Преображения Господня в Богородском — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ — «БЛАЖЕННЫ ПЛАЧУЩИЕ, ИБО ОНИ УТЕШАТСЯ»

В прошедшее воскресенье мы праздновали память преп. Иоанна Лествичника, чья книга должна по уставу читаться в храмах Великим постом.

Лестница духовного восхождения, которую предлагает преп. Иоанн состоит из 30 ступений и более подробно описывает добродетели, чем 9 заповедей блаженства. Есть в этой книге глава, которая называется «О радостотворном плаче». Преподобный в ней напоминает нам, что «мы … не будем обвинены, при исходе души нашей, за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но без сомнения дадим Богу ответ за то, что не плакали беспрестанно о грехах своих».

Как научиться оплакивать свои грехи?

Преп. Иустин (Попович): «Если смирение наполнит душу человека, то он обретает полное духовное прозрение и начинает видеть все свои грехи. Тогда все его существо вскипает скорбью и сетованием, и он в благоговейном, обращенном к Богу возбуждении проливает над собой слезы перед благим Утешителем. А Утешитель, всещедрый и милующий, Божественным утешением тихо наполняет заплаканную душу кающегося, подавая ему – вместе с этим утешением и через это утешение – бесконечное блаженство».

Слезы происходят и от самоукорения. Авва Дорофей: «Где тот старец, который, когда его спросили: «Что главное из найденного тобою на пути сем, отче», — отвечал: «То, чтобы во всём укорять себя». Это и вопросивший похвалил и сказал ему: «Нет иного пути, кроме сего». Так и авва Пимен сказал со стенанием: «Все добродетели вошли в дом сей, кроме одной, без которой трудно устоять человеку». И когда его спросили: «Какая это добродетель?», он отвечал: «Та, чтобы человек во всём укорял себя». И святой Антоний сказал: «Великий подвиг  человека состоит в том, чтобы он пред лицом Божиим возлагал всё согрешение своё на себя и ожидал бы искушения до последнего издыхания»».

— епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон

23 марта 2018
ПОДРОБНЕЕ

ПАТРИАРШАЯ ПРОПОВЕДЬ ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В НЕДЕЛЮ 16-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ В ХРАМЕ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ МОСКОВСКОГО В БЕСКУДНИКОВЕ Г. МОСКВЫ

Талант — это то, что от Бога и что Господь может отнять в любой момент. Если мы, имея талант, не обращаем его во благо людей, а только сами наслаждаемся результатами того, что талант нам приносит, то участь наша печальна.

16 сентября 2018 года, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, в 16-е воскресенье после Пятидесятницы, за Литургией согласно церковному уставу читается евангельская притча о талантах (Мф. 25:14-30). Все, кто ходит в храм, знают эту притчу, те, кто читал Евангелие, ее помнят. Притча повествует о том, как одному человеку дали пять талантов, другому — два таланта, еще кому-то — один. А когда тот, кто раздавал таланты, потребовал отчет об их использовании, оказалось, что получивший один талант вообще никак их его не использовал, а просто зарыл. Словами этой притчи Господь осудил каждого, кто зарывает свой талант, кто его скрывает, кто не использует свой талант для создания благ, духовных или материальных, на пользу ближнему своему.

Очень часто наличие талантов вызывает у окружающих чувство зависти. Если кто-то, не обладая особыми талантами, видит рядом с собой людей одаренных, то у него может развиться комплекс неполноценности. Напротив, человек, наделенный талантами, может потерять чувство самоконтроля и воспринимать полученный от Бога талант как свою собственную добродетель, как результат своих собственных трудов и поэтому превозноситься над окружающими, в первую очередь над теми, кто талантов не имеет.

Размышляя на эту тему, святой Василий Великий говорит, что человек, который не имеет талантов, не должен презирать себя, а тот, кто имеет таланты, не должен презирать талантами не одаренного. Ни в коем случае наши способности и то, что явилось результатом их развития — положение в обществе и государстве, наличие материальных благ, — не должны стать причиной к тому, чтобы мы смотрели сверху вниз на тех, кто от Бога этих даров не получил, и чтобы успехи, проистекающие из наших талантов, мы приписывали сами себе, а не благодарили Бога каждый день за дар, который Он нам дал.

И вот что еще очень важное сказал Василий Великий, размышляя над притчей, которую мы сегодня слышали. Он сказал, что человек, имеющий таланты, но использующий их лишь для собственного благоугождения, не направляющий плоды своих талантов на благо других людей, уподобляется в глазах Божиих тем, кто никаких талантов не имеет. Потому что талант реализуется не так, как Бог повелевает нам это делать, и, не имея ценности пред лицом Божиим, не имеет ценности и пред лицом людей. И мы знаем, что многие, несомненно, талантливые люди не воспринимаются народом — политики, общественные деятели и прочие, которые, несмотря на свои таланты, не имеют никакой поддержки в человеческих сердцах.

Талант — это то, что от Бога и что Господь может отнять в любой момент. Если мы, имея талант, не обращаем его во благо людей, а только сами наслаждаемся результатами того, что талант нам приносит, то участь наша печальна. И ведь нам известны примеры глубоко несчастных людей — во власти сущих, богатых, знаменитых — и у нас, и по всему миру. Всё у человека есть, а счастья нет, мира душевного нет, как нет той радости, которую он, может быть, испытывал в детстве или в юности, хотя и не имел того, что у него есть сегодня. Талант — это дар Божий, который нельзя отвергать, но им нельзя и злоупотреблять, действуя вопреки Божией воле.

Всему этому мы научены сегодня замечательной притчей о талантах. Пусть эта притча помогает нам, в первую очередь, правильно оценивать самих себя. Эта самооценка очень важна. Молясь пред лицом Божиим, пред иконой в своей собственной комнате, каждый человек, даже очень талантливый и успешный, должен давать себе самооценку, и чем больше возможностей, чем больше талантов, тем выше должна быть планка требований, которые мы предъявляем к самим себе.

Но и тот, кто не имеет таланта, кто живет не очень состоятельно, у кого нет возможностей делать карьеру, кто просто питается от рук своих, должен не завидовать тем, у кого есть таланты, а понимать: кому больше дано, с того больше и спросится. И неизвестно, кто будет первым стоять пред лицом Божиим — имевший десять талантов или тот, у кого был лишь один. Там будет окончательный суд, хотя начинается он здесь, в нашей жизни, через состояние ума, через состояние души. Если человек теряет покой, если из его жизни исчезает радость, значит, талант не помогает быть счастливым, значит, Господу неугодно все, что талантливый человек делает, и Господь лишает его естественных результатов того дара, который он получил.

Напротив, мы знаем, как люди, не имеющие талантов, живущие очень и очень скромно, сохраняют удивительные радость и мир в сердце. Мне приходится путешествовать по всей России, по деревням и селам, по отдаленным уголкам тундры. И когда я встречаюсь с простыми людьми, живущими в чумах в условиях Арктики, когда я смотрю на их лица, я вижу в их глазах человеческое счастье, мир, благополучие, спокойствие. Ведь то, к чему стремится человек и что в первую очередь предопределено дарами, которые человек получает, — всё это разумом и волей самого человека может быть либо обращено к его счастью, полноте жизни, либо разрушено.

В Слове Божием нет ни одной мысли, которая бы не имела отношения к нам — людям, отделенным двумя тысячами лет от пришествия в мир Спасителя. Все, что было сказано и было актуально тогда, актуально сегодня и останется актуальным до скончания человеческой истории. И да поможет нам Господь воспринимать Его слово как величайший закон жизни, осуществляя который, мы только и можем достигнуть подлинного счастья, подлинного благополучия в этой жизни и Царства Небесного по окончании нашего физического бытия. Пусть Господь помогает каждому из нас на нашем жизненном пути. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

18 сентября 2018
ПОДРОБНЕЕ

Состоялась церемония открытия IX Международного фестиваля «Вера и слово»

19 октября 2021 года в подмосковном пансионате «Клязьма» состоялась церемония официального открытия IX Международного фестиваля «Вера и слово» «Церковь в меняющемся мире: вызовы и уроки цифровизации», который проходит по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 18-22 октября в Москве и Подмосковье.

Обращаясь к собравшимся, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда отметил, что за три года, прошедшие со времени проведения последнего, VIII фестиваля «Вера и слово», прошла целая эпоха, и многое из того, что кажется привычным сегодня, мы не могли себе представить ранее.

«Мы не случайно выбрали такую тему фестиваля, поскольку она указывает на те главные вопросы, если брать земное измерение жизни, с которыми мы сегодня столкнулись. Когда стремительное развитие информационных технологий стало буквально ежедневно менять нашу жизнь», — заявил В.Р. Легойда.

По его словам, до пандемии мы почти не использовали многие вошедшие теперь в употребление инструменты коммуникации, которые, как выяснилось на практике, открывают нам очень большие возможности.

«В доковидные времена мы всерьез не обсуждали тему онлайн-консультирования людей, которые в этом заинтересованы. Наступила пандемия, локдаун, и мы вместе с социальной сетью «Одноклассники» организовали прямую линию «Поговори со священником», и она пользовалась очень большим спросом», — рассказал представитель Церкви.

В качестве другого примера В.Р. Легойда указал также на QR-коды, которыми многие не пользовались в повседневной жизни до пандемии, а сейчас они находятся на оборотной стороне бейджей участников фестиваля, и, просканировав их, можно перейти на сайт Отдела, чтобы ознакомиться с программой фестиваля.

«Пандемия заставляет нас вновь и вновь задумываться о том, что все нам позволительно, но не все полезно. Как мне представляется, со святоотеческих времен ничего не изменилось, и та оппозиция «использование — злоупотребление» и сегодня является для нас определяющей. Инструмент нейтрален, все максимально зависит от того, как, для чего и насколько эффективно мы будем его использовать», — отметил В.Р. Легойда.

Председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ напомнил, что данный фестиваль, в отличие от предыдущих, готовился в авральном режиме, и то, что обычно делается за 6 месяцев и более, было на этот раз сделано за полтора месяца.

«Я надеюсь, это не помешает нам провести эффективно и продуктивно эти ближайшие дни, мы постарались сделать встречи, мастер-классы, круглые столы и другие мероприятия максимально интересными для вас и очень рассчитываем на обратную связь», — сказал В.Р. Легойда.

Также председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ сообщил о том, что по итогам прошедшего накануне показа рабочей версии фильма «Непослушник» и последовавшей за ним активной дискуссии, ему позвонили участвовавшие в ней авторы фильма и выразили благодарность за благожелательное и конструктивное обсуждение.

«Хочу пожелать всем нам, чтобы все дни фестиваля проходили в такой же конструктивной братской атмосфере, чтобы эта благожелательность, которая вчера нами была продемонстрирована, не покидала нас до самого конца», — сказал В.Р. Легойда.

Прощаясь с гостями фестиваля, глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ сердечно поблагодарил информационных работников Церкви за их ежедневный труд, напомнив им о прозвучавших на одном из прежних фестивалей словах Святейшего Патриарха Кирилла о большой важности этой работы.

«Я просил бы вас не поддаваться на те эмоции, которые нас порой захлестывают. Потому что все это мы делаем не для каких-то чинов, званий, наград, и даже не для того, чтобы нам сказали «спасибо». Я верю и надеюсь, что мы делаем это для Христа и Евангелия», — заключил В.Р. Легойда, пожелав участникам фестиваля успехов в работе.

В завершение церемонии официального открытия участникам фестиваля был продемонстрирован видеоролик с приветствием заместителя председателя Правительства Российской Федерации по вопросам цифровой экономики и инновациям Д.Н. Чернышенко.

В своем обращении Д.Н. Чернышенко отметил, что за время своего существования фестиваль уже состоялся как важный формат общения и взаимодействия всех информационных работников Церкви. Также он указал на заметное международное измерение фестиваля, на который в этот раз собрались гости из стран СНГ, Греции, Черногории, Сербии и Ливана.

Также заместитель председателя Правительства РФ отметил актуальность темы настоящего фестиваля «Церковь в меняющемся мире: вызовы и уроки цифровизации».

«Цифровая трансформация определена Президентом страны одной из пяти национальных целей, и она проходит в ключевых отраслях экономики, социальной сферы, важно, чтобы ее результаты были понятны и полезны всему обществу. Именно на вас, уважаемые участники, лежит миссия грамотного, корректного доведения до людей ее результатов. Церковь уделяет огромное значение своей роли в современном информационном пространстве, и это отражает внимание к фестивалю со стороны Святейшего Патриарха Кирилла. Не сомневаюсь, что прямое общение с ним станет для всех участников запоминающимся событием. Я желаю вам по итогам фестиваля реализовать новые информационные проекты, яркие и интересные для вашей аудитории. Будьте здоровы, берегите себя и храни вас Господь!» — заключил Д.Н. Чернышенко.

По традиции, в ходе церемонии открытия фестиваля прошло чествование именинников из числа гостей съезда с возглашением им многолетия.

Информационный источник: http://moseparh.ru/sostoyalas-torzhestvennaya-ceremoniya-otkrytiya-ix-mezhdunarodnogo-festivalya-vera-i-slovo.html

20 октября 2021
ПОДРОБНЕЕ

Великое освящение храма во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных»

20 марта 2022 года, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, Преосвященный епископ Верейский Пантелеимон, управляющий Восточным викариаством совершил чин великого освящения храма во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Косино г. Москвы (Рождественское благочиние Восточного викариатства Московской городской епархии) и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Его Преосвященству сослужили: протоиерей Александр Дасаев, благочинный Воскресенского округа, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках г. Москвы; благочинный Рождественского округа, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове; иерей Федор Яновский, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Косино; протоиерей Алексей Батаногов, настоятель храма святого равноапостольного и великого князя Владимира в Новогиреево; протоиерей Дмитрий Бабьев, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино; иерей Дмитрий Макеев, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перово; иерей Иоанн Паскевич, помощник благочинного Рождественского благочиния; иерей Михаил Голубков — клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице, секретарь Комиссии по больничному служению, протодиакон Валерий Щеглов, диакон Сергий Шебуренков, диакон Дмитрий Бакланов, диакон Игорь Куликов — руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, столичное духовенство.

По окончании богослужения епископ Пантелеимон вручил медаль святого праведного Филарета Милостивого III степени — старосте Антонине Николаевне Тимохиной, за особый вклад в строительство данного храма.

Архипастырское слово епископа Верейского Пантелеимона:

Я очень благодарен нашим дорогим отцам благочинным, которые сюда приехали и привезли замечательный хор, благодарен певчим за их торжественное праздничное пение! Благодарен батюшкам, настоятелям, оставившим свои приходы, чтобы поучаствовать в сегодняшнем торжестве! Благодарен всем вам за то, что вы сегодня здесь собрались!
Я сегодня вспоминал историю создания этого храма. Господь сподобил меня участвовать в первых молебнах, которые служились здесь на полянке, где отец Федор собирался с прихожанами, когда еще ничего не было.
Я был здесь, когда вбивали первые сваи для строительства, был, когда эти сваи кто-то выдергивал, разрушал, посещал это место после первого и второго пожаров. Сегодня зазвучала сирена и невольно напомнила нам о тех событиях, когда дважды горел временный храм. Тогда, помню, мы говорили, что пожар послужил к торжеству веры, потому что объединил множество людей, а временный храм восстановили и он стал больше и краше прежнего. Все, что ни делает Господь, что ни попускает, – все оборачивается к нашей с вами пользе.

Мои особые поздравления и благодарность всем тем, кто потрудился над созданием храма! Им, как мы слышали из слов молитвы, прощаются грехи. Построившие храм на земле, наверное, сподобятся замечательных обителей в Царстве Небесном. Дорогие друзья, не расстраивайтесь из-за того, что не можете построить храм на земле. Зато вы можете построить храм своей души, и именно об этом нас спросит Господь.

И строительство храма души бывает сложнее, чем строительство храма земного. Этот храм пережил множество искушений, он многострадальный, мученический: его жгли, воровали из него сваи, протестовали против его создания – но в итоге возник такой замечательный красивый храм.
А чтобы построить храм души – наверное, нужно претерпеть еще больше сложностей, бед, скорбей, болезней и, в конце концов, смерть, которая попущена Богом, чтобы очистить нас от скверны греха. Смерть – очистительное действие Божие, которое лишает нас бренного тела, мучившего нас на земле, делает его другим. А когда Господь попускает нам болезни, то душа обновляется страданиями.

Так что не нужно ничего бояться. Человек, который строит храм своей души, выйдет победителем, потому что Господь победил зло. Оно имеет на земле только видимость, оно бессильно перед силой Божией. Поэтому этот храм – еще и свидетельство силы Божией, побеждающей всякое зло и искушение.
Храм возводился почти 10 лет, довольно-таки быстро построился, поэтому заслуженные награды, которые мы должны были сегодня вручить, немного задержались. Мы освятили храм раньше, чем подоспели награды. Но, думаю, не нужно никому расстраиваться, потому что получивший награду здесь на земле, возможно, лишится ее в Царстве Небесном.
Но я все же хотел бы наградить человека, который потрудился больше всех и больше всех вложил своих средств в создание храма, – Антонину Николаевну Тимохину. В будущем ей надлежит получить патриаршую награду. А пока я хотел бы вручить ей медаль св. прав. Филарета Милостивого, святого, который все свои деньги истратил на помощь нуждающимся.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

24 марта 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up