Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

Зуев Евгений, протоиерей — клирик храма Рождества Христова в Измайлово

Опубликовано: 27 января 2019

Категории:

Родился 4 июня 1959 года. В 1998 году закончил Московскую духовную семинарию.


Рукоположен в диакона 30 июня 1996 года, в иерея — 21 апреля 1998 года. В 2013 году возведен в сан протоиерея.С 30 апреля 1998 года  — штатный священник храма Рождества Христова в Измайлово.

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

Выезд многодетных семей Восточного викариатства в Троице-Сергиеву Лавру

29 августа, состоялся традиционный (третий год подряд) выезд многодетных семей Восточного викариатства в Сергиев Посад на молебен перед началом учебного года.

Краткий молебен служил ответственный за работу с многодетными иерей Павел Огрызков.
Ему сослужили многодетные священники из Восточного Викариатства.
На время молебна Троицкий храм был закрыт для посещения другими паломниками.
В молебне приняли участие более 250 человек (родителей с детьми).
После молебна все имели возможность приложиться к открытым мощам преподобного Сергия Радонежского и святыням Серапионовых палат.
Потом все участники отправились на пикник с подвижными играми.

2 сентября 2019
ПОДРОБНЕЕ

ДЕЛО МЕСЯЦА В ХРАМЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ГОЛЬЯНОВЕ

В храме Сергия Радонежского в Гольянове регулярно проходят сборы средств для нуждающихся — «Дело месяца». В сентябре храм помогает семье Доброжанских с двумя детьми инвалидами-колясочниками, которой очень необходим автомобиль.

В семье Доброжанских из подмосковного Подольска семеро детей – пятеро кровных и двое приемных. У обоих приемных сыновей одинаковый диагноз «Spina bifida» — это врожденная грыжа спинного мозга. Такие дети имеют сохранный интеллект, но при этом пожизненное поражение нижних конечностей. Они могут передвигаться только на инвалидной коляске.

Чтобы жить – детям требуется постоянное дорогостоящее лечение. Поэтому все силы и ресурсы семья направляет на лечение, реабилитацию детей. Родители регулярно возят детей на лечение в Москву. Добираются они на общественном транспорте с тремя, а порой и с четырьмя пересадками. Бордюры, лестницы, отсутствие пандусов – это то, с чем Доброжанские и их дети сталкиваются постоянно. Часто инвалидные коляски с детьми Елена буквально тащит на себе.

Семье очень нужна машина. Однако накопить на такую покупку семья не может. Это займет много времени, а лечить детей нужно именно сейчас. Дохода родителей хватает на питание, лечение, обучение детей, покупку им одежды, игрушек и развивающих пособий, но не на автомобиль. А банковские кредиты приемным семьям не дают, т.к. в должностном перечне банков такой профессии нет.

Дорогие братья и сестры, давайте поможем собрать деньги на жизненно необходимый транспорт семье Доброжанских реабилитацию и лечения двух малышей, тем самым хоть как то, облегчив им жизнь. Помоги и Спаси Вас Господи, за Вашу постоянную помощь и поддержку!

По вопросам, касающимся помощи, обращаться по телефону:

8(926)715-98-05  — Родион, руководитель Благотворительного сообщества «РАДУЙСЯ».

10 сентября 2018
ПОДРОБНЕЕ

Праздник Иерусалимской иконы Божией Матери

25 октября в праздник Иерусалимской иконы Божией Матери по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла управляющий Восточным викариатством города Москвы епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон совершил Божественную литургию в храме Рождества Христова в Измайлове.

Его Преосвященству сослужили благочинный Рождественского округа Восточного викариатства протоиерей Иоанн Ермилов, настоятель храма протоиерей Леонид Ролдугин, гости в священном сане и клирики храма.

Проповедь перед причастием произнес иерей Сергий Мелешко.

Праздничное богослужение завершилось молебном перед чудотворным Иерусалимским образом Божией Матери.

«Сердечно поздравляю вас с этим досточтимым праздником Иерусалимской иконы Божией Матери, которая является так как бы престольным праздником вашего храма по своей значимости. Желаю вам заступничества Божией Матери и всегда пребывать в радости этого праздника. Когда я начинал свое служение в селе Голочёлово в храме Живоначальной Троицы, там был престол в честь Иерусалимской иконы, поэтому для меня особенно радостно сегодня совершать богослужение в этом древнем храме, и молиться вместе с вами Божией Матери. Самое главное нам быть подражателями Божией Матери и ее Сыну, а Он кроток и смиренен сердцем, а эти качества помогают нам воспринять Благодатные Дары, радость и вечную жизнь. Дай Бог, чтобы эти качества были с нами и мы научились так жить. Аминь»,- упомянул епископ Пантелеимон в своем архипастырском слове.

29 октября 2019
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up