Чвилев Георгий, протоиерей — клирик храма пророка Божия Илии в Черкизове — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Чвилев Георгий, протоиерей — клирик храма пророка Божия Илии в Черкизове

Опубликовано: 27 января 2019

Категории:

Родился 14 ноября 1958 года.  В 1983 году закончил Московскую духовную семинарию, в 1995 г .- Московскую духовную академию.  Рукоположен в диакона 25 июля 1982 года, в иерея — 19 декабря 1982 года. В 2004 году возведен в сан протоиерея.27 декабря 1984 года назначен штатным священником храма пророка Божия Илии в Черкизове.

Состоялся первый онлайн-семинар «Пастырская аскетика сегодня»

10 июня 2020 года на площадке портала для священнослужителей «Пастырь», духовенство из разных стран обсудили актуальные вопросы пастырской аскетики в онлайн-формате.

Сайт «Пастырь» с начала своей работы в 2016 году регулярно проводит пастырские семинары, собирающие священников из разных епархий для обсуждения самого широкого круга острых проблем пастырского служения. Ранее все семинары проводились в Москве на базе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В настоящее время, когда очная встреча временно стала невозможной, а число вопросов для обсуждения не уменьшилось, было решено впервые провести семинар в дистанционном формате — с помощью Zoom-конференции и YouTube-трансляции.

В мероприятии приняли участие ректор Сретенской духовной семинарии архиепископ Верейский Амвросий, архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем, руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Каменский и Камышловский Мефодий, ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин и более 30 священников из России, Украины, Белоруссии и Коста-Рики. Еще 50 человек следили за дискуссией через канал в YouTube.

Со вступительным докладом выступил архиепископ Верейский Амвросий, обозначивший основные вопросы пастырской аскетики, предлагаемые к обсуждению. В частности, владыка Амвросий рассказал о практике ежедневного самоиспытания в форме дневника, которой придерживался праведный Иоанн Кронштадский, подобная практика сохраняется в среде духовенства и в настоящее время. В качестве примера владыка также вспомнил о дневниках приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, тридцатая годовщина интронизации которого праздновалась в этот день.

Дискуссию после доклада открыл доктор богословия, декан богословского факультета ПСТГУ протоиерей Павел Хондзинский. В своем выступлении он отметил важность литургической перспективы пастырской аскетики, которую можно обозначить выражением, используемым в священнической традиции: «Отслужил Литургию, начинай готовиться к следующей».

В ходе дальнейшего обсуждения епископ Каменский Мефодий развил мысль о важности наблюдения священником за своим духовным состоянием — в том числе для того, чтобы понимать, какой совет он может дать вопрошающему, а какие советы превышают его собственный духовный уровень. Владыка Мефодий отметил, что для подобного самонаблюдения крайне важна поддержка духовника, рассказал о своих духовных наставниках и выразил сожаление, что многие священники исповедуются всего несколько раз в год — в отличие от большинства мирян, которые гораздо чаще прибегают к таинству Исповеди и духовному совету.

С докладом на тему «Аскетика для священников и аскетика для мирян» выступил руководитель информационно-издательского отдела Саратовской епархии игумен Нектарий (Морозов). Он подчеркнул, что некорректно было бы говорить о принципиально различных аскетиках, потому что принципы христианской аскетики являются едиными — и для мирян, и для белого духовенства, и для монашествующих, различается лишь практическая составляющая. Отец Нектарий дал определение цели христианской аскетики, выведенное преподобным Симеоном Новым Богословом, поделился мнением о различных подходах к аскетике с практической точки зрения и о разной мере ответственности со стороны духовенства и мирян. Продолжая поднятую епископом Мефодием тему духовного окормления священников, отец Нектарий рассказал о том, как давал советы его духовник архимандрит Кирилл (Павлов) — когда он слышал ответ от Бога, когда давал совет из собственного опыта, а когда помогал человеку найти ответ самому.

Вопрос о том, как священнику услышать ответ от Бога и стоит ли что-то говорить, если ты этот ответ не слышишь, вызвал оживленную дискуссию среди участников семинара. В частности, духовник Московской областной епархии, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы г. Красногорска протоиерей Константин Островский призвал также избегать другой крайности: «Смиряясь, нужно не смущать людей. Если ты все время избегаешь давать советы и твердишь, что ничего не знаешь — люди придут в смущение. Это все равно что человек пришел в поликлинику, а врач говорит, что ничего не умеет. Но ведь человек ожидает, что его будут лечить. Поэтому долг священника — понести труд и искать ответы на обращенные к нему вопросы».

Преподаватель Сретенской семинарии протоиерей Вадим Леонов выступил с докладом «Как соотносится психология и пастырская аскетика?».

Продолжая поднятую в самом начале мероприятия владыкой Амвросием тему, отец Вадим охарактеризовал пять наиболее распространенных вариантов отношения духовенства Русской Церкви к психологии: отвержение, сепарация (нет ни сотрудничества, ни отвержения), кооперация (сотрудничество с психологами), синкретизм (священник дополняет свои пастырские приемы психологией) и замещение (священник фактически становится психотерапевтом). Он попросил всех участников онлайн-семинара проголосовать в чате за тот вариант, который ближе всего определяет их собственное отношение к психологии; большинство голосов было отдано за кооперацию и сепарацию.

Дискуссию продолжил епископ Зарайский Константин, выразивший свою позицию относительно места психологии в пастырской деятельности. Он предложил на одном из следующих семинаров подробно поговорить о том, каким должен быть строй жизни священника.

В целом, тема психологии в душепопечении вызвала ряд откликов. В частности, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Сан Хосе (Коста-Рика) иерей Георгий Капланов рассказал о собственном опыте применения психологического образования в пастырской деятельности, а архиепископ Биробиджанский Ефрем — об опыте Хабаровской духовной семинарии, которая некоторое время была экспериментальной площадкой для апробации более расширенного курса психологии при подготовке будущих священников. По итогам дискуссии было решено более подробно обсудить эту тему на одном из будущих пастырских семинаров.

С последним докладом в рамках встречи выступил настоятель московского храма прп. Сергия Радонежского в Крапивниках протоиерей Александр Абрамов. В своем докладе «Аскетика самоизоляции» отец Александр отметил, что в период пандемии многие жаловались на сложность распределения освободившегося времени — отсутствие внешней структуризации жизни оказалось сложной проблемой, в том числе и духовной.

В ответном слове настоятель храма равноап. князя Владимира в Новогирееве г. Москвы протоиерей Алексий Батаногов продолжил тему распределения времени, а также подчеркнул, что невозможно говорить о пастырской аскетике, не учитывая при этом роль семьи священника в его жизни.

Подводя итоги обсуждения, проректор Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерей Николай Емельянов поблагодарил всех участников дискуссии и анонсировал продолжение регулярных пастырских семинаров в дистанционном формате, что позволит и в будущем собирать для обсуждения актуальных и важных тем духовенство из различных регионов.

Информационный источник: https://priest.today

13 июня 2020
ПОДРОБНЕЕ

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ МОЛЕБНА У ПАМЯТНИКА СВЯТОМУ РАВНОАПОСТОЛЬНОМУ КНЯЗЮ ВЛАДИМИРУ В МОСКВЕ

Христианская традиция стала основой для создания светской культуры, включая литературу, живопись, музыку, архитектуру. В этом заключается поистине всемирное значение равноапостольного подвига князя Владимира.

28 июля 2018 года, в день празднования 1030-летия Крещения Руси, Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавили молебное пение у памятника святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве. На богослужении присутствовал Президент Российской Федерации В.В. Путин. По окончании молебна Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопревосходительство, глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Ваши Блаженства! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня мы собрались у памятника Крестителю Руси, чтобы вспомнить о событии более чем 1000-летней давности, о событии, которое предопределило дальнейший ход истории славянских народов. Сегодня мы чествуем и самого виновника торжества — равноапостольного князя Владимира, мировоззренческий выбор которого навсегда изменил облик не только славянской, но и всей христианской цивилизации. Читая и перечитывая житие святого князя, не перестаешь удивляться тому, сколь премудрыми были пути Бога, приведшие его ко спасению. Что бы мы сказали о человеке, который отбирает у старшего брата невесту, коварно убивает его и родственников девушки, а затем насильно берет ее в жены? Что бы мы сказали о том, кто, быв побежден похотью, приводит к себе замужних женщин и растлевает девиц? Наконец, что бы мы сказали о правителе, который ради успеха в сражении приказывает повсеместно приносить человеческие жертвы деревянным истуканам? Именно таким человеком был князь Владимир до своего крещения. И, вполне осознавая это, мы лучше начинаем понимать, как глубока и удивительна была происшедшая с ним впоследствии перемена. Некогда жестокий правитель стал жить в страхе Божием, имея мир и любовь с соседними князьями, раздавая обильную милостыню нищим, помогая больным и увечным. Мы читаем «Повесть временных лет» и словно не узнаем прежнего человека.

Что же случилось? В чем причина столь разительной радикальной перемены не только мировоззрения, но и внутреннего состояния души? Летописец рассказывает о случае, когда один из дружинников князя, христианин по вере, отказался отдавать своего сына в жертву языческим богам. Стойкость и мужество людей, исповедовавших Христа и претерпевших за это мученическую кончину, безусловно произвели на князя огромное впечатление. Он начинает размышлять о силе такой веры. Его сердце ищет правды. Он понимает, что язычество не может дать ответы на многие волнующие его вопросы, и обращается к духовному опыту других народов. Выслушав проповедников из разных стран, он останавливает свой выбор на восточном христианстве византийской традиции. Историки ищут политические подтексты в решении князя, которые он, будучи дальновидным государственным мужем, вероятно, не мог не учитывать. Но главное все же не это. Главное — это осознанный выбор Христа. Сердце князя откликнулось на благую весть, он действительно захотел жить по Евангелию, он на себе захотел испытать, что означает этот нравственный христианский идеал.

Но ведь при этом сам человек должен очень сильно жаждать перемены, а перемене жизни всегда предшествует перемена ума. И Господь ответил на внутренний порыв князя Владимира. Просвещенный и преображенный благодатью Божией, он пожелал, чтобы и весь народ познал радость жизни во Христе, как он ее познал, чтобы и на земле исторической Руси просиял свет Евангельской истины. Так начинается повсеместное строительство храмов, и одну из первых церквей равноапостольный князь приказывает построить на месте убиения того самого дружинника-христианина Феодора и его сына. Начинают открываться первые школы, где молодые люди обучаются грамоте.

Культура и просвещение самым непосредственным и тесным образом связаны с приобщением наших предков к христианской традиции. Крещение в водах Днепра ознаменовало новый этап в духовном, нравственном и культурном становлении восточных славян, открыло новую страницу в их истории. Как сегодня уже было сказано в Послании Священного Синода, прозвучавшем за Литургией, религиозный выбор стал выбором образа жизни и стиля культуры. Православные духовно-нравственные ценности в значительной степени сформировали национальные черты характера и многие душевные качества нашего человека. Мужество и самопожертвование, честность и совестливость, сострадание, обостренное чувство справедливости — вот наши национальные ценности и национальные идеалы. Христианская традиция стала основой для создания светской культуры, включая литературу, живопись, музыку, архитектуру. В этом заключается поистине всемирное значение равноапостольного подвига князя Владимира. Мы подарили человечеству не только такие шедевры церковного искусства, как творения Рублева и Дионисия, замечательные архитектурные ансамбли храмов и монастырей, но и гениальные произведения Достоевского и Гоголя, Чайковского и Рахманинова, Репина и Васнецова, Бердяева и Лосского. Христианскую цивилизацию невозможно сегодня представить без русского Православия, границы которого — от края до края земли. Наша Церковь взрастила выдающихся святых и подвижников духа — преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Сергия Радонежского и Серафима Саровского, Симеона и Евфросинию Полоцких и многих-многих других, чьи имена не счесть.

Сегодня день Крещения отмечают и в Москве, и в Киеве, и в Минске, и в других городах. Миллионы людей возносят свои молитвы равноапостольному князю о благополучии и мире в странах исторической Руси, и в этой общей молитве забываются взаимные обиды, споры и разделения. Этой молитвой укрепляются прочные духовные связи, существующие между нашими народами. Эти связи не зависят от национальной принадлежности, от особенностей культуры или от изменяющихся государственных границ. Мы знаем, что и в прежние времена, и сегодня это вызывает раздражение у тех, кто хотел бы видеть мировой ландшафт идеально постриженным газоном. Но там, где газон, не могут свободно развиваться растения. Как об этом замечательно сказал Николай Александрович Бердяев, на газоне нет свободы, но свобода там, где каждое растение развивается в меру своих сил.

А мы, вдохновляемые и ободряемые примером жизни святого Крестителя Руси, призваны подражать его стремлению к единству и согласию. Жизнь по стихиям мира сего легка и удобна. Гораздо сложнее найти в себе силу уклониться от зла, противостоять греху, сдерживать гнев, прощать обиды. Поступая так, мы будем убедительно и зримо свидетельствовать о том, что являемся настоящими учениками Господа Иисуса, достойными преемниками и продолжателями подвига святого князя Владимира, наследие которого живо и действенно по сей день. По молитвам равноапостольного князя Владимира да ниспошлет милостивый Бог народам исторической Руси благополучие, укрепит в вере, наставит на путь правды, обновит силы, чтобы и дальше победно следовать за Христом Спасителем.

Сегодня, вспоминая великого князя Владимира, мы одновременно вспоминаем и молимся о нашем Президенте Владимире Владимировиче Путине, который носит имя этого князя. Думаю, случайностей не бывает, особенно когда речь идет о людях, деятельность которых действительно меняет мир. Я хотел бы от лица Русской Православной Церкви сердечно поздравить Вас, уважаемый Владимир Владимирович, с днем Вашего тезоименитства, пожелать помощи Божией в Ваших трудах, крепости духовных и физических сил. А самое главное, чтобы Вы могли утешаться не только в молитве, в общении с близкими людьми, но и видя плоды своих трудов; и да хранит Вас Господь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

13 августа 2018
ПОДРОБНЕЕ

Божественная литургия в Торжественный Актовый день ПСТГУ

18 ноября 2021 года, в день избрания святителя Тихона на патриарший престол и памяти святых отцов Поместного собора 1917–1918 годов, состоялся Торжественный Актовый день Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Праздничную Литургию в Князь-Владимирском храме возглавил епископ Верейский Пантелеимон в сослужении ректора Университета протоиерея Владимира Воробьева, членов профессорско-преподавательской корпорации Университета и выпускников ПСТГУ в священном сане. За богослужением пели студенты и выпускники факультета церковного пения под управлением Татьяны Ивановны Королевой. Общее пение тропаря святителю Тихону стало вершиной праздничной службы, молитвенно объединив университетскую семью.

Проповедь на Литургии сказал доктор богословия, протоиерей Олег Давыденков. Он отметил, что избрание святителя Тихона на патриарший престол было явным действием Промысла Божия, но, с точки зрения человеческого разумения, событием неожиданным и удивительным – на фоне других кандидатов таланты кроткого московского пастыря казались совсем скромными. Но именно благодаря подвигу кроткого святителя Тихона и «его самовидцев и послушников» Русская Церковь смогла пережить время гонений и сохранить не только свою каноническую структуру, но дух и чистоту православной веры.

По завершении службы владыка Пантелеимон передал поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со знаменательным для университета днем. По словам Владыки, избрание святителя Тихона на патриарший престол было самым светлым и радостным событием за весь страшный ХХ век. В ответном слове отец ректор сердечно поблагодарил епископа Пантелеимона за переданное патриаршее поздравление и радость совместного богослужения. Отец Владимир тепло поздравил всех присутствующих «наследников в духе» и напутствовал сохранить благодатные дары, которые передали нам святые отцы-соборяне.

Официальная часть праздника началась после короткого перерыва, когда все участники смогли подкрепить силы на праздничной трапезе и посмотреть во Владимирском зале выставку церковно-археологического музея ПСТГУ «Спасенные сокровища». В коллекции музея, который был создан в 2002 году на базе кафедры реставрации икон ПСТБИ (ныне – кафедра реставрации ПСТГУ), – уникальные памятники церковного искусства: ветхие иконы, книги, живописные холсты и церковная утварь, ставшие непригодными для богослужения и восстановленные сотрудниками музея при участии факультета церковных художеств ПСТГУ.

Открывая Торжественный акт, отец ректор с радостью отметил, что сегодня многие смогли очно принять участие в празднике – Актовый день собрал учащихся, преподавателей, сотрудников и многих выпускников ПСТГУ. В свою очередь владыка Пантелеимон сказал, что Святейший Патриарх высоко ценит наш университет и молитвенно поддерживает отца Владимира в его служении. Университет играет заметную роль в подготовке пастырей и обучении специалистов, которые своими знаниями смогут послужить Церкви и богословской науке, но не менее важно то, что помимо учебной деятельности в стенах университета «бьется сердце и живет душа» – совершаются события, которые влияют на жизнь всей Русской Церкви.

Далее с приветственным словом к собравшимся обратился выпускник и в прошлом преподаватель ПСТГУ, а ныне референт Управления внутренней политики Президента Российской Федерации, ответственный секретарь управления Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России Андрей Валентинович Третьяков. Андрей Валентинович особенно отметил два момента в деятельности университета: во-первых, признание теологии научной дисциплиной в нашей стране, что совершилось при усердии профессорско-преподавательского состава ПСТГУ и непосредственном участии отца ректора, во-вторых – возрождение университетом воспитательной роли учебного заведения и значение ПСТГУ в синергии светского и духовного образования. Заканчивая свое выступление, Андрей Валентинович сказал: «Мы (выпускники) являемся плодами, которые дал наш вуз. Теперь мы стараемся работать во славу Церкви и Отечества».

Заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви и преподаватель ПСТГУ протоиерей Валентин Васечко зачитал приветственное слово от имени председателя Учебного комитета протоиерея Максима Козлова. Отец Максим отметил в поздравлении, что, прославляя святителя Тихона и святых отцов Поместного Собора, мы тем самым становимся их верными последователями «в деле просвещения народа, в стойкости в вере, защите нравственного идеала, сохранения церковного единства». От себя лично отец Валентин пожелал, чтобы был сохранен тот опыт благодатной жизни, который более четверти века назад лег в основание университета.

Проректор по воспитательной работе Московской духовной академии иеромонах Вячеслав (Сорокин) зачитал поздравление ректора МДА епископа Феодорита Звенигородского. В своем поздравительном адресе владыка отметил, что ПСТГУ является одной из лучших богословских школ, и пожелал учащимся университета с пользой провести время учебы, чтобы позднее и самим суметь передать тот бесценный опыт, который они сейчас получают.

Ректор Сретенской академии протоиерей Вадим Леонов отметил, что Свято-Тихоновский гуманитарный университет – это уникальное учебное заведение, у которого есть «свое лицо, свой путь и свой метод», которые нужно беречь. Отец Вадим поблагодарил университет за братскую пастырскую и педагогическую помощь, оказанную в период становления Сретенской академии, и вручил в дар университету икону небесного покровителя Сретенской академии священномученика Илариона (Троицкого). Святитель Иларион был ближайшим помощником святого патриарха Тихона. В наши дни учебные заведения, носящие их имена – ПСТГУ и Сретенская академия – сотрудничают и близки не только территориально, но духовно во исполнение евангельской заповеди о единстве.

С общеуниверситетским торжеством присутствующих поздравил чрезвычайный и полномочный посол Боснии и Герцеговины Желько Самарджия. Поздравительные адреса в честь Актового дня были получены также от Посольства Швейцарии, Николо-Угрешской и Перервинской духовных семинарий.

После презентации, в которой были отмечены особенно значимые и яркие события в жизни ПСТГУ за последние два года, прозвучала традиционная Актовая речь. В этом году ее произнес кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России ПСТГУ и лауреат Макариевской премии 2021 года Алексей Владимирович Лаушкин. Тема его доклад была связана с юбилейной темой года – 800-летием со дня рождения святого князя Александра Невского.

Актовый день завершился торжественным вручением патриарших наград преподавателям ПСТГУ и праздничным пением хора факультета церковного пения и Хорового училища под управлением заведующего кафедрой хорового дирижирования Владимира Константиновича Любарского.

Информационный источник: https://pstgu.ru/news/main/zdes_betsya_serdtse_i_zhivet_dusha_v_pstgu_proshel_aktovyy_den/

Фото Пронина Сергея и Мосиенко Олега

20 ноября 2021
ПОДРОБНЕЕ

Экскурсия в храмы для студентов колледжей

3 июня студенты медицинских колледжей Департамента здравоохранения г. Москвы посетили с экскурсией московские храмы Восточного викариатства: храм Воскресения Христова в Сокольниках и Преображения Господня на Преображенской площади.

Эти два храма были выбраны студентами в ходе онлайн-голосования и открывают цикл экскурсий в рамках знакомства студентов медицинских колледжей Москвы с культурным и духовным наследием столицы.

Все участники мероприятия надеются на продолжение сотрудничества между Восточным викариатством и Департаментом здравоохранения г.Москвы

Информационный источник: пресс-служба Восточного викариатства

3 июня 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up