Анонс великого освящения храма в Измайлово — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Анонс великого освящения храма в Измайлово

Опубликовано: 17 апреля 2024

Категории: Новости

Дорогие братья и сестры!

В субботу 20 апреля состоится великое освящение
храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово.

Богослужение возглавит управляющий Восточным викариатством г. Москвы
епископ Верейский Пантелеимон.

Начало исповеди: 7:30
Начало богослужения: 8:00

Приглашаем всех разделить радость совместной молитвы!

https://t.me/peschanskiy_hram

Окончены работы по реставрации росписей храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

27 марта в день памяти Феодоровской иконы Божией Матери был подписан акт приемки выполненных работ по реставрации росписей храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, включенного в единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Московской городской Думы А.Н. Метельский, Начальник Управления выдачи разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия Департамента культурного наследия города Москвы И.А. Буканова, заместитель главы управы района Гольяново С.Ю. Шевёлкина, представитель Управления территориального контроля Д.В. Кузин, специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления, осуществлявшие произведение работ, авторский надзор и научное руководство реставрационными работами, настоятель храма иерей Роман Богдасаров, староста А.В. Миронов, член приходского собрания Н.В. Ганичев, заведующая учебной частью Воскресной школы Н.А. Друшлякова.

Настоятель храма, отец Роман Богдасаров, провел экскурсию по храму для собравшихся, рассказал об уникальном вкладе отца Владимира Тимакова в восстановление древней московской святыни.

Отреставрированные росписи храма представляют собой адаптированные под архитектуру храма копии фресок великого русского иконописца-монументалиста Дионисия, последователя Андрея Рублева. Известные Дионисиевские фрески сегодня можно увидеть в Пафнутьево-Боровском и Ферапонтовом монастырях — это величайшая ценность русской духовной культуры. И храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, таким образом, является носителем древнерусской изобразительной культуры XV — начала XVI веков. Здесь росписи созданы художником-копиистом древнерусской фресковой живописи Н.В. Гусевым в 90-е годы прошлого столетия.

Отец Роман поделился с собравшимися планами о предстоящей полной реставрации фасадов храма, метлахского пола, ремонте и развитии прилегающей территории. Представители государственных ведомств выразили готовность оказать поддержку приходу в этой работе.

После подписания Акта отец настоятель рассказал о деятельности храма в социальной, образовательной, молодежной и спортивной сферах. За прошедшие три года наблюдается рост по многим показателям: выросло количество учащихся в Воскресной школе, увеличилось количество семей, обращающихся за материальной помощью в храм, появились добровольцы по уходу за пожилыми людьми, молодежь Гольяново стала обращать больше внимания на духовную жизнь. Например, число подписчиков храмовой группы Вконтакте увеличилось в 5 раз, а молодежной группы — на порядок. Основной рост наблюдается за счет мужчин от 30 до 35 лет и девушек от 21 до 24 лет (по статистическим данным групп Вконтакте).

Ранее работы по реставрации росписей храма были одобрены Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви.

28 марта 2019
ПОДРОБНЕЕ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

Прошло совещание с представителями конфессий

В конце мая по поручению директора Росгвардии генерала армии В.В. Золотова замглавы ведомства генерал-полковник А.В. Воробьев провел совещание с представителями религиозных конфессий.

 В мероприятии приняли участие настоятель храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Голянове, заведующий сектором по взаимоотношениям с Росгвардией Синодального военного отдела иерей Роман Богдасаров, руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Железногорской епархии, помощник главного священника СВО, окормляющий войска национальной гвардии в зоне проведения СВО, протоиерей  Святослав Чурканов, а также духовенство из регионов России, ведущее работу с Росгвардией.

В ходе совещания обсуждались вопросы духовно-нравственного воспитания военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии и задачи по его совершенствованию.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Голянове

5 июня 2024
ПОДРОБНЕЕ

В Москве прошла пресс-конференция, посвященная смыслу Великого поста

17 марта 2021 года в РИА «Новости» в онлайн-формате прошла пресс-конференция, посвященная смыслу Великого поста. В ней приняли участие председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон и председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда.

«Пост установлен в Церкви для людей, которые хотели бы узнать Христа и которые хотели бы быть ближе к Богу. Это подготовка к воспоминанию о страстях Христовых, Его крестном подвиге, о Его страданиях и Его Воскресении. Пост помогает приблизиться к Богу», — сказал епископ Пантелеимон, открывая конференцию.

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда отметил, что пост — это способ подготовиться к празднованию Пасхи, очистить к этому светлому празднику свою душу от греха. «Ведь грех — это искажение любви, когда или объект любви неправильный или неверна ее мера. Пост дает возможность соизмерить нашу жизнь с заповедями Божиими», — сказал В.Р. Легойда.

При этом, как заявил представитель Церкви, главное содержание Великого, да и любого другого поста — духовное самосовершенствование человека, а не пищевые или любые другие самоограничения, хотя пост и дела милосердия — связанные между собой вещи. «По древней традиции, первые христиане не просто так ограничивали себя в еде. Существуют свидетельства, что средства, сэкономленные благодаря ограничениям в еде, направлялись на помощь нуждающимся. Пост предоставляет возможность обратить внимание не только на свои нужды, но и на нужды окружающих людей. И наша помощь бедным и нуждающимся — доказательство того, что Великий пост для нас — не пустые слова», — подчеркнул В.Р. Легойда.

«Конечно, пост — это не только воздержание в пище, не только молитва, но еще и дела милосердия. Это очень важная составляющая Великого поста. И любой человек может принять участие в добрых делах», — отметил епископ Пантелеимон.

Председатель Синодального отдела по благотворительности рассказал, что московская служба помощи «Милосердие» готовит в скором времени к запуску акцию «Дари радость на Пасху»: все желающие смогут поделиться подарками для 14 тысяч подопечных, включая пациентов больниц. Кроме того, на портале Милосердие.ru пройдет акция «Пост — время добрых дел» — с нуждающимися можно будет поделиться продуктами, вещами, пожертвовать на проекты службы помощи «Милосердие».

Особое место во время конференции было уделено тому, как пандемия отражается на жизни православных. «Пандемия вызвала всплеск любви, подъем социального служения. У нас организовались церковные группы добровольцев, не только в Москве, но и в других городах. Очень активно заработали епархиальные отделы по благотворительности и социальному служению, появились настоящие герои среди тех, кто помогает бездомным, людям с инвалидностью, больным. Во время пандемии появилась федеральная горячая линия церковной помощи. С 1 февраля на нее поступило свыше 6200 звонков. Церковь выступила координатором помощи по всей стране, объявила сбор средств для нуждающихся в регионах. В Москве была создана группа священников, которая с начала апреля совершила свыше 1700 выездов к больным коронавирусом в 57 медицинских учреждений московского региона», — рассказал епископ Пантелеимон.

Период пандемии показал, как сильно востребованы больничные священники. Председатель Синодального отдела напомнил, что в начале пандемии больницы закрылись для священников, и «человек в красной зоне не мог пригласить к себе священника, исповедаться перед смертью, причаститься». «Это была тяжелая ситуация. И слава Богу, что за время пандемии эта ситуация изменилась. Сейчас у нас ведутся конструктивные и очень важные переговоры и с департаментом здравоохранения Москвы, и с Минздравом России, с Правительством. Мы планируем сделать конференцию, которая обобщит международный опыт больничного служения священников», — сказал епископ Пантелеимон на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня».

Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в Telegram-канале «Дела Церкви» и в группе Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению в социальных сетях «Facebook»«ВКонтакте», аккаунте Отдела в «Instagram».

Информационный источник: http://moseparh.ru/v-moskve-proshla-press-konferenciya-posvyashhennaya-smyslu-velikogo-posta.html

18 марта 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up