Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК НА ГАРАЖНОЙ УЛИЦЕ

В минувшее воскресенье, 17 июня, состоялось праздничное богослужение по случаю престольного праздника храма преподобных Сергия и Варвары (Островских), родителей преподобного Александра Свирского.

Смиренные праведники, жившие в небольшом селении возле монастыря, затерянного в суровых северных лесах, они оставили о себе добрую память, воспитав великого подвижника и чудотворца. Оставаясь как бы в его тени его славы, не увядающей вот уже на протяжении пяти веков, сами Сергий и Варвара были прославлены в лике святых лишь в 2000 году.

Мало известно об их земном пути. Жили скромно, праведно, имели уже взрослых детей, но молили Господа об утешении на склоне лет – о рождении еще одного ребенка после продолжительного бесплодия. По вере и молитвам получили просимое и воспитали не просто сына, который достойно покоил бы их старость, но великого русского святого. Однако чтобы принять его решение посвятить свою жизнь служению Богу, им потребовалось пройти через скорби разлуки с любимым чадом и неизвестности его судьбы, а также настоящий родительский подвиг смирения, венцом которого стал монашеский постриг вслед за сыном и по его слову. И снова разлука. Но духовное единение в служении Господу: сын – на Валааме, а Сергий и Варвара – на Ояти, где вскоре и окончили свои дни.

Почти ничего не известно и о тех чудесах, что совершались по молитвам Сергию и Варваре по их кончине на протяжении почти пятисот лет. Имеются свидетельства, что уже в XVII веке их почитали за чудотворцев. Однако систематических записей этих свидетельств не сохранилось, поэтому прославление отложилось до наших дней.

Храм на Гаражной улице – первый в истории, построенный и освященный в честь этих святых. И конечно, праздник прошел очень торжественно и красиво. Начался он накануне вечером, Всенощным бдением. Празднично убранная живыми цветами икона Преподобных, праздничные облачения, праздничные песнопения – радостно и светло. Утро воскресенья началось с акафиста Сергию и Варваре и продолжилось Божественной Литургией. Несмотря на летний день и отличную солнечную погоду, храм был полон. Чудесно и вдохновленно пел хор. Много было причастников, особенно было всеми замечено большое количество детей. Назидательно звучали слова проповеди. Радостное единение крестного хода. Блики солнца в каплях святой воды, счастливые улыбки на лицах, детские голоса. И снова, и снова величание. И освящение большой писаной иконы Георгия Победоносца, подаренной храму. Чудесный день. День святых Преподобных Сергия и Варвары.

Святые преподобные Сергие и Варваро, молите Бога о нас!

Текст: информационная служба храма преподобных Сергия и Варвары Островских

19 июня 2018
ПОДРОБНЕЕ

Молебное пение на новолетие в Храме Христа Спасителя в Москве

Вечером 31 декабря 2019 года, в канун Нового года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение на новолетие в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Перед началом новогоднего молебна Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всегда в канун Нового года мы собираемся для того, чтобы совершить молебен, испросить у Господа помощи на следующий год и возблагодарить Его за то, что было в годе минувшем.

Минувший год не был простым, но даже самые сложные обстоятельства проходят. И что самое удивительное, Господь так создал человека, что в его памяти доброе задерживается гораздо лучше, чем плохое. Если мы окидываем взглядом прошлое, то плохое где-то в потемках, а наиболее яркие события связаны с добрыми переживаниями, с добрыми чувствами человека. Это тоже свидетельство милости Божией, ведь если человек живет в плену стрессов, в плену дурных воспоминаний, то это опасно для его здоровья и духовного, и физического. И молитва, которую мы совершаем, — молитва благодарения за год минувший, молитва прошения о годе предстоящем — дает нам надежду на то, что милость Божия пребудет с нами, что Господь поможет нам пройти дорогой жизни в течение предстоящего года, что милость Его в ответ на нашу молитву будет сопутствовать нам на этом пути.

Древние уподобляли время течению реки. Действительно, есть нечто общее между течением времени и течением воды. Точно так же, как река не всегда бывает спокойной, — ведь в зависимости от рельефа она может быть бурной, опасной, с порогами и водопадами, — так же и река времени редко бывает спокойной. Мы проходим через разные события в своей жизни, но когда лодку ведет опытный кормчий, то даже на самой бурной реке он сумеет обойти и воронки, и пороги, и водопады, и удержать лодку на плаву. Вот так и нам надобно управлять своей жизнью, и успех этого управления во многом зависит от того, насколько нам сопутствует Божия благодать, потому что разными бывают обстоятельства, и нередко своих собственных сил, разума, памяти, чувств, воли не хватает для того, чтобы справиться с трудностями.

Поэтому, вознося благодарение Господу за год минувший, испросим у Него благословения на год предстоящий. Чтобы Он дал нам сил душевных и телесных, укрепил здравие, исцелил от болезней, чтобы благословил Отечество наше, народ наш. Чтобы исторический путь России в предстоящий год был мирным, спокойным, благополучным. И о Церкви нашей помолимся, которая пребывает ныне в очень непростых обстоятельствах, но верим, что по молитвам святых угодников, по молитвам всех нас Господь поможет Церкви Русской преодолеть те трудности, которые были порождены не нашими делами, а привнесены в нашу жизнь извне.

Будем просить Господа об укреплении веры и благочестия нашего народа; о мире, чтобы никакие враждебные силы не могли помешать течению нашей жизни. Помолимся и о наших родных и близких — родители о детях, дети о родителях, о наших наставниках, о всех тех, кто нас окружает и с кем мы связаны на этом жизненном пути.

Пусть предстоящий год по милости Божией станет годом Его благости. И пусть благословение Его простирается над Отечеством нашим, над народом нашим, над Церковью нашей и над каждым из нас. Аминь. С предстоящим Новым годом!»

При совершении молебна Его Святейшеству сослужили: архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашествуархиепископ Верейский Амвросий, наместник Сретенского ставропигиального монастыряархиепископ Егорьевский Матфейепископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыряепископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служениюепископ Балашихинский Николай, руководитель и главный редактор Издательства Московской Патриархииепископ Павло-Посадский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархииепископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежиепископ Бронницкий Фома, наместник Донского ставропигиального монастыряепископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального монастыряпротоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; московское духовенство.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).

1 января 2020
ПОДРОБНЕЕ

«ЭЛЕОС» И «КОЖУХОВЦЫ»: БРАТСКАЯ ВСТРЕЧА

Христианское общение всегда было получением взаимной радости для его сторон, способ высказаться и получить поддержку, как обмен духовным опытом. В этих целях 18 ноября 2018 года прошла дружеская и, более того, — братская встреча двух молодёжных клубов Восточного викариатства – «Кожуховцев» (храм Живоначальной Троицы в Косино) и «Элеоса» (храм Всех Святых в Земле Российской просиявших в Новокосино).

Молодёжь встретилась при храме Живоначальной Троицы в Косино — «Кожуховцы» стали хозяевами встречи. Они предложили построить процесс объединенного собрания таким образом: сначала посмотреть кинокартину 2017 года «Несломленный» (реж. Анджелина Джоли) и этим снизить напряжение первого слёта, а затем – подружиться и пообщаться. Начать с обсуждения киноленты, рассказать друг другу о путях воцерковления и его проблематике, поделиться опытом развития наших сообществ, а потом спланировать ближайшие общие встречи и их программу.

Хотя, наверное, оргвопросы интересовали только руководителей – новокосинского диакона Антония Данилова и кожуховца Дмитрия Чаплыгина, а участникам, которых на встречу пришло с обеих сторон неожиданно много, хотелось просто душевного общения и христианского приятия.

Западные фильмы, как правило, не отличаются нравственностью и религиозностью их героев, но «Несломленный» стал для участников встречи исключением из общего правила. Ни одной блудной сцены, никакой безнравственности, – идейность и сюжетные линии в этой картине оказались ближе к постановкам Тарковского, нежели к детищам какого-либо западного режиссера.

Жизнь не была особенно благосклонна к главному герою киноленты — Луи Замперини, но трудности делали его лишь сильнее. Он выжил после того, как его бомбардировщик упал в океан, а потом полтора месяца мужчина вместе с двумя друзьями дрейфовал на плоту в открытом океане. Он бился с акулами, ел сырую рыбу и птиц, и когда сил от обезвоживания и голодания уже совсем не осталось, к плоту подошел корабль… Но и спасение было не раем – он попал в плен к японцам. Однако сломить этого человека оказалось невозможно, – его стремление жить побеждало все: жестокость, пытки и нечеловеческие условия содержания. Что же сделало его настолько сильным и почему он — несломленный?

Это молодёжь и пыталась обсудить. Вероятно, причины кроются не столько в сюжете, сколько в жизни самого режиссера – А. Джоли. После развода с мужем – известным киноактёром и продюсером Брэдом Питтом – Анджелина испытала сильный стресс, который заставил её задуматься о вечном – о Боге и состоянии своей души. Когда-то в 2000 году Анджелина Джоли заявила: «Мне не нужна вера в Бога, чтобы совершать добрые дела. В людях при рождении уже заложено что-то возвышенное. С другой стороны, я не думаю, что жить совсем без веры возможно». Но сейчас её прежние агностические взгляды дали крен, и она, меняя своё мировоззрение, кладёт духовные устремления киногероев во главу угла своих кинокартин.

С раннего детства Луи видит молящуюся маму, затем несколько раз в сложнейших ситуациях молится сам – и Господь хранит его, дает второй, третий, четвёртый шансы на жизнь. На грани смерти в шлюпке посреди открытого моря под палящим солнцем герой, наконец, даёт обет: посвятить жизнь Богу, если он выживет.

И Луи, пройдя рубеж смерти на воде и японские концлагеря, выживает, параллельно спасая жизнь другим людям (в такие моменты явно присутствует указание на христианскою жертву). Картина заканчивается закадровым голосом о том, что после двух лет перенесения посттравматического стресса Луи сдержал обещание посвятить себя служению Творцу.

Фильм ребятам понравился, и беседа, как костёр молодёжного Форума «ДоброЛето», мгновенно занялась. В уютной атмосфере кожуховского Дома причта было легко и действительно душевно! Ребята поделились друг с другом своими мыслями о молодёжном служении, опыте церковной жизни, паломничестве и походах, а также запланировали чаще встречаться уже начиная с конца ноября-начала декабря. И если дружить и помогать друг другу, то есть к чему стремиться, ведь, по выражению Соломона, «друг любит во всякое время» (Прит.17:17).

На часах было уже половина одиннадцатого вечера, когда «Элеос» автобусом возвращался в Новокосино, а «Кожуховцы» живо обсуждали впечатления от диалога. Кажется, у всех на душе было вдохновенно и легко от взаимопонимания и теплых слов! Было ощущение, что они делают так, как нужно делать.

И Господь, которого ребята зовут в свою жизнь, ощутимо присутствует в этих встречах – вразумляет и направляет к благим начинаниям с самой юности, когда так мало умеешь, но так много хочешь… А чтобы обещания не растворились в московской системе социальных связей и бесконечных делах, теперь новым друзьям нужно качественно продумать ближайшую встречу, испросить благословения наставников и перейти к действиям, что сохранить тепло общения и радость встреч!

19 ноября 2018
ПОДРОБНЕЕ

О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ — УРОКИ ПРОТОДИАКОНА НИКОЛАЯ ПОПОВИЧА

В больнице святителя Алексия 12 апреля 2017 года умер от рака мой старый знакомый – отец протодиакон Николай Попович. 

Когда после крещения в 1984 году я пришел в храм на Преображенке и крестивший меня о.Владимир Полетаев благословил помогать в алтаре, то именно отец протодиакон (тогда просто Николай Петрович, старший алтарник) учил меня читать на церковно-славянском, ходить со свечой перед Евангелием и объяснил, что в алтаре, конечно, ближе к Богу, но как на передовой больше опасностей и искушений.

Когда я навещал его в больнице, он, мой бывший учитель, сумел и перед смертью дать мне несколько важных уроков. Об одном из них я и хочу вам рассказать.

Отец Николай очень горячо и восторженно говорил мне о трудах преподобного Иустина (Поповича) (1894 – 1979), его однофамильца – замечательного святого, богослова, жившего в XX веке в Югославии, претерпевшего много страданий от безбожных гонителей. Я тоже очень люблю преп. Иустина, но никогда не читал его толкования на Евангелие от Матфея, которое порекомендовал мне о.Николай. Я купил эту книгу (она, по-моему, еще не выложена в интернете) и открыл для себя замечательное объяснение Преподобным заповедей блаженства.

В своем толковании преп. Иустин основывается на творении свят. Григория Нисского о блаженствах, но не ограничивается его толкованиями и приводит мнения других святых отцов, излагая их замечательным языком, в удивительной поэтической форме. Я так увлекся чтением этой книги, что до сих пор не могу от нее оторваться и перечитываю ее снова и снова.

Я хотел бы поделиться с вами этим сокровищем, помочь узнать о заповедях, без которых невозможно узнать Христа.

Преп. Иустин Попович пишет, что в сравнении с новозаветным благовестием, с евангельскими словами о блаженной радости, все сказанное и написанное людьми «лишь печальное и трагичное горько-вестие.»

«Жизнь – проклятие, пока проживается она во грехе и смерти, то есть воспринимается как диавольская реальность. Но та же самая жизнь становится блаженством, как только начинает она восприниматься как Божественный дар, как Божественная действительность, как Божественная радость. Это происходит, если человек живет Божественными добродетелями, Божественными истинами, о которых Спаситель говорит в блаженствах. Воплощаемые в жизнь, они вытесняют из человека все греховное и смертное, воцаряя в нем добродетель и бессмертие и человек воспринимает и ощущает жизнь как блаженство».

Приобщаясь ко Христу, человек приобщается к другой реальности, светлой и радостной. И в той степени, в какой эта реальность наполняет его душу и сердце, вытесняется и все зло. Зло не уничтожается усилием воли, невозможно самому исправить последствия греха. Как тьму нельзя разогнать руками – нужно зажечь свет, так тьма наших грехов – неисправима и неизбывна, если душу не озарит Божественная благодать.

«Блаженство – это не какая-то далекая небесная реальность. Нет, оно начинается здесь, на земле, как небесная действительность, а затем вечно и бессмертно продолжается в самом Небесном Царстве».

Свят. Иоанн Златоуст пишет, что Свое «… учение Христос излагает не в виде … повелений, а в виде блаженств, делая … проповедь Свою занимательнее и для всех открывая поприще учения. … все так поступающие блаженны, так что хотя бы ты был рабом, бедняком, нищим, бесприютным, необразованным – нет никакого препятствия к тому, чтобы тебе быть блаженным, если будешь иметь эту добродетель».

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон

22 февраля 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up