Слово Патриарха в Неделю 3-ю по Пасхе после Литургии в Храме Христа Спасителя — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Слово Патриарха в Неделю 3-ю по Пасхе после Литургии в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 17 мая 2021

Категории: Новости, Патриарх

16 мая 2021 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Патриаршее богослужение предварило работу XXIX Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Всех вас, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, участники Рождественских чтений, сердечно приветствую в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Выражаю глубокое удовлетворение в связи с возможностью собраться всем нам, несмотря на непростые обстоятельства, связанные с эпидемией, — во-первых, чтобы поддержать замечательную традицию Чтений; во-вторых, чтобы еще и еще раз вместе прочувствовать важность единства — единства в вере, единства в Святой Евхаристии, единомыслия по многим важным вопросам. Чтения как раз и позволяют нам убедиться в этом единомыслии. Конечно, даже среди самых близких людей бывают разномыслия, и они допустимы во второстепенном, но никогда не допустимы в самом главном. Недопустимо разномыслие в основах веры; недопустимо разномыслие в понимании того, что означает христианская нравственность; недопустимо разномыслие в самых фундаментальных принципах, определяющих бытие нашей Церкви.

Замечательно, что сегодняшнее богослужение совпало с памятью святых жен-мироносиц. Если вдуматься в жизненный подвиг этих женщин, то, наверное, весь смысл, весь драматизм и все богатство их служения определяет одно слово — «верность». Казалось бы, кто должен быть верным Христу даже до смерти? Кто не должен был убояться никаких страхов, которые естественным образом возникли, когда Спаситель подвергся аресту, пыткам, а затем и крестной смерти? Кто был рядом с Ним, кто был ближе всех? Ближе всех были апостолы — и где же они? Даже в Гефсиманском саду — и то заснули. Господь молится, предвидя, предчувствуя, переживая приближающиеся страдания и крестную смерть; Он нуждается, по человеческому естеству, в поддержке, — а апостолов нет, они спят, и даже когда Господь пробуждает их, они снова засыпают… А где апостолы, когда Спасителя пригвоздили ко кресту? Остается лишь Иоанн, а кто еще окружал крест? Жены-мироносицы, которые сохранили верность Господу, невзирая на страх смерти. Можно представить, что происходило у креста: распятый, поверженный Учитель, о Котором все говорили, что Он великий, что Он чудотворец, — и вот Он беспомощно висит на кресте вместе с разбойниками, и потому разочарование, возмущение, гнев людей, которые, проходя мимо поверженного Учителя, плевали, оскорбляли, ругались… А кто же стоял у креста? Кто не убоялся кричащей толпы? Вместе со Спасителем был жены-мироносицы. Все боялись, а они не убоялись, потому что любили Спасителя, а любовь преодолевает всякий страх. Где любовь, там и верность; а если нет верности, то нет и любви.

Эти слова можно применить не только к страшной картине распятия, но и к каждому из нас. Любовь изгоняет страх. Подлинная любовь не может быть без верности, и эту любовь к Спасителю в первую очередь проявили жены-мироносицы. Именно поэтому в Пасхальные дни мы торжественно прославляем их святые имена, а вместе с ними — множество жен, угодивших Господу святостью жизни, не убоявшихся гонителей, ставших мученицами и исповедницами, жен, посвятивших свою жизнь Христу либо в монашеском звании, либо в бескорыстном делании добра в отношении ближних своих. Мы прославляем сегодня тех, кто не на словах, а на деле не убоялся страха, не убоялся даже гибели своей, но остался верным Спасителю.

Эта верность каким-то особым образом проявилась в жизни женщин-христианок. Я, как и многие из вас, помню советское время, когда ходить в храм означало подвергнуть себя риску — потерять работу, лишиться карьеры, попасть в список тех, к кому с подозрением относилась власть. И кто же тогда наполнял наши храмы? В абсолютном большинстве — женщины. Женщины-христианки, те самые жены-мироносицы, которые и у Голгофского креста XX века не побоялись быть рядом со Спасителем. Они посещали Божии храмы, они, часто втайне от мужей, крестили детей, благословляли их на ночь, пытались привить им самые основы православной веры. И все это делалось в условиях полного неблагополучия и даже риска, в том числе связанного с непредсказуемой реакцией самых близких для них людей, их супругов, которые по большей части не разделяли христианских убеждений. Поэтому женщины-мироносицы — это не только явление новозаветного времени. Это удивительное явление в жизни Церкви, это способность сохранять верность Христу, мужественно идти до конца, давая пример своим мужьям и братьям, и даже всему народу.

Вот и сегодня женщин в храме больше, чем мужчин, и, наверное, так будет до скончания века. А это означает, что у женщин особое служение — быть мироносицами, быть продолжателями дела святых апостолов, нести весть о Христе, воспитывать в вере своих детей, внуков, воздействовать на знакомых, близких, родных, которые еще далеки от Христа. Великая миссия — свидетельство о Христе Воскресшем — до сих пор лежит на наших женщинах, которые и несут это служение за пределами храмов Божиих. Поэтому поздравляю сегодня наших православных жен-мироносиц и хотел бы пожелать вам, дорогие сестры, сил, крепости сохранять верность Христу, воспитывать в этой верности Господу своих детей, влиять на то, что происходит в семье, особенно когда возникает опасность отхода от веры, разрыва с христианской жизнью. Вы на передовой линии в борьбе за Христа Воскресшего, ведь именно в семье нередко проходит этот фронт между верой и неверием, между Божией правдой и желанием эту правду разрушить. И дай Бог, чтобы наши женщины, православные христианки, в полной мере были сегодня готовы — и духовно и, я бы сказал, интеллектуально — служить Воскресшему Спасителю.

Думаю, эти слова очень уместны и в том смысле, что адресуются участникам Рождественских чтений. Мы проводим эти замечательные собрания верующих людей, для того чтобы поразмыслить о нашей церковной жизни, о направлениях современной приходской работы, в которой опять-таки женщины играют ведущую роль. Чтения дают нам замечательный импульс для развития внутрицерковной жизни, и дай Бог, чтобы и предстоящие ваши выступления, ваши дискуссии, ваши беседы помогали учиться друг у друга, возрастать в вере и верности Господу и в понимании тех задач, которые сегодня стоят перед Церковью и которые мы обязаны решать для того, чтобы сохранялась и умножалась вера православная в нашем народе.

Приветствую собратьев-архипастырей, духовенство, еще раз всех вас, мои дорогие. И пусть Воскресший Господь Спаситель через пример жен-мироносиц нас всех укрепит в готовности служить Ему, отвергая всякие страхи и опасения, как служили Ему жены-мироносицы — бескорыстно, с полным сознанием важности совершаемых ими трудов, в полном понимании того, что эти труды могут и не встречать поддержки со стороны родных, близких, общества. Пусть пример святых равноапостольных жен-мироносиц поможет всем нам достойно совершать наше служение во благо Церкви Божией, во славу Воскресшего Спасителя. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5809702.html

«Иеромонах Никодим» включен в список сетевых лжесвященников

Список сетевых лжесвященников, размещенный на официальном сайте Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ в разделе «Борьба со злоупотреблениями в сети Интернет», дополнен именем бывшего клирика Московской епархии и преподавателя Московской духовной академии Владимира Николаевича Шматько, бывшего ранее иеромонахом Никодимом.

Он был извержен из священного сана решением Епархиального суда г. Москвы от 17 октября 2019 года, однако продолжает называть себя «иеромонахом Никодимом» и вести в сети Интернет ряд псевдоправославных ресурсов.

Так, В.Н. Шматько ведет телеграм-канал «иером. Никодим (Шматько)» (https://t.me/nikodimmda), где продолжает именовать себя «проректором Высших богословских курсов МДА». Также он работал на проекте «Правжизнь», с которого его страница (https://pravzhizn.com/user/nikodimmda) в настоящий момент удалена по просьбе Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

В социальных медиа существует проблема деятельности лжесвященников. Участились случаи, когда некоторые лица выдают себя в Интернете за священнослужителей, при этом они никогда ими не являлись, либо были запрещены в служении или отлучены от Церкви. Псевдосвященники ведут в социальных сетях каналы и блоги на церковную тематику, дают пастырские советы и принимают пожертвования, тем самым вводя в заблуждение верующих.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ с целью защиты верующих от злоупотреблений в сети Интернет опубликовал список сетевых лжесвященников, который пополняется по мере поступления информации о деятельности подобных лиц.

Отдел призывает всех священнослужителей и мирян в случае возникновения сомнений в принадлежности Церкви того или иного сайта, страницы в социальной сети или сервиса, а также при наличии информации о деятельности псевдосвященников незамедлительно обращаться в Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Присылать информацию можно на электронный адрес: fake@sinfo-mp.ru.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5800715.html

19 апреля 2021
ПОДРОБНЕЕ

Опубликованы итоги конкурса «Красота Божьего мира»

Итоги викариатского этапа Международного конкурса детского творчества
«Красота Божьего мира» — 2024

     Предстоящий 2025 год знаменателен тем, что это юбилейный год Победы в Великой Отечественной войне. Юным художникам, а также желающим попробовать себя в написании рассказов было предложено посвятить свои работы 80-летию Победы 1945 года.

    Традиционно до 5 октября принимались детские работы со всего Восточного викариатства на викариатский этап Конкурса. До 5 ноября в приходском доме храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове будет действовать выставка рисунков. В этом году в очередной раз активное участие приняли воспитанники кружков рисования и художественных студий при Детских воскресных школах храмов Воскресения Христова в Сокольниках, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, преподобного Сергия Радонежского в Гольянове, святого апостола Андрея Первозванного в Метрогородке, Преображения Господня в Богородском, Центра «Слово» при храме Зосимы и Савватия, частного общеобразовательного учреждения «Православная школа Косинская», Детской художественной школы №7. Впервые свои работы на этот конкурс прислали школьники общеобразовательных школ №423 и 1508.

       15 октября жюри определило победителей. В состав жюри вошли: священник храма Илии Пророка в Черкизове Александр Николаев, директор иконописной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове Алимов Д. А., преподаватель изобразительного искусства Лычагин С. А., художник-педагог, мастер ткацкой мастерской, иконописец Лычагина И. С.

Победителями викариатского этапа Конкурса в 2024 году стали:
В номинации «Основная тематика»:

В возрасте от 9 до 12 лет:
1 место. Быковец Фёдор 10 лет «Весна Победы» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
1 место. Гизатуллина Полина 12 лет «Мать героя» Частное общеобразовательное учреждение «Православная школа Косинская».
1 место. Зуев Степан 10 лет «Оборона Москвы» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
2 место. Кирсанов Игорь 10 лет «Ангел-хранитель» ГБОУ школа 423.
2 место. Щеглова Ксения 10 лет «В разведку. Береги себя, сынок» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
2 место. Хозяшев Андрей 12 лет «Домой с победой» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
3 место. Чеснокова Дарья 12 лет «Журавли» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
3 место. Лаврик Анна 10 лет «С Богом в ожидании победы» Детская воскресная школа при храме Воскресения Христова в Сокольниках.
3 место. Марухин Серафим 12 лет «В землянке» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
3 место. Журавлев Назар 9 лет «Свет и тьма» ГБОУ школа №1508.
В возрасте от 13 до 17 лет:
1 место. Селиваненко Мария 13 лет «Последний день, такой желанный день, он наступил в победном 45-ом» ИЗО-студия при храме Спаса Нерукотворного в Перово.
1 место. Федорова Елизавета 13 лет «Возвращение с фронта» Частное общеобразовательное учреждение «Православная школа Косинская».
2 место. Зазвонова Александра 17 лет «Воин-освободитель» Частное общеобразовательное учреждение «Православная школа Косинская».
2 место. Титова Екатерина 13 лет «Защитники Родины» Детская художественная школа №7.
3 место. Мальченко Екатерина 16 лет «В день Победы!» Частное общеобразовательное учреждение «Православная школа Косинская».
3 место. Сечко София 13 лет «День Победы!» Детская воскресная школа храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском.
Кроме этого, еще 19 детских работ вызвали симпатии жюри.
1. Ивакина Стефания 8 лет «Мама-герой» Частное общеобразовательное учреждение «Православная школа Косинская».
2. Бальцевич Михаил 9 лет «Танковая колонна благоверного князя Димитрия» Детская воскресная школа храма Рождества Христова в Измайлове.
3. Зенкин Иван 10 лет «Сын полка» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
4. Гуляев Матвей 10 лет «К партизанам» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
5. Круглик Анна 10 лет «После боя» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
6. Корабельников Филипп 10 лет «Защита Сталинграда» ИЗО-студия Детской воскресной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове.
7. Кончева София 10 лет «Под Божьей защитой» ГБОУ школа №1508.
8. Демьянченко Мария 10 лет «Город-герой Брест» ГБОУ школа №1508.
9. Ловянникова Виктория 10 лет «Соратники» храм Рождества Христова в Измайлове.
10. Прусакова Алиса 11 лет «В блокадном Ленинграде» Частное общеобразовательное учреждение «Православная школа Косинская».
11. Палади Анастасия Мария 10 лет «Герой войны» храм преподобного Сергия Радонежского в Гольянове.
12. Фёдорова Дарья 11 лет «На солнечной поляночке» Частное общеобразовательное учреждение «Православная школа Косинская».
13. Жукова Екатерина 12 лет «Ради жизни на земле» ГБОУ школа № 1508.
14. Рязанова Елизавета 12 лет «Город-герой Ленинград» ГБОУ школа № 1508.
15. Леонова Елизавета 12 лет «Праздник Победы» ГБОУ школа № 1352.
16. Тихонова Мария 12 лет «Защитники Ленинграда» ИЗО-студия Детской воскресной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове.
17. Клепица Василиса 12 лет «Жители города-героя Ленинграда» ГБОУ школа № 1508.
18. Севастьянова Владислава 12 лет «Героев Русь благословляет» Воскресная школа Патриаршего Подворья при храме св. ап. Андрея Первозванного в Метрогородке.
19. Антошкин Иван 15 лет «Маршал Жуков» ИЗО-студия Детской воскресной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове.
В номинации «Рассказ»:
1 место. Мухина Ксения «Россия сквозь века» Детская воскресная школа при храме Воскресения Христова в Сокольниках.
1 место. Севастьянова Владислава 12 лет «Мой герой – доблестный боец Артем Сидорович Дудник» Воскресная школа Патриаршего Подворья при храме св. ап. Андрея Первозванного в Метрогородке.

От всей души благодарим участников за труд, творчество и вдохновение!
И поздравляем победителей!
Их работы будут отправлены на следующий городской этап.

24 октября 2024
ПОДРОБНЕЕ

Приглашаем на Масленицу!

По благословению викария Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным и Юго-Западным викариатствами Преосвященного Пантелеимона, епископа Верейского представляем Вашему вниманию праздничные мероприятия, посвященные Году Семьи!

Для укрепления традиционных и семейных ценностей на Масленичной неделе все желающие приглашаются на праздник на праздничные площадки в Восточном викариатстве:

1.Храм св. кн. Владимира в Новогиреево. «Заговенье у князя Владимира»
Адрес: Ул. Перовская, 64
Дата и время: 10 марта, воскресенье, с окончания Божественной Литургии, примерно в 11:00 до 12:30
Контактная информация: Александр 8-910-451-93-24

2. Храм прп. Сергия Радонежского в Гольяново.
Адрес: Москва, ул. Красноярская, 22, строение 2
Дата и время: 17 марта в 12.00.
Контактная информация : дьякон Димитрий Марков, +7 (960) 157-44-52

3. Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове.
Адрес храма: Байкальская, 37А.
Дата и время: 16 марта в 11.00.
Контактная информация: Друшлякова Наталья Аркадьевна 8(916)922-02-42

4. Храм свт. Николая Мирликийского на Преображенском кладбище
Адрес: ул. Преображенский Вал, д. 25
Дата и время: 17 марта 2024 г.
Контактная информация: соц. работник храма Лушникова Вера Владимировна 8-965-26-27-890

5. Подворье Патриарха Московского и всея Руси — храм священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Гольяново
Адрес: Уральская вл.21
Дата и время: 17 марта с 11:30 до 14:00
Контактная информация: Доронина Ирина Сергеевна +79629883480

6. Храм Живоначальной Троицы в Косино.
Адрес: Ул. Святоозерская 1.
Дата и время: 17 марта в 12:00 на улице перед храмом.
Контактная информация: прот. А. Митюшин 89253024127

7. Храм Преображения Господня на Преображенской площади
Адрес: Преображенская площадь 9 А
Дата и время: 17 марта с 12:30
Контактная информация: Буздина Ольга Викторовна, 89852484167

8. Храм Рождества Христова в Измайлове
Адрес: Измайловский проезд, 28
Дата и время: 10 марта, 14-30
Контактная информация: Нейбург Сергей Владимирович +7 968 946-49-86

9. Храм Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово г.Москвы
Адрес: г. Москва, 9-я Парковая ул., д.4а (на территории церкви)
Дата и время: 10 марта в 12.00
Контактная информация: Петрунин Оскар Викторович +7-903-784-54-75

10. Подворье Патриарха Московского и Всея Руси — Храм Царственных Мучеников и Страстотерпцев в Южном Измайлово г. Москвы Русской Православной Церкви
Адрес: г. Москва, Шоссе Энтузиастов, 57-59
Дата и время: 16 марта в 12.00
Контактная информация: Сметанина Марина Валерьевна +7 (903) 116-02-31

11. Патриаршее подворье храм Всех Святых в земле Российской просиявших в Новокосино. Встреча Масленицы для родителей и учащихся Воскресной школы (в здании дома причта).
Адрес: Суздальская вл 8б.
Дата и время: 10 марта с 12:00 до 14:00.
Контактная информация: Наталья Витальевна (директор Воскресной школы): +7(936)274-23-45

12. Храм вмч. Димитрия Солунского на Благуше
Адрес: ул. Ибрагимова, 6А, стр. 1
Дата и время: 17 марта после поздней Божественной литургии в 12:00.
В программе — угощение блинами и другой продукцией храма, мастер-класс по выпечке блинов, хоровое пение.

4 марта 2024
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в Неделю о Страшном Суде

7 марта 2021 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшний воскресный день мы вспоминаем все, что Господь сказал о Страшном, последнем Его Суде, почему и воскресенье это на языке церковного Устава именуется Неделей о Суде.

Суд есть непременное условие выявления справедливости, правды. Суд существует столько, сколько существует человеческий род, потому что в каждом конфликте есть правда и есть ложь, и для того чтобы выявить правду и обличить ложь, люди привлекают неких посредников. Конечно, во многих случаях конфликты, будь то на личностном или семейном уровне, в каком-то узком кругу, решаются без всякого посредничества, но иногда столкновение интересов бывает настолько значительным, настолько сильно влияет на тех, кто участвует в конфликте и даже на тех, кто вне всякого конфликта, что становится ясно: для его разрешения требуется третейское вмешательство. Таким третейским вмешательством и является суд.

Приходя на суд, люди передают свою проблему, свой конфликт, столкновение своих и чужих интересов третейской силе, полагая, что судья беспристрастен, что он способен объективно рассмотреть конфликт и вынести то решение, которое поможет утвердить правду и разрушить ложь. У суда совершенно особый потенциал влияния на жизнь общества, потому что суд — это светское учреждение, способное утверждать Божию правду. Ведь что такое правда и неправда в деяниях человеческих? Это праведность и греховность, и тот, кто прав, защищает ценности, заложенные в его нравственном чувстве, а нравственное чувство имеет своим источником Самого Бога.

У нравственности нет иного источника — только Божественный источник. Все попытки людей, отказавшихся от Бога, объяснить нравственность исходя из неких социальных, общественных, культурных предпосылок, легко опровергаются. Нет более убедительного доказательства бытия Божия, чем присутствие нравственного начала в человеческой жизни. Вот почему великий ученый Иммануил Кант и говорил, что величайшее доказательство Божие — это звездное небо и нравственный закон в сердце.

Действительно, это так. Нравственность невозможно вывести ни из социальных, ни из культурных, ни из иных обстоятельств и условий человеческой жизни. А иначе было бы множество нравственностей: сколько голов, столько и умов. Как различаются политические системы, культурные обычаи! Как различается все то, что сформировано в результате естественного развития тех или иных человеческих общностей! Можно себе представить, как невероятно отличалась бы одна модель суда от другой, если бы все это покоилось на результатах развития человека и общества. Однако во всем мире, на протяжении всей истории, правда была правдой, ложь была ложью, добро было добром, а зло было злом; и суд человеческий призван к тому, чтобы помочь людям утвердить правду и наказать ложь, поддержать добро и наказать зло.

Сам факт существования суда, основывающегося на законе, который в свою очередь основан на нравственном чувстве человека, и есть убедительнейшее доказательство Божественного присутствия в мире. Без Бога не было бы никакой абсолютной правды, а значит, не было бы и нравственности, как не было бы и закона.

Сегодняшнее воскресное богослужение, с чтением соответствующего Евангелия (Мф. 25:31-46), и направлено на размышление о Суде. Но, конечно, не о человеческом суде, но о последнем Суде — том, что будет совершен Самим Богом над всем родом человеческим. Это Страшный Суд, последний акт человеческой истории. Никто не знает, когда он произойдет, те дни сокрыты от каждого из нас, но остается нерушимым указание Самого Бога на то, что человеческая история завершится Судом, который люди назвали Страшным. С этим названием он и вошел и в христианскую культуру, и в наши богослужебные тексты. Почему Страшный? А потому что у грешника не может не быть страха перед этим Судом. Любой человеческий суд можно повернуть в свою пользу; так бывает не всегда, но уж если есть очень сильное желание и огромные возможности, то человеческий суд может поддержать одну из сторон. Но Суд Божий никакими человеческими силами повернуть в свою сторону будет невозможно. Господь явит Свою правду, и этот страшный и самый справедливый суд будет принимать во внимание не только наши поступки, но и наши мысли, наши чувства — все то сокровенное, что каждый человек не склонен раскрывать перед другими, но в чем чаще всего обретаются начала наших грехов. Все это будет предметом рассмотрения на Божественном Суде.

А почему именно сегодня мы вспоминаем о Суде Божием? А потому что мы стоим накануне Святой Четыредесятницы — Великого поста, и воспоминание о Суде наводит на мысль о том, что ничто не утаится из содеянного нами пред Богом и есть только одна возможность приклонить милость Божию к нам и испросить у Него прощение наших грехов, которая обретается через искреннее раскаяние человека пред Богом. А ведь покаяние и составляет сердцевину и подлинный смысл поста — покаяние как искреннее раскаяние пред Господом в своих грехах, как изменение мыслей и чувств своих, как изменение жизни.

Неизвестно, когда Господь явит Свой конечный Суд всему роду человеческому. Некоторые очень озабочены темой Второго пришествия, и пастырям часто приходится отвечать на вопросы верующих, которые с большим интересом и беспокойством задают вопросы о Страшном Суде. А мой ответ всем вопрошающим на эту тему был бы такой: каждого из нас ждет суд Божий, и до этого суда у каждого из нас остается все меньше и меньше времени, потому что личный суд над нами будет совершен после того, как перестанет биться наше сердце. Второе пришествие, эсхатологическое, всеобъемлющее, которое будет явлено всем человеческим родам и всей вселенной, в нашей личной жизни преломится простым, но вместе с тем совершенно особенным актом нашей кончины, потому что после смерти мы предстанем пред лицом Божиим. Это и будет наш Страшный Суд, и для того чтобы у нас была надежда на спасение, на обретение милости Божией, нет никакого другого средства, как только находить в себе силы и по-настоящему раскаиваться пред Богом.

Для того-то нам и даруется пост — время покаяния и молитвы, потому что без молитвы не может быть и покаяния. А через покаяние и молитву мы способны обрести милость Божию и изменить самих себя, то есть принести подлинное покаяние. Да поможет нам Господь укрепиться теми мыслями, которые мы с вами обрели сегодня через евангельское чтение, через молитвы, через Божественную службу, и, сохраняя эти мысли, не расточая их, достойно вступить в поприще Великого поста. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5782117.html

7 марта 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up