Щур Василий, священник — настоятель храма св. прп. Александра Свирского на Соколиной Горе — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Щур Василий, священник — настоятель храма св. прп. Александра Свирского на Соколиной Горе

Опубликовано: 27 января 2019

Категории:

Родился 3 июня 1986 года.

В 2009 году закончил Перервинскую духовную семинарию.

Рукоположен в диакона 25 октября 2009 года, в иерея — 1 ноября 2009 года.

С 2012  года — штатный священник  храма Воскресения Христова в Сокольниках.

Состоялось совещание по вопросам строительства храма на ул. Гаражная в Москве

6 июля в Донском монастыре председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, директор НП «Единая служба заказчика Московской Патриархии», возглавил совещание по вопросам строительства храмового комплекса с храмом преподобного Александра Свирского на улице Гаражная, вл. 3.

В совещании приняли участие епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, управляющий Восточным викариатством; первый заместитель председателя ФХУ епископ Бронницкий Фома, наместник Донского монастыря, управляющий Северо-Западным и Южным викариатствами; заместитель префекта Восточного административного округа г. Москвы Антон Александрович Степаненко; первый заместитель директора НП «Единая служба заказчика Московской Патриархии» иерей Михаил Титов; руководитель Юридической службы ФХУ Ольга Валентиновна Бражникова; начальник сметно-договорного отдела ФХУ Татьяна Викторовна Горская; инженер-строитель Строительного отдела ФХУ Иван Иванович Шавлов и другие ответственные лица.

Владыка Пантелеимон особо подчеркнул, что место для храма выбрано удачное, так как здесь будет проходить много людей. Церковь в этом районе очень востребована.

Напомним, строительство храмового комплекса началось в этом году. В процессе разработки котлована было принято решение поднять храм на 1,6 м. Именно этот вопрос и стал главной темой совещания.

Проектировщикам было дано задание изменить проект и согласовать новую проектную документацию в экспертизе.


ПРОЕКТ ХРАМА ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО НА СОКОЛИНОЙ ГОРЕ

Вместимость храма — 550 человек. Высота храма до основания креста — 16 метров. Главный архитектор: С.В. Борисов, член Союза архитекторов Москвы, доцент кафедры «Храмовое зодчество» МАРХИ.

«Окружающая участок застройка, образованная промышленными и жилыми зданиями второй половины XX — начала XXI веков, лишена художественной выразительности и стилевого единства и является фоновой, что не создает каких-либо определенных требований к архитектуре нашего храма, — рассказал архитектор. — Образно-художественное решение проектируемого храма преподобного Александра Свирского представляет синтез традиций Севера и Северо-Запада России времен жизни преподобного. Скатные крыши образуют традиционные фронтоны, прикрытые аттиками незначительной кривизны, вторящими абрису центрального пологого купола. Шатровая кровля колокольни корреспондируется с рундуком лестницы, акцентирующей главный вход. Аркады крылец и порталов галереи образуют ритмические ряды, создающие многоплановость фасадных решений, вводя пространство в объем здания. Скромные декоративные элементы, набор которых ограничен арочными наличниками над окнами и поддерживающими пилястры ступенчатыми выпусками кладки, вместе с традиционными для древнерусской архитектуры кладочными кирпичными элементами, создают приближенный к человеческому восприятию уровень масштабности. Вместе с тем ограничение по высоте в исходно-разрешительной документации препятствовало созданию объемно-пространственной композиции, имеющей вертикальную ориентированность. И мы обратились к традиции византийских храмов с плоскими куполами».

Цветовыми акцентами на фасадах являются мозаичные иконы, расположенные на значимых в смысловом отношении участках плоскости стен.

Информационный источник: Финансово-хозяйственное управление

9 июля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Благотворительный концерт в храме прп. Александра Свирского на Соколиной горе

16 февраля, в воскресение, в здании Воскресной школы храма прп. Александра Свирского на Соколиной горе состоялся благотворительный концерт «БОГ В ПОМОЩЬ ВАМ, ДРУЗЬЯ МОИ».

В Неделю о блудном сыне в храме состоялся молебен о недужных, была совершена Божественная Литургия с Исповедью для причащающихся учащихся Воскресной школы, других детей и взрослых. Затем настоятель строящегося храма прп. Александра Свирского на Соколиной горе иерей Василий Щур произнес проповедь на Евангельское чтение дня и пригласил прихожан пройти на второй этаж Воскресной школы, где должен проходить благотворительный концерт «БОГ В ПОМОЩЬ ВАМ, ДРУЗЬЯ МОИ».

Творческое мероприятие длилось больше часа. Концертное выступление состояло из 10 номеров, на него пришло более 30 зрителей. Собранные средства направлены на строительство основного храма. Благотворительный концерт в этих целях проводится на нашем приходе впервые.

«Это здание наполнено любовью, так как его строила не фирма, а сами прихожане, — рассказал отец Василий, открывая концерт в здании Воскресной школы. – Так, постепенно мы возводим храмовый комплекс уже 5 лет. Благодаря совместному труду и молитве поменялись ценности, в лучшую сторону изменились наши души. Поэтому не могу сказать, что сожалею об этих годах, что лучше бы наш основной храм был бы построен в первый же год». Затем батюшка представил артистов и сказал: «Любой выход на сцену – большая ответственность, поскольку несешь слово, которое должно помогать людям».

Концерт, тематический выстроенный вокруг произведений А.С Пушкина и его современников, открылся вокальным выступлением лауреата международных конкурсов Алексея Базанова, следом за которым произведение из творчества раннего Бетховена исполнили преподаватель по классу фортепиано, заведующая фортепианного отдела ГБУДО г. Москвы «Детская музыкальная школа №66» Елена Добржинская и Елена Волгина, ставшая главным организатором и ведущим творческого вечера.

Прекрасным вокалом порадовала артистка театра Музыки и Поэзии Е.Камбуровой — Виктория Тихомирова, профессиональной игрой на гитаре — Ангелина Хела. После чего настал черед стихов, которые прочитала Татьяна Волгина, заразившая зрителей своей энергией. Закончилось творческое мероприятие поэтическим выступлением члена Союза писателей Подмосковья — Елены Бабий, которая затем презентовала свой сборник стихов «На крыльях молитвы».

«Слушал вас и благодарил Бога, что вы сегодня с нами, что Он одарил вас возможностью прославлять Его, участвовать в возведении храма. Храм – это маяк, не имея которого в поле зрения, люди гибнут, несмотря на то, что имеют огромные таланты. То, что мы видели сегодня – настоящее творчество, а не его подмена — не то, что нам пытаются выдать за творчество через телевизионные сериалы и прочее подобное, в чем нет никакой чистоты и долговечности. Надеюсь, что после сегодняшней творческой встречи наш храм станет и вашим. И мы будем встречаться не только на сцене, но и за Богослужением», — сказал отец настоятель артистам по окончании выступлений.

Далее батюшка вручил выступившим на концерте памятные благодарственные письма, рассказал о планах повторить творческое мероприятие, расширив круг выступающих, сделав его доступным для всех жителей нашего района и приурочив к празднику Пасхи и Дню Победы. «Пасха – это и есть Победа над смертью», — сказал отец настоятель.

После концерта прихожане угостили артистов в трапезной Воскресной школы, где батюшка рассказал им про приход храма прп. Александра Свирского.

20 февраля 2020
ПОДРОБНЕЕ

ВЫСТУПЛЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА НА ПЕРВОМ ЗАСЕДАНИИ ПАТРИАРШЕЙ КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Забота о теле является важной духовной задачей, потому что тело, по учению Церкви, является храмом живущего в нем Духа Святого.

6 июня 2018 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялось первое заседание Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта. Со словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Сердечно приветствую всех участников первого заседания Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта. К сожалению, мы не могли провести его ранее по многим причинам, в том числе в связи с размышлениями относительно руководства Комиссии. Но, поскольку все вопросы разрешены и будут представлены на ваше усмотрение, мы и проводим сегодня наше первое заседание.

Хотел бы предварительно сказать несколько слов. Во-первых, отклик на решение Церкви создать такую Комиссию был очень и очень положительным. В средствах массовой информации, в спортивном сообществе, среди наших прихожан, которые интересуются спортом, а таких сейчас очень много, инициатива создания Комиссии нашла поддержку и понимание.

Комиссия создается практически с чистого листа, хотя на протяжении нескольких лет мы в этот чистый лист вписывали некоторые инициативы, которые, несомненно, помогут нам в организации работы Комиссии. В частности, в рамках Рождественских чтений действовала секция «Православие и спорт», известны примеры участия Церкви в организации спортивных мероприятий на приходском, епархиальном и общецерковном уровнях. Например, мне неоднократно доводилось принимать участие в открытии на Красной площади турниров по русскому хоккею, и эти турниры стали событием в спортивной жизни. На протяжении ряда лет наши священники в составе Олимпийской сборной выезжают на олимпиады. Долгие годы это послушание нес протоиерей Николай Соколов, сейчас ему помогает протоиерей Андрей Алексеев.

До определенного момента церковно-спортивная повестка относилась к ведению Патриаршего совета по культуре, но пришло время упорядочить наши усилия путем создания специализированного церковного органа. Это является естественным развитием наших инициатив в области спорта.

Тем не менее, лист, на котором писалась история современных отношений Русской Православной Церкви и спорта, во многом остается незаполненным. Потому что систематическая работа Церкви со спортивным сообществом, к сожалению, налажена не была. Конечно, эпизодические случаи имели определенное значение, и, может быть, положительные результаты участия представителей Церкви привели к мысли о необходимости создать систему постоянного взаимодействия Русской Православной Церкви со спортивным сообществом.

Теперь несколько слов о предстоящих задачах служения в спортивной сфере. Мы не создаем церковное министерство по делам спорта со всеми вытекающими из этого последствиями; никакая бюрократическая система не создается. Деятельность Комиссии не может быть заорганизована, забота о спортсменах и развитии спорта не должна превращаться в сухую канцелярщину и отчетность. Мы не должны свою работу со спортом и спортсменами, то есть с миром социально активных людей, превращать в некую чиновничью программу. Церковь, приходя к спортсменам, должна сохранять свое основное призвание — свидетельствовать о правде, помогать людям в их духовной жизни, служить делу спасения человеческих душ.

Воцерковление спорта — это пастырская задача, и поэтому Церковь призвана к ее несению самим Христом. Мы не должны формулировать некое богословие спорта, спорт не является вызовом христианскому богословию. Вызовом является потребность говорить с людьми из мира спорта на понятном языке.

Мы знаем, что некоторое время в определенных церковных кругах сохранялось очень сдержанное отношение к спорту. Оно уходит своими корнями к позиции Церкви по отношению к спорту в Римской империи. Мы знаем, что спорт в Римской империи был очень жестоким, ристалища, на которых выступали всадники, воины, часто заканчивались человеческими жертвами. Именно поэтому святой Иоанн Златоуст осуждал участие в ристалищах. На этом основании некоторые утверждали, что Церковь вообще против спорта, но это вовсе не так! Церковь против такого спорта, который ради удовлетворения страстей жертвует человеческими жизнями. Такой спорт Церковь не принимает, и Церковь всегда выступает против любых соревнований, для которых в первую очередь значима зрелищность, могущая привести к человеческим жертвам. Спорт — это средство возвышения как физической, так и духовной культуры человека. Это средство совершенствования человеческой личности. Как средство совершенствования человеческой личности спорт не только может, но и должен быть инструментом Церкви в деле работы с человеческими душами.

Забота о теле является важной духовной задачей, потому что тело, по учению Церкви, является храмом живущего в нем Духа Святого (1 Кор. 6:19). Это не просто физическая субстанция. Отсутствие заботы о теле приводит к недугам, а при стечении определенных обстоятельств — и к смерти. Поэтому сознательное пренебрежение физическим здоровьем, причем экстремальное, могущее привести к гибели человека, Церковь рассматривает как одну из форм самоубийства. Другими словами, забота о человеческом теле является Богом благословленной деятельностью Церкви и христиан — членов Церкви.

Я уже сказал, что во времена святых отцов, ввиду жестокости соревнований, Церковь сформировала свое негативное отношение к тогдашнему спорту. Но, конечно, мир за эти столетия изменился. Ныне подавляющее большинство спортсменов России выросли в православном культурном контексте, многие воспитаны в вере. Но бездействие со стороны Церкви приводит к тому, что пропаганда здорового образа жизни и физической активности нередко ведет к возрождению языческого отношения к человеческому телу.

Когда мы стали получать информацию о том, что среди спортсменов становятся популярными языческие воззрения, мы вначале отнеслись к этому как к некой странности, как к исключению из правил. Но после того как был собран большой объем информации, мы поняли, что и в спортивной среде, и в среде военнослужащих, особенно тех, кто задействован в специальных операциях с риском для жизни, становятся популярными идеи, проистекающие из языческого отношения к человеку. На это нельзя смотреть с безразличием, потому что и спортсмены, и защитники Отечества, особенно те, кто участвует в опасных для жизни военных операциях, нуждаются в духовной поддержке. Если же они будут мотивировать себя языческим мировоззрением, ничего хорошего из этого не выйдет. Потому что, даже участвуя в самых опасных военных операциях, человек никогда не должен терять собственное человеческое измерение. Человек не может превращаться в зверя, — этим православный воин всегда отличался от воина языческого.

Может быть, ввиду того, что у Церкви было в свое время критическое отношение к определенным видам спорта, многие православные люди до сих пор уделяют недостаточное внимание физической культуре. К сожалению, многие своим безразличием поддерживают ложный образ православного верующего как человека физически слабого, безвольного. Якобы православный человек не может постоять за себя, не может защитить родных, семью, друзей. Это совершенная неправда, направленная на подрыв авторитета христианского мировоззрения, на вытеснение Церкви из мира спорта. Нам иногда приходится вести дискуссии, в том числе с представителями спорта, и мысль о том, что христианство не способствует развитию физической культуры, прикровенно, а иногда открыто в таких беседах проговаривается, — это тоже является опасным сигналом. Мы не можем отдавать пространство спорта на откуп людям, враждебным христианству.

Любое физическое развитие порождает особые искушения, дает возможность силой навязывать свою волю окружающим, превозноситься над ними. Здесь же можно упомянуть проблему допинга, употребление которого мотивировано не только стремлением к победе любой ценой, но и гордыней, желанием искусственно добиться сверхчеловеческих возможностей. Конечно, подобное проистекает от неправильного душевного и духовного состояния, — нельзя стремиться к сверхчеловеческим результатам средствами, которые могут нанести непоправимый ущерб здоровью и даже жизни.

Феномен спорта заключается в том, что человек преодолевает свои возможности путем ограничений и длительных тренировок, достигает новых, невиданных результатов, добивается новых возможностей своего тела. В каком-то смысле путь спортсмена очень близок к пути аскета, ведь и в христианской аскетике есть самоограничение, напряжение воли для достижения конкретной цели. Без волевых усилий, без самоограничения не может быть никаких достижений в области спорта, как и в духовной жизни не может быть успехов без самоограничения и без подвига. Именно здесь и закладывается основа очень глубокого взаимодействия Церкви, христианского мировоззрения со спортом.

Мы знаем: чем выше подвиг, тем сильнее искушения. Устоять, не поддавшись гордости или иной страсти, — задача непосильная, и здесь требуется помощь Божия. Поэтому мы должны быть рядом, духовно помогая спортсмену. Священник призван помогать спортсмену находить смыслы в своем делании — не разрушать мотивацию на сверхусилие, победу, а придавать ей правильный смысл. Потому что и победа может оборачиваться духовным соблазном, приводить к гордости, тщеславию, превозношению над другими. В этом смысле успех в спорте должен сопровождаться духовной работой человека над самим собой. Есть замечательные спортсмены, — смотришь на лицо и понимаешь, какой это светлый человек. А на кого-то смотришь и думаешь, как же его погубили слава и тщеславие. И если проанализировать успехи спортсменов и их биографии, легко убедиться: там, где слава и тщеславие были на первом месте, жизненный путь всегда оборачивался неудачей. Пока стоит на пьедестале — всё в порядке, а потом перестает заниматься спортом, внутренние амбиции начинают мучить, разрывать, а духовной силы управлять собою нет. Поэтому духовная аскеза, в правильном смысле этого слова, должна непременно сопровождать спортсмена, особенно того, кто добивается выдающихся достижений. Он всегда должен оставаться человеком, потому что его роль очень велика с точки зрения формирования положительного отношения к спорту, укрепления патриотических чувств наших людей. Как мы все реагируем на победу наших спортсменов на Олимпийских играх, на иных крупных соревнованиях? Помню, что происходило, когда наши хоккеисты выиграли на Олимпиаде, какой подъем патриотических чувств это вызвало. Поэтому спортивные результаты, несомненно, имеют духовные последствия как для самих спортсменов, так и для всех тех, кто за них болеет.

Полагаю, что требует методического изложения также опыт организации приходских секций и соревнований. Очень важно, чтобы на уровне наших приходов развивалась спортивная инициатива. Это очень привлекает молодых людей, особенно мальчиков, к участию в приходской жизни, но кроме того, это помогает детям, занимающимся спортом, сформировать правильное отношение к физической культуре, с тем чтобы избежать проблем, о которых я сказал выше.

Мне кажется, развитие спорта на приходском и епархиальном уровнях тоже должно стать частью повестки дня Комиссии, поскольку зачастую именно церковные клубы восполняют пробелы в развитии массового спорта в стране. Полезно описать методическую сторону организации такой работы, в том числе спортивных турниров, выстраивания работы со спортивными чиновниками. Это тоже одна из наших задач. Думаю, все это станет серьезной помощью как создающему секцию и проводящему турнир священнику, так и архиерею, которому будут ясны задачи, которые он должен перед собой поставить в сфере отношений со спортивным сообществом.

Полагаю, что в рамках сегодняшнего заседания мы можем обсудить затронутые вопросы, и я очень надеюсь на ваше активное участие.

В заключение скажу, что в моей жизни физическая культура занимает определенное место. Не представляю, как я бы справлялся с нагрузками, если бы не было опыта занятий физкультурой и спортом. Я каждый день занимаюсь спортивными упражнениями. И поэтому должен сказать, что это очень помогает, держит тебя в тонусе и формирует волевые качества. Поэтому всем рекомендую, батюшкам особенно, включая наших архипастырей, начинать с чего-то такого, что не навредит здоровью.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

13 июня 2018
ПОДРОБНЕЕ

Вопросы строительства храмов обсудили на совещании в Храме Христа Спасителя

23 декабря 2022 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя советник Патриарха по вопросам строительства, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Ресин и и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата иеромонах Никандр (Пилишин) провели совещание по строительству храмов в Восточном и Южном округах г. Москвы.

В ходе встречи рассмотрели вопросы по шести храмам в Восточном округе. Один из них — храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на шоссе Энтузиастов — полностью построен и готов к чину великого освящения. Службу планируется совершить в январе 2023 года.

Построен и введен в эксплуатацию еще один храм — священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, в Гольянове. В настоящее время изготавливается каменный престол, храм готовится к освящению.

Еще на двух объектах завершаются общестроительные работы: это церковные ансамбли Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове и преподобного Сергия Радонежского в Гольянове. В обоих храмовых комплексах ведутся отделочные работы, устраняются недочеты.

В храме преподобного Саввы Сторожевского в Северном Измайлове в подземном этаже проведено тепло, смонтирован центральный тепловой пункт, в основном молельном зале оштукатурены стены, в ближайшее время будут установлены входные двери.

На Сиреневом бульваре завершается строительство подземного этажа приходского дома при храме преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. До конца июня следующего года планируется закрыть контур здания и приступить к прокладке сетей и устройству фундаментной плиты под основной храм.

По Южному округу обсудили 9 храмов. На совещании стало известно, что 23 декабря был введен в эксплуатацию православный комплекс Архистратига Божия Михаила и чуда его в Хонех на Борисовских прудах.

Ранее в этом году также были сданы храмы святителя Николая Мирликийского и Сретения Господня в Бирюлеве.

На храме Преображения Господня в Нагатино-Садовниках установлены главки, монтируется кровля.

А для храма Похвалы Пресвятой Богородицы в Зябликове купола и кресты только изготавливаются, устанавливаются окна, разрабатывается проект индивидуального теплового пункта.

Возводятся стены основного объема церковного ансамбля пророка Даниила на Кантемировской, приходского дома при церкви мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, в ближайшее время возобновятся работы и на храмовом комплексе Архистратига Божия Михаилав Царицыне.

При храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Царицыне продолжается строительство звонницы, которая, по словам настоятеля, будет готова после Пасхи 2023 года.

Подводя итоги совещания, В.И. Ресин отметил, что Восточный и Южный округа лидируют в Москве по числу строящихся храмов.

Источник: https://www.fedmp.ru/news/v-2022-godu-v-yuzhnom-okruge-moskvy-vvedeno-v-ekspluatatsiyu-tri-hrama/

23 декабря 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up