — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Два храма в Восточном викариатстве готовятся к чину великого освящения

Опубликовано: 27 марта 2021

Категории: Новости, Программа строительства

27 марта 2021 года советник Патриарха по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве, депутат Государственной Думы ФС РФ В.И. Ресин провел селекторное совещание по вопросам строительства храмов в Восточном викариатстве.

В конференции приняли участие помощник председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата по строительству храмов иерей Александр Привалов, заместитель префекта Восточного административного округа А.А. Степаненко, ответственный за реализацию Программы в Восточном викариатстве протоиерей Димитрий Бабьев, начальник отдела советника мэра Москвы В.И. Ресина М.В. Саженов, представители городских департаментов и ФХУ, настоятели храмов, архитекторы, проектировщики, строители.

На сегодняшний день по Программе введено в эксплуатацию 11 храмов. В начале 2021 года был сдан храмовый комплекс с храмом иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перове (ш. Энтузиастов, вл. 44). При этом в нем осталось завершить ряд работ по благоукрашению. До конца года храм планируется подготовить к чину великого освящения.

К чину великого освящения готовится еще один храм, который был введен в эксплуатацию в конце прошлого года. Это церковь коны Божией Матери «Споручница грешных» в Косине (ул. Камова, вл. 2). Благотворитель А.Н. Тимохина строила этот храм в память о своей умершей дочери Марии.

Храм равноапостольного великого князя Владимира в Новогирееве (ул. Перовская, вл. 64) готовится к вводу в эксплуатацию. За последний месяц в церкви были установлены все двери. Также необходимо завершить отделочные работы в храме и на звоннице. На лето намечены работы по благоустройству территории.

В Восточном округе продолжается строительство еще четырех храмов:

  1. Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове (ул. 9-я Парковая, д. 4). Смонтирована кровля над центральной частью комплекса, а также водосточные системы. На май запланированы работы по устройству пристенного дренажа (после завершения работ по фасадам);
  2. священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, в Гольянове (ул. Уральская, напротив вл. 21). Завершены работы по кровле и отливам, завершена отделка цоколя, производятся работы по устройству индивидуального теплового пункта;
  3. преподобного Александра Свирского на Соколиной горе (ул. Гаражная, вл. 3). Выполнено бетонирование плиты перекрытия дома причта, приступили к установке опалубки и армированию плиты перекрытия основного храма;
  4. преподобного Сергия Радонежского в Гольянове (ул. Красноярская, напротив вл. 11). Ведутся работы по устройству фундаментов. В планах на 2021 год — построить «коробки» зданий храма и приходского дома.

Этим летом также будут возобновлены работы в храме прп. Саввы Сторожевского в Северном Измайлове (пл. Викторио Кодовильи, вл. 1).

Информационный источник: http://www.fedmp.ru/news/dva-hrama-v-vostochnom-vikariatstve-gotovyatsya-k-chinu-velikogo-osvyashheniya-soveshhanie-po-vao/

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы

29 апреля 2022 года, в пятницу Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Спаси Господи, дорогой владыка наместник, владыка ректор, отцы, братья и сестры!

Когда имеем — не ценим, а потеряем — плачем, как говорит народная пословица. Мне много и часто приходилось бывать в Лавре, так что обыденными становились эти посещения и молитвы. Конечно, мощи Преподобного не могут не вызывать совершенно особых чувств, и у этой святыни обыденности никогда не бывало. Однако богослужения проходили, как обычно, и с этим я уже как-то сроднился, привык. Но вот прошли два года, когда я был словно закован в цепи, ограничивавшие мое передвижение ввиду опасной пандемии. Я должен был прислушиваться к врачам, да, наверное, даже если бы не прислушивался, то трудно было бы мне добраться до Сергиева Посада. Оберегали очень сильно, чтобы не произошло никакого контакта с инфицированными. Наверное, так и должны были поступать все те, кто заботился о здоровье, и, может быть, уберегли меня таким образом от инфекции.

Но вот когда я сегодня, два года спустя, вошел под своды этого храма, я понял, какая же радость, какое счастье быть в обители Преподобного, в этих священных стенах. Когда мы бываем регулярно, острота восприятия святыни стирается из-за нашей человеческой слабости, но когда наступает время разлуки, особенно длительной, то соприкосновение со святынями Троице-Сергиевой лавры производит очень сильное движение души и осознание того, каково же значение Лавры Преподобного, вообще каково значение святыни в жизни православного христианина.

И как это чувство объяснить людям, лишенным веры? Не поймут, скажут «излишняя эмоциональность», «нервы слабые»… Но ведь все это неверно! И нервы в норме, и слабостей особых нет, особенно у многих из нас, закаленных трудностями жизни. Но когда соприкасаешься со святыней, то реально чувствуешь соприкосновение — с сердцем твоим, с разумом твоим — Божественной благодати.

И вот сегодня я пережил особую Пасху в своей жизни здесь, в Троице-Сергиевой лавре, когда после двухлетнего перерыва мог помолиться в этом замечательном соборе вместе с братией, владыками, с вами, мои дорогие, и вновь войти в эту духовную колею. И дай Бог, чтобы она никогда более не прерывалась на столь продолжительное время!

То, что произошло с народом, со всей страной, — это, конечно, напасть, болезнь, но ведь Господь, как учит Церковь, посылает нам болезни и скорби для нашего исправления. Очень важно, чтобы все мы сделали правильные выводы, вынесли нужные суждения из того, что с нами произошло за эти два тяжелых года. А если забудем, если скажем, что это очередная случайность, мало ли чего не бывает, то потеряем очень важное, не сделав из произошедшего нужный духовный, мировоззренческий вывод. А вывод для нас, верующих, такой: мы живем благодатью Божией, это не фантазия — это реальность; и когда пресекается возможность прикасаться к источнику благодати, тогда человек оскудевает и духовно, и физически.

Можно себе представить, что замыслили в свое время те люди, которые, производя политические перевороты в нашей стране, намеревались навсегда оторвать русский народ от веры, от благодати, от святыни, и во что бы мы все превратились. Но силой благодати Божией, несмотря ни на какие человеческие ухищрения, вера возродилась, храмы и монастыри открылись, и множество людей обратилось к Богу, — особенно это стало зримым в два года тяжелых испытаний пандемией.

Вот мое впечатление о Пасхальном богослужении в Храме Христа Спасителя: за все годы моего Патриаршества никогда такой Пасхи не было, так много было народа, такими радостными были лица! И совершенно очевидно, что это результат того, что люди были оторваны от храма, в том числе от участия в Пасхальных богослужениях, в течение двух лет. А что было бы, если бы действительно была разрушена религиозная, церковная жизнь в нашем Отечестве? Какая бы была страшная пустыня и какими были бы люди — наверняка, тоже страшные, лишенные духовных и нравственных ориентиров. Но Господь не допустил свершиться этому страшному эксперименту над Россией — построению нерелигиозного, безбожного общества. Вот и сегодня небольшой двухгодичный перерыв в регулярном посещении храмов на мгновение ввел нас в соприкосновение с этой реальностью, отделенной от обычной регулярной церковной жизни; и как же чувствуется недостаток участия людей в этой регулярной церковной жизни, в регулярном посещении храмов, причащении Святых Христовых Таин! Но есть надежда, что все мы возвратимся, как говорит пословица, на круги своя. Посещение воскресных богослужений, посещение монастырей, храмов, участие в паломничествах — все это должно вновь возродиться и, может быть, с новой силой, с тем чтобы укрепились вера и благочестие в нашем народе.

Хотел бы поблагодарить владыку наместника, владыку ректора, всех вас, насельники дорогие святой обители, за то, что не умолкало богослужение, не потухали лампады, творилась молитва и сохранялся монастырский порядок. Обитель, несмотря на внешние скорби, сохраняла свою духовную жизнь, оставаясь великим центром благочестия и молитвы для всего нашего народа. Дай Бог, чтобы мы, вразумленные тяжелыми внешними испытаниями, еще и еще раз осознали важность нашей принадлежности Церкви, жизненную необходимость регулярного посещения храма, причащения Святых Христовых Таин, исповедования грехов наших. И если сохраним благочестие, присущее нашему народу, если еще более укрепимся в вере, если еще больше осознаем необходимость жизни в Церкви, то, несомненно, будем иметь силу отражать и физические, и духовные напасти, в чем бы они ни выражались и как бы они не осуществлялись.

Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, да хранит Господь землю Русскую, да хранит Господь сию святую обитель и всех, кто с верой, благочестием и благоговением входит под своды ея святых храмов. Пусть благословение Божие, сила Духа Святого пребывает над всеми нами, укрепляя нас в вере и благочестии и помогая, несмотря ни на что, идти по выбранному нами пути жизни в Церкви, который, верим, приведет нас к Божественному Царству. Пусть благодать Святого Духа, излившаяся через освящение воды в сей святой пасхальный день, каждого из нас укрепит в благочестии и чистоте, в правильном духовном и умственном устройстве, чтобы никакие испытания, соблазны и искушения не могли повредить нашему духовному состоянию и сдвинуть нас с единственно правильного пути — пути в Царствие Божие через участие в жизни Святой Церкви, через принятие Святых Христовых Таин, через принесение покаяния и исповедание своих грехов. Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия да хранит Господь всех нас на этом спасительном церковном жизненном пути. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5922089.html

30 апреля 2022
ПОДРОБНЕЕ

Продуктовые наборы переданы подопечным

13 ноября специалисты по социальному служению Восточного викариатства передали 39 продуктовых наборов для подопечных семей Московского детского хосписа №1.

Как показала практика, семьи с неизлечимо больными детьми часто нуждаются в самом необходимом, даже в продуктах.
Именно поэтому социальные службы храмов Восточного викариатсва с особой любовью и заботой готовят продуктовые наборы.

Под патронажем Первого детского хосписа находятся 400 семей с неизлечимо больными детьми, многие дети живут в семьях и получают медицинскую помощь амбулаторно.

Пресс-служба Восточного викариатства

14 ноября 2023
ПОДРОБНЕЕ

Вышел учебник для бакалавриата теологии «История Русской Православной Церкви»

В Издательском доме «Познание» вышел в свет учебник для бакалавриата теологии «История Русской Православной Церкви. ХХ век — начало XXI века». Впервые в одном издании собраны материалы, охватывающие наиболее сложный и драматичный век существования Русской Православной Церкви. Учебник подготовлен при участии Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Настоящее издание является результатом труда целого коллектива авторов, известных ученых, представляющих ведущие высшие учебные заведения. Авторы учебника — доктор исторических наук, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, профессор Санкт-Петербургской духовной академии М.В. Шкаровский; доктор исторических наук, профессор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, профессор Санкт-Петербургской духовной академии С.Л. Фирсов; доктор церковной истории, кандидат исторических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Александр Мазырин; доктор исторических наук, доктор церковной истории, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, преподаватель Пермской духовной семинарии протоиерей Алексий Марченко; доктор исторических наук, профессор Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, профессор Пензенской духовной семинарии И.И. Маслова; доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета А.А. Кострюков.

В учебнике подробно изложено бурное развитие Русской Церкви при Святейших Патриархах Алексии II и Кирилле, внешнецерковная деятельность, борьба с расколами в некоторых бывших республиках СССР и восстановление исторического единства Московского Патриархата с Русской Православной Церковью Заграницей (2007 г.) и Архиепископией западноевропейских приходов русской традиции (2019 г.).

При подготовке пособия были использованы опубликованные до 1991 года источники, характеризующие интересные сведения о борьбе с влиянием религиозных организаций, политику советского государства и коммунистической партии по отношению к Русской Православной Церкви. Также были использованы опубликованные документы Московского Патриархата, показывающие реакцию на действия государственных органов; нарративные источники, содержащие разносторонний материал о чувствах, мыслях, настроениях и поведении священнослужителей и верующих различных религиозных течений и другие.

Учебник «История Русской Православной Церкви. ХХ век — начало XXI века» — неординарное явление в современной церковной педагогике и науке. Он уникален тем, что носит далекий от компиляции, ярко выраженный исследовательский характер.

Учебное пособие предназначено для студентов православных духовных учебных заведений, а также теологических подразделений светских вузов. Оно ориентировано на формирование у учащихся представления об основных этапах и важнейших событиях в новейшей истории Русской Православной Церкви.

Информационный источник: http://moseparh.ru/vyshel-v-svet-uchebnik-dlya-bakalavriata-teologii-istoriya-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-oxvatyvayushhij-period-s-1917-po-2019-gody.html

7 марта 2022
ПОДРОБНЕЕ

Тринадцатая годовщина интронизации Святейшего Патриарха Кирилла

1 февраля 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию. В этот день Русская Православная Церковь празднует тринадцатую годовщину интронизации своего Предстоятеля.

Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем память святителя Марка, архиепископа Эфесского. Человека, который, можно сказать, в одиночестве предотвратил огромную опасность, исходившую от определенных политических сил. Тех сил, что стремились распространить влияние Запада на Византийскую империю, а вместе с тем привнести на Восток все треволнения — культурные, политические, религиозные, — что бушевали тогда на Западе.

Время Марка Эфесского — это XV век, это так называемая эпоха Возрождения, когда на Западе стремились возродить классическую культуру. Но классическая культура была культурой языческой, а не христианской, и под Возрождением скрывалась идея вновь привить христианской Европе ценности античного мира. А что было в центре этого мира? В центре был человек, он же и бог, ведь весь античный пантеон представлял собой собрание богов, созданных человеческим воображением по собственному образу. Так обезбоженная с христианской точки зрения культура стала массово распространяться на Западе.

Все это совпало с утратой Византией тех позиций, которые она некогда имела. Православная Византия ослабла и в связи с внешними обстоятельствами, и ввиду внутренних проблем, и многим казалось, что единственная возможность спастись от опасного иноверного окружения — это принять все ценности Запада, воссоединиться с Западом религиозно и культурно. Подобные представления в то время господствовали, и на Востоке не видели другого пути, как обезопасить себя, кроме как через воссоединение с Западом. И вот в Италии, в городах Феррара и Флоренция, был созван собор, который предполагался как вселенский, — для того чтобы подписать унию между Востоком и Западом, между западным и восточным христианством. Движимые стремлением обезопасить себя политически от наступавшего на Византию грозного врага, все представители христианского Востока подписали тогда унию, кроме одного-единственного человека — святителя Марка Эфесского. Многие, да, пожалуй, все его осуждали, многие не понимали: как же можно отказаться от объединения, которое гарантирует обретение новой силы, а, значит, избавление от опасного врага? Но святитель Марк Эфесский прозревал главное: он видел и знал, что происходило на Западе, как возрождается языческое мировоззрение, языческая культура. Не в том смысле, что возрождалось поклонение идолам, но в том смысле, что языческий антропоцентризм, то есть учение о центральности человека, а не Бога, захватывал сознание европейцев, и на этом учении формировалась новая культура. Марк Эфесский понял опасность так называемого Возрождения, и он один не подписал Флорентийскую унию. Позднее очень многие, вслед за ним, осознали опасность унии и не приняли ее, но вначале противостал унии только Марк Эфесский. Один человек, но на его стороне была правда.

Некоторые считают, что святитель Марк выступал против единства Церкви. Совсем не так! Как не стремиться к единству христианства, к единству Церкви? Мы молимся за каждой Литургией о единстве всех Божиих Церквей, о воссоединении всех. Эта молитва присутствует в центре церковного сознания, потому что мы никогда не смиримся с разделением Церкви, с появлением расколов, ересей, всего того, что нарушает единство Церкви. Но Марк Эфесский, понимая важность единства, одновременно сознавал, что предложения Ферраро-Флорентийского собора далеки от того, что можно назвать подлинным воссоединением разделенного христианства. То была капитуляция, сдача позиций — не только политических, от которых практически ничего уже не оставалось, — но в первую очередь отказ от того, во что верила и что исповедовала Православная Церковь.

Мы вспоминаем сегодня имя святителя Марка Эфесского, возносим благодарение Господу не за то, что продолжается разделение христианства, — совсем нет! — а за то, что под видом воссоединения христианства не произошло разрушение Церкви Христовой. Пусть мысли, чаяния, молитвы о благостоянии и соединении Святых Божиих Церквей, о соединении всех не покидают нашего религиозного сознания. Но молитвы о воссоединении мы должны соединять с заботой о чистоте веры — той самой веры, которая передана нам от святых апостолов, которая наполняет Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь и через приобщение к которой мы обретаем спасение.

Молитвами святителя Марка Эфесского да поможет Господь всем нам и ныне крепко держаться веры православной, ограждать ее от расколов и разделений, одновременно не переставая молиться о соединении всех. А это соединение может произойти только силой Божественной благодати, что, как предвидели многие святые отцы, непременно произойдет в конце человеческой истории. Но восстановление единства произойдет не по тем рецептам, не по тем процедурам, которые ложно предлагались Церкви для достижения единства во времена святого Марка Эфесского. Его молитвами да хранит Господь веру православную и Церковь нашу от всяких разделений и расколов. Аминь.

13 лет тому назад именно в этот день — день прославления святителя Марка Эфесского — Господь призвал меня к Патриаршему служению. И я воспринял это не как случайное стечение обстоятельств, но как некоторое указание свыше, что мое служение должно быть наполнено молитвой о воссоединении Святых Божиих Церквей, о соединении всех, что этому должны посвящаться мои труды. В меру своих сил я пытаюсь делать то, что можно сделать, сохраняя верность Православию и одновременно не забывая о заповеди Христовой «да будут все едино» (Ин. 17:21). Думаю, именно так и развивается наша жизнь в Русской Православной Церкви: мы не замкнуты в самих себе, у нас обширные и важные внешние связи, нацеленные на то, чтобы сблизить позиции христиан по многим вопросам современности и тем самым сделать более близкими христиан Востока и Запада. Дай Бог, чтобы эти усилия ни в коей мере не ослабляли внутренние силы Православной Церкви, но содействовали укреплению веры Христовой во всем мире. И верим, что молитвами святителя Марка Эфесского эта работа будет продолжаться и приносить добрые плоды. С праздником поздравляю вас!

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5892693.html

1 февраля 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up