Субботин Сергий, протоиерей — клирик храма Преображения Господня в Богородском — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Субботин Сергий, протоиерей — клирик храма Преображения Господня в Богородском

Опубликовано: 27 января 2019

Категории:

Родился 26 марта 1978 года. В 2001 году закончил Коломенскую духовную семинарию.


Рукоположен в диакона 16 мая 1999 года, в иерея — 31 мая 1999 года. С февраля 2000 года — штатный священник храма храма Преображения Господня в Богородском.

В Гольянове батюшка встретился со школьниками

24 и 25 декабря клирик храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове иерей Евгений Бадыло в очередной раз посетил четвероклассников школы №1516, которые на своих уроках знакомятся с Основами православной культуры.

Занятие 24 декабря было посвящено православным храмам, деталям их внешнего и внутреннего устройства. В начале урока школьники порадовали батюшку выразительным чтением стихов.

Ребята волновались и старались изо всех сил. Вместе с учительницей они отметили, что православные храмы могут завершаться разным количеством куполов, что купол по форме может быть похож на огонек свечи или богатырский шлем.

После этого рассказ о храме продолжил отец Евгений. Батюшка принес с собой кадило, показал ребятам и объяснил, откуда в храме необычный приятный запах, а также звон, который можно услышать во время богослужения.

Урок 25 декабря был посвящен Заповедям блаженства.

Отец Евгений объяснил школьникам смысл первых трех заповедей. Рассказав о двух составляющих человеческой природы: теле и душе, батюшка противопоставил нищету материальную нищете духовной — стремлению человеческой души к Богу, и на примере святых Серафима Саровского и Марии Магдалины объяснил, как могут быть блаженны, то есть счастливы, плачущие.

В конце уроков отец Евгений одарил ребят небольшими подарками. В следующем полугодии этим четвероклассникам предстоит посетить храм с экскурсией.

30 декабря 2024
ПОДРОБНЕЕ

В день памяти мученицы Татианы Гримблит епископ Верейский Пантелеимон совершил Литургию в храме на Бутовском полигоне

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла 23 сентября, в день памяти святой новомученицы Татьяны Гримблит, в храме святых Новомучеников и исповедников Российских в Бутово была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Верейский Пантелеимон. На Литургии присутствовали сестры милосердия и добровольцы православной службы помощи «Милосердие», студенты Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, больничные добровольцы, в том числе добровольцы «красной зоны».

«По благословению Святейшего Патриарха Кирилла каждый год мы собираемся здесь в таком большом количестве, для того чтобы помолиться святым новомученикам. И это святое место – не только место скорби, но и, конечно, место радости, — сказал после богослужения викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Верейский Пантелеимон. — Среди тех мучеников, которые сегодня поминаются здесь, особое значение для нас имеет святая мученица Татиана Гримблит. Она помогала заключенным епископам, священникам, мирянам. И она сознательно пошла на это милосердное служение. Поэтому ее светлый образ вдохновляет сестер милосердия, студентов Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, добровольцев на служение Богу и людям».

В 1937 году в этот день в Бутово было убито больше 350 человек. Только в период с августа 1937 года по октябрь 1938 года на Бутовском полигоне было расстреляно 20 762 человека. Общее число пострадавших и захороненных в этом месте неизвестно, по некоторым оценкам, оно значительно превосходит указанную цифру. 

После Божественной литургии была совершена заупокойная лития по невинно убиенным в годы политических репрессий.

Святая мученица Татиана (Гримблит Татьяна Николаевна) родилась 1 декабря 1903 года в Томске. После окончания местной гимназии в 1920 году поступила работать воспитательницей в детскую колонию «Ключи». После окончания Гражданской войны и начала массовых репрессий она почти все зарабатываемые средства, а также то, что ей удавалось собрать в храмах Томска, меняла на продукты и вещи и передавала их заключенным в местную тюрьму. Она стала медсестрой, чтобы помогать страждущим. Также святая мученица Татиана писала стихи.

За активную помощь духовенству, заключенным и репрессированным Татьяна Гримблит неоднократно подвергалась арестам и репрессиям со стороны властей. Последний раз ее арестовали 6 сентября 1937 года по обвинению в «антисоветской деятельности». 22 сентября Татьяну приговорили к расстрелу, а 23 сентября 1937 года она была расстреляна и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово.

Татьяна Гримблит была причислена к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви 17 июля 2002 года.

С 2017 года Святейший Патриарх Кирилл благословил епископу Пантелеимону ежегодно в день мученической кончины Татьяны Гримблит совершать Литургию в Бутово и приглашать для участия в ней церковных социальных работников, сестер милосердия, добровольцев православной службы помощи «Милосердие», студентов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Свято-Димитриевского училища сестер милосердия.

Информационный источник: http://www.diaconia.ru/v-den-pamyati-novomuchenicy-tatiany-grimblit-sostoyalos-bogosluzhenie-v-khrame-na-butovskom-poligone#


23 сентября 2021
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в Неделю 3-ю Великого поста после Литургии в храме великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве г. Москвы

27 марта 2022 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве г. Москвы и Божественную литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня особый день, когда мы преклоняем свои колена пред изображением креста Господня. Преклонение пред крестом стало очень важной частью нашей традиции, но если от нее абстрагироваться, если посмотреть глазами совершенно не знающего ни о чем человека, — перед чем же мы преклоняем колена? Люди преклоняются перед несчастным, который висит на кресте, то есть люди преклоняются перед человеческим страданием. Если человек, далекий от Бога и Церкви, соотнесет увиденное со своей собственной жизнью, то он сразу поймет, что едва ли не главное дело его жизни — уйти от страданий как можно дальше. И это правильно! Заболел — немедленно лечиться. Если что-то случилось в жизни — как можно быстрее исправить неудачу или ошибку, чтобы избежать скорбей и страданий. Ведь чаще всего не сама ошибка нас убивает, а то, что в нас происходит в результате этой ошибки, вызванный ею глубокий стресс, разочарование. Человек иногда буквально заболевает от скорбей. И вполне естественно: как от края пропасти человек отступает назад, движимый даже не разумом, а инстинктом, так же человек бежит прочь от страданий.

Что же мы видим сегодня в храме? Мы видим совершенно особый образ — страдания распятого на кресте Человека. Это так далеко от нашей жизни, от нашей культуры, что даже представить себе невозможно, что когда-то это был обычный способ умерщвления преступника, страшный и жестокий способ. Но мы никак не связываем с кровью изображение креста, написанное прекрасными красками или сделанное ювелирами. Мы не отождествляем себя в этот момент ни со страданиями Спасителя, ни с самим фактом Его мучительной смерти. Более того, Православная Церковь делает это сознательно. На Западе есть особый культ поклонения кресту и на нем распятого и измученного Спасителя. У нас нет такой традиции, наш крест не являет образ измученного человека. Те, кто бывал в католических храмах на Западе, знают, какие там бывают страшные изображения распятого Спасителя, особенно эпохи барокко, когда в красках разрисовывали, как кровь течет из ран. В Православии этого нет. В Православии есть образ Спасителя распятого, но нет традиции поклонения самим страданиям как таковым, в отрыве от того, что пришло через эти страдания. А через эти страдания пришло спасение роду человеческому, и потому мы поклоняемся Спасителю на кресте, зная, что крест был орудием спасения. И совершенно неслучайно, что сразу за воспоминаниями о Страстях Христовых, которые мы особо совершаем в Великую Пятницу, наступает Пасха, исполненная великой радости и торжества, — день, которым символически выражается вся христианская вера.

И тем не менее, если вернуться к теме страданий, то нельзя не сказать, что страдания, несомненно, — это часть нашей жизни. Иногда человек не может понять, почему же с ним такое произошло. Почему страшный диагноз у него или его ближних, почему он выбился из колеи, почему потерял работу, почему то, другое, третье… Страдание входит в жизнь человека, и если страдание не сопровождать молитвой и правильным к нему отношением, то можно очень сильно себе навредить, порой непоправимо, и мы знаем, что иногда страдания заканчиваются человеческой смертью. Но что же помогает нам иначе взглянуть на страдания? Крест Христов. Для чего Господь взошел на крест? Для чего Он принял все эти страшные страдания? Он их принял для того, чтобы нас избавить от самого страшного — от власти греха. Он на кресте искупил наши грехи. Род человеческий искуплен от грехов страданиями Спасителя. Не освобожден от ответственности, а искуплен, то есть Бог снял Свое осуждение с рода человеческого, но, конечно, не снимает право Своего суда в тех случаях, когда человек совершает зло. Другими словами, крест Христов неразрывно связан с пониманием того, что через крест явилось нам спасение, искупление, освобождение.

А что же происходит, когда мы в жизни сталкиваемся с нашими крестами? Мы отмахиваемся от креста как можно дольше, а когда наконец понимаем, что отмахнуться нельзя, то либо впадаем в уныние, либо ожесточаемся. А на самом-то деле — если Господь дает нам Свой образ, если Он предлагает нам взойти на наш маленький крест, то, наверное, не для того, чтобы мы погибли, но для того чтобы мы, по образу распятого Спасителя, искупили свои собственные грехи. Чтобы этот маленький крест — болезни и скорби, которые нас посещают, — мы воспринимали именно как наш крест, а не как совершенно неоправданный и несправедливый поворот судьбы. Чтобы мы не воспринимали страдания и скорби как случайность, как нечто вдруг свалившееся на нас, подобно тому как сосулька весной падает с крыши и может убить человека. Всё не так! Если мы имеем в жизни скорби и страдания, особенно такие, от которых не можем избавиться, — давайте вспомним Господа и Спасителя, ведь Он тоже страдал. А что в результате Его страданий? Род человеческий искуплен от греха.

А если мы согрешили, кому-то тайком навредили, но закон не нарушили, и власть нас к ответу не привлекла, разве что совесть немножко помучила? Ну, совесть можно и заглушить — иногда спиртным, иногда развлечениями, иногда еще чем-то. А что же с нашим беззаконием, что с нашим грехом, что с нашим преступлением пред Богом? Оно исчезло? Совсем нет! Для того чтобы оно исчезло, оно должно быть искуплено. И мы должны искуплять свои грехи так же, как Господь искупил грехи рода человеческого. И потому, когда мы входим в полосу невзгод, болезней, трудностей, не отмахиваться надо, не судьбу винить, тем более не на Бога роптать, а задуматься: а почему со мной так произошло? И внимательный взгляд в самого себя, в свою жизнь с самого детства, анализ своих поступков непременно приведет нас к мысли: это мой крест, и я должен искупить свой грех, все те ссоры, конфликты, а часто и преступления, которые не всегда наказуемы с точки зрения человеческого, государственного закона, но наказуемы с точки зрения и с позиции Божественного закона. И если мы будем воспринимать наши скорби как наш крест, как шанс искупить наши грехи, то не будет отчаяния, скорби, ропота на Бога и на людей.

И как важно нам понять, что каждое страдание, через которое мы проходим в жизни, — это шанс для нас искупить наши грехи! Это совсем не означает, что человек должен приветствовать страдания, радоваться им, — нет! Но когда приходит скорбь, она не должна нас сокрушать, она не должна нас выбивать с нашей жизненной позиции, тем более не должна нас разрушать ни духовно, ни физически. И к какому же заключению мы приходим? К очень простому: крест, который мы видим, — это не символ слабости, не символ болезни, а это великий символ искупления грехов. Как Господь через крест искупил человеческие грехи, так и мы через наши скорби имеем шанс искупить наши грехи, чтобы пред Богом предстать с чистой совестью, очищенными от грехов еще при нашей земной жизни.

И да поможет нам всем Господь именно таким образом и никак иначе воспринимать наши человеческие кресты — болезни, скорби, неудачи. Они никогда не должны нас разрушать. Они никогда не должны провоцировать нас на то, чтобы Бога хулить или других людей обижать. Всякую скорбь и всякое страдание мы всегда должны стараться связать с каким-то моментом в нашей жизни, с тем чтобы понять, что это не случайность, но Господь дает нам возможность взойти на свой собственный крест и пред Ним, а может, и пред ближними искупить свои грехи. Всему этому мы, несомненно, научаемся, особенно во время Крестопоклонной недели Великого и спасительного поста. И неслучайно именно в эти дни Церковь дает нам возможность помолиться перед изображением креста, подумать о крестных страданиях Спасителя, перенести созерцание Спасителя на кресте на свою собственную жизнь и понять, что наши скорби ведут нас не к слабости, а к силе, не к болезни, а к здоровью, не к погибели, а к спасению. Да поможет нам Господь именно так, по-христиански, встречать скорби, никогда не подвергая сомнению великий спасительный Божественный промысл о всех нас. Наученные этим великим истинам, которые лежат в основе христианского почитания креста Господня, не побоимся и дальше нести наши кресты, памятуя о том, что должное несение креста есть наше личное искупление наших личных грехов. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5912620.html

28 марта 2022
ПОДРОБНЕЕ

В Москве прошла пресс-конференция, посвященная смыслу Великого поста

17 марта 2021 года в РИА «Новости» в онлайн-формате прошла пресс-конференция, посвященная смыслу Великого поста. В ней приняли участие председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон и председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда.

«Пост установлен в Церкви для людей, которые хотели бы узнать Христа и которые хотели бы быть ближе к Богу. Это подготовка к воспоминанию о страстях Христовых, Его крестном подвиге, о Его страданиях и Его Воскресении. Пост помогает приблизиться к Богу», — сказал епископ Пантелеимон, открывая конференцию.

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда отметил, что пост — это способ подготовиться к празднованию Пасхи, очистить к этому светлому празднику свою душу от греха. «Ведь грех — это искажение любви, когда или объект любви неправильный или неверна ее мера. Пост дает возможность соизмерить нашу жизнь с заповедями Божиими», — сказал В.Р. Легойда.

При этом, как заявил представитель Церкви, главное содержание Великого, да и любого другого поста — духовное самосовершенствование человека, а не пищевые или любые другие самоограничения, хотя пост и дела милосердия — связанные между собой вещи. «По древней традиции, первые христиане не просто так ограничивали себя в еде. Существуют свидетельства, что средства, сэкономленные благодаря ограничениям в еде, направлялись на помощь нуждающимся. Пост предоставляет возможность обратить внимание не только на свои нужды, но и на нужды окружающих людей. И наша помощь бедным и нуждающимся — доказательство того, что Великий пост для нас — не пустые слова», — подчеркнул В.Р. Легойда.

«Конечно, пост — это не только воздержание в пище, не только молитва, но еще и дела милосердия. Это очень важная составляющая Великого поста. И любой человек может принять участие в добрых делах», — отметил епископ Пантелеимон.

Председатель Синодального отдела по благотворительности рассказал, что московская служба помощи «Милосердие» готовит в скором времени к запуску акцию «Дари радость на Пасху»: все желающие смогут поделиться подарками для 14 тысяч подопечных, включая пациентов больниц. Кроме того, на портале Милосердие.ru пройдет акция «Пост — время добрых дел» — с нуждающимися можно будет поделиться продуктами, вещами, пожертвовать на проекты службы помощи «Милосердие».

Особое место во время конференции было уделено тому, как пандемия отражается на жизни православных. «Пандемия вызвала всплеск любви, подъем социального служения. У нас организовались церковные группы добровольцев, не только в Москве, но и в других городах. Очень активно заработали епархиальные отделы по благотворительности и социальному служению, появились настоящие герои среди тех, кто помогает бездомным, людям с инвалидностью, больным. Во время пандемии появилась федеральная горячая линия церковной помощи. С 1 февраля на нее поступило свыше 6200 звонков. Церковь выступила координатором помощи по всей стране, объявила сбор средств для нуждающихся в регионах. В Москве была создана группа священников, которая с начала апреля совершила свыше 1700 выездов к больным коронавирусом в 57 медицинских учреждений московского региона», — рассказал епископ Пантелеимон.

Период пандемии показал, как сильно востребованы больничные священники. Председатель Синодального отдела напомнил, что в начале пандемии больницы закрылись для священников, и «человек в красной зоне не мог пригласить к себе священника, исповедаться перед смертью, причаститься». «Это была тяжелая ситуация. И слава Богу, что за время пандемии эта ситуация изменилась. Сейчас у нас ведутся конструктивные и очень важные переговоры и с департаментом здравоохранения Москвы, и с Минздравом России, с Правительством. Мы планируем сделать конференцию, которая обобщит международный опыт больничного служения священников», — сказал епископ Пантелеимон на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня».

Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в Telegram-канале «Дела Церкви» и в группе Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению в социальных сетях «Facebook»«ВКонтакте», аккаунте Отдела в «Instagram».

Информационный источник: http://moseparh.ru/v-moskve-proshla-press-konferenciya-posvyashhennaya-smyslu-velikogo-posta.html

18 марта 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up