Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

Силин Андрей, священник — клирик храма пророка Илии в Черкизове

Опубликовано: 27 января 2019

Категории:

Родился 29 апреля 1975 года.

В 2003 году закончил Православный Свято-Тихоновский богословский институт.

Рукоположен в диакона 30 ноября 1997 года, в сан священника — 7 декабря 1997 года.

С 2007 года — штатный священник  храма пророка Божия илии в Черкизове..

ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСИЯ ГЛУШАКОВА — НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА ПРОРОКА ИЛИИ

2 июля 2018 года в черкизовском храме настоятелем храма Спаса Преображения на Песках протоиреем Александром Туриковым, в сослужении духовенства, была совершена Божественная Литургия, и после ее окончания — панихида на могиле протоиерея Алексия Глушакова.

Почтить память почившего настоятеля собрались родственники,  духовные чада и наши прихожане. В конце литургии отцом Александром Туриковым и отцом Павлом Кондраковым были произнесены проповеди, в которых священники поделились своими воспоминаниями о высокой духовной жизни, молитвенности и смирении отца Алексия.
Со всеми вместе молилась супруга почившего настоятеля-матушка Валентина, которая приходит каждый год в этот день на службу в наш храм. Ей исполнилось 92 года.
Отец Александр Туриков поблагодарил настоятеля Илиинского прихода архимандрита Савву (Тутунова) за сохранение традиций и ежегодное содействие в организации этих дней памяти. После панихиды была поминальная трапеза.

3 июля 2018
ПОДРОБНЕЕ

ВЫСТУПЛЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА НА ПЕРВОМ ЗАСЕДАНИИ ПАТРИАРШЕЙ КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Забота о теле является важной духовной задачей, потому что тело, по учению Церкви, является храмом живущего в нем Духа Святого.

6 июня 2018 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялось первое заседание Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта. Со словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Сердечно приветствую всех участников первого заседания Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта. К сожалению, мы не могли провести его ранее по многим причинам, в том числе в связи с размышлениями относительно руководства Комиссии. Но, поскольку все вопросы разрешены и будут представлены на ваше усмотрение, мы и проводим сегодня наше первое заседание.

Хотел бы предварительно сказать несколько слов. Во-первых, отклик на решение Церкви создать такую Комиссию был очень и очень положительным. В средствах массовой информации, в спортивном сообществе, среди наших прихожан, которые интересуются спортом, а таких сейчас очень много, инициатива создания Комиссии нашла поддержку и понимание.

Комиссия создается практически с чистого листа, хотя на протяжении нескольких лет мы в этот чистый лист вписывали некоторые инициативы, которые, несомненно, помогут нам в организации работы Комиссии. В частности, в рамках Рождественских чтений действовала секция «Православие и спорт», известны примеры участия Церкви в организации спортивных мероприятий на приходском, епархиальном и общецерковном уровнях. Например, мне неоднократно доводилось принимать участие в открытии на Красной площади турниров по русскому хоккею, и эти турниры стали событием в спортивной жизни. На протяжении ряда лет наши священники в составе Олимпийской сборной выезжают на олимпиады. Долгие годы это послушание нес протоиерей Николай Соколов, сейчас ему помогает протоиерей Андрей Алексеев.

До определенного момента церковно-спортивная повестка относилась к ведению Патриаршего совета по культуре, но пришло время упорядочить наши усилия путем создания специализированного церковного органа. Это является естественным развитием наших инициатив в области спорта.

Тем не менее, лист, на котором писалась история современных отношений Русской Православной Церкви и спорта, во многом остается незаполненным. Потому что систематическая работа Церкви со спортивным сообществом, к сожалению, налажена не была. Конечно, эпизодические случаи имели определенное значение, и, может быть, положительные результаты участия представителей Церкви привели к мысли о необходимости создать систему постоянного взаимодействия Русской Православной Церкви со спортивным сообществом.

Теперь несколько слов о предстоящих задачах служения в спортивной сфере. Мы не создаем церковное министерство по делам спорта со всеми вытекающими из этого последствиями; никакая бюрократическая система не создается. Деятельность Комиссии не может быть заорганизована, забота о спортсменах и развитии спорта не должна превращаться в сухую канцелярщину и отчетность. Мы не должны свою работу со спортом и спортсменами, то есть с миром социально активных людей, превращать в некую чиновничью программу. Церковь, приходя к спортсменам, должна сохранять свое основное призвание — свидетельствовать о правде, помогать людям в их духовной жизни, служить делу спасения человеческих душ.

Воцерковление спорта — это пастырская задача, и поэтому Церковь призвана к ее несению самим Христом. Мы не должны формулировать некое богословие спорта, спорт не является вызовом христианскому богословию. Вызовом является потребность говорить с людьми из мира спорта на понятном языке.

Мы знаем, что некоторое время в определенных церковных кругах сохранялось очень сдержанное отношение к спорту. Оно уходит своими корнями к позиции Церкви по отношению к спорту в Римской империи. Мы знаем, что спорт в Римской империи был очень жестоким, ристалища, на которых выступали всадники, воины, часто заканчивались человеческими жертвами. Именно поэтому святой Иоанн Златоуст осуждал участие в ристалищах. На этом основании некоторые утверждали, что Церковь вообще против спорта, но это вовсе не так! Церковь против такого спорта, который ради удовлетворения страстей жертвует человеческими жизнями. Такой спорт Церковь не принимает, и Церковь всегда выступает против любых соревнований, для которых в первую очередь значима зрелищность, могущая привести к человеческим жертвам. Спорт — это средство возвышения как физической, так и духовной культуры человека. Это средство совершенствования человеческой личности. Как средство совершенствования человеческой личности спорт не только может, но и должен быть инструментом Церкви в деле работы с человеческими душами.

Забота о теле является важной духовной задачей, потому что тело, по учению Церкви, является храмом живущего в нем Духа Святого (1 Кор. 6:19). Это не просто физическая субстанция. Отсутствие заботы о теле приводит к недугам, а при стечении определенных обстоятельств — и к смерти. Поэтому сознательное пренебрежение физическим здоровьем, причем экстремальное, могущее привести к гибели человека, Церковь рассматривает как одну из форм самоубийства. Другими словами, забота о человеческом теле является Богом благословленной деятельностью Церкви и христиан — членов Церкви.

Я уже сказал, что во времена святых отцов, ввиду жестокости соревнований, Церковь сформировала свое негативное отношение к тогдашнему спорту. Но, конечно, мир за эти столетия изменился. Ныне подавляющее большинство спортсменов России выросли в православном культурном контексте, многие воспитаны в вере. Но бездействие со стороны Церкви приводит к тому, что пропаганда здорового образа жизни и физической активности нередко ведет к возрождению языческого отношения к человеческому телу.

Когда мы стали получать информацию о том, что среди спортсменов становятся популярными языческие воззрения, мы вначале отнеслись к этому как к некой странности, как к исключению из правил. Но после того как был собран большой объем информации, мы поняли, что и в спортивной среде, и в среде военнослужащих, особенно тех, кто задействован в специальных операциях с риском для жизни, становятся популярными идеи, проистекающие из языческого отношения к человеку. На это нельзя смотреть с безразличием, потому что и спортсмены, и защитники Отечества, особенно те, кто участвует в опасных для жизни военных операциях, нуждаются в духовной поддержке. Если же они будут мотивировать себя языческим мировоззрением, ничего хорошего из этого не выйдет. Потому что, даже участвуя в самых опасных военных операциях, человек никогда не должен терять собственное человеческое измерение. Человек не может превращаться в зверя, — этим православный воин всегда отличался от воина языческого.

Может быть, ввиду того, что у Церкви было в свое время критическое отношение к определенным видам спорта, многие православные люди до сих пор уделяют недостаточное внимание физической культуре. К сожалению, многие своим безразличием поддерживают ложный образ православного верующего как человека физически слабого, безвольного. Якобы православный человек не может постоять за себя, не может защитить родных, семью, друзей. Это совершенная неправда, направленная на подрыв авторитета христианского мировоззрения, на вытеснение Церкви из мира спорта. Нам иногда приходится вести дискуссии, в том числе с представителями спорта, и мысль о том, что христианство не способствует развитию физической культуры, прикровенно, а иногда открыто в таких беседах проговаривается, — это тоже является опасным сигналом. Мы не можем отдавать пространство спорта на откуп людям, враждебным христианству.

Любое физическое развитие порождает особые искушения, дает возможность силой навязывать свою волю окружающим, превозноситься над ними. Здесь же можно упомянуть проблему допинга, употребление которого мотивировано не только стремлением к победе любой ценой, но и гордыней, желанием искусственно добиться сверхчеловеческих возможностей. Конечно, подобное проистекает от неправильного душевного и духовного состояния, — нельзя стремиться к сверхчеловеческим результатам средствами, которые могут нанести непоправимый ущерб здоровью и даже жизни.

Феномен спорта заключается в том, что человек преодолевает свои возможности путем ограничений и длительных тренировок, достигает новых, невиданных результатов, добивается новых возможностей своего тела. В каком-то смысле путь спортсмена очень близок к пути аскета, ведь и в христианской аскетике есть самоограничение, напряжение воли для достижения конкретной цели. Без волевых усилий, без самоограничения не может быть никаких достижений в области спорта, как и в духовной жизни не может быть успехов без самоограничения и без подвига. Именно здесь и закладывается основа очень глубокого взаимодействия Церкви, христианского мировоззрения со спортом.

Мы знаем: чем выше подвиг, тем сильнее искушения. Устоять, не поддавшись гордости или иной страсти, — задача непосильная, и здесь требуется помощь Божия. Поэтому мы должны быть рядом, духовно помогая спортсмену. Священник призван помогать спортсмену находить смыслы в своем делании — не разрушать мотивацию на сверхусилие, победу, а придавать ей правильный смысл. Потому что и победа может оборачиваться духовным соблазном, приводить к гордости, тщеславию, превозношению над другими. В этом смысле успех в спорте должен сопровождаться духовной работой человека над самим собой. Есть замечательные спортсмены, — смотришь на лицо и понимаешь, какой это светлый человек. А на кого-то смотришь и думаешь, как же его погубили слава и тщеславие. И если проанализировать успехи спортсменов и их биографии, легко убедиться: там, где слава и тщеславие были на первом месте, жизненный путь всегда оборачивался неудачей. Пока стоит на пьедестале — всё в порядке, а потом перестает заниматься спортом, внутренние амбиции начинают мучить, разрывать, а духовной силы управлять собою нет. Поэтому духовная аскеза, в правильном смысле этого слова, должна непременно сопровождать спортсмена, особенно того, кто добивается выдающихся достижений. Он всегда должен оставаться человеком, потому что его роль очень велика с точки зрения формирования положительного отношения к спорту, укрепления патриотических чувств наших людей. Как мы все реагируем на победу наших спортсменов на Олимпийских играх, на иных крупных соревнованиях? Помню, что происходило, когда наши хоккеисты выиграли на Олимпиаде, какой подъем патриотических чувств это вызвало. Поэтому спортивные результаты, несомненно, имеют духовные последствия как для самих спортсменов, так и для всех тех, кто за них болеет.

Полагаю, что требует методического изложения также опыт организации приходских секций и соревнований. Очень важно, чтобы на уровне наших приходов развивалась спортивная инициатива. Это очень привлекает молодых людей, особенно мальчиков, к участию в приходской жизни, но кроме того, это помогает детям, занимающимся спортом, сформировать правильное отношение к физической культуре, с тем чтобы избежать проблем, о которых я сказал выше.

Мне кажется, развитие спорта на приходском и епархиальном уровнях тоже должно стать частью повестки дня Комиссии, поскольку зачастую именно церковные клубы восполняют пробелы в развитии массового спорта в стране. Полезно описать методическую сторону организации такой работы, в том числе спортивных турниров, выстраивания работы со спортивными чиновниками. Это тоже одна из наших задач. Думаю, все это станет серьезной помощью как создающему секцию и проводящему турнир священнику, так и архиерею, которому будут ясны задачи, которые он должен перед собой поставить в сфере отношений со спортивным сообществом.

Полагаю, что в рамках сегодняшнего заседания мы можем обсудить затронутые вопросы, и я очень надеюсь на ваше активное участие.

В заключение скажу, что в моей жизни физическая культура занимает определенное место. Не представляю, как я бы справлялся с нагрузками, если бы не было опыта занятий физкультурой и спортом. Я каждый день занимаюсь спортивными упражнениями. И поэтому должен сказать, что это очень помогает, держит тебя в тонусе и формирует волевые качества. Поэтому всем рекомендую, батюшкам особенно, включая наших архипастырей, начинать с чего-то такого, что не навредит здоровью.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

13 июня 2018
ПОДРОБНЕЕ

ПАСХАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ СЕМЕЙ МНОГОДЕТНЫХ КЛИРИКОВ ВИКАРИАТСТВА

Во вторник Светлой седмицы, 10 апреля, состоялось ставшее традиционным Пасхальное собрание семей многодетных клириков Восточного викариатства. Мероприятие возглавил епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

На этот раз местом встречи был выбран храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках. Перед мероприятием Преосвященнейший владыка в сослужении собравшихся многодетных батюшек совершил праздничную Пасхальную вечерню, после которой клирику храма Преображения Господня в Богородском, священнику Михаилу Волкову, была вручена награда — медаль «В память 100-летия восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви». 

Далее, по сложившейся традиции, праздник разделился на две части — взрослую и детскую. Для взрослых было приготовлено чаепитие, в то время как детей ждали многочисленные развлечения. С ребятами дошкольного и младшешкольного возраста работал аниматор, а те, кто постарше, были заняты конкурсами, викторинами, катанием яиц, потешными играми. Отдельно все желающие могли испытать свои силы в соревновании по сборке-разборке автомата.

В организации праздника принимали участие фольклорный ансамбль, сотрудники храма Благовещения Пресвятой Богородицы при штабе ВДВ и другие приходы викариатства, добровольцы из службы «Милосердие» и молодежного движения Восточного викариатства.

10 апреля 2018
ПОДРОБНЕЕ

СОСТОЯЛСЯ СЕМИНАР «К ИСТОКАМ НРАВСТВЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ПРАВОСЛАВНУЮ КНИГУ»

26 марта в школе № 386 г. Москвы состоялся семинар на тему «К истокам нравственности через православную книгу». В семинаре приняли участие воспитатели дошкольных отделений, детские творческие коллективы («Планета детства», «Серпантин», Сударушка», «Созвездие»), учащиеся 3-9 классов, учителя школы.

Среди приглашенных гостей были: иерей Андрей Тихонов (свящ. Храма Преображения Господня в Богородском) и общественный методист Ануфриева Ирина Анатольевна, Цмиль Ольга Викторовна (Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Павловская Слобода Истринского района Московской области),   Пирогова Ольга Владимировна (методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ), Ивенский Андрей Иванович (советник ГАОУ ДПО «Московский центр технологической модернизации образования»), Кажуткин Николай Николаевич (директор стадиона «Спартаковец» им. Н.П. Старостина), а также педагоги образовательных организаций Восточного округа.

С приветственным словом к участникам семинара обратилась руководитель образовательной организации Клюхина Александра Игоревна: «Весна открывает целую череду самых светлых и прекрасных праздников. В этот чудесный хоровод вплетается и День православной книги, молодой, но набирающий популярность праздник, инициатором которого стала Русская Православная Церковь. День православной книги мы отмечаем 14 марта. Дата выбрана не случайно: в этот день 1564 года дьякон Иван Федоров издал первую на Руси печатную книгу «Апостол». С 2010-го празднование проходит во всех уголках страны, ведь православная литература — это книги, которые показывают нам пути духовного совершенствования».

В своих выступлениях старший методист школы Юхно Ирина Валерьевна и педагог-психолог Шипигузова Алена Игоревна подчеркнулизначимость православной книги в воспитании подрастающего поколения. Чтение книг с православным содержанием способствует формированию у ребёнка:

— нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

— нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

— нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

— нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Особенно хочется отметить педагога Гвоздеву Любовь Анатольевну, которая написала сказку «Двенадцать месяцев», где рассказывалось о четырёх праздниках: «Рождество Христово», «Пасха. Светлое Христово Воскресение», «День Святой Троицы», «День Казанской иконы Божией Матери». Дети разных возрастных групп стали самыми активными участниками спектакля и продемонстрировали всё своё мастерство.

С заключительным словом выступил Иерей Андрей Тихонов. Он ещё раз подчеркнул значение православной литературы в жизни верующего человека и, обратившись к родителям, сказал о необходимости семейного чтения, направленного на воспитание подрастающих поколений в духе истинных христианских ценностей.

Семинар прошёл на высоком уровне.

Выражаем благодарность администрации школы № 386, педагогическому коллективу и родителям во внимание к трудам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Желаем вам неиссякаемой энергии, бодрости, оптимизма, благополучия и новых творческих идей.

 

Текст подготовила О.В. Пирогова

27 марта 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up