Гелеван Василий, протоиерей — клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы при штабе ВДВ — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Гелеван Василий, протоиерей — клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы при штабе ВДВ

Опубликовано: 27 января 2019

Категории:

Родился 28 января 1975 года.

В 2001 году окончил Смоленскую духовную семинарию.

28 марта 2004 года в Покровском храме МДА рукоположен в сан диакона, 7 ноября 2004 года рукоположен в сан священника Высокопреосвященнейшим Архиепископом Верейским Евгением, ректором МДАиС.

С 2006 по 2014 г. служил Настоятелем храма в честь святой мученицы Зинаиды в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия). Протоиерей Василий Гелеван владеет португальским и английским языками.


Женат, имеет 5-х детей.

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ: НЕ ФАРИСЕИ ЛИ МЫ?

Первая подготовительная неделя, которая начнется в это воскресенье, 5 февраля, называется в церковном календаре «Неделей о мытаре и фарисее». Своё название она получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией.  Afhbctq молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь». А мытарь коротко: «Господи! Помилуй меня грешного». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой?

Слово «фарисей» давно стало нарицательным, и это во многом справедливо, ведь фарисеи, как определённый тип людей вне зависимости от их религиозной принадлежности, – род вечный и бессмертный (думаю, каждый из нас видел таких «святош» с поджатыми губами и закатившимися глазками). Рассказанная Самим Иисусом Христом притча, никогда «не устареет», потому что обращена ко всем, кто твердо уверен в собственной праведности и потому презирает других.

«Два человека пришли в Храм помолиться, – так начинается притча. – Один был фарисей, а другой – мытарь (сборщик податей для римской казны)». Заметим, что невозможно подобрать более непохожих друг на друга людей. Фарисеи (что значит буквально «чистые», «отделённые») были авторитетными и уважаемыми в народе толкователями религиозного Моисеева Закона (Торы). Беда лишь в том, что стремление к его неукоснительному соблюдению даже в мелочах зачастую приводило их к невыносимому формализму и казуистике. Напротив, к мытарям, этим презренным «коллаборационистам» и «предателям», состоявшим на службе у римских оккупационных властей, иудеи относились с брезгливостью, считая для себя осквернением всякое с ними общение.

«Фарисей, – продолжает Христос, – встал и молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь. Я дважды в неделю пощусь, отдаю десятую часть всего, что приобретаю». А мытарь, став подальше, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь со словами: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» – Но именно он, а не фарисей, – заключает притча, – «ушёл домой более оправданным. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает (смиряет) себя, будет возвышен».

Богослужебные песнопения недели без устали варьируют эту яркую тему истинного и ложного покаяния. Высокомерие и самопревозношение, сопряженное с унижением других, именуются «мерзким надмением» и «нелепым свирепством». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой? Об этом уместно вспомнить не только верующим, но всем людям, притязающим на интеллигентность.

Для обличения фарисейского поста, бессмысленного при таком пагубном душевном расположении, православный Церковный устав нарочито отменяет на этой неделе пост в среду и пятницу.

МЫТАРЬ— (греч. telónhV,тэлонэс, лат. publicanus) – это «откупщик» или «сборщик налогов». Сам этот профессиональный термин вполне нейтрален и означает любого представителя «налоговой службы» (в Санкт-Петербурге есть «Мытнинская улица»), но в знаменитой евангельской притче речь идет о еврейском сборщике податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). Поэтому в славяно-русской традиции он стал нарицательным и означает, как правило, евангельского мытаря – «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе.

Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения (Лука 19:1, 8), обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм – единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги.

Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф 9:11 и др.). Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лука 18:9–14). «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21:31). Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф 10:3).

ФАРИСЕИ – название одного из трех древнееврейских религиозно-политических течений (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II в. до н. э.). Сам термин (евр.перушим, греч. fjarisa=oi,фарисайой, фарисеи) переводится как «обособившиеся», «отделённые», т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении, или «сепаратисты» (для их противников).

Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в своде Моисея. Пользуясь изощрёнными методами толкования, зачастую искусственными, не имеющими прямой опоры в тексте Торы, они, по существу, развивали религию Моисея и, в отличие от эллинизированных прагматиков саддукеев, верили в воскресение мёртвых, существование ангелов и духов. Эти представления вошли и в христианскую догматику. Поэтому отношение к фарисеям евангельских времен не может быть однозначным. Не случайно, что, по образному выражению одного западного историка, именно два фарисея («тайные ученики» Никодим и Иосиф Аримафейский) с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение по всему миру (имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел2).

После падения восставшего Иерусалима (70 г. н. э.) и разрушения Храма (высшее духовенство которого было из саддукеев), а затем окончательного изгнания евреев из Палестины (30-е гг. II в.), исчезли все религиозные и политические партии, и фарисеи стали единственной силой, определяющей последующее развитие иудаизма. Слившись с народом, фарисеи положили основание талмудическому еврейству. Современный раввинистический иудаизм – преемник и наследник фарисейства. Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет.

Пресс-служба Восточного викариатсва Москвы

4 февраля 2017
ПОДРОБНЕЕ

В Марфо-Мариинской обители стартовала акция в поддержку социальных проектов монастыря

В ставропигиальном женском монастыре — Марфо-Мариинской обители милосердия стартовала благотворительная акция «Подарок обители», приуроченная ко дню основания монастыря. 23 февраля обители исполнится 114 лет. Все желающие могут принять участие в акции и сделать подарок монастырю и подопечным его социальных проектов.

Чтобы принять участие в акции, можно принести в Марфо-Мариинскую обитель жизненно необходимые для подопечных товары. Список можно посмотреть на странице акции «Подарок обители». Также можно перейти по ссылке и сделать пожертвование. Сотрудники обители приобретут все необходимое для людей, получающих помощь в рамках социальных проектов монастыря.

Адрес Марфо-Мариинской обители милосердия: г. Москва, улица Б. Ордынка, д. 34 (метро «Третьяковская», «Полянка», «Новокузнецкая»).

В продолжение традиций милосердия великой княгини Елисаветы Феодоровны в настоящее время в обители помогают людям в трудной жизненной ситуации, детям-сиротам, детям с инвалидностью, одиноким пожилым людям.

При монастыре действуют восемь социальных проектов: Елизаветинский детский дом, Елизаветинский сад для детей с ДЦП, патронажная служба, Группа работы с просителями, Центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр реабилитации детей с ДЦП, Детская выездная паллиативная служба, телефонная справочная служба. Вся помощь оказывается безвозмездно.

В 1909 году великая княгиня Елизавета Федоровна решила приурочить открытие Марфо-Мариинской обители милосердия к началу Великого поста. 9 февраля (по старому стилю) она вернулась из Санкт-Петербурга, куда ездила молиться у гробницы праведного Иоанна Кронштадтского, и окончательно переехала в Марфо-Мариинскую обитель. Следующий день, 10 февраля (23 февраля по новому стилю), стал днем официального открытия обители. Перед сестрами, которых на тот момент было шесть человек, стояла задача помогать больным и нуждающимся людям. К концу 1909 года в обители подвизались 30 сестер, к 1918 году их было уже 105.

Источник: http://moseparh.ru/v-marfo-mariinskoj-obiteli-startovala-akciya-v-podderzhku-socialnyx-proektov-monastyrya.html

22 февраля 2023
ПОДРОБНЕЕ

Экскурсия в храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках

15 декабря по благословению настоятеля храма Воскресения Христова в Сокольниках протоиерея Александра Дасаева участники молодежного клуба «Воскресение» посетили подворье Патриарха Московского и всея Руси храм Благовещения Пресвятой Богородицы при б. казармах Саперного батальона г. Москвы главный храм Воздушно-десантных войск.

Молодые люди беседовали с председателем синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископом Стефаном Клинским, а также были на интересной экскурсии по храму.

18 декабря 2019
ПОДРОБНЕЕ

Служба «Милосердие» собрала более 24 тысяч подарков на Пасху

В этом году православная служба помощи «Милосердие» поздравит с Пасхой более 24 тысяч нуждающихся. Куличи и шоколадные яйца к празднику были собраны в ходе акции «Дари радость на Пасху». Сотрудники и добровольцы «Милосердия» начали поздравлять подопечных в пасхальное воскресенье и продолжают вручать подарки и сейчас.

«Подарки собраны, но акция продолжается, — отметила ее организатор Светлана Шепель. — В это непростое время мы особенно понимаем, как важно дарить радость не только в светлый праздник Пасхи, но и круглый год. Поэтому мы также в рамках акции собираем средства на помощь нашим подопечным: одиноким старикам, сиротам, взрослым и детям с инвалидностью, малоимущим, людям в беде».

Пожертвовать любую сумму и поддержать нуждающихся можно до 10 мая на сайте «Дари радость на Пасху».

«Дари радость на Пасху» — ежегодная акция православной службы помощи «Милосердие». В течение Великого поста любой желающий может оформить пожертвование на сайте акции — эти средства идут на закупку пасхальных подарков для подопечных службы.

Информационный источник: https://www.diaconia.ru/sluzhba-miloserdie-sobrala-bolee-24-tysyach-podarkov-na-paskhu

29 апреля 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up