Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

Субботин Сергий, протоиерей — клирик храма Преображения Господня в Богородском

Опубликовано: 27 января 2019

Категории:

Родился 26 марта 1978 года. В 2001 году закончил Коломенскую духовную семинарию.


Рукоположен в диакона 16 мая 1999 года, в иерея — 31 мая 1999 года. С февраля 2000 года — штатный священник храма храма Преображения Господня в Богородском.

В день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

24 мая, в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В этот день также отмечается День славянской письменности и культуры и тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла.

Его Святейшеству сослужили: постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви — митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофиймитрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Тверской и Кашинский Савва, управляющий делами Московской Патриархии; а также митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви; митрополит Воронежский и Лискинский Сергиймитрополит Омский и Таврический Владимирмитрополит Тульский и Ефремовский Алексиймитрополит Антоний (Черемисов)митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Курский и Рыльский Германмитрополит Липецкий и Задонский Никонмитрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосифмитрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизациимитрополит Казанский и Татарстанский Феофанмитрополит Нижегородский и Арзамасский Георгиймитрополит Рязанский и Михайловский Маркмитрополит Бориспольский и Броварской Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церквимитрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергиймитрополит Кировоградский и Новомиргородский Иоасафмитрополит Орловский и Болховский Тихонмитрополит Саранский и Мордовский Зиновиймитрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павелмитрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; митрополит Владивостокский и Приморский Владимирмитрополит Смоленский и Дорогобужский Исидормитрополит Костромской и Нерехтский Ферапонтмитрополит Мурманский и Мончегорский Митрофанмитрополит Псковский и Порховский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуремитрополит Волгоградский и Камышинский Феодор; собор иерархов Русской Православной Церкви.

В богослужении участвовали архиереи и духовенство Поместных Православных Церквей: митрополит Киринский Афанасий, представитель Патриарха Александрийского и всея Африки при Патриархе Московском и всея Руси; митрополит Нью-Йоркский и всей Северной Америки Иосиф, глава Антиохийской архиепископии в Северной Америке; митрополит Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси; епископ Моравичский Антоний, представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси; митрополит Тамасосский и Оринийский Исайя (Кипрская Православная Церковь); архимандрит Феоктист (Димитров), представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси; архимандрит Серафим (Шемятовский), представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии; протоиерей Михаил Дудич (Польская Православная Церковь); протоиерей Даниил Андреюк, представитель Православной Церкви в Америке; протоиерей Кахабер Гоготишвили (Грузинская Православная Церковь), клирик храма св. вмч. Георгия Победоносца в Малых Грузинах г. Москвы; протоиерей Томас Зейн (Антиохийская Православная Церковь); священник Николай Белчер (Антиохийская Православная Церковь).

Также Святейшему Владыке сослужили: протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Александр (Елисов), начальник Русской духовной миссии в Иерусалимепротоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; протоиерей Михаил Егоров, секретарь Московского областного епархиального управления; протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университетапротоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; наместники ставропигиальных монастырей и столичное духовенство.
В алтаре молились член Священного Синода Иерусалимской Православной Церкви архиепископ Кириакопольский Христофор и представитель Патриарха Иерусалимского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Стефан (Диспиракис).
За Литургией молились члены делегации Антиохийской архиепископии в Северной Америке. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архиепископ Нью-Йоркский, митрополит всей Северной Америки Иосиф с большой группой паломников посещает Русскую Православную Церковь, чтобы поклониться святыням Москвы и Санкт-Петербурга.

По окончании Богослужения митрополит Крутицкий Ювеналий огласил поздравительный адрес Священного Синода Русской Православной Церкви и передал Его Святейшеству список иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев от имени Президента Российской Федерации В.В. Путина поздравил участников богослужения с церковно-государственным праздником ― Днем славянской письменности и культуры, а также с днем тезоименитства Предстоятеля Русской Церкви.
Святейший Владыка обратился к молящимся со словом.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

25 мая 2019
ПОДРОБНЕЕ

НА САЛТЫКОВСКОЙ ПРИСТУПИЛИ К БЛАГОУСТРОЙСТВУ ТЕРРИТОРИИ ОКОЛО СТРОЯЩЕГОСЯ ХРАМА

В настоящее время леса с алтарной части нового храма еще не сняли, зато выполнена кровля по дому причта, везде вставлены стеклопакеты. Ведется благоустройство территории: укладывают асфальт, завезены бордюры и брусчатка. Практически полностью смонтировано храмовое ограждение.

Ответственная за строительство, руководитель ЗАО «Янтарь» Наталья Сулима прокомментировала ситуацию на стройке:

— Первый слой шпаклёвки внутри храма уложен. На днях внутренняя часть храма будет готова к росписи, а подкупольная часть уже в стадии завершения. В приходском доме шпаклюют фасад от короедов. Осталось провести, в основном, отделочные работы и переложить асфальт на части прилегающей к храму трассы, — прокомментировала ситуацию на стройке руководитель ЗАО «Янтарь» Наталья Сулима.

На территории ВАО работает 28 православных храмов, расположенных в 12 районах округа. Действует «Программа 200 храмов» — строительство новых церквей, развёрнутое с целью обеспечить москвичей святынями в шаговой доступности.

Восточный Округ // newsvostok.ru

5 июля 2018
ПОДРОБНЕЕ

МОЛОДЕЖЬ ИЛИИНСКОГО ПРИХОДА СОВЕРШИЛА ПАЛОМНИЧЕСТВО НА ТВЕРСКУЮ ЗЕМЛЮ

С 4 по 5 ноября Илиинская молодежь отправилась в паломническую поездку на Тверскую землю.

Ребята побывали на экскурсии по исторической части Твери, а потом поехали  в Николо-Малицкий монастырь близ Торжка, где смогли услышать старинный византийский распев песнопений вечернего богослужения и познакомиться с историей обители.

Паломники из Москвы заехали в Торжок, там они побывали на литургии в Борисоглебском мужском монастыре, а потом посетили Новоторжский Кремль и два музея — краеведческий и Пушкинский.

“Поездка на Тверскую землю выдалась необычно богатой на события! Порадовала теплая и солнечная погода в Твери, густой, красивый туман в Торжке. Мы познакомились с этими городами, прониклись их историей, благодаря интересному рассказу нашего друга из тамошних мест — Максима Капранова. Погуляли по ночному Торжку, осмотрели местные достопримечательности! Город показался мне немного мрачным и неустроенным… Однако, тем не менее, ведется работа по изменению его облика, что не может не радовать! Было приятно путешествовать с нашей дружной и веселой компанией!” — поделился своими впечатлениями участник поездки Александр Тимохин.

По окончании культурной программы ребята вернулись в Москву.

7 ноября 2018
ПОДРОБНЕЕ

ВЫСТУПЛЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА НА ПЕРВОМ ЗАСЕДАНИИ ПАТРИАРШЕЙ КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Забота о теле является важной духовной задачей, потому что тело, по учению Церкви, является храмом живущего в нем Духа Святого.

6 июня 2018 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялось первое заседание Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта. Со словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Сердечно приветствую всех участников первого заседания Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта. К сожалению, мы не могли провести его ранее по многим причинам, в том числе в связи с размышлениями относительно руководства Комиссии. Но, поскольку все вопросы разрешены и будут представлены на ваше усмотрение, мы и проводим сегодня наше первое заседание.

Хотел бы предварительно сказать несколько слов. Во-первых, отклик на решение Церкви создать такую Комиссию был очень и очень положительным. В средствах массовой информации, в спортивном сообществе, среди наших прихожан, которые интересуются спортом, а таких сейчас очень много, инициатива создания Комиссии нашла поддержку и понимание.

Комиссия создается практически с чистого листа, хотя на протяжении нескольких лет мы в этот чистый лист вписывали некоторые инициативы, которые, несомненно, помогут нам в организации работы Комиссии. В частности, в рамках Рождественских чтений действовала секция «Православие и спорт», известны примеры участия Церкви в организации спортивных мероприятий на приходском, епархиальном и общецерковном уровнях. Например, мне неоднократно доводилось принимать участие в открытии на Красной площади турниров по русскому хоккею, и эти турниры стали событием в спортивной жизни. На протяжении ряда лет наши священники в составе Олимпийской сборной выезжают на олимпиады. Долгие годы это послушание нес протоиерей Николай Соколов, сейчас ему помогает протоиерей Андрей Алексеев.

До определенного момента церковно-спортивная повестка относилась к ведению Патриаршего совета по культуре, но пришло время упорядочить наши усилия путем создания специализированного церковного органа. Это является естественным развитием наших инициатив в области спорта.

Тем не менее, лист, на котором писалась история современных отношений Русской Православной Церкви и спорта, во многом остается незаполненным. Потому что систематическая работа Церкви со спортивным сообществом, к сожалению, налажена не была. Конечно, эпизодические случаи имели определенное значение, и, может быть, положительные результаты участия представителей Церкви привели к мысли о необходимости создать систему постоянного взаимодействия Русской Православной Церкви со спортивным сообществом.

Теперь несколько слов о предстоящих задачах служения в спортивной сфере. Мы не создаем церковное министерство по делам спорта со всеми вытекающими из этого последствиями; никакая бюрократическая система не создается. Деятельность Комиссии не может быть заорганизована, забота о спортсменах и развитии спорта не должна превращаться в сухую канцелярщину и отчетность. Мы не должны свою работу со спортом и спортсменами, то есть с миром социально активных людей, превращать в некую чиновничью программу. Церковь, приходя к спортсменам, должна сохранять свое основное призвание — свидетельствовать о правде, помогать людям в их духовной жизни, служить делу спасения человеческих душ.

Воцерковление спорта — это пастырская задача, и поэтому Церковь призвана к ее несению самим Христом. Мы не должны формулировать некое богословие спорта, спорт не является вызовом христианскому богословию. Вызовом является потребность говорить с людьми из мира спорта на понятном языке.

Мы знаем, что некоторое время в определенных церковных кругах сохранялось очень сдержанное отношение к спорту. Оно уходит своими корнями к позиции Церкви по отношению к спорту в Римской империи. Мы знаем, что спорт в Римской империи был очень жестоким, ристалища, на которых выступали всадники, воины, часто заканчивались человеческими жертвами. Именно поэтому святой Иоанн Златоуст осуждал участие в ристалищах. На этом основании некоторые утверждали, что Церковь вообще против спорта, но это вовсе не так! Церковь против такого спорта, который ради удовлетворения страстей жертвует человеческими жизнями. Такой спорт Церковь не принимает, и Церковь всегда выступает против любых соревнований, для которых в первую очередь значима зрелищность, могущая привести к человеческим жертвам. Спорт — это средство возвышения как физической, так и духовной культуры человека. Это средство совершенствования человеческой личности. Как средство совершенствования человеческой личности спорт не только может, но и должен быть инструментом Церкви в деле работы с человеческими душами.

Забота о теле является важной духовной задачей, потому что тело, по учению Церкви, является храмом живущего в нем Духа Святого (1 Кор. 6:19). Это не просто физическая субстанция. Отсутствие заботы о теле приводит к недугам, а при стечении определенных обстоятельств — и к смерти. Поэтому сознательное пренебрежение физическим здоровьем, причем экстремальное, могущее привести к гибели человека, Церковь рассматривает как одну из форм самоубийства. Другими словами, забота о человеческом теле является Богом благословленной деятельностью Церкви и христиан — членов Церкви.

Я уже сказал, что во времена святых отцов, ввиду жестокости соревнований, Церковь сформировала свое негативное отношение к тогдашнему спорту. Но, конечно, мир за эти столетия изменился. Ныне подавляющее большинство спортсменов России выросли в православном культурном контексте, многие воспитаны в вере. Но бездействие со стороны Церкви приводит к тому, что пропаганда здорового образа жизни и физической активности нередко ведет к возрождению языческого отношения к человеческому телу.

Когда мы стали получать информацию о том, что среди спортсменов становятся популярными языческие воззрения, мы вначале отнеслись к этому как к некой странности, как к исключению из правил. Но после того как был собран большой объем информации, мы поняли, что и в спортивной среде, и в среде военнослужащих, особенно тех, кто задействован в специальных операциях с риском для жизни, становятся популярными идеи, проистекающие из языческого отношения к человеку. На это нельзя смотреть с безразличием, потому что и спортсмены, и защитники Отечества, особенно те, кто участвует в опасных для жизни военных операциях, нуждаются в духовной поддержке. Если же они будут мотивировать себя языческим мировоззрением, ничего хорошего из этого не выйдет. Потому что, даже участвуя в самых опасных военных операциях, человек никогда не должен терять собственное человеческое измерение. Человек не может превращаться в зверя, — этим православный воин всегда отличался от воина языческого.

Может быть, ввиду того, что у Церкви было в свое время критическое отношение к определенным видам спорта, многие православные люди до сих пор уделяют недостаточное внимание физической культуре. К сожалению, многие своим безразличием поддерживают ложный образ православного верующего как человека физически слабого, безвольного. Якобы православный человек не может постоять за себя, не может защитить родных, семью, друзей. Это совершенная неправда, направленная на подрыв авторитета христианского мировоззрения, на вытеснение Церкви из мира спорта. Нам иногда приходится вести дискуссии, в том числе с представителями спорта, и мысль о том, что христианство не способствует развитию физической культуры, прикровенно, а иногда открыто в таких беседах проговаривается, — это тоже является опасным сигналом. Мы не можем отдавать пространство спорта на откуп людям, враждебным христианству.

Любое физическое развитие порождает особые искушения, дает возможность силой навязывать свою волю окружающим, превозноситься над ними. Здесь же можно упомянуть проблему допинга, употребление которого мотивировано не только стремлением к победе любой ценой, но и гордыней, желанием искусственно добиться сверхчеловеческих возможностей. Конечно, подобное проистекает от неправильного душевного и духовного состояния, — нельзя стремиться к сверхчеловеческим результатам средствами, которые могут нанести непоправимый ущерб здоровью и даже жизни.

Феномен спорта заключается в том, что человек преодолевает свои возможности путем ограничений и длительных тренировок, достигает новых, невиданных результатов, добивается новых возможностей своего тела. В каком-то смысле путь спортсмена очень близок к пути аскета, ведь и в христианской аскетике есть самоограничение, напряжение воли для достижения конкретной цели. Без волевых усилий, без самоограничения не может быть никаких достижений в области спорта, как и в духовной жизни не может быть успехов без самоограничения и без подвига. Именно здесь и закладывается основа очень глубокого взаимодействия Церкви, христианского мировоззрения со спортом.

Мы знаем: чем выше подвиг, тем сильнее искушения. Устоять, не поддавшись гордости или иной страсти, — задача непосильная, и здесь требуется помощь Божия. Поэтому мы должны быть рядом, духовно помогая спортсмену. Священник призван помогать спортсмену находить смыслы в своем делании — не разрушать мотивацию на сверхусилие, победу, а придавать ей правильный смысл. Потому что и победа может оборачиваться духовным соблазном, приводить к гордости, тщеславию, превозношению над другими. В этом смысле успех в спорте должен сопровождаться духовной работой человека над самим собой. Есть замечательные спортсмены, — смотришь на лицо и понимаешь, какой это светлый человек. А на кого-то смотришь и думаешь, как же его погубили слава и тщеславие. И если проанализировать успехи спортсменов и их биографии, легко убедиться: там, где слава и тщеславие были на первом месте, жизненный путь всегда оборачивался неудачей. Пока стоит на пьедестале — всё в порядке, а потом перестает заниматься спортом, внутренние амбиции начинают мучить, разрывать, а духовной силы управлять собою нет. Поэтому духовная аскеза, в правильном смысле этого слова, должна непременно сопровождать спортсмена, особенно того, кто добивается выдающихся достижений. Он всегда должен оставаться человеком, потому что его роль очень велика с точки зрения формирования положительного отношения к спорту, укрепления патриотических чувств наших людей. Как мы все реагируем на победу наших спортсменов на Олимпийских играх, на иных крупных соревнованиях? Помню, что происходило, когда наши хоккеисты выиграли на Олимпиаде, какой подъем патриотических чувств это вызвало. Поэтому спортивные результаты, несомненно, имеют духовные последствия как для самих спортсменов, так и для всех тех, кто за них болеет.

Полагаю, что требует методического изложения также опыт организации приходских секций и соревнований. Очень важно, чтобы на уровне наших приходов развивалась спортивная инициатива. Это очень привлекает молодых людей, особенно мальчиков, к участию в приходской жизни, но кроме того, это помогает детям, занимающимся спортом, сформировать правильное отношение к физической культуре, с тем чтобы избежать проблем, о которых я сказал выше.

Мне кажется, развитие спорта на приходском и епархиальном уровнях тоже должно стать частью повестки дня Комиссии, поскольку зачастую именно церковные клубы восполняют пробелы в развитии массового спорта в стране. Полезно описать методическую сторону организации такой работы, в том числе спортивных турниров, выстраивания работы со спортивными чиновниками. Это тоже одна из наших задач. Думаю, все это станет серьезной помощью как создающему секцию и проводящему турнир священнику, так и архиерею, которому будут ясны задачи, которые он должен перед собой поставить в сфере отношений со спортивным сообществом.

Полагаю, что в рамках сегодняшнего заседания мы можем обсудить затронутые вопросы, и я очень надеюсь на ваше активное участие.

В заключение скажу, что в моей жизни физическая культура занимает определенное место. Не представляю, как я бы справлялся с нагрузками, если бы не было опыта занятий физкультурой и спортом. Я каждый день занимаюсь спортивными упражнениями. И поэтому должен сказать, что это очень помогает, держит тебя в тонусе и формирует волевые качества. Поэтому всем рекомендую, батюшкам особенно, включая наших архипастырей, начинать с чего-то такого, что не навредит здоровью.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

13 июня 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up