12 сентября, благочинный Воскресенского округа настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках протоиерей Александр Дасаев почтил память своего небесного покровителя – святого благоверного великого князя Александра Невского.
В этот день отец Александр совершил Божественную литургию в храме Воскресения Христова в Сокольниках, за которой пел хор незрячих.
Его Высокопреподобию сослужили клирики храма.
После литургии состоялся благодарственный молебен, по завершении которого отец Феодор от лица духовенства и всех собравшихся поздравил отца Александра с днем тезоименитства.
В Храм Христа Спасителя были возвращены два исторических образа Божией Матери: «Всех скорбящих Радость» и «Владимирская». Как произошло их обретение? Об этом aif.ru поговорил с настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине города Москвы, ответственным секретарем журнала «Храмоздатель», протоиереем Владимиром Клюевым.
Владимир Клюев: Это значимое событие, которое, несомненно, обладает глубоким духовным символизмом. Всё началось с того, что в одной из проповедей в храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине я призвал прихожан возвращать в храмы иконы, спасённые их предками во времена гонений. Совершенно неожиданно на этот призыв откликнулся наш прихожанин Алексей Кудинов, который рассказал, что его бабушка, Анастасия Кудинова, в 1930-е годы сохранила икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», вывезенную из Храма Христа Спасителя перед его разрушением. Алексей выразил желание безвозмездно передать святыню в храм, где она заняла бы свое историческое место.
Юлия Тутина, aif.ru: Отец Владимир, как проходила работа по атрибуции этой иконы? Как удалось подтвердить её подлинность?
— С апреля 2023 года совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева мы проводили исследование. Сотрудники этого учреждения проявили к этой находке огромный интерес. В результате было установлено совпадение с образом «Богоматерь «Всех скорбящих Радость»» кисти Фёдора Андреевича Бронникова, академика живописи XIX века. Эксперты музея подтвердили её историко-культурную и художественную ценность. Таким образом, слова Алексея Кудинова были подтверждены искусствоведами. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта старинная икона 5 ноября 2024 года была возвращена в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в Москве.
— Автор образа, художник Фёдор Бронников известен в основном специалистам по русской живописи, думаю, немногие знают его как иконописца.
— Действительно, Фёдор Андреевич Бронников был выдающимся художником, писавшим картины на античные и исторические темы, и весьма известный в этом качестве. Его светская живопись отличается мягкостью красок, выразительностью образов и высоким художественным уровнем. На каком-то этапе творческого пути Бронников почти исключительно посвятил себя картинам из древнеримской жизни и итальянскому жанру. Например, в 1863 году он был признан профессором исторической живописи за картину: «Гораций читает свои сатиры Меценату».
Но вместе с тем церковное искусство было ему также близко, художник внёс большой вклад в оформление Храма Христа Спасителя, и найденная икона — одно из тому доказательств. Кстати говоря, до революции не было какого-то строгого разделения между церковным и светским искусством. И это касается не только живописи. Так, архитекторы того времени равным образом проектировали и гражданские сооружения, и величественные храмы. Об этом можно прочитать, в частности, журнале «Храмоздатель», ответственным секретарем редакции которого я являюсь.
— Помимо этой иконы, в Храм Христа Спасителя была возвращена ещё одна святыня — список Владимирской иконы Божией Матери…
— Да, 13 июля 2024 года список Владимирской иконы, вывезенный из Храма Христа Спасителя перед его разрушением, был возвращен в собор. Позже, 31 января 2025 года, после проведённой реставрации, прямо перед годовщиной интронизации Святейшего Патриарха образ занял своё историческое место. Этот список XIX века был обнаружен мною при подготовке материала для журнала «Храмоздатель» в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Оказалось, что он был вывезен туда во время гонений на Церковь.
Из истории освящения Храма Христа Спасителя, который состоялся 7 июня (26 мая) 1883 года, известно, что перед иконой Божией Матери Владимирская молились, герои Отечественной войны 1812 года, дожившие до этого торжества:
Ветераны, украшенные медалями, в память Отечественной войны 1812 года.
Депутации от полков, получивших разные отличия за участия в походах и сражениях в 1812–1814 гг.
Депутации от Донского и Оренбургского казачеств, добровольно снарядивших ополчения в 1812 году.
Депутации от губерний, принимавших участие в составлении народного ополчения в 1812 года.
Депутации от Москвы и Бородина.
Депутации от городов, при которых происходили сражения в 1812 году.
Депутации от губерний и городов, подвергавшихся нашествию и служивших театром военных действий в 1812 году.
— Кто же сохранил этот список для потомков?
— Эту икону сохранил священник Василий Орлов, который служил настоятелем Никольского храма в 1920–1930 годы. Благодаря его заботе икона не только уцелела, но и была передана по наследству прихожанам, которые сохранили её в храме. Мы можем только восхищаться тому, как наши предки в условиях гонений на веру, угрозы их жизни сохраняли святыни. Ведь тогда не было, практически, никакой надежды, что Храм Христа Спасителя восстановят, что вера в нашем народе возродится. Атеисты праздновали победу и обещали, что религия исчезнет как явление. Но люди верили, что Бог не оставит ни их, ни чтимые святыни, и эта вера оказалось сильнее воинствующего безбожия.
— А что Вы можете сказать про Евграфа Сорокина, кисти которого принадлежит Владимирский образ?
— Евграф Семёнович Сорокин был выдающимся художником и педагогом, профессором живописи. С его творческим восхождением связана одна действительно впечатляющая история. По совету своего учителя, ярославского живописца, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину: «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца». Это произведение было представлено государю, который и повелел направить Евграфа Семеновича в Академию художеств в 1841 году.
Он также внёс огромный вклад в оформление Храма Христа Спасителя.
В правом клиросе находился образ «Нерукотворенного Спаса», писанный художником с образа, находящегося в церкви Спаса, что за золотой решеткой в Кремле, а в левом — образ Владимирской Богоматери — снимок с образа, находящегося в Успенском Соборе. Причем профессор Сорокин написал их безвозмездно.
Им написаны фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей. На северной двери был изображен св. Архидиакон Лаврентий, в диаконовском облачении; правая рука с орарем простерта к народу в тот момент, когда святой произносит слова: «Станем добрее».
На южной двери — Первомученик Стефан также в диаконовском облачении; в правой руке святого — кадило, в левой — камень как знамение его страдания.
Четыре внутренних столба Храма (пилоны), послужившие основанием для купола, в верхней их части, при соединении с арками, расширяются, образуя так называемые паруса, расписанные профессором Сорокиным совместно с профессором Бруни.
В Парусах Храма, были помещены четыре иконы: три из них изображают важнейшие моменты земной жизни Спасителя, в которых Господь явил свою славу: Преображение, Воскресение и Вознесение Христа, а четвертая картина — Сошествие Святого Духа на Апостолов.
Ниже этих изображений помещены Евангелисты — ученики и свидетели Христовых чудес, передавшие нам божественное учение и различные сведения о Его земной жизни.
Таким образом, на северо-восточном парусе изображено Преображение Господне, а под ним — Евангелист Лука, на юго-восточном — Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн, на северо-западном парусе — Воскресение (изображение сделано по древнему рисунку и представляет восхождение Христа из ада на небо и возведение праведников Ветхого завета), а под ним — Евангелист Матвей, и на юго-западном — Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Марк.
Сорокин художественно исполнил образ Христа Спасителя для плащаницы Храма с вышитою шелком пеленою, она окаймлена золотым с орнаментом бордюром, заключающем в себе молитвенную надпись.
Ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах Храма Христа Спасителя некоторых произведений Бруни, не законченных вследствие смерти последнего. Работы Сорокина отличаются тщательной прорисовкой деталей, глубокой духовностью и академической техникой исполнения. Его авторство было установить проще, икона была подписана.
В парижской церкви Александра Невского (в 1860-1861 гг.) его кисти принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди.
— Какое значение имеет возвращение этих образов?
— Мы благодарим Господа, что обе иконы находятся там, где они и должны быть — в Храме Христа Спасителя. Их возвращение — это не только восстановление исторической справедливости, но и духовно значимое событие, напоминающее нам о неразрывной связи времён, стойкости веры и подвиге тех, кто сберёг святыни в годы гонений.
Я также благодарю ключаря кафедрального собора, протоиерея Михаила Рязанцева, который принял участие в том, чтобы обе эти иконы вернулись в Храм. Хотелось бы подчеркнуть и роль члена Патриаршей комиссии по реставрации икон, протоиерея Георгия Мартынова, который оказывал неоценимую помощь в установлении подлинности образов и контроле за их реставрацией.
История возвращения икон, думаю, вдохновит многих небезразличных людей — тех, кто сохраняет святыни, исследует и реставрирует их, собирает исторические сведения, без которых немыслимо сохранять наше духовное наследие.
В рамках ежевоскресных встреч молодежного сообщества при приходе прп. Сергия Радонежского в Гольянове состоялась первая беседа из цикла, посвященного тайм-менеджменту.
Своим опытом организации времени на первой встрече данного цикла поделился чтец Кирилл Алексин, выпускник ПСТГУ, магистр теологии.
*** В настоящий момент чт. Кирилл является начальником Практического отдела ПСТБИ, т. е. руководит разного рода практиками на Богословском факультете, начиная с богослужебных практик, заканчивая студенческими поездками. Также он несет послушание индивидуального наставника в ПСТБИ, иными словами — помогает студентам на пути их обучения в Богословском институте на программах пастырской подготовки. Также чт. Кирилл является аспирантом Венского университета в Австрии, пишет диссертацию о современных священниках и подготовке к священству.
Что такое тайм-менеджмент? Time-management (буквально — управление временем) — технология, позволяющая научиться эффективно планировать свое время. Она включает в себя различные методики и инструменты. Она включает в себя то, что, как кажется, необходимо для для молодых христиан, которые входят в наше молодежное сообщество.
«Научиться управлять своим временем — это способ выстраивать свою жизнь по-христиански. Тайм-менеджмент — это технология для юного аскета!» — сказал чтец Кирилл Алексин.
После того, как ведущий беседы разграничил понятия «мечта», «задача» и «цель», он сказал о необходимости выстраивать свои цели в соответствии с определенными ценностями (для каждого человека ценным является что-то свое). Для того же, чтобы понять, как выстраивать свою жизнь, необходимо понять себя, чему также способствуют некоторые методики. Затем чт. Кирилл рассказал о конкретных инструментах для реализации своих целей (среди них — ведение дневника, календаря, бюджета времени и пр.). Особое внимание было уделено одной из методик, следуя которой каждый из участников с помощью специальных вопросов описал на листочке свой день, каким он его хочет видеть, через 10 лет.
Впечатления от встречи участников данной встречи:
«Могу сказать, что мне встреча очень понравилась. Она была очень интересная и познавательная! Я узнала для себя много нового и полезного. Я надеюсь, что мне это поможет в моей жизни» (Анна Векленко).
«Беседа была интересной, хотя о многом из того, что говорилось, я уже знала. Но было и новое! Мне понравилось, что благодаря некоторым вещам, о которых рассказали на этой встречи, я могу лучше узнать себя» (Елизавета Русановская).
«Если бы не эта беседа, я вряд ли бы узнал о том, что такое приложение «Smarter Time», и как оно может помочь следить за тем, на что тратиться собственное время. Когда понимаешь, на что тратишь время, то можно задаться вопросом: «Следую ли я своим ценностям, целям и стремлениям?»» (Михаил Иванов).
Всех ждем на встречах молодежного сообщества при храме прп. Сергия Радонежского в Гольянове!
Для тех, кто хочет присоединиться к встречам из цикла по тайм-менеджменту, радостная новость — следующая беседа состоится в одно из воскресений декабря!
28 июня состоялось отпевание клирика храма Воскресения Христова в Сокольниках протоиерея Валентина Султана, скончавшегося после продолжительной болезни. Отпевание возглавил Управляющий Восточным викариатством города Москвы преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, которому сослужило духовенство города Москвы: протоиерей Александр Дасаев, протоиерей Павел Куцов, протоиерей Андрей Голованов, протоиерей Максим Кравченко, протоиерей Сергий Князев, иерей Александр Алешин, иерей Евгений Головин, иерей Василий Щур, иерей Борис Векленко, иерей Михаил Лихачев, иерей Илия Воронков, иерей Борис Зыкунов, иерей Георгий Арсенов, иерей Андрей Кривоногов, иерей Андрей Тихонов, игумен Серафим (Кравченко), инок Сергий (Лебедев), протодиакон Валерий Щеглов, протодиакон Владимир Лоб, протодиакон Николай Султан, диакон Димитрий Камозин.
По 3 песни канона надгробное слово произнес протоиерей Максим Кравченко. По 6 песни канона надгробное слово произнес протоиерей Павел Куцов.
В конце отпевания преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский огласил соболезнования Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Это событие напоминает нам и о нашей с вами кончине, об ответственности перед Богом, напоминает о том, что мы должны быть всегда готовы к исходу из этого мира, который наполнен грехом. И конечно должны быть подобны отцу Валентину, жить кротко и смиренно, достигая при этом внутреннего покоя и тишины. Это очень особое событие для всех нас, так как мы провожаем отца Валентина в вечную жизнь, за пределы нашего земного бытия, ведь вся жизнь священника должна быть устремлена в Царство Небесное. Пастырь должен готовить себя и своих прихожан, паству свою к вечной жизни, он не должен задерживаться здесь. Как говорил прп. Авросий Оптинский:“Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх”. Будем молиться о нашем собрате, чтобы Господь удостоил его Царствия Небесного. Благодать Божия, которая почила на нем, которая через него совершала Таинства, конечно же будет сопутствовать ему в этом пути, в вечную жизнь. Будем молиться и просить, чтобы Господь удостоил его пребывание с праведными и упокоил его душу» — сказал епископ Пантелеимон.
Автобиография протоиерея Валентина Султана
Протоиерей Валентин Алексеевич Султан родился 10 июля 1939 года в Молдавии, Атакском районе, селе Мерешовка, в благочестивой семье крестьянина. По окончании средней школы трудился псаломщиком в храме Рождества Пресвятой Богородицы (с. Бриганы, Молдавия). 1959-1962гг. служил в рядах Cоветской армии. В 1968 году окончил Московскую Духовную Академию. В 1971 году женился на Егоровой Марии Феодоровне. Воспитал троих детей. 30 января 1972 года рукоположен во диакона Святейшим Патриархом Пименом и служил в храме Архангела Гавриила Антиохийского подворья в Москве.24 декабря 1972 года рукоположен во пресвитера Святейшим Патриархом Пименом и назначен в Петропавловский храм, что в Лефортове города Москвы. В храме Воскресения Христова в Сокольниках служил с 20 февраля 1984 года. К празднику Святой Пасхи в 2019 году был удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской.
Конкурс проходит в два этапа в трех возрастных группах: 6-7, 8-9, 10-12 классы. На первом этапе с 10 сентября по 1 декабря 2020 года через сайт конкурса будет осуществляться прием творческих работ.
Для участия в конкурсе рекомендуется ознакомиться с Тематическим планом, который будет опубликован 10 сентября, и самостоятельно подготовить творческую работу согласно предложенным тематическим направлениям. Требования к оформлению работ подробно изложены в Положении о конкурсе. Для того чтобы отправить сочинение, необходимо перейти на страницу Заявки на участие, заполнить анкету участника конкурса и прикрепить соответствующий файл.
Участникам конкурса, педагогам и родителям также предлагается познакомиться с лучшими творческими работами победителей предыдущих сезонов, представленными на главной странице обновленного сайта конкурса, а также вступить в тематические группы конкурса в социальных сетях «ВКонтакте» и «Facebook».
Конкурс проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.