Святых Царственных Страстотерпцев в Южном Измайлове — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Святых Царственных Страстотерпцев в Южном Измайлове

Опубликовано: 27 января 2019

Категории:

История храма

В 2015 г. – по распоряжению Правительства Москвы в рамках программы «200 храмов» выделен участок по адресу: Шоссе Энтузиастов, вл. 57-59, под строительство Патриаршего подворья храма во имя Святых Царственных Страстотерпцев.
В 2018 г. Указом Святейшего Патриарха настоятелем строящегося храма был назначен клирик храма в честь Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово иерей Павел Огрызков.
В конце 2019 г. по благословению и при финансовой поддержке Святейшего Патриарха Кирилла и жителей района началось строительство временного храма в честь свт. Николая Чудотворца. Тогда же храму был передан иконостас Преображенского придела Храма Христа Спасителя.
16 июля 2020 г. Преосвященный Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, совершил малое освящение храма свт. Николая. С этого момента началась литургическая жизнь прихода.
В конце 2020 г. начались работы по установлению в новопостроенном храме иконостаса, переданного из Храма Христа Спасителя.
В Родительскую субботу перед Крестопоклонной неделей Преосвященным Пантелеимоном была отслужена Божественная Литургия с благодарственным молебном об окончании работ по установке иконостаса. К Пасхе 2021 г. был освящен и установлен комплекс из 7 колоколов.
В настоящее время храм открыт с 08.00 ч. до 20.00 ч.

Клирики храма: иерей Павел Огрызков (настоятель), иерей Борис Седов.

Богослужение

В субботу в 17:00 и в предпраздничные дни вечером Всенощное бдение.
В воскресенье в 14:00 молебен с акафистом Святым Царственным страстотерпцам и Святителю Николаю Чудотворцу попеременно.
В праздничные дни и Великий Пост – дополнительные службы по расписанию.

При храме действуют:
- воскресные занятия по разным возрастным группам (младшая, средняя, старшая).
- молодежная группа, которую ведет иерей о. Борис Седов, которую посещают подростки от 12 до 18 лет.
- воскресные беседы настоятеля с прихожанами по основам христианской жизни.
- социальный центр по материальной поддержке многодетных семей Восточного викариатства.

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА УЧИТЕЛЕЙ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

Наша культура — в том виде, в каком мы ее знаем и любим, в том виде, в каком она известна во всем мире, — буквально пропитана христианскими духовно-нравственными ценностями и идеалами.

7 ноября 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в пленарном заседании Всероссийского съезда учителей русской словесности, состоявшемся в Ломоносовском корпусе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам съезда со словом.

Уважаемый Виктор Антонович!

Хотел бы сердечно поблагодарить Вас за доклад, который помог мне войти в проблематику этого съезда и понять то, что до сих пор находилось вне моего внимания. Ваш взгляд математика на филологию, на преподавание русского языка считаю очень важным и заслуживающим самого пристального внимания. Благодарю Вас также за гостеприимство, которое Вы нам оказываете — и педагогам, и всем гостям этого съезда. Собираться в стенах Московского университета всегда приятно; высокая честь — находиться в этих стенах, чтобы вместе с профессорами, преподавателями, студентами разделять эту замечательную атмосферу творчества.

Дорогие участники съезда!

Хотел бы всех вас сердечно приветствовать. Конечно, главная причина, по которой я сегодня здесь, — это принятое мной обязательство возглавить Общество русской словесности. Я уже рассказывал, как Владимир Владимирович предложил, чтобы именно я возглавил это общество. Я позволил себе выдвинуть некоторые аргументы против этого назначения, но, как говорится, не был услышан. Ну, а потом я был поддержан общественностью и принял на себя такое, как мы в Церкви говорим, послушание. О чем совсем не жалею, потому что это вводит меня в проблематику изучения русской литературы, русского языка, вводит в соприкосновение с замечательными нашими учеными, педагогами, с которыми я время от времени встречаюсь.

Хотелось бы также сказать несколько слов по теме съезда. Виктор Антонович уже цитировал Юрия Михайловича Лотмана, — я имел возможность быть близко знакомым с ним, с его супругой. Мы принимали участие в разного рода общих мероприятиях и провели достаточно много времени в беседах. Храню в памяти образ замечательного ученого, человека, критически мыслящего, обладавшего свежим взглядом на проблемы и прекрасного популяризатора тех идей, которые он вынашивал. И если вспомнить то, что говорил Лотман о культуре, то позвольте процитировать одну краткую фразу: «Культура — это сложный механизм познания» (Лотман Ю.М. Культура и информация). Познания истории и традиции своего народа, познания самого себя. Действительно, через культуру осуществляется познание мира, потому что культура несет в себе и прошлое, и настоящее, и даже будущее.

Есть много общего между тем, как формируется церковное вероучение и тем, как формируется культурный пласт. И то, и другое осуществляется через такой замечательный механизм, как традиция, по-русски «предание». Вероучение Православной Церкви основывается не только на изучении Библии и других базовых текстов, но и на предании, на традиции, которая передает неповрежденно ценности из поколения в поколение.

Мы знаем, что в связи с появлением рационализма и позитивизма в XVII-XIX вв. начался отказ от традиции как механизма передачи ценностей. Еще ранее, в начале нового времени, в XVI веке отказ от предания в религиозной сфере привел к созданию протестантизма. А протестантизм — это попытка основывать религиозные убеждения исключительно на рациональном фундаменте. Произошла большая путаница: наука — это система, которая основывается на рациональном знании, а религия основывается частично на рациональном знании (поскольку в религиозной системе есть место теологии, богословию, научным знаниям, связанным с предметами, которые помогают понять религиозный феномен), но и на чем-то другом, в первую очередь на ценностях, которые сохраняются через предание. Поэтому я решил сегодня сказать несколько слов о предании, о традиции как о системе передачи ценностей.

В чем ошибка революций? В чем причина абсолютной неудачи большинства революций? В том, что революция радикально ломает этот поток передачи ценностей, отказывается от того, чтобы традиции, предание влияли на новую реальность. Помните: «Весь мир насилья мы разрушим До основанья, а затем Мы наш, мы новый мир построим…»? Так вот, невозможно до основания разрушить мир и реально построить новый мир, — потому что мы все принадлежим настоящему и прошлому. Вот замечательный доклад Виктора Антоновича — это уже прошлое, то, что сохранится в нашей памяти, сохранится в текстах, в предании, в традиции университета и, может быть, того сообщества, которое здесь сегодня собралось. Очень важно понимать значение традиции, в том числе в сфере педагогики.

Конечно, культура включает в себя достижения человека во всех сферах деятельности — точных науках, общественных дисциплинах, гуманитарных отраслях знания. Но в бóльшей степени, конечно, культуру мы постигаем, обращаясь к гуманитарной области человеческой деятельности. Поэтому особое значение в наше время, достаточно рациональное и технократическое, когда появляются новые способы и средства коммуникации, приобретает преподавание гуманитарных дисциплин. История, философия, искусство, филология расширяют границы мира человека, помогают ему осознать себя как личность и как часть народа, ставят пред ним важные мировоззренческие вопросы, формируют и развивают культуру мысли и культуру слова. В связи с этим значение преподавания русского языка и русской литературы в школе, а также трудов учителей словесности и их вклада в воспитание подрастающего поколения невозможно переоценить. И чем больше будут развиваться технические средства коммуникации, тем важнее будет то, чем вы занимаетесь, потому что техническим средствам коммуникации нужно будет с бόльшей энергией, бόльшей силой, бόльшей убедительностью передавать то свидетельство, которое приходит к нам из замечательной культурной традиции нашего народа и которое вы призваны актуализировать каждый раз, когда приходите в класс. Потому что вы — свидетели замечательной культурной традиции нашего народа, и научиться актуализировать эту традицию значит сохранять живыми и русский язык, и русскую литературу, и ценности, которые передаются через язык и через литературу.

О важности изучения языка для понимания культуры сказано немало: от самых крайних положений о предопределенности мировосприятия и представлений людей их родным языком (например, «гипотеза о лингвистической относительности», авторы которой, американские лингвисты Бенджамин Ли Уорф и Эдуард Сепир, полагали, что язык определяет мышление и способ познания человека) до более сбалансированных позиций. Но ясно одно: язык — это важнейшая форма национальной культуры и внешнее проявление духа народа. «Язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык» (В. фон Гумбольдт. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества). На мой взгляд, эти очень сильные слова Вильгельма фон Гумбольдта следует запомнить. И если язык — это проявление духа народа, то литература есть, несомненно, яркое выражение его исторического, духовного, культурного и жизненного опыта, передающегося через культурную традицию.

Наша цивилизация в значительной степени выросла из православного понимания сущности бытия. Наша культура — в том виде, в каком мы ее знаем и любим, в том виде, в каком она известна во всем мире, — буквально пропитана христианскими духовно-нравственными ценностями и идеалами. Именно православная вера воспитала в народе ту красоту и благородство души, которые запечатлены в русской литературе и в русском искусстве. Без понимания этой простой истины невозможно изучать творчество русских писателей, невозможно постичь богатства отечественной культуры, ощутить глубокую духовную связь времен, потому что духовно-нравственный код, заложенный в природу нашего человека и сформированный через традицию, обусловлен в первую очередь воспитанием, основанным на христианских ценностях.

Вспоминая школьные годы, всегда с большой благодарностью отзываюсь о своих преподавателях словесности. В советское время, невзирая на особенности идеологического контекста эпохи, уроки литературы были для нас глотком свежего воздуха. Мы с восторгом читали произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского и Толстого, поражались глубинами, которые открывались в этом чтении. Нам казалось, что мы прикасались к чему-то сокровенному и очень важному. Именно чтение классической русской литературы помогало миллионам советских школьников осознать свою непосредственную причастность к русской культуре и ее богатейшему наследию, почувствовать себя частью огромной цивилизации с тысячелетней историей и духовной традицией.

Но если в советские годы непросто было преодолеть идеологические препоны и «железные занавесы», то сегодня, в эпоху Интернета и господства информации, учителям словесности приходится сталкиваться с трудностями совершенно иного рода. Современный человек, начиная с самого юного возраста, настолько привыкает к исключительно эмоциональному восприятию действительности и ярким аудиовизуальным образам, что зачастую оказывается неспособен к критическому и логическому осмыслению информации. Образ поражает Картинка поражает. Хлесткое слово входит в сознание и память так, как не входят передаваемые через воспитание ценности. Это беда, с которой мы все должны попытаться справиться. У современного человека формируется клиповое сознание, — Вы, кажется, об этом сказали, Виктор Антонович. Он не может видеть вещи целостно, системно. Он неразборчив в чтении, в просмотре фильмов, в музыке. К чему это приводит в конечном итоге? Это приводит к тому, что настоящее, крепкое знание подменяется мнением, точкой зрения, причем точкой зрения большинства или точкой зрения того блогера, у которого больше лайков. В интернет-пространстве возникают авторитеты, которые, несомненно, оказывают влияние на нашу молодежную среду, но по большей части не могут оказывать полезное влияние на юные души. Видимо, этим и обусловлена настороженность родителей, их страх перед увлечением детей Интернетом. Люди часто обращаются к духовникам с вопросом: «Что делать? Я сына (или дочь) не могу узнать. Он часами сидит перед компьютером, у него потеряна связь с родителями, с братьями и сестрами».

Эту проблему в свое время особенно остро поставил перед широкой общественностью почивший уже ныне академик Андрей Анатольевич Зализняк — выдающийся отечественный лингвист и популяризатор гуманитарной науки. Почему рациональное, обладающее мощной доказательной базой научное знание вдруг оказывается на периферии, а его место занимают псевдонаучные теории и всякого рода «новые хронологии», которые по сути обесценивают тысячелетний путь культурного развития, пройденный нашим народом, которые становятся известными исключительно благодаря некритическому отношению к поступающей информации?

Мне как Патриарху очевидны духовные причины этого тревожного процесса. Если из образования выпадает воспитательная составляющая, если мы воспитываем ребенка вне системы ценностей, на которых основана наша культура, откуда же у него возьмется способность отличать добро от зла, а истину от лжи? Современная постмодернистская культура навязывает нам тезис: нет никаких объективных истин; сколько голов, столько и умов; твоя собственная идея и является для тебя абсолютной истиной. При таком подходе для человека уже нет авторитетов, нет никаких «тормозов», и он, в свою очередь, готов поверить в любую яркую и самую нелепую теорию, если только она ему нравится. Через этот акцент на личную свободу, на абсолютную автономию человеческой личности общество становится легко управляемым и внушаемым, потому что каждого, кто воспитан в мысли, что он все решает и никаких особых авторитетов нет, легко превратить в инструмент влияния, в том числе со стороны сил глобального масштаба.

Но мы призваны научить молодых людей ценить настоящую культуру и отличать в лавинообразном информационном потоке шумы от сигналов. Мы призваны прививать юношеству любовь к чтению, к классической русской литературе, к грамотному и красивому русскому языку, к нашей богатой духовной традиции. Перед вами, учителями словесности, стоит задача поистине государственной важности, задача общенационального масштаба. И в этом смысле роль учителя школы приобретает в нынешних условиях огромное значение и очень высокий смысл. И я бы очень хотел, чтобы вы, мои дорогие, покинули Москву с этим пониманием особой значимости вашего труда, особой ответственности вашей за судьбу нашего народа и за судьбу нашего Отечества.

Отрадно, что за последние два года в системе образования произошли позитивные изменения. Многое сделано для формирования единого общеобразовательного пространства, — среди прочего можно вспомнить утверждение концепции развития русского языка и литературы, отечественной истории, математического образования. В российские школы, наконец, вернулись сочинения. Реализуются различные внешкольные программы, направленные на патриотическое воспитание молодежи. Так, одним из самых масштабных стал Всероссийский конкурс сочинений «Россия, устремленная в будущее», который Президент объявил в прошлом году. Почти два миллиона школьников приняли участие в этом состязании, и это, безусловно, очень хороший результат.

В ходе работы Общества русской словесности возникло предложение о введении в школьные программы так называемого «золотого канона» русской литературы — перечня произведений, которые школьник должен непременно прочитать. И я надеюсь, что в тесном взаимодействии с Министерством просвещения и педагогическим сообществом мы сможем договориться об этом. Должен заметить, что это ни в коем случае не снизит вариативность образовательной программы. Напротив, это важный шаг к привитию молодым людям вкуса к хорошему чтению, отсутствие которого является, по мысли великого русского педагога Василия Александровича Сухомлинского, одной из причин духовной пустоты.

Еще раз хотел бы сказать, что этот канон, «золотой канон», как мы его назвали, не должен никак влиять на свободу выбора педагогов. Это должен быть минимальный набор текстов, обязательных для прочтения школьниками. Через прочтение этих художественных текстов мы будем способны оказать благотворное влияние на юношество, прививая ему высокие идеалы нравственности, духовности, патриотизма. И на вас, преподавателях русского языка и литературы, лежит огромная ответственность по воспитанию подрастающего поколения сограждан. Сограждан, которые бы искренне любили свое Отечество, его историю и культуру, а через это — свой народ. От результатов ваших трудов во многом зависит, как уже было сказано, будущее страны и будущее нашего народа. Желаю всем вам помощи Божией в этом высоком и ответственном служении.

Сердечно благодарю за внимание и призываю на всех Божие благословение. И хотел бы в заключение предложить учредить Премию Общества русской словесности для учителей русского языка и литературы за особый вклад в воспитание нации и сохранение культурного наследия нашей страны. Если это будет одобрено, то в рамках работы Общества русской словесности мы разработаем положение об этой премии и начнем ее вручать. Еще раз сердечно вас приветствую.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

8 ноября 2018
ПОДРОБНЕЕ

Студенты посетили храм Вооружённых Сил

6 июня в рамках духовного окормления колледжей Восточного округа г. Москвы священник Николай Катан, клирик храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках, посетил вместе со студентами Колледжа Московского транспорта (ГБПОУ КМТ) главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации и Музей «Дорога памяти».

Ребята с отцом Николаем побывали на экскурсии, где узнали много интересных фактов о Великой Отечественной войне. А ещё им удалось не только увидеть «живые» экспозиции, но и прочувствовали масштаб подвига наших предков, их мужество и самоотверженность!

«Мощные эмоции, гордость за страну и глубокое уважение к защитникам Отечества — вот что мы забрали с собой с этого мероприятия» — признаются студенты.

Желаем студентам успехов в наступающей сессии

7 июня 2025
ПОДРОБНЕЕ

В Сокольниках открыли мемориальную доску

Памяти Героя России протоиерея Михаила Васильева 15 июля в Сокольниках открыли мемориальную доску

Вместе с памятной доской героям — десантникам в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках открыли мемориальную доску в честь Героя России священника Михаила Васильева. Первый настоятель главного храма Воздушно-десантных войск России отец Михаил был духовным наставником для многих военных в зоне боевых действий. Он лично выносил с поля боя раненых солдат и офицеров, исповедовал в окопах тяжелораненых бойцов.

А в одном из боёв 6 ноября 2022 года протоиерей сам получил смертельное ранение. Указом президента Российской Федерации Владимира Путина 8 ноября 2022 года Михаилу Владимировичу Васильеву было присвоено звание Героя России (посмертно) «за мужество и героизм, проявленные при исполнении гражданского долга». Патриарх Кирилл наградил его орденом Славы и чести I степени «за жертвенное служение Церкви и Отечеству» (посмертно).

Мемориальная доска с барельефом Васильева и памятная доска героям — десантникам установлены в храме ВДВ в Сокольниках. Чин освящения был совершён 15 июля. Беломраморная плита, на которой золотом высечены имена героев – участников СВО, стала закономерным продолжением мемориала, который находится в храме Благовещения Пресвятой Богородицы и сохраняет память о воинах-десантниках. В одном ряду с воинами, которые с оружием в руках защищали наше Отечество, стоит имя Героя России протоиерея Михаила Васильева. Его слова поддерживали силы солдат, они были и оружием, и источником утешения.

Право открыть доску доверили вдове священника матушке Марии и экс-командующему ВДВ, генерал-полковнику, Герою Российской Федерации Владимиру Шаманову. Чин освящения совершил владыка Кирилл митрополит Ставропольский. Торжественное мероприятие посетил заместитель командующего ВДВ по вооружению генерал-майор Алексей Рагозин.

После официальной части все желающие могли отведать солдатской каши, приготовленной в полевой кухне.

Информационный источник: https://www.vao-mos.info/territoriya-goroda/vao/sokol.

16 июля 2023
ПОДРОБНЕЕ

Престольное торжество прошло в Измайлове

25 октября 2025 года, в день чествования «Иерусалимской» иконы Божией Матери, в храме Рождества Христова в Измайлове отметили престольное торжество. Один из престолов храма освящен в честь пребывающей здесь древней московской святыни – чудотворного списка «Иерусалимской» иконы Божией Матери.

В день престольного праздника были совершены две Божественные Литургии. Позднюю Литургию возглавил Преосвященный епископ Егорьевский Мефодий, викарий Святейшего Патриарха, управляющий Юго-Восточным и врио управляющего Восточным викариатствами г. Москвы.

Его Преосвященству сослужили протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный Рождественского округа г. Москвы, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери; архимандрит Александр (Елисов), настоятель храма Рождества Христова в Измайлове; иеромонах Пантелеимон (Алешин), руководитель секретариата Юго-Восточного викариатства г. Москвы, настоятель храма Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище; протоиерей Евгений Зуев, клирик храма Рождества Христова в Измайлове; протодиакон Валерий Щеглов, клирик храма Воскресения Христова в Сокольниках; протодиакон Владимир Исаков и диакон Сергий Шмонин, клирики храма Рождества Христова в Измайлове, диакон Николай Кузнецов, клирик Николо-Перервинского монастыря, диакон Владимир Волошин, старший преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии.

Проповедь на запричастном стихе произнес клирик храма Рождества Христова в Измайлове иерей Сергий Мелешко.

По окончании Божественной Литургии после молитвы и славления перед чудотворным списком «Иерусалимской» иконы Божией Матери были провозглашены торжественные многолетия.

Архимандрит Александр поблагодарил Владыку Мефодия за радость совместной молитвы и в память о совершенном богослужении преподнес в дар от клира и прихожан крест, святую панагию и четки.

Владыка Мефодий обратился к присутствующим со святительским словом.
А также поздравил всех присутствующих с праздником и пожелал архимандриту Александру и его приходу духовного процветания, крепости сил, бодрости духа и благословения Пречистой Богородицы.

В нынешнее празднество «Иерусалимской» иконе Божией Матери исполнилось 80 лет со дня рукоположения в священники в храме Рождества Христова в Измайлове архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Также в этот день была совершена заупокойная лития на могиле многолетнего настоятеля храма Рождества Христова в Измайлове протоиерея Леонида Ролдугина, которую возглавил Владыка Мефодий.

Подробности о богослужении, проповедь Владыки Мефодия и большой фоторепортаж в материале на официальном сайте храма:

https://hrhi.ru/2025/10/25/v-den-prestolnogo-prazdnika-ierusalimskoj-ikony-bozhiej-materi-vikarij-svyatejshego-patriarha-kirilla-episkop-egorevskij-mefodij-sovershil-liturgiyu-v-hrame-rozhdestva-hristova-v-izmajlove/

25 октября 2025
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up