Митюшин Алексий, протоиерей — настоятель храма Живоначальной Троицы в Косино — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Митюшин Алексий, протоиерей — настоятель храма Живоначальной Троицы в Косино

Опубликовано: 27 января 2019

Категории:

Родился 18 июля 1979 года в Москве.
В 2005 году закончил Московскую духовную семинарию.

30 ноября 2000 года рукоположен в  диакона; 17 апреля 2001 года  — в священника.
С 2001 года клирик храма великомученика Дмитрия Солунского на Благуше.
С августа  2013 года – настоятель строящегося храма Живоначальной Троицы.

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ НА БУТОВСКОМ ПОЛИГОНЕ

Пусть память о наших святых предшественниках, кровью своей засвидетельствовавших верность Господу, помогает и нам, отделенным от них уже многими десятилетиями, хранить веру в сердце своем, исповедовать, что через слово Божие нам является подлинная истина, которая делает нас свободными.

5 мая 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершилБожественную литургию под открытым небом на Бутовском полигоне. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Есть два ключевых текста к пониманию смысла сегодняшнего дня. Первый: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31-32). Этот текст мы слышали сегодня за Божественной литургией, потому что в соответствии с церковным уставом в этот день полагается чтение данного фрагмента Евангелия от Иоанна. А второй принадлежит святому Иоанну Златоусту: «Свойство истины таково, что она возвращается даже тогда, когда против нее восстают многие».

Мы совершили Божественную литургию на могилах людей, замученных и убитых за веру, — почему мы и называем христиан, погибших и захороненных здесь, новомучениками и исповедниками Церкви Русской. И вот первый текст, который я привел, — «истина сделает вас свободными». У кого-то может возникнуть мысль: да какая же тут свобода? Ведь эти верующие люди, которые, несомненно, исповедовали Господа Иисуса Христа, несомненно были Его учениками, потеряли всякую свободу! Они ни в чем не были виновны, однако были арестованы, нередко подвергались пыткам и, в конце концов, были умерщвлены здесь! О какой же свободе идет речь?

Но вот что удивительно. Их жертва, принесенная за Господа, была абсолютно свободной. Большинство из них могли отказаться от веры, похулить Господа, встать в ряды тех, кто был тогда так необходим власти, — пропагандистов, боровшихся с религией. Тогда и Бутова бы не было! Но они этого не сделали — ни архиереи, ни священники, ни монахи, ни множество мирян. Все они погребены здесь потому, что оказались верными Господу даже до смерти.

В чем же тогда их свобода? А свобода их в том, что они оказались сильнее власти, сильнее машины угнетения. У людей, которые их допрашивали, истязали и, наконец, расстреливали, была власть над ними. Они могли лишить их свободы передвижения, но они не могли лишить их свободы мысли, свободы веры и подлинной свободы выбора. И наши великие предшественники, мученики и исповедники Церкви Русской, захороненные здесь, на Бутовском кладбище, явили образец той свободы, о которой Господь говорит словами Евангелия от Иоанна, удивительно созвучными сегодняшнему дню.

Но истина, которую проповедовал Господь, истина, ради которой погибли новомученики Церкви нашей, в том числе захороненные здесь, в Бутове, действительно, по слову Златоуста, имеет свойство возвращаться. Разве могли представить себе те, кто отправлял сюда грузовики с приговоренными к смерти, разве могли подумать те, кто их расстреливал и сбрасывал в ров, что память убиенных будет так торжественно прославляться? Что истина, которую они исповедуют, станет истиной для миллионов людей? Что вера возродится в народе нашем и на этом месте скорби мы будем совершать торжественное молитвенное поминовение их подвига, вспоминать силу их веры, вспоминать их подлинную духовную свободу, которая бросила вызов гонителям, которая возвысила их над историческим моментом и ввела их в вечность как святых и героев духа, исповедников и новомучеников Церкви нашей?

Пусть память о наших святых предшественниках, кровью своей засвидетельствовавших верность Господу, помогает и нам, отделенным от них уже многими десятилетиями, хранить веру в сердце своем, исповедовать, что через слово Божие нам является подлинная истина, которая делает нас свободными. Наверное, это послание о подлинной свободе является одним из самых важных, которые несет миру Церковь Христова. И как же далеко это послание от множества толкований свободы, с которыми человечество сталкивалось на протяжении минувших двух тысячелетий! Как часто борьба за ложно понятую свободу сопровождалась страшными преступлениями, одним из которых стал Бутовский полигон! Как бесконечно далек идеал подлинной свободы от той, что становилась политическим фетишем, лозунгом, способом подчинить себе людей! Господь открывает нам подлинный смысл многого, и, может быть, одна из самых великих и важных истин, которые Он помогает нам понять, касается свободы. Вот и сегодня мы вспоминаем мучеников — борцов за подлинную свободу не только для себя, но и для всех нас, потому что, по слову Златоуста, невозможно ограничить истину, а вместе с истиной и свободу.

Да хранит Господь Церковь нашу! Да хранит Господь Отечество наше, всю историческую Русь! И да укрепляет нас в вере православной, которая способна через подлинную свободу человеческого духа ввести нас в Небесное Божественное Царство, открытое нам через пасхальную тайну Воскресшего Христа. Аминь! Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

7 мая 2018
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в праздник Сретения Господня

15 февраля 2022 года, в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня двунадесятый праздник Сретения Господа и Спасителя и Его Пречистой Матери в Иерусалимском храме, соприкосновения Богочеловека, Младенца Иисуса, с духовной жизнью Своего народа, прикосновения к святыне, которая была в центре этой духовной жизни. Это как бы первый шаг Спасителя в деле Его проповеди. Он еще Младенец, Он не может проповедовать, но неслучайно встретивший Его старец Симеон пророчествует, что Сей Младенец лежит на падение и на восстание многих, и в предмет пререканий (см. Лк. 2:34).

Вот какие удивительные слова! В храме Божием чистый, светлый, безгрешный Младенец в сопровождении Матери, и Она слышит эти непонятные и даже страшные слова, что Сей будет и на падение, и на восстание многих, и в предмет пререканий. Может быть, Пресвятая Дева в то время еще не могла понять в полной мере, что означает это пророчество. Но в течение всей жизни это пророчество отзывалось в Ее сердце, и мысленно Она возвращалась к словам Симеона, ведь стоило только Сыну Ее выйти на проповедь, как Он сразу стал предметом пререканий, на восстание и падение многих.

Возникает вопрос: что же все-таки означает падение? Восстание — это возрождение и обновление человека, его путь к совершенству. Но что означает падение? А падение — это обратный процесс, это отказ человека от самых великих ценностей, от истинной веры, впадение в заблуждение, принесение скорби и болезней другим.

Для кого же пришествие в мир Спасителя стало падением? Для очень многих. Для тех, кто был далек от истинной веры. Для тех, кто лицемерно исполнял предписания закона, а в душе своей был далек от всего того, чему видимым образом поклонялся. Христос стал падением для лицемеров, для фарисеев, для книжников. Да что о них говорить — Он является падением и для многих из нас, когда мы не исполняем Божественную заповедь. Ибо если знаем и исполняем, то это означает восстание и возрождение, а если знаем и не исполняем, то, конечно, падение.

Удивительные слова старца Симеона сопровождали всю жизнь Господа и Спасителя нашего, вставшего на путь служения людям. Но не все же устремлялись за Ним! Да, сотни, а, может быть, тысячи людей шли в Галилею, чтобы услышать Его слово. Многие становились учениками, а затем и мучениками, отдавая жизнь за своего Спасителя, за Его слово. Но ведь были и те, кто отверг Его Божественные слова. Были те, кто стал гонителем, хулителем и разрушителем всего того, что Спаситель принес людям.

В каком-то смысле слова праведного Симеона, которые мы сегодня слышали в Евангелии, отображаются в иконографии русского православного креста. Крест изображается как мерило истины, как мерило правды, и его нижняя перекладина устремляется правой стороной к небу, а левой книзу. Через крест слово Спасителя, пришедшего в мир, стало для кого-то восстанием, а для кого-то падением, и эта история продолжается до сегодняшнего дня. Одни, соприкасаясь с христианством, отвергают его, не видят в нем ничего ценного, не видят главное — то, что именно Христос вручает человеку ключи от счастья. Не видят этого, потому что не сопереживают всему тому, что совершил Христос, и остаются и умом, и сердцем вдали от Его проповеди, не находя ничего для себя полезного. Вот в этом и заключается падение. Не было бы проповеди — на нет и суда нет. Не было бы слова Божественного, обращенного к людям, — какой же с них спрос? Но ведь есть слово, как меч обоюдоострый разделяющее человека (см. Евр. 3:12), которое никого не может оставить безразличным: ты либо по одну, либо по другую сторону.

Великая миссия Спасителя действительно стала для кого-то восстанием, а для кого-то падением. А без этой миссии и не было бы у людей подлинного понимания того, что есть добро и зло, что нужно делать, чтобы всегда оставаться на стороне добра, чтобы стремиться к небу, а не к земле.

Сегодняшний праздник, сегодняшнее воспоминание о евангельском событии открывает перед нами великую Божественную истину, которую мы должны воспринять. Мы должны быть с Богоматерью, с праведным Симеоном, но никак не с теми лицемерами — фарисеями, саддукеями и прочими, — которые, как бы стремясь к спасению, не увидели и не поняли самое главное. Того, что спасение уже принесено людям через Господа Иисуса. Он принес нам спасение. Он дарует нам силы к пониманию того, где верх, а где низ, где добро, а где зло. Он вооружил нас Своим учением и, что самое главное, Он дарует нам Свою помощь, Свою благодать, чтобы мы имели силу и возможность устремляться вверх, туда, где правда Божественная, которая дарует человеку подлинное счастье в этой жизни и открывает перед каждым двери в Божественное Царство Господа и Спасителя нашего.

Этим великим истинам мы научены через сегодняшний день, и да поможет нам Господь, да укрепит Он наши силы, чтобы мы всегда были на стороне добра и правды, чтобы мы сторонились зла и лжи, чтобы для нас был только один путь — тот, что ведет к небу, но ни в коем случае не тот, что упирается в землю, а после кончины — в преисподнюю. И верим, что Господь, даже по малой нашей вере и по малой нашей добродетели, только при условии, что мы желаем быть с Ним и готовы идти по указанному Им пути, — уже за одно это будет вместе с нами. А дальше, восходя от силы к силе, мы почувствуем, что означает благодать Божия, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, почувствуем радость победы над грехом и Божественное присутствие в своей жизни. Покров Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной, Матери Господа и Спасителя нашего, молитвами праведного Симеона да пребывает над всеми нами. Аминь.

15 февраля 2022
ПОДРОБНЕЕ

В храме в Новокосино владыка Пантелеимон освятил приставной престол

08 августа 2021 года, в храме в честь Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосино был освящен приставной Престол (в честь святого равноапостольного и великого князя Владимира). Освящение возглавил управляющий Восточным викариатством города Москвы епископ Верейский Пантелеимон. После освящения Владыка возглавил Божественную литургию.

Преосвященному епископу Пантелеимону сослужили: иеромонах Пантелеимон (Алешин), руководитель секретариата Восточного викариатства, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Кускове г. Москвы; настоятель храма протоиерей Владимир Клюев, иерей Виктор Янкаускас клирик храма, иерей Георгий Узун клирик храма; иерей Михаил Голубков — клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице, секретарь Комиссии по больничному служению, диакон Дмитрий Бакланов клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках.

Архипастырское слово владыки Пантелеимона в воскресный день в 7-ю Неделю по Пятидесятнице:

Дорогой отец Владимир, дорогие отцы, братия и сестры!

Поздравляю вас с совершением Божественной Литургии, которая вводит нас в настоящую жизнь, дарит нам подлинную радость, дает силы противостоять злу, искушающему нас как внутри, так и снаружи. Литургия уже здесь, на земле, являет нам радость Небесного Царства.

Во время этой службы мы входим в общение с Богом, которое было потеряно человечеством после грехопадения. Замечательная, удивительная служба, и очень хорошо, что многие из вас причащались сегодня Святых Христовых Таин. Прекрасно поет хор, благоговейно служат батюшки, храм красивый и новый.

Мы сегодня освятили еще один Престол, чтобы в дни праздников здесь совершались ранние Литургии и вы могли бы их посещать, особенно если не успеваете на позднюю службу из-за работы или учебы. Я надеюсь, что уже на Преображение и Успение Божией Матери здесь будет совершаться раннее богослужение.

Замечательно, что храм освящен в честь Ангела вашего настоятеля – равноапостольного князя Владимира, который предводительствует Собором русских святых. Поздравляю вас с этим событием!

Своей радостью мы обязательно должны делиться с другими. Храмы в нашем викариатстве и вообще в Москве сейчас частично опустели, на треть стало меньше прихожан: люди во время эпидемии коронавируса боятся заразиться, либо еще по каким-то причинам не приходят. Но не нужно думать, что если закончится пандемия, все будут автоматически ходить в храм.

К сожалению, не только проповедь безбожия, не только клевета на священнослужителей и Церковь, но и сам дух времени, в котором мы живем, отвращает людей от веры в Бога. Поэтому если мы с вами не будем жить в Духе Святом, если в нас не будет любви, если человек, приходящий в храм, не будет ее чувствовать, он туда не вернется.

Поэтому наша с вами задача, наше первоочередное правило: относиться ко всем людям с любовью. Мы сами – грешники, и гневаться должны на себя, а не на других. В каком бы виде ни пришел сюда человек, зачем бы он ни пришел – его необходимо встречать с любовью и радостью. При этом не надо быть навязчивым, не стоит никого насильно катехизировать, но нужно с сочувствием человека принять, ответить на его вопросы, помочь понять, что в храме происходит.

В этом деле должны участвовать не только священнослужители и люди, работающие в храме за зарплату, но и все прихожане, которые должны своей жизнью являть любовь и радость. И если ваши сердца будут исполнены любовью, а лица – освещены радостью, тогда православная вера в нашем народе будет только возрождаться.

Настоятель храма протоиерей Владимир Клюев обратился к Преосвященному епископу Пантелеимону, сослужившим священникам и прихожанам с приветственным и благодарным словом:

Дорогой Владыка! Благодарим Вас за высоту архиерейского служения, за любовь, которую Вы к нам испытываете. Вы освятили нам место под этот храм, совершили малое освящение и великое освящение.

И сегодня у нас великий духовный праздник – освящение Престола в честь Ангела хранителя всех Владимиров, в том числе и меня. Такое доброе совпадение.

Как Вы могли заметить, я работал на стройке 19 лет, а священником служу 26 лет. И Вы именно сегодня, в День строителя, совершили освящение Престола в честь св. равноап. кн. Владимира. Я очень тронут Вашей любовью и хотел бы от нашего прихода подарить Вам икону Вашего Ангела хранителя – великомученика Пантелеимона.

Епископ Пантелеимон поблагодарил отца настоятеля за подарок и отметил, что День строителя – еще и праздник для каждого из нас, поскольку все мы строим храм своей души, по поводу чего есть хорошее поучение у аввы Дорофея.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

12 августа 2021
ПОДРОБНЕЕ

Паломническая поездка к мощам святителя Иоасафа Белгородского

Братья и сестры! Просветительский центр святителя Иоасафа Белгородского приглашает вас в паломничество к мощам любимого святого накануне осеннего дня памяти святителя. 14-15 сентября, субботу и воскресенье, мы проведем в Белгороде.

Программа поездки:

Выезд из Москвы 13 сентября, в пятницу, в 22.00 ч. от Храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово. Приезжаем в Белгород рано утром и сразу же размещаемся в комфортных двухместных номерах гостиницы «АМАКС» и даже успеваем на завтрак. После завтрака у группы будет свободное время на отдых до обеда. После обеда, мы отправляемся в обзорную экскурсию с посещением святых мест Белгорода, среди которых Николо-Иоасафский собор, где хранится чтимый список «Песчанской» иконы Божией Матери, Смоленский собор, где мы сможем приложится к Смоленской иконе, просиявшей над крепостными стенами Белгорода, и других. Наше путешествие по Белгороду завершится посещением Преображенского собора и участием в вечернем богослужении у мощей святителя Иоасафа. Утром принимаем участие в воскресной литургии в соборе. Завтракаем и отправляемся в обратный путь. Если будут силы, то на обратном пути мы сможем заехать на святой источник в селе Шопино и посетить поселок Ракитное, где у алтаря Свято-Никольского храма похоронен старец Серафим (Тяпочкин).

 Записаться в паломническую группу можно по телефону +79253355213 (в рабочее время) или по электронному адресу ioasafcenter@yandex.ru

11 сентября 2019
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up