Куцов Павел, протоиерей — настоятель храма прп. Саввы Сторожевского в Северном Измайлове — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Куцов Павел, протоиерей — настоятель храма прп. Саввы Сторожевского в Северном Измайлове

Опубликовано: 27 января 2019

Категории:

Родился 16 июня 1965 года.  В 1991 году закончил Московскую духовную семинарию, в 1995  году —  Московскую духовную академию. Рукоположен в диакона 11 сентября 1994 года, в иерея — 16 октября 1994 года. В 2009 году возведен в сан протоиерея.14 июня 1995 года назначен штатным священником храма Воскресения Христова в Сокольниках.23 июля 2003 года назначен настоятелем строящегося храма прп. Саввы Сторожевского в Северном Измайлове.

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

Малое освящение храма в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских в Южном Измайлово

16 июля 2020 года совершен чин малого освящения храма в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Божественную Литургию возглавил управляющий Восточным викариатством города Москвы епископ Орехово-Зуевкий Пантелеимон.

Преосвященному епископу Пантелеимону сослужили: протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный Рождественского округа г. Москвы, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово; иерей Павел Огрызков, настоятель храма свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, чудотворца в Южном Измайлово; протоиерей Павел Дорофеев, настоятель храма прмч. вел. кн. Елисаветы в Восточном Измайлово; иерей Иоанн Паскевич, помощник благочинного Рождественского округа; иерей Петр Иванов, настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Гольяново; иерей Димитрий Кельманов, клирик храма Христа Спасителя; иерей Дионисий Васильев; протоиерей Владимир Седов; иерей Борис Седов; иерей Олег Демидов; иерей Михаил Голубков; диакон Игорь Куликов; диакон Дмитрий Клыков; диакон Владислав Соколов; диакон Андрей Постнов.

Архипастырское слово владыки Пантелеимона по случаю освящения нового храма в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, чудотворца:

«Поздравляю вас, дорогие друзья, с появлением еще одного храма в нашем викариатстве, в нашем благочинии, в Москве, в Русской Православной Церкви, во Вселенской Православной Церкви! Этот храм предваряет собой строительство еще одного храма, раза в 4 большего, чем этот. А этот, боюсь, не вместит всех тех, кто будет сюда приходить, уже сейчас здесь немного тесно. Я вижу здесь людей, живущих, скорее всего, рядом, на вас словно лежит особая печать. Много пришло друзей отца Павла. Я обратился к вам со словами «дорогие друзья», потому что отец Павел создал вокруг себя особую дружескую атмосферу, все мы являемся его друзьями. Не всегда, когда освящают храмы, приходят друзья настоятеля этого храма. Я очень рад, что мы сегодня находимся в атмосфере дружбы. Дружба — это возвышенное понятие, у Самого Христа был друг Лазарь, и мы все должны стать друг другу друзьями, а не только на словах называться братьями и сестрами. Господь хочет, чтобы и для Него мы были друзьями. Хотя мы, в первую очередь, рабы Божии по недостоинству, но Он хочет видеть в нас друзей. Надеюсь, что эта атмосфера любви и дружбы всегда будет присутствовать в этом приходе, и даже в 4 раза потом усилится в другом, более крупном храме. Пусть дружба, умножаясь здесь, выливается за пределы храма. Завтра здесь будет первая служба в честь Святых Царственных Страстотерпцев, и все вы будете молиться о том, чтобы Господь в скором времени воздвиг с вашей помощью еще один храм.«

Настоятель храма иерей Павел Огрызков обратился к Преосвященному епископу Пантелеимону, сослужившим священникам и прихожанам с приветственным и благодарным словом:

«Дорогой Владыка! Сегодня в этом храме впервые проводилась Литургия, совершилась Евхаристия, которая переводится как «благодарение». На этом богослужении мы возносим благодарнось Богу за то, что Он совершил в Предвечном Совете – решил воплотить спасение людей. Но нам есть, за что еще благодарить Бога сегодня, потому что возведение храма — это чудо! Еще в ноябре месяце здесь практически ничего не было. И за короткое время, исключительно помощью Божией, появился такой храм! Можно иметь средства, работников, все что угодно, но дело будет не ладиться, разваливаться, а здесь милостью Божией все получилось… Поэтому мы должны усиленно благодарить Бога за это свершившееся чудо. Также мы должны благодарить и Святейшего Патриарха, причем не только как нашего первоиерарха, но и как нашего благодетеля, который определил это место и на средства которого был воздвигнут храм в кратчайшее время. Дорогие братья и сестры, знайте, что этот храм на 70% возведен на деньги Святейшего Патриарха. Конечно, мы будем молиться за Святейшего. Владыка, огромное количество людей, наверное, 80% из стоящих и молящихся тут сегодня, участвовали в строительстве этого храма: приходили, помогали, устраивали здесь субботники, очень много прихожан собиралось. Народ ждал и хотел появления этого храма, люди о нем спрашивали, жертвовали, своим трудом участвовали в строительстве. И за это им тоже благодарность! И Вам, дорогой Владыка, выражаем благодарность! Вы пустили этот корабль в плавание и явились венцом этого события, царским венцом. Просим Ваших святых молитв, благодарим за Вашу любовь!

***

По благословению Святейшего Патриарха в Южном Измайлово был выделен участок под строительство Патриаршего Подворья в честь Святых Царственных страстотерпцев. В настоящее время построен малый храм в честь Святителя Николая, Мир Ликийских, чудотворца. Жизнь общины на этом месте началась с первой Литургии под открытым небом, которая была совершена Владыкой Пантелеимоном 17 июля 2018, он же 1 февраля 2020 года освятил кресты и купола строящегося малого храма.

Пресс-служба Восточного викариатства

16 июля 2020
ПОДРОБНЕЕ

В праздник Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию на Бутовском полигоне

18 мая, в день памяти Собора новомучеников и исповедников церкви Русской в Бутове пострадавших состоялась в 20-й раз Божественная литургия под открытом небом, возглавляемая Предстоятелем нашей Поместной Церкви. Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, сослужил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за Божественной Литургией, молебным пением и заупокойной литией на Бутовском полигоне — месте массовых расстрелов и захоронения жертв политических репрессий, среди которых множество священнослужителей и мирян, прославленных в лике святых.


Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архиепископ Верейский Амвросий, ректор Московской духовной академии; архиепископ Егорьевский Матфей; епископ Гурий (Шалимов); епископ Видновский Тихон; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Воскресенский Дионисий, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Балашихинский Николай; епископ Зарайский Константин; епископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Троице-Сергиевой лавры; епископ Луховицкий Петр; епископ Бронницкий Фома, наместник Донского ставропигиального монастыря; епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Клинский Стефан, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; протоиерей Михаил Егоров, секретарь Московского областного епархиального управления; архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального монастыря; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей; протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства; протоиерей Даниил Андреюк, представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси; протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне, председатель Комиссии по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечиванию памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии; игумен Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря; духовенство г. Москвы и Московской области.

Пел хор факультета церковного пения ПСТГУ под управлением Татьяны Королевой.

По завершении Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен святым новомученикам и исповедникам Церкви Русской и заупокойную литию по всем погибшим и погребенным на Бутовском полигоне. 

По окончании Богослужения Святейший Владыка обратился к молящимся со словом и передал в дар храму Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы.
Настоятель храма протоиерей Кирилл Каледа приветствовал Его Святейшество и преподнес икону священномученика Аркадия (Остальского), епископа Бежецкого, викария Тверской епархии.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

19 мая 2019
ПОДРОБНЕЕ

В Косино прошла военно-патриотическая игра

12 сентября в ЧОУ «Православная школа Косинская» прошла традиционная военно-патриотическая игра.

Участники ВПК «Косинец» имени Василия Ивашина и ветераны СВО провели для школьников и учителей учебную тренировку по эвакуации из школы, оказании первой помощи при ранении, познакомили ребят с масс-габаритными моделями оружия.

Это был день интенсивного обучения, практических навыков и совместной работы для обеспечения безопасности. 

Организаторы выражают благодарность всем участникам за профессионализм, дружбу и слаженную работу! Такие мероприятия помогают быть готовыми к любым вызовам и обеспечивать безопасность детей и сотрудников.

Пресс-служба Восточного викариатства и ЧОУ «Православная школа Косинская»

17 сентября 2024
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up