Гелеван Василий, протоиерей — клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы при штабе ВДВ — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Гелеван Василий, протоиерей — клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы при штабе ВДВ

Опубликовано: 27 января 2019

Категории:

Родился 28 января 1975 года.

В 2001 году окончил Смоленскую духовную семинарию.

28 марта 2004 года в Покровском храме МДА рукоположен в сан диакона, 7 ноября 2004 года рукоположен в сан священника Высокопреосвященнейшим Архиепископом Верейским Евгением, ректором МДАиС.

С 2006 по 2014 г. служил Настоятелем храма в честь святой мученицы Зинаиды в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия). Протоиерей Василий Гелеван владеет португальским и английским языками.


Женат, имеет 5-х детей.

В ПАМЯТЬ О ДУХОВНОМ ПОДВИГЕ НОВОМУЧЕНИКОВ В ИЛИИНСКОМ ХРАМЕ УСТАНОВЛЕНА МЕМОРИЛЬНАЯ ДОСКА

1 апреля 2018 г., в праздник Входа Господня в Иерусалим,настоятелем храма пророка Илии в Черкизове, заместителем управляющего делами Московской Патриархии архимандритом Саввой (Тутуновым) была освящена установленная на храме мемориальная доска в память Черкизовских новомучеников. 

Приход храма пророка Илии выражает особую благодарность благотворителю: вице-президенту Международного фонда славянской письменности и культуры, Владиславу Ивановичу Мещангину, на средства и трудами которого она была изготовлена . 

На мемориальной плите, установленной на фасаде Илиинского храма, напротив мечта упокоения еще одного чтимого подвижника веры, Ивана Яковлевича Корейши, увековечена память трех священнослужителей, судьбы которых связаны с Илиинским храмом: митрополита Киевского (Богоявленского) Владимира, первого архиерея Русской Церкви, убитого революционерами; архиепископа Можайского Димитрия (Добросердова), жившего при храме, а также клирика Илиинского храма в 1930-1934 гг. протоиерея Александра Соколова.

Священномученик митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский)
В годы своего служения на Московской архиерейской кафедре, с 1898 по 1912 гг.,  внес большой вклад в развитие черкизовского храма и прилегающей к нему резиденции. Было реконструировано прежнее здание храма, создана внутренняя роспись, а также выстроена изящная шатровая колокольня. То здание, которые мы видим сейчас в Черкизове — главным образом, результат трудов митрополита Владимира. 
Позднее святитель был назначен на Киевскую кафедру. В эти годы в Киеве бушевала гражданская война: большевиками начались невиданные там дотоле грабежи и насилия, сопровождавшиеся осквернением монастырей и храмов, начались угрозы и насилие над священством. Митрополит Владимир был зверски убит революционными солдатами 7 февраля 1918 года, прямо у стен Киево-Печерской Лавры, став первым священномучеником ХХ века из числа иерархов Русской Православной Церкви. Его честные мощи были обретены летом 1992 года и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Священномученик Димитрий (Добросердов), архиепископ Можайский
С самого начала 1920-х гг. владыка Димитрий, популярный среди верующих своей епархии, подвергался сильным нападкам большевиков и был вынужден покинуть родные места после превого заключения в тюрьму. В 1926-27 гг. впервые оказался в столице: ему довелось сослужить митрополиту Петру (Полянскому) на его последней всенощной в храме великомученицы Екатерины на Ордынке, где пел знаменитый хор Чеснокова. Также епископ Димитрий служил в храме Николы Мясницкого, а также в храмах под Москвой. Иподиаконами у него были Николай Овчинников и Василий Евдокимов. Позднее владыка был буквально изгнан в Пятигорск, откуда вернулся в 1934 году, когда был назначен викарием Московской епархии. Преследуемый властями за «антисоветскую агитацию», он прожил здесь, в сторожке при Илиинской церкви на Большой Черкизовской улице, три года – вплоть до самого ареста. Его не допускали до служения, не разрешали общаться с паствой, оказывали мощное давление по всем направлениям, но Владыка не признал себя виновным и отказался кого-нибудь оговорить. Архиепископ Димитрий был расстрелян на Бутовском полигоне 21 октября 1937 года, погребен в общей безвестной могиле.

Новомученик протоиерей Александр Соколов

На долю протоиерея Александра Соколова выпало служение в Илиинском храме в самые страшные для Церкви годы.
В Черкизово он был назначен в 1930 году, когда каждый священник был под контролем НКВД. За четыре года власти создали условия, невозможные для его дальнейшего служения в Москве, и в полной нищете и большом страхе он отбыл в сельский приход под Дмитровом, в Спасскую церковь в селе Павельцово. Здесь, живя в церковной сторожке он прослужил до самого ареста в январе 1938 года.
Практически без следствия, после месяца пыток на Таганке, он был расстрелян и, подобно тысячам замученных верующих, погребен в Бутово в общей могиле.

http://hramilii.ru/news/18957/
2 апреля 2018
ПОДРОБНЕЕ

«Русская воинская слава – память поколений»

7 декабря в 57-м павильоне на территории ВДНХ, где располагается Мультимедийный исторический парк «Россия – моя история», состоялось заключительное мероприятие патриотического проекта «Русская воинская слава — память поколений», длившегося с 21 сентября по 28 ноября нынешнего года в Москве и иных региональных российских городах для школьников 7-15 лет.

Организаторами проекта «Русская воинская слава — память поколений» являются учредители и соработники АНО «Духовно-просветительский центр имени преподобного Сергия Радонежского» в лице директора священника Кирилла Киселева (клирика храма Преображения Господня на Преображенской площади города Москвы) и дизайнера творческих проектов Шевченко Оксаны Валерьевны.

Проект реализовывался под эгидой Министерства Культуры РФ и при поддержке Фонда Президентских грантов.

Цели проекта:

1. формирование у детей представления о героическом прошлом русского народа через информационно-творческие занятия.

2. развитие у детей активной гражданской позиции, патриотических чувств и любви к Родине на основе расширения познаний о Великих Победах защитников Отечества.

3. сохранение памяти о воинской славе России.

4. изготовление тематических сувениров для благотворительной раздачи.

5. ознакомление детей с репертуаром русских военных песен.

С 21 сентября по 29 ноября проект прошёл в Москве, наукограде Фрязино МО, Ростове Великом и Ярославле. В нём приняли участие около 200 детей и подростков.

В период с 21 сентября по 7 декабря 2019 г. организаторами патриотического проекта было подготовлено 34 мероприятия, в том числе:     

— 8 (восемь) лекций о Днях воинской славы (викториальных днях) России;

— 16 (шестнадцать) творческих занятий (мастер-классов);

— 8 (восемь) концертных выступлений;

— 1 (одна) выставка-презентация;

— 1 (одна) благотворительная ярмарка.

Программа проекта была реализована на следующих площадках:

— В Центре культуры и досуга «Факел» наукограда Фрязино МО;

— В Главном храме сухопутных войск Российской Федерации (храм Преображения Господня на Преображенской площади города Москвы);

— В Центре социальной помощи семьям и детям «Родник» г. Москвы;

— В Центре содействия семейному воспитанию «Алые паруса» г. Москвы;

— В Центре поддержки семьи и детства северо-западного округа г. Москвы;

— В Центре содействия семейному воспитанию «Маяк» г. Москвы;

— В Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» г. Ростова Великого;

— В МАУ ДК «Нефтяник» г. Ярославля.

Участниками проекта стали воспитанники воскресных школ, социальных и реабилитационных центров, детских домов, общеобразовательных учебных заведений.   

Все, кто участвовал в информационно-творческих встречах проекта «Русская воинская слава – память поколений», собрались 07 декабря в количестве более 100 человек с родителями и близкими на ВДНХ. Организаторы представили гостям видеофильм о проделанной с сентября по декабрь патриотической и просветительской работе.

В этот день на праздник приехало 20 ветеранов Великой Отечественной войны. Это старшее поколение наших соотечественников из ВАО, СВАО города Москвы, Наукограда Фрязино и посёлка Литвиново МО. Самому старшему ветерану Николаенко Михаилу Фёдоровичу (1927 года рождения) недавно исполнилось 94 года, среди поколения «дети войны» были прихожане московского храма Преображения Господня на Преображенской площади: Котикова Анна Дмитриевна (1941 года рождения) и Бочкарева Нина Николаевна (1944 года рождения).

Во время мероприятия школьники и молодые люди преподнесли ветеранам свои поздравления и лучшие творческие изделия, изготовленные в рамках мастер-классов.

На празднике прозвучали приветственные слова от Фонда социально-культурных инициатив С.В. Медведевой, Благотворительного Фонда «Столица Милосердия», исполнялись песни военных лет, вручались памятные подарки ветеранам и детям — авторам лучших работ из числа школьников, звучали воспоминания и воспроизводились на большом экране события военного периода, было организовано общее чаепитие.

Увенчалось завершение проекта 8 декабря, когда, с разрешения Коменданта Московского Кремля, организаторы и участники возложили «От благодарных потомков» венок из живых цветов к Могиле неизвестного солдата у Кремлёвской стены.

Священник Кирилл Киселев и диакон Владислав Соколов пропели с собравшимися Вечную Память вождям, воинам и всем, «Победы ради потрудившимся».  

Заключительные мероприятия патриотического проекта продемонстрировало живую нить связи поколений, радость общения и единения, что во все времена составляло величие и силу нашей Родины — России.

14 декабря 2019
ПОДРОБНЕЕ

ДЛЯ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ ВИКАРИАТСТВА СОВЕРШЕН МОЛЕБЕН ПЕРЕД НАЧАЛОМ УЧЕБНОГО ГОДА

2 сентября 2018 г. на месте строительства храма в честь Царственных Страстотерпцев в Южном Измайлове был совершен молебен перед началом нового учебного года.

Молебное пение, в котором приняли участие более 100 человек, возглавил иерей Павел Огрызков, настоятель строящегося храма, ответственный за работу с многодетными семьями в Восточном викариатстве.

По окончании молитвы все присутствующие были приглашены на чаепитие. Затем прихожане храма организовали развлекательную программу для детей.

Каждому присутствующему на празднике ребенку был вручен памятный подарок.

4 сентября 2018
ПОДРОБНЕЕ

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В МОСКОВСКОМ ХРАМЕ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ В АЛТУФЬЕВЕ

Главная заповедь, которую Бог дал людям: любите Бога. А если человек любит нечто другое, значит богом для него становится то, что он любит, а сам он делается идолопоклонником. Ведь то, что он любит, не есть подлинная ценность и объект поклонения, а лишь некий идол.

24 декабря 2017 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Торжества Православия в Алтуфьеве г. Москвы и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня 29-е воскресенье после праздника Святой Троицы и Неделя праотцев. За две недели до Рождества Христова мы вспоминаем ветхозаветных святых, в числе которых такие титаны духа, как Авраам и многие другие, кто учил народ истинной вере, кто беззаветно хранил эту веру, кто надеялся на пришествие в мир Мессии.

В этот день нашему вниманию предлагается отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 14:16-24). Спаситель рассказывает притчу о том, как некий богатый человек решил устроить пир и послал своих слуг собрать гостей на это торжество. Но кто-то отказался, потому что купил землю, — мол, надо пойти и эту землю осмотреть. Другой отказался, потому что купил пять пар волов, — их же надо испытать. Третий отказался, потому что женился. Тогда разгневанный домохозяин повелел рабу пойти на улицы и в переулки и пригласить на пир всех, кого найдет, и палата наполнилась людьми, которые не были избраны изначально, но которые были позваны на пир и стали избранными.

Совершенно неслучайно это Евангельское чтение предлагается нам в день воспоминания о праотцах. Как много было святых в Ветхом Завете, которые трудились для того, чтобы народ поверил в пришествие Мессии! Но когда Господь, Мессия, Спаситель пришел, очень многие Его отвергли. И мы знаем, что после Вознесения Спасителя проповедь Евангелия, Божественным произволением, была обращена к тем, кто не был избран, к тем, кто не был позван на торжественную трапезу, — а именно к язычникам, которые не верили в истинного Бога, которые не хранили благочестия, у которых не было храма в честь истинного Бога. Именно эти люди, позванные с улиц и перекрестков, и наполнили палату Божественной трапезы — Церковь Господа и Спасителя.

Конечно, среди них было много тех, кто в силу своего рождения принадлежал к избранному народу и принял, как святые апостолы, весть о Христе, — они также наполнили вселенскую палату Божественной трапезы. Но и применительно к нам эта притча имеет очень важное значение, ведь часто люди призываются Богом — через жизненные обстоятельства, размышления, воспитание, — но отказываются прийти в храм Божий, присоединиться к общине верующих, хотя, казалось бы, для этого есть все условия.

И возникает вопрос, почему это происходит, почему даже те, кто формально принадлежит к Церкви, нередко переносят на самую периферию все, что связано с Церковью и духовной жизнью. Такие люди редко посещают храм, плохо знают Священное Писание и никогда в жизни им не руководствуются; их религиозность связана в основном с традицией, скорее культурной, чем духовной. Эти люди живут вне Евангелия, вне Божественных заповедей, — почему же так происходит? Преподобный Ефрем Сирин отвечает так: что человек любит, то для него и есть бог. Ведь главная заповедь, которую Бог дал людям: любите Бога. А если человек любит нечто другое, значит богом для него становится то, что он любит, а сам он делается идолопоклонником. Ведь то, что он любит, не есть подлинная ценность и объект поклонения, а лишь некий идол.

Мы знаем, какой притягательной силой обладает власть. Стремление к власти для многих становилось идолом, высочайшей ценностью, ради которой они отдавали все силы. Ради завоевания власти люди шли на кровавые конфликты и войны. Был период времени, в том числе в жизни нашей страны, когда таким идолом стала идеология. Многие люди возлюбили эту идеологию, отказавшись от Бога, и она стала для них богом. Ради нее совершались подвиги, приносились жертвы, развивалась невероятная энергия созидания, направленная на то, чтобы постулаты этой идеологии воплотились в жизнь. Но они не воплотились и воплотиться не могли, ведь идеология — это не вера в Бога. Идеология питается человеческой мудростью, а человеческая мудрость относительна: то, что сегодня кажется абсолютно важным, завтра теряет значение. Так и произошло с идеологией, в которую люди поверили, — оказалось, что в действительности никакого значения для человеческой жизни эта идеология не имела и по природе своей иметь не могла.

Сейчас наступили другие времена, и, наверное, каждый знает, чему сегодня люди отдают свое сердце, что они больше всего любят: это деньги, это блага, это максимальное потребление благ. Человеческое счастье, как его представляют реклама, некоторые фильмы, массовая культура, и связано, в первую очередь, с потреблением материальных благ, с физическими наслаждениями, — этими параметрами и ограничивается сегодня предмет любви огромного количества людей. Но тот, кто привязан к материальным благам, не может верить в Бога. По словам того же Ефрема Сирина, вера в Бога исчезает там, где притяжение к материальным благам связывает человека. Если кто-то поймет мои слова так, будто Церковь проповедует полное пренебрежение к материальным благам, то это будет неправильно. Отталкиваясь от замечательного выражения преподобного Ефрема Сирина, я скажу, что центральным и самым важным в его изречении является слово «связывает». Когда материальные блага, стремление к тому, чтобы больше тратить и больше потреблять, больше зарабатывать, чтобы снова тратить, направляют все мысли и все дела человека, то он оказывается связан притяжением к материальным благам. Они, и ничего более, оказываются в центре жизни, а потому и становятся богом, а лучше сказать, идолом.

Поэтому, когда вы смотрите всю эту рекламу, телевизионные передачи и фильмы, где культ наслаждения, потребления, безудержного веселья предлагается как некий идеал жизни, вспомните о словах преподобного Ефрема Сирина. Нельзя, чтобы все это связывало человека. Мы, конечно, живем в этом мире, мы соприкасаемся со всем, о чем только что было сказано. Если у человека появляются материальные средства, и он желает приобрести жилище, автотранспорт, как-то себя обеспечить, то это естественное желание и потребность человека. Но если все это связывает наше сознание, направляет нашу волю, формирует наши убеждения, то это и есть начало идолопоклонства.

Удивительным образом, чтобы понравиться людям, политики сегодня постоянно говорят об экономическом факторе как о чем-то самом главном. Конечно, власть и существует для того, чтобы решать, в том числе, экономические проблемы. Но как важно, чтобы в этом послании к людям не забывалось действительно самое главное: что человек — не животное, что он должен иметь высочайшие запросы духа и разума. А если в обществе такие запросы игнорируются, то ничего доброго не получится, даже если мы станем очень богатыми, экономически успешными и если планка нашего потребления будет постоянно повышаться.

Величайшая мудрость, которая содержится в сегодняшнем евангельском чтении, призвана помочь нам понять, что ни земля, ни волы, ни даже близкие и родные не могут быть для человека выше Бога, ведь если что-то становится выше, то теряется самое главное в человеческой жизни — ее измерение. Вектор человеческого развития меняет свое направление с вертикального на горизонтальный, а значит, подлинного роста, духовного возрастания, а вместе с ним и человеческого счастья не получится.

Сегодняшний день посвящен воспоминанию ветхозаветных святых, которые в тяжелейших условиях окружавшего их язычества и слабости веры народа не уставали призывать его к любви к Богу, к вертикальному измерению человеческой жизни, к тому, что есть дорога от земли на небо. Так и нам, отдаленным от тех людей тысячелетиями, следует сегодня подумать о том, что есть путь и истина и жизнь; и понять, что только тот путь, который ведет человека к Богу, является подлинно истинным, спасительным, а значит, несущим в себе возможность обрести полную жизнь — по-человечески мирную и радостную, а с точки зрения Божественного закона правильную и спасительную. И да поможет нам Господь в нашем странствии по этому жизненному пути. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

2 января 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up