Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Векленко Борис, священник — клирик храма преподобного Сергия Радонежского в Гольянове

Опубликовано: 2 июля 2019

Категории:

Дата рождения:

8 марта 1973 г.

Дата хиротонии:

12 июля 2018 г.

День ангела:

15 мая

Страна:

Россия

Биография:

Родился 8 марта 1973 года в Москве. В 1991 – 1999 гг. Обучался в Московском Энергетическом Институте (Техническом Университете). В 2003 г. закончил аспирантуру на кафедре «Светотехника» МЭИ. В 2003 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.

В 2002 – 2008 гг. обучался в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном университете на Богословском факультете.

В 2002 – 2007 гг. работал преподавателем в Московском энергетическом институте в должности сначала ассистента, потом старшего преподавателя на кафедре «Светотехника».

В 2005 – 2010 гг. преподавал в Московском институте экономики менеджмента и права в должности доцента на кафедре «Математика и информатика».

В 2011 – 2016 гг. работал учителем математики в государственной средней школе (до 2014 г. – в школе №261,  потом – в школе №118).

24 сентября 2016 г. в храме святого благоверного царевича и страстотерпца Димитрия при первой градской больнице г. Москвы рукоположен в сан диакона Пантелеимоном епископом Орехо-Зуевским, викарием Московской Епархии.

В 2016 – 2018 гг. служил штатным диаконом в Патриаршем подворье при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове г. Москвы.

12 июля 2018 г. в храме святых апостолов Петра и Павла в Лефортово Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом рукоположен в сан иерея.

С 2018 г. по настоящее время – штатный священник в Патриаршем подворье при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове г. Москвы.

В 2018 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла включен в состав комиссии по больничному служению при епархиальном совете г.Москвы.

Образование:

1999 г. – Московский Энергетический Институт (Технический Университет).

2002 г. – аспирантура Московского Энергетического Института (Технического Университета). Кандидат технических наук.

2008 г. – Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет.

Место работы:

Патриаршее подворье при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове г. Москвы (штатный священник).

Научные труды, публикации:

Около 20 научных публикаций по теме «Теория переноса излучения».

E-mail:

Veklenko-fdo@yandex.ru.

Одиннадцатая годовщина интронизации Святейшего Патриарха Кирилла

1 февраля, в одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве была совершена Божественная литургия.

Его Святейшеству сослужили: Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфриймитрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимирмитрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстанмитрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округамитрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофиймитрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Днепропетровский и Павлоградский Иринеймитрополит Чебоксарский и Чувашский Варнавамитрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидормитрополит Пермский и Кунгурский Мефодиймитрополит Берлинский и Германский Маркмитрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церквимитрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларионмитрополит Омский и Таврический Владимирмитрополит Антоний (Черемисов)митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергиймитрополит Липецкий и Задонский Арсениймитрополит Евлогий (Смирнов)митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергиймитрополит Виленский и Литовский Иннокентиймитрополит Курский и Рыльский Германмитрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель Синодального миссионерского отделамитрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимонмитрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоаннмитрополит Таллинский и всея Эстонии Евгениймитрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кириллмитрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосифмитрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизациимитрополит Луганский и Алчевский Митрофанмитрополит Брянский и Севский Александрмитрополит Курганский и Белозерский Даниилмитрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосиймитрополит Нижегородский и Арзамасский Георгиймитрополит Оренбургский и Саракташский Вениаминмитрополит Саратовский и Вольский Лонгинмитрополит Рязанский и Михайловский Маркмитрополит Улан-Удэнский и Бурятский Савватиймитрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристархмитрополит Бориспольский и Броварской Антониймитрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий, Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии; митрополит Кировоградский и Новомиргородский Иоасафмитрополит Новосибирский и Бердский Никодиммитрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачествоммитрополит Орловский и Болховский Тихонмитрополит Саранский и Мордовский Зиновиймитрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павелмитрополит Тверской и Кашинский Саввамитрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилиймитрополит Владивостокский и Приморский Владимирмитрополит Иркутский и Ангарский Максимилианмитрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафиммитрополит Смоленский и Дорогобужский Исидормитрополит Костромской и Нерехтский Ферапонтмитрополит Мурманский и Мончегорский Митрофанмитрополит Ижевский и Удмуртский Викторинмитрополит Челябинский и Миасский Григориймитрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитриймитрополит Дубнинский Иоанн, управляющий Архиепископией западноевропейских приходов русской традициимитрополит Псковский и Порховский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуремитрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний, Патриарший экзарх Западной Европы; сонм архипастырей Русской Православной Церкви.

Также Святейшему Владыке сослужили: протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протопресвитер Иоанн Гейт, клирик Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Александр (Елисов), начальник Русской духовной миссии в Иерусалимепротоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детствапротоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церквиархимандрит Вассиан (Змеев), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском; архимандрит Олег (Черепанин), секретарь Таиландской епархии; протоиерей Михаил Егоров, секретарь Московского областного епархиального управления; протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове г. Москвы; протоиерей Николай Лищенюк, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах; игумен Арсений (Соколов), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока; иеромонах Питирим (Донденко), секретарь Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии; столичное духовенство.

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

В сугубую ектению были включены особые прошения о ныне чествуемом Святейшем Патриархе Кирилле и Церкви Русской, им ведомой.

После сугубой ектении митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вознес молитву о Предстоятеле Русской Православной Церкви — Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле.

Предстоятель Русской Церкви совершил молитву о мире на Украине.

Проповедь перед причастием произнес заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва.

По окончании Литургии Блаженнейший митрополит Онуфрий огласил поздравительный адрес Святейшему Патриарху Кириллу от имени членов Священного Синода Русской Православной Церкви и преподнес Его Святейшеству мантию и букет цветов.

Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Затем Святейший Патриарх вручил церковные награды:

  1. во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 80-летием со дня рождения митрополит Омский и Таврический Владимир удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского I степени;
  2. во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви, в связи с 50-летием служения в священном сане и 80-летием со дня рождения старший протодиакон Свято-Троицкой Сергиевой лавры, помощник председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протодиакон Владимир Назаркин награжден орденом благоверного князя Даниила Московского I степени;
  3. во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения митрополит Новосибирский и Бердский Никодим удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского III степени;
  4. во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 75-летием со дня рождения епископ Городецкий и Ветлужский Августин удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
  5. во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения епископ Калачевский и Палласовский Иоанн награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени;
  6. во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения епископ Лысковский и Лукояновский Силуан удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
  7. во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения епископ Минусинский и Курагинский Никанор награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени.

«Приветствую всех награжденных и всех нас с этим праздником — праздником, который помогает нам почувствовать соборность нашей Церкви, почувствовать биение церковного сердца и возблагодарить Господа за все те труды, которые по милости Его мы со смирением совершаем», — сказал в завершение Святейший Патриарх Кирилл.

2 февраля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Архиерейское богослужение в храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках

20 декабря 2020 г. состоялась торжественная Божественная Литургия в Храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках, возглавил богослужение Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, управляющий Восточным викариатством г. Москвы.

Преосвященному епископу Пантелеимону сослужили: протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный Рождественского округа г. Москвы, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово; Иеромонах Афанасий (Иванов Александр Сергеевич) — настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках; клирик храма иерей Александр Подпалов; клирик храма протоиерей Василий Клочков; клирик храма иерей Георгий Фирсов, иерей Михаил Голубков; диакон Андрей Постнов.

Архипастырское слово владыки Пантелеимона по случаю воскресного дня:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В эти дни, дорогие братия сестры, готовимся к празднику Рождества Христова! Невидимый, Непостижимый, Всеобъемлющий, Вездесущий, Непостижимый Бог приходит на землю и рождается от Безневестной, Пречистой Божией Матери. Входит в нашу историю, соединяется с тварным веществом этого мира, принимает тело, человеческую душу, приобщается к нашей земной жизни земной — не приобщаясь ко греху. Удивительное чудо ожидает нас, мы с вами готовимся воспевать в день Рождества Христова, удивительное песнопение: «С нами Бог». Господь обещал быть с нами во все дни до скончания века и каждый день возможно соединяться с ним в молитве, в слышании Его слова, восполнения Его заповедений, ну и конечно в совершении той службы, которую с вами сегодня совершили — Божественной Евхаристии. Господь особенно близок бывает к нам, дает нам не только ощутить Его тело, как апостолу Фоме, но и принять Его Тело и Кровь для очищения своей души от греха. Эта удивительная радость, удивительная тайна, к которой нас Господь приобщает. Причастившись Святых Христовых Таин мы должны продолжать жить в мире с нашими близкими, быть кроткими и смиренными и жить Духом, а не буквой, формой, обрядом, внешними какими-то действиями, а в тайне своего сердца возносить благодарение Богу и оставаться с Ним в общении, молитве, в памяти о Нем и о Его словах, и умножать ту радость, которая нам с вами дарована сегодня в Причастии Святых Христовых Таин. Аминь

25 декабря 2020
ПОДРОБНЕЕ

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА УЧИТЕЛЕЙ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

Наша культура — в том виде, в каком мы ее знаем и любим, в том виде, в каком она известна во всем мире, — буквально пропитана христианскими духовно-нравственными ценностями и идеалами.

7 ноября 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в пленарном заседании Всероссийского съезда учителей русской словесности, состоявшемся в Ломоносовском корпусе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам съезда со словом.

Уважаемый Виктор Антонович!

Хотел бы сердечно поблагодарить Вас за доклад, который помог мне войти в проблематику этого съезда и понять то, что до сих пор находилось вне моего внимания. Ваш взгляд математика на филологию, на преподавание русского языка считаю очень важным и заслуживающим самого пристального внимания. Благодарю Вас также за гостеприимство, которое Вы нам оказываете — и педагогам, и всем гостям этого съезда. Собираться в стенах Московского университета всегда приятно; высокая честь — находиться в этих стенах, чтобы вместе с профессорами, преподавателями, студентами разделять эту замечательную атмосферу творчества.

Дорогие участники съезда!

Хотел бы всех вас сердечно приветствовать. Конечно, главная причина, по которой я сегодня здесь, — это принятое мной обязательство возглавить Общество русской словесности. Я уже рассказывал, как Владимир Владимирович предложил, чтобы именно я возглавил это общество. Я позволил себе выдвинуть некоторые аргументы против этого назначения, но, как говорится, не был услышан. Ну, а потом я был поддержан общественностью и принял на себя такое, как мы в Церкви говорим, послушание. О чем совсем не жалею, потому что это вводит меня в проблематику изучения русской литературы, русского языка, вводит в соприкосновение с замечательными нашими учеными, педагогами, с которыми я время от времени встречаюсь.

Хотелось бы также сказать несколько слов по теме съезда. Виктор Антонович уже цитировал Юрия Михайловича Лотмана, — я имел возможность быть близко знакомым с ним, с его супругой. Мы принимали участие в разного рода общих мероприятиях и провели достаточно много времени в беседах. Храню в памяти образ замечательного ученого, человека, критически мыслящего, обладавшего свежим взглядом на проблемы и прекрасного популяризатора тех идей, которые он вынашивал. И если вспомнить то, что говорил Лотман о культуре, то позвольте процитировать одну краткую фразу: «Культура — это сложный механизм познания» (Лотман Ю.М. Культура и информация). Познания истории и традиции своего народа, познания самого себя. Действительно, через культуру осуществляется познание мира, потому что культура несет в себе и прошлое, и настоящее, и даже будущее.

Есть много общего между тем, как формируется церковное вероучение и тем, как формируется культурный пласт. И то, и другое осуществляется через такой замечательный механизм, как традиция, по-русски «предание». Вероучение Православной Церкви основывается не только на изучении Библии и других базовых текстов, но и на предании, на традиции, которая передает неповрежденно ценности из поколения в поколение.

Мы знаем, что в связи с появлением рационализма и позитивизма в XVII-XIX вв. начался отказ от традиции как механизма передачи ценностей. Еще ранее, в начале нового времени, в XVI веке отказ от предания в религиозной сфере привел к созданию протестантизма. А протестантизм — это попытка основывать религиозные убеждения исключительно на рациональном фундаменте. Произошла большая путаница: наука — это система, которая основывается на рациональном знании, а религия основывается частично на рациональном знании (поскольку в религиозной системе есть место теологии, богословию, научным знаниям, связанным с предметами, которые помогают понять религиозный феномен), но и на чем-то другом, в первую очередь на ценностях, которые сохраняются через предание. Поэтому я решил сегодня сказать несколько слов о предании, о традиции как о системе передачи ценностей.

В чем ошибка революций? В чем причина абсолютной неудачи большинства революций? В том, что революция радикально ломает этот поток передачи ценностей, отказывается от того, чтобы традиции, предание влияли на новую реальность. Помните: «Весь мир насилья мы разрушим До основанья, а затем Мы наш, мы новый мир построим…»? Так вот, невозможно до основания разрушить мир и реально построить новый мир, — потому что мы все принадлежим настоящему и прошлому. Вот замечательный доклад Виктора Антоновича — это уже прошлое, то, что сохранится в нашей памяти, сохранится в текстах, в предании, в традиции университета и, может быть, того сообщества, которое здесь сегодня собралось. Очень важно понимать значение традиции, в том числе в сфере педагогики.

Конечно, культура включает в себя достижения человека во всех сферах деятельности — точных науках, общественных дисциплинах, гуманитарных отраслях знания. Но в бóльшей степени, конечно, культуру мы постигаем, обращаясь к гуманитарной области человеческой деятельности. Поэтому особое значение в наше время, достаточно рациональное и технократическое, когда появляются новые способы и средства коммуникации, приобретает преподавание гуманитарных дисциплин. История, философия, искусство, филология расширяют границы мира человека, помогают ему осознать себя как личность и как часть народа, ставят пред ним важные мировоззренческие вопросы, формируют и развивают культуру мысли и культуру слова. В связи с этим значение преподавания русского языка и русской литературы в школе, а также трудов учителей словесности и их вклада в воспитание подрастающего поколения невозможно переоценить. И чем больше будут развиваться технические средства коммуникации, тем важнее будет то, чем вы занимаетесь, потому что техническим средствам коммуникации нужно будет с бόльшей энергией, бόльшей силой, бόльшей убедительностью передавать то свидетельство, которое приходит к нам из замечательной культурной традиции нашего народа и которое вы призваны актуализировать каждый раз, когда приходите в класс. Потому что вы — свидетели замечательной культурной традиции нашего народа, и научиться актуализировать эту традицию значит сохранять живыми и русский язык, и русскую литературу, и ценности, которые передаются через язык и через литературу.

О важности изучения языка для понимания культуры сказано немало: от самых крайних положений о предопределенности мировосприятия и представлений людей их родным языком (например, «гипотеза о лингвистической относительности», авторы которой, американские лингвисты Бенджамин Ли Уорф и Эдуард Сепир, полагали, что язык определяет мышление и способ познания человека) до более сбалансированных позиций. Но ясно одно: язык — это важнейшая форма национальной культуры и внешнее проявление духа народа. «Язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык» (В. фон Гумбольдт. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества). На мой взгляд, эти очень сильные слова Вильгельма фон Гумбольдта следует запомнить. И если язык — это проявление духа народа, то литература есть, несомненно, яркое выражение его исторического, духовного, культурного и жизненного опыта, передающегося через культурную традицию.

Наша цивилизация в значительной степени выросла из православного понимания сущности бытия. Наша культура — в том виде, в каком мы ее знаем и любим, в том виде, в каком она известна во всем мире, — буквально пропитана христианскими духовно-нравственными ценностями и идеалами. Именно православная вера воспитала в народе ту красоту и благородство души, которые запечатлены в русской литературе и в русском искусстве. Без понимания этой простой истины невозможно изучать творчество русских писателей, невозможно постичь богатства отечественной культуры, ощутить глубокую духовную связь времен, потому что духовно-нравственный код, заложенный в природу нашего человека и сформированный через традицию, обусловлен в первую очередь воспитанием, основанным на христианских ценностях.

Вспоминая школьные годы, всегда с большой благодарностью отзываюсь о своих преподавателях словесности. В советское время, невзирая на особенности идеологического контекста эпохи, уроки литературы были для нас глотком свежего воздуха. Мы с восторгом читали произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского и Толстого, поражались глубинами, которые открывались в этом чтении. Нам казалось, что мы прикасались к чему-то сокровенному и очень важному. Именно чтение классической русской литературы помогало миллионам советских школьников осознать свою непосредственную причастность к русской культуре и ее богатейшему наследию, почувствовать себя частью огромной цивилизации с тысячелетней историей и духовной традицией.

Но если в советские годы непросто было преодолеть идеологические препоны и «железные занавесы», то сегодня, в эпоху Интернета и господства информации, учителям словесности приходится сталкиваться с трудностями совершенно иного рода. Современный человек, начиная с самого юного возраста, настолько привыкает к исключительно эмоциональному восприятию действительности и ярким аудиовизуальным образам, что зачастую оказывается неспособен к критическому и логическому осмыслению информации. Образ поражает Картинка поражает. Хлесткое слово входит в сознание и память так, как не входят передаваемые через воспитание ценности. Это беда, с которой мы все должны попытаться справиться. У современного человека формируется клиповое сознание, — Вы, кажется, об этом сказали, Виктор Антонович. Он не может видеть вещи целостно, системно. Он неразборчив в чтении, в просмотре фильмов, в музыке. К чему это приводит в конечном итоге? Это приводит к тому, что настоящее, крепкое знание подменяется мнением, точкой зрения, причем точкой зрения большинства или точкой зрения того блогера, у которого больше лайков. В интернет-пространстве возникают авторитеты, которые, несомненно, оказывают влияние на нашу молодежную среду, но по большей части не могут оказывать полезное влияние на юные души. Видимо, этим и обусловлена настороженность родителей, их страх перед увлечением детей Интернетом. Люди часто обращаются к духовникам с вопросом: «Что делать? Я сына (или дочь) не могу узнать. Он часами сидит перед компьютером, у него потеряна связь с родителями, с братьями и сестрами».

Эту проблему в свое время особенно остро поставил перед широкой общественностью почивший уже ныне академик Андрей Анатольевич Зализняк — выдающийся отечественный лингвист и популяризатор гуманитарной науки. Почему рациональное, обладающее мощной доказательной базой научное знание вдруг оказывается на периферии, а его место занимают псевдонаучные теории и всякого рода «новые хронологии», которые по сути обесценивают тысячелетний путь культурного развития, пройденный нашим народом, которые становятся известными исключительно благодаря некритическому отношению к поступающей информации?

Мне как Патриарху очевидны духовные причины этого тревожного процесса. Если из образования выпадает воспитательная составляющая, если мы воспитываем ребенка вне системы ценностей, на которых основана наша культура, откуда же у него возьмется способность отличать добро от зла, а истину от лжи? Современная постмодернистская культура навязывает нам тезис: нет никаких объективных истин; сколько голов, столько и умов; твоя собственная идея и является для тебя абсолютной истиной. При таком подходе для человека уже нет авторитетов, нет никаких «тормозов», и он, в свою очередь, готов поверить в любую яркую и самую нелепую теорию, если только она ему нравится. Через этот акцент на личную свободу, на абсолютную автономию человеческой личности общество становится легко управляемым и внушаемым, потому что каждого, кто воспитан в мысли, что он все решает и никаких особых авторитетов нет, легко превратить в инструмент влияния, в том числе со стороны сил глобального масштаба.

Но мы призваны научить молодых людей ценить настоящую культуру и отличать в лавинообразном информационном потоке шумы от сигналов. Мы призваны прививать юношеству любовь к чтению, к классической русской литературе, к грамотному и красивому русскому языку, к нашей богатой духовной традиции. Перед вами, учителями словесности, стоит задача поистине государственной важности, задача общенационального масштаба. И в этом смысле роль учителя школы приобретает в нынешних условиях огромное значение и очень высокий смысл. И я бы очень хотел, чтобы вы, мои дорогие, покинули Москву с этим пониманием особой значимости вашего труда, особой ответственности вашей за судьбу нашего народа и за судьбу нашего Отечества.

Отрадно, что за последние два года в системе образования произошли позитивные изменения. Многое сделано для формирования единого общеобразовательного пространства, — среди прочего можно вспомнить утверждение концепции развития русского языка и литературы, отечественной истории, математического образования. В российские школы, наконец, вернулись сочинения. Реализуются различные внешкольные программы, направленные на патриотическое воспитание молодежи. Так, одним из самых масштабных стал Всероссийский конкурс сочинений «Россия, устремленная в будущее», который Президент объявил в прошлом году. Почти два миллиона школьников приняли участие в этом состязании, и это, безусловно, очень хороший результат.

В ходе работы Общества русской словесности возникло предложение о введении в школьные программы так называемого «золотого канона» русской литературы — перечня произведений, которые школьник должен непременно прочитать. И я надеюсь, что в тесном взаимодействии с Министерством просвещения и педагогическим сообществом мы сможем договориться об этом. Должен заметить, что это ни в коем случае не снизит вариативность образовательной программы. Напротив, это важный шаг к привитию молодым людям вкуса к хорошему чтению, отсутствие которого является, по мысли великого русского педагога Василия Александровича Сухомлинского, одной из причин духовной пустоты.

Еще раз хотел бы сказать, что этот канон, «золотой канон», как мы его назвали, не должен никак влиять на свободу выбора педагогов. Это должен быть минимальный набор текстов, обязательных для прочтения школьниками. Через прочтение этих художественных текстов мы будем способны оказать благотворное влияние на юношество, прививая ему высокие идеалы нравственности, духовности, патриотизма. И на вас, преподавателях русского языка и литературы, лежит огромная ответственность по воспитанию подрастающего поколения сограждан. Сограждан, которые бы искренне любили свое Отечество, его историю и культуру, а через это — свой народ. От результатов ваших трудов во многом зависит, как уже было сказано, будущее страны и будущее нашего народа. Желаю всем вам помощи Божией в этом высоком и ответственном служении.

Сердечно благодарю за внимание и призываю на всех Божие благословение. И хотел бы в заключение предложить учредить Премию Общества русской словесности для учителей русского языка и литературы за особый вклад в воспитание нации и сохранение культурного наследия нашей страны. Если это будет одобрено, то в рамках работы Общества русской словесности мы разработаем положение об этой премии и начнем ее вручать. Еще раз сердечно вас приветствую.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

8 ноября 2018
ПОДРОБНЕЕ

Архиерейское богослужение в храме Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском

14 марта во Вторую Неделю Великого Поста, день памяти святителя Григория Паламы, Всенощное бдение в храме Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском возглавил Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным округом.

Его Преосвященству сослужил благочинный Рождественского округа протоиерей Иоанн Ермилов, настоятель храма протоиерей Петр Захаров и клир прихода.

Владыка поздравил молящихся со Второй неделей Великого поста и обратился с архипастырским словом:

“Сегодня мы празднуем память святителя Григория Паламы, который оставил нам замечательные труды. Будем молиться ему, чтобы он помог нам узнать Бога лучше, стать ближе к Богу. Святитель Григорий учил, что Божественная энергия, благодать Божия есть сам Бог. Когда Она приходит к человеку, к нему приходит сам Бог — Бог близок к нам.

…Мы с вами не имеем возможности видеть Христа так, как видели его люди, которые жили с ним на одной земле две тысячи лет назад. Но Господь все тот же и все так же пребывает в Церкви, все так же близок душе человеческой. Нам с вами мешают его ощущать наши грехи. Пост должен помочь нам очистить нашу душу и сердце от грехов.”

В заключение Преосвященнейший владыка пожелал присутствующим, чтобы Пост помог всем узреть радость Святой Пасхи и радость Любви, “чтобы мы помогали друг другу идти в Царство Божие”.

18 марта 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up