Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

Бланкфельдс Марк, иерей — клирик храма святителя Николая Мирликийского на Преображенском кладбище

Опубликовано: 27 января 2019

Категории:

Родился 8 мая 1970 года
Образование:
• в 1993 г. рукоположен в сан пресвитера в Латвийской православной церкви
• служил благочинным Мадонского округа в Латвии

• с 2007 г. уволен за штат Латвийской православной церкви и служит в Москве
• с мая 2009 г. служит в храме святителя Николая Мирликийского на Преображенском кладбище

«ЭЛЕОС» И «КОЖУХОВЦЫ»: БРАТСКАЯ ВСТРЕЧА

Христианское общение всегда было получением взаимной радости для его сторон, способ высказаться и получить поддержку, как обмен духовным опытом. В этих целях 18 ноября 2018 года прошла дружеская и, более того, — братская встреча двух молодёжных клубов Восточного викариатства – «Кожуховцев» (храм Живоначальной Троицы в Косино) и «Элеоса» (храм Всех Святых в Земле Российской просиявших в Новокосино).

Молодёжь встретилась при храме Живоначальной Троицы в Косино — «Кожуховцы» стали хозяевами встречи. Они предложили построить процесс объединенного собрания таким образом: сначала посмотреть кинокартину 2017 года «Несломленный» (реж. Анджелина Джоли) и этим снизить напряжение первого слёта, а затем – подружиться и пообщаться. Начать с обсуждения киноленты, рассказать друг другу о путях воцерковления и его проблематике, поделиться опытом развития наших сообществ, а потом спланировать ближайшие общие встречи и их программу.

Хотя, наверное, оргвопросы интересовали только руководителей – новокосинского диакона Антония Данилова и кожуховца Дмитрия Чаплыгина, а участникам, которых на встречу пришло с обеих сторон неожиданно много, хотелось просто душевного общения и христианского приятия.

Западные фильмы, как правило, не отличаются нравственностью и религиозностью их героев, но «Несломленный» стал для участников встречи исключением из общего правила. Ни одной блудной сцены, никакой безнравственности, – идейность и сюжетные линии в этой картине оказались ближе к постановкам Тарковского, нежели к детищам какого-либо западного режиссера.

Жизнь не была особенно благосклонна к главному герою киноленты — Луи Замперини, но трудности делали его лишь сильнее. Он выжил после того, как его бомбардировщик упал в океан, а потом полтора месяца мужчина вместе с двумя друзьями дрейфовал на плоту в открытом океане. Он бился с акулами, ел сырую рыбу и птиц, и когда сил от обезвоживания и голодания уже совсем не осталось, к плоту подошел корабль… Но и спасение было не раем – он попал в плен к японцам. Однако сломить этого человека оказалось невозможно, – его стремление жить побеждало все: жестокость, пытки и нечеловеческие условия содержания. Что же сделало его настолько сильным и почему он — несломленный?

Это молодёжь и пыталась обсудить. Вероятно, причины кроются не столько в сюжете, сколько в жизни самого режиссера – А. Джоли. После развода с мужем – известным киноактёром и продюсером Брэдом Питтом – Анджелина испытала сильный стресс, который заставил её задуматься о вечном – о Боге и состоянии своей души. Когда-то в 2000 году Анджелина Джоли заявила: «Мне не нужна вера в Бога, чтобы совершать добрые дела. В людях при рождении уже заложено что-то возвышенное. С другой стороны, я не думаю, что жить совсем без веры возможно». Но сейчас её прежние агностические взгляды дали крен, и она, меняя своё мировоззрение, кладёт духовные устремления киногероев во главу угла своих кинокартин.

С раннего детства Луи видит молящуюся маму, затем несколько раз в сложнейших ситуациях молится сам – и Господь хранит его, дает второй, третий, четвёртый шансы на жизнь. На грани смерти в шлюпке посреди открытого моря под палящим солнцем герой, наконец, даёт обет: посвятить жизнь Богу, если он выживет.

И Луи, пройдя рубеж смерти на воде и японские концлагеря, выживает, параллельно спасая жизнь другим людям (в такие моменты явно присутствует указание на христианскою жертву). Картина заканчивается закадровым голосом о том, что после двух лет перенесения посттравматического стресса Луи сдержал обещание посвятить себя служению Творцу.

Фильм ребятам понравился, и беседа, как костёр молодёжного Форума «ДоброЛето», мгновенно занялась. В уютной атмосфере кожуховского Дома причта было легко и действительно душевно! Ребята поделились друг с другом своими мыслями о молодёжном служении, опыте церковной жизни, паломничестве и походах, а также запланировали чаще встречаться уже начиная с конца ноября-начала декабря. И если дружить и помогать друг другу, то есть к чему стремиться, ведь, по выражению Соломона, «друг любит во всякое время» (Прит.17:17).

На часах было уже половина одиннадцатого вечера, когда «Элеос» автобусом возвращался в Новокосино, а «Кожуховцы» живо обсуждали впечатления от диалога. Кажется, у всех на душе было вдохновенно и легко от взаимопонимания и теплых слов! Было ощущение, что они делают так, как нужно делать.

И Господь, которого ребята зовут в свою жизнь, ощутимо присутствует в этих встречах – вразумляет и направляет к благим начинаниям с самой юности, когда так мало умеешь, но так много хочешь… А чтобы обещания не растворились в московской системе социальных связей и бесконечных делах, теперь новым друзьям нужно качественно продумать ближайшую встречу, испросить благословения наставников и перейти к действиям, что сохранить тепло общения и радость встреч!

19 ноября 2018
ПОДРОБНЕЕ

Владыка Пантелеимон совершил диаконскую хиротонию Романа Шелухина

4 декабря в Князь-Владимирском храме ПСТГУ преосвященный Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, в сослужении протоиерея Владимира Воробьёва, ректора ПСТГУ, преподавателей, сотрудников и студентов Университета, возглавил праздничную Божественную Литургию.

Также в этот день владыка Пантелеимон совершил диаконскую хиротонию выпускника ПСТБИ 2018 года Романа Шелухина, направленного для служения в храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках

5 декабря 2018
ПОДРОБНЕЕ

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА УЧИТЕЛЕЙ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

Наша культура — в том виде, в каком мы ее знаем и любим, в том виде, в каком она известна во всем мире, — буквально пропитана христианскими духовно-нравственными ценностями и идеалами.

7 ноября 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в пленарном заседании Всероссийского съезда учителей русской словесности, состоявшемся в Ломоносовском корпусе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам съезда со словом.

Уважаемый Виктор Антонович!

Хотел бы сердечно поблагодарить Вас за доклад, который помог мне войти в проблематику этого съезда и понять то, что до сих пор находилось вне моего внимания. Ваш взгляд математика на филологию, на преподавание русского языка считаю очень важным и заслуживающим самого пристального внимания. Благодарю Вас также за гостеприимство, которое Вы нам оказываете — и педагогам, и всем гостям этого съезда. Собираться в стенах Московского университета всегда приятно; высокая честь — находиться в этих стенах, чтобы вместе с профессорами, преподавателями, студентами разделять эту замечательную атмосферу творчества.

Дорогие участники съезда!

Хотел бы всех вас сердечно приветствовать. Конечно, главная причина, по которой я сегодня здесь, — это принятое мной обязательство возглавить Общество русской словесности. Я уже рассказывал, как Владимир Владимирович предложил, чтобы именно я возглавил это общество. Я позволил себе выдвинуть некоторые аргументы против этого назначения, но, как говорится, не был услышан. Ну, а потом я был поддержан общественностью и принял на себя такое, как мы в Церкви говорим, послушание. О чем совсем не жалею, потому что это вводит меня в проблематику изучения русской литературы, русского языка, вводит в соприкосновение с замечательными нашими учеными, педагогами, с которыми я время от времени встречаюсь.

Хотелось бы также сказать несколько слов по теме съезда. Виктор Антонович уже цитировал Юрия Михайловича Лотмана, — я имел возможность быть близко знакомым с ним, с его супругой. Мы принимали участие в разного рода общих мероприятиях и провели достаточно много времени в беседах. Храню в памяти образ замечательного ученого, человека, критически мыслящего, обладавшего свежим взглядом на проблемы и прекрасного популяризатора тех идей, которые он вынашивал. И если вспомнить то, что говорил Лотман о культуре, то позвольте процитировать одну краткую фразу: «Культура — это сложный механизм познания» (Лотман Ю.М. Культура и информация). Познания истории и традиции своего народа, познания самого себя. Действительно, через культуру осуществляется познание мира, потому что культура несет в себе и прошлое, и настоящее, и даже будущее.

Есть много общего между тем, как формируется церковное вероучение и тем, как формируется культурный пласт. И то, и другое осуществляется через такой замечательный механизм, как традиция, по-русски «предание». Вероучение Православной Церкви основывается не только на изучении Библии и других базовых текстов, но и на предании, на традиции, которая передает неповрежденно ценности из поколения в поколение.

Мы знаем, что в связи с появлением рационализма и позитивизма в XVII-XIX вв. начался отказ от традиции как механизма передачи ценностей. Еще ранее, в начале нового времени, в XVI веке отказ от предания в религиозной сфере привел к созданию протестантизма. А протестантизм — это попытка основывать религиозные убеждения исключительно на рациональном фундаменте. Произошла большая путаница: наука — это система, которая основывается на рациональном знании, а религия основывается частично на рациональном знании (поскольку в религиозной системе есть место теологии, богословию, научным знаниям, связанным с предметами, которые помогают понять религиозный феномен), но и на чем-то другом, в первую очередь на ценностях, которые сохраняются через предание. Поэтому я решил сегодня сказать несколько слов о предании, о традиции как о системе передачи ценностей.

В чем ошибка революций? В чем причина абсолютной неудачи большинства революций? В том, что революция радикально ломает этот поток передачи ценностей, отказывается от того, чтобы традиции, предание влияли на новую реальность. Помните: «Весь мир насилья мы разрушим До основанья, а затем Мы наш, мы новый мир построим…»? Так вот, невозможно до основания разрушить мир и реально построить новый мир, — потому что мы все принадлежим настоящему и прошлому. Вот замечательный доклад Виктора Антоновича — это уже прошлое, то, что сохранится в нашей памяти, сохранится в текстах, в предании, в традиции университета и, может быть, того сообщества, которое здесь сегодня собралось. Очень важно понимать значение традиции, в том числе в сфере педагогики.

Конечно, культура включает в себя достижения человека во всех сферах деятельности — точных науках, общественных дисциплинах, гуманитарных отраслях знания. Но в бóльшей степени, конечно, культуру мы постигаем, обращаясь к гуманитарной области человеческой деятельности. Поэтому особое значение в наше время, достаточно рациональное и технократическое, когда появляются новые способы и средства коммуникации, приобретает преподавание гуманитарных дисциплин. История, философия, искусство, филология расширяют границы мира человека, помогают ему осознать себя как личность и как часть народа, ставят пред ним важные мировоззренческие вопросы, формируют и развивают культуру мысли и культуру слова. В связи с этим значение преподавания русского языка и русской литературы в школе, а также трудов учителей словесности и их вклада в воспитание подрастающего поколения невозможно переоценить. И чем больше будут развиваться технические средства коммуникации, тем важнее будет то, чем вы занимаетесь, потому что техническим средствам коммуникации нужно будет с бόльшей энергией, бόльшей силой, бόльшей убедительностью передавать то свидетельство, которое приходит к нам из замечательной культурной традиции нашего народа и которое вы призваны актуализировать каждый раз, когда приходите в класс. Потому что вы — свидетели замечательной культурной традиции нашего народа, и научиться актуализировать эту традицию значит сохранять живыми и русский язык, и русскую литературу, и ценности, которые передаются через язык и через литературу.

О важности изучения языка для понимания культуры сказано немало: от самых крайних положений о предопределенности мировосприятия и представлений людей их родным языком (например, «гипотеза о лингвистической относительности», авторы которой, американские лингвисты Бенджамин Ли Уорф и Эдуард Сепир, полагали, что язык определяет мышление и способ познания человека) до более сбалансированных позиций. Но ясно одно: язык — это важнейшая форма национальной культуры и внешнее проявление духа народа. «Язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык» (В. фон Гумбольдт. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества). На мой взгляд, эти очень сильные слова Вильгельма фон Гумбольдта следует запомнить. И если язык — это проявление духа народа, то литература есть, несомненно, яркое выражение его исторического, духовного, культурного и жизненного опыта, передающегося через культурную традицию.

Наша цивилизация в значительной степени выросла из православного понимания сущности бытия. Наша культура — в том виде, в каком мы ее знаем и любим, в том виде, в каком она известна во всем мире, — буквально пропитана христианскими духовно-нравственными ценностями и идеалами. Именно православная вера воспитала в народе ту красоту и благородство души, которые запечатлены в русской литературе и в русском искусстве. Без понимания этой простой истины невозможно изучать творчество русских писателей, невозможно постичь богатства отечественной культуры, ощутить глубокую духовную связь времен, потому что духовно-нравственный код, заложенный в природу нашего человека и сформированный через традицию, обусловлен в первую очередь воспитанием, основанным на христианских ценностях.

Вспоминая школьные годы, всегда с большой благодарностью отзываюсь о своих преподавателях словесности. В советское время, невзирая на особенности идеологического контекста эпохи, уроки литературы были для нас глотком свежего воздуха. Мы с восторгом читали произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского и Толстого, поражались глубинами, которые открывались в этом чтении. Нам казалось, что мы прикасались к чему-то сокровенному и очень важному. Именно чтение классической русской литературы помогало миллионам советских школьников осознать свою непосредственную причастность к русской культуре и ее богатейшему наследию, почувствовать себя частью огромной цивилизации с тысячелетней историей и духовной традицией.

Но если в советские годы непросто было преодолеть идеологические препоны и «железные занавесы», то сегодня, в эпоху Интернета и господства информации, учителям словесности приходится сталкиваться с трудностями совершенно иного рода. Современный человек, начиная с самого юного возраста, настолько привыкает к исключительно эмоциональному восприятию действительности и ярким аудиовизуальным образам, что зачастую оказывается неспособен к критическому и логическому осмыслению информации. Образ поражает Картинка поражает. Хлесткое слово входит в сознание и память так, как не входят передаваемые через воспитание ценности. Это беда, с которой мы все должны попытаться справиться. У современного человека формируется клиповое сознание, — Вы, кажется, об этом сказали, Виктор Антонович. Он не может видеть вещи целостно, системно. Он неразборчив в чтении, в просмотре фильмов, в музыке. К чему это приводит в конечном итоге? Это приводит к тому, что настоящее, крепкое знание подменяется мнением, точкой зрения, причем точкой зрения большинства или точкой зрения того блогера, у которого больше лайков. В интернет-пространстве возникают авторитеты, которые, несомненно, оказывают влияние на нашу молодежную среду, но по большей части не могут оказывать полезное влияние на юные души. Видимо, этим и обусловлена настороженность родителей, их страх перед увлечением детей Интернетом. Люди часто обращаются к духовникам с вопросом: «Что делать? Я сына (или дочь) не могу узнать. Он часами сидит перед компьютером, у него потеряна связь с родителями, с братьями и сестрами».

Эту проблему в свое время особенно остро поставил перед широкой общественностью почивший уже ныне академик Андрей Анатольевич Зализняк — выдающийся отечественный лингвист и популяризатор гуманитарной науки. Почему рациональное, обладающее мощной доказательной базой научное знание вдруг оказывается на периферии, а его место занимают псевдонаучные теории и всякого рода «новые хронологии», которые по сути обесценивают тысячелетний путь культурного развития, пройденный нашим народом, которые становятся известными исключительно благодаря некритическому отношению к поступающей информации?

Мне как Патриарху очевидны духовные причины этого тревожного процесса. Если из образования выпадает воспитательная составляющая, если мы воспитываем ребенка вне системы ценностей, на которых основана наша культура, откуда же у него возьмется способность отличать добро от зла, а истину от лжи? Современная постмодернистская культура навязывает нам тезис: нет никаких объективных истин; сколько голов, столько и умов; твоя собственная идея и является для тебя абсолютной истиной. При таком подходе для человека уже нет авторитетов, нет никаких «тормозов», и он, в свою очередь, готов поверить в любую яркую и самую нелепую теорию, если только она ему нравится. Через этот акцент на личную свободу, на абсолютную автономию человеческой личности общество становится легко управляемым и внушаемым, потому что каждого, кто воспитан в мысли, что он все решает и никаких особых авторитетов нет, легко превратить в инструмент влияния, в том числе со стороны сил глобального масштаба.

Но мы призваны научить молодых людей ценить настоящую культуру и отличать в лавинообразном информационном потоке шумы от сигналов. Мы призваны прививать юношеству любовь к чтению, к классической русской литературе, к грамотному и красивому русскому языку, к нашей богатой духовной традиции. Перед вами, учителями словесности, стоит задача поистине государственной важности, задача общенационального масштаба. И в этом смысле роль учителя школы приобретает в нынешних условиях огромное значение и очень высокий смысл. И я бы очень хотел, чтобы вы, мои дорогие, покинули Москву с этим пониманием особой значимости вашего труда, особой ответственности вашей за судьбу нашего народа и за судьбу нашего Отечества.

Отрадно, что за последние два года в системе образования произошли позитивные изменения. Многое сделано для формирования единого общеобразовательного пространства, — среди прочего можно вспомнить утверждение концепции развития русского языка и литературы, отечественной истории, математического образования. В российские школы, наконец, вернулись сочинения. Реализуются различные внешкольные программы, направленные на патриотическое воспитание молодежи. Так, одним из самых масштабных стал Всероссийский конкурс сочинений «Россия, устремленная в будущее», который Президент объявил в прошлом году. Почти два миллиона школьников приняли участие в этом состязании, и это, безусловно, очень хороший результат.

В ходе работы Общества русской словесности возникло предложение о введении в школьные программы так называемого «золотого канона» русской литературы — перечня произведений, которые школьник должен непременно прочитать. И я надеюсь, что в тесном взаимодействии с Министерством просвещения и педагогическим сообществом мы сможем договориться об этом. Должен заметить, что это ни в коем случае не снизит вариативность образовательной программы. Напротив, это важный шаг к привитию молодым людям вкуса к хорошему чтению, отсутствие которого является, по мысли великого русского педагога Василия Александровича Сухомлинского, одной из причин духовной пустоты.

Еще раз хотел бы сказать, что этот канон, «золотой канон», как мы его назвали, не должен никак влиять на свободу выбора педагогов. Это должен быть минимальный набор текстов, обязательных для прочтения школьниками. Через прочтение этих художественных текстов мы будем способны оказать благотворное влияние на юношество, прививая ему высокие идеалы нравственности, духовности, патриотизма. И на вас, преподавателях русского языка и литературы, лежит огромная ответственность по воспитанию подрастающего поколения сограждан. Сограждан, которые бы искренне любили свое Отечество, его историю и культуру, а через это — свой народ. От результатов ваших трудов во многом зависит, как уже было сказано, будущее страны и будущее нашего народа. Желаю всем вам помощи Божией в этом высоком и ответственном служении.

Сердечно благодарю за внимание и призываю на всех Божие благословение. И хотел бы в заключение предложить учредить Премию Общества русской словесности для учителей русского языка и литературы за особый вклад в воспитание нации и сохранение культурного наследия нашей страны. Если это будет одобрено, то в рамках работы Общества русской словесности мы разработаем положение об этой премии и начнем ее вручать. Еще раз сердечно вас приветствую.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

8 ноября 2018
ПОДРОБНЕЕ

Привалов Сергий, протоиерей — настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках

Родился 2 ноября 1961 г. в г. Брянске в семье служащих.

В 1991-1994 гг. учился на факультете православной культуры Военной академии РВСН им. Петра Великого; по окончании назначен начальником отделения лаборатории академии.

В 1995 г. присвоено воинское звание подполковник. В августе 2001 г. уволен из рядов Вооруженных Сил по сокращению штатов.

С 1 сентября 2001 г. — сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.

В 2010 г. в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете по итогам защиты диссертации ему присвоена степень кандидата богословия.

4 ноября 2001 г. рукоположен в сан диакона.

16 апреля 2004 г. рукоположен во пресвитера, назначен клириком храма святителя Николая Мирликийского в Заяицком г. Москвы.

В мае 2010 г. возведен в сан протоиерея.

С февраля 2012 г. — клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке г. Москвы.

Решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. (журнал № 39) включен в состав Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 16 апреля 2016 г. (журнал № 22назначен председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 12 марта 2019 г. освобожден от послушания клирика храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и назначен настоятелем храма Благовещения Пресвятой Богородицы — Патриаршего подворья в Сокольниках г. Москвы.

Место работы:Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами(Председатель)

17 марта 2019
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up