Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

Куцов Павел, протоиерей — настоятель храма прп. Саввы Сторожевского в Северном Измайлове

Опубликовано: 27 января 2019

Категории:

Родился 16 июня 1965 года.  В 1991 году закончил Московскую духовную семинарию, в 1995  году —  Московскую духовную академию. Рукоположен в диакона 11 сентября 1994 года, в иерея — 16 октября 1994 года. В 2009 году возведен в сан протоиерея.14 июня 1995 года назначен штатным священником храма Воскресения Христова в Сокольниках.23 июля 2003 года назначен настоятелем строящегося храма прп. Саввы Сторожевского в Северном Измайлове.

ПРОПОВЕДЬ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА В ПРАЗДНИК ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ Г. МОСКВЫ

Мы должны понимать: все, что мы делаем в этом мире, не исчезнет с нашей смертью и не исчезнет вообще никогда. Все, что мы творим, переходит в вечность.

17 мая 2018 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь торжественно отмечает великий двунадесятый праздник Вознесения Господа и Спасителя нашего. Всем хорошо известно воспоминаемое событие, когда в завершение Евангельской истории Спаситель, распятый, воскресший и явившийся ученикам, вознесся на их глазах на небо.

Сегодняшнее чтение из Евангелия от Луки (Лк. 24:36-53) повествует нам, в пределах одной главы, практически обо всем, что произошло после Воскресения Спасителя. И в отрывке, который мы сегодня слышали, есть нечто, что помогает нам понять саму природу Божественного Вознесения.

Когда Господь явился ученикам, они, конечно, смутились, и тогда Он задал им вопрос, моментально приведший к пониманию той реальности, с которой они столкнулись в лице Воскресшего Спасителя. А вопрос был такой: «Есть ли у вас что-нибудь поесть?» Можно себе представить учеников, которые были свидетелями распятия, смерти, но не Воскресения Спасителя. Видя Его явление, многие подумали, что это дух, некое видение, но Господь говорит: «Дух плоти и кости не имеет, а Я имею». В доказательство того, что Он реально пребывает в человеческом теле, Спаситель спрашивает: «Имеете ли что-нибудь, что можно съесть?» И, вкусив пищу, Он вывел их до Вифании и вознесся на их глазах.

Может быть, если бы не эта встреча со Спасителем, этот простой человеческий разговор, это вкушение пищи, все могло бы показаться видением, чем-то нереальным. Но Господь ввел учеников в реальное, физическое с Ним соприкосновение.

Господь вознесся на небо, а небо в Священном Писании — это некий образ и символ иного бытия, иного мира, недоступного для человека. Этот мир, действительно, лежит вне чувственного и рационального восприятия, но связь между миром небесным и миром земным существует и существовала всегда. Ветхий Завет рассказывает, как ангелы, живущие в том мире, посещали наш мир; а самым значительным ангельским посещением этого мира было Благовещение Пресвятой Богородицы, когда Ангел вошел в Назаретскую горницу, где молилась Пресвятая Дева.

Были два случая в Ветхом Завете, когда люди прошли по пути от земли к небу — это пророки Енох и Илия. Но они не сделали это самостоятельно, — им была нужна некая Божественная сила, которая их перевела из бытия физического в небесное, духовное бытие. А Господь Иисус Христос пришел в наш мир не тем путем, по которому Енох и Илия вознеслись на небо, не тем путем, по которому ангелы и архангелы снисходят на Землю. Он снисшел на землю через рождение от Пресвятой Девы, но покинул наш мир тем самым путем.

Небо — символ иного бытия, иной жизни. Но что происходит в момент Вознесения? Господь возносится со Своим телом, тем самым, которое незадолго до того насыщалось обычной физической пищей. Он восхищает человеческую природу в иной, пока неведомый для нас мир. Что же это означает? А это означает, что иной мир не может быть совершенно отчужденным от мира земного. Мы не можем себе представить, какие связи между ними существуют, но тот факт, что человеческая плоть была через Вознесение восхищена в Божественную славу, свидетельствует о том, что в ином мире присутствует и наш мир — конечно, преображенный силой Божественной благодати.

Какое же значение это имеет для всех нас? Огромное значение. Мы должны понимать: все, что мы делаем в этом мире, не исчезнет с нашей смертью и не исчезнет вообще никогда. Все, что мы творим, переходит в вечность. Если мы говорим, что в ином мире присутствует преображенная физическая природа, значит, в том мире присутствует наша преображенная жизнь. И преображение нашей жизни начинается не в ином мире, как и явление тела Спасителя, прославленного через Воскресение, не было вызвано воздействием Божественной силы вне физического бытия, — преображение Спасителя, Его плоти, Его тела произошло уже здесь. Стало быть, мы, люди, живущие в истории, присутствующие в этом мире, должны помнить, что нашей главной задачей является преображение этого мира. Когда нам говорят: «А нужно ли делать что-то доброе за пределами личной или семейной жизни? Нужно ли что-то делать, чтобы мир становился лучше?», мы как Церковь отвечаем: «Не просто нужно — мы призваны к тому, чтобы мир становился лучше, чтобы человек становился лучше, чтобы преображение, которое во всей полноте является в Божественном Небесном Царстве, начиналось уже здесь, в условиях нашего земного бытия».

К участию в этом преображении призвана Церковь и все верующие люди. Вот почему у христианина всегда должна быть активная жизненная позиция. Мы не должны мириться со злом. Мы должны стремиться включать Божественные заповеди, то есть высший закон человеческого бытия, в эту жизнь через свой собственный опыт, через опыт общения с родными, близкими. А те, кто обладает властью, должны всегда помнить, что на них — особая ответственность включать эту величайшую реальность, которая созидается силой Божией и силой человеческой, реальность преображенного бытия, в жизнь современного человечества.

Конечно, враг рода человеческого силен, и вся его борьба именно на этом фронте — не допустить преображения нашего мира. Но Церковь Божия существует в мире и называется воинствующей Церковью именно потому, что она борется за этот мир, за его преображение, чтобы в Царствии Божием явились и наши преображенные тела, и наша физическая, благодатию Божией преображенная реальность.

Такую тайну открывает нам сегодня Господь через событие Вознесения. А святой Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Не для того Господь воплотился, чтобы оставить плоть, тело Свое здесь, но чтобы оно всегда было с Ним». А это значит, что весь наш мир, преображенный силой благодати Божией, всегда может быть со Христом, если только мы не погубим его своим грехом и своим богоотступничеством. И да поможет нам Господь осуществлять великую миссию — миссию спасения не только самих себя, своих родных и близких, но и преображения мира, которого чает Господь и ради которого Он взошел на крест, победил смерть, явил Свою Божественную силу в Воскресении и вознесся во славу Бога Отца. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

17 мая 2018
ПОДРОБНЕЕ

Доброе дело, способное сделать наших детей лучше

Как в современном эгоистичном мире научить наших детей быть отзывчивыми и трудолюбивыми, научить их делать добро?  Ведь только сделав доброе дело,  человек становиться лучше, чище, светлее, а значит счастливее. Шестой  год подряд храм Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове помогает родителям и учителям в решении этой сложной воспитательной задачи.  

3 марта  в  воскресение – в самом начале  масленичной недели –  на территории храма прошли традиционные масленичные гуляния и ярмарка милосердия. Торговали на ярмарке сувенирами и поделками, которые смастерили своими руками учащиеся общеобразовательных школ №368, 1078, №1352, №1811, №1516, Центра «Слово», Детской воскресной школы при храме, а также прихожане. В этом году приехали на нашу ярмарку и ребята из Филимоновского детского дома-интерната «Солнышко». Дети, учителя, директора, родители охотно откликнулись на призыв помочь ребенку, страдающему тяжёлым заболеванием. Созданные под руководством педагогов или при помощи и поддержке родителей, детские работы удивляли своим многообразием и творческой фантазией. Здесь были и грациозные белые лебеди, выполненные в технике «оригами», и глиняные фигурки людей, животных, и  тряпичные куклы, и деревянные ложки, подставки под иконы, и украшения, и картины, написанные профессионалами и только ещё начинающими юными художниками, и многое-многое другое. По площади ходили пестро одетые коробейники и плюшевый мишка, торгующие петушками на палочках и мелкими сувенирами. Для тех, кто не успел смастерить поделку к ярмарке, здесь же на месте предлагалось принять участие в мастер-классе по изготовлению скворечников, деревянных трещоток, тряпичных куколок и красивых сердечек из фетра в подарок маме. Покупатели приобретали  поделки  в обмен на посильное пожертвование. Задача, которую ставили перед собой организаторы ярмарки, — это  научить детей не только  получать удовольствие и радость от праздника, а еще и проявлять милосердие, приходить на помощь нуждающимся.

Ярмарка приготовила детям и взрослым множество развлечений.  Занимательная викторина с призами, русские  хороводы, песни и игры  в исполнении фольклорного коллектива «Гольянова рать», для самых ловких и сильных — такие забавы, как  перетягивание каната, бой подушками, прыжки в мешках и игра «Петушиный бой». Без устали на протяжении всего времени пока шла ярмарка ребят катала лошадка, которую предоставила для нашего праздника руководитель расположенного в Абрамцево  конно-спортивного клуба «Тандем». Любителей сладкого потчевали на ярмарке сладкой сахарной ватой, домашней выпечкой и, конечно же, традиционными горячими блинами с чаем.

Храм выражает благодарность всем, кто помог осуществиться этому доброму делу. Многие в этот день,  от мала до велика, смогли почувствовать себя настоящими ангелами-хранителями.  Радостно осознавать, что  так много людей объединило милосердие, желание облегчить  страдания больных. Радостно осознавать, что вокруг есть столько добрых, отзывчивых людей. Каждый из нас капелька добра, а вот все вместе мы – большая река! 

7 марта 2019
ПОДРОБНЕЕ

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА В ДЕНЬ ПАМЯТИ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В ГЕОРГИЕВСКОМ ХРАМЕ НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ

Даже отпадение от веры, которое имело место в послереволюционные годы, не отвратило от Отечества нашего любви Божией.

6 мая 2018 года, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, в преддверии 73-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Георгиевском храме на Поклонной горе в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец настоятель! Дорогие представители молодежи! Дорогие братья и сестры!

Христос Воскресе!

Всегда с особым чувством посещаешь Поклонную гору в день, когда мы вспоминаем имя святого угодника Георгия Победоносца; в день, когда мысли наши обращаются к святому Георгию как великому защитнику рода православного; в день, который прочно соединился в истории нашего Отечества с окончанием Великой Отечественной войны. Все эти мысли и все эти смыслы соединяются в личности святого Георгия Победоносца. Его житие настолько таинственно, что не в полной мере поддается пониманию современным человеком. Самым ярким эпизодом этого жития была борьба с неким чудовищем. Никто не знает, что это было за чудовище и вообще, был ли это зверь. Но совершенно очевидно, что это было некое материальное выражение зла, которое наносило непоправимый ущерб человеческой жизни, непоправимый ущерб всем тем, кто с этим злом сталкивался.

Святой Георгий Победоносец это зло уничтожает. В каком-то смысле это победа святости над грехом, добра над злом. Святой Георгий Победоносец неслучайно стал покровителем христолюбивого воинства, потому что на воинов, которые принимают присягу, возлагается величайшая ответственность не только перед людьми, но и перед Богом — быть защитниками Отечества и бороться со злом. Вот почему всякое использование Вооруженных сил с агрессивными целями является грехом. И если посмотреть на историю христолюбивого воинства Отечества нашего, то главная миссия, которую оно несло, была миссия защиты своего народа и своего Отечества.

Мы с вами на пороге празднования Дня Победы. Война практически закончилась именно в этот день — день празднования Георгия Победоносца, Пасхальный день. Очень многие у нас в России, в тогдашнем Советском Союзе, восприняли это как некий знак Божественного участия в нашей борьбе с олицетворением зла, явленного тогда в немецких агрессорах.

Наше Отечество и воинство наше на протяжении истории не раз отражали смертельно опасное вражеское наступление. Русский царь счел необходимым вступиться и защитить православных на Святой Земле, — и в ответ на это получил агрессию европейских стран. Мы знаем, что силы соперников были неравны, и потому мы потерпели поражение в этой войне, которая вошла в историю как Крымская. А ей предшествовала война, которую по праву можно считать первой мировой, — война 1812 года, когда объединенная Европа под руководством агрессора Наполеона вступила на нашу землю с полной уверенностью, что наступает конец России. Многократно превосходивший нашу армию враг шел на Москву, убежденный в своем успехе. Но мы знаем, чем закончилась эта война, которую никто не называет мировой, хотя по количеству стран, вовлеченных в борьбу с Россией, это была действительно мировая война.

Всегда Россия отражала нападения, которые несли смертельную опасность для нашего народа. Что же говорить о Великой Отечественной войне! Снова вся Европа во главе с Гитлером вступила в пределы нашего Отечества. И какой же тяжелой была борьба нашего народа! Чудо Божие, несомненно, присутствовало во всех деяниях, совершенных нашими воинами, нашим народом, трудившимся в тылу. Сила человеческая, несомненно, подкреплялась силой Божией, и Россия снова победила, сокрушительно победила врага в день памяти святого великомученика и Победоносца Георгия.

Вся история мировых войн, так или иначе обращавшихся против России, свидетельствует о том, что в справедливой борьбе с агрессорами наша страна всегда побеждала или, выходя из войны, тем не менее сохраняла самоё себя. Мы связываем эти эпизоды мировой истории не только с успехами наших полководцев, нашего оружия, наших солдат, нашего жертвенного народа. Мы связываем эти успехи с милостью Божией, — и это несомненно так. И для того чтобы Господь помогал Отечеству нашему и народу нашему преодолевать трудности, с которыми приходится сталкиваться, мы должны крепко хранить веру в своих сердцах, мы должны дорожить тем, что Господь не отворачивается от народа нашего даже в самые трудные моменты истории. Даже отпадение от веры, которое имело место в послереволюционные годы, не отвратило от Отечества нашего любви Божией, хотя, несомненно, множество жертв Великой Отечественной войны стало ответом на жертвы невинных людей, разрушение храмов и святынь, на временное отступление большинства народа от веры.

Сама Великая Отечественная война явилась временем обращения людей к Богу. Я вспоминаю послевоенный Ленинград: переполненные до отказа храмы, тысячи людей, молившихся около каждого храма. Я вспоминаю пасхальные богослужения, когда множество людей не могло вместиться в храмы. Перекрывались улицы, останавливалось движение, люди заполняли площади и улицы, прилегающие к храму. Это было подлинное духовное возрождение народа. Это была естественная реакция религиозного чувства на трагедию войны, на подвиг народа и на нашу великую Победу.

Пусть Господь поможет всем нам вынести правильные уроки из нашей истории. И самый главный урок: мы живы и будем жить, пока мы верим в Бога, пока мы верны Ему и пока мы пытаемся, несмотря на множество сложных и непредсказуемых обстоятельств, устроять свою жизнь в соответствии с Божиим нравственным законом. И верим, что Господь приклонит милость к народу нашему и Отечеству нашему.

Молитвами святого великомученика Георгия Победоносца да хранит Господь всех нас. Аминь. Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

10 мая 2018
ПОДРОБНЕЕ

НА ВОСТОКЕ МОСКВЫ НЕИЗВЕСТНЫЙ СОВЕРШИЛ ПОДЖОГ ХРАМА И ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

В ночь с 12 на 13 октября злоумышленник проник на территорию храма в Ухтомке, совершил поджог временного деревянного храма в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» и расположенной рядом воскресной школы.

Благодаря тому, что сторож вовремя вызвал пожарный расчет, основное здание храма не пострадало, а полностью выгорели два класса воскресной школы и пристройка к церкви. Чтобы поддержать прихожан и вместе с ними помолиться, завтра, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, первую Литургию в строящемся храме совершит управляющий Восточным викариатством епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Приходской совет приглашает всех желающих прийти и помолиться в этот день, чтобы поблагодарить Бога за спасение храма.

«Мы посмотрели видеокамеры, на них видно, что без десяти 4 утра на территории появился посторонний человек в маске, с рюкзаком и с двумя бутылками в руках, — сказал настоятель деревянного храма «Умягчение злых сердец» иерей Федор Яновский. — Он сначала обливал наружные стены деревянного храма и воскресной школы жидкостью из бутылок, потом поджег и где-то без 2 минут 4 скрылся с заднего двора».

Сторож услышал треск и шум от пожара, вызвал пожарный расчет и до его прибытия попытался сам потушить возгорание с помощью огнетушителя. На место происшествия также был вызван наряд полиции. Общий ущерб от пожара еще предстоит оценить.

Временный деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» и воскресная школа возведены на участке, выделенном Правительством Москвы для строительства каменного храма в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» в рамках программы «200 храмов» на ул. Камова вл. 2а. Именно в деревянном храме сейчас совершаются все богослужения прихода. Работы по возведению каменного храма должны завершиться в 2019 году: в настоящее время заканчивается наружная отделка здания.

Храм в Ухтомке неоднократно подвергался нападениям в 2014 году. В ночь с 14 на 15 января 2014 года группа людей повредила забор, опрокинула вагончик охраны и вырвала сваи фундамента из земли. На следующий день были разбиты стекла вагончика. Поздно вечером 5 ноября 2014 года злоумышленник принес к двери храма мешок со стройматериалами и поджег его, однако пожар вовремя был обнаружен и не смог далеко распространиться.

С тех пор никаких инцидентов на территории храма не происходило. «Не пойму, кто это мог быть и по какой причине он это совершил. К нам никто не обращался с претензиями», — комментирует настоятель храма иерей Федор Яновский.

Сейчас в храме организованы работы по расчистке территории церкви после пожара, приглашены для помощи добровольцы.

Завтра, 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Литургию в строящемся храме совершит управляющий Восточным викариатством епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. После сообщения о случившемся он изменил свой график богослужений и принял решение в воскресенье приехать в храм в Ухтомке, чтобы поддержать прихожан и вместе с ними помолиться.

На богослужение приглашаются все желающие. Начало богослужения в 9.30.

13 октября 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up