Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

Долгожданная и радостная встреча матушек Восточного викариатства

Опубликовано: 29 сентября 2020

Категории: Новости, Социальное служение

В субботу 26 сентября в храме Царственных Страстотерпцев в Южном Измайлово состоялась встреча жен клириков Восточного викариатства. Поводом для долгожданной встречи послужила раздача новой одежды от «Gloria Jeans». Мероприятие организовано настоятелем храма Иереем Павлом Огрызковым и ответственной за социальное служение Восточного викариатства, Екатериной Борисенковой.

Все знают, как заняты священники. И как заняты их матушки, управляясь и с приходскими послушаниями, и дома с детьми. Редко удается им побывать на мероприятии «для себя». Чтобы подарить им небольшой праздник, в храме Царственных Страстотерпцев в Южном Измайлово в эту субботу, 26 сентября, устроили встречу для матушек тех клириков, которые служат в Восточном викариатстве.

Горячий чай, вкусный плов, теплая встреча ждали их во дворе храма. А в качестве подарка — новая детская и подростковая одежда от компании «Глория Джинс», которую матушки могли подобрать под размеры своих детей. Никто не ушел в тот день печальным или недовольным: наоборот, каждый уносил с собой в сердце кусочек радости взаимного общения и благодарности. Матушки выразили пожелание, чтобы такие мероприятия стали традиционными.

Информационный источник: Восточное викариатство

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ — НЕ ДЕНЬ ДЛЯ РАЗБОРОК!

В Прощеное воскресенье (в 2017 году оно будет 26 февраля), накануне Великого поста в храмах служится вечерня с чином прощения. В этот день принято у всех знакомых просить прощения и всех прощать. А если не получается от души — надо через силу? Не ведет ли это к лицемерию, формализму? О месте и смысле чина прощения в церковной традиции, о том, как подготовиться к Прощеному воскресенью, рассказывает иерей Николай ПЕТРОВ, клирик храма Святого благоверного царевича Димитрия (Москва).

— Прощеным это воскресенье называется не только потому, что после вечерни происходит чин прощения. Уже на литургии утром в евангельском чтении говорится о прощении: «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14-15). Сам чин прощения появляется впервые в русских обиходниках и соборных чиновниках только в XVI веке. Возможно, его основой послужила практика Иорданского монастыря, описанная в житии преподобной Марии Египетской, которое читается Великим постом. Но эта практика была исключительной, потому что ни в древних типиконах (уставах), ни в современном типиконе, ни в Триоди постной (богослужебной книге поста) мы этого чина не находим.
Вечерня Прощеного воскресенья — это первая служба Великого поста, ведь в Церкви день начинается с вечера. Ее последование немногим отличается от вечерни среды или пятницы Сырной седмицы, на которых уже делаются земные поклоны и читается молитва Ефрема Сирина, — просто на них мало кому удается прийти. Различий несколько: открываются царские врата, меняются облачения священников и убранство храма на черный и звучит великопостный «великий прокимен»: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю…», выражающий, по слову протоиерея Александра Шмемана, главное настроение первых дней Поста — светлую печаль: «таинственную смесь отчаянья и надежды, тьмы и света» для человека, слабого отрока, безвольного раба, стремящегося в Царство Божие, но ощущающего себя изгнанным из него. Светлая печаль — потому, что одновременно с осознанием греховности возникает и покаяние как путь к возрождению, обновлению души. Не случайно в одном из песнопений Триоди постной пост сравнивается с весной — «возсия весна постная». Только в начале весны бывает такой холодный свет, такой прозрачный воздух, и мне кажется, он очень соответствует духовному переживанию начала Поста — чистоте, трезвенности, что передается всем богослужебным строем Поста — тихие строгие распевы, темные облачения, мерные поклоны. Весна — это обновление жизни, обновление духа, но «весна душам» начинается прикровенно в самой глубине, как и в природе ранняя весна, которая наступает в это время: зримых изменений вроде нет, но уже день стал длиннее, и тьма отступает.
Вечерня Прощеного воскресенья открывает время, когда каждый может почувствовать себя немного монахом: начинаются длинные службы, земные поклоны, постная пища, чтение святоотеческих поучений. И сам чин прощения, который миряне совершают на богослужении раз в год, в монастырях принято совершать ежедневно на повечерии. Начать новый день нужно с чистой совестью. Так же и начать Великий пост — очистив свою душу от груза обид, непонимания, размолвок с другими, чтобы можно было спокойно сосредоточиться на себе, своих отношениях с Богом, по слову Христа: «Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу» (Лк. 12: 58).
После вечерни настоятель храма обращается к народу со словом, в конце которого первый просит прощения. Здесь в каждом храме могут быть свои традиции, но, как правило, священство храма выходит с крестами, и прихожане поочередно подходят сначала к ним, а потом друг ко другу со словами «Простите меня» и ответом «Бог простит, и я прощаю». Хор в это время поет обычно песнопения подготовительных дней к Великому посту, такие, как «Покаяния отверзи ми двери», а в некоторых храмах и Пасхальные стихиры, как бы указывая ту цель, к которой мы начинаем путь.
И даже если вы никого на приходе не знаете, все равно очень важно сходить на эту службу, чтобы почувствовать атмосферу наступающего Великого поста и начать свое покаяние просьбой прощения у священника.
Чин прощения повторяется Великим постом еще несколько раз: первые четыре дня первой седмицы, когда читается канон Андрея Критского, но не целиком, когда все просят прощения друг у друга, а кратко — настоятель храма в конце службы говорит: простите меня, отцы и братья, и делает земной поклон, на который верующие также отвечают земным поклоном. И еще раз в более полном варианте чин прощения повторяется в Великую среду перед последней этим Постом Литургией Преждеосвященных Даров — перед наступающим Великим четвергом, Тайной вечерей и страстными событиями Великой пятницы. Об этом говорится в Постной триоди. Его смысл — также отложить все свои «земные попечения» и достойно подготовиться к службам, на которых мы будем проживать самые страшные и важные события истории мира.
Не раз мне приходилось слышать: разве в один день можно все всем простить или за все у всех попросить прощения? Не думаю, что здесь идет речь о прощении как о каком-то однократном вдруг принятом решении. Но главным в этот день должен стать вопрос: неужели я желаю кому-то погибели и наказания Божия — или, несмотря ни на что, желаю ему спасения и вечной жизни, хочу, чтобы Бог его простил, помиловал, несмотря на мои с ним, может быть, разногласия, может быть, зло, которое он мне сделал? И если я ему спасения не желаю, могу ли идти к Пасхе, когда, как говорит святитель Иоанн Златоуст в своем слове: «…все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!» А на выяснение отношений, попытки понять другого, его поступка иногда уходит вся жизнь.
Конечно, в этот день мы должны в первую очередь спросить себя: кому я сам причинил боль, вольно и невольно? С кем у меня немирные отношения и что я могу сделать для изменения этого? И в первую очередь просить от сердца прощения у наших близких. В храме, всем вместе, это сделать проще. Проще просить прощения и простить. Эту возможность, которой нельзя пренебречь, и дает нам Церковь в Прощеное воскресенье.

Подготовила Ирина ЛУХМАНОВА

Иерей Николай ПЕТРОВ родился в 1976 году в Москве. В 1999 году закончил МАТИ, в 2000 — ПСТГУ. Клирик храма бл. цар. Димитрия.  Преподаватель духовных основ милосердия в Свято-Димитриевской училище сестер милосердия, преподаватель ОПК в Свято-Димитриевской гимназии.

25 февраля 2017
ПОДРОБНЕЕ

Состоялся благотворительный концерт в поддержку строительства храма в Новогиреево

8 января 2021 года в строящемся каменном храме святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево состоялся благотворительный концерт трио солистов хора Данилова монастыря Дениса Денисова, Александра Карагода и Юрия Баркова.

«Хор Данилова Монастыря — наши давние и полюбившиеся друзья, пение которых мы слышали в разных составах в к/т «Березка». Выступление наших друзей всегда праздник и высокий музыкальный уровень — это и уникальные голоса, и широкий репертуар», — сказал настоятель храма протоиерей Алексей Батаногов.

В программе прозвучали духовные стихи, русские песни.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

9 января 2021
ПОДРОБНЕЕ

В Восточном викариатстве 4 июня прошла пастырская конференция

4 июня 2019 г. в храме Преображения Господня на Преображенской площади под председательством Преосвященнейшего Пантелеимона, епископа Орехово-Зуевского, управляющего Восточным викариатством г. Москвы состоялось общее собрание духовенства, в рамках которого была проведена пастырская  конференция на тему «Принципы создания и обустройства приходской жизни в современных условиях».

В мероприятии приняли участие: протоиерей Иоанн Ермилов — благочинный Рождественского церковного округа, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове, протоиерей Александр Дасаев — благочинный Воскресенского церковного округа, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках, протоиерей Николай Емельянов —  проректор по учебной работе ПСТБИ, к.ф.н., доцент кафедры Систематического богословия и патрологии богословского факультета ПСТГУ.

С докладами выступили:

— протоиерей Алексей Батаногов, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево – «Роль священника в современной жизни прихода»;

— Александр Абросимов, староста храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево – «Миряне на приходе»;

— иерей Петр Иванов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Гольянове – «Внебогослужебная жизнь прихода в современных условиях»;

— протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный Рождественского благочиния, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове – «Опыт создания центра свт. Иоасафа Белгородского»;

— протоиерей Николай Емельянов, проректор по учебной работе ПСТБИ – «Значение духовника и прихода в пастырской подготовке священника».

Участники конференции пришли к таким выводам, что приходскую жизнь надо изучать, имеются разные подходы и взгляды к ее организации на старых и новых приходах. Многое также зависит от личности настоятеля, и того, наследником какой духовной традиции он является. Важна также и возрастная аудитория прихода.

5 июня 2019
ПОДРОБНЕЕ

Итоги Международной онлайн-конференции

30 июня 2020 года состоялось завершающее мероприятие Международной онлайн-конференции «Молодежное служение Русской Православной Церкви: опыт и перспективы», которая проходила на базе мультимедийного центра Российского православного университета святого Иоанна Богослова по благословению председателя Синодального отдела по делам молодежи епископа Истринского Серафима и при поддержке Федерального агентства по делам молодежи и Координационного центра молодежного служения в Северо-Западном федеральном округе.

В ходе совещания был принят итоговый документ «Стратегические направления и приоритеты», ставший результатом работы шести направлений форума («Пути взаимодействия государственных органов по делам молодежи и епархиальных молодежных отделов», «Стратегия развития молодежного служения в России и за рубежом, а также всецерковного православного молодежного служения», «Новый виток развития молодежного добровольчества в условиях пандемии», «Организация и проведение молодежных мероприятий в формате онлайн», «Подростковые клубы как яркое направление молодежной работы», «Работа со студенческой молодежью»). Онлайн-дискуссии были проведены накануне, 29 июня, в каждой приняли участие более 100 человек.

После внесения дополнений текст документа будет опубликован на официальном сайте Синодального отдела по делам молодежи.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5657409.html

2 июля 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up