Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

Мальшаков Виктор, иерей — настоятель храма святого праведного Алексия Московского в Вешняках

Опубликовано: 27 января 2019

Категории:

Родился 6 марта 1974 года.
В 1997 году окончил Одесскую Государственную Консерваторию им. А. В. Неждановой  
 В 2001 году окончил Одесскую духовную семинарию, в 2005 году – Московскую духовную академию.

7  июня 2005 года рукоположен во дьяконы, 19  августа 2005 года – в иереи.
30 декабря  2012 года назначен настоятелем строящегося храма-подворья св.прав.Алексия Московского (Мечева) в Вешняках.
28 мая 2013 года. назначен исполняющим обязанности настоятеля храма святого великомученика  Димитрия Солунского в поселке Восточный

ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ: ИКОНЫ ПОБЕДЫ НАД СМЕРТЬЮ

Икон, фресок, мозаик Воскрешения Лазаря великое множество. Большинство сложны и передают настроение участников одного из самых эмоциональных событий в Евангелии, того, о котором сказано «прослезился Иисус». Марфа и Мария припадают к стопам Христа. Иудеи закрывают лица: боятся трупного запаха. Работники уносят крышку гроба. Мы намеренно отвлеклись от этих деталей и выбрали самые лаконичные изображения. На них только Христос, Лазарь и пещера гроба. Создатель и его творение. Идущий на страдание Господь и возвращенный им к жизни человек.

Большинство из скупых на эмоции изображений Воскрешения Христом праведного Лазаря относятся к IV-VI вв. и происходят от рельефов христианских саркофагов или настенных росписей в катакомбах. Более поздние византийские фрески и русские иконы сплошь многофигурные, сложные композиции. Мы поместили лишь одну сербскую фреску, в которой фигуры Христа и Лазаря доминируют и отделены от других. Однако традиция лаконичной передачи чуда сохранилась в прикладном искусстве и книжной миниатюре. Примером упрощения композиции в позднем церковном искусстве служит известный этюд М.В. Нестерова.
Подготовил материал Аресний ЗАГУЛЯЕВ

Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Фреска катакомб Джордани. IV в. Рим
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Роспись катакомб в Риме. III в.
Воскрешение Лазаря
Христос («Добрый пастырь») и две сцены чуда; Чудо изведения источника ап. Петром в Мамертинской темнице и Воскрешение Лазаря. Передняя панель мраморного саркофага. 325-350гг.; Италия; IV в.; Италия. Ватикан. Музей Пио-Кристиано 
Воскрешение Лазаря
Реликварий из Брешии, сцены Исцеления слепого и Воскрешения Лазаря, ок. 360 г., слоновая кость, Брешия, Музей Чивико.
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Боковая панель мраморного саркофага; Италия. Равенна; IV в.; Базилика Сан-Витале (итал. Basilica di San Vitale). Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Донце поминального сосуда; Италия. Рим; IV в.; Италия. Ватикан. Музей Пио-Кристиано, стекло, золото. Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Мозаика Базилики Сант-Аполлинаре-Нуово. VI в.; Италия. Равенна
Воскрешение Лазаря
Крещение Господне, Преполовение, Воскрешение Лазаря. Фрагмент золотого обручального кольца; Византия. Константинополь; VII в.; США. Вашингтон, Коллекция Думбартон-Окс (Dumbarton Oaks); 2.3 см.; гравировка (резьба), ковка, литье, чернь. Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. ; Византия; XII в.; местонахождение: Англия. Лондон. Музей Виктории и Альберта; 4.3 x 9.3 см.; материал: кость; техника: резьба по кости. Надписи по-гречески: Гармония, [вокруг края рамки] Господи, помоги рабам Твоим, Петр(у) и Феодоте , по краям группы: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14. 27). Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Инициал Т; Византия; XIII в.; памятник: Евангелиарий (ΑΕΙΒ, χγφ. αρ. 2); 31.5 x 24.5 см.; местонахождение: Италия. Венеция. Музей Греческого института византийских и поствизантийских исследований. Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря; Балканы. Сербия. Печь; XIII в.; Сербия, Косово, Печь Патриаршия. Храм во имя Святых апостолов. Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Преображение Господне, Распятие Христово. Боковые регистры иконы; Византия. Константинополь; XIV в.; США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей, резьба по камню. Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
М.В. Нестеров. Воскрешение Лазаря. Этюд

8 апреля 2017
ПОДРОБНЕЕ

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ МОЛЕБНА У ПАМЯТНИКА СВЯТОМУ РАВНОАПОСТОЛЬНОМУ КНЯЗЮ ВЛАДИМИРУ В МОСКВЕ

Христианская традиция стала основой для создания светской культуры, включая литературу, живопись, музыку, архитектуру. В этом заключается поистине всемирное значение равноапостольного подвига князя Владимира.

28 июля 2018 года, в день празднования 1030-летия Крещения Руси, Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавили молебное пение у памятника святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве. На богослужении присутствовал Президент Российской Федерации В.В. Путин. По окончании молебна Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопревосходительство, глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Ваши Блаженства! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня мы собрались у памятника Крестителю Руси, чтобы вспомнить о событии более чем 1000-летней давности, о событии, которое предопределило дальнейший ход истории славянских народов. Сегодня мы чествуем и самого виновника торжества — равноапостольного князя Владимира, мировоззренческий выбор которого навсегда изменил облик не только славянской, но и всей христианской цивилизации. Читая и перечитывая житие святого князя, не перестаешь удивляться тому, сколь премудрыми были пути Бога, приведшие его ко спасению. Что бы мы сказали о человеке, который отбирает у старшего брата невесту, коварно убивает его и родственников девушки, а затем насильно берет ее в жены? Что бы мы сказали о том, кто, быв побежден похотью, приводит к себе замужних женщин и растлевает девиц? Наконец, что бы мы сказали о правителе, который ради успеха в сражении приказывает повсеместно приносить человеческие жертвы деревянным истуканам? Именно таким человеком был князь Владимир до своего крещения. И, вполне осознавая это, мы лучше начинаем понимать, как глубока и удивительна была происшедшая с ним впоследствии перемена. Некогда жестокий правитель стал жить в страхе Божием, имея мир и любовь с соседними князьями, раздавая обильную милостыню нищим, помогая больным и увечным. Мы читаем «Повесть временных лет» и словно не узнаем прежнего человека.

Что же случилось? В чем причина столь разительной радикальной перемены не только мировоззрения, но и внутреннего состояния души? Летописец рассказывает о случае, когда один из дружинников князя, христианин по вере, отказался отдавать своего сына в жертву языческим богам. Стойкость и мужество людей, исповедовавших Христа и претерпевших за это мученическую кончину, безусловно произвели на князя огромное впечатление. Он начинает размышлять о силе такой веры. Его сердце ищет правды. Он понимает, что язычество не может дать ответы на многие волнующие его вопросы, и обращается к духовному опыту других народов. Выслушав проповедников из разных стран, он останавливает свой выбор на восточном христианстве византийской традиции. Историки ищут политические подтексты в решении князя, которые он, будучи дальновидным государственным мужем, вероятно, не мог не учитывать. Но главное все же не это. Главное — это осознанный выбор Христа. Сердце князя откликнулось на благую весть, он действительно захотел жить по Евангелию, он на себе захотел испытать, что означает этот нравственный христианский идеал.

Но ведь при этом сам человек должен очень сильно жаждать перемены, а перемене жизни всегда предшествует перемена ума. И Господь ответил на внутренний порыв князя Владимира. Просвещенный и преображенный благодатью Божией, он пожелал, чтобы и весь народ познал радость жизни во Христе, как он ее познал, чтобы и на земле исторической Руси просиял свет Евангельской истины. Так начинается повсеместное строительство храмов, и одну из первых церквей равноапостольный князь приказывает построить на месте убиения того самого дружинника-христианина Феодора и его сына. Начинают открываться первые школы, где молодые люди обучаются грамоте.

Культура и просвещение самым непосредственным и тесным образом связаны с приобщением наших предков к христианской традиции. Крещение в водах Днепра ознаменовало новый этап в духовном, нравственном и культурном становлении восточных славян, открыло новую страницу в их истории. Как сегодня уже было сказано в Послании Священного Синода, прозвучавшем за Литургией, религиозный выбор стал выбором образа жизни и стиля культуры. Православные духовно-нравственные ценности в значительной степени сформировали национальные черты характера и многие душевные качества нашего человека. Мужество и самопожертвование, честность и совестливость, сострадание, обостренное чувство справедливости — вот наши национальные ценности и национальные идеалы. Христианская традиция стала основой для создания светской культуры, включая литературу, живопись, музыку, архитектуру. В этом заключается поистине всемирное значение равноапостольного подвига князя Владимира. Мы подарили человечеству не только такие шедевры церковного искусства, как творения Рублева и Дионисия, замечательные архитектурные ансамбли храмов и монастырей, но и гениальные произведения Достоевского и Гоголя, Чайковского и Рахманинова, Репина и Васнецова, Бердяева и Лосского. Христианскую цивилизацию невозможно сегодня представить без русского Православия, границы которого — от края до края земли. Наша Церковь взрастила выдающихся святых и подвижников духа — преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Сергия Радонежского и Серафима Саровского, Симеона и Евфросинию Полоцких и многих-многих других, чьи имена не счесть.

Сегодня день Крещения отмечают и в Москве, и в Киеве, и в Минске, и в других городах. Миллионы людей возносят свои молитвы равноапостольному князю о благополучии и мире в странах исторической Руси, и в этой общей молитве забываются взаимные обиды, споры и разделения. Этой молитвой укрепляются прочные духовные связи, существующие между нашими народами. Эти связи не зависят от национальной принадлежности, от особенностей культуры или от изменяющихся государственных границ. Мы знаем, что и в прежние времена, и сегодня это вызывает раздражение у тех, кто хотел бы видеть мировой ландшафт идеально постриженным газоном. Но там, где газон, не могут свободно развиваться растения. Как об этом замечательно сказал Николай Александрович Бердяев, на газоне нет свободы, но свобода там, где каждое растение развивается в меру своих сил.

А мы, вдохновляемые и ободряемые примером жизни святого Крестителя Руси, призваны подражать его стремлению к единству и согласию. Жизнь по стихиям мира сего легка и удобна. Гораздо сложнее найти в себе силу уклониться от зла, противостоять греху, сдерживать гнев, прощать обиды. Поступая так, мы будем убедительно и зримо свидетельствовать о том, что являемся настоящими учениками Господа Иисуса, достойными преемниками и продолжателями подвига святого князя Владимира, наследие которого живо и действенно по сей день. По молитвам равноапостольного князя Владимира да ниспошлет милостивый Бог народам исторической Руси благополучие, укрепит в вере, наставит на путь правды, обновит силы, чтобы и дальше победно следовать за Христом Спасителем.

Сегодня, вспоминая великого князя Владимира, мы одновременно вспоминаем и молимся о нашем Президенте Владимире Владимировиче Путине, который носит имя этого князя. Думаю, случайностей не бывает, особенно когда речь идет о людях, деятельность которых действительно меняет мир. Я хотел бы от лица Русской Православной Церкви сердечно поздравить Вас, уважаемый Владимир Владимирович, с днем Вашего тезоименитства, пожелать помощи Божией в Ваших трудах, крепости духовных и физических сил. А самое главное, чтобы Вы могли утешаться не только в молитве, в общении с близкими людьми, но и видя плоды своих трудов; и да хранит Вас Господь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

13 августа 2018
ПОДРОБНЕЕ

Престольный праздник в храме святого Алексея Мечёва в Вешняках

22 июня в день престольного праздника памяти праведного Алексея Мечева Божественную литургию в храме совершил Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным округом.

Преосвященному Владыке сослужили митрофорный протоиерей Николай Мальшаков, помощник Рождественского благочиния иерей Иоанн Паскевич, настоятель храма иерей Виктор Мальшаков, 33 священнослужителя, приехавшие на стажировку по больничному служению из 28 епархий Русской и Украинской Православных Церквей.

Настоятель храма иерей  Мальшаков Виктор обратился к Преосвященному епископу Пантелеимону, сослужившим священникам и прихожанам с приветственным словом. В ответном слове Владыка тепло поздравил священников и мирян с престольным праздником. Владыка сердечно поблагодарил настоятеля храма за молитвы, которые помогают в несении его тяжелого архипастырского креста, за обустройство храма и чудесное пение.

«Собрались многие батюшки сюда, и я думаю, что Господь неслучайно свел нас в этот день, так как этот день посвящен дивному старцу московскому Алексею Мечеву, который является образом любви, примером не только для священнослужителей, но и для всех», – сказал владыка.  Владыка Пантелеимон в своем слове упомянул о следующем: «…святой праведный Алексей Мечев говорил ко всем к нему приходящим, чтобы они были солнышком для всех, тем самым немного перефразируя слова Евангелия «вы – свет мира» (Матф. 5:14). Он проповедовал не строгими и возвышенными словами, а простыми и всем понятными. Быть солнышком в семье своей, и тогда этот свет будет радовать других. Как раз святой  Алексей и был тем светом, который радовал других».

Владыка Пантелеимон привел из жизни святого Алексея Мечева такой пример: «Однажды во время революции 1905 года в его храм пришла толпа молодежи, которая хотела посмеяться над ним, вызвать его на скандал. Они вошли в храм во время чтения шестопсалмия, начали петь песни, вести себя неблагоговейно. Отцу Алексею предложили выгнать их из храма, на что он ответил отказом, продолжая молиться. И когда к нему в алтарь вошел один из молодых людей, который должен был спровоцировать скандал, праведный Алексей Мечев очень радостно и с любовью его принял, сказал ему: “Как хорошо, что вы пришли начать день с молитвы. Наверное, вы решили помянуть своих родителей”. Этот человек был обескуражен, и люди, которые пришли вместе с ним, вместо издевательств и смеха, расположились к вере, а некоторые из них стали его прихожанами».

Владыка в своем обращении призвал всех с любовью относиться к людям, которые не знают Бога, вести себя с ними так, как Господь вел Себя среди толпы, сопровождавшей Его на распятие. Иисус Христос молился Своему Отцу Небесному: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». «Наша с вами задача – запечатлеть образ этого святого в наших сердцах, в нашем уме, потому что он обладал удивительной любовью и верой, которые творили чудеса. И мы с вами, живя в мире, который отходит от Бога, среди людей, которые далеки от Бога, должны являть эту любовь Божью и быть верными Богу, и тогда наша жизнь будет такой же радостной, как сегодняшняя удивительная служба», – сказал епископ Пантелеимон.

За богослужением пел хор п/у Лобас Лидии Ивановны.

22 июня 2019
ПОДРОБНЕЕ

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ РУКОПОЛОЖИЛ ВО ИЕРЕИ КЛИРИКА ВОСТОЧНОГО ВИКАРИАТСТВА СЕРГИЯ ЕВТЕЕВА

11 марта 2018 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских Патриаршего Черниговского подворья в Москве и возглавил Божественную литургию св. Василия Великого в новоосвященном храме.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Сергия Евтеева, клирика храма святого великомученика Димитрия Солунского в поселке Восточный г. Москвы, в сан иерея.

Сердечно поздравляем отца Сергия с рукоположением!

12 марта 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up